Наблюдение за слоями и извилинами деятельного мозга (что легко сделать во время медитации) – это первый шаг к ослаблению его влияния на наши действия и реакции. Медитируя в тишине, можно заметить, как плывут мысленные образы, точно листья на поверхности ручья. Можно смотреть на них «с берега», наблюдать, как они уплывают. Таким образом развивается так называемое сознание свидетеля. Осознавая присутствие этого наблюдателя внутри нас, мы начинаем узнавать о нем все больше и больше, и однажды признаем его одним из аспектов нашего истинного божественного «Я».
Помимо наблюдения, медитация позволяет проникнуть в мотивы и стимулы наших мыслей. Можно спросить себя, что вызвало у нас ту или иную идею или образ. Этот процесс самоисследования можно сравнить с чисткой артишока, с которого нужно снять множество слоев листьев, чтобы добраться до вкусной сердцевины. А в центре, скрытом за слоями разума, нас ждет тот, кто мы есть на самом деле.
В отличие от Аруна, Колину улыбнулась удача, но у него не хватило смелости принять дар. Эта история напоминает нам о том, что, изменив свое мышление и отношение, мы можем принять счастье, даже если сопротивлялись ему всю жизнь. Это главная цель медитации! Но чтобы достичь этого, возможно, придется проявить такое же терпение, как «леди без возраста».
Грабитель
Колин на себе испытал способность человеческого разума сбивать с толку и вводить в заблуждение. Даже если у вас самые лучшие намерения, разум может сбить вас с пути подобно хорошо экипированному солдату, идущему в неправильном направлении. История Колина напоминает другую, суфийскую.
Стояла абсолютно безмолвная черная ночь, освещаемая лишь тонкой полосой полумесяца. Посреди этой ночи Ходжа Насреддин выбежал на деревенскую площадь, крича во все горло:
– Помогите! Грабят!
Соседи всегда заботились друг о друге и поэтому сразу выскочили из домов с криками:
– Где вор?
– У меня дома, – ответил Ходжа.
– Ты видел вора или слышал его? – спросил кто-то из соседей.
– Ни то ни другое.
– Тогда откуда ты знаешь, что он там?
– Мне говорили, что взломщики работают в абсолютной тишине в темноте ночи, – ответил Насреддин. – Поэтому, когда я проснулся в кромешной темноте, в которой не было ничего не слышно и не видно, я понял, что в моем доме, должно быть, орудует грабитель.
– И что же он забрал? – спросил еще кто-то, отсмеявшись.
– Идите и посмотрите сами.
Люди зажгли факелы, и спрашивающий зашел с Ходжой в дом. Мужчины огляделись, но, казалось, все было на своих местах.
– Видите, какой он умный, – прошептал Насреддин, – он взял все, что у меня было, но заменил это копиями, чтобы я ничего не заметил.
Разум, обманутый фантазиями, слухами и бабушкиными сказками, временами приходит в неистовство и полностью игнорирует реальность нашего мира. Эта история – еще одно напоминание о важности обуздания разума, поскольку он своими яркими выдумками формирует мышление, которое видит противоположность и дуализм в любой ситуации, а также создает хаос, несчастья и заблуждения.
Медитация – одно из лучших средств против подобного бесчинства. Она не только успокаивает ум, но и открывает нам основополагающую реальность, объединяющую, казалось бы, абсолютно несопоставимые противоположности. Таким образом мы можем побороть свой негативный тип мышления, в котором хорошее противопоставляется плохому, а правильное – неправильному.
Эта история также напоминает об одном ценном инструменте, которым мы можем воспользоваться на духовном пути, – о чувстве юмора. Божественное обладает им в избытке! Но мы тоже можем «выделять» его, подобно сладкому священному нектару, происходящему от довольства, и более широкого, терпимого взгляда на события, который мы обретаем благодаря медитации.
Пьяный сиддх
В древнем городе Бенаресе однажды проходила большая ярмарка. Тысячи людей стекались туда отовсюду, чтобы принять участие в ежегодном празднике.
Пришел в город и старый, мудрый сиддх, достигший полного просветления. В вечном состоянии блаженства он, казалось, плыл по дороге точно во сне, не обращая внимания на шум, суматоху и возбуждение, царившие вокруг него. В какой-то момент он присел отдохнуть в тени баньянового дерева, ибо день становился все более жарким.
Прислонившийся к дереву, он был так погружен в экстаз божественной любви, что все видевшие его принимали за пьяницу. Про святых, погруженных в состояние восторга, часто так думают.
Один из проходящих мимо людей, горячий поклонник марихуаны, как раз недавно употребил порцию местной травки. Увидев сиддха, прохожий подумал, что нашел товарища и соратника в своем пристрастии.
– Здравствуй, брат, – сказал он и лег на землю под деревом рядом с мудрецом.
Вскоре, стремясь укрыться от полуденной жары, к ним присоединились еще несколько путешественников. Один из них был жаден до алкоголя, другой – до чужих денег, а третий же был ученым-пандитом[5].
Все четверо рассматривали сиддха, и каждый думал о своем. Первым заговорил выпивоха.
– Послушайте, – сказал он. – Этот парень, должно быть, опустошил по меньшей мере бутылку чего-то крепкого и, наверное, перестарался. Я в день выпиваю две бутылки, но меня никогда так не развозило.
Любитель ганджи не согласился:
– Э, нет, брат, он не из тех, что пьют спиртное. Очевидно, он только что выкурил какой-то хорошей травки.
Вор ничего не сказал: он не сводил глаз с карманов сиддха, ожидая, когда остальные уйдут, и думал о том, как легко было бы ограбить этого человека в столь беспомощном состоянии.
Наконец вмешался пандит:
– Вы разве не видите, что этот человек – великий сиддх, явно наслаждающийся состоянием высшего блаженства? Вы все глупцы, проецирующие на него собственные глупость и невежество.
Через некоторое время мудрец пришел в себя. Выглядел он совершенно трезвым и посвежевшим; он встал, улыбнулся, поклонился своим соседям и отправился в путь. Он совершенно не обращал внимания на то, что происходило вокруг него, ибо пока другие проецировали на него самих себя, он оставался собой. Чужие мысли не сбивали его измененное и возвышенное состояние и уж точно не становились его частью.
Бо́льшую часть времени мы ограничиваем себя строгими рамками собственного эго – еще один способ запутать и схватить нас, – и часто проецируем свои ограничения на других. Например, если мы видим себя бедными, жалкими, неуверенными негодяями, будем считать каждого встречного лучше себя. Или возможно обратное, когда мы, считая себя высшими существами, смотрим на всех прочих «маленьких» людей, не согласных с нами, свысока.
Однако по мере исследования внутреннего мира с помощью медитации мы постепенно трансформируемся. Как только мы осознаем свою истинную божественную природу, причастность к божественному, начнем ощущать присутствие и проявление Бога во всех, кого встречаем, – в людях, «сияющих, как солнце», как говорил Томас Мертон[6]. Однако такое может случиться и до трансформации. Подобно сиддху из этой истории, мы способны признать божественное в других, почтительно склонить голову и кивнуть в знак признания и уважения.
Потерянное дитя
Как-то одним праздничным днем молодая мать сидела у себя дома, тихонько что-то напевая и укачивая малютку-дочь на руках. И вдруг она услышала радостные звуки свадьбы, доносящиеся с улицы. Звуки колокольчиков, рогов, флейт и бубнов сливались в радостные песни, когда толпа, танцуя, направлялась к деревенскому храму.
«Как весело! – подумала женщина. – Надо пойти посмотреть». Она привязала дочь к спине и выбежала на улицу, чтобы посмотреть на процессию. Толпа, казалось, никогда не рассеется, так много было у молодоженов родственников и друзей. Люди шли так долго, что малышка, несмотря на шум, закрыла глаза и уснула.
Наконец, ударяя в бубен, прошел последний человек из процессии, и молодая мать поспешила домой. Оглядев гостиную, она оцепенела от страха.
«Где моя малышка? – воскликнула она про себя. – Я оставила ее здесь, но она, кажется, куда-то уползла». В отчаянии женщина обыскивала весь дом и сад. С каждой минутой ее страх возрастал, а в уме всплывали кобры и скорпионы, водившиеся в этих местах. Нигде не было и следа ребенка. Ни звука, ни плача, ни хныканья не слышала бедная женщина.
Убитая горем мать упала на пороге дома и залилась горькими слезами. На звуки плача прибежали соседи.
– Что случилось? – спросили они. – Почему ты так громко плачешь?
– О горе, – простонала женщина. – Я потеряла свою дочь. Вышла из дома, чтобы посмотреть на свадебное шествие, а когда вернулась, ее и след простыл. Везде искала и боюсь, что с ней что-то случилось.
Услышав это, соседи рассмеялись:
– Потеряла ребенка? – спросили они. – А кто же это тогда спит у тебя за спиной?
– Ах! – воскликнула женщина. – Спасибо! Вы нашли мое дитя.
Не в силах сдержать радость, она принялась осыпать лицо дочери множеством поцелуев.
Поступила ли женщина глупо, так сильно обрадовавшись обнаруженной дочери? И было ли нелепо с ее стороны бояться, если в действительности ребенок никуда не пропадал?
И все же многие ищущие переживают, что, несмотря на все свои внутренние и внешние поиски, они не смогут найти Бога. Какой глупый и неоправданный страх. Думать, что мы потеряли Бога или не можем его найти, – значит заблуждаться так же глубоко, как наша героиня, которая решила, что потеряла ребенка. Бог здесь, в этот самый момент, когда вы читаете эти слова. Он в основе каждого из нас, точно в святилище. Он в каждой клетке нашего существа.
Мы лишь капля в бесконечном океане божественного, в океане, в каждой капле которого заключено целое море. Подобно фонарю, мы погружены в безграничный свет: Бог внутри, Бог снаружи, Бог извечен и вездесущ. Каждое прожитое мгновение мы находимся в облаке божественности, пребываем в духовной сфере, столь же реальной, как и видимый мир.
Как поднять завесу, отделяющую нас от этого осознания? Только своими силами сделать это не получится. Но можно готовить себя, стремиться получить благодать откровения. И как всегда, мы начинаем здесь и сейчас и используем медитацию, чтобы погрузиться внутрь себя и в окружающую нас духовную Вселенную.
Каждый из нас, следуя божественному плану, находится именно там, где должен, и с этого момента наше развитие происходит с той скоростью, какую выбрал для нас Бог. Как поется в одном старинном гимне: «Возможно, он не придет, когда позовешь, но он ни за что не опоздает».
Ссора супругов
Однажды молодая пара страшно повздорила. Они кричали и проклинали друг друга на все лады. Они кидали друг в друга подушки, посуду и веники, пока не начало казаться, что еще чуть-чуть и от их жилища ничего не останется.
И это до смерти напугало домовладельца, очень практичного человека, который в тот день работал в подвале и слышал, как на третьем этаже кто-то ужасно шумит – так громко ругались супруги! Домовладелец подумал, что все может закончиться рукоприкладством или увечьями, бросился вверх по лестнице и яростно заколотил в дверь.
– Бога ради! – воскликнул он. – Почему вы так шумите? Еще чуть-чуть и из-за вас все здание рухнет!
Первой к нему подбежала жена, обвинительно тыча в мужа пальцем:
– Я хочу, чтобы наш сын стал хирургом, но этот дурак и слушать не хочет. Я ему снова и снова объясняю, что тогда ребенок сможет не только кормить семью, но и помогать людям, проводя операции и назначая лечение!
И прежде чем она смогла произнести что-то еще, ее прервал муж:
– Эта идиотка не слушает голос разума, – пожаловался он. – Я битый час ей объясняю, что наш сын должен стать адвокатом. Так он сможет и семью обеспечивать, и людям помогать, решая их юридические проблемы. И что самое важное, ему не придется иметь дело ни с кровью, ни с переработками.
Жена свирепо посмотрела на мужа, в ее глазах горела ярость. Она уже собралась возобновить спор, но домовладелец поднял руки.
– Подождите, – взмолился он.
Дав супругам немного остыть, он сказал:
– У этого спора есть одно простое решение. Почему бы вам не спросить мальчика, чего он хочет?
Услышав это, муж и жена опустили глаза и покраснели. Наконец жена призналась:
– На самом деле у нас пока нет детей. Мы поженились всего несколько месяцев назад.
Это пример так называемой футуризации. Когда мы тратим большое количество сил и времени на беспокойство о будущем и событиях, которые, возможно, никогда не произойдут. Судьба полна поворотов и неожиданностей. Как говорится в старой поговорке, «жизнь – это то, что происходит, когда ты строишь совсем иные планы». Более того, мы можем так погрузиться в воображаемое будущее, что яркость и энергия настоящего момента исчезнут, и в результате мы упустим собственную жизнь.
Лучше быть целеустремленным человеком, подобным солнцу, встающему над горизонтом каждое утро. Сосредоточенное на своей ежедневной задаче, светило всегда находится в настоящем. Вместо того чтобы беспокоиться о будущем, лучше укреплять свою духовную энергию и воспринимать текущий момент, следить за действием, происходящим сейчас, за мыслями, мелькающими в уме. Так мы обнаружим, что будущее разворачивается само по себе. Начнем наслаждаться спокойствием, не тревожась о том, что может случиться (а может, и нет) в будущем.
Сосредоточившись на текущем моменте, мы придем к пониманию, что нам делать с тем, что есть. Жизнь станет чередой задач и событий, уходящих в неизвестное будущее. Решайте проблемы по мере их поступления. Не беспокойтесь о будущих событиях, мы все равно не можем сейчас предсказать, какими они будут.
Мальчик-буйвол
Жил один тибетский мальчик, родители которого отвезли его в ближайший буддийский храм и отдали на попечение почтенного монаха. И пусть дом и игрушки остались в прошлом, малыш не переставал думать о них. Но больше всего он скучал не по прежним забавам, беготне и смеху, а по своему буйволу, на спине которого он так часто сидел, когда они работали в поле.
Вскоре после прибытия в дверь его комнаты постучал монах, чтобы напомнить о медитации. Но малыш возразил:
– Я не хочу медитировать. Я играю со своим буйволом.
– Ах, – произнес монах, – а я и не увидел. Конечно, играй.
На следующий день монах снова постучался к мальчику.
– Что ты думаешь насчет сегодняшней медитации? – мягко спросил он.
– Сегодня не могу, – ответил ребенок. – Мы с буйволом завтракаем.
– Разумеется. Буйволов надо хорошо кормить, – сказал монах, развернулся и ушел.
На третий день монах снова спросил:
– Ты уже готов медитировать?
– Нет, – слабым голосом произнес мальчик, – мы не можем. Мы с буйволом сегодня плохо себя чувствуем.
– Ох, я попрошу кого-нибудь принести вам лекарства, – ответил монах и оставил мальчика одного.
На четвертый день монах опять спросил:
– Что ты думаешь о том, чтобы выйти из комнаты и помедитировать с остальными?
На этот раз мальчик ударил ногой о пол и проревел:
– Я не могу. Мои рога не поместятся в дверном проеме.
– Прекрасно! – ответствовал учитель. – Ты стал единым целым со своим буйволом и теперь готов к медитации. Если будешь концентрироваться на божественном так же усердно, как на буйволе, вскоре твои рога превратятся в лучи чистого света.
