Так у Разумеюшки голова устроена: думалка не включается, сызмальства не бывало ни одной мысли.
Сквозняк через ухи продувает, пустота одна в голове получается.
Хотя, Волхвы ещё до рождения Разумеи дружно пророчили: нигде на Свете, включая всяческие заграницы, не было и не будет умнеебарышни!
Но что-то пошло с Разумеей не так.
Не вышло из Разумеюшки Василисы Премудрой…
Так что, теперь разумному пониманью Порядка обязан обучать Васятка Разумею каждый из дней, на учёбу отпущенных Богами.
Васятка давно уже понял: всё это – происки Тёмных Сил.
С целью Будущее возможное изменить, свою выгоду при этом поимев повсеместно.
Для чего, собственно, и лишили напрочь целое поколение подрастающее понятного и чёткого Завтрашнего Дня.
2. Из чего Учильня слагается, чтобы всё было, как полагается
– — – — – — – — – — – — – —
Отрицать больницы и школы легче, чем лечить и учить.
Антон Павлович Чехов. «Дом с мезонином»
– — – — – — – — – — – — – —
Однако более медлить нельзя.
Заждалась Учильня…
Ну, Боги нам в помощь!
И Васятка Учильне улыбнулся.
И Васятка начал обещанный рассказ.
Начал, естественно, издалека, как и полагается умелому и опытному рассказчику.
– Жили-были, где шли, где плыли, где ползли на карачках, где везли друг друга на тачках: колёсики скрип-скрип, пой песню, пока не охрип, о далёких странах, о народах странных, о том, как в дремучем лесу обманул Заяц Лису, о том, как у тачки сломалась ручка, а тут как раз – муравьина кучка. Стыд-то какой! Лежу лицом в кучке той, невмочь подняться! Вот Муравьи и стали кусаться. Особенно отличился, который за нос уцепился: на носу повис, так нос и отгрыз. Пошёл я к Бабе Яге, Костяной Ноге: «Сделай мне, бабуля, новый нос по заказу!..» Отвечает Яга: «Могу, но не сразу. Вначале надо мерку снимать, размер носа определять: сколько в длину, сколько в ширину? Был ли нос твой крючком? Был ли пятачком? Был ли широк, огромен, нюхать удобен? А то, может, наоборот: свисал, прикрывая рот? Или же – вовсе был безобиден, на лице не виден? Тогда это – другой вопрос: как изготовлять скрытный нос?.. Опосля идёт подготовление прототипа: какого конкретно нос будет типа? Маненько кривой, али прыщавый какой, али вообще – навроде турецкой сабельки, а изнутри – текут капельки…» Послушал я бабку, схватил ноги в охапку, побежал к кузнецу, тут кузнец к моему лицу приковал носяру из чистого железа. Ни у кого нету такого носяного протеза! Всяк удивится, кто на нос мой глянет… одно плохо: к земле носом тянет! Тяжёл нос для ношения без опаски… но это так: присказка до начала сказки. Без цели, без причин – просто зачин!
Ильюха на задней скамье нетерпеливо заёрзал: очень Ильюху раздражали подобные виды говорения, потому что возникал у Ильюхи единственный вопрос, чёткий и жёсткий: зачем такое количество слов, если в них нету ничего по существу?
Васятка про себя хмыкнул, легко прочитав на лице Ильюхи все его страдания, да и перешёл к самому рассказу, Илью, видимо, жалеючи: невтерпёж уже мальцу, надо уважить!
– Не в тридевятом государстве, не в тридесятом царстве, а у нас, считай, рядышком тут, где такие же, как мы, люди живут, где практически нашенская местность и территория, – случилась история.
Голос Васятки обволакивал слушателей, и начинали вдруг возникать чёткие картинки, где прямо сейчас оживало всё, рассказываемое Васяткой, самым на то странным и удивительным образом.
– А дело было так. Сидел на пенёчке Иван-Дурак, и, в голове имея явные неполадки, мастрячил что-то вроде Рогатки. Только Дурак, хоть Дурак, да не прост! Рогатку мастрячит в человеческий рост. Изыскал в лесу дерево подходящее, двумя вершинами в небо глядящее. Топором тюк-тюк, пилою вжик-вжик, рукастый мужик, умелый мужик, трудится основательно, и напевает беспечно, хотя, по сути, Дурак, конечно:
«Ой, да будет у меня,
Ещё до исхода дня,
Хороша рогатина,
Круче, чем батина.
И станет стрелять,
Врагов поражать,
Точнее она,
Чем у старшего братана.
Недруги, трепещите!
Спасения не ищите!
Не видать вам, супостаты, пощады
От рогатки моей, проклятые гады!..»
Получилась рогатка у него велика. Но Ивашка, тесал да строгал пока, придумал колёсики для передвижения, чтобы выкатить рогатку на место расположения, откуда будет удобней, как раз, – рраз! – и попадать противнику точно в глаз. Колёсики приспособил, и тетиву особую сробил, потому как рогатка должна стрелять, а не без дела среди боя стоять. Не знаю уж как, но наш Ваня-Дурак где-то надыбал жилы животные, для растягиванья пригодные, и, проявив терпение, хитрое умение, соорудил дальнобойное метательное приспособление. Кладёт каменюгу, берёт поправку на ветер к югу, растягивает жилу до отказу, и – лети, каменюга, во враждебну заразу! Каменюга летит, только свист стоит. Ежели птица на пути встречается, то птице сразу кирдык намечается. А ежели попадутся на пути дубы крепки, то на месте дубов получаются щепки. А ежели, скажем, встанет гора, то гора – насквозь, и в горе – дыра. А ежели, скажем, крепостной вал, то от вала один полнейший развал… Проста и надёжна, в обращеньи не сложна, когда закончилась доводка-наладка, получилась за-ме-ча-тельная рогатка! Во всём послушна руке Ивашки, да к тому же – бьёт без промашки.
– Без промашки! – Повторил с последней скамьи Ильюха. – Так и надо! А иначе – какой смысл?
Учильня дружно поддержала Ильюху, но под нарочито суровым взглядом Васяткиным вмиг смолкла, приготовившись слушать дальше.
Ильюха – это разговор отдельный.
Васятка слышал однажды от одного мудрого перехожего монаха Веры В Бога Христа, что иногда является на Свет человек, у которого полностью совпадает то, что дано от рождения, с тем, что такому человеку предназначено сделать в Жизни.
Монах сказал ещё, что на латинском наречии таких людей называют «Adamantem»: «Непреклонный», или «Человек-Алмаз».
Силища в Ильюхе неимоверная, Душа на Весах Правды тщательно взвешена, добра, чиста, смела, и, при этом, не в противоречии с Умом и Сердцем.
Но – слишком прямолинеен Ильюха, даже простоват.
В этом, по мнению Васятки, таилась возможная для развития характера Ильюхиного опасность: одно дело, когда много дано, но, совсем другое дело, если всем данным человек так и не научился правильно пользоваться.
Илье ведь не просто жить предстоит, Илье предстоит – Путь Особый: идти, определяя, где чего неправильно устроено, и заниматься исключительно наладкой Порядка в Мире.
Или – в Мирах, тут уж, как получится.
Значит, умеломуСотворенью Порядка должен обучить Васятка.