Именно поэтому одни мины могли сработать нормально, другие случайном образом, а третьи не срабатывали вовсе. Есть две версии низкого качества мин.
Первая версия – ненадежные мины изготавливались с неофициального разрешения итальянцев в Пакистане, отсюда и низкое качество.
Вторая версия, что итальянцы продавали душманам свой производственный брак. Возможно и первая и вторая версия – имели место быть!
– Бача, а что там с «Командором», что за суеверия, про которые ты говорил, – спрашиваю я, чтобы прервать этот нудный базар в стиле – тары-бары-растабары.
– Я сам не до конца понял.
– Он назвал его «АфсунгАр» – это на пушту.
– Не знаю, как это перевести.
Примечание: Позднее от переводчика мы узнали, что «АфсунгАр» на пушту означает – Колдун.
– Эх ты переводчик!
Бача обиженно поджимает губы.
– Не переживай, Бача.
– Как говорится и про старуху – бывает порнуха! – примирительно говорит Жорка, протягивая Баче сигарету добавляет:
– На-ка лучше, затянись свеженькой «портяночкой».
Примечание:«Портяночка» – Вьетнамские сигареты – за отвратительный вкус названные солдатами «Портянками товарища Хо Ши Мина» в честь первого президента Демократической Республики Вьетнам.
– Я их на броне просушил вроде как получше стали.
– Дай-ка лучше водички холодненькой хлебнуть, – кивает Бача на фляжку закрепленную, на крышке водительского люка.
– Охладилась уже, наверное?
Жорка снимает фляжку, откручивает крышку и сделав, пару глотков протягивает ее Баче со словами:
– На, Бача хлебни холодненькой,
– Только смотри, хлебало – не застуди! – весело добавляет он.
Солдатская фляжка объемом 0,75 литра, крашеная в цвет хаки, изготовлена из пищевого алюминия. Помещена фляжка в брезентовый чехол, который предохраняет ее от царапин и мелких повреждений, а так же служит для крепления фляги к поясному ремню. В колпачок помещена резиновая прокладка, которую мы меняли, по возможности на пробковую, вырезая ее из пробки от вина или шампанского, чтобы избавится от неприятного запаха. Во фляжку можно наливать кипяток сразу, или кипятить воду на костре непосредственно во фляжке. Зимой фляжка с кипятком засунутая под куртку работает как грелка, помогая согреться. Поскольку алюминий имеет высокую теплопроводность, то это свойство позволяет не только быстро нагреть, но и быстро охладить воду во фляжке.
Для этого необходимо налить воду во фляжку, затем смочить водой чехол фляжки и оставить ее на солнце. Процедуру смачивания водой брезентового чехла необходимо проводить несколько раз достигая нужной температуры охлаждения воды во фляжке.
Важно! Не допускать полного высыхания брезентового чехла.
Колонна двинулась через час, подорванную БРДМку тащил БТР в хвосте колонны. Вместо колеса у нее соорудили из бревна, что-то вроде лыжи. Гриц с Бачой сидели на броне, у каждого из них был свой сектор наблюдения. Заметив что-нибудь подозрительное Гриц давил сапогом на плечо Жорки и тот немедленно останавливался. Гриц с Бачой закинув автоматы за спину и взяв в руку саперный щуп, шли «щупать дорогу», когда с Джеком, когда без него.
Саперный щуп – металлический стержень с заостренным наконечником, при помощи которого прокалывают грунт для обнаружения мин. Щупом можно обнаружить как металлические, так и пластиковые мины. При работе щуп держится наклонно под углом 30-45 градусов, чтобы упор в мину произошел не сверху, а сбоку. Глубина прокола в зависимости от грунта до 40 см.
Причиной остановки чаще всего была замеченная Бачой или Грицем, «Фишка» (Фишка, метка, маячок – малозаметный ориентир для обозначения места закладки мины).
Для облегчения поиска мин и их снятия для повторного использования Духи обозначали места установки этих самых мин, фугасов, линий управления и замыкателей малозаметными метками (фишками).
Такой меткой могли быть: сломанная ветка, кучка дерьма, рассыпанное зерно, несколько камней на обочине дороги или вблизи нее, оставленная на поле соха и т. д. Признаком минирования могла быть и стоящая на дороге взорванная техника, поскольку одиночные мины часто устанавливались несколько раз на одних и тех же участках дороги.
Помню, как нашел свою первую «итальянку». Наткнувшись щупом на мину я начал осторожно расчищать песок и увидев нажимную подушку мины в первое мгновение подумал, что откапал черепаху. Расцветка и структура ее немного напоминала панцирь черепахи, которые в песках встречались часто.
Места установки мин «духи» тщательно маскировали. После установки фугасов на грунтовой дороге, над местом установки несколько раз прокатывали автомобильную покрышку, создавая видимость накатанной колеи. Если на дороге устанавливались искусственные препятствия, то их, как правило, дополняли скрытыми пулеметными точками.
Чтобы затруднить поиска фугасов миноискателем «духи» создавали искусственные «фоновые завесы». Например, место закладки фугаса и на подходах к нему рассыпали большое количество мелких металлических осколков. Для дезориентации и притупления чувствительности минно-розыскных собак рассыпали измельченное взрывчатое вещество, сами мины плотно оборачивали в целлофановые пакеты, могли сверху намотать тряпку облитую бензином, керосином, соляркой или «отработкой». Так же, для затруднения обезвреживания фугасов и противотанковых мин душманы часто закрывали подходы к ним противопехотными минами кругового или направленного поражения.
Проведя колонну до трассы, мы доложили по рации и остались ждать своих, которые уже пылили на горизонте. Вернулись в «Андхойскую крепость» и началась рутина, обслуживание техники вперемешку с дежурством на постах.
Постов было четыре – по углам крепости и на воротах. В первый день после возвращения нас Грицем поставили на дежурство охранять двух духов, которых взяли на операции, но по какой-то причине не успели передать ХАДовцам.
Это были по-крестьянски коренастые жилистые и сухопарые мужики, на вид не старше тридцати лет, настоящие двуногие верблюды, которые могли с одинаковым успехом пахать землю, или пробираться с караваном по горным тропам таща на плече ДШКа или гранатомет.
Одеты дятьки были в типичную для пуштунов одежду – длинные рубахи пируханы или курта в комплекте с широкими штанами партуг (изар, шальвары, томбон). На ногах резиновые калоши на голую ногу. Один был в пиджаке второй в жилетке. У обоих на голове были тюрбаны. Оба были бородаты. Моджахеды запрещают мужчинам брить бороды, а еще носить красные и зеленые цвета, которые ассоциируются с флагом государства.
После вопроса – «Эсм шомА чист?», – выяснили, что того, кто в пиджаке звали – Фаттахетдин, а второго, который в жилетке звали – Таймулла. Для простоты общения мы объяснили им, что имя Фаттахетдин «на русский переводится» – как Чук, а имя Таймулла «переводится на русский» – как Гек.
То, что такое возможно ни Фаттахетдин, ни Таймулла до конца не поверили, но приняли правила игры и охотно откликались на имена Чук и Гек. Из-за незнания ими русского языка и скудного нашего словарного запаса на пушту и дари (официальные языки в Афганистане), наше общение со стороны больше напоминало разговор глухонемых.
На вопрос Грица:
– Ту кИст душман? (Ты, душман?),
Чук и Гек, лихорадочно тряся своей бородой, начинали быстро тараторить на своей тарабарщине, видимо уверяя нас, что никакие они не душманы и не понимают, за что их взяли.
Они всего лишь честные и добропорядочные дехкане, которые просто так прогуляться на Пикадилли вышли. Хотя когда их взяли в кишлаке, оба были с оружием.
В общем как в детской песенке поется:
Раз-два-три-четыре-пять,
вышли зайцы погулять,
вдруг охотник выбегает
честных зайчиков хватает,
а за что он их схватил,
ни хуя не объяснил!
Еще прапорщик Жуйко, он же товарищ Жуков говорил, что есть верная примета, как определить, что Дух – врет:
– Необходимо внимательно посмотреть на Духа, если у него губы шевелятся – значит Дух врет!
Правда, это он говорил, используя более крепкие выражения про Замполита отряда, у которого с прапорщиком были постоянные контры. Но думаю, что и в случае с Духам эта примета – верна!
Вообще прапорщик Жуйко бы любителем крепкого русского слова и часто цитировал хулиганские стихи русских и советских поэтов, особенно он любил Маяковского:
Чувства в кулак, волю в узду!
Рабочий, работай!
Не охай!
Не ахай!
Выполнил план – посылай всех в пизду!
А не выполнил – сам иди на хуй!
Из раздумий, меня вывел громкий голос Грица:
– Станиславский сказал бы – НЕ ВЕРЮ!!! – глядя на Чука и Гека и выслушав их тарабарщину, подытоживает Гриц,
– Мужики, вам однозначно нужно больше репетировать.
– Вам нужно больше уверенности в голосе, что ли, – как бы размышляя вслух, продолжает он.
– Завтра на допросе ХАДовцы начнут вас спрашивать, будете так же мямлить и вам – Кирдык!
И Гриц выразительно провел пальцами по своему горлу от уха до уха.
Из всего монолога Чук и Гек, похоже, поняли только одно слово – ХАД и выразительный жест Грица. После этого они заметно погрустнели.
–Слушай Гриц, как думаешь, их обыскали? – спрашиваю я.
–Конечно, обыскали, а ты что сомневаешься? – недоуменно вопрошает Гриц.
–Да вот я смотрю на их тюрбаны, на голове и думаю – там же можно ЗИП от танка спрятать и буксировочный трос с домкратом в придачу.
–На счет домкрата вряд ли, но, к примеру, бритву я бы там легко замастырил – задумчиво комментирует Гриц, а затем, направив свой автомат на Чука с Геком громко командует:
–ХалЯва сай! (Команда – Снять головные уборы!)
Наведя на них одной рукой ствол «Калаша», он другой рукой показывает сначала им, а потом себе на голову.
–Чук и Гек, как ужаленные подскакиваю, вскинув руки вверх, а затем, поняв, что от них требуют, начинают осторожно разматывать свои тюрбаны.
Размотав их, они держат в руках тонкую хлопковую ткань длиной метров пять, демонстрируя, что у них ничего нет, ткань сложенная шириной пять-шесть сантиметров была очень похожа на длинный шарфик. Убедившись, что в тюрбанах пусто, Гриц показывает жестом, что можно надеть их обратно.
И тут началось настоящее цирковое представление! Чук и Гек с такой скоростью и виртуозностью намотали свои «шарфики» на голову соорудив из них тюрбаны, что мы только рты разинули от удивления и восторга.
–Ну, ни хрена себе, циркачи! – восхищенно воскликнул Гриц
–Вот это скорость, я портянки дольше наматываю!
Впечатлившись увиденным, Гриц тут же попросил Духов еще раз размотать и снова намотать свои тюрбаны. Духи подчинились и вновь продемонстрировали свое искусство в скорости намотки тюрбанов. Но если в прошлый раз первый, кто справился со своим тюрбаном – был Гек, то в этот раз он оказался вторым.
Гриц огорченно сплюнув, протянул мне сиреневую бумажку 100 афгани с портретом Мишки Дауна (Мухаммед Дауд). Пока Духи разматывали свои тюрбаны, он поставил на Гека и, конечно же, проиграл.
Подозвав к себе Гека – Гриц от всей души залепил ему в лоб «Чилим».
Чилим – это разновидность «щелбона». На лоб, «кому ща влетит», кладется пятерня, а второй рукой оттягивается средний палец, тот, которым сейчас показывают «фак». Этот палец максимально напрягается и после этого с оттяжкой отпускается на лоб жертвы!
На армейском жаргоне это называется – «пробить Чилим» или «Фофан».
Правильно пробитый «Чилим» – вырубает сознание от нескольких секунд до полминуты.
Есть такой анекдот:
Мужик на Грейдере чистить дорогу и цепляет «крутющую иномарку», откуда выскакивает разъяренный «Бычара» и подскочив к Грейдеру рывком открывает дверь.
И замирает, увидев в кабине здоровенного «Бугая», у которого кулаки больше чем его башка.
–Тебе че, пацанчик?– спокойно интересуется «Бугай».
–Э-э-э. М-м-м. Да так, хотел ключ на семнадцать попросить… – мигом «сдувшись» мямлит «Бык».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов