В случае утраты этого документа лицензиат имеет право на получение дубликата, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.
Лицензиат также имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии. За каждую копию нужно будет заплатить 10 руб. (так написано в законе).
На основании чего могут отказать?
Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются:
• наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
• несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Владелец лицензии обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении адресов тех мест, где он занимается лицензируемым видом деятельности. На это ему отводится 15 дней с момента изменения адреса.
Обратите внимание! Лицензирующий орган обязательно сообщит в налоговую инспекцию, где предприниматель состоит на учете, о следующих фактах:
• о предоставлении лицензии;
• о переоформлении лицензии;
• о приостановлении действия лицензии;
• о возобновлении действия лицензии;
• об аннулировании лицензии.
Приостановление действия лицензии или ее аннулирование возможно по решению суда.
Сообщены все эти сведения налоговикам будут в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения по всем вышеуказанным вопросам.
В решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, будут указаны следующие данные:
• наименование лицензирующего органа;
• фамилия, имя отчество индивидуального предпринимателя;
• место его жительства;
• адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
• данные документа, удостоверяющего его личность; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
• лицензируемый вид деятельности;
• срок действия лицензии;
• ИНН;
• номер лицензии;
• дата принятия решения о предоставлении лицензии.
Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке соответствующего лицензирующего органа в двух экземплярах, один из которых вручается соискателю лицензии, другой хранится в его лицензионном деле.
Что будет считаться деятельностью без лицензии? Как ни удивительно, это достаточно большой список.
Разумеется, это – осуществление деятельности, для которой требуется лицензия, без таковой. Обычно в этом случае нарушитель даже не обращается за получением лицензии.
Однако деятельностью без наличия лицензии признаются и следующие случаи:
• когда предприниматель начал заниматься лицензируемой деятельностью хотя и после подачи заявления, но еще до того, как ему это разрешили;
• если предпринимателю отказали в получении лицензии, а он проигнорировал отказ;
• если предприниматель проигнорировал приостановление лицензии или ее аннулирование и самовольно продолжил работу;
• если предприниматель продолжает заниматься лицензируемой деятельностью, не продлив лицензию.
Обратите внимание! За безлицензионное занятие деятельностью можно понести достаточно суровое наказание. И вам повезет, если это будет просто административное наказание.
Так, например, в КоАП отдельно оговорено наказание за занятие частной медицинской или фармацевтической деятельностью без лицензии. Согласно пункту 1 статьи 6.2 КоАП РФ, за такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2000 до 2500 руб.
Пользование недрами без лицензии в соответствии со статьей 7.3 КоАП РФ обойдется предпринимателю штрафом в размере от 3000 до 4000 руб.
Самовольная добыча янтаря – штраф от 500 до 1000 руб. Так установлено в статье 7.5.
В статье 7.11 КоАП РФ установлен штраф за пользование без лицензии объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. Для предпринимателей штраф составит от 1000 до 2000 руб.
Таких статей, кстати, довольно много. Приводить их все мы, разумеется, не будем.
Однако нельзя не упомянуть о статье 14.1 КоАП РФ.
Там установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа на предпринимателей в размере от 4000 до 5000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет за собой для предпринимателей штраф в размере от 3000 до 4000 руб.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на предпринимателей в размере от 4000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Обратите внимание! Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении каждого конкретного лицензируемого вида деятельности.
Учтите! За особо злостное деяние, возможно, придется познакомиться и со статьей 171 Уголовного кодекса РФ (УК РФ).
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается:
• или штрафом в размере до 300 000 руб.;
• или штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет;
• или обязательными работами на срок от 180 до 240 часов;
• или арестом на срок от 4 до 6 месяцев.
Ну а если те же самые прегрешения будут совершены организованной группой или с извлечением дохода в особо крупном размере, то наказание серьезно усиливается:
• или штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб.;
• или штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
• или лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.
1.5.2. Получение сертификатов на товары, работы и услуги
Далее мы будем, что называется, «двигаться от простого к сложному». По сравнению с процедурами сертификации, которые будут рассмотрены ниже, получение лицензий уже не покажется таким уж трудным делом.
Итак. Вопрос сертификации, которая может быть как добровольной, так и обязательной, рассматривается Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Закон № 184-ФЗ).
Основная идея сертификации – это подтверждение того, что выпускаемая организацией или предпринимателем продукция, выполняемые им работы или оказываемые услуги являются безопасными для людей, животных и окружающей среды.
Заявитель – это предприниматель или организация, которые для подтверждения соответствия принимают декларацию о соответствии или обращаются за получением сертификата соответствия и получают сертификат соответствия.
Декларация о соответствии – это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Сертификат соответствия – это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Сама сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Кстати, отметим одну тонкость всего процесса сертификации. Дело в том, что органом по сертификации является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Причем аккредитация – это официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.
Теперь скажем проще. Выдавать документ об аккредитации будет не государственный орган, а некие компании и предприниматели, которым государство предоставит такое право.
Как ни странно, но по большей части Закон о техническом регулировании делает упор на добровольности сертификации. Идея состоит в том, что производители должны сами быть заинтересованы в прохождении сертификации, так как это вызывает повышенное доверие к качеству их товаров, работ или услуг у потребителей. Порядок добровольного подтверждения соответствия товаров, работ или услуг национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров прописан в статье 21 Закона № 184-ФЗ.
Тем не менее обязательная сертификация также существует. Ей посвящена статья 25 Закона № 184-ФЗ.
Кроме того, в статье 20 Закона № 184-ФЗ установлено, что обязательное подтверждение соответствия осуществляется или в форме принятия деклараций о соответствии, или обязательной сертификацией.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ.
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, приведен в Постановлении Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982.
Он достаточно большой. Там указан как единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, так и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Кроме того, в настоящее время действует также перечень продукции, работ и услуг, которые подлежат обязательной сертификации. Он приведен в Постановлении Госстандарта России от 30 июля 2002 г. № 64.
Обязательное подтверждение соответствия продукции проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Обратите внимание! Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации (то есть уполномоченной организацией или предпринимателем) на основании договора с заявителем.
Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия.
Сертификат соответствия включает в себя:
• наименование и местонахождение заявителя;
• наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
• наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
• информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
• наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
• информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
• информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
• срок действия сертификата соответствия.
Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.
Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Кстати, орган по сертификации обязан вести реестр выданных сертификатов, а также обязан сообщать в компетентные органы о тех, кто предоставил продукцию на сертификацию, но она этот процесс не прошла.
Схема сертификации, в общем и целом, выглядит следующим образом. Орган по сертификации получает продукцию от заявителя и передает ее в аккредитованные испытательные лаборатории. При этом – самое главное – лаборатория не должна знать, кто является заявителем. По идее, так должна сохраняться объективность исследования. Затем результаты исследования передаются в орган по сертификации, а тот уже решает, можно выдавать сертификат соответствия заявителю или нельзя.
Между тем, что особенно неприятно, и добровольная сертификация, и обязательная являются платными. Стоимость такой услуги может достигать нескольких тысяч рублей.
Хотя есть одна приятная тонкость. Если по определенному виду продукции есть несколько аккредитованных органов по сертификации, можно обращаться в любой из них. Так что есть возможность поискать более дешевый вариант.
И более легкий. Органы сертификации не ограничены в требованиях по необходимой им от заявителя документации. Так что некоторые центры могут потребовать огромное количество документов, а некоторые – обойдутся гораздо меньшим их числом. Это также стоит учитывать.
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено, маркируется знаком обращения на рынке.
Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ, хотя данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.
Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке также устанавливаются техническими регламентами.
Теперь, как обычно, – о самом неприятном. О наказаниях.
За отсутствие обязательной сертификации (если она была необходима) предприниматель будет наказан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за следующие нарушения:
• реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована;
• реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии);
• реализация сертифицированной продукции без знака соответствия;
• реализация сертифицированной продукции без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция;
• недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика);
• представление недостоверных результатов испытаний продукции или необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.
Это повлечет за собой для предпринимателя штраф от 1000 до 2000 руб. с конфискацией товара, на который нет необходимой документации.
Однако в КоАП РФ есть и другие статьи о нарушении сертификации – по некоторым особым сферам деятельности или товарам:
• средства связи и услуги связи;
• защита информации;
• продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил;
• продажа алкогольной продукции;
• пожарная безопасность;
• производство и оборот оружия и патронов.
Там встречаются наказания и пожестче.
1.5.3. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции, работ или услуг
Вы, возможно, будете смеяться, но и то, что мы уже перечислили, это далеко не все. Многим предпринимателям придется заняться санитарно-эпидемиологической экспертизой своей продукции.
Это требование Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52– ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ).
Как указано в статье 1 Закона № 52-ФЗ, под санитарно-эпидемио– логическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В статье 11 Закона № 52-ФЗ перечислено, чем это определение «угрожает» персонально индивидуальным предпринимателям. Они обязаны:
• выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
• разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
• обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
• осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно– противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
• проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности или безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля над факторами среды обитания;
• своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
• иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
• осуществлять гигиеническое обучение работников.
Санитарные правила – это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В нашей стране эти правила носят названия СанПиН.
Назовем некоторые из них, которые могут быть интересны предпринимателям:
• СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 14 ноября 2001 г. № 36);
• СанПиН 2.1.2.1199-03 «Парикмахерские. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию» (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 12 марта 2003 г. № 15);
• СанПиН 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ» (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 11 июня 2003 г. № 141);
• СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 8 ноября 2001 г. № 31);
• СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» (утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25 сентября 1996 г. № 20);
• СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. № 21).
И это далеко еще не все… Теперь к практике.
Экспертиза продукции, работ или услуг проводится органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, организациями, аккредитованными в установленном порядке, или экспертами.
Необходимое санитарно-эпидемиологическое заключение выдается в соответствии с Порядком организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок; Порядком выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. № 224.
Формы заключений утверждены Приказом Минздрава России от 27 октября 2000 г. № 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора».
Санитарно-эпидемиологическое заключение – это документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие государственным СанПиН факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов и эксплуатационной документации.
Санитарно-эпидемиологические заключения, выданные органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, действуют на всей территории РФ.
Экспертное заключение – это документ, выдаваемый федеральными государственными учреждениями здравоохранения – центрами гигиены и эпидемиологии, другими аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами. Он подтверждает проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими регламентами, государственными СанПиН, с использованием установленных методов и методик.
Этот документ содержит обоснованные заключения о соответствии или несоответствии предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным СанПиН и техническим регламентам.
Основанием для проведения экспертизы может быть заявление самого предпринимателя. За проведение экспертизы, разумеется, придется платить.
Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению индивидуального предпринимателя зависит от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг, но не может превышать 2 месяцев.
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает:
• проведение экспертизы представленных документов;
• проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;
• обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).
Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции предпринимателю придется представить разные документы в зависимости от того, будет проводиться экспертиза отечественной или импортной продукции.
Для отечественной продукции:
• нормативные или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры, стандарты организаций и др.) на продукцию; как согласованные в установленном порядке, так и не согласованные – главное, что по ним планируется изготавливать продукцию;
• санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии технических документов требованиям государственных СанПиН – при наличии;
• санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий производства требованиям государственных СанПиН – обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
• протоколы исследований (испытаний) продукции – при их наличии;
• образцы продукции, необходимые для санитарно-эпидемиологической экспертизы;
• потребительская (или тарная) этикетка или ее макет;
• акт отбора образцов продукции, поступившей на санитарно-эпидемиологическую экспертизу;
• выписка из ЕГРИП.
Для импортной продукции:
• документы организации-изготовителя, по которым осуществляется изготовление импортной продукции;
• документы, выданные уполномоченными органами страны происхождения продукции, подтверждающие ее безопасность для человека;
• протоколы испытаний (исследований) продукции – при их наличии;
• образцы продукции в количестве, необходимом для санитарно-эпидемиологической экспертизы;
• акт отбора образцов продукции, поступившей на санитарно-эпидемиологическую экспертизу; потребительская (или тарная) этикетка или ее макет;
• техническое описание продукции с указанием условий применения (использования), другие нормативные и технические документы о составе и условиях применения;
• контракт (договор) или сведения о контракте (договоре) на поставку продукции – при необходимости.
Помимо большого количества документов, если они еще и написаны на иностранных языках, с предпринимателя потребуют их перевод на русский язык, а копии документов и их переводы должны быть заверены в установленном порядке.
Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации нужно будет представить заявление и проектную документацию с ее обоснованием.
Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы видов деятельности, работ, услуг нужно представить заявление о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, правоустанавливающие документы или их копии.
Перечень видов продукции и видов деятельности, на которые требуется получение санитарно-эпидемиологических заключений, приведен в Приложении № 2 к Приказу Роспотребнадзора от 19.07.07 № 224. Он достаточно обширный, поэтому весь его мы приводить в книге не будем.