Книга Философия российского бизнеса - читать онлайн бесплатно, автор Анатолий Сергеевич Салтыков-Карпов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Философия российского бизнеса
Философия российского бизнеса
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Философия российского бизнеса

Российский бизнес должен понимать, что если он не будет осуществлять связь с обществом, то возможная разбалансировка политических сил окажется не в его пользу.

В начальный период перестройки с одной стороны баррикад говорили: "Ценности социализма продаете?" С другой стороны баррикад им говорили в ответ: "Да кто их купит?"

Весь смысл национальной рыночной стратегии и заключается в том, что нужно научиться выходить на рынки со своими национальными специфическими продуктами и приучать клиентов покупать их и воспринимать как необходимый рыночный компонент. Если же полностью выбросить весь советский период на свалку и отказаться от его реализации на мировых рынках, то таким образом это отрицательно скажется на формировании всей инфраструктуры национального рынка. Однако же не все ценности выбрасываются. Продаются ордена, медали и атрибутика советского периода. Многие новые русские и олигархи должны быть признательны советскому периоду, который позволил им создать свои финансово-промышленные империи.

В вопросах единения с политических позиций необходимо рассматривать и процессы советского периода, касающиеся выживаемости личности и общества.

Это наиболее эффективно выявляется в период Великой Отечественной войны, когда конкуренция достигла наиболее ярких жизнеутверждающих моментов и породила победоносный дух нации.

В этом аспекте рассмотрение позиций современного менеджмента и событий и эпизодов Великой Отечественной войны дает много интересных взаимосвязанных факторов. Это можно представить на ряде примеров из наиболее известных эпизодов Великой Отечественной. Лучше всего анализ проводить, используя иностранные источники, так как россияне, созданные в старой системе, подавать товар весьма эффективно не могут. Поэтому общая методика этого процесса, прекрасно отработанная в западной экономике, кстати подходит для России.

Современный национальный бизнес должен сам финансировать и проводить исследования, связанные с генерацией предпринимательской энергии, исходя из тех героических побед и подвигов, которые будут выискиваться для анализа.

Поэтому забота о национальных подвигах, оказывается в сфере компетенции российского бизнеса.

Страна не только должна знать своих героев, но также иметь способность для впитывания непобедимого боевого духа с целью переработки для создания конкурентоспособной нации.

В западной литературе посвященной выживаемости личности в бизнесе приводится термин – развитие, силы ума. Это показывается на примерах мысленного сосредоточения на каких-то путешествиях или возвращение в исторические времена. Так в одной книге предлагается совершить путешествие во времена Наполеона.

Такие умственные упражнения способствуют развитию силы ума, что оказывает положительное влияние на разработку своей предпринимательской деятельности.

Одно дело просто читать про боевые подвиги и другое дело, сосредоточившись медитировать в то пространство.

В книгах по бизнесу пишется, что если вы решились, вы должны стоять до конца. И в этом смысле действия предков – победителей и советы бизнесменов сходятся.

Поэтому ситуация, имеющая место в современной промышленности, очень схожа со Сталинградской битвой.

Только "маленькие домики Павлова" – национальные предприятия пытаются отстоять свою независимость. Трудно предположить, на сколько хватит их боезапасов и энергии, чтобы выстоять и в перспективе и победить.

Поэтому такие подходы должны стать решающими в создании мира согласия работников и предпринимателей.

В борьбе за качество и создание конкурентной среды россиянам придется изрядно попотеть. При этом сами конкуренты, в силу сложившихся факторов должны, будут выступать одновременно учителями и соперниками на мировых и внутренних рынках.

Еще один немаловажный фактор, ухудшающий положение российских предпринимателей, заключается в отсутствии идеализации национальных героев предпринимателей, которые пытаются защитить национальные интересы. Ранее в области литературы, искусства, в художественных произведениях существовали, особенно в советский период, такие работы, которые идеализировали образ коммуниста или простого честного советского человека. Пропагандировался бескорыстный труд.

Яркий пример этого кинофильм «Коммунист» в котором стратегия менеджмента выражается в том, что коммунист, которого прекрасно играет артиста Урбанский, идет в лес и рубит дрова для того что бы поезд пошел дальше.

Все сидят, а он рубит дрова. Нечто похожее происходит и сейчас.

Само произведение" Как закалялась сталь" также можно рассматривать совершенно с иных позиций. Как стойкость и целеустремленность не только самого литературного героя, но также и самого автора, прошедшего такие трудности, но не сломавшегося.

Нужно только уметь находить самые главные истоки, которые преобразовываются в само движение и генерацию менеджмента. Это также видно и в других кинофильмах, как средствах массовой пропаганды советского образа жизни. Такой подход находится в простых кинофильмах американской рыночной экономики. В этих простых сюжетах заложены практические примеры по правовым вопросам, по развитию знаний в области техники, красоты и иных направлениях.

Все оказывается не так, как себе это представлялось!

Это конечно же переходный период и поэтому мы можем сказать про наших предпринимателей словами известного поэта:

"Хоть знает враг (конкурент) морально мы слабы (низкое качество и отсутствие конкуренции)

За ним и лес и города сожжены (высокое качество и конкуренция)

Вы лучше лес рубите на гробы (готовьтесь к конкурентной битве)

В прорыв идут штрафные батальон (российские предприниматели)

Новые русские Великой Патриотической

В виду того, что книга написана в США, то тут по странному историческому стечению обстоятельств все кто говорит по русски считаются русскими. Поэтому многочисленные народы, населяющие СССР стали именоваться в США русскими. Это – грузины, евреи, украинцы, татары и другие. При этом знание истории и особенностей проживания в СССР у многих американцев весьма поверхностное. Автор был в магазине Радиошек по продаже электронных компонентов. Продавец – афроамериканец узнав, что автор из России сказал: Я знаю вашу страну. У вас есть город Киев. (Киев-столица независимой республики Украина).

Естественно возникает множество вопросов, касающихся оборотной стороны советского образа жизни. Новые термины – совковость, новые русские вносят определенный разлад в жизнь общества и разрушают национальную экономику.

Традиционно гордость россиян вращается вокруг: победы в Великой Отечественной войне, ракетно-ядерного щита, и лучшего мире автомата. Это неоспоримые факты не располагают к реальному осмыслению происходящего.

Для этого целесообразно проанализировать состояние нации на период июня 1941 года. А после этого каждому самому определить. А такие ли россияне все на самом деле? Или в них что-то изменилось?


Анализируя сегодняшнее состояние, россияне должны, скорее говорить не о том, что с ними произошло, а скорее всего о том, что им предложено.

Речь идет о вызове мировой рыночной экономики, который был брошен, россиянам, и что делать с этим вызовом.

Об этом моменте приводится в книге Павла Далецкого "На сопках Маньчжурии" Лениздат – 1952 г.

" Когда, был взят Мукден и, в руках у нас оказались архивы Квантунской армии, мне снова попалось имя Маэямы Кендзо. На совещании генералов он делал доклад о тактике русских войск, основываясь на опыте русско-японской войны 1904–1905 года, он утверждал, что нечего бояться наступления русских со стороны Монголии, потому, что русские не умеют действовать в горах, они не пройдут через Большой Хинган, Маэяме приводил в пример Куропаткина, Засулича, Штакельберга.

В это время я уже писал книгу о войне 1945 года. Но я все более стал задумываться о том, что же происходило здесь сорок лет назад, когда русские люди воевали в Маньчжурии под начальством Куропаткина и других царских генералов. Во мне звучали слова приказа товарища Сталина: " Поражение русских войск в 1904 году, в период русско-японской войны, оставило в сознании народа тяжелые воспоминания. Оно легло на нашу страну черным пятном".

В настоящее время, говоря сталинским языком, это темное пятно превращается в огромную черную космическую дыру, в которую как в бездну вливается сознание российских граждан, многие из которых совершенно не понимают существующей ситуации, творящейся в определенных отраслях народного хозяйства.

Необходимо учитывать определенную связь и противоречия между информацией, которую получает руководство и которая имеется на местах и в сознании граждан. Эти процессы очень значимо влияют на стратегическую обстановку, в каком бы социально-политическом или временном разрезе не смотреть. Будь это рыночная экономика или Великая Отечественная война.

Для анализа нужно обратиться к иностранным источникам. Они дают более достоверную информацию о тех русских, которые и являются настоящими победителями. В новой рыночной экономике необходимо определить, кто же сейчас является победителем. Дать определение: “ Что такое национальный победитель в рыночной экономике”.

"Должно быть он (Гитлер) – насколько это было возможно – выбросил из головы все мысли о шведском короле Карле XII и Наполеоне Бонапарте, которые после стольких блестящих побед, похожих на его собственные, потерпели катастрофу в безбрежных просторах России"

……Для завоевания России недозволенных приемов не было – допустимы были все средства…

Победоносная Россия вышла из этой битвы (Второй Мировой войны) как единственная держава, способная бросить вызов – и пожалуй даже нанести поражение Соединенным Штатам Америки в области техники и материальной мощи…

…В этот самый момент начался поход, который по своим масштабам не имел равного в мире…да поможет нам бог, особенно в этой борьбе…

Воззвание Гитлера перед походом на Восток к германской нации в 7 часов утра 22 июня 1941 года. Тремя с половиной часами ранее сполохи залпов 6 тысяч орудий озарили предрассветное небо на Востоке, обрушив на застигнутых врасплох русских шквал огня и смерти…

…ни одна битва с истории человечества не идет в сравнение с этой…По числу людей, весу боеприпасов, протяженности фронта, отчаянной ярости боев – день 22 июня никогда не будет превзойден…

…Но еще до наступления темноты стало очевидно, что эта компания существенно отличается от предыдущих… Как гигантский зверь, пойманный в сеть Красная Армия (Россия), отчаянно отбивалась и по мере того как рефлексы пробуждались в отдельных уголках его тела сопротивление нарастало…

… тщательно отработанное взаимодействие всех родов войск создавали вермахту (мировой рыночной экономике) ореол непобедимости, которого не имела ни одна армия со времен Наполеона. Однако русские, (российские предприниматели) игнорируя эту военную репутацию вермахта, действовали совсем иначе…

… нет того чувства, что мы вступили в побежденную страну, которое мы испытывали во Франции. Вместо этого-сопротивление, постоянное сопротивление, каким бы оно безнадежным не было, отдельное орудие, группа людей с винтовками, (малое российское предприятие), человек, выскочивший из избы на обочине дороги с двумя гранатами в руках…(российский предприниматель)

(Из иностранных источников о начале Великой Отечественной войны" Взгляд с Запада. От Барбароссы до Терминала."

В конце сентября 1941 года, когда отгремели последние залпы в "Киевском мешке" и захлопнулись двери товарных вагонов, увозивших русских пленных на запад, немцев мучила все та же проблема. Русский медведь был мертв, но не хотел ложиться. Точные сведения о русских потерях по подсчетам ОКВ – 2,5 миллиона человек, 22 тысячи орудий, 18 тысяч танков, 14 тысяч самолетов…

Что же тогда подпирало Красную Армию?

В Берлине уже началась работа над проектом плана оккупации, который предусматривал отвод в Германию примерно восьмидесяти дивизий, из которых половину намечалось демобилизовать, военно-оккупационная администрация должна была сохранить в своем распоряжении сильные мобильные группы в основных промышленных и транспортных центрах. Каждая группа, помимо несения обычных оккупационных обязанностей, должна быть способной посылать мобильные боевые отряды в неоккупированный хинтерланд с целью ликвидации любых попыток к сопротивлению, прежде чем они примут опасный характер.

Захватчикам представлялось, что нанесенный урон Советской армии позволяет считать военную компанию победоносно законченной. Жители оккупированных территорий будут сидеть, сложа руки или слегка сопротивляться. Для подавления такого сопротивления было достаточно послать мобильный отряд.

Однако на линии фронта будущее выглядело совсем в ином свете. Немецкие солдаты чувствовали, что находятся в глубине чужой и враждебной страны.

Лишь реки нарушали однообразие территории…

За каждой из них скрывался враг, который отступал, но всегда вел огонь. И очень часто дневной бой заканчивался, а русские снова были видны на горизонте, и через цейсовские бинокли можно было различить танки Т-34 с их зловещими, напоминающими капюшоны, скошенными башнями, которые, казалось, заманивали немцев все дальше и дальше на Восток. От сражавшихся рядом с немцами союзников – румын и венгров, которые не считали себя суперменами, в германскую армию начали все чаще проникать настроения обеспокоенности и тревожные рассуждения: что русского всегда приходится убивать дважды, что русских никогда никто не побеждал, что никто, проливший здесь кровь, еще не уходил их России живым.

И каждый немец, на каком бы участке фронта ни воевал, с тревожным чувством страха и восхищения обратил внимание на поведение раненых русских.

"Они не плачут, они не стонут, они не ругаются. Несомненно, есть что-то загадочное, что-то непостижимое в их суровом, упорном молчании".

Да и с позиции рыночной экономики вопросим:

" Что же это был за такой инвестиционный фонд, который финансировал победу в Великой Отечественной войне?"

Как будто преисполненные злобной решимостью принудить своих врагов проявить слабость, фашисты не оказывали медицинскую помощь военнопленным и свели их рацион до минимума.

Тревожное чувство, что им приходиться сражаться против противника почти сверхъестественной силы и стойкости, было широко распространено среди немецких солдат, особенно в пехоте, и его можно было проследить в их письмах и дневниках. Но в Главное командование сухопутных войск эти настроения проникли несколько позже.

Мы видим, что начало Великой Отечественной войны по исследованиям Алана Кларка показывают существенное отличие в информации, которую получает руководство и той, которая имеется на местах. Нечто похожее образуется и в нынешней ситуации.

Наступление иностранных технологий, продукции и особенно услуг и образа жизни ведет естественно к внедрению иных черт, искажающих лицо нации.

С одной стороны есть определенные преимущества, но с другой стороны и большие минусы.

Самые огромные минусы, это конечно же падение производства, увеличение безработицы, увеличение разрыва в мире высоких технологий. Будь это ввозимый автомобиль, или куриная ножка – они все отрицательно сказываются на выживаемости российского потребителя и производителя. Производитель не может продать свою продукцию. Потребитель отдает свои кровные денежки, которые уходят за рубеж. Они вкладываются в развитие другого предприятия, находящегося там за рубежом. Оно в свою очередь наращивает свои производства и многократно усиленное такой финансовой иностранной поддержкой опять возвращается в товарном виде на российские рынки.

Сейчас же в настоящее время разрозненные частные предприятия создают свои партизанские отряды, пытаясь таким образом вести освободительную борьбу за независимость национальной промышленности и за достойное место на рынках.

Вместо "быстрого усмирения" захваченной территории карательные меры, к которым охотно приступили немцы, разожгли пламя народной войны, и партизанское движение начало быстро расти.

Жители сел, деревень и хуторов предоставляли кров и продовольствие партизанам и группам, выходивших из окружения русских военных, росла ненависть к захватчикам по мере того, как становилось известным зверское обращение фашистов с мирным населением.

Особое значение приобрел провозглашенный Сталиным тезис о патриотическом, национальном характере войны.

В этом случае уместно сказать о том, что коммунисты использовали комбинированный подход. С одной стороны вроде коммунистическая партия во главе с вождем И. Сталиным организовала и возглавила отражение вражеской армии, но с другой стороны они привлекли на свою сторону русский национализм. В Советской армии были введены погоны и воинские звания царского времени, ордена с именами известных царских военачальников. Были выпущено кинофильмы: Петр Первый, Иван Грозный, в которых была отражена положительная роль царей для укрепления центральной власти и защиты отечества.

Реакция противника (конкурента) была предсказуемой – террор должен быть усилен и стать повсеместным.

Когда мы говорим о конкурентоспособной нации, то можем опять привести хороший пример.

В Сталинграде каждая битва выливалась в схватку между отдельными лицами. Солдаты выкрикивали ругательства и издевались над противником, от которого их отделяла улица; часто перезаряжая оружие, они слышали дыхание врага в соседней комнате; рукопашные поединки кончались в сумеречном дыму и клубах кирпичной пыли ножами и топорами, кусками камня и искореженной стали.

Из дневника Вильгельма Гофмана:

1 сентября: “Неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие."

8 сентября: "…безрассудное упрямство".

11 сентября: "…фанатики".

13 сентября"… дикие звери".

16 сентября: “Варварство… это не люди, а черти".

27 октября: “Русские – это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня".

Вот выдержки из дневника немецкого солдата:

"16 сентября. Наш батальон вместе с танками атакует элеватор, из которого валит дым – горит пшеница. Говорят, что русские сами подожгли ее. Батальон несет тяжелые потери. В ротах осталось по 60 человек. В элеваторе сражаются не люди, а дьяволы. которых не берет ни пуля, ни огонь.

18 сентября. Бои идут в самом элеваторе. Русские внутри него обречены. Наш батальонный командир говорит, что комиссары приказали этим людям сражаться в элеваторе до конца.

Если все здания в Сталинграде будут обороняться, как это, ни один из наших солдат не вернется домой. (миллионная группировка немецких войск была пленена в ходе сталинградской битвы).

20 сентября. Битва за элеватор продолжается. Русские ведут огонь со всех сторон. Мы сидим в подвале, выбраться на улицу нельзя…

22 сентября. Сопротивление русских в элеваторе сломлено… В элеваторе мы нашли трупы сорока убитых русских. Половина из них в военно-морской форме – морские дьяволы. В плен взяли только одного тяжелораненного, который не может говорить или притворяется."

Нельзя сейчас полагать, что Фюрер был глупый человек, а немцы в чем-то ошибались. В современном рыночном представлении нужно Великую Отечественную войну рассматривать как битву двух конкурентов. Это была битва конкурирующих систем, машин, идей, руководителей. Если это был вождь, то он действительно вел к победе. Если это был солдат, то он знал один лозунг: " Родина или смерть".

В ходе военных операций русскими были разработаны новые приемы ведения боев.

Русскими была разработана надежная стратегия уличных боев при численном превосходстве противника. Это использование штурмовых групп – небольших отрядов солдат, вооруженных легкими или тяжелыми пулеметами, автоматами, гранатами, противотанковыми ружьями, которые поддерживали друг друга стремительными контратаками, выработали тактику создания "зон смерти" – густо заминированных домов и площадей, к которым обороняющаяся сторона знала все доступы.

Вот что писал Чуйков: "Успех в значительной мере основан на скрытом сближении с противником".

"…двигайся ползком, используя воронки и развалины; рой ночью траншею, на день маскируйся; накапливайся для броска в атаку скрытно без шума; автомат бери на шею: захвати 10–12 гранат – тогда время и внезапность будет на твоей стороне.

… Врывайся в дом вдвоем – ты да граната. Оба будьте одеты легко – ты без вещевого мешка, граната без рубашки: врывайся так: граната впереди, а ты за ней; проходи весь дом опять же с гранатой – граната впереди, а ты следом"

Внутри дома "вступает в силу" неумолимое правило: Успевай поворачиваться! На каждом шагу бойца подстерегает опасность. Не беда – в каждый угол комнаты гранату, и вперед очередь из автомата по остаткам потолка; мало – гранату и опять вперед. Другая комната – гранату! Поворот – еще гранату! Прочесывай автоматом! Не медли!"

Эти очень важные советы можно трансформировать для современной стратегии выживаемости предпринимателя и предприятия в жесткой конкурентной борьбе, естественно в переносном смысле этого слова. Хотя порой конкурентная борьба на мировых и отечественных рынках ведется в буквальном смысле этого слова.

Нация в целом оказалась не приспособлена для нанесения ответного удара. Это привело к тому, что многие предприятия оказались в тяжелом положении или обанкротились. Многие стали ложно представлять саму идею приватизации и акционирования, полагая, что раз стали частным предприятием, то поэтому должны процветать. Но все оказалось не так как хотелось. Руководство многих образовавшихся частных компаний оказалось не в состоянии выдержать конкурентный удар.

Совершенно ясно, что образовавшиеся после приватизации так называемые частные российские предприятия это не есть настоящие в рыночном смысле слова предприятии. Они не прошли сложный процесс выживаемости в рыночной борьбе, не закалились, не обрели статуса победителей. Рабочие не имеют того рыночного сознания, о котором много говорится в иностранной социологической литературе. У многих «частников» в голове имеется ложное представление о капиталистической форме существования.

Анализ практики выживаемости многих иностранных компаний показывает, что там есть элементы социалистического производства и отношений.

К таким элементам можно отнести:

• широкое внедрение рабочей активности,

• рационализаторское движение,

• умения создавать корпоративность в компании,

• понятие рабочей гордости,

• демократизацию компаний,

• заботу о выживаемости родного предприятия.

Общую ситуацию можно представить по аналогии с поединком боксеров. Только один вышел на ринг в классе мастеров, имея это звание, заслужив его в ходе жесточайших боев (многолетней практической конкуренции), а другому просто присвоили (мгновенно акционировали по приказу). Некто (государство) взял такое право на себя и, присвоив боксеру это звание, выпустил на международный ринг (в мировую экономическую рыночную систему). Можно представить, что будет на самом деле твориться на ринге в реальности. Что и видно невооруженным глазом наяву. Все это оказалось подобно допуску без обучения и инструктажа рабочих к управлению сложными станками. Одному оторвало палец, другому руку, третьему ногу… теперь многие истекают кровью. Но, по всей видимости, основной массе таких работников, в том числе стоящих и у руководства страной, была нанесена черепно-мозговая травма в результате, например, удара от оторвавшегося шпинделя.

Но во время войны……

Немцы собирались брать штурмом Москву.

Город жил тревожной жизнью.

Цвет москвичей был на фронте – в армии, ополчении, батальонах добровольцев, а сотни тысяч жителей столицы, включая женщин и детей, днем и ночью на подступах к городу и на его окраинах строили оборонительные сооружения, рыли противотанковые рвы, устанавливали проволочные заграждения и противотанковые «ежи». На Восток хлынули неорганизованные потоки беженцев.

…В затемненном городе, с его заснеженными улицами, закрытыми магазинами, с воем сирен воздушной тревоги, царила атмосфера отчаянной воинственной решимости.

Эта атмосфера была полной противоположностью той апатии и безразличию, которое предопределили падение Франции в 1940 году. Тогда страна и ее институты были принесены в жертву личной безопасности, мелких удовольствий и привычную удобную жизнь можно было, как казалось многим французам, сохранить, просто отказавшись воевать. Но русские в 1941 году были далеки от подобных мыслей.

К лишениям и жертвам они привыкли на протяжении столетий, но в немецких захватчиках они сейчас видели причину их бед. Эти вещи не имели ценности по сравнению с глубоким патриотизмом русских.

Развитие конкуренции будет искать истоки в чисто национальных и патриотических чувствах и естественно в сознании граждан. Это примерно такое же аналогичное действие, которое происходило в японской, германской или южнокорейской промышленности после многих лет иностранной оккупации.