Книга Лечебная педагогика. Базовые подходы и практические рекомендации - читать онлайн бесплатно, автор Сборник. Cтраница 9
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Лечебная педагогика. Базовые подходы и практические рекомендации
Лечебная педагогика. Базовые подходы и практические рекомендации
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Лечебная педагогика. Базовые подходы и практические рекомендации

• используются ритмичные стихи и упражнения;

• многие игры повторяются несколько раз, чтобы в роли водящего побывали разные дети;

• многие стихи повторяются несколько раз с небольшими изменениями;

• чередуются активные и спокойные игры;

• чем более тяжелые нарушения адаптации, регуляции поведения и понимания ситуации демонстрируют дети, тем дольше структура занятия остается неизменной; по мере освоения предложенной структуры появляется возможность для внесения в нее изменений – ввода новых игр, отказа от старых, уже освоенных и слегка надоевших;

• для каждой группы КРУГ начинается в одно и то же время – в начале группового занятия;

• содержание КРУГа учитывает сезонные изменения в природе.

Необходимым условием проведения КРУГа является его эмоциональная и сенсорная насыщенность. Педагоги постоянно находятся в контакте с детьми, эмоционально комментируют ход КРУГа, «заражают» своими эмоциями детей. Сенсорные переживания являются наиболее доступными для любого ребенка, они позволяют привлечь и удержать внимание, помогают ему пережить эмоциональное единение со всей группой.

Для удержания внимания и интереса детей, особенно во время переходов от упражнения к упражнению, используются дополнительные средства.

Среди таких средств особое место занимает мешочек[9].

Это важный атрибут занятия. Он находится у педагога, ведущего КРУГ. Яркий, привлекающий внимание мешочек вызывает у детей интерес, желание открыть и познакомиться с его содержимым. В мешочке лежат приготовленные для КРУГа предметы, каждый из которых используется в определенной игре или упражнении. Педагог, акцентируя внимание детей на мешочке, достает из него то свечку, то морскую раковину, то легкий платок, то веревочку с привязанной игрушкой… И игра начинается.

Другим способом сделать занятие более цельным является сюжет. Планируя КРУГ, педагог подбирает игры, связанные друг с другом по смыслу. При этом дети становятся участниками разворачивающегося сюжета.

Например, КРУГ начинается с игры «Солнышко»[10], потом делают «солнышко» из картонного круга, по очереди прикрепляя к нему прищепки-лучики. Потом ведущий говорит, что от яркого солнышка проснулся ежик. Следующая игра – ритмическая. Участники рассказывают стихотворение про ежика, сопровождая слова движениями. В стихотворении говорится, что ежик ударил в барабан. Ведущий достает барабан, и все по очереди в него стучат. Ежик собирал в саду яблоки, и следующая игра – угощение. Ведущий достает корзинку с кусочками яблока. Каждый участник берет себе кусочек и передает корзинку следующему. В конце КРУГа все берутся за руки и говорят «Молодцы».

Для многих детей, имеющих тяжелые нарушения развития, более понятными и доступными являются сенсорные ощущения. В таких группах основу КРУГа составляют игры, обращающиеся к различным модальностям восприятия: ритмичное раскачивание под стихотворение, игра с колючими и пушистыми мячиками, легким газовым платочком, снегом, водой и т. д.

Все это поддерживает в детях удовольствие от игр и общения, стимулирует их к активному участию в общих играх. Таким образом у детей формируются навыки взаимодействия друг с другом, интерес к общению.

Роль взрослых на занятии КРУГ

Ведущий – ключевая фигура, на которого ориентируются все дети и педагоги, присутствующие на занятии КРУГ. Он организует весь ход занятия, предлагает игры, задает правила, которые выполняют все участники. Именно ведущий объявляет начало и окончание каждой игры и всего занятия. Если кто-то хочет сыграть в определенную игру или подержать игрушку, он обращается со своей просьбой именно к ведущему. Для многих детей особенно важно, что ведущий является «хозяином» мешочка, из которого в процессе занятия появляются разнообразные предметы: баночка с мыльными пузырями, платочек, интересная игрушка и т. д.

