37. Маршнер
Генрих Маршнер родился 16 августа 1796 г. (н. с.) в Циттау, в Саксонии. Сначала был юристом, но потом стал учиться теории музыки у Шихтса. Одну из первых его опер, «Генрих IV и Обинье», поставил в 1820 г. в Дрездене Вебер, с которым Маршнер состоял в дружеских отношениях. В 1826 г. Маршнер состоял капельмейстером в Лейпциге, в 1831 г. – в Ганновере. В Ганновере он написал лучшее свое произведение, оперу «Ганс Гейлинг» (1833 г). Умер 14 декабря 1861 г. в Ганновере. – Маршнер – посредствующее звено в истории музыки между Лорцингом («Ундина») с одной стороны (Ганс Гейлинг – такой же дух, любящий смертное существо, как Ундина в опере Лорцинга), и Вагнером, с другой (сходство сюжетов «Летучего Голландца» с «Гансом Гейлингом»). Вебер слышится в этой опере на каждом шагу; например, бурная ночь во второй картине второго акта изображена музыкой, напоминающей финал второго акта во «Фрейшице», «волчью долину», – те же демонические, пронзительные нотки флейты «пикколо». Общий колорит, однако, страстнее, демоничнее Веберовского. Герой оперы – дух, в роде Лермонтовского Демона, влюбляющийся в смертную, – символ романтического стремления к страданью, юношеской любви к буре, «как будто в бурях есть покой».
38. Масканьи
Пьетро Масканьи родился 7 декабря 1863 году в Ливорно; сын булочника. Учился в миланской консерватории. Прославился в 1890 г., взяв первый приз миланского издателя Сонзоньо за одноактную оперу. Эта опера, «Крестьянская честь» (Cavalleria rusticana) дала композитору европейскую славу, которую Масканьи, написавший с тех пор еще несколько опер («Друг Фриц», «Ранцау», «Ратклиф» и др.), поддерживает с трудом. – С 1895 г. до 1901 г. был директором консерватории имени Россини в Пезаро. – Годы постановок этих других опер Масканьи: «Друг Фриц» – 1891 г., «Ранцау» – 1892 г., «Ратклиф» – 1894 г., «Занетто» – 1895 г., «Сильвано» —1895 г., «Ирис» – 1895 г. Мысль одноактной оперы с сильным действием, сама по себе, чрезвычайно удачна, в виду непосредственного и непродолжительного впечатления, доставляемого музыкой. Так как, к тому же, драматический талант Масканьи несомненен, a общий стиль оперы полувагнеровский (см. выше, характеристику музыки Леонкавалло), новый для Италии, то понятен неожиданный успех этой музыки композитора, стремящегося к «веризму» (драматическому реализму).
Им также написаны: «Маски» (Le maschere) (1901); «Амика» (Amica) (1905); «Изабелла» (Isabeau) (1911); «Паризина» (Parisina) (1913). На слова одноимённой трагедии Габриэле д’Аннунцио; «Жаворонок» (Lodoletta) (1917). По роману «Два маленьких деревянных башмачка» Марии Луизы де ла Раме; «Да» (Sì) (1919) – оперетта; «Маленький Марат» (Il piccolo Marat) (1921); «Пинотта» (Pinotta) (1932), переработка кантаты «В шелкопрядильне» (In filanda, 1881); «Нерон» (Nerone) (1935). По пьесе Пьетро Коссы (Pietro Cossa). Ум. 2 августа 1945 г.
39. Массне
Жюль Массне родился 12-го мая 1842 г. (н. с.) в Монто, у Сент Этьена (Луара); образование получил в парижской консерватории: композиции учился у Тома. Начал с опер на библейские и античные сюжеты, но успеха добился романтическими операми, каковы: «Король Лагорский» (1877 г.), «Манон» (1884 г.) «Эсклармонда» (1889 г.), «Вертер» (1892 г.), «Наваррянка» (1894 г.) и др. Массне – академик и с 1877 г. до 1896 г. был профессором композиции в консерватории. – Массне не обладает типической художественною индивидуальностью; он один из представителей того неопределённого, переходного оперного стиля, каким пишут во Франции и Италии (а отчасти и в России) композиторы, не могущие отделаться от обаяния мощного Вагнера, но развивающиеся на почве «мейерберизма». В опере Массне преобладают мелкие ариозные формы.
40. Мейербер
Джакомо Мейербер родился 5 сентября 1791 г. (н. с.) в Берлине. Он был сыном богатого еврея Бера, но, получив наследство от дяди Мейера, присоединил его фамилию к своей. С 1810 г. Мейербер учился в Дармштадте у Фоглера теории, вместе с Вебером. Свою оперную деятельность он начал с увлечения Россини и, переселившись в Италию, с 1715 по 1822 г. компонировал в духе итальянской оперы; за это его жестоко упрекал в 1823 г. Вебер, при посещении Мейербером Берлина. С переселением в Париж, Мейербер радикально изменил свой стиль; драматизировал его. Парижская жизнь композитора – это ряд триумфов нравственных и материальных. В 1831 г. в «Большой опере» был поставлен его «Роберт Дьявол»; за ним последовали: в 1836 – «Гугеноты», в 1810 – «Пророк», в 1854 – «Северная звезда» (переделка из написанной в 1843 г. для Берлина оперы «Лагерь в Силезии»), в 1859 – «Дпнора»; уже после смерти композитора, в 1865 г., была поставлена «Африканка». Мейербер умер 2 мая 1864 г. в Париже. – Значение Мейербера для европейской оперной музыки весьма значительно. Его музыкально-драматический стиль оказал влияние и на Францию (Галеви), и на Италию (Верди в «Дон-Карлосе»), и на Германию (Вагнер в «Риенци»), и на Россию (Рубинштейн в «Маккавеях», Соловьёв в «Корделии»). Мейербер – один из величайших знатоков техники композиции с одной стороны, сцены – с другой, и театральной публики – с третьей стороны. В мелодии он – итальянец, в гармонии – немец, в ритмике и инструментовке – француз. Мелодией он очаровывает публику; гармоней достигает чисто-музыкальных эффектов (может прокрасться в любой лад с осторожностью заговорщика, может и выскочить с отвагой Рауля, смотря по художественной необходимости), ритмикой и инструментовкой – драматической и живописной выразительности. В результате, это один из величайших оперных композиторов «синтетического» направления, пытавшийся примирить два исконных и по существу непримиримых течения оперы: «музыкальную драму» и «мелодическую оперу» (см. «Очерки истории оперы», в начале этой книги). Мейербера потому можно смело поставить рядом с величайшими оперными синтетиками всех времён, – Глюком, Моцартом, Вагнером. – Как человек всесторонне образованный, Мейербер в своих операх отзывался на современные ему литературные и общественные веяния; в этом отношении ему много помог либреттист Скриб. Таким образом, «Роберт», этот французский «Фрейшиц», затронул весьма чувствительный нерв времени – романтизм. «Гугеноты», эта музыкальная проповедь просветительных идей, совпала с пленённым воззванием Ламеннэ против панства. В «Пророке» Мейербер затронул новое, могучее течение современной ему жизни – социальное. Космополитическое мастерство Мейербера достигло апогея в «Гугенотах», в которых он с одинаковой художественностью охарактеризовал обе национальные партии, немцев-протестантов и французов-католиков; но именно в этой композиции и проявилась пламенная индивидуальность композитора, как в «Жидовке» Галеви. Фанатизм, как историческое чувство еврейства, несомненно, усилил и приподнял общий тон оперы. Венец всей оперы составляют, сцена заговора, благословения мечей и огромный дуэт, изображающий борьбу религиозного чувства с чувством любви. – Чем бы радоваться тому, что Мейербер обогатил искусство новым трепетанием чувства (как выразился Гюго о Боделере), нетерпимые национальные художники, вроде Вагнера, сделали космополитизм Мейербера мишенью неудачных острот. Рихард Вагнер, обозвавший «мейерберизм» – «жидовством в музыке» проявил тем самым «колбасничество в музыкальной критике». Менее талантливые противники Мейербера, не смея называть оперную музыку Мейербера дурной, бранят ее «нечестной» и, залезая в чужую душу с наглостью сыщиков, винят композитора в шарлатанском стремлении к дешевым эффектам!.. Но история оперы уже произнесла свой беспристрастный приговор о Мейербере.
41. Мертке
Эдуард Мертке, пианист и композитор, родом прибалтийский немец (русский подданный), родился 7-го июня 1833 г. в Риге (н. с.), умер в Германии, в Кельне, 25-го сентября 1895 г. (н. с). С 1869 г. был преподавателем фортепианной игры в кельнской консерватории. Им написаны три оперы на немецкие либретто: «Lisa oder die Sprache des Herzeus» (1872 г.), «Resi vom Hemsensteig» и «Kyrill von Theesalonich» (окончена в 1892 г.: клавир отпечатан в 1895 г.). Этот «Kyrill von Thessalonich» в русской переделке Всев. Чешихина (разрешённой драматической цензурой к представлению) назван в видах некоторых условий русской оперной сцены, «Сатурнином Византийским»; действие перенесено из середины 9 века в 4-й по P. X. и от хазар к славяно-гуннаам. – Музыка «Сатурнина» изобличает влияние Вагнера (в частности «Парсиваля»); она написана в сжатых ариозных формах, с тонким гармоническим мастерством, но популярнее Вагнера (лейтмотивный контрапункт Мертке, в оркестровом аккомпанементе, проще, а потому и прозраченее Вагнеровского); психологической глубины Вагнера в обрисовке типов у Мертке, конечно нет, и если Вагнер полагает, что содержанием оперы должен быть «внутренний» человек, то у Мертке много «внешнего» человека и ситуаций эффектно-сценических, мейерберовских. В итоге, «Сатурнин» интересная и репертуарная, по существу своему, опера.
42. Монюшко
Станислав Монюшко, привислийский поляк (русский подданный) родился 5-го мая 1819 г. (с. с.) в деревне «Убели», в имении своего отца, в минской губернии. Первоначальное музыкальное образование получил у органиста Фрейера в Варшаве, а в 1837 – 39 г г учился у Рунгенгагена в Берлине. Был органистом, в Вильне и бедствовал, но с 1858 г., после постановки своей оперы «Галька», получил в Варшаве место оперного капельмейстера, а потом – профессора гармонии в варшавской консерватории. Он был очень плодовит, как композитор, и у поляков до сих пор считается величиной, равной Шопену; Монюшко написал 33 номера религиозной музыки, до 22 опер и оперетт и т. п. Умер 23 мая 1872 г. в Варшаве. – Музыка «Гальки», общедоступная, но без влияния Обора, подкупает изяществом и теплотой лирики; по колориту, ариозо Монюшка приближается к польской или малорусской народной песне. Музыка «Гальки» страдает избытком элегизма, но в высшей степени мелодична. Если бы польская опера имела своего Глинку, то «Галька» играла бы ту роль, какую в истории русской музыки играет «Аскольдова могила» Верстовского.
43. Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 г. (н. с.) в Зальцбурге. Образование получил от отца капельмейстера. Гений Моцарта развился очень рано, он стал концертировать с 6 лет, а первые его композиции напечатаны, когда ему было 7 лет. В детстве и юности он совершил много артистических поездок по Европе. Его первая опера «La finta semplice» была написана в 1767 г. (11 лет). Когда Моцарт окончательно посвятил себя композиции, отказавшись от успехов виртуоза, для него настали трудные времена, его мало ценили в Зальцбурге и в Вене; в последнюю он переселился в 1771 году. Моцарт был очень плодовит, как композитор, и писал во всех родах своего искусства. Его главнейшие оперы были поставлены: «Идоменей» – в 1781 г., «Похищение из серали» – в 1782 г., «Свадьба Фигаро» – в 1786 г., Дон Жуан» – в 1787 г., «Cosi fan tutte» – в 1790 г., «Волшебная флейта» – в 1791 г. Он умер 5 декабря 1791 г. в Вене и был похоронен в общей могиле для бедняков. – Моцарт – венец целого оперного периода, оперный композитор «синтетического» направления (см. «Очерк всеобщей истории оперы» в начале этой книги). Он развил оперные формы до высшего совершенства и довёл музыку до тех пределов характеристики, каких можно было достигнуть в 18 в., совмещая в опере вокальный концерт, и музыкальную драму. – «Похищение из сераля», независимо от эффектов восточного колорита, представлявшегося никогда новинкой, и обычной красоты Моцартовской мелодии, отличается разнообразием ритма, этого элемента жизненной «воли»; пульс этой композиции бьется неровно и часто, как пульс ребенка. В «Свадьбе Фигаро» уже больше спокойствия: преобладает двухдольный ритм. Эта опера – более лирическая, чем комическая; легко проверить это, сравнив «Свадьбу Фигаро» с «Севильским цирюльником», Россини. Две комедии Бомарше обработаны обоими композиторами различно: насколько искренен и задушевен общий тон «Свадьбы Фигаро», настолько игрив и холодноват тон «Севильского цирюльника»; Россини захватил французский элемент, Бомарше, Моцарт – элемент общечеловеческий. Чистейшим и совершеннейшим образцом драматической музыки является «Дон-Жуан»; каждое действующее лицо охарактеризовано тонко, метко, пластически и сохраняет свою индивидуальность даже в ансамблях. Тип «Дон-Жуана» в музыке Моцарта охарактеризован иначе, чем в либретто; намечены некоторые мировые черты типа (демоническая насмешка над громами в финале 1-го акта, бесконечная отвага в разговоре с командором в конце оперы и т. п.); характеристика Моцарта дополняет новыми чертами тип, интересовавший Байрона, Гофмана, Ленау, Мюссе, Алексея Толстого. «Волшебная флейта» – универсальнейшая из опер Моцарта: комизм, лирика и драма служат средствами для выражения отвлечённых идей. Сюжет и колорит оперы напоминают «Божественную Комедию» Данте во всех трёх е частях: Памина – это Беатриче, воплощение нравственного идеала, к которой стремится Тамино; только вместо ада он странствует по земле, которую Моцарт слишком любит для того, чтобы изображать ее мрачными красками.
44. Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский родился 16 марта 1835 г. (с. с.) в селе Кареве, торонецкого уезда, псковской губернии. Был офицером, с 1839 г. перешёл в гражданскую службу. В музыкальном отношении самоучка; знакомство с Даргомыжским, а затем с кружком Балакирева побудило его примкнуть к кружку «программных» музыкантов (новая оперная школа декламационного направления, т. н. «кучкисты»). В 1874 г. была поставлена в Петербурге его опера «Борис Годунов». После его смерти, последовавшей 16-го марта 1881 г. в С.-Петербурге, Римский-Корсаков закончил его оперу «Хованщина», поставленную впервые в С.-Петербурге на частной сцене в 1886 г. – Мусоргский – выдающийся музыкант-народник с большим. природным музыкальными дарованием, недоразвившийся до первостепенной композиторской Величины вследствие недостатка основательного музыкального образования и вследствие «системобесия» кружковщины. Главная красота его оперной музыки – в народных хорах; хоровой музыке Мусоргского присуща стихийная сила; дикость анархической черни эпохи смутного времени (в 4-мъ акте «Бориса»; в хоре бродят), фанатизм раскольников-самосожигателей переходного до-петровского времени (в 4-м акте «Хованщины») – вот то «дно», на котором чувствует себя дома этот Максим Горький русской оперной музыки. Местами он является и прекрасным мелодистом (партия Марфы в «Хованщине», симфоническая картина «Рассвет над Москвой-рекой» в «Хованщине») … Словом, музыкальный «самородок», с обычными достоинствами и недостатками русских самородков.
45. Направник
Эдуард Францевич Направник родился 12 августа 1839 г. (с. с.) в Бейште (близ Кениггреца, въ Чехии), где его отец был учителем. В 1854 г. поступил в органную школу в Праге, где занимался под руководством Блажека; инструментовку изучал у Киттеля. В 1861 г. приехал в Петербург капельмейстером к князю Юсупову, а с I869 г. сталь первым, капельмейстером петербургской оперы. Он разучил за 25 лет (до 1888 г.) 28 русских и 10 иностранных опер и создал превосходный концертный оркестр. Занимает этот пост н ныне (1903 г.) В 1868 г. поставил свою оперу «Нижегородцы», в 1886 г. – «Гарольда», в 1895 г. – «Дубровского», в 1903 г. – «Франческу да Римини». Писал и инструментальные композиции. – В своей оперной деятельности Направник более капельмейстер, чем композитор; он изучил все тайны техники композиции, но не владеет элементарной силой вдохновения, музыкальной изобретательностью; тем не менее, это очень талантливый и интересный опорный композитор.
46. Николаи
Отто Николаи родился 9-го июня 1810 г. (н. с.) в Кенигсберге; сын учителя пения. В 1827 г стал учиться в Берлине теории у Клейна и Цельтера; образование свое в 1838 г. завершил в Риме, куда попал органистом. Писал сначала, с большим успехом, итальянская оперы. Был под конец жизни придворным капельмейстером в Берлине, где, незадолго до своей смерти, написал оперу «Виндзорские проказницы». Умер 11 мая 1849 г. в Берлине. – В «Виндзорских проказницах» много той внешней, чувственной красоты звука, которая так редка в произведениях» немецких композиторов (за исключением, Моцарта). Счастливое сочетание романтического и комического элементов придает опере особенно живой и изящный колорит. Шекспировского, сильного юмора в опере, однако, очень мало; в опере преобладает лиризм; она написана спокойным и грациозным стилем, точно карикатура, нарисованная Рафаэлем. Конечно, позднейший «Фальстаф» Верди (на тот же сюжет) сложнее и, пожалуй, интереснее по музыке оперы Николаи, по все-таки опера «Виндзорские проказницы» не сошла с репертуара после появления «Фальстафа», – и именно, благодаря вышеуказанным ее достоинствам.
47. Обер
Франсуа Эспри Обер родился 29 июня 1782 (н. с.) в Канне, в Нормандии. Он происходил из артистического рода: дед был придворным живописцем. Отец готовил сына к купеческой деятельности, но на его музыкальные способности обратил внимание Керубини, стал его учить, и из Обера вышел композитор. Его первой оперой, имевшей солидный успех, была «Каменщик и слесарь» (1825 г.), комическая опера в национальном духе. В 1828 г. была поставлена в Париже «Немая из Портичи» (Фенелла), первая из трёх композиций, радикально изменивших репертуар «большой» парижской оперы (в 1829 г. был поставлен «Вильгельм Телль», Россини, в 1831 г. – «Роберт», Мейербера). Апогеем комического, по существу, дарования Обера была опера «Фра-Дьяволо», поставленная в 1830 г. Остальные, многочисленные, оперы Обера не удержались в репертуаре. Обер был с 1842 г. директором парижской консерватории, преемником Керубини. Умер 13 мая 1871 г. в Париже. – «Немая из Портичи» – наиболее национальное из трёх известнейших названных опер на исторические сюжеты («Вильгельм Телль», «Гугеноты»); она ближе к Буальдье, чем к Мейерберу. Лёгкий, увлекательный ритм. совершенство музыкальной декламации, ясность и округлость мелодии, пикантность гармонизации и оркестровки, все это – чисто-французские достоинства Оберовской музыки. Универсальность своего таланта Обер доказал, создав, после своей серьёзной и лирической «Фенеллы», комическую оперу «Фра-Дьяволо», полную чисто-галльского смеха. Если оркестр Обера бывает серьёзен, то со сцены раздается смех; если герои на сцене серьезны, то оркестр хохочет самым непринуждённым образом.
48. Понкьелли
Амилькаре Понкьелли родился 1 сентября 1834 г. (н. с.) в Падерно Фазоляре, под Кремоной. Учился в миланской консерватории; оперы писал с 1856 года; с 1881 г. был соборным регентом в Бергамо. Из нескольких его опер наиболее известна «Джоконда» (1876 г.). Умер 17-го января 1886 г. в Милане. – «Джоконда» ловко скроена и сшита из лоскутов, набранных отовсюду, преимущественно из Мейербера и Верди; таково же и либретто, почти целиком заимствованное из драмы Гюго, «Анжело»[10]. Впрочем нельзя отказать в некоторой оригинальности музыки последних двух актов, отличающихся действием наиболее неправдоподобным. Когда Понкьелли хотел быть естествен, он был только манерен; когда он хотел манерничать, вдруг стал естествен.
49. Пучинни
Джакомо Пуччини родился в 1858 г. в Вене; учился в миланской консерватории у оперного композитора Понкиелли (автора «Джоконды»), Автор опер «Эдгар» (поставлена в Милане в 1889 г.), «Манон Леско» (Гамбург, 1893; не смешивать с оперой Масснэ того же наименования, более ранней – 1884 г.), «Тоска» (Париж, 1894 г.), «Богема» (Турин, 1897 г.), «Госпожа Бабочка» (Madame Butterfly; 1910 г.) «Девушка с дальнего Запада», 1912 г. и др. – По направлению своего оперного творчества Пуччини примыкает к итальянским «веристам», Масканьи и Леонкавалло, – тяготеет к мелодекламационному стилю оперы, хотя природная итальянская мелодичность берёт свое, и у Пуччини немало округлённых ариозных номеров его операх, и нет в оркестровом аккомпанементе того сложного «лейтмотивного контрапункта», который составляет характерную особенность музыкально-драматического стиля Рихарда Вагнера.
50. Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 г. в гор. Тихвине (новгородской губ), в помещичьей семье. Учился в морском училище в С.-Петербурге, которое окончил в 182 г. Знакомство с Балакиревым и его кружком «программных» музыкантов (в 1861 г.) склонило его к музыкальным занятиям в направлении Листа и Берлиоза. Путем неутомимых занятий он почти самоучкой выработался в одного из образованнейших в теоретическом отношении музыкантов. С 1871 г. состоит профессором инструментовки и композиции в петербургской консерватории: с 1883 г. до 1894 г. он – помощник Балакирева по управлению придворною певческою капеллою. Неоднократно выступал в качестве дирижера: в 1874 – 81 гг. был дирижером концертов петербургской безводной музыкальной школы: в 1886 – 90 гг. управлял «русскими симфоническими концертами». Автор первой по времени русской симфонии (1865 г.) и многих замечательных инструментальных композиций и романсов. Плодовитый оперный композитор. В 1873 г. была поставлена его опера «Псковитянка», въ 1880 г. – «Майская ночь», в 1882 г. – «Снегурочка», в 1892 г. – опера-балет «Млада», в 1895 г. – быль-колядка «Ночь перед Рождеством», в 1897 г. – опера-былина «Садко». в 1898 г. – драматические сцены «Моцарт и Сальери», в 1898 г. – «Боярыня Вера Шелога», (музыкально-драматический пролог к «Псковитянке»), в 1899 г. – «Царская невеста», в 1900 г. – «Сказка о царе Султане», в 1902 г. – «Сервилия» и в том же году – «Кощей бессмертный». К концу 1903 г. написаны, но еще поставлены оперы: «Пан Воевода» и «Сказание о невиданном граде Китеже» (не следует смешивать с оперою Василенка того же названия – см. выше). Итого 14 названий! – Постепенно развиваясь в музыкально-техническом и художественном отношении, Римский Корсаков неоднократно менял свой оперный стиль; его с таким же нравом можно причислить к композиторам новой русской оперной школы (т. е. к сторонникам музыкальной драмы: пример: «Псковитянка»), как и к представителям типа мелодической оперы (пример: «Царская невеста»). Всего же вернее причислить его к типу музыкальных синтетиков, каким был, например, Серов. В «Садко» особенно заметно синтетическое или эклектическое стремление Римского-Корсакова (стремление примирить интересы и музыкальной драмы с лейтмотивным контрапунктом à la Вагнер и популярной мелодической оперы концертного стиля). После смерти Чайковского Римский-Корсаков, несомненно – крупнейшая величина среди русских оперных композиторов начала 20-го века. Главнейшие достоинства его музыки: национализм мелодий (с пользованием церковными ладами à la Глинка), лейтмотивный контрапункт в аккомпанементе à la Вагнер, Римский-Корсаков – первый по времени русский вагнерианец, – ибо Серов признавал Вагнера теоретически, но не хотел или не умел следовать ему практически, в оперной своей музыке), и светлый, мажорный, оптимистический характер и склад в молодике и гармонии (в этом отличии Римского-Корсакова от меланхолика Чайковского) и мастерство музыкального колорита в инструментовке и оркестровке. Римский-Корсаков давно уже перерос новую (ныне уже старую) декламационную оперную школу 1860-х годов и ныне сам является основателем новейшей русской оперной школы – эклектической и разносторонней.
После 1902 г. были поставлены оперы Римского-Корсакова: «Пан-Воевода» (1904 г.), «Сказание о граде Китеже» (1907 г.) и «Золотой петушок» (1909 г.). Последняя постановка – посмертная: Н. А. Римский-Корсаков скончался 9-го июля 1908 г. и погребён в Петрограде, на кладбище Новодевичьего монастыря. – Из опер Римского-Корсакова наилучшие: «Садко» (Глинка и Рихард Вагнер), «Кощей бессмертный» (Глинка, Рих. Вагнер и Рих. Штраус) и «Китеж» (русский «Парсеваль»).
51. Россини
Джоаккино Россини родился 29 февраля 1792 г. (н. с.) в Пезаро, в Романье Отец его был валторнист. С 1807 г. он учился в Болонье у аббата Маттеи, но закончил свои занятия простым контрапунктом: этого было достаточно, по мнению аббата, чтобы писать оперы. Первая его опера была поставлена в 1810 г. («La cambiale di matrimonio»). Вскоре начался несчетный ряд опер и триумфов. В 1816 г. было поставлено величайшее произведение Россини, «Севильский цирюльник». С 1823 г. Россини поселился в Париже, добился придворной синекуры, офранцузился и в 1829 г. поставил оперу во французском, «историческом» анре, – «Вильгельм Телль» (по австрийской версии: «Карл Смелый»). Затем он опочил от дел своих на 40 лет, написал лишь кантату «Stabat mater» (1832) и несколько мелких церковных сочинений. Умер 13 ноября 1868 г. в Париже. – Оперы Россини, кроме «Севильского цирюльника» и «Вильгельма Телля», все отошли в Лету; Россини явился в них выразителем «неаполитанской» школы, несвоевременной в веке если не музыкальной драмы, то драматической оперы. Россини – дитя «реставрации», той смутной эпохи в Европе, когда последней необходимо было отдохнуть от Наполеоновских кровопусканий; Россини спел ей ряд колыбельных песенок, из которых одна («Севильский цирюльник») оказалась в особенности мила и забавна. «Другие времена – другие песни»: когда, после реставрации, в массах сказался порыв к новой жизни и общественности, композитор спел недурную песенку о свободе («Телль»), но она прозвучала для него самого так странно, что он примолк. Россини малодушно отрекался от всякого прогресса в искусстве, неразлучного с борьбой и трудом. Его должна была встряхнуть сама жизнь, чтобы он создал «Телля», и только старость могла привести в религиозное настроение, плодом которого явилась «Stabat mater». Между тем – как богато одарён был от природы Россини! Лучший комплимент о силе мелодической изобретательности Россини высказал Бетховен: «Если бы не дар мелодии, – выразился он, – то сел бы Россини, при его познаниях, на одну картошку!» Если общекультурное значение Россини в истории музыки невелико, то весьма значительны его заслуги в истории итальянской музыки: он упразднил «сухой» речитатив на одной ноте, заменив его мелодическим, моцартовским речитативом, расширил роль оркестра, содействовал, по своему, развитию лиризма, прокладывая путь Беллини, Доницетти и Верди. Он не обладал индивидуальностью, наиболее непосредственным и долговечным элементом в искусстве, и роль его в истории итальянской музыки – роль посредника. История не повторяется, но природа иногда копирует самого себя: Россини не мог стать вторым Моцартом, несмотря на то, что родился с Моцартовским гением.