Книга Музыкальные термины: краткий словарь для учащихся ДМШ и ДШИ - читать онлайн бесплатно, автор Ольга Кирилловна Ермакова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Музыкальные термины: краткий словарь для учащихся ДМШ и ДШИ
Музыкальные термины: краткий словарь для учащихся ДМШ и ДШИ
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Музыкальные термины: краткий словарь для учащихся ДМШ и ДШИ

Виолончéль (ит. violoncello – уменьшительное от violone – контрабас). Низкий струнный смычковый инструмент более крупного размера, чем скрипка и альт, но меньше, чем контрабас (отсюда название). С XVI в. виолончель долгое время применялась как басовый инструмент в различных видах ансамблей; в XVIII в. достигла своего расцвета, окончательно вытеснив виолу да гамба. Инструмент обладает теплым, сочным вибрирующим звуком, напоминающим звучание мужского голоса. Играют на виолончели сидя, опирая ее корпус на специальный металлический шпиль, который стали применять с конца XIX в. (до этого времени исполнители поддерживали инструмент икрами ног). В музыкальной практике используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Диапазон: до большой октавы – ми третьей октавы.

Виртуóз (лат. virtus – мужество, сила, талант) – музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий техникой игры на музыкальном инструменте. Блестящее виртуозное исполнение произведения также связано с выражением его идейно-художественного замысла.

Возрождéние (Ренессáнс) – эпоха в развитии искусства стран Европы XIV–XVI вв. Главной чертой эпохи Возрождения стало возвращение к художественным образцам античности. В этот период особенно возрастает интерес к познанию и реалистическому отражению жизни, красоте внешнего облика и внутреннего мира человека, что долгое время было под запретом церковных догм в эпоху Средневековья. Высочайшие образцы в области живописи и скульптуры связаны с именами Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Эль Греко. В музыке эпохи Возрождения появились новые жанры. Церковная хоровая музыка в европейских странах связана с развитием строгого полифонического стиля, а также с появлением мессы и мотета. Широкое самостоятельное развитие получают светские жанры: многоголосная песня шансон (Франция), баллада (Англия), вилланелла и фроттола (Италия), вильянсико и романс (Испания). Большой популярностью во многих странах пользовался мадригал. Новые жанры появились и в инструментальной музыке: хоральные обработки, речеркары, канцоны, прелюдии, токкаты, фантазии. Среди музыкальных инструментов того времени – лютня, орган, клавесин, семейство виол. Выдающиеся композиторы эпохи Возрождения – Гийом де Машо, Джезуальдо ди Веноза, Жоскен де Пре, Джованни Палестрина, Орландо ди Лассо.

Вокали́з – вокальное произведение или упражнение, не имеющее словесного текста.

Вокáльная мýзыка (ит. vocale – голосовой) – музыка, предназначенная для пения солиста, ансамбля или хора.

Вокáльно-симфонáческая поэ́ма – крупное, обычно одночастное симфоническое произведение с участием хора и солистов.

Вокáльный цикл – ряд песен, объединенных общим названием и связанных между собой общим содержанием или идейным художественным замыслом.

Волы́нка – духовой инструмент, получивший распространение у народов разных стран. Состоит из нескольких похожих на свирели трубок, прикрепленных к мешку из кожи или пузыря животных, в который играющий, при помощи специальной маленькой трубочки, вдувает воздух. Во время игры исполнитель сжимает мешок, при этом выходящий из него воздух заставляет звучать трубки: на одной (или двух) из них исполняют мелодию, зажимая пальцами специальные отверстия, остальные трубки непрерывно тянут какой-либо один тон (обычно тонику или доминанту).

Вступлéние – начальный раздел музыкального произведения, подготавливающий изложение основной темы. Вступлением также называется законченная по форме оркестровая пьеса перед началом оперы, балета, драмы или какого-либо крупного вокально-инструментального произведения.

Г

Гавóт – французский бальный танец, распространенный во многих странах Европы в XVII–XVIII вв. Имеет народное происхождение; впервые появился у гавотов – жителей одной из французских провинций. Исполняется в умеренном темпе, изящно, с некоторой жеманностью. Размер танца 4/4 с затактом, равным двум четвертным долям.

Галáнтный стиль (рококó) (фр. galant – учтивый, изысканный) – музыкальный стиль, получивший широкое распространение в первой половине XVIII в. и сформировавшийся в противовес сложной для исполнения и восприятия полифонии. Композиторы этого направления обычно создавали доступные для восприятия, несложные по форме музыкальные произведения, среди инструментальных жанров оказывая предпочтение программно-изобразительным пьесам, миниатюрам пасторального или танцевального характера. В музыкальном изложении все чаще стал применяться гомофонный стиль. Стремясь к изысканности и утонченности, композиторы на первый план выводят мелодию в сопровождении несложных гармоний. Мелодии орнаментировались различными видами мелизмов, как бы перекликаясь с богатыми украшениями деталей в архитектуре и декоративном искусстве того времени. Наиболее известными представителями галантного стиля являются Ф. Куперен, Ж. Рамо, Г. Телеман, Д. Скарлатти, Д. Перголези, Ф.Э. Бах.

Галóп (фр. galoper – скакать) – французский бальный танец XIX в. Исполняется в подвижном темпе скачкообразным движением. Ритмическую четкость мелодии в размере 2/4 придает пунктирный ритм или чередование восьмой длительности и двух шестнадцатых.

Гармóния (греч. harmonia – созвучие) – одно из основных музыкально-выразительных средств, последовательность различных аккордов, сопровождающих мелодию. Кроме того, термин гармония можно применить к отдельному аккорду. Гармонией также называется наука о взаимосвязи аккордов в музыкальном произведении.

Геликóн (греч. helix – кольцо, спираль) – самый низкий музыкальный инструмент военных духовых оркестров, разновидность тубы, появившийся в России в первой половине XIX в. Имеет закругленную, свернутую спиралью форму, что дает возможность при игре надевать его на шею.

Генерáл-бас – см. Бассо континуо.

Генерáльная пáуза – продолжительная по времени (не менее одного такта) одновременная пауза во всех партиях ансамбля, оркестра или хора, придающая особую значительность какому-либо моменту в драматургии произведения. В нотах обозначается G. P.

Гимн (греч. hymnos – хвалебная песнь) – торжественная песня.

Гитáра – струнный щипковый инструмент, известный с XIII в. в Испании. С конца XVI в. в Испании, Италии, а затем и в других европейских странах бытовала шестиструнная гитара. С XVIII в. в России широкое распространение получила семиструнная гитара, наиболее удобная для сопровождения песен и романсов. Среди других разновидностей этого инструмента также известна гавайская шестиструнная гитара (с натянутой под струнами кожей), на которой играют с помощью медиатора.

Глиссáндо (ит. glissando – скользя) – особый прием игры на музыкальных инструментах, создающий эффект быстрого легкого скольжения по звукам разной высоты. Достигается быстрым движением пальца по одной или нескольким струнам, на фортепиано – по клавишам (одним или несколькими пальцами).

Гобóй (фр. haut – высокий, bois – дерево) – деревянный духовой инструмент, предшественником которого является древняя пастушеская свирель. Был сконструирован во Франции в начале XVII в. Представляет собой трубку с боковыми клапанами, меняющими высоту звука. Обладает сочным, выразительным, немного гнусавым тембром. По тону гобоя обычно настраиваются остальные инструменты симфонического оркестра. Диапазон: си малой октавы – фа третьей октавы.

Гопáк – украинский народный танец жизнерадостного удалого характера. Исполняется в быстром темпе, тактовый размер 2/4.

Грегориáнский хорáл (лат. Cantus Gregorianus) – молитвенные песнопения, исполняемые в католических церквях мужским хором (нередко с участием хора мальчиков) в одноголосном звучании a capella. В начале VII в. в составлении единого сборника этих молитв принимал непосредственное участие Папа Римский Григорий Первый, в честь которого они и получили свое название.

Гриф (нем. Griff – рукоятка) – длинная узкая деревянная пластина у струнных смычковых и струнных щипковых инструментов. Во время игры исполнитель прижимает струны пальцами к разным частям грифа и, укорачивая их на разную длину, меняет высоту звука. На грифах струнных щипковых музыкальных инструментов (гитары, домры, балалайки, мандолины и др.) имеются металлические перегородки – лады, определяющие места для извлечения звуков разной высоты.

Группéтто (ит. gruppetto – маленькая группа) – мелодическое украшение, один из видов мелизмов. Представляет собой группу из четырех или пяти нот в быстром движении. Знак группетто, выставленный над нотой, указывает на необходимость исполнения мелких нот в следующей последовательности: 1-я нота – вспомогательная сверху (на секунду выше основной); 2-я – основная, написанная под знаком группетто; 3-я нота – вспомогательная снизу (на секунду ниже основной) и 4-я – основная. Знак группетто, поставленный после ноты, требует исполнения, начиная с основного написанного звука. Знаки альтерации, поставленные сверху или снизу знака группетто, относятся к верхнему или к нижнему вспомогательному звуку. Перечеркнутый знак группетто над нотой требует исполнения, начиная с нижнего вспомогательного звука. Перечеркнутый знак группетто после основной ноты начинается с нее и далее в последовательности от ее нижнего вспомогательного звука.


Запись и исполнение группетто


Гудóк – струнный смычковый русский народный инструмент. Имел три струны. На одной из них исполняли мелодию, а две остальные были настроены в унисон или октаву и непрерывно звучали, как тогда говорили – «гудели». Играли на гудке необычным по форме смычком, похожим на лук. Этот инструмент часто использовали во время своих выступлений скоморохи.

Гýсли (гусль – струна) – русский народный струнный щипковый инструмент; первые сведения о нем относятся к VI в. Старинные крыловидные гусли или гусли звончатые имели плоский корпус в форме трапеции. Изготавливались они обычно из явора (белого клена) – отсюда выражение «гусли яворчаты» или «гусли яровчаты». Игрой на гуслях обычно сопровождали пение или былинные сказы. В XVII в. появились настольные гусли прямоугольной формы с большим количеством струн. В оркестрах русских народных инструментов чаще применяются клавишные гусли с механическим педальным глушителем.

Д

Дебю́т – первое публичное выступление артиста или музыканта.

Дéйство – театральное представление, обычно на библейские или мифологические сюжеты

Децимéт (лат. decem – десять) – ансамбль из десяти исполнителей с различными самостоятельными партиями. Дециметом также называют сочинение, написанное для такого ансамбля.

Джаз – род музыки развлекательного характера, впервые появившийся в Америке в конце XIX в. Возникновение джаза связывают с афроамериканскими песенными народными жанрами: спиричуэл, госпел и блюз. Один из первых танцевально-инструментальных жанров этого направления – регтайм. Основные черты джазового стиля – импровизационность, использование новых гармонических созвучий (так называемой джазовой гармонии), разнообразие синкопированного ритма, своеобразная манера исполнения свинг. Выдающиеся композиторы и исполнители джаза – Д. Мортон, С. Джоплин, Д. Гершвин, Л. Армстронг, Г. Миллер, Д. Эллингтон, Ч. Паркер, И. Дунаевский, Л. Утесов, А. Цфасман, И. Бриль.

Диапазóн (греч. dia pason chordon – через все струны) – звуковой объем какого-либо музыкального инструмента или певческого голоса от самого низкого до самого высокого звука.

Диатóника (греч. diatonikos – переходящий от тона к тону) – последовательность звуков, основанная на ступенях натурального мажора или минора без повышения или понижении каких-либо ступеней.

Дивертисмéнт (фр. divertissement – развлечение) – цикл различных по характеру музыкальных пьес или танцев. Такое же название может иметь инструментальная пьеса развлекательного характера. В операх или балетах дивертисментами называются вставные сцены увеселительного характера, не связанные с основным сюжетом.

Динами́ческие оттенки (греч. dynamis – сила) – изменение громкости звучания при исполнении музыки. В музыкальной практике используются следующие обозначения динамических оттенков:

ppp [пиáно-пиани́ссимо] – чрезвычайно тихо;

pp [пиани́ссимо] – очень тихо;

p [пиáно] – тихо;

mp [мэ́ццо-пиáно] – не слишком тихо;

mf [мэ´ццо-фóртэ] – не слишком громко;

f [фóртэ] – громко;

ff [форти́ссимо] – очень громко;

fff [фóртэ-форти́ссимо] – чрезвычайно громко;

сrescendo (cresc.) [крещéндо] – постепенное нарастание звучности;

diminuendo (dim.) [диминуэ́ндо] – постепенное ослабление звучности.

Дирижéр (фр. diriger – управлять) – руководитель хорового или оркестрового коллектива музыкантов, определяющий художественную трактовку произведения. Во время исполнения музыки дирижер жестами рук (в оркестре – при помощи дирижерской палочки) указывает ее характер, темп, динамику, а также корректирует ансамблевое звучание.

Диссонáнс (лат. dissonans – разнозвучащий) – резкое, неблагозвучное сочетание двух или нескольких звуков. Среди интервалов к диссонансам относятся секунды, тритоны, септимы, ноны. Диссонирующими аккордами считаются все, кроме мажорных и минорных трезвучий с их обращениями. Диссонансы создают усиление эмоционального напряжения в музыке и требуют разрешений в устойчивые консонансы. Отличительной чертой различных музыкальных стилей XX в. стало огромное разнообразие гармонических диссонансов.

Домбрá – древний казахский и киргизский двухструнный щипковый инструмент с небольшим узким корпусом и очень длинным грифом, на котором играют щипком, медиатором или ударом кисти. Игрой на этом инструменте обычно сопровождают свое пение народные певцы-сказители акыны.

Дóмра – русский народный трехструнный щипковый инструмент с овальным корпусом и длинным грифом. Домра была известна на Руси с XVI в., но в XVII в. в связи с преследованием властями скоморохов была полностью уничтожена. В конце XIX в., по инициативе В. Андреева, домра была реконструирована и пять ее основных разновидностей (пикколо, малая, альтовая, теноровая и басовая) были введены в состав оркестра русских народных инструментов.

Драмати́ческий тéнор – яркий по звучанию высокий мужской голос, исполняющий оперные партии мужественного, героического плана или иного драматического содержания.

Драмати́ческое сопрáно – высокий женский голос яркого насыщенного звучания, исполняющий оперные партии героинь волевого, решительного характера.

Духовóй оркéстр – оркестр, состоящий из деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов. Духовой оркестр отличается мощной звучностью, обычно играет на военных парадах и в концертах на открытом воздухе.

Дуэ́т (лат. duo – два) – вокальный или инструментальный ансамбль двух исполнителей. Дуэтом также называют музыкальное произведение с двумя самостоятельными партиями.

Ж

Жалéйка – простейший по устройству народный духовой инструмент, издавна распространенный в России, Беларуси, Литве, Украине. Основная часть жалейки – небольшая трубка из дерева или тростника с несколькими отверстиями для извлечения звуков различной высоты. На ее нижний конец надевается коровий рог, значительно усиливающий звучание инструмента. Диапазон жалейки составляет примерно одну октаву, тембр пронзительный, резкий, гнусавый.

Жанр (фр. genre – тип, манера) – род музыкального произведения, отличающийся определенными признаками средств музыкальной выразительности, характером, формой, составом исполнителей. К различного рода жанрам относятся: опера, балет, симфония, сюита, марш, какой-либо танец (менуэт, мазурка, вальс) и др. Применение термина жанр также возможно и в более узком значении. Например, существуют различные жанры оперы: комическая, лирическая, героико-эпическая, сказочная опера.

Жи́га – старинный танец, предположительно ведущий свое происхождение от танца английских моряков. Жига имеет веселый, энергичный характер; ритм четкий, острый; исполняется в очень быстром темпе, основана на непрерывном движении; тактовые размеры 3/8, 3/4, 6/8, 6/4, 9/8, 9/4 и др. В инструментальных сюитах XVII–XVIII вв. жига составляла последнюю часть.

З

Зи́нгшпиль (нем. singen – петь, Spiel – игра) – разновидность комической оперы в творчестве немецких и австрийских композиторов второй половины XVIII в., где пение и танцы чередуются с разговорной речью. Зингшпили имели большую популярность среди широкого круга публики, благодаря их увлекательным сюжетам и музыке, близкой к немецким и австрийским народным песням и танцам.

Знáменное пéние – церковное одноголосное пение мужского хора в русской православной церкви XI–XIV вв. Такое название происходит от славянского слова «знамя» – знак; знаки расставляли над словесным текстом, каждый из них обозначал определенный вид сочетаний звуков поступенного движения в пределах кварты или квинты. По названию одного из главных знаков – крюк – этот способ мелодической записи также называли крюковым письмом.

Зурнá – духовой инструмент народов Кавказа и Средней Азии. Представляет собой деревянную трубку с раструбом и отверстиями на боковых стенках. На зурне из-за ее очень громкого и резкого звучания играют на открытом воздухе.

И

Имитáция (лат. imitatio – подражание) – повторение одним из голосов только что прозвучавшей музыкальной темы в другом голосе. Является одним из основных приемов музыкального изложения в полифонических жанрах – канон, инвенция, фуга. Также имитация часто встречается в гомофонно-гармонических фактурах.

Импрессиони́зм – художественное течение в европейском искусстве (главным образом в живописи и музыке), получившее свое распространение в последней трети XIX в. После появления одной из первых написанных в этом стиле картин – “Impression” («Впечатление»), принадлежащей кисти французского художника К. Моне, ее название закрепилось и за новым творческим направлением. Для импрессионизма в музыке, как и в живописи, характерно стремление передать поэтические ощущения постоянной изменчивости, зыбкости и фантастичности окружающего мира. Средства музыкальной выразительности отличаются более сложной ритмикой и необычайной красочностью созвучий и тембров. Среди композиторов наиболее яркими представителями импрессионизма в музыке являются К. Дебюсси и М. Равель.

Импровизáция (лат. improvisus – внезапный, непредвиденный) – сочинение музыки одновременно с ее исполнением, без предварительной подготовки.

Инвéнция (лат. inventio – изобретение, выдумка) – небольшая двух- или трехголосная полифоническая пьеса, в которой основным приемом музыкального изложения является имитация. Некоторые трехголосные инвенции имеют строение фуги.

Инструментóвка – распределение партий (голосов) различных музыкальных инструментов в оркестре при создании партитуры какого-либо музыкального произведения.

Интерлю́дия (лат. inter – между, ludus – игра) – музыкальный фрагмент или небольшая пьеса, расположенная между какими-либо частями произведения и связывающая их между собой.

Интермéдия (лат. intermedia – находящаяся посредине) – промежуточный эпизод между проведениями темы в фуге. В XVII–XVIII вв. интермедией также называли вставные пьесы между частями какого-либо крупного произведения, а также небольшие комические оперы, исполняемые во время антракта спектакля.

Интермéццо (ит. intermezzo – вставка, пауза, перерыв) – промежуточная пьеса между двумя другими пьесами или сценами опер и балетов, контрастирующая с ними по своему характеру. Интермеццо также называли самостоятельные инструментальные пьесы.

Интерпретáция (лат. interpretatio – истолкование, разъяснение) – раскрытие художественного замысла сочинения, а также применение определенных средств выразительности и приемов игры в зависимости от индивидуальных особенностей исполнителя.

Интонáция – небольшой мелодический оборот, обладающий определенной смысловой выразительностью; представляет собой определенное ритмическое сочетание звуков разной высоты. Интонация в мелодии составляет основу какого-либо музыкального образа в произведении. Интонацией также называют звуковысотную точность исполнения на струнных смычковых инструментах или при пении.

Интродýкция (лат. introductio – вступление) – небольшое оркестровое вступление к опере; хоровая или ансамблевая сцена в начале оперы. Также интродукцией может называться начальный раздел инструментальной пьесы.

К

Кабалéтта (ит. cabola – двустишье, строфа) – небольшая оперная ария виртуозного характера (или со стремительной второй ее частью) с четкой, постоянно возвращающейся ритмической фигурой. Также кабалеттой называют завершающийся быстрый раздел оперных арий, ансамблей или сцен.

Кавати́на – разновидность оперной арии, исполняемая одним из главных действующих лиц. Иногда каватиной называют инструментальное произведение лирического напевного характера.

Кадéнция (ит. cadenza – окончание) – заключительный оборот в конце какого-либо предложения периода. В музыке встречается несколько видов каденций: 1. Полная совершенная каденция (в конце какого-либо законченного раздела формы, например второго предложения периода) заканчивается устойчивым тоническим трезвучием в мелодическом положении тоники. 2. Полная несовершенная каденция (в заключении первого или второго предложения периода) заканчивается устойчивым тоническим трезвучием, но в мелодическом положении терцового или квинтового тона, что производит впечатление средней законченности. 3. Половинная каденция (в окончании первого предложения или других незавершенных построений) на доминантовом трезвучии, доминантсептаккорде или трезвучиях неустойчивых ступеней.

Кáмерная мýзыка (ит. camera – комната) – музыка для немногочисленного состава исполнителей, предназначенная для исполнения в небольшом помещении.

Кáмерный оркéстр – небольшой оркестр, составленный по образцу оркестров XVIII в. В его состав входят струнные смычковые инструменты (скрипки, альты, виолончели, контрабас), деревянные духовые (чаще флейты, гобои), медные духовые инструменты (чаще валторны), а также клавесин.

Канóн (греч. kanon – правило, образец) – один из видов полифонического склада, основанный на имитации. В каноне каждый голос исполняет одинаковую музыкальную тему, вступая один позже другого. Первый голос, исполняющий мелодию, называется пропостой, а каждый следующий за ним голос – риспостой.

Кант (лат. cantus – пение, песня) – песня для ансамбля или хора куплетной формы без инструментального сопровождения, широко распространенная в Украине и России в XVII–XVIII вв. Первоначально канты имели духовное содержание; позднее приобрели светское значение и создавались на патриотические, лирические или шуточные тексты. Характерной чертой кантов является трехголосное изложение с движением двух верхних голосов параллельными терциями и самостоятельного басового голоса.