1.4. Тест интенсивности переживаний по выбранному эпизоду
Цель: контакт со своими чувствами и эмоциями и калибровка внутренней шкалы интенсивности эмоциональных переживаний.
Выполните задание № 1 (ниже) и оцените силу своих негативных эмоций по шкале интенсивности эмоциональных переживаний. Если ваша самооценка эмоциональной боли от –9 до –10, необходимо срочно обратиться к специалисту-психиатру или клиническому психологу. Возможно, вам требуется медикаментозное лечение или даже лечение в стационаре.
Если у вас от –6 до –8, то желательно получить консультацию психолога или психотерапевта.
От –3 до –5 – вы вполне способны самостоятельно справиться с эмоциональной болью, используя техники самопомощи.
В некоторых случаях можно работать самостоятельно, даже если интенсивность негативных переживаний достигает –8 баллов.
В моих группах много людей, которые из-за финансовых проблем или проживания в местах, где нет возможности встретиться с русскоговорящим психотерапевтом, вполне эффективно работают самостоятельно, используя книги, видео на «Ютубе» или бесплатные вебинары и прямые эфиры психологов.
Закончив читать книгу, проверьте себя еще раз.
После того как вы выполните все задания из книги, интенсивность негативных переживаний при воспоминаниях о травмирующих эпизодах прошлого значительно снизится, вплоть до полной потери актуальности переживаний о прежних событиях.
1.5. Задание № 1. КТЭ (ключевой травмирующий эпизод)
Цель: войти в контакт со своими негативными эмоциями и тем самым ослабить их. А также откалибровать внутреннюю шкалу интенсивности эмоциональных переживаний.
Далее вы научитесь менять свое состояние и получите инструменты управления собственными мыслями и эмоциями.
Опишите один из ранних ключевых травмирующих эпизодов с вашей мамой или самый травмирующий эпизод с другим человеком. Главное, чтобы у вас был эмоциональный доступ к нему. Если боитесь панической атаки, опишите любой эмоционально доступный эпизод, когда вы пережили глубокую эмоциональную боль. Схема описания эпизода (истории):
• Ваш возраст на момент эпизода (кульминации истории).
• ЧТО произошло, событие (ссора/конфликт/насилие/…).
• Ваши чувства, эмоции (список эмоций дан ниже).
• Кто был вашим антагонистом (кем вам приходится этот человек).
• Чем все закончилось.
• В каком участке тела и КАКИМИ ОЩУЩЕНИЯМИ это событие откликается в мышцах или внутренних органах.
Самые распространенные локализации: область солнечного сплетения, грудь, горло, верхняя часть спины, нижняя часть спины, промежность, ступни ног, руки, голова и др.
Список наиболее часто переживаемых эмоций:
• безразличие, беспомощность, бессилие;
• вина, возмущение;
• гнев, горе, грусть;
• досада;
• жалость;
• зависть, заискивание, замешательство, злорадство, злость;
• испуг;
• напряжение, настороженность, негодование, неловкость, нетерпение;
• обескураженность, обида, обреченность, омерзение, оскорбленность, осторожность, отвращение, оторопь, отстраненность, отчаяние, оцепенение;
• печаль, плаксивость, подавленность, подозрительность, покорность, потерянность, презрение;
• раздражение, рассеянность, растерянность;
• скорбь, смущение, смятение, сожаление, стеснительность, страдание, страх, стыд;
• тревога;
• удивление, удрученность, уныние, усталость;
• ярость.
Если в этом списке нет вашей эмоции, добавьте ее туда и работайте с ней.
1.6. Резюме
• Если ребенок считает, что он должен поддержать маму, значит мама этого ребенка не поддерживает.
• Мамы бывают любящие, нелюбящие и проблемные. Любящие мамы – ресурсные, стабильные и мудрые. Нелюбящие – разрушительные, ядовитые и вампиричные. Проблемные мамы – несчастные, они могут быть любящими, но при этом деструктивными. Далее вы узнаете, как отличать проблемных матерей от токсичных и, главное, как жить с эмоциональной болью, трансформировать ее и научиться радоваться жизни, даже если ваша мать по-настоящему токсична и разрушительна.
