Тень/стыд → Земля/«низшее» → Звезды/«высшее» → Мост/синтез
Стагнация → Трансформация → Трансцендентность → Трансмутация
Мы проживаем стагнацию, когда боимся испытать боль, скрытую в тени, и возможность ее изменить нас пугает. Мы крепко держимся за прежние модели поведения и взаимодействий, так как чувствуем, что у нас не хватит сил или необходимых средств, чтобы измениться. Мы забиваемся в угол тени, пойманные в ловушки Тьмы, медленно проживая мучительную смерть души, в то время как жизненные возможности становятся все меньше и скуднее, все менее и менее доступными.
Множество самых разных испытаний приводят нас туда, где мы теряемся в темноте. Из своей работы психотерапевта я усвоила одну истину, которая является распространенной скрытой причиной всех этих испытаний: это интернализованный опыт стыда. Стыд – не то же самое, что совесть. Увещевание «Ты что, стыд потерял?» – вот неуклюжий и неэлегантный способ призвать к совести. Оно напоминает, что всегда остается часть нас, которая знает, какие действия помогают сохранять связь с высшим «Я» и высшими принципами. Это не то же самое, что стыд, который вбивает клин между нами и высшим «Я», твердя, что мы никчемны, ущербны и недостойны любви; это изводит нас и убеждает прятать свое истинное лицо от мира. Нет того, кто бы не столкнулся – или не сталкивается – с опытом такого стыда. Он сеет разногласия. Толкает к изоляции. Словно настоящая эпидемия, он свирепствует по всему миру, но мы так редко о нем говорим.
Вот стыд, что зарождается в животе сначала как слабая тошнота, а потом усиливается до рвотных позывов, когда мы чувствуем, что нас разоблачили, бросили или отвергли.
Вот стыд, что круглосуточно давит на плечи, перечисляя наши недостатки, толкая на узкую дорожку, по которой нам якобы нужно идти, чтобы хоть кто-то счел нас достойными внимания и любви.
Вот стыд, что заставляет нас красться по жизни очень осторожно, медленно, ожидая, что он вот-вот выскочит из-за угла, чтобы отчитывать нас за несостоятельность даже в те дни, когда мы чувствуем, что наконец-то – наконец-то! – нам удалось ускользнуть.
Вот стыд, что поселился в наших внутренностях как темная, бурлящая отрава, заставляя бояться раскрываться и показывать свою уязвимость, поскольку указать себя – значит гарантированно пережить отвержение.
Вот стыд, который затягивает желудок в головокружительные американские горки, когда нас застигли врасплох, как будто кто-то бросил мяч, летящий прямиком нам в солнечное сплетение.
Вот стыд, который ложится тяжестью на сердце, медленно каменея, и шепчет, что это броня против боли, не позволяя нам всерьез почувствовать себя любимыми.
Подобный стыд подпитывает тревожность, рассматривает любую ситуацию как потенциальную угрозу нашему тонкому самоощущению (ощущению себя) и заставляет бежать все дальше, прыгать все выше, танцевать все быстрее.
Подобный стыд повергает в депрессию, лишает ветра наши паруса и загоняет в глухое одиночество и бездействие.
И этот стыд умело убеждает, что мы никогда не будем достаточно хорошими, что люди никогда нас не полюбят, если узнают нас настоящих, что мир небезопасен, в нас нет никакой ценности, а наша жизнь бессмысленна.
Абсолютный кошмар. От и до. И абсолютный бред. От и до.
На пути от Тьмы к Свету стыд – капкан, который удерживает нас в ловушке темноты. Люди, попавшие в бесконечный круг боли и стыда, заслуживают огромного сострадания. Это ужасный способ жить, и требуется определенная сила эго, чтобы запустить процесс и бросить вызов. Мы должны знать, что у нас есть возможность победить чудовище, которое охраняет тюрьму, если мы хотим попытаться из нее вырваться.
Трансформация происходит, когда мы способны обратиться к своим внутренним ресурсам и внешним инструментам, чтобы справиться с Тьмой, сбросить оковы стыда и впустить в себя Свет нашей истинной сути. Пора сорвать с себя одежду, которая ужасно сидит и была надета на нас другими, и забрать свою силу из чужих ожиданий. Это само по себе уже победа. Таково начало истинных перемен. Полный опыт трансформации помогает убедиться в эффективности инструментов, которые мы используем, позволяет противостоять Тьме и сражаться с ней снова и снова. Трансформация – о том, как жить из парадигмы самоопределения, зная, что мы сами имеем право выбирать направление, в котором пойдет наша жизнь.
Однако в длительном процессе путешествия души по жизни можно прийти к осознанию, что есть еще одна возможность усовершенствовать себя. Когда мы подходим к точке, в которой так сильно сфокусированы на Свете, что Тьма больше не имеет над нами никакой власти, то приближаемся к опыту переживания трансцендентного. Этот путь проходит над Тьмой, чтобы показать объективную картину и пройти опыт просветления. Иногда Тьму совсем не видно. Это прекрасный расширяющий способ исследовать мир, но он может стать проблематичным, если человек подходит к этому этапу, минуя процесс трансформации.
Духовный путь «в обход» является результатом «подъема вверх» до того, как человек по-настоящему «спустился вниз». Для него характерна устойчивая тенденция отрицать боль и дискомфорт, а иногда само существование тени. Присутствует сильное желание подавить определенные эмоции как «недуховные» и отказаться от их уроков. Есть соблазн перейти от дискомфорта тени сразу же к благословению просветления, пропустив первый шаг утверждения силы, который необходим, чтобы развить здоровое эго. Духовный обходной путь полон стыда, как если бы мы снова вернулись к заточению в стагнации. Это чуть более красивая обертка. Мы должны встретиться с Тьмой, прежде чем сможем преодолеть ее; в противном случае, как доказал Карл Юнг, она все равно проявит себя – на сей раз самым неожиданным и разрушительным образом. В истории полно примеров опустошительного ущерба, который люди получали в духовных кругах или институтах, когда не могли встретиться со своей тенью. Исследовать нездоровое, построенное на стыде эго в период трансформации до того, как войти в Свет трансцендентного, – лучший способ гарантировать, что разрушений обходного духовного пути не случится.
Движение от стагнации к трансформации – это грандиозная перемена состояния: от пребывания в ловушке собственных негативных установок до внутреннего опыта проживания расширения возможностей. Пройдя испытания тени и освободившись от стыда, мы возвращаем себе правду о том, кто мы есть. Это значит, что мы начинаем жить из сильной, сбалансированной чакры солнечного сплетения, уверенные в своей личности и способностях. Это «земная» змея кадуцея, которая стимулирует нас исцелять боль человеческого опыта.
Движение от трансформации к трансцендентному переводит мощь внутренней силы в надежное руководство просветления. Признавая свои с трудом отвоеванные достоинства и рассматривая их с более высокой перспективы – как дар, урок или высшую цель, – мы перемещаемся к «звездной» (космической) змее кадуцея, видим целостность того, кто мы есть, и знаем, как обойти опасности и ловушки стыда. В этой прекрасной точке можно остановиться, однако с алхимической точки зрения процесс не завершен. Хотя в настоящее время существует тенденция достичь просветления как конечной точки, алхимия предлагает еще один этап. В путешествии к исцелению есть еще одна эманация. Это центральная линия кадуцея, представляющая синтез.
Трансмутация – это слияние трансформации и трансцендентного, которая приводит к настолько радикальным изменениям, что Тьма больше никогда не сможет взять над нами контроль. Это внутреннее изменение настолько полное, что не оставляет никакой возможности вернуться к тому, кем мы были раньше. Движение от трансцендентности к трансмутации отражается переход от просветления к освоению вовлеченности. Вовлеченность не означает, что нужно «подняться еще выше». Она призывает мужественно вступить в столкновение с жизнью. Благодаря трансмутации мы безоговорочно уверены в том, что не зависим от обстоятельств, а потому можем без страха открыться жизни. Вовлечение завершает полный цикл алхимической трансмутации, что проявляется в одной из стадий «пути героя», которая называется «Возвращение в обычный мир». Она несет в себе дар вечности – мудрость осознать: то, кто мы есть, вовсе не конечный пункт назначения; жизнь – не проблема, которую требуется решить; отстраненность (непривязанность) – не единственная реакция; чем скорее человек освободится от концепции «исцеления» как финальной точки, которой нужно достичь, тем лучше он будет себя чувствовать. Вовлечение рассматривает человеческую жизнь как величайший дар, несмотря на то что в ней присутствуют боль, испытания и мерзость. Именно вовлечение в полноту жизни и возможность проживать себя из сердечного центра и сострадания внутри и являются силой, стоящей за «Благородным искусством».
Как и в случае «Великого делания», эта книга задумывалась исключительно как практическое руководство по личному путешествию, вашему персональному циклу внутри большого годового цикла, от темных дней Йоля через разгар лета и сбор урожая и снова обратно сквозь темноту к Самайну. Каждый цикл дает возможность исследовать темноту данного сезона и перейти из тени к воссоединению с истинной сутью.
Первая глава каждого цикла представляет обзор архетипических энергий конкретного «луча» из Колеса года, включая несколько примеров того, как праздник отмечался или все еще отмечается по всему миру.
Следующие две главы каждого раздела представляют тему цикла, отраженную в темных линзах тени и восстановленном объективе истинной сути. Каким образом осадок нашего стыда заметен в конкретной архетипической энергии этого цикла? И что меняется, когда стыд побежден и мы снова воспринимаем свою истинную суть? Эти две главы работают по принципу тайцзиту: как выглядит заблокированная или застрявшая энергия и, соответственно, каков поток энергии, который течет свободно и беспрепятственно.
После исследования Тьмы и Света в следующих трех главах представлены упражнения и практики, отражающие конкретный целительный подход каждого из трех аспектов кадуцея. Начиная с Земли – того, что представляет «низшее», – вы будете проходить управляемую медитацию, которая приглашает посетить внутренний ландшафт вашего бессознательного, вовлекает в приключение души или в путь, чтобы востребовать ваш свет и истинную суть. Следующая глава отражает мудрость звезд, то, что представляет «высшее», через созерцание герметических принципов, позволяя понять, как эти вечные универсальные структуры сформировали наш жизненный опыт и как использовать их в будущем, чтобы отразить наш высший потенциал. В заключительных главах предложен план ритуала, который предлагает смешать «высшее» и «низшее», запуская синтез воплощенной и вовлеченной активации архетипических тем. Если вы знакомы с ритуалами, особенно в языческой парадигме, то представленные в книге могут вас удивить – они сильно отличаются. Цель этих ритуалов – создать линию осознанного взаимодействия между подсознанием и сверхсознанием с духовно-психологической перспективы. Джозеф Кэмпбелл как-то сказал, что «мечта – это персонализированный миф, а миф – деперсонализированная мечта»[3], и ритуал предлагает нам шагнуть в миф, чтобы объять этот опыт, персонализировать и благодаря ему измениться. Это синтез личного и надличностного, открывающий возможность трансмутации, что, в свою очередь, дает толчок для окончательной смены парадигмы, в которой вы воспринимаете себя.
Раздел о каждом цикле завершают ключевое правило (аксиома), которое играет роль квинтэссенции всего, что было исследовано во время работы цикла, и таблица основных аспектов, которые нужно о нем знать как с перспективы тени, так и истинной сути. Большинство ключевых аспектов в таблице подробно описаны в книге «Великое делание», которую можно использовать в качестве дополнительного источника, если есть потребность.
Хотя существует естественная последовательность прохождения циклов от первого до восьмого, необязательно читать книгу с самого начала до конца. Если для вас более актуально обратиться к циклу, который соответствует текущему времени года, когда книга попала вам в руки, начинайте с него. Если чувствуется более органично прочесть о цикле, который отражает ваше самоощущение в данный момент, сделайте это. В главе 58 описываются методы для оценки целительных сессий энергией Хани, с помощью которых можно определить цикл, наиболее актуальный при работе с клиентом. Вы можете использовать эти методы, особенно «Опрос о самоактуализации как индикатор Хани», чтобы выбрать, с какого цикла лучше всего начать. Большинство разделов легко перетекают один в другой независимо от того, когда вы начинаете. Единственные разделы, которые развиваются в определенной последовательности, это управляемые медитации с визуализацией. Эти главы похожи на повествование со свободным сюжетом, который переходит от цикла к циклу, но это повторяющаяся история, в ритм которой вы войдете достаточно быстро независимо от того, когда приступите. Начиная медитацию, игнорируйте утверждение «Окажись в том месте, где был раньше» и просто позвольте себе быть там, где вы сейчас.
Внутри глав в соответствующих местах вы найдете дополнительные разделы, которые предложат вам еще глубже погрузиться в тему.
Дополнительная литература
Завершая несколько предыдущих глав, этот раздел предлагает ряд дополнительных книг для ознакомления, которые полностью или преимущественно посвящены рассматриваемой теме. Очень желательно изучить их, чтобы глубже погрузиться в материал, особенно источники, посвященные работе с проявлениями тени в каждом цикле, т. к. в одной главе невозможно охватить все. Каждая тема очень обширна, и по ней есть множество замечательных исследований. Даже одна книга из списка литературы в разделе «Дополнительная литература» многое прояснит в вашей работе.
Внутренняя работа
Этот раздел вы найдете в конце глав, посвященных истинной сути, и упражнения из него помогут закрепить личный опыт здорового, трансформированного и восстановленного чувства «Я», представленного в главе для практического применения.
Углубление опыта
Как для медитаций, так и для созерцательных практик здесь предложены дополнительные инструменты, которые помогут улучшить понимание материала и углубить эмпирическую составляющую. Для медитаций, описанных в этих главах и основанных на сонастройке с Землей как с «низшим», рекомендуется использовать высоковибрационные «камни нового сознания». Если у вас получится найти эти могущественные камни – многие из которых открыты совсем недавно, – ваши энергии откроются для глубочайшего внутреннего путешествия. Какие-то камни легкодоступны, другие достаточно редкие. Если у вас есть камни, с которыми вы хорошо знакомы и с которыми вам нравится работать, можете держать их рядом во время медитации. Для созерцательных практик, основанных на сонастройке со звездами как с «высшим», дается напоминание о чакрах, связанных с циклом, представленным в «Великом делании», а также расширенная информация о задней проекции чакры и о связанной с ней чакре более высокой вибрации, относящейся к «четвертому измерению». Эти аспекты учитываются нечасто, однако в стремлении очистить каузальное тело человека от тяжелых энергий и достичь высшего знания практическая работа с чакрами, связанными с определенным циклом, принесет вам более мощные инсайты во время медитации.
Рекомендации
Каждый раздел с описанием ритуалов завершается рекомендациями по интуитивной работе (инструментам), которые можно включать в ритуал. Использовать интуитивные инструменты или нет – вопрос выбора, но, кажется, именно они способствуют окончательному откровению, которое помогает полностью включить ритуальный опыт в контекст реальности. Это позволит голосу Божественного стать частью вашего ритуала. Если у вас уже есть любимый инструмент, конечно, вы можете пользоваться им, так как попытка освоить еще один конкретный инструмент может стать серьезным испытанием в каждом из восьми циклов.
Как Арианрод поддерживала своды космоса в течение всего путешествия самопознания в «Великом делании», так и Керидвен удерживает сакральное пространство в процессе возвращения к истинной сути в «Благородном искусстве». Если Арианрод творит линию судьбы, кармический путь, то Керидвен создает для нас испытания, которые заставляют вступить на него. Она ответственна за стабильное пространство трансмутации, тот самый котел, отражающий высшую космическую модель в своих чугунных глубинах. Именно она наш проводник через все циклы. Это она готовит целительную смесь. Она управляет процессом очищения и в момент готовности, когда смесь сворачивается в три заветные золотые капли, дарит их нам в «Благородном искусстве».
В мифе о Керидвен в момент кульминации ее колдовства, когда капли коснулись Гвиона Баха, котел треснул, а остатки варева, ядовитая жижа всего, что больше не служит целям практической магии, вылились наружу. В «Великом делании» описывались «ингредиенты», необходимые для изготовления целительной смеси, а «Благородное искусство» предлагает техники, которые создадут все условия, чтобы котел треснул сам. Надеюсь, что страницы этой книги дадут вам всю необходимую информацию, инструменты и практики, которые помогут осуществить процесс трансмутации стыда в драгоценные капли «Я», души и Духа. Говоря иначе, помогут освободиться от кармы. Отпустите всю мерзость стыда и тяжести прошлой боли и травм. Сойдите с колеса Арианрод. Воссияйте изнутри. Станьте воплощением Духа в материи.
Свое выступление, посвященное Керидвен, Кристофер Хьюз из Ордена друидов Англси завершил такими словами: «Керидвен присутствует там, где встречаются авен, материя и магия». С позиций «Благородного искусства» Керидвен появляется там, где встречаются материя Земли, авен космоса и магия, происходящая от алхимии их синтеза. Она представляет собой не что иное, как трансмутацию «Я», вдохновляя наши восхитительные души воспевать мир жаждущий, красочный и сочный.
«Великое делание» руководствуется аксиомами «Познай себя» и «Наслаждайся моментом». Происходящие из древнегреческой и латинской культуры соответственно, эти две аксиомы стимулируют нас к самоопределению, признанию своих сильных сторон и полному погружению в жизнь, которую мы сами выбрали. Вполне подходящее приглашение от книги Арианрод. «Благородное искусство» написано в духе современной греческой культуры. У меня до сих пор сохранились очень трепетные воспоминания о Греции, где мы побывали с родителями много лет назад, после того как я окончила киношколу. Помню, как стояла с отцом у окраин Гераклиона на Крите у могилы Никоса Казандзакиса. Плодовитый писатель, автор «Последнего искушения Христа» и «Грека Зорбы», девять раз номинированный на Нобелевскую премию по литературе, философия которого была основана на идее, что человеку необходимо руководствоваться чем-то еще, помимо надежды и страха, стремления в рай или побега от мыслей о преисподней. На этом пути есть шанс затеряться либо «внизу», либо «наверху». Как мы не раз убедимся на страницах книги, давняя греческая концепция заключается в золотой середине, в том, что истина находится где-то между полярностями, в срединной точке. «Баланс, баланс», – неизменно любил повторять мой отец. Для Казандзакиса единственной истиной, которой стоит придерживаться, была та, что лежит вдоль центральной линии между страхом и надеждой (или Тьмой и Светом). Это значит, что нам необходима смелость напитываться каждым мгновением. Возвращаться к истинной сути. Оставаться вовлеченными, невзирая на «лучшие» или «худшие» последствия, а это требует мастерства. На могиле Казандзакиса вырезана эпитафия:
Ни на что не надеюсь. Ничего не боюсь. Я свободен.
Здесь не идет речь о разочаровании и отчаянии. Совсем наоборот. Эти слова призывают проживать каждый момент с полной отдачей – не заключать себя в постоянные ограничения страхов из-за того, что уже случилось, или постоянно хвататься за вероятность того, что еще не произошло, а позволить сердцу целиком раствориться в настоящем мгновении. И мгновении, следующим за ним, и каждом, что случится после.
Три строчки эпитафии действуют подобно трем каплям просветленной мудрости, которую предлагает зелье Керидвен. Они задают курс «Благородного искусства», которым является приготовление этого напитка.
Вступительную часть к «Великому деланию» я завершила словами: «Принявшись за свою собственную Magnum Opus, помните, что вы сами – Великое делание». И это правда. Вы – чудесная искра Божественного, воплощенная на Земле, чтобы пройти удивительный процесс, раскрывая свое великолепие. Однако в концепции книги Керидвен, «Благородного искусства», вы, читатель, играете роль Гвиона Баха: молодого юноши, который, наблюдая за приготовлением зелья, получил заветные капли преобразующего просветления. Этот процесс требует мастерства – терпения, преданности, сострадания и открытости, чтобы предпринять смелые шаги. В стремлении к трансмутации тени в истинную суть, что является сердцем благороднейшего из искусств, знайте, что вы не одни и, без сомнений, вы намного, намного больше, чем работа. Вы – Благородное искусство.
Благословенные создания, я услышал призыв,
Вижу, как вы танцуете друг с другом.
Небеса ликуют вместе с вами на этом торжестве.
Сердцем я с вами и праздную тоже,
На голове моей венец, и я чувствую
Всю полноту вашего блаженства – я чувствую все.
Уильям Вордсворт.Оды: отголоски бессмертия
по воспоминаниям раннего детства
Пусть эти страницы помогут вам возродиться…
Часть первая
Цикл первый. 21 декабря – 31 января. От риска к освобождению
1. Йоль и Божественный ребенок
Зимнее солнцестояние знаменует «рождение солнца», астрономическую точку, когда дни снова становятся длиннее, а дневного света все больше. Это точка перехода от Тьмы к Свету, вздох облегчения, ведь жесткое прошлое зимних трудностей позади. Это вечная надежда, которая рождается в самых нежных лучах все еще слабого солнца. Возрождение Света – главная архетипическая тема этого праздника. Так же архетипическая тема победы порядка над хаосом показывает, что нам удалось пережить самое опасное время. Мы еще не полностью вышли из чащи, но жизнь определенно стала ярче, а мы продолжаем прокладывать путь сквозь темный лес, и это уже само по себе повод для радости.
Третья важная архетипическая тема Йоля высвечивает метафорическое и мифологическое рождение Божественного ребенка, известное как наше место в племени. Никогда так ясно не ощущаешь, насколько мы зависимы от своего сообщества, как в тяжелые времена. Катастрофически ярко это проявилось в период недавней всемирной пандемии. Не только мы сами и наши поступки влияют на безопасность других людей, но и наша безопасность зависит от них. Конечно, во времена кризиса становится особенно очевидно, насколько мы зависимы друг от друга. Когда мы уверены в своем месте в социуме, наше имущество в сохранности и мы осознаем важность нашего вклада, это замечательный опыт. Однако теневым аспектом этого сюжета является отверженность. Мучительная боль, исходящая из неспособности полностью объять опыт данного архетипа, – вот основная проблема отвержения.
Мифов, в которых рассказывается о потерянном ребенке, так же много, как и сюжетов о божественном происхождении: о младенцах, которые были потеряны из-за сверхъестественных сил; о детях, покинутых умирающими родителями и вынужденных разбираться с ужасными мачехами (отчимами); о брошенных детях королевского происхождения, которых воспитывают ничего не подозревающие пастухи и рыбаки. Эти истории в равной степени показывают значимость как ощущения своего места в обществе, так и принадлежности к нему. Они рассказывают о том, что насколько сильно горит в нас искра Божественного ребенка, настолько же мы испытываем отделенность от мира. На определенном уровне рождение в мир может стать травмой, связанной с потерей Божественного дома, потустороннего мира: глубочайший опыт отсоединения (сепарации), которое закладывает чувство разобщенности и формирует наш путь обратно к целостности.