основа для понимания итальянского языка это не ваша логика, а итальянская грамматика
И раз она даёт ho sudato, то мне всего лишь остаётся сказать «это правильно». Ну, а дальше или попытаться объяснить самому себе (чем я и занимаюсь), или просто выучить поговорку ho sudato 7 camicie. И второе, поверьте мне, гораздо надёжнее, потому что язык учится именно так – через модели. Для меня в sudare есть возможность контроля: вы можете взять платочек и вытереть пот. А вот в случае arrossire вы не можете взять платочек и вытереть краску. И кстати, помимо arrossire есть ещё arrossare и arrossarsi, так что в очередной раз повторю импринтинг, который всем импринтингам импринтинг: для того, чтобы применять какой угодно ключ
язык нужно учить
– russare
Вы можете перевернуть храпящего на бок, можете свистнуть ему в ухо и другое в подобном роде. А вот в случае arrossire см. чуть выше
III. Что вмешивается в категорию контроля (то есть, когда сложные времена образуются с essere)?
1. Я заметил, что у многих изучающих итальянский язык в голове сидит установка, что глаголы движения образуют сложные времена с essere. Я знаю, что вы-то не такие, однако на всякий случай скажу: с essere образуют сложные времена векторные глаголы. Это моё личное определение, поскольку вектор есть направление, и данные глаголы как раз несут в себе направление/движение из одной точки в другую. Именно векторные глаголы являются глаголами движения, поскольку движение (не шевеление) обязательно предполагает цель/направление.
В некоторых из них вектор содержится изначально:
– andare: переводится как «направляться»
– tornare: возвращаются в одну точку
– arrivare, partire, entrare, venire: то же самое
Плюс так называемый (опять же мною) нулевой вектор/одну точку: essere, stare, rimanere
В некоторые глаголы вектор может быть привнесённым:
– correre
а) я бегал 2 часа – ho corso 2 ore. Обычное действие, поддающееся контролю: как хотите, так и бегайте/не хотите, не бегайте
в) я побежал в аптеку – sono corso in farmacia
И это, с моей точки, тоже каким-то образом вписывается в категорию soggettoattivo:
– correre: бегаю, как хочу
– correre in farmacia: направление уже влияет на волю
Но мне могут заметить: а как же nuotare/viaggiare/camminare – они же всегда с avere, независимо от направления. А я им отвечу: viaggiare/nuotare это не глаголы движения, это способ нахождения в пространстве:
– один ha mangiato
– второй ha viaggiato
– ещё кто-то ha nuotato или ha camminato –
каждый занимался в пространстве своим делом.
А для категории camminare есть ещё глагол incamminarsi, который уже с essere: si sono incamminati verso casa.
2. В категорию контроля вмешивается частица si, поэтому, когда она появляется в глаголе, его сложные формы независимо ни от чего образуются с essere. Это можно объяснить так, например, что частица si, будучи возвратной, как бы возвращает действие на исполнителя/мешает действию перейти на предмет –> глагол теряет переходность:
– bevo una birra – ho bevuto
– mi bevo una birra – mi sono bevuto/a.
Это mi дополнительного смысла не привносит, но добавляет эмоционального окраса – сами итальянцы говорят в данном случае о большей степени вовлечённости в процесс. Вот жаркий день, и вы думаете:
– adesso torno a casa e mibevo una bella birra fresca! – сейчас приду домой и шарахну холодненького!
У нас тоже есть это, только в гораздо более ограниченном виде:
– иду, по сторонам смотрю – иду себе, по сторонам смотрю.
3. Детская подсказка: piacere не имеет avere. Сюда же: sembrare/bastare/costare/succedere + dipendere/diventare/sparire: это не все глаголы, которые не имеют avere по определению, но они самые показательные, то есть модельные.
Лирическое отступление. Эти глаголы в итальянской грамматике входят в категорию impersonali. Но смотрите:
– во фразе qui non si fuma подлежащего нет, поэтому это действительно безличная конструкция
– во фразах mi piace quando… / mi sembra che… / non mi era mai successo подлежащего нет
– во фразе questo libro mi piace / questi libri mi piacciono подлежащее есть, и сказуемое piacere с ним согласуется – значит, это уже не безличная конструкция
– mi sembri un po` stanco / mi sembrate un po` stanchi и т.д.
IV. Особое место занимают глаголы
1. salire/scendere:
– sono sceso per le scale – векторный глагол (спускаются всегда в одорм направлении)
– ho sceso le scale = ho fatto le scale (есть прямое дополнение, я сделал ступеньки – кого, что?)
– sono sceso in ascensore – векторный глагол (нет прямого дополнения, я поднялся на лифте, а не поднял лифт)
2. piovere/nevicare и другие atmosferici, которые могут образовывать сложное время как с avere, так и с essere:
– ieri e` piovuto – ieri ha piovuto 2 ore
Сравните 2 фразы
– Ivanov fa un lavoro
– Fa caldo
В первой фразе есть субъект действия (Иванов), во второй субъекта действия нет, но глагол стоит в личной, а не в безличной (si fa) форме. С моей точки зрения (и не только с моей) это по умолчанию бог, раз уж он уже был упомянут выше:
– ieri e` piovuto (вчера дождило) – ieri ha piovuto 2 ore (вчера бог дождил 2 часа)