Книга Любви много не бывает, или Ступеньки в вечность - читать онлайн бесплатно, автор Мария Георгиевна Сараджишвили. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Любви много не бывает, или Ступеньки в вечность
Любви много не бывает, или Ступеньки в вечность
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Любви много не бывает, или Ступеньки в вечность

Вскоре понтийским грекам удалось вырвать отца Симона из рук чекистов. 8 сентября 1925 года во Мцхета в церкви Святой Нины[30] митрополит Иоанн (Маргошвили) рукоположил отца Симона в священники и дал ему имя Георгий. В то время новопосвященному было 24 года. С помощью близких отец Георгий переселился в Абхазию, где обошел все местные святыни.

В 1929 году отец Георгий вернулся на родину. Все его имущество умещалось в маленькой сумке: несколько духовных книг на грузинском языке, монашеское облачение, иконы и останки его сестры Анны. Он окончательно поселился в Македонии, в городе Драм.

Несмотря на тяжелую болезнь, отец Георгий продолжал вести аскетический образ жизни. Однажды ему явился святитель Николай и исцелил парализованные ноги. После этого отец Георгий смог совершать службы. Говорят, что во время литургии он часто стоял в воздухе.

В 1938 году в Греции стали раздавать людям землю, и отцу Георгию тоже дали 4 гектара, на которых он с помощью соседей построил церковь Рождества Богородицы и церковь Вознесения. Затем построил гостиницу, так как к нему со всей Македонии съезжались люди на исповедь.

Вскоре началась Вторая мировая война, и на Грецию посыпалась одна беда за другой: болгарская оккупация, война с Италией, потом гражданская война.

В 1941 году болгары схватили отца Георгия и хотели его расстрелять. Он попросил время для молитвы. Помолившись, он обратился к палачам:

– Заканчивайте свое дело!

Но они, будто преследуемые кем-то, в страхе разбежались.

В этот период отец Георгий спрятал и спас множество людей.

Наступило мирное время. Со всей Греции двинулся народ к отцу Георгию. Одних людей привлекал в нем аскетизм, других – предсказания.

Всех приходящих к нему отец Георгий учил:

– Прощайте и любите всех, даже тех, кто пришел к вам со злом. Тогда будете истинными сынами Божими.

В 1959 году отец Георгий почувствовал приближение конца. «Воля Божия, чтобы я ушел, – сказал он своим духовным чадам. – Не скорбите, все мы здесь гости».

За 40 дней до своего отшествия он попросил одного из своих духовных чад: «Когда я буду в гробу, положи мне на сердце Евангелие на грузинском».

Отец Георгий отошел ко Господу 4 ноября 1959 года. Даже на третий день его тело было теплым и мягким. На отпевании, которое проводили три епископа (как и предсказал отец Георгий), слетелось множество птиц. Они заполнили весь церковный двор.

Священник Самсон Мдзинарашвили[31]

…Отца Самсона часто арестовывали. Сажали перед каждой Пасхой, чтобы не служил на светлый праздник и чтобы не слышала деревня веселого перезвона колоколов. Потом, после Светлой седмицы, выпускали. Боялись народа, у которого священник пользовался огромным авторитетом. Именно по этой причине так долго «терпела» его богоборческая власть. Затем стали требовать: «Перестань священствовать и сбрей бороду!» Но отец Самсон отвечал: «Я человек верующий, народ не предам. Вот отрежьте мне голову – и священником не буду, и бороды тогда у меня не будет».

Из биографии

Самсон Мдзинарашвили родился в 1894 году в Горийском районе в деревне Дици. После венчания у него появилось трое детей: Шота, Мариам и Русудан. Отец Самсон дружил с местным князем Мачабели.

В 1921 году во время грузино-осетинского конфликта осетины повели семью Мачабели на расстрел, но священника спасла одна верующая осетинка. Она заслонила собой отца Самсона и крикнула его истязателям, одним из которых был ее сын:

– Сперва в меня стреляйте, потом в него!

Отец Самсон был вынужден покинуть с семьей Самачабло и переехать в Хашури, а затем, незадолго до смерти, в деревню Мохиси, где служил до последнего ареста.

На совершение треб отец Самсон ездил верхом на лошади. Животное удивляло всех своей преданностью хозяину. Лошадь позволяла сесть на себя только тем людям, о ком ее хозяин шепотом говорил ей на ухо. Услышав голос хозяина даже за километр, она прибегала к нему на зов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Нина Александровна Павлова (29 июля 1939, Славгород, Алтайский край – 25 октября 2015, Козельск) – советский и российский писатель и драматург, автор книг «Пасха красная» и «Михайлов день».

2

Тринадцать Ассирийских отцов – святые Православной Церкви, подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в середине VI в. в Грузию из Сирии. По благочестивому преданию, были учениками Симеона Столпника. Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников пришли в Картли в середине VI в. и поселились на горе Зедазени. Впоследствии они разошлись по разным частям страны и стали духовниками и основателями первых монастырей. Двое из отцов – Або Некресский и Исе Цилканский – были епископами. В момент прибытия в Картли Ассирийские отцы были встречены народом, лично царем Парсманом и католикосом-архиепископом Евлавием.

3

Свято-Троицкий Ионинский монастырь (Ионинский монастырь, Ионовский монастырь) – православный мужской монастырь в Киеве. Находится на Зверинце. Основан в 60-е гг. XIX в. архимандритом Выдубицкого монастыря Ионой на землях княгини Е.А. Васильчиковой, вдовы киевского генерал-губернатора.

4

Канда – ассирийская деревня в 12 км от Тбилиси.

5

Мир вам (ассир.).

6

Триалетский хребет – горный хребет в Грузии на правобережье Куры к западу от Тбилиси, длина оценивается от 150 до 200 км, ширина – около 30 км. Хребет служит крупным водоразделом. Образован вулканической деятельностью эпохи палеогена.

7

Монастырь Мартвили, названный в честь Успения Пресвятой Богородицы, – православный монастырский комплекс в Грузии. Расположен в селе Мартвили Мартвильского муниципалитета края (мхаре) Самегрело-Верхняя Сванетия. Относится к Чкондидской епархии Грузинской Православной Церкви. Монастырь стоит на самом высоком холме в окрестностях и ранее имел стратегическое значение. В 2007 г. монастырь был включен в Список недвижимых культурных памятников национального значения Грузии.

8

Монастырь Гелати принадлежит к памятникам средневековой архитектуры, охраняемым Всемирным наследием ЮНЕСКО. Расположился он северо-восточнее Кутаиси (в 10 км от города) на красивой возвышенности среди могущественных дубов и вязов. Основан в 1106 г. по приказанию царя Давида Строителя ввиду включения Кахетии в состав Грузии и удачной победы над тюрками (сельджуками) в Эрцухском сражении.

9

Монастырь Хоби – официально известный как Ноджихевский Успенский мужской монастырь – грузинский православный монастырь в Западной Грузии, расположенный в окрестностях города Хоби. Здание церкви датируется XIII в. Снаружи оно украшено резным декоративным камнем, а внутри – фресками. Монастырь служил фамильным монастырем княжеского рода Дадиани, владевшего Мегрелией. В нем хранилось несколько христианских реликвий и икон.

10

Теклатский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы находится в Самегрело, недалеко от города Сенаки. Он датируется XIX в. Здесь подвизались монах Алексий Шушания и его мать и сестры, также принявшие монашеский постриг. При монастыре функционировали женская школа имени святой Нино и типография. Монастырь за свой счет печатал религиозную литературу и распространял ее среди населения. С 1904 г. в храме хранится привезенная с горы Афон икона Божией Матери, известная под названием «Неувядаемый Цвет». Здесь также хранится помещенный в серебряный сундук нетленный большой палец правой руки Иоанна Крестителя.

11

«Остров Архангелов» – мужской монастырь Сенакско-Чхороцкуской епархии Грузинской Православной Церкви, основанный в 1892 г. прп. Алексием (Шушанией) Сенакским. Расположен на возвышенности в одноименном селе (в момент основания – в с. Зеда-Теклати, из которого в советское время было выделено с. Менджи) близ г. Сенаки. В древности на месте обители находился небольшой каменный храм во имя Святых Архангелов. Он представлял собой однонефную базилику, которую местные жители называли «часовней Архангелов», а всю гору – «Островом Архангелов».

12

Скорее всего, это монастырь Эки, который расположен в регионе Самегрело, в деревне Эки муниципалитета Сенаки. Памятник восходит к X–XI вв.

13

Илорская церковь Святого Георгия – христианский храм в Абхазии, в Очамчырском районе частично признанной Республики Абхазии. Образец грузинской архитектуры XI в.

14

Шио-Мгвимский монастырь – мужской монастырь Грузинской Православной Церкви, основан в VI в. Монастырь находится неподалеку от города Мцхета. Он расположен в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Мтквари (Кура), примерно в 30 км от грузинской столицы Тбилиси.

15

Сиони – исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской Церкви; назван в честь Сионской горы и освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города.

16

Гелатский монастырь Богородицы – наиболее значительный средневековый монастырь в Грузии, расположенный близ Кутаиси. Центр церковной и культурной жизни, резиденция католикоса со 2-й половины XVI в. до 1814 г. Памятник Всемирного наследия (1994). Монастырь был основан царем Давидом IV Строителем в 1106 г. и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 г. и еще пять лет украшалась мозаиками, которые считаются лучшими во всем Закавказье.

17

Итальянский миссионер Арканджело Ламберти, побывавший в Грузии XVII в., писал, что «у князя более 50 дворцов, между коими дворец в Зугдиди красивейший: он построен из очень хорошего камня, его внутренние покои отделаны по-персидски». Ныне существующий дворец возведен в 1873–1878 гг. для княгини Екатерины Дадиани. При проектировании архитектор Эдгар Дж. Райс отталкивался от Воронцовского дворца в Алупке. Второй дворец возведен в 1880-е гг. для ее сына, последнего мегрельского правителя, по проекту Леонида Васильева.

18

Имя Константина Марджанишвили при рождении. В России известен также как Константин Марджанов.

19

Частная винокурня.

20

Бодбийский монастырь – женский монастырь Бод-бийской епархии Грузинской Православной Церкви, расположенный в двух километрах от Сигнахи в Кахетии, Грузия. В нем покоятся мощи просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины, умершей там же в 347 г., на 67 году жизни, после 35-летнего апостольского подвижничества. Храмовой праздник отмечается 14 января и традиционно привлекает множество паломников.

21

Серафимо-Знаменский скит (село Битягово Домодедовского района Московской области).

22

Мать Фамарь упокоилась 23 июня 1936 г. и была похоронена на кладбище на Введенских горах в Москве, возле отца Алексея Мечева, святого и праведного. Дни памяти обоих рядом – 22 и 23 июня.

23

Троицкая церковь в Гергети, Гергетис Цминда Самеба расположена на высоте 2170 м у подножия Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над поселком Степанцминда. Построенная в XIV в. святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня. В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской Православной Церкви. Популярна среди туристов.

24

Шиомгвиме, Шио-Мгвимский монастырь – средневековый монашеский архитектурный комплекс в Грузии, неподалеку от города Мцхета. Он расположен в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Мтквари (Кура), примерно в 30 км от грузинской столицы Тбилиси.

25

Илорская церковь Святого Георгия – христианский храм в селе Илор в Абхазии, образец грузинской архитектуры XI в. Комплекс Илорской церкви составляют само здание церкви и подсобные строения. Территория обнесена булыжной оградой, над воротами имеется колокольня. Существует легенда, рассказывающая о причинах, которые послужили поводом для строительства церкви. По преданию, местный князь во время охоты в лесу ранил оленя. Раненое животное спряталось среди зарослей. Князь продолжал преследовать свою добычу. Следы животного привели охотника к руинам древнего святилища. Здесь он увидел раненого оленя, который положил свою голову на престол с высоким крестом в алтаре. Князь понял, что животное под покровительством святого Георгия. Он оставил оленя живым и приказал возвести на этом месте церковь в честь святого. В период турецкого ига церковь, как и много других храмов Абхазии, пострадала от пожара. Примерно в середине XIX в. храм был отремонтирован и покрыт железом. В настоящее время Илорская церковь – действующий храм и одна из главных достопримечательностей города Очамчира.

26

Цаишский кафедральный собор, официально Цаишский кафедральный храм Успения Пресвятой Богородицы – старинный храм X в. в окрестностях города Зугдиди, центр Зугдидско-Цаишской епархии. Храм небольшой, запрятанный в пальмы в стороне от зугдидской дороги, при этом безлюдный и тихий. Современный купольный храм был построен между XIII и XIV вв. Известно, что с XI в. по 1823 г. епархия принадлежала 20 епископам, среди которых наиболее важными были Гуриели Малакиас (1612–1639) и Григол Чиковани (1777–1823). С приходом большевиков в Грузию монастырь был закрыт и заброшен. В 1989 г. по благословению католического патриарха Грузии Илии II монастырь был восстановлен. С 1989 г. и до самой смерти храмом заведовал диакон Амиран Шенгелия, похороненный у южных ворот..

27

Марткопский монастырь – монастырь, основанный одним из ассирийских отцов, святым Антонием, в VI в. к северо-западу от Тбилиси. Долгое время был знаменит Нерукотворным образом Спаса, в настоящее время утраченным. Монастырь знаменит могилой святого Антония и башней Святого Антония. Расположен к северу от села Норио, в 4500 метрах. До Тбилиси – 32 км. Монастырь удачно скрыт в горах, поэтому туристов здесь обычно мало.

28

Сионский собор – это большой, хорошо заметный храм в Старом Городе на Сионской улице, который до 2006 г. был кафедральным собором и как бы главным храмом страны. Он назван Сионским в честь Успенского храма на Сионской горе в Иерусалиме и также является Успенским собором, как все Сионские соборы в Грузии. В Грузии он называется просто Сиони. Сейчас он интересен не только как архитектурное сооружение, но и как место хранения нескольких реликвий – например, здесь можно увидеть крест святой Нино.

29

Монастырский комплекс Армази Божией Матери – памятник старой грузинской архитектуры, на правом берегу реки Армазистскали, в муниципалитете Мцхета, в 2 км от Мцхеты. Построен во второй половине XII в. В настоящее время здесь действует мужской монастырь. Монастырский комплекс включает в себя следующие постройки: церковь, ворота, колокольня, пристройка здания и склеп. Главное здание – это церковь. Церковь, ворота и здание построены из щебня и кирпича, склеп сделан из булыжника и щебня, кирпич изношен для декоративных целей. Фрагменты настенной росписи XII в. сохранились в церкви и воротах. Колокольня к западу от церкви относится к XVI–XVII вв.

30

Монастырь Самтавро – комплекс из Самтавро-Преображенской церкви и женского монастыря Святой Нины расположен при слиянии рек Мтквари и Арагви, город Мцхета, Грузия.

31

1894–1938 гг.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги