
Сразу же после родов Марианна встала к станку в оборудованном в их доме специально для нее полноценном репетиционном зале, в котором она проводила по несколько часов в день, отрабатывая классы. А через полгода вернулась к репетициям в коллектив. Пока только к репетициям, без выступлений.
Она продолжала кормить Максимку и, чтобы не расставаться с ним на время работы, наняла двух нянек, строгий отбор которых провели Елена Александровна, дед Игорь и Константин. Нянечки работали через день, занимаясь ребенком, пока Марьяна репетировала, и приносили его на кормление маме в перерывах между репетициями.
Марианна быстро вошла в прежнюю форму, вскоре руководство приняло решение вводить ее в спектакли, и она вернулась в работу в полном ее объеме. Константин снял квартиру на Тверской в соседнем с танцевальным театром ансамбля доме, для нянек с Максимкой, чтобы находились рядом с Марианной, когда она работала. Частенько на эту квартиру наведывалась то мама Константина, то мама Марианны, но больше всех проводил там время с правнуком дед Игорь.
А вскоре пришло время очередных гастролей, и нянечки с Максимкой, в сопровождении охранника, приставленного Константином, отправились следом за труппой ансамбля по городам и весям.
Кирт не возражал, наоборот, поручил своим помощникам продумать и организовать быт и проживание Марианны с няньками и ребенком, а также периодически присоединявшихся к ним родственников – бабушек, дедушек и прадеда Игоря. Да и сам частенько прилетал на день-два навестить жену с сыном и обязательно приходил на спектакли.
Своей Марианной Константин Кирт серьезно гордился и не скрывал этого, часто хвастаясь партнерам и друзьям ее достижениями.
Помимо того, что его жена была изысканной, утонченной женщиной и прекрасной, выдающейся танцовщицей, она еще имела поразительные способности к языкам, чему в немалой степени способствовало ее врожденное чувство ритма и музыкальное восприятие звуков.
Еще в хореографическом училище Марианна легко освоила и выучила английский. А когда служила в Большом театре, частенько беседовала с известной оперной певицей, по непонятной Марьяше причине выделявшей ее из всех балетных девочек и благоволившей к ней. Ну что значит «выделяла», любила поговорить, в основном, понятное дело, о себе, порассуждать на какие-то отвлеченные темы, посплетничать, перемывая кости всем известным театральным личностям.
Почему она выбрала Марианну для откровений, один бог знает. Ну вот выбрала, может, потому, что девочка смотрела на нее с величайшим уважением и почтением. Ну, не суть. Речь о другом: в их беседах оперная дива не раз высказывала восхищение итальянским языком, его уникальной певучестью и мелодичностью, позволявшей создавать такие музыкальные шедевры, питающие известнейшие оперные голоса, и частенько переходила в разговоре на свой любимый итальянский.
И Марианна как-то легко, даже походя, выучила на слух легкий разговорный вариант итальянского, чем в немалой степени порадовала оперную приму, общаясь с той на любимом языке. И, когда они гастролировали по Италии, Марьяна не испытывала затруднений в общении с местными жителями, практически свободно разговаривая на их языке.
С французским было чуть посложнее, но кое-что сказать она могла и понимала большую часть того, что говорили ей по-французски.
Максимке исполнилось полтора годика, когда Марианна, наконец, окончила академию, в которой так и продолжала учиться все эти годы. И только сдав экзамены, защитив дипломную работу и получив диплом о высшем образовании, она почувствовала и поняла, какой тяжеленный груз тащила все эти пять лет на себе. Даже не отдавая себе отчета, какие колоссальные психологические и физические нагрузки она испытывала, продолжая учиться. Так бывает – иногда взвалишь на себя какую-то ношу-обязанность и вот тащишь и тащишь, как крест, привыкнув и уже не замечая его тяжести. И лишь скинув и освободившись, поражаешься – во-первых, как же это тяжело-то было, а я и не замечал, мучился, терпел по привычке, а во-вторых: на кой я вообще его тащил столько лет?
Ну теперь все – свободна! Марианна вздохнула полной грудью…
И отправилась на новые гастроли с ансамблем.
Она устраивала все таким образом, чтобы Максимка всегда ездил и находился рядом с ней на всех гастролях. Впрочем, это уже вошло в привычный уклад их семейной жизни и быта, вот такой необычный уклад, так у них и пара не совсем обыкновенных людей была. Ну, с Марьяной все понятно, а Константин с каждым годом становился все более и более серьезным бизнесменом с весьма приличным финансовым весом и репутацией, готовым в ближайшем будущем вступить в ряды так называемых тяжеловесов бизнес-элиты страны. До миллиардеров форбсовских и олигархов в полном понимании этого определения пока далековато, но динамика в этом направлении у него была весьма устойчивая.
Когда Максимке исполнилось три годика, специалисты, к которым отвел его сам Игорь Аристархович, обнаружили у мальчика идеальный слух, доставшийся ребенку по наследству как раз-таки от него, от прадеда. Он же и взял на себя занятия музыкой с правнуком по какой-то там исключительной методике известного педагога. Теперь эта парочка – правнук с прадедом – стала неразлучной и сопровождала Марианну во всех ее гастрольных поездках.
И вот, как ни посмотри, у людей все хорошо и правильно: замечательная семья, прекрасный одаренный ребенок, жена и муж, каждый профессионал в своей сфере, увлечены своим делом, своей жизненной реализацией – живи, Бога благодари да радуйся.
Но, как водится в нашей непредсказуемой жизни, – когда все так прекрасно-удачно складывается, и течет правильно-ровно, и получается великолепным образом, без какой-нибудь гадской подставы не обойдется! Вот хоть ты что делай – по дереву стучи, через плечо плюйся, молчи, как партизан, не бахвалясь своим счастьем, благополучием и успехами, свечки в церкви за здравие ставь, благотворительностью занимайся – а хердяк, и на тебе! Получи вражескую засаду на ровном месте, будь любезен расписаться в получении!
Максимке исполнилось семь лет, он много занимался с прадедом Игорем и с преподавателями, готовясь первого сентября идти в специализированную музыкальную общеобразовательную школу для одаренных детишек на класс фортепиано, поэтому первый раз не поехал с мамой на гастроли. Повезло, кстати, необычайно хотя бы в том, что ребенка не было рядом с Марианной, когда с ней случилась беда, и малышу не пришлось пугаться и переживать эту историю.
Ансамбль исполнял очень динамичные, насыщенные танцы с элементами, приближенными в какой-то степени к акробатике высокого уровня, и любой предмет, случайно оказавшийся на сцене, мог стать причиной травмирования танцовщиков. Поэтому все костюмы артистов содержались в полном, идеальном порядке и тщательно проверялись перед каждым выступлением целым штатом костюмеров. Те, кто имел эстетическое удовольствие видеть постановки коллектива ансамбля, поймут: там такая мощь творится на сцене, такая невероятная экспрессивная динамика танца, когда десятки артистов двигаются в одном ритме, в синхроне, выполняя невероятные по сложности элементы, – мощь, красота необыкновенная, захватывающее действие, а энергия просто шибает со сцены в зал, пробирая до мурашек. Понятное дело, что, случается, отлетают и пуговицы, и пряжки, и декоративные элементы костюмов, и обувь рвется. Всякое бывает, при такой-то экспрессии.
А тут полная нелепица – во время выступления у одного из танцовщиков отлетел каблук. Казалось бы, подумаешь, каблук – смешной курьез, не более.
Как бы не так!
В тот момент, когда девушки, исполняя танцевальную связку, высоко подпрыгнув, опускались на сцену, этот злосчастный каблук пролетел по сцене прямо под ногу Марианне, не успевавшей сменить траекторию приземления, хоть и увидевшей посторонний предмет на полу. Она «пришла» своей левой, поврежденной ступней прямо на него. Нога подвернулась, и Марианна, естественно пытаясь удержать равновесие и не рухнуть боком на сцену, упала на правое колено.
Со всей силой инерции, к тому же удвоенной возвратной мощью прыжка. Мениск разорвался сразу же, колено разбилось, Марьяна отчетливо услышала жуткий костяной хруст, с которым оно сместилось вбок. В первый момент от дикой боли у нее совершенно потемнело в глазах, и в этой черноте полетели во все стороны те самые пресловутые искры, но зрение вернулось практически сразу. Она втянула в себя воздух, задержала дыхание и, сцепив зубы до хруста и скрежета челюстей, «прилепив» улыбку на губы, поднялась с колена и, встраиваясь в рисунок общего танца, жесточайшей волей и самодисциплиной, и еще чем-то необъяснимым, волей артиста, заставила себя дотанцевать мизансцену до конца.
Для зрителей же то, что случилось на сцене, смотрелось как естественная, интересная драматургия танца: прекрасные девушки-танцовщицы подпрыгнули, символизируя свободу и легкость жизни, а когда опустились обратно, одна из них, та, что находилась в центре, припала на колено, как бы пробуя для себя подчинение мужчине, семейному долгу. Но свободолюбивая натура не приняла такой покорной роли, и она поднялась, продолжая танец свободы, и девушки, приветствуя ее возвращение в их круг, подхватили подругу под руки и, весело смеясь, увлекли за кулисы.
На самом деле девчонки видели, что произошло, в момент просекли и оценили ситуацию, благо это случилось на последней минуте танца, и, подхватив Марианну под руки, обыграли радость ее «возвращения» с колен покорности и, легкими «нимфами» выпархивая за кулисы, буквально вынесли Марьяну со сцены, где та рухнула на руки ребят-танцовщиков, потеряв сознание.
Боль была адская. Настолько дикая, что, преодолевая, терпя ее, Марианна ничего не видела, буквально ослепла, как в первый момент там, на сцене. Штатный доктор ансамбля сразу же сделал ей обезболивающую блокаду, вызвали местный амбуланс, и Марьяну срочно увезли в больницу. Везение номер два – после того первого, что Максимки не было рядом с ней, – случилось это несчастье на спектакле в Берлине. Как и с первой травмой, она попала на стол к одним из лучших медиков в мире. И везение номер три – на медицинских страховках для своих артистов руководство ее ансамбля никогда не экономило, приобретая на время гастролей самые дорогие в обязательном порядке, что дало Марьяне возможность лечиться в берлинской клинике. Ну а когда обеспечение страховки закончилось, то лечение продолжил оплачивать ее муж.
Константин примчался в клинику на следующий же день после произошедшего несчастного случая и сразу развил бурную деятельность, направленную на спасение-исцеление любимой жены. Марианну поместили в отдельную роскошную палату, где ее осмотрел лучший ортопед страны, приглашенный и оплаченный Киртом, который и провел повторную операцию.
Колено ей спасли. Но вердикт врачей оказался приговором – танцевать она больше не будет. Точка жирным немецким почерком. Да и российские специалисты, к которым обратилась Марьяна, вернувшись на родину, лишь подтвердили диагноз своих немецких коллег.
– Года два вам совершенно точно противопоказаны и категорически запрещены прежние нагрузки, – пояснил ей российский ортопед. – Восстанавливающая аппаратная терапия, специальные упражнения, постоянное наблюдение у докторов.
– И я смогу танцевать? – усмехнулась иронично Марьяна, заранее зная ответ.
– Вряд ли, – пряча от нее глаза, ответил доктор и укорил: – Радуйтесь, что не будете хромать, это уже великое достижение. Скажите спасибо немецким специалистам. Какое там танцевать, – махнул он в раздражении рукой.
– Спасибо, – вежливо поблагодарила Марианна и покинула кабинет.
Казалось бы, крах жизни, но Марианна не впала в апатию, в тяжелое переживание и депрессивное состояние. Она приняла новость о своей профнепригодности спокойно и стойко, где-то на периферии сознания повторяя про себя слова деда Игоря о непреодолимых препятствиях, сказанные им много лет назад, когда она чуть не потеряла пальцы на ноге.
Ладно, значит, вот так – примем обстоятельства такими, какие выпали. Есть и другая жизнь, вне танца, есть муж и бесконечно любимый, замечательный сынок. Она жива, здорова, молода, полна сил, слава богу, живы и здоровы все ее родные и близкие, а это большое счастье и большая удача. Очень большая удача. Потеряно дело всей жизни… ничего, она справится…
Справится.
Но, сбегая от отчаяния, которое не показывала никому, переживая только внутри себя, от мучивших болей в колене и бесконечных мыслей, Марианна попросила мужа отвезти ее куда-нибудь на Карибы, что ли, неважно куда, главное, чтобы там было лазурное море-океан, минимум туристов, красота вокруг, солнце и тишина-покой.
Ей в тот момент так вдруг захотелось тишины.
За годы работы, учебы и бесконечных гастролей Марианна невероятно, тягуче устала, что выяснилось, лишь когда несчастный случай остановил это ее бесконечное движение вперед. Устала от вечного напряжения, от людей, от непрекращающейся дороги, репетиций, от обязательств, просто по-человечески физически и морально устала.
И Константин устроил им незабываемую поездку в мексиканский Тулум. Совершенно потрясающее место.
Они поселились в шикарном отеле, уровня лакшери, в котором, как во всяком гостиничном «паласе» подобного рода, все было по высшему разряду: золотые буквы на черном мраморе, цветочные композиции, источающие великолепные ароматы, раззолоченный холл, дерево непростых пород, расписанные вручную ткани, кожа мягчайшей выделки, белозубые улыбки персонала, делавшегося незаметным, когда это требовалось, и прочие атрибуты гостиничного шика.
В самом Тулуме, как и заказывала Марианна, было совсем немного туристов, бирюзовые воды океана, чистейшие малолюдные пляжи и древние исторические постройки майя.
Тот их потрясающий отдых превратился во второй медовый месяц – оба, не сговариваясь, оставили все проблемы и дела дома. Даже непомерно занятому Константину удалось расслабиться, задвинуть все телефонные звонки и мысли о бизнесе хоть на короткое время, и они просто наслаждались отдыхом, отдавшись его неспешному течению – никуда не торопясь, ничего не планируя, релаксируя душой, телом и даже мыслями.
И только вернувшись домой, Марианна всерьез задумалась, что же ей делать, куда двигаться и как жить дальше. То, что молодая, в принципе здоровая и активная женщина, принявшая решение не работать, поскольку у нее есть богатый муж, неизбежно обречена на драмы, это она понимала со всей отчетливостью. Да и деятельная натура, привыкшая всю сознательную жизнь непомерно много трудиться, ставить перед собой определенные цели и добиваться их реализации, не могла принять пустой праздности. Пусть даже очень хорошо обеспеченной праздности.
И, ничего особого не надумав, Марианна взяла и поступила в аспирантуру своей родной академии, куда ее приняли с большим удовольствием. А параллельно с учебой занялась, наконец, всерьез языками – итальянским и французским, которыми владела на простом, банальном разговорном уровне, да и испанский понемногу взялась изучать. И, разумеется, занималась Максимом: возила сыночка в школу и на дополнительные развивающие занятия.
К тому времени их семья окончательно перебралась жить за город, на чем давно настаивал Константин, которому хотелось свой дом-усадьбу на просторном участке, будущее «родовое гнездо», где легко дышится и ты чувствуешь себя по-настоящему хозяином, а не соседом, пусть и очень известных и значимых людей, как в городской квартире. И воплощал он это свое сокровенное желание долгих пять лет, выбрав место как раз по его мечтам, слава богу, не на «богатой традициями» Рублевке, но тоже в поселочке не без пафоса, с крутыми знаменитостями по соседству.
Люди, переселяющиеся за город, отлично понимают, какой головняк они себе приобретают, вынужденные каждый день возить детей на учебу в Москву и обратно. Разумеется, когда графики дел и занятости Марианны и Максимки оказывались уж слишком насыщенными, они оставались в московской квартире на день-два, но при любой возможности старались вернуться в свою усадьбу, где каждая мелочь, каждая деталь интерьера были продуманы и обустроены Марианной, учитывавшей характеры, привычки и пристрастия мужа, сына и свои, сумевшей создать поразительную, уникальную уютность и домашность, теплоту в доме, в которую хотелось и тянуло вернуться, чтобы раствориться в этом уюте и особой ласковой душевности.
Разумеется, Марианна могла переложить обязанности возить Максимку в Москву и обратно на охранника с водителем и няню ребенка, но даже мысли такой не допускала, стремясь проводить с сыном любую возможную минутку. Поэтому, пока водитель вез их утром в город и вечером обратно, они с Максимкой, сидя на заднем сиденье, успевали по дороге обсудить текущие дела, просмотреть ноты того произведения, которое в данный момент исполнял ребенок, посмотреть на планшете запись концерта известного пианиста или симфонического оркестра, спеть что-нибудь вместе и просто поболтать на разные темы, посмеяться, пообниматься, пошушукаться, секретничая. И это были самые прекрасные, самые драгоценные часы, проведенные мамой с сыном только вдвоем в переполненном делами, встречами и заботами дне.
Деятельной Марианне, с детства привыкшей существовать в жестком рабочем и деловом графике, не хватало сильного, интересного дела, самореализации. Учеба в аспирантуре и занятия благотворительностью от имени мужа не давали ей ощущения полной нагрузки и увлеченности интересным, захватывающим делом. И однажды, как это говорится, с легкой руки ее научного руководителя, подивившегося, почему она не защищается, Марианна подумала: а действительно, почему? Интересно же. И решила писать кандидатскую диссертацию. Нет, ну на самом деле, а почему бы нет?
И, посовещавшись с тем же руководителем, сподвигнувшим ее на это дело, выбрала не какую-то там темку из серии, скажем, «Истоки русского хороводного танцевального обряда», чтобы кататься по далям и весям родины, по малым городкам и деревенькам в поисках материала, а с конкретненькой заявкой на интересные путешествия: «История возникновения национальных танцев народов Европы».
Нормально, да. Понятное дело, что тема диссертации подразумевала посещение стран Европы, в которых кто-то в незапамятные времена сподобился начать танцевать, и тесное сотрудничество с европейскими учеными и архивистами, для глубокого и всестороннего изучения корней тех самых древних зачатков танцевального искусства. Ну а как? Не сидя же в Москве познавать истоки европейского танца. И этот научный поиск за границей стал одним из интереснейших и насыщенных этапов в жизни Марианны и ее семьи.
Ей, как и прежде, хоть и в гораздо меньшей степени, пришлось проводить много времени в разъездах, и Марьяна, стараясь подгадывать свои поездки таким образом, чтобы они совпадали с каникулами Максимки, брала малыша с собой при любой возможности, иногда и во время учебной четверти, договариваясь с учителями, но старалась не злоупотреблять прогулами школы. Константин не возражал против ее нового дела и поездок сына с мамой, поддерживал жену, да и сам старался, по мере возможности, присоединяться к семье хоть на пару-тройку дней в этих, можно сказать, научных экспедициях.
Здорово было. Какой-то такой получился светлый, счастливый период их жизни – им было хорошо вместе и как-то повышенно радостно, может, от того, что все сложности, дела и проблемы отодвинулись на время. Они много смеялись, шутили, посещали великолепные исторические места, водили Максимку в зоопарки, в парки аттракционов, в Диснейленд и проводили втроем гораздо больше времени, чем дома в России, где каждый был плотно занят своими бесконечными делами.
Диссертацию Марианна защитила с блеском, получив великолепные отзывы специалистов и научного руководителя, сорвав аплодисменты по окончании своего доклада, что, в общем-то, не приветствуется в научном сообществе. А буквально на следующий день после того, как Константин устроил банкет в дорогущем ресторане в честь получения женой звания кандидата наук, ей позвонил бывший коллега по ансамблю, Андрей Рожнов, сказав, что у него есть для нее серьезное предложение.
Пока Марианна ехала на встречу с Андреем, все гадала, что же там у него может быть за предложение такое, прямо серьезное-серьезное, судя по его интонации? Ну заинтриговал, ничего не скажешь, да еще таинственности напустил, особым заговорщицким тоном пообещав, что ей понравится то, что он собирается предложить. Но, перебирая в голове возможные варианты, она все же склонялась не к самому утешительному, думая, что, скорее всего, Рожнов попросит денег на какой-нибудь проект и предложит ей в нем поучаствовать. К Марианне достаточно часто обращались знакомые и малознакомые люди, желавшие попросить у Константина взаймы на финансирование каких-то проектов, на развитие бизнеса или благотворительность, с просьбами посодействовать, повлиять каким-то образом на его решение.
Марианна всегда отказывала, ну хотя бы потому, что однажды попросила за подругу и выслушала холодный отказ мужа и его нравоучение на тему одалживаний и финансирования знакомых.
– Я не плачу чужих долгов, Марианна, – оборвал он ее объяснение о житейских трудностях подруги. – И советую тебе запомнить это правило навсегда, если не хочешь остаться без денег и без друзей, которые при любом исходе дела, сколько бы ты ни дала им денег и как бы ни помогла, будут считать тебя недостаточно щедрой, жадной и тайно ненавидеть за ту помощь, которую ты им окажешь.
Как-то так обидно отбрил, а потом еще долго объяснял что-то про основы психологии богатого человека и про то, что, собственно, и делает его богатым.
Марианна, может, и возмутилась бы такой холодной расчетливостью и жадностью мужа, и была бы неприятно поражена, если бы не лично курировала и вела от имени мужа все проекты и вопросы, связанные с благотворительностью, и прекрасно знала, какие серьезные суммы Кирт отчисляет на этот род деятельности. Ну да, пусть по настоянию, увещеванию и долгим уговорам Марианны, и да, не без расчета и делового умысла, но отчисляет же. Мог бы и не заморачиваться. Кстати, он частенько оказывал весьма солидную и адресную помощь конкретным людям, а не отделывался вкладами в непонятные фонды.
Больше с подобными просьбами к мужу Марьяна не обращалась никогда. И сейчас, паркуя машину у кафе, в котором они договорились встретиться с Андреем, заранее расстраивалась, чувствуя внутренний дискомфорт и неудобство душевное, понимая, что придется отказывать человеку, к которому очень хорошо относилась.
Но просьба, которую выложил ей Рожнов, азартно посверкивая веселыми глазами при этом, была совершенно иного рода и весьма далека от финансовой составляющей.
– Ты, наверное, знаешь, что мне тоже пришлось уйти из ансамбля из-за травмы? – приступил к объяснению своего делового предложения Андрей, после того как они поздоровались и, искренне радуясь встрече, дружески обнялись-расцеловались.
– Да, я слышала. Мне Ирина говорила, что ты серьезно порвал связки и долго лечился.
– М-да, – вздохнув нерадостно, подтвердил Рожнов. – Так вот, – вернулся он к теме разговора, – мне, как и тебе, танцевальную деятельность, в том виде, в котором она была до травмы, врачи запретили. Помыкался я тут по разным вариантам, преподавать пытался, но понял: не мое это. А тут обратился ко мне Калашников… – И спросил: – Помнишь, кто такой?
– Ну-у-у, – протянула Марианна, вспоминая. – Кажется, что-то про Министерство культуры?
– Точно. Только теперь он один из главных помощников министра культуры. Мы с Алексеем знакомы и дружим с детства, наши мамы ближайшие подруги и тоже с детства. Так вот, позвонил мне Алексей и предложил один вариант. Дело в том, что через три месяца состоятся крупные соревнования среди профессиональных пар по латиноамериканским бальным танцам. От нашей страны должны были выступать пять пар, но одни из самых сильных ребят, претендовавших на призовые места, выбыли. Там какая-то история с аварией, точно не скажу. И Калашников по дружбе позвонил мне и предложил подыскать партнершу из девчонок ансамбля и выставить нашу пару на соревнования. И я сразу же подумал о тебе.
– Подожди, – остановила его эмоциональную речь Марианна. – На кой им сдался ты, когда в стране более чем достаточно сильных, серьезных профессионалов в бальном танце, да и любителей высокого уровня хватает. Наверняка у них на одно это освободившееся место десятки претендентов, которые драться за такой шанс будут.
– Ну да, – подтвердил ее предположение Рожнов и многозначительно усмехнулся. – Я же говорю: Леша близкий друг с детства и знает мою ситуацию, обещал помочь с трудоустройством, если подвернется интересный вариант. Вот он и подвернулся. – И принялся «поддавливать» Марианну: – Но надо быстро дать ответ, Марьяш.
– Подожди, – махнула рукой Марианна, торопливо осмысливая информацию. – Это слишком неожиданно. К тому же мне танцевать запретили.
– Тебе запретили те танцы и нагрузки, которые были раньше, а бальный танец ты стопудово потянешь. – И спросил: – Ты же станок работаешь каждый день?