У большинства из нас есть оставивший след в памяти учитель, который заставил нас почувствовать себя особенными и трудиться изо всех сил. Тот учитель, скорее всего, умел контролировать весь класс и в то же время демонстрировал подлинный интерес к каждому ученику. Мы ощущали, что небезразличны ему, каждый из учеников, находящихся в классе. У того учителя был свой особый способ вовлекать нас, заставлять почувствовать, какое удовольствие ему доставляет учить нас. Он умело использовал эту энергию, чтобы поддерживать нас в процессе обучения. У него не было необходимости наказывать учеников или раздавать золотые звездочки. Его тепло заставляло нас самих захотеть слушаться и показывать в классе лучшее, на что мы были способны. Мы действительно хотели продемонстрировать свои сильные стороны и таланты.
На этом месте вы можете задуматься: «А как мне достичь такого результата?» Эти учителя знают, что детям нужно полюбить их как лидеров. Но также им известно, что в классе требуется особый тип лидерства. Способ «быть друзьями с учениками» не работает так же, как не работает и роль инструктора по строевой подготовке. Что же тогда? Прежде всего, вести детей за собой можно только на базе правильно выстроенных отношений. Чувствует ли ребенок нашу заботу? Ощущает ли он, что он особенный, что небезразличен нам? Отношения между учителем и учеником закладывают наиболее крепкий фундамент для роста и обучения. Привязанность – вот в чем секрет.
Другими словами, ответ в том, чтобы стать для учеников примером и ориентиром, применяя тот самый метод заботливого лидерства, который так необходим нашим детям. Как уже было сказано ранее, дети будут готовы последовать за учителем, если они он может удовлетворить их потребность в привязанности. И я искренне верю, что любой педагог может найти персональный подход заботливого лидера к каждому ученику, если возьмет на вооружение несколько советов и идей.
Прежде чем мы двинемся дальше, мне хотелось бы отметить, что многие из нас – вероятно, большинство, – моментально реагируют на слово «лидер». У некоторых оно вызывает негативные эмоции, возможно, из-за неприятных воспоминаний об иерархических отношениях. Если это ваш случай, предполагаю, что у вас возникнет подобная реакция, пусть даже временная, поэтому я предлагаю вашему вниманию новую парадигму лидерства. Наши ученики нуждаются в том, чтобы мы взяли на себя роль лидера в классе. В этом случае они смогут стать открытыми и восприимчивыми к тому, чему мы собираемся их научить.
Кроме того, я хотела бы отметить, что эффективное лидерство в классе – это не просто тип образовательной модели, принятой у конкретного учителя или в школе. Речь скорее идет о тоне общения и атмосфере эмоциональной безопасности, которую создает учитель. Такой тип лидерства возможен в рамках любой образовательной модели. Я наблюдала великолепные примеры и в классах, где дети свободно перемещались в пространстве и учились каждый в своем темпе, и там, где учитель придерживался традиционной модели обучения. Я еще раз подчеркиваю, что значение имеет не определенная модель, а стиль лидерства, который избрал учитель в ее рамках.
Как мы управляем классом
Представьте, что вы вышли на новую работу и встречаетесь с руководством школы. Директор выглядит неуверенным и просит вас сделать хоть что-нибудь. Вы наблюдаете, как он проводит тренинг по командной работе и сомневается в собственных словах, когда кто-то из учителей настаивает на выполнении того, в чем, как вы видите, директор не уверен, – но ему трудно сказать об этом. У вас обрывается сердце. Перед вами руководитель, который не руководит. Вы представляете в мыслях грядущий учебный год и предсказываете непростые отношения среди персонала. Вы уже видите тех учителей, кто встанет у руля, и тех, кому некомфортно высказывать свои мысли. За столом звучат противоречивые идеи, но директор не в состоянии принимать решения и регулировать возможные конфликты.
Теперь вообразите противоположную ситуацию: на вашем новом месте работы практикуется авторитарный стиль руководства. Директор в состоянии принимать решительные меры, в коллективе нет разногласий по поводу того, чего хочет руководство и что должен делать каждый подчиненный. Но здесь появляется стресс другого рода: вам некомфортно обращаться к руководству. Трудно поверить, что здесь можно высказывать свои мысли и получать необходимую поддержку. Люди обычно сопротивляются таким руководителям, поэтому в кулуарах наверняка будут ходить различные слухи о директоре. Вряд ли у вас получится от чистого сердца следовать за таким руководителем – более вероятно, вы сконцентрируетесь на том, чтобы не «раскачивать лодку» или просто пережить очередной день. Вам будет сложно смотреть на такого руководителя снизу вверх, и, скорее всего, вы увидите, как некоторые подчиненные намеренно дискредитируют фигуру директора.
Мы хорошо представляем тот уровень стресса, который возникает у взрослых, работающих под началом подобных руководителей, – и тех, что боятся проявить авторитет, и тех, кто считает, что быть руководителем означает быть диктатором. А значит, нетрудно догадаться, и насколько сильный стресс вызывают такие лидеры у детей в классе.
Уклоняясь от лидерства
Готова поспорить, каждому из нас приходилось испытывать неуверенность в своих силах как учителя, особенно в начале пути, а также когда мы оказываемся среди трудных учеников или в новом классе. Иногда эти сомнения заставляют нас отказываться от роли лидера класса. Возможно, мы и сами замечали, что голос иногда выдавал, что мы нервничаем или что нам некомфортно в классе. Вдруг мы начинаем давать распоряжения в форме вопросов. Вместо того чтобы сказать: «А сейчас все проходят в середину класса и садятся в круг», – мы спрашиваем: «Ну что, все готовы сесть в круг? Эй, все!»
Мы медлим, потому что опасаемся истерик или агрессивного сопротивления. Мы ходим вокруг учеников на цыпочках, надеясь, что без принуждения к тому, чего они не хотят, дети полюбят нас больше – или нам хотя бы не придется столкнуться с конфронтацией или агрессией. Испытывать подобное абсолютно естественно. У многих учителей 30 и больше учеников в классе, некоторые из них отличаются проблемным поведением. Часто мы не чувствуем никакой поддержки в своих попытках исправить ситуацию. Опасение выйти за рамки в подобных обстоятельствах – естественная реакция человека.
В другие моменты наши попытки не быть чересчур непреклонными и авторитарными обусловлены благими намерениями: так мы стараемся сохранить необходимое ребенку пространство для самовыражения. Многие учителя пытаются создать такой класс, в котором поддерживается креативность ребенка, где детей поощряют проявлять инициативу. Мы начинаем размышлять, имеем ли право брать руководство в свои руки, а взяв, не игнорируем ли потребности учеников, не лишаем их права принимать самостоятельные решения? И когда слышим, как ученики начинают ныть и стонать в ответ на наши просьбы, задумываемся: «Нормально ли, что я прошу их делать то, чего они не хотят? Не проявляю ли я неуважение? Не раню ли самооценку?»
Подобное случается очень часто, у меня самой есть такой опыт, и я слышала об этом от многих других педагогов. Однако если по какой-либо причине мы не берем руководство на себя, то возникают сложности: дети не допустят, чтобы роль лидера оставалась вакантной.
Детям нужен взрослый, который руководит ими и направляет их. Они не созданы для того, чтобы заботиться сами о себе.
Поэтому, когда учитель уклоняется от лидерства или неявно поощряет детей занять это место, обстановка в классе становится хуже. Без направляющего и заботливого взрослого ученики не ощущают эмоциональную безопасность, и это выражается в проблемном поведении. Например, некоторые дети могут начать командовать. Они ощущают, что должны стать лидерами, потому что эта должность вакантна. А их эмоциональной зрелости просто еще не хватает для того, чтобы играть такую роль. И это несоответствие становится причиной повышенной тревожности. Другие дети просто отказываются сотрудничать или при любом удобном случае демонстрируют неуважение к учителю.
В классах, где царит такая обстановка, обучение не даст должных результатов. Преподавать в такой обстановке – дело малоприятное. Но важно и не переусердствовать в другом направлении, даже если кажется, что единственно верный способ – стать инструктором по строевой подготовке.
Всегда ли нужна сильная рука
Мы видим, как часто ученики приходят в класс неуправляемыми, агрессивными и властными. Часто единственно верным способом реагирования в таком случае нам кажется сильная рука. С одной стороны, авторитетный лидер – это действительно именно то, что нужно в большинстве проблемных классов. Но иногда мы полагаемся на авторитарную тактику, чтобы заставить детей вести себя как следует: отменяем перемены, задерживаем после уроков, кричим или отчуждаемся эмоционально. Мы прибегаем к этим крайним мерам, потому что утомлены или потому что порой и правда не знаем, как еще можно поступить. Но даже если подобные тактики и приводят к некоторому подобию порядка в классе, их нельзя назвать лучшими способами поддержать ребенка в обучении, росте и развитии под покровом нашей заботы. Вспомните одну из басен Эзопа:
Как-то утром Северный Ветер и Солнце увидели всадника в новом нарядном плаще. «Этот молодой человека, похоже, очень доволен собой, – сказал Северный Ветер. – Но если я захочу, я с легкостью заставлю его снять плащ». «Не думаю, что у тебя получится, – сказало Солнце. – Давай каждый из нас попробует сделать это. Ты начинаешь».
Северный Ветер стал дуть изо всех сил. У людей на земле слетали с голов шляпы, с деревьев срывались листья. Животные были напуганы, а корабли в заливе пошли на дно. Северный Ветер дул так сильно, как только мог, но все было напрасно: всадник лишь еще сильнее укутался в свой плащ.
«Теперь моя очередь», – сказало Солнце. И засияло нежно и тепло. Насекомые зажужжали, и цветы распустились. Птицы начали петь. Животные улеглись на землю спать. Люди вышли на улицу поболтать друг с другом. Всаднику стало жарко, и он снял плащ.
Ветер применил всю свою мощь, чтобы заставить человека снять плащ, но его план с треском провалился. Вместо того чтобы раздеться, человек еще сильнее завернулся в плащ, а те, кто были вокруг, испугались или пострадали. Солнцу известно, что тепло – более сильный инструмент, чем запугивание, принуждение и уговоры. Оно знает, что при должном усилии можно и сорвать плащ с плеч человека, – но подари тепло, и человек сам сделает то, что нужно. Другими словами, Солнце показало, что в правильных условиях люди меняются. Если дать человеку вдоволь тепла и безопасность – он с радостью сам откроется миру.
Теплота против давления
Дети откликаются на нашу заботу отчасти благодаря способности видеть и принимать наше тепло. Разные учителя делятся теплом по-своему. Кто-то из нас демонстрирует его привычным способом, который легко «читается» (улыбка, бабушкин уют), у других же просто огонек в глазах. Некоторые кажутся суровыми, но внутри у них невероятная доброта и тепло, которые прямо просвечивают насквозь. Большинство детей оснащены таким «радаром» тепла и чувствуют от нас приглашение в отношения.
Не обязательно предлагать тепло каким-то одним определенным способом – детям просто важно чувствовать, что оно есть. При этом, разумеется, следует помнить о том, что некоторым ученикам сложно понимать чересчур тонкие проявления заботы. Например, исследования говорят о том, что люди, пережившие детскую травму, в том числе грубое обращение или отстраненность, а также те, кто вырос в семье, где родители все время конфликтовали, могут воспринимать нейтральное выражение лица как «злое» или «рассерженное». Я видела, и как дети с расстройствами аутистического спектра, высокочувствительные дети и малыши до семи лет трудом распознают наше тепло и приглашение в отношения, если они не выражены явно. А некоторым просто нужно внятно выраженное приглашение, чтобы они почувствовать себя в достаточной безопасности, не боясь зависеть от вас и отдыхая в вашей заботе.
Мы не знаем, какой опыт пережил ребенок до встречи с нами, было ли у него негативное взаимодействие с другими взрослыми, в том числе и с учителями. Если вам не удается сразу растопить сердце кого-то из учеников, подумайте, не тот ли это ребенок, которому требуется более теплое и явное приглашение к отношениям. Оказываясь лицом к лицу со школьниками, которые словно бы отсутствуют и больше интересуются своими смартфонами, чем словами учителя, у нас могут опуститься руки, и мы думаем, что единственный способ решить эту проблему – стать властным и авторитарным, как Северный Ветер из басни Эзопа.
Со стороны кажется, что в классе под авторитарным руководством дети ведут себя лучше, чем с робким и нерешительным учителем. Класс может выглядеть более цивилизованным и управляемым. Но тут есть проблема: дети в таком классе следуют за учителем не из любопытства и любви к получению новых знаний, а из страха. В классе, где правит страх, любопытство погибает в страхе, а обучение не становится радостью.
В таком классе дети стараются быть «хорошими» и делать все, что могут, просто чтобы не нажить проблем, но ими управляет страх – они становятся тревожными. Со стороны кажется, что эти дети слушаются и ведут себя хорошо, но это происходит за счет их эмоционального благополучия. Другие дети, если почувствуют, что их заставляют и принуждают, реагируют иначе – начинают сопротивляться. Многие из таких школьников не взаимодействуют с окружающими и показывают явные признаки гнева и/или неуважение к учителю. Они не чувствуют, что педагог на их стороне, а наоборот, считают, что учитель хочет создать им проблемы.
В дополнение к этому может сформироваться негативная обстановка, когда класс разделяется на два лагеря: «хорошие» ученики против «плохих», те, кто «слушается», и те, кто нет. Ребята из лагеря «хороших» с большой вероятностью вскоре начнут испытывать дискомфорт. «Плохиши», наоборот, решат, что обязаны противостоять учителю. Начнется противостояние двух лагерей. Столкнувшись с такой ситуацией, учитель может решить, что единственный способ справиться – еще более ужесточить режим, чтобы заставить подчинятся общим правилам. Но это окончательно замкнет круг, все сильнее нагнетая в классе страх, тревогу и сопротивление.
Быть открытым к переменам
Все мы, конечно, довольно эмоционально реагируем, когда нам кто-то говорит, что мы боимся своих учеников. И я понимаю, как грустно думать об учителях, которые проявляют сарказм, угрожают и держатся холодно с детьми, которые их фрустрируют – даже если они и не хотят вести себя так.
Также на основании своего опыта работы с тысячами учителей я понимаю, что они стараются изо всех сил, чтобы справиться с проблемными ситуациями в классе. Когда педагоги делятся со мной своими историями, они часто плачут и испытывают невероятный стыд. Они расстроены и беспомощны.
Вместо того чтобы позволить чувству вины, фрустрации и беспомощности парализовать нас, мы можем использовать эти эмоции как отправную точку для перемен. Когда мы можем посмотреть на вещи с другой стороны и испытываем грусть от этого нового осознания, то строим пространство для нового способа существования. Некоторое чувство вины – неотъемлемая часть личности заботливого взрослого. Это нормально. Если вы испытываете вину, это значит только то, что у вас есть совесть.
И вместо того чтобы наказывать себя за совершенные ошибки, постарайтесь увидеть возможность для перемен. Признать, что перемены необходимы, и использовать энергию, которую рождает чувство вины, чтобы вернуться на правильный путь. Я поддерживала многих учителей в их становлении как сильных лидеров в классе. Каждый из нас способен измениться, если мы открыты к переменам.
Глава 4
Построение отношений
Невозможно эффективно управлять классом, не являясь для учеников путеводной звездой, на которую они смотрят в поисках поддержки, информации, наставления и мудрости. Неважно, какую философию преподавания или образовательную систему мы принимаем; наша фундаментальная роль заключается в том, чтобы обогащать учебный опыт детей и вести их по пути обучения. Если ученики не видят в нас компас, как мы сможем передавать им опыт? И как они смогут быть уверены, что мы сделаем шаг им навстречу, чтобы поддержать и помочь преодолеть сложности? Если говорить обобщенно, то речь идет об установлении таких отношений с нашими учениками, в которых мы ведем их за собой и заботимся о них.
Другими словами, мы должны стать для них заботливыми лидерами, но не заботливыми друзьями.
Когда наше лидерство одновременно сильное и теплое, оно становится ориентиром для детей. Магнитом. Такой тип отношений – это тот контекст, в котором мы можем поддержать детей, чтобы они максимально реализовали свой потенциал. Нам не придется заставлять их следовать за нами, потому что они будут чувствовать связь с нами. И им будет комфортно учиться.
Вести своих учеников
Представьте, что вы летите на самолете и попали в зону турбулентности. Вы слышите голос пилота, который нервно спрашивает: «Эммм, не могли бы все пристегнуть ремни безопасности?» Вообразите реакцию пассажиров. Кого-то охватит тревога. Другие попытаются контролировать ситуацию, чувствуя потребность взять на себя ответственность: «Вы что, не слышали, что сказал пилот? Пристегните ремни!» А третьи не на шутку разозлятся: «Да что этот пилот думает о себе? Он что, не знает, как выполнять свою работу?»
Теперь представьте, что пилот сказал: «Мы находимся в зоне турбулентности. Просим пассажиров вернуться на свои места и пристегнуть ремни безопасности. Благодарю вас». Быть вежливым, но твердым, спокойным и уверенным в себе – лучший способ убедить пассажиров, что все в порядке и пилот контролирует ситуацию! Необходимо просто следовать его распоряжениям— и все будет хорошо. Они в безопасности.
Вы можете быть спокойным, уверенным в себе пилотом. Когда обстановка накаляется, убедите учеников, что вы контролируете ситуацию. Позвольте им расслабиться и следовать вашим указаниям. Если вы смотритесь неуверенно в роли лидера, вам некомфортно, то вы не сможете внушить уверенность в тех, о ком заботитесь. Ученики должны знать, что вы всегда направите их в нужном направлении. Убедите детей, что вы отвечаете за ситуацию и они могут доверять вашим действиям.
Как это сделать?
Как показать ученикам, что мы являемся лидерами? Нам важно активизировать естественный импульс детей следовать за нами, а на подсознательном уровне дать почувствовать, что у них есть лидер, который в состоянии о них позаботиться. В культуре, где все очень заняты, где потеряна связь друг с другом и дети ориентированы на сверстников, такие знаки лидерства чрезвычайно важны, если мы хотим помочь детям увидеть в нас лидеров.
• Ведите за собой. Будьте ведущим, а не ведомым. Не вступайте в переговоры без необходимости. Мы должны реализовывать свои решения и повестку дня в классе. Ученики могут ныть и ворчать, когда вы сообщаете им, что пришло время заняться алгеброй, отмыть класс после веселого урока рисования или убрать игрушки, с которыми они играли во время обеда. Это нормально, вам просто надо ждать именно такую реакцию. Но здесь критически важно не отдавать власть. Будьте твердыми в своих решениях и требованиях. И это должны быть именно ваши решения и требования. не нужно перекладывать ответственность на кого-то другого: «Так сказал директор». Ученикам могут не нравиться ваши решения и требования, но это не означает, что им не нравитесь вы сами. На самом деле со временем они начнут уважать вас, если почувствуют, что вы принимаете решения, руководствуясь соображениями заботы о них.
• Проявляйте решительность. Не все всегда идет по плану. В классе непременно будут случаться конфликты. Если ученики почувствуют, что мы боимся таких ситуаций, они ощутят тревогу, и проблемное поведение усилится. Дети должны понимать, что мы в состоянии заботиться о них в самых разных ситуациях. Если даже вы не ощущаете уверенности, делайте вид, что вы уверенны и спокойны – до тех пор, пока это действительно не станет так. Это может показаться вам неестественным, но давайте помнить, что мы делаем это ради своих учеников.
• Выберите свою манеру поведения. Наша манера поведения говорит о многом! Крайне важно научиться управлять своим языком тела и тоном голоса. Будьте честны с собой в отношении того, каким видят вас ученики с самого начала. Спросите себя, действительно ли вы выглядите для них лидером. В момент самой первой встречи с учениками необходимо продемонстрировать, что вы отвечаете за ситуацию. Стойте прямо и представляйтесь сильными, но спокойными голосом перед классом. Говорите твердым, ясным и теплым голосом. Нужно обратить внимание на то, чтобы ваша интонация не была сухой и командной, потому что это может заставить учеников защищаться. Не стоит проявлять неуверенность и нервозность, в этом случае дети не воспримут нас всерьез. Если вы не уверены в том, какое впечатление производите на своих учеников, попросите кого-то, кому доверяете (например, коллегу), дать вам обратную связь. Или снимите себя на видео за работой и посмотрите его в одиночестве.
• Учитесь давать указания. Если мы хотим чего-то от своих учеников, мы заявляем об этом четко и прямо, а не описываем просьбу в общих чертах. Если вы хотите, чтобы дети встали друг за другом, не задавайте им вопрос, будто у них есть выбор – твердым, теплым и ясным голосом скажите: «Сейчас мы строимся. Подойдите и встаньте за мной у двери». Сообщайте свои указания так, как будто ученики всегда слушаются вас и никогда не отказываются выполнять ваши поручения. Определите последовательность действий и очень четко проговорите, чего вы ожидаете от учеников, чтобы они могли следовать за нами. Когда дети знают, что от них требуется, что им можно и чего нельзя, они стараются изо всех сил.
• Будьте гибкими. Когда мы знаем, что будем действовать с учениками в общих интересах, мы не столкнемся с неожиданностями, а наша уверенность в себе как в лидере не пострадает. Кроме того, нужно убедиться, что мы действуем в соответствии с потребностями детей, а не с их желаниями. Это означает, что можно проявлять гибкость и мягкость, когда это необходимо, но никогда не нужно делать этого по требованию учеников. Часть работы лидера заключается в том, чтобы понимать потребности тех, о ком он заботится. Это означает, что вы можете изменить план урока, если увидите, что дети устали, или если почему-то ваш план урока просто не работает, или по другой значимой причине. Вы можете заметить сложности у ученика, которому требуется помощь. Следуйте своей интуиции и предлагайте изменения, которые кажутся вам необходимыми, если они соответствуют потребностям учеников. Эта гибкость отличается от изменения плана урока или расписания, потому что ученики требуют этого. В данном случае инициатива исходит от вас. И ваша задача – прочитать потребности детей и принять собственные решения в соответствии с тем, что вы видите.
• Организуйте распорядок дня. Мы должны создавать стабильный режим для своих учеников и для себя самих. Структурирование времени и постоянное расписание оказывают помощь всем в классе, потому что дети меньше сталкиваются с неожиданностями и не так сильно расстраиваются по этому поводу. Знать, чего и когда ожидать, полезно ученикам всех возрастов, но особенно это важно младшим детям, потому что у них выше потребность в однообразии и предсказуемости. Означает ли это, что мы должны навсегда привязаться к одному расписанию? Нет. Со временем, когда наш авторитет в классе укрепится, можно временно менять его («Просто недопустимо оставаться в четырех стенах в такой великолепный день! Закрывайте учебники… мы идем гулять!»), сохраняя при этом роль лидера. Но важно вовремя возвращаться к «регулярному расписанию» и строго его придерживаться, особенно с детьми младшего возраста и сложными учениками.
Слишком поздно становиться лидером?
Кому-то может показаться, что ему уже поздно брать руководство классом в свои руки. Не буду подслащивать пилюлю: трудно сменить атмосферу в коллективе, если ученики не привыкли видеть в вас лидера. Но трудно не значит невозможно. Это просто займет больше времени. Нужно проявлять терпение и чуткость как к себе, так и к ученикам, пока вы реализуете изменения, необходимые для того, чтобы стать лидером. Перемены не произойдут в одночасье, но если стоять на своем, они обязательно случатся. Это справедливо для любых долгосрочных изменений, над которыми мы работаем, как, например, при создании финансового плана и продвижения к цели. Даже если вы сейчас видите, что конечная цель достижима, вам все равно нужно время, чтобы дойти до нее.