В восточных манускриптах есть такой стих:
Подобно тому, как постоянно медитирующиеГусеницы превращаются в мотыльков,Человек, поклоняющийся Господу,Станет таким же, как Тот, кого он любит.Мы погружаемся в то, что нам нравится, будь то работа, отношения, хобби или что-то иное. Точно так же, с любовью предаваясь своей духовной работе и сосредотачиваясь на божественном, мы постепенно пробуждаемся и сливаемся с Ним. И тогда каждое действие становится молитвой, ибо внутренний Дух использует наши тела и умы, чтобы выразить свою природу. Это процесс нашего обожествления. И мы поймем, что все это время Он медитировал сам на себя и молился через нас.
Король и пастушка
Донателла пасла овец на склоне одной итальянской горы, нависающей над обширным лесом. Она родилась в нищете, но с детства была очень трудолюбива и верна своему долгу, да и нищету воспринимала как нечто само собой разумеющееся.
И однажды случилось так, что король Умбрии, проезжавший через лес, возле которого паслось стадо Донателлы, заблудился и почти неделю блуждал среди деревьев, пытаясь выйти. Наконец, когда монарх потерял всякую надежду и приготовился к голодной смерти, он вышел к Донателле и ее стаду.
– У тебя есть еда? – умоляюще спросил король. – Я брожу уже несколько дней и, кажется, сейчас умру с голоду.
Донателла посмотрела на щит мужчины и узнала изображенную на нем королевскую эмблему. Девушка сделала реверанс и ответила:
– Простите, ваше величество, но у меня есть только два яблока и ломоть сухого хлеба. Извольте.
Король горячо поблагодарил пастушку и проглотил еду одним махом. После длительной голодовки скромная трапеза показалась ему лучше всяких королевских яств. Затем Донателла вывела его на главный путь, проходящий через лес, и объяснила, как добраться до дворца.
– Донателла, приходи во дворец, я отплачу за твою доброту, – пообещал король и, махнув на прощание рукой, умчался прочь.
Через несколько месяцев Донателла гнала свое стадо через королевские земли. «Это отличный шанс снова увидеть короля», – подумала она и, заперев овец в загоне, направилась ко дворцу. Сначала стражники не хотели ее впускать, потому что девушка была одета очень бедно, но когда король услышал, что у ворот стоит Донателла, он приказал немедленно проводить пастушку в королевские покои.
– Донателла, мой друг и спаситель! – воскликнул он. – Я думал, что ты не восприняла мое приглашение всерьез. Скажи, как я могу отплатить тебе за спасение моей жизни?
Донателла нервно заерзала на месте, пораженная великолепием, в котором вдруг очутилась. Это была совсем не та обстановка в лесу, где они впервые встретились, и на этот раз король был одет как подобает монарху. Стараясь говорить смиренным тоном, Донателла, заикаясь, пробормотала:
– Ваше величество, иногда, когда сижу в поле и пью из ручья, мне хочется, чтобы вода вдруг превратилась в сладкое вино. Потому что я не могу себе его позволить. Если бы ваше величество подарили мне небольшой бочонок красного вина…
Король ошарашенно замер на секунду, а потом громко расхохотался.
– Донателла, – произнес он, – я мог бы отдать тебе весь лес, в котором ты меня спасла, а ты просишь лишь о бочке вина?
В «Пути к совершенству» испанская монахиня, а впоследствии и католическая святая Тереза Авильская рассказывает похожую историю монахиням, находящимся на ее попечении: «Было бы очень нескромно, если бы король предложил вам услугу, а вы отказались бы от нее. Смиренно было бы пожелать остаться бедной, если бы господин наш Всевышний был готов исполнить любое наше желание».
По сути, она спрашивает: «Согласились бы вы собирать шипы на лугу, усыпанном цветами?» Тогда почему, когда мы молимся, просим немного земного успеха, когда вместо этого могли бы попросить стать проводниками любви и мира для всей Вселенной, чтобы божественное изливалось через наши слова и действия в нуждающийся мир?
Отец небесный предлагает безграничную помощь всякому просящему. Мы называем эту помощь благодатью. Почтенные святые всех традиций начинали свой путь как люди, во многом похожие на нас, но они были готовы просить и (в отличие от Колина О’Кроэна) с признательностью принимали чудесную благодать, ниспосланную им как поддержка в пути. У американской поэтессы Эмили Дикинсон есть такие строки:
Не знаем истинный свой рост,Пока не встанем с мест,Но если верно рассчитать —Достанем до небес.И героизм из древних книгМог нормой стать при том…Когда ты сам не струсил бы,То стал бы королем[7].Иисус наставлял: «Просите, и дано вам будет; ищите, и найдете; стучитесь, и отворят вам». Дверь всегда открывается изнутри.
Два портрета
Жил когда-то художник по имени Джованни Гальярдо. Он славился своим мастерством написания портретов, которые выходили почти такими же живыми, как люди, которые для них позировали. Из-за этого таланта местные губернаторы поручили художнику написать портрет самого прекрасного молодого человека страны, который должен был стать образцом для молодежи.
На поиски модели ушло много времени, и вот наконец Джованни нашел подходящего юношу, жившего в глухой деревне. Тот возвращался домой после целого дня работы в поле, улыбаясь и напевая. Глаза юноши искрились радостью, а бронзовая кожа сияла здоровьем и чистотой. Одним словом, он был идеальной моделью для портрета.
Когда Джованни закончил картину, губернаторы собрались посмотреть на результат, и все были поражены красотой мальчика. Они щедро вознаградили художника и выставили картину как образец совершенства, на который должна была равняться местная молодежь.
Через десять лет один из губернаторов подумал, что надо бы нарисовать портрет самого падшего человека, дабы сделать его предупреждением для других. Он снова попросил Джованни взяться за дело, и тот согласился.
На этот раз поиски модели были куда менее приятными. Художнику пришлось обыскать сотни убогих закоулков, баров, воровских притонов и тюрем. Не раз он опасался за свою жизнь. Наконец в окружной тюрьме Джованни нашел нужного человека, еще молодого, лет двадцати с небольшим. Он совершил больше преступлений, чем многие взрослые закоренелые преступники за всю свою жизнь. На его лице читалась склонность к жестокости и разврату. Кожа у него была бледной, покрытой язвами, губы искривленными в постоянном оскале, в глазах не было ни искры, будто он влачил пустое получеловеческое существование.
Джованни выполнил свою задачу так быстро, как только мог, потому что общество этого человека вызывало у него приступы тошноты. Закончив портрет, он принес его губернаторам, которых взволновало и потрясло зло, запечатленное на холсте. Они приказали показывать эти два портрета по всей стране, чтобы всякий мог увидеть ценность добродетели и последствия преступления.
В конце концов картины повесили в окружной тюрьме в надежде, что заключенные смогут измениться, увидев их. Охранники медленно подвели преступников к картинам, и вдруг один человек, тот самый каторжник, позировавший для второй картины, заплакал.
Сокамерники поразились его рыданиям – уж от него они никак не ожидали раскаяния. А парень упал на колени и продолжал всхлипывать, точно маленький ребенок. Охранники подбежали к нему и подняли на ноги, тряся, чтобы заставить прекратить истерику.
– Да что с тобой? – спросили они. – Что на тебя нашло?
– Вы разве не видите? – завыл заключенный. – Человек на обоих портретах – это я! Раньше я был благородным юношей, пока не приехал в город и не связался с плохой компанией. Я стал худшим из них, и теперь, когда я вижу, куда привели меня мои поступки, не могу перестать плакать!
С участком земли можно поступить по-разному. Его можно использовать для ведения сельского хозяйства, в качестве кладбища, общественной уборной, места для храма, дома или фабрики. То же относится и к жизни. Можно стать танцором, фермером, преступником, плотником, художником, солдатом, политиком, врачом – кем угодно. Выбор, как правило, делается в первой половине жизни, во время господства маленького «я», до того как мы обратимся к духовным устремлениям или пробудим свое истинное «Я».