– Сергей Михайлович, вы интересно говорите, но… Пожалуй, я с вами даже соглашусь: начинать надо с нефтеперерабатывающего завода, с разделения фракций. Но всё это разговоры, вот, за чаем с пирогом. Поговорили, и разошлись. А дальше что? Чтобы что-то с места сдвинуть – нужны деньги, и немалые. Вы представляете, сколько стоит подобный завод?
– Вот как раз хотел у вас спросить. Сколько?
– Чтобы это не кустарная развалюха была, а с нормальным оборудованием – минимум сто тысяч. Дешевле можно, но на практике так сделают, что мучение будет, лучше уж сразу хорошо делать.
– Ну а если делать очень хорошо, с прицелом на будущее? И чтобы оборудование хоть бы и из Германии получать, чего у нас нет?
– Можно сделать хороший завод, у меня уже всё обдумано. Но это полмиллиона. У вас есть полмиллиона? И ведь это только разделение фракций, а полимеры делать – это выйдет ещё дороже. Если делать так, как надо, чтобы получилось, и резина ваша, и полиэтилен – это миллионы.
– Деньги – это полдела. Нужен человек, который возьмёт дело в свои руки, всё организует, наймёт, кого нужно.
– Я старик, но с этим справлюсь, есть надёжные люди, которые помогут. Но у всех семьи, нужна оплата, рублей семьдесят в месяц по меньшей мере. Я бы взялся, хотя мне интереснее именно второй этап, изготовление полимеров, изделий из них.
– Дмитрий Иванович, но ведь вы вхожи к Государю. Почему не попросили у него, не организовали?
– Просил. Он меня к Витте направил, тот к Коковцеву. А к тому если пришёл без высочайшего повеления, то ничего не выжмешь из него.
– Я в таких делах новичок… Чиновником недавно стал. Но, что нам мешает – давайте прямо сейчас к Витте и отправимся. Вот не знаю, примет ли он нас. Ну, на худой конец, хоть поговорю ещё с великим учёным. Адрес вы знаете?
– Он сейчас, вероятно, в присутствии, в кабинете министров.
– Еремей! Найди нам пролётку, и побыстрее.
Ехать оказалось недолго, и вот мы уже представляемся швейцару: Менделеев и Попов к его превосходительству Сергею Юльевичу. Сидим в приёмной в креслах роскошного вида, но не слишком удобных. Время идёт, ответа нет, разговор не клеится – каждую минуту могут вызвать.
– Сергей Михайлович, – тихо говорит Менделеев, – Вы на моё имя рассчитывали, а ведь он может меня и не принять. Мне-то что, я не чиновник, а вам? Не получится ли бесчестье, если выпроводят?
– А мне что? Меня никто не знает, о карьере я не забочусь. Ну, какого-то Попова не пустили к министру. Такая новость никому не интересна. А вот скажите, Дмитрий Иванович, где бы вы разместили такие заводы?
– В районе Баку, разумеется. Чтобы нефть далеко не возить.
– Да, конечно… Где-то на побережье, с причалом. По пути к Волге. Ну а если два завода, то где второй?
– Второй? Я ещё и о первом не знаю, стоит ли думать. Ну, возможно, там же?
– Я бы предложил Поволжье. Поближе к Башкирии. И от Баку возить не так далеко, и потребители близко, те же Нижний и Самара, ну и, я думаю, там есть нефтяные месторождения, надо только открыть их.
Менделеев смотрит на меня… ну, скажем, как на редкого чудака. И тут нас приглашают войти. Не швейцар, а кто-то ещё, я не разбираюсь. Кабинет Витте явно побольше ста метров и очень светлый, с большими окнами.
– Сергей Михайлович, извините, что заставил ждать. Но вы ведь в неурочное время, а дел у меня много. Впрочем, верю, не по пустякам отвлекать намерены.
– Спасибо, Сергей Юльевич. Вы ведь понимаете, дело, за которое я взялся, большое, масштабное. Тут решающее значение имеют хорошие сотрудники, одному не справиться. К счастью, вот, великий учёный, Дмитрий Иванович, готов мне помочь. Нам, я имею в виду Россию, необходимы нефтеперерабатывающие заводы, для начала два. Хороший завод обойдётся в полмиллиона рублей, два, выходит, в миллион. Затем, когда заводы начнут работать, Дмитрий Иванович намерен заняться нефтехимией, в частности, изготовлением полимеров из тяжёлых фракций нефти. На это понадобятся ещё ассигнования, и немалые. Но это не прямо сейчас, пока что мне нужен миллион для двух заводов.
– Позвольте, Сергей Михайлович. Вы говорили о моторах, а теперь вот о нефти. Ваши интересы изменились?
– Моторы будут работать на бензине и дизельном топливе. Горючего надо много. Это важная часть проекта. Кроме того – вот, Дмитрий Иванович не даст соврать – нефтехимия сама по себе важна для России. Почти так же, как моторостроение.
– Сергей Михайлович, вы знаете сумму, одобренную для вас Государем. Видимо вы, молодой ещё человек, полагаете, что один миллион это ерунда, не сильно убудет. Но это на самом деле серьёзные деньги.
– Поверьте, Сергей Юльевич, это деньги на серьёзное дело, очень серьёзное, и доверены они будут серьёзному человеку. Вы знаете кого-то компетентнее Дмитрия Ивановича?
– Признаться, как раз хотел вам рекомендовать. Вы упоминали Нижний Новгород, сейчас как раз здесь крупный купец оттуда, Ситников. У него там и недвижимости немало, есть и пароходы, баржи. Человек в возрасте, солидный. Разумеется, хорошо знает местные условия. И тут вы сами заговорили о сотрудниках…
– Хорошо. Как мне его найти?
– Ну, вам искать не надо. Вам где удобно с ним встретиться? Можно здесь.
– Да, пожалуй. И ещё: с ним, возможно, придётся договор оформлять. Вы не могли бы выделить толкового сотрудника, помочь мне с этим?
– Хорошо. А что касается денег – вот здесь, пожалуйста, оставьте образец вашей подписи. По вашим распоряжениям министерство финансов будет выдавать деньги. В сомнительных случаях, разумеется, будем у вас подтверждение запрашивать. Для Дмитрия Ивановича можете не писать – я сам распоряжусь. Форма распоряжения? Ну, давайте я вам напишу, будет для вас образец.
И премьер не ленится собственноручно писать красивым почерком. При этом негромко ворчит:
– Как это вы так быстро подружились с Менделеевым? Он ведь довольно нелюдимый, а уж под старость…
– Так ведь я и Государя заинтересовал.
– Да, и даже меня. Эта ваша идея бронепоезда – я консультировался со специалистами, в том числе по башенным орудиям. Мнения, конечно, расходятся… Они всегда расходятся. Но одно уже ясно: это действительно можно сделать.
Министр говорит это значительным тоном и ещё смотрит на меня, подчёркивая значительность.
– Более того, это можно сделать довольно быстро. Буквально завтра начинать проектирование, как вы и предсказывали.
Он ещё раз делает паузу и смотрит – осознал ли я значительность сказанного.
– Уже предлагались различные модели, и что удивительно – то, что вы мне нарисовали, представляется наиболее разумным. Я беседовал и кое с кем из военных, и, кажется, понял, откуда растут ноги этой идеи. Академия генерального штаба, не так ли? Слишком уж они оказались готовы к принятию этой идеи. Признайтесь, я угадал?
– Признаю, что я не автор этой идеи. Услышал её от других. Но вот кто её автор – поверьте, не знаю. Давайте считать, что вы – думаю, никто не оспорит. У вас столько же оснований, сколько и у меня, а учитывая вашу связь с железнодорожным ведомством – и побольше. Ведь воплощать идею – для этого нужен серьёзный человек. Кто, если не вы?
Кажется, Витте идея понравилась, он еле заметно покраснел. Передал мне образец распоряжения, и мы с Менделеевым откланялись.
В приёмной наш гений тяжело опускается в кресло:
– Уфф… Дайте в себя прийти. Я ведь думал, вы надеетесь на мой авторитет. А тут – впору мне на ваш авторитет надеяться. Миллион, и без всякой волокиты… А ведь я думал, вы хвастун. Хлестаков. А теперь вспоминаю, и не могу найти, где вы соврали. Но, конечно, ваши идеи о строении атома… Чем больше я об этом думаю, тем больше они мне нравятся. Да, стройно, красиво. Но надо ещё работать, опыты, публикации. Возможно, конференции, доклады. Разве вам не хочется всем этим заняться, ведь это верный путь к славе. К всемирной славе.
Присаживаюсь рядом на кончик стула.
– Дмитрий Иванович, я не стремлюсь к славе. Вот поверьте – хочу помочь России. Откроют всё это и без нас, и про атом, и про свет. А для России сейчас другое важнее – моторы, индустрия, в том числе и нефтехимия. Ещё бы реформировать нам сельское хозяйство, но не готов я за всё браться. Мне бы таких, как вы, с десяток…
– Нда… Простите старика. Хорошо, пойдёмте, не дело вас задерживать.
– Дмитрий Иванович, ещё одно: мне понадобятся хорошие аккумуляторы. Не могли бы вы порекомендовать специалиста, способного создать аккумулятор и наладить производство?
– Это связано с электричеством? Слышал об этом. Да вот, Иванопуло, которого вы по Эрмитажу водили – он этим очень интересуется. Но что именно вы хотите? Возможно, это уже есть, я слышал, работы ведутся, но подробностей не знаю.
На этот раз у меня с собой хороший блокнот, и есть хорошие карандаши. И я начинаю рисовать:
– Вот такой ящичек, скажем, из стекла. Здесь пластины в виде решётки, свинцовые, а здесь оксид свинца. Всё это залито серной кислотой, кажется, 40%, но точно не уверен. И такая штука должна электроэнергию накапливать, и немало. Здесь, сверху, клеммы, для снятия тока и они же для зарядки. Напряжение пусть будет 12 вольт. Ну и надо всё отработать, чтобы циклов зарядка разрядка побольше, обслуживание чтобы простое, ну и вес – хорошо бы в пуд уложиться. Размеры – пяди полторы-две.
Я вырываю листочек и отдаю Менделееву.
– 12 вольт? А почему вы думаете, что напряжение будет таким?
– Вы же видите, я нарисовал несколько источников, подключённых последовательно. А 12 вольт – это моё задание, так надо для моторов. Ну и это безопасное для человека напряжение.
– Ну, если вы готовы финансировать… Многие учёные нуждаются в государственном финансировании, к вам очередь выстроится.
– Только мне нужны не исследования, даже не научные знания, а именно аккумуляторы. И завод по их производству.
И мы, на той же пролётке, едем к дому Менделеева а потом и к моему дворцу.
7. Костович.
Я, конечно, помнил, из какой конторы мой извозчик. Но… Везёт, делает своё дело, ну и хорошо. И когда утром, в самом начале завтрака, Еремей доложил "Барин, к вам извозчик", я с трудом удержался от реплики "Пусть убирается". Но – что за барские замашки? Уж не влияет ли на меня мой чин и жизнь во дворце? И, укорив себя и раскаявшись, отвечаю "Проси".
– Ваше превосходительство, вы выражали интерес… Хотели повидать господина Костовича. Он здесь, в Петербурге. Не угодно ли проехать, у него свой арборитовый заводик.
– Да, конечно. Но не так сразу, минут через 30-40. А ты, если хочешь позавтракать – так вот, Еремей тебя на людскую кухню проводит.
"Извозчик" из МВД держится с достоинством, не исключено, что и чин у него не самый низкий. Но за свой стол я его не приглашаю. В конце концов, назвался извозчиком – полезай в людскую.
– Барин, к вам бородатый господин, который вчерась был, – снова Еремей. Кажется, я становлюсь популярным. А боялся, что придётся здесь сидеть, всеми забытому.
– Проси. А, Александр Георгиевич! Вам Дмитрий Иванович сказал? Быстро же вы. Не позавтракаете ли со мной? А то времени не так много, вот собрался господина Костовича повидать.
Иванопуло, не чинясь, усаживается за стол. Но ест мало, разве что выпил кружку чая, на этот раз действительно неплохой чай, а не отвар шиповника. Зато он как клещ вцепился, допытываясь в подробностях об аккумуляторе и откуда я всё это знаю.
– Ну, это просто такая идея мне в голову пришла. А подробности… Я не специалист, всё уже сказал Дмитрию Ивановичу. Вот вы бы и занялись, исследования, а главное – производство наладьте.
– Если вы и мне выделите денег, то я, как и всякий честный человек… Но мне всё же непонятно… Дмитрий Иванович сказал, что вас личная слава не интересует, но ведь такое устройство, если оно и впрямь окажется эффективным, а я в это уже верю… Ведь вы бы могли прославить свою фамилию. Неужели вы совсем отказываетесь от славы, или… Вы поставите условия об авторстве?
– Авторство? Да хоть вам готов уступить, при условии успеха как в создании устройства, так и в организации производства. Можете даже вместо слова аккумулятор использовать свою фамилию.
– Но вы не передумаете? Не захотите своей фамилией назвать?
– Моей фамилией? Не аккумулятор, а поп? Давайте не будем смешить народ.
Иванопуло малость занудлив, и соображает не слишком быстро. Заметно, что до таких людей, Как Менделеев, Витте, Плеве он сильно не дотягивает. Но ведь и задача у него несложная, делать аккумуляторы по готовой схеме. Он и к Костовичу едет со мной, продолжая в пролётке донимать вопросами. А я прошу его составить смету, сколько денег ему нужно на первое время.
"Завод" Костовича напоминает кустарную мебельную мастерскую, а "арборит" – обыкновенную фанеру. Да и сам хозяин… Огнеслав Степанович. Вот настораживают меня такие имена. Ну и вид у него соответствующий – упёртого фанатика. Протягиваю ему руку, представляюсь тайным советником.
– Огнеслав Степанович, по высочайшему поручению и в согласии с премьер-министром, заручившись финансовой поддержкой казны, я занимаюсь двигателями внутреннего сгорания и некоторыми машинами на их основе. А вас мне рекомендовали как человека, уже построившего подобный двигатель.
– Да, построил, давно уже, 15 лет назад. Вот только не смог я заинтересовать казну и получить деньги. А вы… Если вам угодно купить патент – так я к вашим услугам. Но дело это не дешёвое, знали бы вы, сколько денег я вложил в это дело…
– Нет, патент мне пока не нужен. Я хочу наладить производство двигателей здесь, в России, и гораздо более совершенных, чем все существующие. Если вы для этой работы подойдёте, постараюсь вас нанять. Или, если хотите, выделить вам средства для работы над конструкцией и организации производства. А чтобы это понять – я хотел бы ознакомиться с вашей работой в этой области.
Костович по простецки чешет затылок. Пожалуй, он начинает мне нравиться. Улыбка у него открытая, слегка наивная.
– Господин советник… Если вы и вправду тайный советник. Ладно, согласен вам его показать. Вы ведь и без меня сможете… Знаете, где он находится?
– Нет, но ведомство господина Плеве, я думаю, может легко выяснить. Я попросил их найти вас, потому что вы мне больше нужны, чем ваш двигатель. Надеюсь, что нужны.
– Вы понимаете, о чём я думаю. Если вы хотите бесплатно узнать все секреты… У меня патенты, английский и северо-американский.
– Мне нужно немного другое. Я хочу понять, на что способны вы, как изобретатель, конструктор и организатор производства.
За разговором мы подошли к пролётке.
– А где же господин Иванопуло?
– Ваше превосходительство, так ведь места два, ну я ему и сказал… Он уже ушёл.
Ладно, авось не обидится.
– Господин советник – вы позволите так вас называть? Скажите, насколько вы разбираетесь в двигателях? Чтобы мне было понятнее, как с вами разговаривать.
– Я не инженер, а организатор. Поэтому я знаю и меньше, и больше вас. Подробности – тут я не слишком силён. Но общая картина, перспективы – надеюсь, тут я превосхожу многих.
Костович смотрит на меня с сомнением. Ну, каждый думает, что уж общую картину он хорошо понимает, а вот подробности… Скучно и лень. По дороге выясняется, что мощность его двигателя 80 лошадиных сил при весе 15 пудов. Ого! Кажется, у первых жигулей двигатель был послабее. Сколько весил, не знаю, но вряд ли легче. И такое чудо Костович сделал 15 лет назад? И это работало? И зажигание было от электричества? Ну и ну! Уж не гений ли этот Огнеслав?
До Охтинского завода не так близко, и по пути Костович развлекает меня разговором:
– Этот двигатель я сделал для дирижабля. И арборит для дирижабля. Я строил дирижабль, но он сгорел. А на новый нет денег, вот и пытаюсь на арборите заработать. Только пока не получается. Вы понимаете, какие нужны деньги? Воздухоплавание – это моя мечта. Подняться в воздух… И не на монгольфьере, а чтобы лететь, куда надо, и не зависеть от ветра. Я убеждён, что это будущее человечества, и не столь отдалённое. Неужели и Государь это понял? Ведь тогда… Россия могла бы стать первой воздушной державой, примером для всего мира!
– Ну, Огнеслав, разрешите мне так вас называть? А меня тогда просто Сергей. Разумеется, в неофициальной обстановке. Так вот – всё не так просто. Вот те же моторы. Легко ли в России наладить их производство, и чтобы с Европой успешно конкурировать? У нас сам уровень промышленности, культура производства недостаточно хороши. Вы убеждены, что всё дело в деньгах? Ну а сталь подходящего сорта? А детали так делать, чтобы для механизма, сделанного на одном заводе, подходили части, сделанные на другом? Ну а то же электрооборудование – как вы собираетесь его обеспечить? Аккумулятор, генератор сможете сделать? Выпрямитель, свечи? Вот, вы видели господина Иванопуло – он аккумуляторами как раз займётся.
– Да, электричество… Я в этом не силён, но ведь какая интересная наука! Я уверен, что и электричество, это тоже в будущем путь к успеху. Какой интересный век начинается! Век науки и техники.
– Ну, в общем, да – век электричества и век авиации. Но не дирижаблей, тут вы ошибаетесь. Это будет век аэропланов, или, если хотите, самолётов.
– Такое мнение не ново, но вы так уверены… А если это тупиковый путь? А дирижабли – это верный успех.
– Одно связано с другим. Если самолёты не полетят – ну, остаются тогда дирижабли. Но они полетят, и скоро. Это быстрые аппараты. Вы ведь понимаете, что медленно лететь они просто не могут? Ну и другие преимущества. Меньше, дешевле, не так уязвимы. Водород, да ещё и в таких объёмах, это очень опасно. А представьте, на войне? Есть такой газ, гелий. Слышали? Нет? в общем, он всего вдвое тяжелее водорода, но совершенно не горит. Увы, получать его в большом количестве пока трудно. В общем, я вам обещаю – если справитесь с двигателем, включая серийное производство, займёмся с вами самолётами. В первую очередь – военными.
На Охтинский завод меня поначалу не хотели пускать. А вот Костовича – без проблем. Но у нашего извозчика оказалась какая-то важная бумага, и охранники сразу сникли.
Зная мощность и вес двигателя, я ожидал увидеть чудо техники. Возможно, даже что-то похожее на современный двигатель, ну, может, не столь вылизанный. Увы, действительность разочаровала. Двигатель Костовича…он был очень некомпактный. Восемь цилиндров, большое колесо для равномерности работы, огромные шатуны. Почему-то паровоз мне вспомнился. Изобретатель суетился, бегал (буквально), с кем-то договаривался. И ему удалось договориться: выделили ему поллитра бензина и завели двигатель. Электричество от внешнего источника подавалось, не входящего в двигатель. Нда, конструкция… Работать ещё и работать. С другой стороны – все основные элементы – вот они. Цилиндры, коленвал, даже карбюратор.
У Костовича здесь, похоже, друзья, и он ведёт меня в местную столовую, угостить обедом. Столовая не для рабочих, а для инженеров, начальников и т. п. Но еда не очень, даже Глаша лучше готовит.
– Ну что-ж, Огнеслав Степанович, вы показали товар лицом. Будьте готовы передать ваше арборитовое производство заместителю, и заняться настоящим делом. Вы спрашивали про деньги. Деньги есть, и немало. Производство наше разместится, вероятно, в Нижнем. Дело это – вершина того, что человечество достигло в технике. Соответственно, нам понадобится передовое оборудование, станки. Для их закупки у нас все возможности: не только Россия, но и Европа. Ещё нам нужны люди, способные работать на таком уровне. И вот вам первое задание: прикиньте список оборудования, необходимого для такого производства. Подумайте о жаловании, на которое претендуете. Ну и присматривайтесь к людям – кого нам взять вам в помощь.
– Сергей, а вы мне не объясните вкратце об электричестве, что будет делать тот господин…
– Иванопуло. Он должен сделать аккумулятор.
Объясняю, что это такое.
– Чтобы он сам заряжался во время работы двигателя, нужен генератор. Это маленькая динамо-машина, работающая от того же двигателя. Но она даёт переменный ток, поэтому нужен ещё выпрямитель. Ещё – наш аккумулятор даёт напряжение 12 вольт, а нам для свечей желательно гораздо больше. Поэтому нужен преобразователь, устройство вполне возможное. Ну и такой бегунок, тоже связанный с коленвалом, который подаёт напряжение на свечи по очереди, в нужном порядке.
– На свечи?
Рисую примерный вид свечи. После всего этого Костович смотрит на меня чуть ли не с благоговением.
– И ещё, Огнеслав: двигатель должен быть покомпактнее. Твой на самолёт не установишь, слишком велик. Вот смотри, возможен двигатель с V-образным расположением цилиндров, – и я рисую что-то похожее на такой двигатель в блокноте. Коленвал – снизу. Здесь, под коленвалом, типа корыта, картер называется. Он заполнен маслом. Двигатель должен смазываться в процессе работы. Свечи, подача топлива – это здесь, сверху. Ну и надо будет сделать водяное охлаждение, с выводом на радиатор. Радиатор ветром обдувается, можно и вентилятор сделать. И лобовое сечение должно быть поменьше, такие длинные шатуны не пойдут, экономь место. Цилиндры тоже покороче. Что касается мощности: для самолёта для начала нужно сто сил, а потом всё больше, вплоть до двух тысяч. Но это ещё не скоро. А вот для наземный машин – там нужны разные моторы. От небольших, сил на 15, и до двухсот и больше.
– Вы говорили про самолёт. Что это за аппарат, как вы думаете?
Вырываю для Костовича лист с V-образным двигателем, и пытаюсь изобразить У-2. И даже что-то у меня получается. Иногда роняю слова: фюзеляж… здесь лонжероны… стабилизатор, он управляется штурвалом… повороты педалями… шасси из двух колёс, сзади костыль… пропеллер впереди, за ним радиатор.
– Понимаете теперь, что двигатель не может быть широким?
Костович смотрит, как заворожённый.
– Эх, если бы и вправду такое сделать… И полететь.
– Главное, разумеется, мотор. Остальное не так сложно. И ваш арборит пригодится для фюзеляжа.
Обед закончен, и мы едем обратно. Костович очень оживлён, заметно, что он сдерживается, стараясь не говорить лишнего и поменьше жестикулировать.
– Сергей, правильно я понял, что вас интересуют разные двигатели?
– Да. И если с самолётами всё однозначно, двигатель нужен мощный, лёгкий и не слишком большой, то с наземной техникой… Она же разная, совершенно разной массы, назначения. Вот и двигатели нужны разные. В том числе и маломощные. Но вот ресурс часто нужен побольше.
– Но вас интересуют именно четырёхтактные двигатели, бензиновые, карбюраторные, с зажиганием от электричества?
– Не обязательно, но думаю, что такие двигатели перспективны.
– С зажиганием от сжатия двигатели как вы оцениваете?
– Дизели? Для самолётов никак, а вот для тяжёлой наземной техники хорошо годятся.
– Именно дизели, не тринклеры?
– Что за тринклеры?
– Ну, моторы. Дизель своей фамилией назвал, а Тринклер своей. Как вы думаете, я могу мотор моей фамилией назвать?
– Тринклер… Это немец?
– Не знаю. Я с ним мало знаком. Зовут Густав, кажется, Васильевич. Он недавно стал свои моторы делать. По мощности моему не чета, но хороший КПД, под 30%. Ну, ему и запретили их делать. Дали привилегию господину Нобилю, а он как раз дизели и делает.
– Подождите, Огнеслав, кто дал привилегию?
– А кто её даёт? Патентное бюро.
– Так он где эти двигатели делал?
– Здесь, на Путиловском. В прошлом году ему как раз и запретили. Потому что двигатели хорошие, а у господина Нобеля и деньги, и связи.
– А сейчас он где, этот Тринклер?
– Не знаю. Не видел его давно. Да мы не так уж и близки.
Некоторое время Огнеслав молчит, возможно, прикидывает, нужен ли ему сильный конкурент. Но мы уже подъезжаем к его заводу, и он снова начинает говорить:
– Сергей, даже если вы шарлатан, я вам всё равно благодарен. Вы мне напомнили мою мечту. Я человек увлекающийся, но без этого… Знаете, этот завод, этот арборит… Да, верный кусок хлеба, но это не для меня. Небо! Пусть даже я не полечу. Пусть я лишь промасленный и пропахший бензином мастеровой. Но я хочу делать эти ваши самолёты. Пусть двигатели для них, но для меня работа без мечты и работа с мечтой – это как ад и рай. Даже если я вас больше не увижу… Ах, как я бы хотел, чтобы всё это оказалось правдой!
– Не радуйтесь раньше времени. Самолёт – это годы упорной работы. А потом много лет совершенствования, гонка с другими странами, с той же Германией. Вы готовы к такой работе, к тому, что мы сделаем машину, лучшую в мире?
– Я чувствую, что я для этого рождён. Поверьте, когда у человека есть талант, а реализовать его не дают… У кого-то женщины, у других вино, тщеславие. А у меня вот это – хочу сделать этот ваш самолёт.
Мы прощаемся за руку, причём Костович под конец явно расчувствовался. Горячий человек, Огнеслав. Заезжаю ещё в ателье на первую примерку, и домой, во дворец. Прежде, чем отпустить пролётку, обращаюсь к кучеру: