banner banner banner
История русского сундучного производства. Библиографический указатель
История русского сундучного производства. Библиографический указатель
Оценить:
 Рейтинг: 0

История русского сундучного производства. Библиографический указатель


Тщательный анализ назидательных сюжетов на северных расписных сундуках. В качестве примеров привлекаются произведения из коллекции ГИМ.

72. Гончарова Н. Н. Назидательные сюжеты на расписных сундуках XVII—XVIII вв. // Труды ГИМ. Вып. 136 / отв. ред. В. Л. Егоров. – М.: ГИМ, 2004, С. 166—176.

О конкретных сюжетах росписи северных ларцов XVII—XVIII вв., об их возможных истоках и особенностях живописи. Материал статьи — сундуки из коллекции отдела дерева и мебели ГИМ.

73.Гончарова Н. Н. Влияние православной культуры на сюжетные композиции в росписи сундуков XVII—XVIII вв. // Труды ГИМ. Вып. 152: Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев. – М.: ГИМ, 2005, С. 217—231.

О связи сундучных росписей с православной культурой: набор технических и изобразительных средств соответствовал правилам иконописания, отсутствовали подписи художников, выбирались определенные сюжеты и персонажи и проч. В качестве материала – сундуки из коллекции ГИМ.

74.Города нашей памяти, 1147—2007: Вологда, Великий Устюг/ авт.-сост. А. Глебова, Т. Петрова, Г. Чебыкина. —Вологда: издательский дом «Вологжанин», 2007. – без пагинации.

Общие сведения о сундуках и шкатулках, украшенных «морозом» по жести или окованных железными полосами. На иллюстрациях представлены вещи из коллекций Великоустюгского музея-заповедника. Вопреки информации из предыдущего издания указано, что технологию «мороза» по жести удалось восстановить.

75. Чебыкина Г. Н. Великий Устюг: летописная книга XII – начала XXI века/ Великоустюг. гос. музей-заповедник. — Великий Устюг: Великоустюг. гос. музей-заповедник, 2007. – ил. между с. 142 и 143.

Фото (1968), на котором представлены сотрудник Великоустюгского музея М. П. Брызгалова и мастер «мороза» по жести П. А. Сосновский.

76. Богуславская И. Я. Русское народное искусство: крат. энцикл. — СПб.: изд-во ГРМ, 2009. — 142, [2] с.: цв. ил. — (Альманах / Русский музей; вып. 247). С. 34—35.

Общая информация о ларцах-теремках, украшенных просечным железом, сведения о «морозе» по жести.

77. Гончарова Н. Н. Традиции русского фольклора в изображениях на устюжских сундуках конца XVII – начала XVIII века // Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры/ отв. ред. В. Л. Егоров. – М., 2010. – (Труды ГИМ; вып. 182: Забелинские науч. чтения, 2008). С. 120—134.

Тщательный искусствоведческий анализ росписей на четырех устюгских сундуках: свадебные сюжеты, истоки изображений, основные персонажи; художественные особенности устюжской росписи.

78. Выдающиеся собиратели народного искусства/ [авт.-сост.: М. А. Сорокина и др.; предисл.: И. Я. Богуславская]. — СПб.: изд-во ГРМ, 2011. — 143 с.: цв. ил. — Альманах / Рус. музей; вып. 312: Из серии «Не корысти ради»: коллекции и коллекционеры Русского музея; вып. 3. С. 49—51.

Воспроизведение северных ларцов, шкатулок и сундуков из коллекции А. А. Половцова (там же — воспроизведение двух уральских ларцов), ныне находящихся в собрании отдела народного искусства Государственного Русского музея.

79. Гончарова Н. Н. Русские сундучные изделия XVII—XVIII вв. в коллекции Государственного Исторического музея// Вестник РГГУ. Сер. Культурология. Искусствоведение. Музеология. – 2012. – №11. – С. 258—266.

Характеристика различных видов сундуков и ларцов: конструкция и форма, особенности декора, использование в повседневной жизни. На примере сундучных изделий из собрания ГИМ.

80. Гончарова Н. Н. История и форма северных расписных сундуков XVII—XVIII вв. // XVII век в истории и культуре Русского Севера: к 400-летию отражения осады польско-литовских интервентов защитниками Каргопольской крепости: материалы XII Каргопольской научной конференции / [редкол.: И. В. Онучина и др.]. – Каргополь: Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей, 2012. – 399, [1] с., [2] л. цв. ил.: ил., карты, табл. С. 317—324.

Сведения об истории сундуков как типе мебели, тщательный анализ росписей двух устюгских сундуков. Сделан вывод, что «в росписи на северных сундуках нашли отражение, по существу, все стороны народной жизни, своеобразный мир понятий и нравственных оценок».

81. Цаплина Т. Н. Важские росписи // Вельский районный муниципальный краеведческий музей им. В. Ф. Кулакова. Вельский краеведческий музей им. В. Ф. Кулакова: археологические древности. Икона, резная икона, кресты. Важские росписи. Прялки резные и расписные. Книга, лубок. Живопись. Костюм, ткани, вышивка. Пряничные и набойные доски. Дерево: посуда, мебель, утварь. Металл, стекло, керамика: альбом-путеводитель по коллекциям / [сост.: С. В. Митурич; авт. ст.: Г. А. Веревкина и др. авт. ст. к разделам и каталож. описаний: Г. А. Веревкина и др.]. — М., 2012, С. 57—59.

Воспроизведения расписных сундуков мастеров Русского Севера.

82. Юркин И. Н. Демидовы. Столетие побед. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 446, [1] с., [16] л. ил., портр., карт., факс. — (Жизнь замечательных людей: сер. биографий; вып. 1610 (1410)). С. 157.

Краткие сведения о северных сундуках и ларцах, бытовавших в хозяйстве уральских заводчиков Демидовых в XVIII веке.

83. Гончарова Н. Н. Влияние православной культуры на содержание сюжетной росписи сундуков XVII—XVIII вв.// Народное искусство: русская традиционная культура и православие, XVIII—XXI вв.: традиции и современность/ Рос. акад. художеств, Ин-т теории и истории изобраз. искусств; под ред. М. А. Некрасовой — М., 2013, C. 485—501.

Анализ росписи деревянных изделий Холмогор и Великого Устюга в связи с православной культурой. Сведения о технологии и сюжетах росписи. В качестве образцов – сундуки и ларцы из коллекции ГИМ.

84. Гончарова Н. Н. Проблемы атрибуции расписных сундуков (на примере сундука 1688 г. из собрания ГИМ) // Труды ГИМ. Вып. 196: Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI—XX веков: материалы II научно-практической конференции 19—18 октября 2011 г. / сост.: О. Б. Лантратова и др. — 2013. — 198, [1] с.: ил., цв. ил. С. 33—38.

Подробный анализ росписи сундука-подголовка из коллекции отдела дерева и мебели ГИМ, попытка определить истоки содержания образов: лев, единорог, древо жизни.

85. Гончарова Н. Н. Народное искусство Русского Севера XVII—XIX веков: резьба и роспись по дереву// Культура русских поморов = The culture of the russian pomors: ист.-культуролог. анализ / В. В. Ануфриев, Э. Л. Базарова, Н. В. Бицадзе [и др.]. — М., 2013, C. 261—296.

Среди описания предметов крестьянского быта из дерева – сведения о расписных сундуках Русского Севера (Холмогоры и Великий Устюг): функции, конструкция, сюжеты росписи (назидательные, галантные пары, античные герои и библейские персонажи). Тщательный художественный анализ росписей.

86. Гончарова Н. Н. Холмогорские расписные сундуки в собрании Государственного Исторического музея// Мильчик М. И. «Город Холмогор был многолюден и знаменит…»: очерк градостроительной и архитектурной истории: графические реконструкции и документы. — СПб., 2013, C. 121—128.

О сюжетной росписи на холмогорских сундучных изделиях: анализ назидательных сюжетов «Неверная жена», «Самсон и Далила», «История Эсфири», «Колесо Фортуны». Сделан вывод, что «содержание росписей на сундуках отражало иерархию ценностей и мировоззрение как заказчиков, так и авторов».

87. Гончарова Н. Н. Великоустюжские расписные сундуки и коробьи в собрании Гос. Исторического музея// Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Великоустюгский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: альбом-путеводитель по коллекциям народного и декоративно-прикладного искусства / [сост.: С. В. Митурич; авт. ст.: И. В. Замараева и др.]. – М.: Три квадрата, 2013. – С. 40, 43—45, 54—55, 125, 127—129, 139—148.

О сюжетной росписи: история, сюжеты, их размещение на сундуках и ларцах, главные герои, истоки образов и сюжетов, связь с литературными произведениями. Также содержатся сведения о производстве расписных сундуков в Великом Устюге, о коллекции местного музея (количество произведений, наиболее значимые в художественном отношении вещи), на иллюстрациях – роспись внутренних частей крышек сундуков, сундуки с «шемогодской» росписью), общие сведения об окованных железными полосами ларцах и шкатулках, украшенных «морозом» по жести.

88. Гончарова Н. Н. Мировоззренческие и ментальные аспекты народной культуры XVII—XVIII вв. // Вестник РГГУ / Рос. гос. гуманит. ун-т. 2014, №14 (136): Сер. «Культурология. Искусствоведение. Музеология». – М., 2014. – С. 79—85.

Статья посвящена образным представлениям русского народа, которые проявились на произведениях народного искусства. Предпринята попытка определить истоки некоторых изображений. Высказано предположение, что в них большую роль сыграла православная культура, а не язычество: «русский дохристианский пантеон был воспринят и синтезирован православием».

89. Гончарова Н. Н. Основные принципы изучения северных расписных сундуков XVII—XVIII вв.// Вопросы музеологии: науч. изд. – СПб., 2015 – №1 (11). – С. 109—116.

Сюжеты росписей разделены на несколько основных видов: притчевые или назидательные, сюжеты фольклорной архаики, изображения галантных пар, изображения героев или значительных персон, библейские сюжеты, многофигурные сюжетные композиции, сюжеты с использованием «Символов и эмблем», растительные орнаменты. Даны оценка и характеристика этим группам памятников. Также приведены примеры различных методов атрибуции расписных сундуков.

90. Гончарова Н. Н. Парные изображения в росписи северных сундуков XVII—XVIII веков// Обсерватория культуры. – М., 2015. – №2. – С. 69—73.

Анализ конкретного сюжета в росписи северных сундуков как своеобразного источника по истории культуры России, в частности истории костюма. Изображения галантных пар рассмотрены как некие «журналы моды». Названы источники этих изображений, а также прослежена их эволюция с течением времени. Обзор предшествующей литературы (в частности, работ И. Н. Ухановой, С. К. Просвиркиной и С. К. Жегаловой) отсутствует.

91. Гончарова Н. Н. Атрибуция ларца из собрания Исторического музея// Труды ГИМ. Вып. 208: Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI—XX вв. / сост. Н. Н. Гончарова. М.: ГИМ, 2017. С. 62—69.

О ларце из собрания отдела дерева и мебели ГИМ, поступившем в 1905 году из коллекции П. И. Щукина. Анализ росписи, сведения о методах, с помощью которых была уточнена атрибуция вещи: палеографический анализ надписей, изучение химического состава красок и проч. В итоге выяснено, что ларец был изготовлен в северных районах ярославских земель середины XVII века.

92. Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII—XVIII веков в собрании Исторического музея. – М.: Исторический музей, 2018. – 312 с.: ил. – (Золотой фонд Исторического музея).

Монография посвящена коллекции расписных сундуков ГИМ; включает, кроме каталога, разделы об истории бытования сундучных изделий, их видах, сюжетах и проч. Наряду со статьей А. А. Гилодо и Т. А. Лобаневой (см. №59) является одним из основополагающих изданий по истории производства сундучных изделий на Русском Севере.

93. Пудов Г. А. О холмогорских и великоустюжских сундучных изделиях XVII—XVIII веков (коллекция отдела народного искусства Русского музея) // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА»/ Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – М., 2015. – №3. – С. 113—128.

Общая характеристика собрания холмогорских и великоустюгских сундуков и шкатулок: анализ наиболее показательных произведений, уточнение атрибуции некоторых из них, выявление особенностей и значения коллекции.

94. Кирилло-Белозерский музей-заповедник: альб.-путевод. по коллекциям / [сост.: С. В. Митурич]. – М.: Три квадрата, 2017 – Художественные сокровища русской провинции, вып. 7. – 224 с.: ил., фот. – Текст рус., частично англ. С. 167.

Воспроизведение двух сундуков – из Грязовецкого уезда Вологодской губернии и Великого Устюга (в подписях под иллюстрациями, вероятно, отражены места их бытования, а не производства).

95. Пудов Г. А., Оленев С. Д. О сундуках с росписью «под гребенку». Вологодская губерния, II половина XIX —начало XX века// Петербургские искусствоведческие тетради / Ассоц. искусствоведов (АИС), Твор. союз историков искусства и худож. критиков России. – СПб., 2018. – Вып. 49. – С. 91—100.

Рассмотрен один видов северной росписи, распространенных на сундуках. Выделены три центра росписи, предпринята попытка определить ее истоки, проанализированы конкретные произведения с художественной и технической сторон.

96. Пудов Г. А. Вопросы историографии сундучного производства Русского Севера// Вестник Вологодского государственного университета. Серия «Исторические и филологические науки». – 2021. – №4 (23). – С. 21 – 24.