Особые указания при работе с подростками
Когда дети превращаются в подростков, меняются их потребности – иногда буквально ежедневно! Полезно представлять себе подростковый возраст как мост между детством и взрослостью. Молодые люди движутся от одного края этого моста к другому; они ходят туда-сюда, или застревают в одной точке на какое-то время, или неожиданно совершают резкий рывок вперед. Подростки могут обнаружить себя в разных точках моста в разные дни или даже в течение одного дня. В этом-то и заключается сложность для нас, тех, кто ведет за собой подростков. Бывает, что учитель взаимодействует с тридцатью или более подростками одновременно в стенах класса, и каждый из них может находиться в разных точках этого моста.
Я хочу, чтобы вы кое-что попробовали. На самом деле. Важно, чтобы вы действительно сделали это. Это займет всего пять минут, но так вам будет легче понять, что происходит внутри многих подростков. Возьмите блокнот и ручку. Закройте глаза. На мгновение уберите из мыслей своих учеников. Вместо этого вспомните себя в их возрасте и попытайтесь воспроизвести в памяти, что вы тогда чувствовали. Запишите это. Пока вы выполняете упражнение, постарайтесь думать только о себе и вспоминать именно собственные чувства в те времена – не своих учеников, детей или даже других молодых людей, с которыми вы тогда ходили в школу.
Я давала это задание на многих мастер-классах. Вот некоторые из типичных ответов:
Не могу больше сидеть за этой партой!
Он пригласил меня на свидание!
О нет… они надо мной смеются?
Все на меня пялятся.
Я так волнуюсь по поводу четвертной контрольной.
Зачем нужна эта алгебра?!
Господи, я так устала.
Я все время думаю о танце! Интересно, пойдет ли она со мной на вечеринку?
Серьезно, я ненавижу ВСЁ.
Никто меня по-настоящему не понимает…
Никак не наплачусь!
Почему я не могу делать, что хочу?
Ко мне относятся как к ребенку.
Выходные – отстой. Родители меня подавляют.
Я изменю мир! Вот увидите!
Может быть, ваш список похож на этот. А может, он совсем другой. Но я уверена, что большинство из нас помнят, как в подростковом возрасте нас захватывал вихрь чувств и мыслей. Пубертат – возраст, когда молодые люди открывают себя. Нормальная и здоровая часть этого процесса – начать отдаляться от родительских ценностей, мнений и идей, чтобы отыскать свою собственную индивидуальность. Также это время смущения и фрустрации, грусти и одиночества. Подростки прощаются с детством. Им часто кажется, что взрослые не принимают их всерьез. Они часто погружены в идеализм и думают (знают!), что когда вырастут, все будут делать по-другому и не «облажаются», как их родители, учителя и политики. Они положат конец голоду в мире. Защитят окружающую среду. Позволят своим детям делать все, что те пожелают!
Для нас, взрослых, сейчас не лучшее время, чтобы возвращать их на землю. Этот идеализм – часть того, что значит быть подростком. И это невероятная энергия, которую мы можем использовать во благо, если сумеем подстроить свой стиль лидерства под потребности наших подростков. Если мы хотим поддержать молодых людей, которые только-только набирают бутоны, нам необходимо вести их за собой так, чтобы им не захотелось отдалиться от нас и сопротивляться каждому предложению. Нам все так же нужно быть теплыми, твердыми и уверенными в себе. На самом деле, сейчас – особенно. Но в то же время необходимо убедить подростков, что нам очень важны их мысли и идеи и что мы уважаем их индивидуальность.
Чем больше мы спрашиваем у подростков, что они думают, чем больше даем им возможности для выражения своего мнения, тем меньше сопротивления получим с их стороны.
Подросткам нужно пространство для выражения своего мнения, ценностей и целей. Мы должны поддержать их инициативу найти работающие для них стратегии. Пространство, где может звучать их голос, предоставит им возможность для выражения идей – а это то, что подросткам требуется больше всего. Так как же нам дать молодым людям место для выражения их мнения, не теряя при этом своей роли лидера в классе? Я бы хотела еще раз подчеркнуть, что мы все так же должны оставаться заботливыми лидерами в классе. Создавать структуру и нести ответственность. Продолжать источать тепло, но быть твердыми. Но мы можем намеренно изменять структуру в классе, чтобы предоставлять больше пространства для наших учеников.
• Проводите регулярные встречи класса для обсуждения поездок и экскурсий, а также разных других полезных и интересных проектов.
• Повесьте стенд в виде «стены идей» (подробнее об этом упражнении см. стр. 156).
• Предоставьте школьникам различные возможности для презентации их собственного понимания изучаемых тем. Важно, чтобы у них была возможность продемонстрировать знание учебного материала индивидуальным способом.
Будьте небезразличны к школьникам
Взять на себя ответственность за происходящее в классе – необходимое условие, если мы хотим вести детей за собой. Но нашим школьникам необходимо почувствовать, что они нам глубоко небезразличны, прежде чем они смогут смотреть на нас как на проводников и процветать под нашим лидерством.
Демонстрировать детям заботу совсем не сложно, если взять на вооружение несколько простых стратегий. На самом деле, даже не нужно вслух произносить слова «ты мне небезразличен». Напротив, лучше сместить фокус в сторону построения отношений с учениками.
Следующий раздел книги посвящен изучению практик по построению отношений, которые можно включить в свою повседневную работу, чтобы школьники ощутили связь с нами. Эти практики, помимо прочего, позволяют обеспечить эмоциональную безопасность. А как вы помните, именно она так нужна ученикам, чтобы полноценно учиться, взрослеть и открывать себя с лучшей стороны.
Сила завладевания учениками
«Завладевание» – практика, которую, скорее всего, многие из нас уже применяют настолько интуитивно, что до этого момента даже не слышали ее название. Когда мы «завладеваем» ребенком, то намеренно стараемся установить связь с ним так, чтобы ему стало комфортно в нашем обществе. Родители часто завладевают своими детьми в течение дня разными способами: начиная от ритуалов приветствия после небольшой разлуки (утренние объятия, совместный перекус после школы и обсуждение дня) и заканчивая специальными действиями для укрепления связи (совместное чтение книги или игры на воздухе). Даже взрослые полагаются на ритуалы, помогающие восстановить связь после разлуки. Мы интуитивно понимаем, что поприветствовать друг друга после того, как не виделись какое-то время, произнося самые простые фразы «доброе утро», «как прошел день», – важная часть отношений.
Многие педагоги так же инстинктивно завладевают своими учениками в начале урока, говоря утром каждому ребенку «привет» или пожимая руку. Другие начинают урок с шутки дня или другого подобного ритуала, нацеленного на то, чтобы «вернуть» школьников в класс перед началом занятий. Такой тип завладевания служит не только для приветствия, но и для восстановления связи с детьми на человеческом уровне и посылает глубинное послание: «Привет, я здесь для тебя! Ты сейчас в классе, чтобы учиться, а я – чтобы учить тебя. Это наше общее дело».
Завладевание не то же самое, что стратегия вопросов и ответов, которую учителя часто применяют для привлечения внимания учеников, когда те не слушают. Эта возможность установить или восстановить связь и отношения больше, чем просто попытка привлечь внимание. Практика показывает, что дети, которыми завладел учитель, с большей готовностью слушают его, а значит, классом легче управлять. Но не это главный приз практики завладевания – это лишь полезный побочный эффект.
Дети, вниманием которых завладел учитель, лучше его слушают. С одной стороны, вам легче вести урок и давать знания. Но еще важнее, что они чувствуют крепкую связь с вами и эмоциональную безопасность в вашем присутствии. Это чувство безопасности повышает вероятность того, что они принимут ваше лидерство и будут воспринимать ваши требования. Когда ученики ощущают безопасность, они чаще поднимают руку, чтобы ответить на вопросы, дерзают в творчестве, заручившись вашей поддержкой, пробуют новое под вашим руководством и не боятся совершать ошибки. А когда ученикам комфортно и легко, они лучше воспринимают другие точки зрения, не привязываясь намертво только к своим идеям.
Стратегии завладевания
Нет единственно правильного способа завладевания нашими учениками. Каждый учитель и каждая группа детей уникальны. Ключевой момент здесь – разработать и применять ритуалы, от простой фразы «доброе утро», сказанной каждому ученику, входящему в класс, до более креативных практик. Главное, чтобы они были правильными и удобными для каждого из нас как учителя и как личности. Одна учительница – давайте назовем ее Дейрдре – придумала уникальный каждодневный ритуал. Дейрдре артистичная, одевается в яркую одежду и носит очки в столь же яркой оправе. Она изобрела вполне органичный для себя ритуал завладевания, когда ее ученики начали замечать, что оправа очков всегда сочетается с одеждой.
В начале каждого учебного года Дейрдре ставит большую корзинку с очками на свой стол. В корзинке 35 пар очков в ярких оправах – от полосок зебры до принта в горошек. Она составляет список с именами учеников в алфавитном порядке, каждому из ребят присваивается своя дата. Утром того дня, в который ребенок «дежурный», он получает возможность выбрать, какие из очков наденет учительница. Кто-то из детей старается выбрать оправу, подходящую по стилю к одежде, другие, наоборот, находят очень смешным, если очки совершенно не сочетаются с остальными частями образа. Атмосфера в классе во время этого ритуала веселая, и ученики каждый день с нетерпением ждут урока Дейрдре. За пять минут этой креативной учительнице удается укрепить связь с детьми, заставить их посмеяться и приготовиться к учебе.
Существует множество способов завладеть школьниками. Например, в своей работе с подростками я часто начинаю занятие с небольшой «сводки погоды». Вот как это работает.
Все (включая меня) садятся в круг. Я прошу каждого ученика описать, какая погода наилучшим образом могла бы охарактеризовать их сегодняшнее самочувствие. Кто-то ответит «штормит», а кто-то скажет «радуга во все небо!» или «солнечно, вероятны ливни». Этот ритуал дает мне возможность понять, в каком состоянии находится каждый ребенок, без необходимости задавать вопрос напрямую.
«Сводка погоды» может стать подходящим ритуалом завладевания в тех группах, где уже создана атмосфера доверия. В других группах более подходящим вариантом будет ритуал попроще, требующий меньшей откровенности, например, шутка дня или выбор очков, как у Дейрдре. Но независимо от конкретного действия, важно начинать урок с нескольких минут завладевания.
Завладевание поможет вам и в другие важные моменты. К примеру, очень сложно иметь дело с учениками, которые не слушают, не важно, витают ли они в облаках или намеренно игнорируют нас. Как бы нам ни хотелось в такие моменты начать говорить громче, более строгим тоном или даже применить наказание, гораздо эффективнее будет поработать над установлением связи с учениками. Другими словами, в трудные моменты повторяйте про себя мантру «завладей, прежде чем управлять». Это несложно. Все, что нужно сделать, – это с уважением сделать шаг в мир школьника. В зависимости от возраста и личных особенностей ребенка можно:
• Присесть около его парты, установить зрительный контакт, улыбнуться и немного поговорить о том, что в данный момент занимает его внимание.
• Мягко дотронуться до плеча ребенка, чтобы завладеть его вниманием, если кажется, что он заблудился в своих мыслях.
• Постараться установить зрительный контакт, кивнуть или сделать жест «большой палец вверх», когда вы что-то говорите, стоя перед классом.
• Продемонстрировать, что вы понимаете их нежелание читать, или заниматься математикой, или наводить порядок за партой – конечно, очень трудно делать то, чего делать совсем не хочется. А затем, установив связь, повторить снова, по-доброму, но твердо, что сейчас все равно нужно это сделать.
Я знаю, что поступать так очень непросто. Но некоторые дети настолько внутренне рассеяны, что не могут приступить к выполнению задания, не «заземлившись» в текущем моменте. И лучший способ вернуть их мысли— это помочь им сконцентрироваться на отношениях с вами. Более того, завладевая ребенком, прежде чем снова просить его о чем-то, вы снижаете вероятность конфронтации и сопротивления вашим требованиям. Потратьте несколько минут на то, чтобы установить с детьми связь, показать, что вы понимаете их потребности, – и вы существенно увеличите вероятность активного участия детей в работе на уроке.
Завладевание лидером группы сверстников
Каждый замещающий учитель или фасилитатор на мастер-классах знает, о ком я говорю: лидер группы сверстников – это ребенок, который задает тон поведения части коллектива, а иногда и целого класса. Когда я прихожу в школу, чтобы провести мастер-класс, то стараюсь сразу же вычислить, кто там «главный», и стараюсь привлечь его на свою сторону. Особенно это важно там, где работать приходится с детьми с проблемным поведением.
Помню, как я целый день проводила мастер-класс в неполной средней школе для девочек. Основными чертами этих учениц педагоги назвали низкую самооценку, тревожность и проблемное поведение. Девочек отобрали для участия в мероприятии, которое, по замыслу учителей, должно было укрепить их веру в себя.
Еще до того как я приехала в школу, я понимала, что большинство девочек считают, что это «тупой» день, и рады просто откосить от обычных занятий. Также я знаю, что дети быстро понимают: та или иная программа рассчитана на учеников с трудным поведением, которые сами себя могут считать «плохими» или «лузерами».
В тот день, входя в класс, я была готова к сопротивлению – но оказалось, что меня ожидает еще более непростая ситуация. Девочки-подростки выкрикивали ругательства и демонстрировали поведение, которое, как они предполагали, должно было отпугнуть меня. Враждебность словно можно было потрогать руками. Их язык тела ясно давал понять, что им не только не было интересно, но и то, что меня здесь не ждут и они не собираются принимать участие в моем мастер-классе.
Суть в том, что они были правы. Кто я такая, чтобы приходить и пытаться «изменить их»? Что я знаю об их жизни? Они не знали меня, и у них не было ни единой причины доверять мне, потому что у нас с ними не было отношений. Быть учителем, не наладив с учениками отношения, трудно и в обычном-то классе, а уж проводить мастер-класс, нацеленный на эмоциональный и социальный рост, в таких условиях практически невозможно. Я тогда согласилась приехать, только потому что это было мероприятие на целый день. Будь у меня меньше времени, не было ни единого шанса, что мне удалось бы завладеть этими девочками настолько, чтобы они почувствовали себя в безопасности и стали осознанными участницами мастер-класса. Но, едва войдя в класс, я осознала свой просчет. Даже целого дня было мало в этой ситуации. И ученицам, и мне требовалась целая серия встреч, чтобы постепенно построить отношения, основанные на доверии. Но, увы, я оказалась там, где оказалась, и мне нужно было быстро принимать решения.
Я должна была схватить свой страх у дверей и не показывать ни намека на слабость или сомнение. Была ли я напугана? Не то слово. Я чувствовала, что управлять той ситуацией выше моих сил. Но понимала я и то, что если девочки почувствуют мое замешательство, у меня точно не останется ни единого шанса вырулить. В этот момент нужно было позволить своей интуиции немедленно определить, кого из девочек необходимо привлечь на свою сторону. Я постаралась увидеть, на кого ориентируются в своем поведении остальные школьницы. Я проследила за их взглядами, и мне стало очевидно, кем нужно было завладеть в первую очередь.
Лучший способ привлечь на свою сторону лидера среди сверстников – это попросить его помочь вам в каком-то деле, которое продемонстрирует его лидерство. В той ситуации я вошла в класс с полными руками (буквально). Я спросила ту девушку (давайте назовем ее Стейси) непринужденным, но уверенным голосом, не могла бы она подать мне мой ноутбук. При этом мой тон демонстрировал, что я даже помыслить не могу, что она откажется. Это было рискованно.
Стейси вполне могла бы послать меня куда подальше… но она этого не сделала. Она, конечно, закатила глаза, но все же вязла ноутбук и протянула его мне. Когда девушка оказалась рядом со мной, я начала как ни в чем не бывало болтать с ней, словно обладала иммунитетом к каждому проклятию, которое она мысленно посылала мне. Я рассказала ей, как плохо у меня получается работать на компьютере (и это правда), посмеялась над собой и спросила, может ли она помочь мне подготовить все для презентации. Она коротко кивнула и приступила к работе. Я спрашивала, как работает система, и позволила ей на некоторое время, пока она объясняла, побыть главной. Постепенно она начала расслабляться. Пока мы вместе готовили компьютер к работе, я прокомментировала цвет ее волос. Лавандовый мой любимый цвет (и это тоже правда) – и я сказала ей об этом. На мне как раз были надеты носки лавандового цвета, и я показала ей их. Она сказала, что это «старушечьи носки», но одновременно с этим слегка улыбнулась. Я рассказала ей, что никогда не красила волосы, а вот моя сестра как-то покрасилась в светло-голубой, и я мечтала быть такой же смелой, чтобы попробовать.
Когда мы закончили настраивать компьютер, пришло время начинать мастер-класс. Я поблагодарила Стейси за помощь и перешла к этапу завладевания остальными девочками. И вдруг внезапно Стейси выкрикнула: «Всем заткнуться! Эта женщина пришла сюда, чтобы научить нас, так что заткнитесь и сядьте на свои места!» Она обернулась ко мне и кивнула. С этого самого момента я знала, что эта девушка почувствовала мое уважение к ней и мои добрые намерения.
В этом пятиминутном взаимодействии со Стейси мне удалось завладеть ею. Она почувствовала себя в достаточной безопасности, чтобы довериться мне. Потом она словами и действиями передала остальным девушкам мысль, что и они тоже могут мне доверять. Это не означает, что на этом моя работа была окончена. Мне все еще предстояло создать доверительные отношения со всем классом, иначе весь успех пошел бы насмарку. Но Стейси подарила мне громадное преимущество и существенно облегчила процесс.
Я все еще прекрасно помню тот мастер-класс, потому что это был незабываемый день! Ко времени, когда мне пришла пора прощаться, те же самые девушки, которые ругались, орали, толкались и вели себя вызывающе, когда я вошла в класс, теперь обнимали меня и спрашивали, когда я приеду к ним снова.
Это не всегда так работает. И у меня были такие мероприятия, о которых даже вспомнить стыдно. Невероятно трудно входить к ученикам заменяющим учителем или проводить однодневные занятия или мастер-классы; иногда это просто невозможно. Часто в таких случаях лучшее, что мы можем сделать, – стать «бебиситтером» и просто постараться пережить мероприятие без ужасающих последствий. Вне зависимости от того, что мы преподаем, когда оказываемся в трудном классе, важно не только завладеть всем классом, но и отдельно постараться привлечь на свою сторону того, кого мы вычислили как лидера группы. Нет волшебной формулы для успешного выхода из подобных ситуаций. Каждый из нас применяет те способы, которые подходят нам лично и нашим ученикам. Придерживайтесь такой генеральной линии:
• Завладевание особенно важно, когда мы начинаем работать с новыми учениками, чтобы они могли почувствовать связь с нами перед тем, как мы станем их учить.
• Оно помогает после сепарации (как, например, в начале каждого урока и особенно – после каникул).
• Некоторыми детьми нужно завладевать регулярно в течение дня, перед каждым распоряжением, которое мы им даем.
• Вы сможете работать успешнее, если первым делом завладеете лидером/лидерами группы.
Особые указания при завладевании подростками
Как мы уже обсудили, ученики средней и старшей школы начинают дистанцироваться от мнения родителей, чтобы освободить пространство для своих собственных мыслей, идей и представлений. Нам, учителям, следует целенаправленно завладевать детьми этого возраста, если мы хотим стать для них лидерами. Подростки могут производить впечатление людей, которым вовсе не хочется вступать в отношения с нами. Они часто ведут себя «прохладно» и могут казаться незаинтересованными и отчужденными. Но нам не надо воспринимать их кажущееся отсутствие интереса как знак того, что они в нас не нуждаются. На самом деле, в это время мы нужны им как никогда раньше. Они просто могут не знать, как приблизиться к нам.
Исторически подростковый возраст был тем этапом в жизни, когда рядом всегда была «деревня» привязанностей, которая поддерживала молодого человека в его взрослении, пока он отдалялся от родителей в поисках самого себя. Для нас, учителей, это прекрасная возможность, потому что именно сейчас в жизни подростка появляется больше пространства для нас. Молодые люди действительно ищут наставничества и готовы с радостью принять наше лидерство. Это не время уходить в тень – напротив, пора выходить на связь и укреплять наши отношения с подростками в классе. Не ждите, что они сами станут инициаторами таких отношений. Задача заботливого лидера состоит как раз в том, чтобы дать им почувствовать вашу заинтересованность в них. Великолепный способ сделать это – опыт завладевания с полным погружением.
Во многих школах понимают, что подросткам требуется более глубокий опыт взаимодействия и построения отношений с учителем, поэтому в начале учебного года часто организуют совместные вылазки на природу или путешествия. Подобный опыт с полным погружением способен изменить учебу и поведение многих учеников на весь учебный год. Он дает возможность переключиться с ежедневной рутины. Вдали от телефонов, компьютеров и общего хаоса дел, которые поглощают подростков в перерывах между учебой, подработками и внеклассными занятиями, бывает легче установить связь со своими учителями. Кроме того, пребывание на природе успокаивает чувства, смягчает острые углы характеров и расслабляет, а это открывает еще больше возможностей для установления связей.
Другой бонус совместных вылазок на природу – возможность физически быть ближе друг к другу. В прочих условиях учителя редко проводят так много времени с учениками, особенно если речь идет о таких видах деятельности, как пеший туризм, байдарочный поход или рассказывание историй у костра. Каждая из этих ситуаций – отличная возможность установить связь и выстроить отношения в естественных условиях. Многие подростки больше открываются, занимаясь с кем-то совместной деятельностью, чем просто в разговорах. Большинство молодых людей, с которыми я работала, с огромной охотой делились своими мыслями, когда мы вместе делали какое-то дело.
Иногда такие поездки организуются для того, чтобы школьники провели время на природе, укрепляя связи друг с другом. И было бы непростительно не воспользоваться столь прекрасной возможностью укрепить во время таких поездок и свою роль. Путешествия преподносят нам бесценный дар – шанс познакомиться со своими учениками, побыть рядом с ними и стать их наставником. Мы можем воспользоваться этими подарками так, чтобы, вернувшись в класс, ученики с большей вероятностью стали уважительно относиться к нам и смотреть на нас как на путеводную звезду. Было бы ошибкой думать, что по возвращении из похода наша работа по завладеванию закончена и можно почивать на лаврах до конца учебного года. Но такой опыт завладевания с полным погружением дает мощный импульс для построения отношений, и, крепко стоя на этом фундаменте, гораздо эффективнее ежедневно добавлять кирпичики в крепкую стену наших отношений.
Ищете активность, которая поможет вам завладеть своими учениками-подростками и построить отношения с ними? Возможно, вам понравится упражнение «змея». Больше идей и подсказок – в онлайн-руководстве на сайте reclaimingourstudents.com или в конце этой книги.
Когда я лежу в кровати и думаю о школе мечты (а я очень часто это делаю!), мне нравится представлять себе, что именно так, в путешествии, начинается учебный год в каждом среднем и старшем классе. Я вспоминаю все трудные школы, где мне доводилось работать, и размышляю, как подобный опыт мог бы изменить к лучшему проблемное поведение детей. Однако я, конечно, знаю, что завладевание детьми во время совместной поездки просто невозможно в большинстве школ. Но у нас есть и другие возможности. И трапеза, на которую каждый принесет свое угощение, и групповой проект, требующий вовлеченности всех участников, и веселые занятия для всех или вылазка на природу на один вечер – все это может стать для учеников стартовой точкой в построении отношений с нами.