• Если вас эмоционально задевает и выбивает из колеи тема отношений с матерью, значит ваша детская травма не излечена. Постарайтесь выполнить все тесты, упражнения и задания, описанные в книге и дополнительно предложенные в конце каждой главы, а также следуйте моим рекомендациям и технике психологической безопасности при самопомощи.
• Ведите дневник работы над собой. Используйте красивую толстую тетрадь или ежедневник для выполнения тестов, заданий и упражнений из этой книги, чтобы видеть процесс, прогресс и движение к новому качеству отношений с мамой и самим собой. Ваши записи помогут не только наглядно увидеть и сохранить результаты, но и анализировать собственный прогресс. Последовательность заданий в книге плюс-минус такая же, как в ходе моих консультаций с жертвами насилия.
Глава 2
Не святые «святые» матери
Очень часто на их базовую патологию накладываются и другие расстройства личности (истерическое, обсессивно-компульсивное, маниакально-депрессивное, параноидальное, эксцентрическое и др.), что делает этих людей не поддающимися ремиссии (уменьшению симптоматики и облегчению) и излечению (психопатия и нарциссизм неизлечимы). При этом в общем и целом токсичные люди как психопаты, так и нарциссы, внешне и по поведению совершенно ничем не выделяются и не обращают на себя внимания, за исключением публичных людей и выраженных истероидов и эксцентриков.
2.1. Что значит токсичные отношения и токсичная мать
В своих статьях и книгах я называю токсичными людей с нарциссическим и антисоциальным расстройством личности, а также психопатов (диссоциальное расстройство), у которых также могут быть поведенческие маркеры истерического и пограничного расстройств личности. В клинической психологии это сосуществование различных расстройств называют коморбидностью[9].
Токсичность человека проявляется в том, что он намеренно делает больно словами и действиями другим людям. Токсичный человек выбирает жертву, изучает ее, обнаруживает слабые, уязвимые стороны, может какое-то время поиграть с жертвой, как кошка играет с мышью, а потом исподтишка или предательски наносит болезненный удар. Воздействие токсичных людей, как и действие обычных ядов, разрушительно, часто не позволяет восстановиться, всегда глубоко и очень болезненно.
Токсичностью в отношениях я считаю прежде всего эмоциональное и ментальное насилие над личностью. Физическое насилие – это скорее проявление хищнических инстинктов как результат доминирования рептильного мозга над лобной долей мозга, отвечающей за эмпатию.
Я уже упоминала Cluster B (психопаты, социопаты, к этому же кластеру относится нарциссическое расстройство). Это НЕ психическая болезнь, а устойчивые девиации поведения и характера, вызванные тем, что в лобном отделе мозга нейронные связи чаще генетически или под воздействием социальной среды сформированы таким образом, что люди не имеют эмпатии, совести, сострадания и не способны раскаиваться.
Эти люди – патологические лжецы и злостные манипуляторы, своим поведением они похожи на хищников и вампиров. Далее я буду иногда называть токсичных людей нарцепсихопатами, потому что у них проявлены базовые черты как нарциссического расстройства, так и психопатии.
2.2. Трудности диагностики нелюбящих матерей
Редко кто решается говорить и писать о своих проблемах с мамой из-за страха показаться неблагодарным, плохим ребенком. А кроме того, никто не может поставить собственной матери диагноз «психопат» или «злокачественный нарцисс» по нескольким причинам.
1. Не диагностируемо.
Психиатрический диагноз имеет право поставить только специалист. Вряд ли вам удастся отправить токсичную мать к психиатру, невропатологу или клиническому психологу.
2. «Свято» и неприкосновенно.
С раннего детства сама токсичная мать, общество и большинство близких людей внушают нам мысль: мать – это святое. Традиционные семейные установки вгоняют в чувство неподъемного долга перед матерью по причине одного единственного факта, что мать вас родила. При этом никого не волнует, что мать часто рожает без любви, «по залету», после безуспешных попыток вытравить плод на первых месяцах беременности или после того, как ей по каким-то причинам не удалось сделать аборт. Или рожает целенаправленно, с подсознательным стремлением получить бесплатную прислугу, раба или рабыню, того, кто «принесет стакан воды» к ее постели, когда она станет беспомощной.
Итак, вас с раннего детства приучают к тому, чтобы вы не посягнули на святое. При этом не берется во внимание, что для того, чтобы быть причисленным к лику святых, нужны доказательства чудес, добрых и светлых дел на благо других. Вот лишь четыре признака истинно святого человека.
• Человек живет ради Бога, по Божьим заповедям, как говорится, «во Христе».
• Публично признанные и официально доказанные факты чудес, которые совершались в присутствии этого человека или им самим.
• Человек совершает только добрые деяния для блага конкретного человека, многих людей и всего мира.
• Нетленные мощи (останки святого человека истлевают без гниения и дурных запахов).
Попробуйте попросить свою токсичную мать предоставить вам доказательства ее святости.
3. Ваши претензии к ней мама перекрутит и повернет против вас.
Проекции нелюбящей матери с раннего детства превратили вас в чудовище. Далее я привожу реальные эпитеты, которыми токсичные матери награждают своих детей – громко, гневно, издевательски, унизительно и уничтожающе: неблагодарная тварь, чудовище, чучело, паразитка, гадина, ненавистный тайный плод любви несчастной, тварь ненавистная, уродина, скотина неблагодарная, бессовестная дрянь, обманщица и притворщица, с*ка неблагодарная, б***ь конченая, проститутка грязная, шлюха конченая, чертова сволочь, дьявольское отродье, убийца, дрянь такая, идиотка, г**но в проруби.
Именно такими словами токсичные матери называют своих детей, с ненавистью глядя им в глаза; не только в порыве гнева, но часто и в своих жалобах на детей другим людям, иногда даже не очень хорошо знакомым.
Вы можете представить себе святого человека, который издевается над своим ребенком и называет его непотребными словами? Я – нет.
Любые попытки ребенка, подростка или уже взрослого человека защитить себя будут тут же повернуты против них с обвинениями в том, что это они их, родных матерей, используют, очерняют, издеваются над ними, ненавидят, стремятся сжить со свету, убивают, тогда как должны ноги им мыть и воду эту пить.
Страшно то, что все перечисленные эпитеты я взяла из реальных историй, которые люди рассказали на консультациях и тренингах или которыми поделились в моей закрытой группе поддержки жертв насилия. Детям любящих матерей трудно в это поверить, но именно такими грязными, оскорбительными и чудовищными словами токсичные матери программируют своих детей на низкую самооценку.
A.Z.: «Марина, я знаю одну такую токсичную маму <…>! Врач <…> – 2 дочери от разных браков/влюбленностей! Вся семья – писаные красавцы, родители – первые и самые крутые люди в <…>. Первую, старшую дочь мать выгнала из дома, из своей 3-комнатной квартиры, когда та забеременела! Она просто сказала: “Ты большая, и ты беременная – уходи и сама себе делай жизнь!” А младшую послала, сказав:“Ты что, наркотики любишь? Так иди к ним, раз тебе нравится твоя жизнь. Убирайся, наркоманка!” Эта дочь умерла в 20 с чем-то лет от заражения крови. Их мама осталась в 3-комнатной квартире с кучей женихов, и каждый из них был ей должен по полной программе. Вот настоящая тварь – и как мама, и как человек! Таких еще поискать надо».
Ниже описана история другой женщины, которую мать не только обесценивала, но и сексуально растлевала, подкладывая девочку в постель своего сожителя.
«Марина! Напишу фактически и тезисно, потому что много всего. Мне 57 лет. У нас двое взрослых деток, двое внучат. Живем 40 лет вместе. Родилась я то ли семи-, то ли восьмимесячной. Грудью не кормилась, потому что… вот мамины варианты: “Не было молока, так как была очень худенькой”,“Декрет был 2 недели, вышла на работу, а в школе нервы трепали, и молоко пропало”,“Молоко перегорело, потому что папа и бабушка пили”. Папа и бабушка – это мой папа и его мама. Поэтому меня забрала в другой город другая бабушка и выращивала как умела и могла: на коровьем молоке и манной каше. До 3–4 лет. Был старший (на 10 лет) брат. Он погиб, когда мне было 8 лет.
Я всегда знала, что папа любил ее, а она его – нет. Про брата вообще не знаю правды, а очень хочу, потому что он всегда рядом со мной. Мама неоднократно мне говорила, что лучше бы я умерла, а не брат. Потому что он хотел забрать ее и меня от пьющего папы, когда пойдет работать. Что брат все понимал правильно и не любил папу и его родственников-пьяниц. А бабушка говорила мне, что брат, когда учился в техникуме, часто ездил на выходные <…> к другой бабушке, чтобы выпить. И что он вообще любил выпить, даже несколько раз бабушка говорила, что, может, и хорошо, что он умер, а то было бы на одного пьяницу в семье больше.
Мне все равно, пьяница – не пьяница, я помню папу и брата как любимых и дорогих моей душе, близких людей. Я их любила и буду любить, что бы кто ни говорил. Потому что я точно знаю, что и они любили меня крепко, и неважно, какая я была бы. Папа любил очень <…>, но мама его обвиняла и в своей несложившейся жизни (по ее словам), и во всех смертных грехах. Да, он выпивал, но любил ее. Боролся как мог. Помню, дома делал все женские дела: кушать готовил, убирал, стирал, со мной возился, много смеялись. Он был большим юмористом. <…> Развелась с папой, когда мне было 10 лет, через 2 года после смерти брата. И тут же привела в дом <…>, который был на 7 лет моложе ее, и, как я узнала уже потом, за ним тянулся шлейф мерзостей.
Он растлевал меня год. Мать намывала меня (у меня были густые, длинные черные волосы), давала мне коротенькую рубашечку и без трусиков отправляла к нему спать, а сама спала с бабушкой на диване в соседней проходной комнате с открытой дверью. Марина, извините, дальше не могу писать: руки затряслись и внутренний мандраж пошел. Не ожидала от себя такого, думала, что отпустило этим козлом».
2.3. Сами себе Биг Боссы
Дорогие читатели, вторая и третья главы – самые тяжелые. Простите за чернуху, но все, что я сейчас процитирую, взято из жизни. Именно в такой абсурдной и кошмарной реальности жила умная и талантливая девочка Таня.
«Еще один эпизод вспомнила, когда бабушка, уже лежачая, просила, чтобы я залезла ей в анальное отверстие и помогла покакать. Я никогда не делала этого, да и мать, вместо того чтобы раздобыть ведро-унитаз, на которое я могла бы бабушку посадить, почему-то всегда выковыривала г**но у лежачей. Я начала звонить матери на работу и просить, чтобы она поскорее приехала, но та не торопилась. Между тем бабушке становилось все хуже. Час, другой, третий… Я звоню матери постоянно, но она не отвечает.
Когда она приехала, я была на грани срыва, а у бабушки случился гипертонический криз. Мать выколупала дерьмо и сказала мне, что из-за меня бабушка очень мучилась и я виновата в том, что она чуть не умерла. Я помню свое состояние, как безнадежность прямиком пошла мне в голову. Как со мной что-то стало происходить. Мертвечина какая-то. Тогда еще у меня не было диагностировано заболевание[10]».
На первой консультации я предложила Татьяне описать свою жизнь как проект, предприятие, фирму, собственником которого она является (рис. 5). Попробуйте вместе с Таней применить этот подход к своей жизненной ситуации, к любой проблеме.
Представьте, что ваша жизнь – это большая компания. В ее структуре вы как личность, ваше всеобъемлющее «Я» – Босс, собственник со своей миссией. Ценности – это топ-менеджеры, совет директоров. Ум и логика – генеральный директор и главный бухгалтер. Эмоции – менеджеры среднего звена. Ощущения – сервисное подразделение. Тело, клетки, системы жизнеобеспечения и внутренние органы – исполнители: рабочие, строители, охранники и т. д.
Рис. 5. Схема структуры личности человека [44]
Вы, Босс, управляете всем персоналом и всеми подразделениями – от совета директоров до уборщицы, «спуская» решения и приказы через руководителей высшего и среднего звена на уровень низовых исполнителей.
Контролирует работу компании генеральный директор (ум). Успех компании зависит от слаженной работы всех подразделений и исполнителей. Генеральный директор, как проводник вашей («Я») большой, дерзкой, амбициозной мечты (ваши жизненные цели), должен быть хорошим руководителем: донести до всех сотрудников стратегические цели компании, поставить перед ними четкие задачи, найти эффективные способы мотивации персонала, наладить систему контроля за решением поставленных задач.
Чем больше негатива и когнитивных искажений на уровне эмоций и ума, тем хуже будет работать система. Компания, вместо того чтобы получать прибыль, погрязнет в долгах, потеряет свою долю рынка или совсем исчезнет. Точно так же, как больной человек, полный негативных убеждений, унылый, без мечты и целей, теряет смысл жизни и начинает влачить скучное, больное и бедное существование, жалуясь на проблемы и перекладывая ответственность на внешние обстоятельства.
Давайте рассмотрим, с кем ассоциируется токсичная мать в такой системе. В вашей компании это диверсант, серый кардинал, который пытается взять власть над всеми; ее задача – отравить все своим ядом и разрушить компанию. Ваша задача – найти практическое применение яду, например травить им тараканов, крыс или уничтожать сорняки, либо вычислить врага и уволить без выходного пособия. В случае реально токсичных отношений правильный выход – разрыв. Полный разрыв с минимумом контактов до полного вашего восстановления.
Тане эта аналогия[11] помогла избавиться от клейма жертвы. Говоря простыми словами, из состояния жертвы она буквально за несколько минут перешла в состояние хозяйки своей жизни. Одно дело – быть обесцененной, разобранной на мелкие детали игрушкой нелюбящей матери или ее рабыней, выколупывающей чужие какашки, и совсем другое – стать Биг Боссом своей жизни и судьбы. Новая жизнь начинается с новых установок, целей и задач.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Дополнительные материалы см. по ссылке https://clck.ru/32drLv
2
Триггер в психологии – это «спусковой крючок» неконтролируемых эмоциональных состояний у человека (паника, страх, агрессия и др.). Триггером может стать событие, объект или некая особенность другого человека (особенность голоса или речи, внешний вид, запах и т. п.).
3
Компетенции – совокупность опыта, знаний, навыков, умений, талантов, способности и мотивации.
4
Cluster B – группа личностных расстройств согласно американскому справочнику DSM-5, куда входят антисоциальное, пограничное, истерическое и нарциссическое расстройства личности.
5
Таня – за этим именем скрывается реальная женщина, которая пережила тяжелейшее эмоциональное, ментальное, моральное, физическое и сексуальное материнское насилие. Она вынуждена была со своей семьей уехать тайком от матери в другой регион. Проходила психотерапию у разных психологов, обратилась ко мне с незавершенным гештальтом, признаками глубокой тревожности и психосоматическими проблемами. Мы отработали с ней более 27 травмирующих эпизодов из детства, а также выработали стратегию отношений с матерью, которая к этому времени разыскала дочь и продолжила нападки. В итоге женщина восстановилась настолько, что нашла новую любимую работу, теперь может самостоятельно решать возникающие трудности, а также сумела существенно трансформировать свое отношение к матери и расширить диапазон тактик во взаимодействии с нею. Далее в книге используется нумерация эпизодов из нашей рабочей переписки с Таней.
6
Внутренний локус контроля – это когда человек в большей степени опирается на собственное мнение, а не чужие мнения и оценки.
7
Внезапный, часто кажущийся беспричинным приступ невротического расстройства в виде тяжелой тревоги и ряда сопутствующих симптомов, которые могут вызвать парализующий страх.
8
Миндалевидное тело – небольшой отдел мозга, который отвечает за формирование страха, памяти, а также играет важную роль в принятии решений и эмоциональных реакциях.
9
Коморбидное состояние усиливает негативное и разрушительное влияние совместно существующих заболеваний и расстройств личности на организм человека; бывает затруднено взаимоисключающими требованиями к контролю разных симптомов.
10
У Татьяны диагностированы рассеянный склероз, плохое зрение с периодом полной потери зрения, гипертонус (нарушение тонуса мышц тела, связанное с их перенапряжением), мигрень, гипертония, тиннитус (звон в ушах и в голове), запоры, хроническая усталость и др.
11
Аналогия – это частично соответствие, сходство или равенство отношений между предметами, явлениями, процессами, величинами и т. д.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги