banner banner banner
Беседы о важном. Историческая основа философии российского бизнеса
Беседы о важном. Историческая основа философии российского бизнеса
Оценить:
 Рейтинг: 0

Беседы о важном. Историческая основа философии российского бизнеса


Наконец этот час пришел. Раздается команда: "Раздать оружие, пустить мотор. Проверить рули, осмотреть еще раз дизеля.

Всплыли!

Вооруженные краснофлотцы готовы вступить в бой.

Наверху все оказалось спокойно.

Вот так вот казалось победа была очевидна, но сколько пришлось испытать при ответной реакции.

Аналогичные стрессовые ситуации часто испытывают предприниматели при проведении различных коммерческих операций.

Например, бизнесмен совершил просто удачную сделку и тут же «добрые» люди сообщили всем кому надо и не надо. Утром к нему нагрянули, или подловили по дороге соратники Робин Гуда и стали потрошить якобы на помощь для немощных и…

Хуже, если есть свое производство. В этом случае в компанию могут прийти помимо робин-гудовцев, самые настоящие, честные и придирчивые чиновники из различных ревизионных и контрольных служб. Они будут, как придирчивые старшины проверять ваши боевые отсеки и таким образом накопают столько, что множество нарядов вне очереди или суток губы вам обеспечено.

Сама работа подводника дается как практический пример для предпринимателя, так как эти люди, как и предприниматели, считают, что их служба хотя и сурова и нелегка, но привлекательна и приносит им удовлетворение, тем, что здесь наиболее полно проявляется чувство исполненного долга.

Надо думать каждому, как во время катастрофы на подводной лодке. Спасение зависит от умения, быстрой реакции, профессионализма и общности судьбы и самое главное победоносного настроя. И это также проявляется у моряков советских ПЛ. Конечно море можно и не любить. Но нужно понимать, что только выдержка и закалка позволяют ощутить себя победителем. Настоящий военный моряк (бизнесмен) гордится своим умением оставаться хозяином положения в шторм и переносить все тяготы и неприятности, вызываемые подводным плаванием (битвой с конкурентами).

Нужно выращивать в себе чувство победителя. И в этом смысле интересен случай, описанный в книге Маккея "Как уцелеть среди акул", о выживаемости предпринимателей в американской рыночной экономике.

Генерал Уэстморленд проводил однажды смотр взвода десантников-парашютистов во Вьетнаме. Проходя вдоль шеренги, он задавал каждому вопрос: “Ну как, сынок, тебе нравится прыгать?" "Очень нравится. сэр!" – прозвучал первый ответ. "Ну что, нравится тебе прыгать?" – спросил он следующего. "Самое сильное переживание в моей жизни, сэр!" – воскликнул парашютист. "Ну что, нравится тебе прыгать?" – спросил он третьего. "Терпеть не могу", – ответил тот. "Так почему же ты это делаешь?" – "Потому, что хочу быть среди тех парней, которым нравится прыгать".

Сейчас в настоящее время первоочередная общенациональная задача в России это выращивание таких победителей, которые бы могли активно действовать в слаженных командах.

Скорее всего, тут нужно подходить с тем же подходом, как это делает Деннис Коннор, человек, который положил конец победам австралийцев в гонках яхт и вернул в США кубок Америки, одержав победу на четырех дистанциях. Он объяснил в нескольких словах, как он этого добился: "Я окружаю себя только лучшими людьми и благодаря этому выгляжу лучше".

Настоящие победители умеют быстро вновь обрести спортивную форму и после сильного удара. Это очень важное для руководителя инстинктивное чувство, независимое от того, стоит ли он у руля двенадцатиметровой яхты или во главе предприятия стоимостью в миллион долларов.

Победители окружают себя другими победителями. Победитель знает, что он победитель. Он не нуждается в том, чтобы его окружали второсортные людишки и подхалимы. Он знает, что одержит больше побед и пойдет дальше, имея соратников, которые не только в состоянии не отставать от него, но могут и его кой-чему научить.

В этом смысле атаки советских ПЛ являются идеалом для любого российского бизнеса.

Наиболее удачный пример героического подвига близкого по характеру с предпринимательской энергией – это действия А. И. Маринеско. Это можно привести в качестве идеального примера по анализу повести Александра Крона "Капитан дальнего плавания".

Одной из наиболее удачных операций можно считать атаки советских пл. под руководством Маринеско А. И. Он был командиром подводной лодки М-96, так называемая «Малютка» по аналогии с малым предприятием. Например такие лодки совершали самостоятельные походы в течении 11 и более суток. Она пересекла до 20 линий минных заграждений!! и вернулась на Родину. Экипаж «малютки» отличался выдержкой, мужеством, высоким пониманием воинского долга. А командир пл. Александр Иванович Маринеско был настойчив в поиске врага и искусен в торпедных атаках.

За годы войны А. И. Маринеско по объему потопленного тоннажа занял одно из первых мест среди подводников не только Балтийского, но и других флотов Советского Союза. Он совершил ни с чем не сравнимый подвиг. В ночь на 30 января 1945 года на подходе к Данцигской бухте Маринеско атаковал шедший под сильным конвоем транспорт водоизмещением 25 тысяч тонн – " Вильгельм Густлоф". На его борту находилось более 6 тысяч гитлеровцев, в том числе 1500 офицеров и выпускников-подводников. Этим количеством людей можно было укомплектовать 35 экипажей подводных лодок!!! Три дня Берлин был в трауре по случаю такой невосполнимой потери!!!

Маринеско был объявлен личным врагом фюрера.

В этом видна важность человеческого капитала. Так как поражение живой силы конкурента приводит к тому, что победа оказывается на стороне победителя. Так как воссоздание человеческого капитала более важная часть и существенная потеря приводит к трагедии нации.

Но очень часто возникают непонимание, того, что казалось бы удача как и точное попадание в цель может приносить только один небывалый успех, как куча денег, свалившаяся на голову счастливчику.

На Западе средства массовой информации, поставленные на широкую ногу практически мгновенно отреагировали на это событий. В СССР это событие известное как "атака века" замалчивалась. И это привело к тому, что советское общество лишилось чего – то очень важного для своей выживаемости.

В книгах по современному бизнесу очень часто указывается, что нужно выискивать в компаниях специалистов и людей, обладающих нестандартным подходом, людей мыслящих не в рамках общего массового сознания. Людей, которые стремятся чего – то усовершенствовать, активистов производственного движения. Они вечно носятся обуреваемые внутренней активностью и часто их не понимают. Они страдают множествами недостатков. Но в условиях высочайшей конкуренции высококвалифицированный и отточенный в мировой конкурентной борьбе зарубежный бизнес понял, что такие люди весьма ценны и поэтому очень часто от таких людей зависит судьба компании. Хотя может быть с первого взгляда и кажется, что их поведение весьма некорректно и абсурдно. Такие люди имеют очень тонкую интуицию и обладают сверхтонким чутьем на поиски различных усовершенствований, на активные действия.

К таким примерам для подражания можно отнести активную генерацию творческой энергии Александра Ивановича. Но самое главное нужно также воспринять и то, что последовало за этим подвигом.

Когда в СССР – России говорят о какой-то загубленной советским образом жизни честной невинной душе, то почему-то сразу показывают пальцами на чиновников, на тупых и бездушных начальников, на вождей. Но кто их всех создает? Они разве появляются из иного мира? Они все вышли из народа, дети семьи трудовой. Они порождены системой взаимоотношений. Трудящиеся приходят на работу и видят свое предприятие погибающим и разваливающимся. Они надеемся на мудрого руководителя, на своих старших и младших начальников, на правительство. Но надо реально представлять…

Как-то в свое время внушили сказку для советских детей о том как круглосуточно горит свет в окне Кремлевской башни и Великий Вождь неустанно думает о народном благе. Но надо быть реалистами. Пора стать взрослыми людьми.

Во всем мире гражданам демократических стран совершенно ясно, что правительство ничего не делает, а все делают конкретные люди. Что Россия ничего не делает. Делают россияне. Организации ничего не делают. Делают конкретные работники и руководители.

Когда человек понимает, что ответственность несет он сам, а результат зависит непосредственно от него, он преображается. Необходимо всегда помнить и о приближавшейся опасности и быть готовым к решению и преодолению трудностей.

Особенность в действиях современного предпринимателя состоит в том, что у него нет вышестоящего руководства. Это налагает на него особые требования по работе на предприятии.

Некоторые объясняют успех атаки «С-13» – случайной удачей.

Сама по себе случайность это результат того восприятия интуитивного чувства личности, соприкасающейся с тем неосознанным миром, из которого выходит понятие случайности победы, случайности сделки.

В книгах по бизнесу часто указывается, что вы должны постоянно работать и в результате этого у вас как бы случайно при столь активном действии выйдет, то к чему вы стремились. При этом это даже может и для вас казаться случайностью на первый взгляд. Получив желаемое, вы оглянетесь назад и, увидите гору сделанного. Вы поймете, что эта случайность для вас не была как таковой легкой добычей.

Поэтому анализ действий Александра Ивановича дает поддержку для производственных и коммерческих действий российских предпринимателей. Если изучать книги по зарубежному бизнесу и анализировать работу Маринеско, то можно найти много похожего.

Маринеско дает на этот счет множество своих советов.

Маринеско говорил: "Лодка (бизнес) – как человек. У каждой свой характер, свои достоинства и недостатки. Все это командир должен понимать до тонкости".

Он был экспериментатором.

"…С тактико-техническими данными следует считаться. Но молиться на них тоже не следует. Автономность, если потренироваться и затянуть потуже ремешки, можно увеличить. Можно быстрее погружаться и быстрее всплывать. Быстро погружаться рискованно, но если трюмные и рулевые – мастера своего дела, риск оправдан. Мало торпед – значит, надо стрелять без промаха, и не пренебрегать пушечкой – она годится не только против самолетов.

Легко загорался необычной идеей, не боялся парадоксальных решений и не любил категорических запретов, пресекающих в корне всякую фантазию. Как большинство талантливых людей, он был человек неожиданный.

Из воспоминаний Маринеско:

"на девятый день пребывания в море все мы очень устали. Много трудились, мало отдыхали. По несколько раз в сутки одно и то же: "Арттревога!", " Срочное погружение"," по местам стоять к всплытию". Недовольства не ощущалось.

…теперь для срочного погружения требовалось всего 17 секунд – ни одна малютка до сих пор этого не добивалась…

Наиболее опасные проходы подлодок через минные поля.

Минреп – так называется стальной канат, удерживающий якорную мину на заданной высоте. У «М-96» было много касаний о минрепы. Это мучительно, особенно в подводном положении. Мина – это молчаливая смерть. Попал на минное поле, ползи. Иди, не виляя самым малым ходом. При касании мин о борт, не шарахаться, а осторожно отрабатывать назад. Тихоненько, чтобы минреп не сорвался, отводить корму, а непременно и не от минрепа, как ошибочно толкает инстинкт, а непременно в сторону минрепа. Он натягивается как струна, но должен соскользнуть мягко. Нервы при этом нужно держать в кулаке. Очень хочется поскорее убраться из опасного места – нельзя. Слышишь скрежет натянувшегося каната, его слышат все. И надо, чтобы команда знала, что у командира рука, лежащая на машинном телеграфе, не дрогнет, он не поддастся панике.

Маринеско перешел на другую ПЛ и серьезно взялся за дело. Тренировал личный состав по – своему, проводил тут же на Неве пробные погружения. К началу навигации лодка была "на товсь", дух у команды был боевой.

Держался по-товарищески, распекать не любил, но дисциплину держал крепко, такому на шею не сядешь, умел и на место поставить.

Пример упорства и настойчивости к победе проявился при потоплении вооруженного транспорта «Зигфрид», водоизмещением пять тысяч тонн.

Торпедная атака не получилась. Капитан во время застопорил ход и все три торпеды прошли по носу. Неудача не обескуражила командира. Он снова атаковал одной торпедой. Но торпеда была замечена, транспорт дал ход, и она прошла за кормой. Капитан видать был толковый.

Казалось бы все потеряно, транспорт упущен. Но у Маринеско была бульдожья хватка, отступать он не привык и подал команду на всплытие.