ОМ
За пределами чувств. Том 5. Инструкция по чтению книги
РАЗДЕЛ 7. ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ПОИСКА ИНСТРУМЕНТАРИЙ
ВОТ ПОЧЕМУ ВСЁ не ТАК, КАК НАМ ГОВОРЯТ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЗНАНИЯ
Мысли, слова и объяснения не отражают реальность, как нельзя кубиками заполнить шар. Вернее, можно, но если объем шаров стремится к нулю. То есть, объяснение должно быть бесконечным. Человек в чем-то сродни роботу, его датчики, которыми он строит реальность, работают в определенном формате. Если формат изменить, получится нечто нечитаемое в принципе, типа: (рис. слева).
Увидеть своими глазами, пощупать своими руками, испытать самому – это наибольшее, на что мы способны. Реальность, данная нам в ощущениях – это наш предел. При этом Истинная реальность все равно не такова, как говорят нам ощущения. Но мы делаем еще хуже – переводим ощущения в слова и мысли, производим ОБЪЯСНЕНИЕ.
На изображении (слева) закодирован рисунок (справа), который мы можем непосредственно увидеть, ощутить. Смотрите: рисунок справа сам по себе является уже не реальным, символичным, заточенным под наши ощущения, но достаточным для того, чтобы что-то понять, сделать, научиться. Но мы не умеем передавать то, что мы ощущаем, кроме как через слова. И этот цветной кусок без пояснений и слов тоже не имеет смысла, так же как оба эти рисунка, данные без авторского пояснения – будут ни к чему. Но допустим, что целый ряд таких последовательных ощущений-картин с детства приведет Вас к пониманию того, что здесь изображено, зачем и для чего. Это еще всё-таки мир ощущения, наибольшее приближение к реальности. Другое дело будет, если кто-то будет бесконечно рассказывать Вам об этом рисунке словами. В Вас это сформирует ложные представления и впечатления. В этом и разница.
Можно различить три уровня приближения к истине: 1. Вербально-схематический; 2. Перцептивно- иллюстрирующий; 3. Непосредственное знание, участие. Как обычно для наиболее полного приближения нам нужны все 3 их, причем не только с точки зрения воспринимателя, но и генеранта: философа концепций, художника отображения, мастера дел.
Но вернемся к родной Вам дуальности: Итак, у нас две системы. Одна аналоговая (ощущение), а другая цифровая (разум). Одна непосредственно близка к реальности, но безмолвна, интимна. Другая – далека от реальности, но дает возможность общения между людьми.
В условиях постоянного общения людей всё меньшая роль отводится органам чувств. Им на смену приходит ментальная имитация чувств. Человек якобы ощущает через понимание. Но, по-правильному всё происходит наоборот: понимание должно прийти через ощущение, переживание.
Процесс безощущательного понимания, конечно, тот же, что и при ощущении – мы на основании предыдущих опытов складываем паззлы понимания, но если этих предыдущих опытов нет или их недостаточно, то на порядок повышается возможность псевдопонимания: человеку кажется, что он понимает и понимает хорошо. Но при поверке реальностью оказывается, что понимания нет. Смотрите, при передаче опыта мы делаем вот что: ощущения переводим в код как на картинке и отдаем код другому человеку на расшифровку.
1. Если код немного нарушить, может существенно и необратимо пострадать информация при процедуре декодировки. Код можете нарушить Вы, и тот кто декодирует. Вероятность возможности этих нарушений умножается. Умножаются и последствия. Вы, на основании своих наработанных ощущений, теперь можете понять, что передача ценной информации по цепочке преемственности попросту гасит всё в ноль. Без искажений передается только примитивная информация, отстой. Так нами образовался отстойный мир, в котором мы все живем.
2. При этом даже сама реальность меняется, а за ней меняются и ощущения. Но меняются они не так, как реальность. А уж тем более меняются и ментальные кодировки. И они меняются не так как реальность и даже не так как ощущения.
3. Мы, как часть реальности и наши датчики восприятия, тоже меняемся. И регистрировать это мы не в состоянии напрямую, поскольку мы не можем посмотреть на себя со стороны. Посмотреть мы можем только изменившимся собой на изменившегося себя – взглядом, что тоже изменился. Ощутили картину?
В этих условиях накопление, передача и сохранение знаний выглядят невозможными. Знания даже одного человека в процессе жизни должны убывать до нуля – деградация, не говоря уже о человечестве. Если для каждого отдельного человека этот вопрос решается сознательным усилием по концентрированию опыта, то чтобы сохранить знания человечества, нужны как бы «станции докачки». Это, конечно, люди. Те люди, что ведут негэнтропийную работу, компенсирующую работу энтропии. Энергия этих людей повышена самим мирозданием, но не для того, чтобы этим гордиться, а чтобы сделать работу. Вам кажется, что роль этой работы преувеличена, но Вам много что кажется… А тем временем можно увидеть, что лет 50 назад люди были намного разумнее теперешних. Разумные не возвращаются, на их место приходят невразумленные. Докачивать надо.
Это сложная работа – переписывать код для каждой эпохи. Тут требуется тончайшая работа по вычислению изменений. Она производится на основании сотрудничества ощущений тела и мыслей ума. Ощущения и ум должны без искажений сообщаться между собой. Цифровое должно полностью во всех точках отображать аналоговое, и обратно. Такой человек чуть ли не напрямую проводит ощущения в слова. Для этого надо владеть и словами, и ощущениями в равной и совершенной степени.
По этому поводу завершатель предыдущей эпохи сказал следующее: «Поиск новых, лучших способов объяснения – долг нагваля, – ответил дон Хуан. – Ведь время вносит свои изменения во все. Поэтому каждый новый нагваль должен вводить новые слова и новые понятия, чтобы описывать то, что видит. – Ты имеешь в виду, что новые понятия нагваль черпает из мира обычной жизни? – спросил я. – Нет. Я имею в виду, что нагваль по-новому говорит о /восприятии/. Тебе, например, как новому нагвалю, предстоит говорить о том, что восприятие расширяется осознанием. Ты будешь говорить о том же самом, о чем говорил, скажем, мой бенефактор. Но совсем иначе, чем это делал он» (КК, кн. 7); «Слова, – сказал он. – Вечно они вводят нас в заблуждение. Когда мой учитель пытался объяснить мне, что такое искусство сновидения, он назвал его магическим способом желать миру спокойной ночи. Конечно, он просто старался подогнать свое описание под характер моей ментальности. То же самое делаю я в твоем случае» (КК, кн. 9).
Знание становится достоянием человечества и человека только тогда, когда знающий может передать, а передающий может снова передать знание без искажения. Подумайте, не в этом ли предназначение человечества? Ведь если человечество не накапливает знания, то всё остальное, что делают люди, не имеет никакого смысла. Знание чего, о чем? О, Вы забыли? Знание реальности. Все мы стремимся знать, как всё устроено на самом деле, несмотря на то, что это возможно только после Вечности.
ПОСЫЛ ЭТОЙ ГЛАВЫ
Многого от Вас не требую и не жду, но лучше бы Вам знать, что автор, как человек не унывающий – снова и снова находит «лекарство», которое стоит проверить на Вас – а вдруг все «не понятые» и не понявшие, поймут. Как говорил гений, единственный из всех кого знаю: «Я рассчитывал на Лусио, – сказал он, – Я знал, что это – бесполезно, но если кого-то любишь, ты должен действовать настойчиво, с верой в то, что человека можно изменить. В детстве Лусио обладал мужеством, но с годами растерял его. – А если его заколдовать? – Заколдовать? Зачем? – Чтобы вернуть ему мужество. – Нет. Человека нельзя сделать мужественным. Можно сделать безвредным, больным, немым. Но никакая магия и никакие ухищрения не в силах превратить человека в воина. Чтобы стать воином, нужно быть кристально чистым. – И что, ничего нельзя сделать, дон Хуан? – Ничего. Невозможно вставить в медузу кости. Я поступал глупо. – Тысячу раз ты говорил мне, дон Хуан, что маг не может делать глупостей. Дон Хуан пронзительно взглянул на меня и с улыбкой сказал: – Можно проявлять настойчивость только для того, чтобы проявить ее должным образом. И действовать с полной отдачей, заведомо зная, что твои действия бесполезны. Это – контролируемая глупость мага» (КК, кн. 2).
Не появились ли у Вас только что подозрения, предубеждения, презрение и прочие виды негативных чувств? Вы должны знать, что это как бы Ваши чувства, они в Вас живут и работают. Но они не Ваши, в том смысле, что есть почти непреодолимые силы, заставляющие Вас хранить собственную глупость и желание никогда не следовать собственной магической природе – истинной радости и страсти познания.
Проще говоря, никто из Вас не хочет учиться по-настоящему. Вот Вы и это читаете, чтобы имитировать утоление своей естественной магической природы. Вы читаете и начинаете сравнивать написанное с другим написанным. Не Вами, заметьте. Это бесконечно. Но жизнь – конечна. Вам кажется, что Вы понимаете всё, но Вы понимаете лишь то ВСЁ, на которое способны! Иными словами, Вы понимаете лишь то, что уже понимали и так. Идиллия.
Как думаете, что произойдет, если дать Вам истинное знание? Думаете, будет что-то иначе? Нет – Вы любое злато-серебро сведете всё к той же бессмысленной каше. ВЫ. Даже не умеющие брать. Таким образом, для Вас нет никакой разницы между галиматьей психа и Знанием. Но она есть по реалу. Поэтому психи – Вы. Ибо душевнобольной – тот, кто отрицает и искажает реальность.
Смотрите: Нужно многое, чтобы понять то, что неподвластно Вашему уму. Нужно идиллию Вашу порушить, чтобы построить получше, затем порушить и её …. Надо не только читать, но и делать, изменить свою жизнь – по факту. Чтобы по-настоящему понять, к примеру, небольшое Знание автора, необходимо хотя бы (по степени усиления):
1. прочитать ВСЁ написанное (автором в данном случае);
2. сделать 10-дневный авторский практикум;
3. поработать со мной вживую, например лет 10;
4. сделать все то, что автор сделал за 30 лет;
5. сделать больше, чем сделал автор.
Возможно тогда картина Ваших представлений о том, о чем я, была бы другой в каждом случае. А есть ли смысл получать здесь не то, что здесь дают? Помните про психов, что требуют презервативы в булошной.
Например, чтобы сделать заключение о втором внимании, нужно его посетить неоднократно на ПРАКТИКЕ, а не прочесть о нем. Автор – практик, и существует пара пропастей между мной и теми, кто просто прочитал одну главу и уже составляет мнение. Для них выглядит, что они что-то поняли, но это не так. Они не поняли ничего, и это видно. Как раз из того примера с душевнобольным – читая одно, он видит совсем другое, которое там тоже есть, но оно не главное. Есть такое слово ПОСЫЛ: то что Вы сделаете, прочитав. Вот в целом кроме посыла – тут понимать нечего. Пошли Вы..!
Слова исходят из искусства сталкинга, несут искусство осознания, завершаются намереванием адресата.
Посыл и есть истинное понимание, которое находится за пеленой отсутствия необходимой энергии, и оно ждет, когда Вы эту энергию приобретете. Но для многих это никогда, не в этой жизни. С этим Вам следует смириться или принять свою судьбу и учиться. Польза от этих или иных текстов есть тогда, когда Вы умеете её взять, то есть, учиться, опять же – дело за Вами.
Не стоит думать, что автор принижает Вас, считая неразвитыми. На деле, Вы развиты, просто в другом – и, к сожалению в том, что не взять в посмертие. И Ваша ошибка не уникальна, ибо даже как бы развитый в авторском смысле человек может остановиться в развитии, заблудиться. Путь – это наименее простая вещь из всего, что есть для нас. Это последняя «миссия», которую проходят, только пройдя все остальные.
У каждого имеется шанс. И этот шанс нужно взять, а не ожидать его. Есть множество людей, которые не покидают пределов обыденного мира – 90%, например. Есть процентов 9 тех, кто умеет покидать пределы обыденности – это маги, второй уровень развития. Но поскольку это всего лишь первый шаг от обыденности, есть и второй. А первый без второго – бессмыслен. Только 1% людей делают этот второй шаг от магии к тому, что не имеет названия. Снова уловите мысль: преодолев обыденность и попав в настоящую магию, научившись, следует оставить магию и стремиться к точке три (второй шаг). И это значит по факту – отречься от магии. Для внешнего наблюдателя переход к точке три похож на возврат от магии к обыденности. Но – лишь похож.
ПУТАНИЦА. ЛИЧНЫЙ и УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
Под мягким словом «путаница» скрывается ложь. А ложь – это диавол, летун, тот, кого Вы все не любите в себе больше всего. Это то, что делает нас слабыми и глупыми. Наверное, стоит сказать пару слов, откуда вообще эта ложь появилась.
Все оттого, что неизвестное и непознаваемое больше, чем известное. Больше – значит на порядки больше элементов и связей систем. И все эти элементы и связи в каком-либо виде проявляются на уровень нашего обычного Восприятия, в виде всяких абстрактных штучек, которые видят лишь некоторые.
Полистайте несуществующий словарь несуществительных (невидимых вещей) – найдете много там, но и это не всё. Каждое слово определяет собой проекцию некой суммы Эманаций с разных уровней Бытия.
Суть проблемы в том, что нет соответствия Реальности и поля слов. Например, мы можем:
– не называть вещи именами;
– называть несколько вещей одним именем;
– одну вещь назвать несколькими именами.
Ну вот третье возьмем. Слов в любом случае меньше, чем реально стоящих перед нами вещей, и транжирить разные слова на одну вещь – непрактично в условиях дефицита слов, и вносит еще одну путаницу.
Не называть вещи именами тоже нехорошо, получается, их как бы нет. Ведь в социуме люди учатся друг у друга и преемствуют Знания через информацию, а информацию через слова. Тот, кто знает, что вещи есть, не сможет сказать об этом тому, кто не знает, что они есть. Поэтому тот, кто не знает – так и думает, что их нет.
А вот другой случай (утрата преемственности): смотрит человек – слово есть, а жопы вещи нет. Что делать? Чтобы не прослыть олухом, приходится приделать слово к другой вещи. Так получается, что одна и та же вещь называется разными именами. В случае низкого уровня развития человека-толкователя знак «равно» ставится между предельно разными и даже обратными вещами. Например, «любовь=привязанность». Хотя этимология слова «любовь» идет от «любой» – все равно какой – равное непредвзятое отношение ко всему. Вы же видите – как одно слово в словаре имеет по 50 значений, которые порой вообще не связаны. Идем дальше. И видим, что олух наш уже подменил все понятия. Свел все к своему ограниченному синтаксису. Каждый из Вас понимает каждое слово – уникально, по-своему, и не факт, что правильно.
Если хочешь объяснить, то лучше всего реально указать на объект, о котором идет речь. Однако в абстрактных вещах нет объекта, на который можно указать, отсюда и беспредел, когда слепые раскладывают фантики по цвету. Остается лишь говорить метафорами да аналогиями путем определения новых понятий на базе основных уже определенных понятий, но в итоге получается, что необходимо создать свой личный новый язык и говорить на нем. Иного выхода нет.
Язык есть, прежде всего – отражение реальности. Зная реальность, знаешь язык.
БЕЗ СИЛЫ ТЫ НЕ В СИЛАХ ВСТРЕТИТЬСЯ С СИЛАМИ, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ СИЛОЙ
Вы не в силах понять написанное в книге или, к примеру, у Кастанеды, пока не усвоите один принцип. Вот, возьмем слово «сила». Слово одно, но нужно всякий раз понимать его по-разному – сила есть:
Безличная.
Чужая, внешняя.
Своя.
Высшая.
Сила как фигура речи.
Они отличаются слишком сильно, чтобы это можно было не различать.
Одна сила – просто безличный вектор, который слепо делает своё дело, как притяжение, давление, импульс, температура или инерция.
Другая сила – живая, отдельная от Вас, просто другое существо, которое может своей силой воздействовать на Вас.
Третья сила – принадлежит Вам, это то, ЧТО Вы можете и СКОЛЬКО.
Четвертая Сила – вещь особая, это то, что Вас образует и ведет.
Пятая – понятно, когда говорят что-то типа: «сил нет», «набраться сил», «пробовать силы» и т.д.
И все это Вы должны были понимать интуитивно в потоке слов?! Пять разных значений в голове разом держать – не осилишь. А чего б было писать, когда б до смешного не доходило? Путают, собаки.
Вам конечно обидно, сколько Вы всего в жизни прочитали зря. Но не стоит здесь ругать изобретателей языка, ведь они все это назвали силой, потому что все эти разные силы – СВЯЗАНЫ. Просто нужно однажды эти связи прочертить в мозгу. Этот рисунок в мозгу будет одинаковым для всех подобных слов.
Пронумеруем и поехали. СилаN может быть каждой из них…
Сила1 – когда нас не интересует разница между этими силами. Ваш случай.
Сила2 – когда мы отрешенный наблюдатель игры сил. Инженер-видящий, решающий задачу.
Сила3 – когда мы можем управлять ей. Практик-маг.
Сила4 – когда мы понимаем устройство Мира и свое место в нём. Познающий-человек Знания.
Сила5 – когда мы понимаем, что и почему говорим. Осознающий сталкер.
Получается, что значение слова СИЛА зависит от нас, от нашей цели, роли и возможности. Так что претензии все – к себе адресуем. Ставишь себе другую цель, вживаешься в роль, и значение становится другим.
Немного о соотношениях силы3 и Силы4. Высшая сила – это источник Вашей силы, и все Ваши усилия связаны с тем, чтобы эту Силу4 обрести, сделать своей силой3 – стать сильнее. Вы вообще можете стать сильнее3 только потому, что есть Сила4. Так и запишите: то, из-за чего мы можем стать сильнее3 – есть Сила4. Имеется в виду само наличие у Вас такого желания и способностей. Вы осознаете благодаря Силе4, настолько, насколько с ней связаны. Чем меньше связь человека с Силой4, тем меньше он может хотеть обрести бóльшую силу3 – его устраивает то, что есть. Вы думаете, что Силы4 не существует, потому что обладание ею похоже на силу3, приписываете заслуги себе, несмотря на факт, что Вы непонятно как появились в мире, который не понимаете. Сила4 не просто живая, а на порядок живее Вас, а значит и поразумнее.
Что касается сил2 – это тоже живые силы, и это не только звери-люди-насекомые, но и все остальные невидимые собратья «по разуму», среди которых есть и поосознаннее нас – взять вот оборот «нечистая сила». И с ними нам постоянно приходится конкурировать и взаимодействовать, знаем мы о них или нет. Более того, вообще все силы1 – тоже живые – и гравитация, и сила упругости, и сила трения, и температура, и давление. Просто с нашей обывательской точки зрения так не выглядит. Мы отмечаем только проявления сил2 и сил4, которые нас шкурно касаются, записывая их в силы1. Так же, как кошку Вы интересуете только как сила поглаживания по шерсти и сила, способная являть пищу. Что касается силы5, то наши фигуры речи произошли из правильного понимания слова СИЛА.
Выражения «сил нет», «не в силах», «набраться сил», «собраться с силами», «пробовать силы» – констатируют моменты отсутствия или наличия связи с Силой4. «Всё в силе» – то есть так, как ДОЛЖНО быть. Вообще такие глаголы как должно, может, нужно, надо – не имеют лица, поскольку принадлежат силе4. «Изо всей силы» – сила3+сила4. «Через силу» – сила3 минус сила4. И т.д.
Но, может быть, считаю так потому, что ставлю себе целью познание устройства мира в роли человека Знания?
МАГИЯ и СИЛА СЛОВА
Мышление и попытка точно выразить свои мысли требуют невообразимого количества энергии, – сказал дон Хуан. К. Кастанеда, кн. 8
…И раз такое дело, то нужно очень серьезно отнестись к столь энергозатратному аспекту нашей жизни. Значение слов простое – это гипноз. Можно манипулировать вниманием человека от неприятия до приятия в зависимости от цели. Все гипнотизируют друг друга, и кто-то даже побеждает в этой тайной войне. Тут важно – КТО побеждает, а не война. Безыскусный гипнотизер навязывает свою безыскусную волю окружающим и в случае успеха размножает безыскусность. Корыстный … размножает корысть. Это формула.
Для эффективности гипноза используются слова имеющие силу, соответствующие модальности времени. Сила слова заключена в неожиданности, новизне, но при этом новое слово подается так, чтобы оно было понятным без пояснения. Заметьте, как меняется молодежный сленг, все идет от фени, от гопоты, от авторитетов, то есть от тех, кто сильнее. Сильнее в чем? В том, что для самого человека актуально. Физическая сила и сила характера – это актуально, особенно когда их нет. Соответственно, все хотят быть сильнее путем копирования хотя бы слов, используют слова более сильных. Слова, которые уже все слабаки знают и используют, становятся устаревшими, немодными. Еще бывает так, что с устарением меняется значение слова, иногда даже на противоположное. Многие поди удивятся, но раньше назвать девушку «шалавой» или «чувихой» было модно и позитивно, никто не обижался. Ну, на этом экскурс в лингвистику и филологию бы завершить.
Все это мы говорили к тому, что человек, имеющий силу – проводит модальность времени, и обычное слово в его исполнении обретает силу и новые значения смысла, либо оттенки, которые до этого никто не отмечал. «Если … термин предложен видящим, он никогда не будет просто фигуральной словесной формулой, поскольку за ним стоит непосредственное видение внутренней сути вещей. В свою терминологию видящий вкладывает все, чего ему удалось достичь. Я поинтересовался, почему он внес изменения в терминологию. – Поиск новых, лучших способов объяснения – долг нагваля, – ответил дон Хуан. – Ведь время вносит свои изменения во все. Поэтому каждый новый нагваль должен вводить новые слова и новые понятия, чтобы описывать то, что видит» (КК, кн. 7).
Ну, не будем абсолютизировать достижение видящего нагваля, ведь слово зависит от того, кому оно адресовано. В конце концов, слова вообще – они всегда для кого-то. С учетом этого можно сказать, что среди РАВНЫХ по развитию людей имеется некто, у кого лучше всего получается проводить нечто в вербализацию: слова, термины, понятия. Цель вербализации – повышение эффективности в достижения цели. Практика порождает термины, но есть и обратная связь – терминология способна оказывать влияние на практику: в одних терминах практика не будет эффективной, а в других – будет. Дело в том, что слова не являются вещью-в-себе, а представляют собой живую хоть и маложивую конструкцию. Слово есть частная проекция системы тоналя человека (всего, что человек знает) на конкретную ситуацию. Еще так: есть сложная система-человек, она, вступая в ситуацию, создает проекцию – слово. Это когда кувалда на ногу падает, да. И вроде система эта ответственна за слово-продукт, но без ситуации ничего не получится. Так слово связано с ситуацией, через посредство живой говорящей системы. Чем больше слово отражает эту связь, даже звучанием, если хотите – тем больше силы оно будет иметь. Понятно ж – чем точнее проекция, тем лучше она проведена, тем больше похожа на оригинал, тем она сильнее. Главное тут – знать оригинал, ситуацию. Требование к человеку-словообразователю какое? Чтобы он был с одной стороны – как все – иначе его не поймут, а с другой – лучше всех, иначе ему не будут доверять.
Вербализация – 49-й завершающий элемент подхода, неудивительно, что вербализация требует немыслимых затрат энергии, потому что это выбор между тем, чтобы оставить свою энергию, сэкономленную в процессе жизни – для себя, или пожертвовать ее другим.
Люди, не видящие оригинал, не видящие цели проецирования, попросту не в состоянии попасть в точку, поэтому сила слов сейчас заключается больше в том, кто негативнее и резче выразит какое-то модное понятие, желательно одним словом, например иностранным. Введение даже таких терминов требует емкости и злободневности, актуальности понятия. Например, то, что нельзя описать одним словом – требует введения термина. Так же на страницах книги, часто пользуясь каким-то объяснением, нам приходится упростить все это объяснение до одного или двух слов, а то и до аббревиатуры, просто ради краткости и удобства. Упрощая текст таким образом, мы добиваемся акцентирования на более сложных нюансах, других аспектах описываемых явлений, ведь цель познавательного текста – залезть на максимально возможную глубину словесного постижения истины. И если автору это удается – если он сам себя понимает, значит – есть шанс – удастся и читателю. Вот сейчас не понял, что я тут написал.