Следить за выполнением правил может вся группа, и часто дети с особенным удовольствием смотрят друг за другом и требуют, чтобы вставший со стула ребенок сел на место или чтобы все выполняли правильные движения. При этом они апеллируют к ведущему как к носителю этих правил, который может разрешить или запретить какое-то отклонение от заведенного порядка.

Остальные педагоги, присутствующие на занятии КРУГ, являются равноправными участниками занятия и наравне с детьми выполняют все задания, участвуют в играх. Кроме этого, в некоторых случаях возникает необходимость в помощи ребенку со стороны педагога, сидящего рядом. Поначалу многим детям очень трудно соблюдать общие правила, и освоить их помогает взрослый, сидящий рядом: он может, тихо обращаясь к ребенку, повторить и объяснить слова ведущего, поддержать ребенка в ожидании и даже просто обнять, помогая усидеть на месте. Освоив правила, многие дети начинают требовать соблюдения порядка от других участников КРУГа.

Если кому-то из детей нужна физическая помощь, сидящий рядом взрослый из участника занятия превращается в помощника: он может посадить ребенка, испытывающего трудности удержания позы, к себе на колени, в другом случае он будет помогать ребенку держать предмет, который используется в игре, иногда приходится некоторое время выполнять необходимые движения руками ребенка, пока он сам не начнет активно действовать, повторяя движения за ведущим. Таким образом, педагогов в кругу может быть столько же или почти столько же, сколько детей, участвующих в занятии, или 1–2, если в активной помощи взрослых нет необходимости. Обычно в течение года количество взрослых на занятии постепенно уменьшается.

Можно выделить несколько этапов в освоении ребенком игр КРУГа: от пассивного участия и обязательной поддержки со стороны взрослого в играх к активному игровому взаимодействию с педагогами и другими детьми. В зависимости от включенности ребенка в новую для него ситуацию и готовности к взаимодействию со взрослым и со сверстниками он может пройти через все названные этапы, но может быть готов к участию в КРУГе начиная с более сложных игр и форм взаимодействия.

1. Начальный этап предполагает освоение ребенком стереотипа занятия. Взрослый часто вынужден брать инициативу на себя. При этом ребенок может сидеть у взрослого на коленях. Основные игры – это ритмичные стихи-потешки с эмоциональной кульминацией, которая сопровождается действием и на которую ребенок эмоционально положительно откликается (см. «В ямку бух», «Еду, еду к бабе, к деду»).

Роль ребенка при этом пассивна, но в ходе любимых игр он прислушивается к знакомым потешкам, смотрит на других участников КРУГа, по желанию проявляет собственную активность, чтобы попросить взрослого продолжать.

2. Следующий этап предполагает освоение ребенком простых действий по подражанию. На этом этапе ребенок становится более активным, и инициатива взрослого уменьшается. Рассказывая стихи, взрослый инициирует некоторые движения ребенка, а другие он делает сам. В этом случае выбираются ритмичные, сенсорные игры и игры на подражание («Свинка Ненила», «Ты, веревочка, крутись»).

3. На более сложном этапе ребенок готов выполнять простые действия по просьбе педагога, это позволяет ввести в КРУГ кроме уже названных ритмичных, сенсорных и подражательных игр игры на взаимодействие («Тук-тук правая рука», «Пенёк», «Прячем игрушку») и игры по правилам («Одеваем куклу»), эти игры предполагают не только хороший эмоциональный контакт со взрослым, но и формирующийся интерес к сверстникам и взаимодействию с ними.

Ритмичные и подражательные игры становятся более сложными, они требуют от ребенка больше внимания и более активного участия.

4. Наконец дети настолько включаются в занятие, усваивают содержание игр и их порядок, что у них появляется возможность проявлять инициативу: с определенного момента дети начинают сами предлагать ведущему игры, в которые они хотели бы сыграть, а также различные варианты изменения уже знакомых игр и заданий (например, такую возможность предоставляют игры, в которых надо показывать на те или иные части тела, совершать определенные движения и т. д.).

По мере расширения возможностей детей мы уменьшаем количество оказываемой помощи и степень участия взрослых в занятии. Игры и задания постепенно изменяются и усложняются, увеличивается их количество, а следовательно, и продолжительность занятия. Все большую часть занятия составляют игры по правилам и игры на взаимодействие, появляется возможность обсуждать интересные для детей вопросы. Так постепенно КРУГ становится для детей местом полноценного общения.

Структура и содержание занятия КРУГ

Основные составляющие КРУГа:

• приветствие;

• сенсорные игры;

• ритмические игры;

• игры по правилам;

• окончание КРУГа.

Указанное разделение на виды игр условно. Речь идет о тех свойствах, которые должны иметь предлагаемые на занятии игры, при этом многие игры обладают сразу несколькими свойствами. Например, игра «На болоте старый пень…» является игрой по правилам и имеет ритмическую основу; кроме того, играющий роль пенька должен выбрать одного из участников, во время игры водящий получает сильное тактильное воздействие – таким образом, игра направлена на взаимодействие между детьми, а также содержит сенсорный компонент. Выбирая ту или иную игру для занятия в определенной группе, мы решаем, какой компонент для нас наиболее важен и, соответственно, к какому типу игр мы ее относим.

Приветствие

Начало и конец занятия всегда четко обозначаются.

КРУГ начинается с приветствия. Для того чтобы помочь детям сконцентрировать внимание, можно зажечь свечку (лампочку) и поставить ее в центр круга. Все берутся за руки, говорят вместе: «Добрый день», – потом поют про каждого, кто пришел, повторяют его имя хором («А где наш Миша?»). Это помогает ребенку почувствовать себя членом группы. Дети начинают обращать внимание друг на друга, радоваться встрече. В момент эмоционального подъема активизируется их речь.

Приветствие может проходить в разных формах. В группу детей младшего возраста или детей с глубокими нарушениями может «прийти», например, пушистый медвежонок с колокольчиком, «подойти» близко к каждому ребенку, чтобы его можно было услышать, увидеть и потрогать, поздороваться с каждым. Дети здороваются с Мишкой с помощью жеста (пожимают лапу, гладят по голове и т. п.), а те, кто может, отвечают словами.

Другой вариант: каждый здоровается со своим правым соседом, хлопая его по коленке, передавая таким образом приветствие следующему. Если ребенок еще не может сам произнести слова приветствия, то это за него делает педагог.

В группе детей, свободно пользующихся речью, можно, поздоровавшись хором, предложить всем участникам КРУГа рассказать про то, что с ними происходило утром (например, как они добирались на занятия, что ели на завтрак и т. п.).

Также можно обратить внимание детей на то, что не все пришли в группу, вспомнить, кого нет, посочувствовать болеющим.

Окончание КРУГа должно быть отмечено общим стихотворением, песенкой или кратким объявлением о предстоящих в течение дня событиях.

Ребенку легче включиться в привычный ритм группового дня, если начало и окончание занятия не изменяются в течение определенного, часто довольно продолжительного времени. Длительность этого времени зависит от состояния детей, их готовности принять изменения в привычной деятельности.

Сенсорные игры

Сенсорные игры – важная составляющая КРУГа. Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность ребенка.

Сенсорные игры очень разнообразны. Можно, например, вместе рассматривать интересную игрушку. Более сложной для детей может быть задача передавать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», баночки с запахами, зеркальце и т. д. На занятии можно играть с солнечным зайчиком, фонариком, накрываться всем вместе покрывалом или по очереди накрывать и «искать» каждого ребенка. Можно слушать игру на флейте, заводить и слушать музыкальную шкатулку, а потом прятать и искать ее, чтобы снова послушать. Ведущий может приносить на КРУГ разнообразные природные материалы – листья, снег, сосульку, – это особенно важно для детей с тяжелыми двигательными нарушениями, которые часто не могут получать такой опыт во время прогулки, как это происходит с обычными детьми. Интересную игру можно организовать, если принести на КРУГ тазик с водой – «озеро» – и предложить детям запускать в воду рыбок, кораблики и вылавливать их. Из мешочка дети могут по очереди доставать платочки, ленточки, шляпы или очки и наряжаться, а можно раскрашивать детей гримом и смотреться в зеркало.

Сенсорные игры в кругу помогают поднять эмоциональный тонус ребенка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых и тем самым развивают его коммуникативные возможности. Отдельная задача – ожидание своей очереди, способность передать привлекательную игрушку дальше по кругу.

Одни и те же игры в разных группах предполагают разную степень участия и помощи взрослого и таким образом могут выполнять разные задачи. Пример – игра «Мыльные пузыри». В одной группе взрослый выдувает пузыри и эмоционально комментирует происходящее, а дети прослеживают их полет взглядом. Как правило, такая игра подходит для детей с тяжелыми нарушениями развития: в ней решается задача заинтересовать детей, привлечь и удержать их внимание на интересном событии в течение нескольких секунд.

В другой группе те же мыльные пузыри дети вместе ловят или по очереди выдувают – здесь мы даем каждому ребенку возможность почувствовать эмоциональное состояние других детей, научиться ждать своей очереди. В третьей группе та же игра стимулирует также и речевую активность: ребенок должен попросить баночку с пузырями. В зависимости от особенностей детей могут быть поставлены и другие задачи.

Ритмические игры

Ритмические игры – основное наполнение КРУГа. Их цель – эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями.

Ритм играет важную роль в организации поведения ребенка. Вся наша жизнь организована ритмически: смена времен года, дня и ночи, события, составляющие наш обычный день – все они сменяют друг друга в определенной последовательности и наступают примерно в одно и то же время.

Похоже устроено занятие КРУГ: игры следуют одна за другой, ребенок быстро усваивает их последовательность, начинает ждать самую любимую игру, знает, когда занятие закончится.

С ритмом мы имеем дело и когда читаем стихи, поем песни, слушаем музыку. Внешний ритм, заданный педагогом, помогает ребенку организовать собственную активность: многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни. Если движение ребенка подчинено внешнему ритму, ему легче и изменять его по ходу выполнения упражнения: остановиться, когда замолчал педагог, читающий стихотворение, увеличить темп или сменить само движение. В условиях ритмически организованного действия мы не даем ребенку инструкций, а создаем такую среду, в которой он сам включится в игру и будет совершать определенные повторяющиеся движения.

Таким образом, ритм как одна из обязательных характеристик игр занятия КРУГ выполняет как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия.

Взрослые рассказывают стихи-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения. Используются стихотворения с эмоциональной кульминацией, когда надо сделать акцентированное движение или крикнуть что-то, например игры «Вышли мыши как-то раз», «Федя-бредя», «Шалтай-болтай». Хорошо активизирует детей смена ритма (наличие пауз, изменение темпа), например игра «Дедушка Егор». Все это помогает ребенку присоединиться к общему действию – сначала эмоционально, а потом и собственным движением.

Важно, что к ребенку нет прямого обращения со стороны взрослого, требования выполнить какое-то движение – он делает это самостоятельно, увлекаемый ритмом и эмоциями.

Ритмические игры используются не только на начальном этапе занятий и не только для детей с грубыми нарушениями развития. В группах детей, имеющих больше возможностей для взаимодействия с окружающими, ритмические игры предлагаются в чередовании с более сложными. Они помогают объединить детей, организовать эмоционально насыщенную паузу.

Если дети активно участвуют в простых ритмических играх, им предлагают игры на подражание.

Подражание – необходимая ступень в развитии игровой деятельности ребенка. Обычно ребенок осваивает множество таких игр в раннем возрасте, общаясь с мамой. Это известные всем «Ладушки», «Сорока-белобока» и другие несложные пальчиковые игры. Такие игры – важная часть общения и начало общей игры с родителями и близкими ребенку взрослыми. Эти игры подготавливают ребенка к более сложным играм, где требуется активное взаимодействие, усвоение игровых правил. Кроме того, они совершенно необходимы для речевого развития.

Игры на подражание обязательно вводятся в занятие КРУГ во всех группах.

В группах детей раннего возраста и детей с тяжелыми нарушениями развития игры на подражание должны иметь несложный, ритмичный текст и простые движения. Например, «Так мы топаем ногами», «Гули-гули-гули-гоп», «Надувала кошка шар», «Лунь плывет», «По болоту идти нелегко».

Многим детям со сложными нарушениями развития требуется помощь в организации движения.

Для более старших детей подбираются игры с более сложным текстом, требующие разнообразных движений и жестов. Например, «Мы охотимся на льва», «У Маруси две ноги», «Свинка Ненила», «Правая и левая», «На Алтайских горах», «Дождь идет», «Шагает слоненок».

Особое внимание уделяется побуждению ребенка к проявлению собственной активности (выбор стихотворения, придумывание новых движений), запоминанию сложных моторно-двигательных программ, специальным упражнениям (например, стимулирующим межполушарное взаимодействие – «На Алтайских горах»).

Некоторые игры КРУГа привлекают внимание детей к своему телу («У Маруси две ноги», «Черепаха», «Та-та – два кота», «Правая и левая»), способствуют осознанию ребенком себя («Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты», «Рыбки плавали в пруду»).

Игры по правилам

Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Первые, самые простые правила предполагают, что участники производят действие по очереди. Для этого на занятии КРУГ часто используются игры с предметами.

Дети с тяжелыми нарушениями развития учатся брать игрушку, совершать с ней простые игровые действия, ставить ее в определенное место. Одно и то же действие поочередно выполняется каждым ребенком, как, например, в играх «Ты, веревочка, крутись», «Строим дом». Основное условие такой игры – дождаться своей очереди и выполнить несложные действия с игрушкой. Ребенку не всегда легко сразу понять и принять эти условия. Повторение игры из раза в раз, наблюдение за другими детьми помогает ему вовремя вступить в игру и выполнить действие правильно.

Для детей с негрубыми нарушениями эмоционального и речевого развития, имеющими более высокий уровень произвольности в деятельности, подходят такие игры, как «Цирк», «Волшебный мешочек», «Собираем пирамиду». Играя, дети учатся выполнять более сложные и разнообразные действия по речевым указаниям взрослого, следить за выполнением правил игры. Таким образом, у них появляются новые возможности регуляции своего поведения.

В играх с предметами дети могут усвоить бытовые подробности, важные для развития представлений об окружающем их предметном мире (например, «Одеваем куклу»).

Более сложными являются ролевые игры по правилам.

Здесь один ребенок выполняет роль ведущего и выполняет какое-то действие или последовательность нескольких действий. Такие игры направлены на активное взаимодействие между детьми. Ролевые игры расширяют коммуникативные способности ребенка, помогают восполнить недостаток общения и эмоциональных связей с другими людьми.

Особенно важны ролевые игры с правилами в группах детей с эмоционально-волевыми проблемами. Таким детям важно научиться реагировать на обращение, проявлять инициативу в общении, выдерживать хотя бы непродолжительный контакт глазами с другими людьми. Эти трудности прорабатываются индивидуально с каждым ребенком, но занятия в группе, в частности на занятии КРУГ, дают ему возможность применять навыки взаимодействия и общения в игре со сверстниками. Становясь водящим в игре, ребенок оказывается в поле внимания других детей. Он должен проявить себя, совершить выбор. Таким образом, у ребенка развивается представление о собственном «Я».

У ролевых игр, составляющих занятие КРУГ, очень простой, эмоционально насыщенный сюжет, несложные правила. Один из детей исполняет роль водящего. Эта роль может сводиться к совершению одного действия – кинуть мячик кому-нибудь («Лови мячик»), найти игрушку, спрятанную у другого («Найди игрушку»), придумать и показать движение, которое повторяют все остальные участники игры («У Авдотьи, у старушки…»). Такие игры вводятся постепенно с учетом уровня эмоциональной готовности детей к активному взаимодействию. Если детям сразу трудно включиться в игру, педагог привлекает внимание одного ребенка к другому, предлагает готовые формы игрового взаимодействия, которыми ребенок сначала овладевает формально. Позже совместная игра начинает нести для ребенка собственное эмоциональное значение.

В некоторых ролевых играх используются тактильные способы взаимодействия. Например, «Найди игрушку», «На болоте старый пень», «Гуси вы, гуси, красные лапки». С одной стороны, тактильное взаимодействие первым появляется в опыте ребенка. С другой стороны, у «особых» детей именно оно часто оказывается дефицитарным.

Дети с более легкими нарушениями осваивают также и речевые способы взаимодействия. Ролевые игры в этом случае могут нести более сложный сюжет, а кроме того, предполагают избирательное отношение к участникам КРУГа (игры «Правая рука», «Угадай, чей голосок»).

В занятие можно также включать другие игры, которые помогут в решении тех или иных задач для конкретной группы детей. Кроме того, КРУГ постепенно может стать местом встречи для детей и педагогов, во время которой могут обсуждаться те события, которые произошли с каждым из детей. Возможно включение в занятие чтения стихов. Это могут быть стихи о временах года, которые читает педагог, или любые стихи, которые выучили дети.

Таким образом, КРУГ может стать для ребенка одной из ступенек на пути к выходу в широкий мир, в котором он будет жить и общаться. Для каждого участника КРУГ представляет такую интегративную среду, которая готова принять ребенка с любыми особенностями. В такой среде ребенок с нарушениями развития может найти понимание и поддержку, а также интересную деятельность, в которой ему захочется участвовать. Это позволит ему самому также сделать шаг навстречу другим людям.

Приложение 1. Примеры занятий с детьми, находящимися на разных этапах освоения структуры занятия

Вариант занятия КРУГ для детей, находящихся на первом этапе

1. Педагог достает мешочек для КРУГа и играет на флейте. Дети и взрослые рассаживаются на ковре. Если ребенок в силу двигательных нарушений не может сидеть сам, его поддерживает сидящий сзади педагог. 2. Мягкий звенящий медвежонок «здоровается» с каждым ребенком: ведущий подносит медвежонка к ребенку, говорит: «Здравствуй, Петя!» Ребенок может потрогать медвежонка, погладить его по голове, пожать лапу и т. д. 3. Ритмическая игра «Дедушка Егор». 4. Игра «Дует ветер». Игра повторяется несколько раз, пока под платком не побывают все дети. 5. Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты». Взрослые помогают тем детям, которые не могут сами показать на себя или другого.

6. Ведущий объявляет об окончании КРУГа. Медвежонок прощается с детьми, говоря: «До свидания, ребята!», – и уходит, забрав с собой мешочек. Дети машут рукой медвежонку, говорят: «Пока» (педагоги помогают тем, кто не может сам помахать рукой).

Вариант занятия КРУГ для детей, находящихся на втором этапе

1. Ведущий зажигает свечку. Кто-то из детей задувает спичку. Дети и педагоги берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте!»

2. «А где наш Миша?» Участники поют песню, в каждом куплете показывают на одного из детей, поют про него:

А где наш Миша?Там, там, там!

(все показывают на Мишу)

А где наш Миша?Здесь, здесь, здесь!

(Миша сам или с помощью взрослого показывает на себя.)