Кантáта (ит. cantare – петь) – многочастное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. В конце XVII в. сложилось два типа кантат – духовная и светская. По сравнению с ораторией, имеющей такое же строение, кантата отличается меньшими размерами и менее развитым сюжетом.
Кантилéна (лат. cantilena – распевное пение) – широко развитая распевная мелодия.
Канцóна (ит. cancone – песня) – в XV–XVI вв. многоголосная песня полифонического склада, по характеру близкая к народной. С конца XVI в. такое же название имели инструментальные пьесы полифонического склада, по своему строению сходные с фугой. Позже канцоной стали называть сольное вокальное или инструментальное произведение напевно-лирического характера. Небольшая по размеру канцона называется канцонетта.
Капéлла (ит. capella – часовня) – профессиональный хоровой коллектив. Такое название имели первые вокальные ансамбли или хоры средневековых католических церквей. Обычно певцов размещали в часовнях (капеллах), примыкающих к храмам. В те времена, согласно строгим церковным правилам, они исполняли музыку без инструментального сопровождения (отсюда и появилось выражение «пение а капелла»). В XVIII в. капеллой называли коллектив музыкантов, включающий оркестр и группу певцов, находящихся на службе у знатных вельмож.
Капельмéйстер (нем. Kapellmeister – руководитель капеллы) – дирижер хора или оркестра.
Капри́ччио (капри́ччо, капри́с) (ит. capriccio – каприз, причуда) – развернутая виртуозная инструментальная пьеса капризного причудливого характера, построенная на контрастном сопоставлении различных музыкальных образов.
Кастаньéты – ударный инструмент. Представляет собой две соединенные шнурком полые деревянные пластинки в форме скорлупок, которые ударе друг о друга издают отрывистый щелкающий звук. Кастаньеты издавна являются национальным атрибутом народных танцев в Испании и странах Латинской Америки. Техника игры на этом инструменте довольно сложна. Исполнители пальцами и ладонью приводят в движение пластинки, придерживая шнурок на кисти руки. Для игры в симфоническом оркестре используются кастаньеты, прикрепленные к рукоятке.
Квартéт (лат. quartus – четыре) – ансамбль из четырех исполнителей с различными самостоятельными партиями. Квартетом также называют сочинение для такого состава музыкантов. В концертной практике встречаются следующие вокальные квартеты: мужской (два тенора, баритон, бас), женский (два сопрано, меццо сопрано, контральто) и смешанный (сопрано, меццо сопрано, тенор, бас). Смешанные вокальные квартеты также встречаются в виде законченных номеров в операх, кантатах и ораториях. Струнный квартет – произведение для двух скрипок, альта и виолончели в форме сонатно-симфонического цикла (в 4-х частях).
Квинтéт (лат. quintus – пять) – ансамбль из пяти музыкантов или сочинение для пяти исполнителей с отдельной самостоятельной партией для каждого. В камерной музыке наиболее часто встречается фортепианный квинтет, в состав которого входят: две скрипки, альт, виолончель и фортепиано. В струнном квинтете две скрипки, два альта и виолончель или две скрипки, альт и две виолончели. Вокальные квинтеты встречаются в качестве ансамблевых номеров в операх.
Клавеси́н – старинный клавишно-струнный инструмент, предшествующий современному фортепиано и распространенный в XVI–XVIII вв. в разных странах Европы. Внешне клавесин похож на небольшой рояль; имеет одну, две или несколько клавиатур (мануалов). При нажатии клавиш звук извлекается с помощью щипка струн упругими язычками, сделанными из вороньего пера или металла. Звучание клавесина более яркое, чем у клавикорда и спинета, но динамически однообразное и быстро затухающее. Изменение оттенков и тембра на инструменте достигается за счет перехода на другую клавиатуру. Среди разновидностей клавесина итальянский клавичембало (чембало), английский вёрджинел, немецкий клавицимбал.
Клавикóрд – клавишный струнный инструмент XV–XVIII вв., один из предшественников современного фортепиано. При нажатии на клавиши звук на этом инструменте извлекался легким ударом тонких металлических пластинок о струны. При такой конструкции исполнитель имел возможность несколько менять динамические оттенки и даже достигать красивого вибрирующего звучания. В то же время клавикорд не обладал достаточно яркой звучностью, поэтому обычно использовался для домашнего музицирования.
Клави́р (сокр. нем. Klavierauszug – извлечение для клавира) – переложение для фортепиано оркестровых партитур симфонических произведений, балетов, а также опер, кантат и ораторий с вокальными и хоровыми партиями. Клавиром также называют клавишные струнные инструменты: клавесин, клавикорд, вёрджинел, клавицимбал, чембало.
Кларнéт – деревянный духовой инструмент, появившийся в Германии в начале XVIII в. Название кларнет – от итальянского слова clarinetto – маленькая кларина (высокая труба с чистым звонким звуком, название которой происходит от латинского слова clarus – ясный). Представляет собой деревянную трубку с клапанами и отверстиями, оканчивающуюся небольшим раструбом. Кларнет обладает красивым сочным тембром, технической подвижностью, большими динамическими возможностями; во время игры требует от исполнителя очень малого расхода воздуха. В концертной практике используется как сольный и ансамблевый инструмент; входит в состав симфонического, духового и джазового оркестра. Диапазон: ре малой октавы – фа-диез третьей октавы. Наиболее известные его разновидности малый кларнет и бас-кларнет.
Классици́зм (лат. classicus – образцовый) – художественное течение в литературе и искусстве европейских стран XVII–XVIII вв. Представители этого направления стремились в своем творчестве к воплощению высоких нравственных идеалов, созданию возвышенно-благородных образов в ясной, строгой и гармоничной форме изложения, признавая высшими образцами произведения античного искусства. В музыке XVII в. – первой половины XVIII в. классицизм был воплощен в ведущих оперных жанрах – французской лирической трагедии и итальянской опере-сериа. Во второй половине XVIII в. К.В. Глюк осуществил оперную реформу, создав новый вид классической музыкальной трагедии. В это же время развитие классицизма достигает своего расцвета в творчестве композиторов Венской классической школы: И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, создавших высокие образцы в жанре оперы, симфонии, концерта, сонаты, квартета и утвердивших новый образец музыкальной классической формы – сонатно-симфонический цикл.
Клáстер (англ. cluster – скопление) – диссонантное созвучие прилегающих друг к другу звуков.
Кóбза (кобзá) – старинный струнный щипковый инструмент, распространенный среди народов Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии. Кобза имеет корпус овальной формы с небольшим, отогнутым назад грифом; звук извлекается щипком, при помощи плектра. Особенное распространение кобза получила в XVI–XVII вв., позднее уступив место бандуре. Игрой на этом инструменте сопровождали свое пение странствующие певцы кобзари.
Кóда (ит. coda – хвост, конец) – дополнительный заключительный раздел музыкальной формы, нередко встречающийся в конце произведений (после последнего основного раздела). В крупных формах кода также может включать разработочный материал. В таком случае ее можно условно разделить на два этапа – разработочная часть и собственно кода.
Колоколá – ударный инструмент, используемый в симфоническом оркестре для воспроизведения церковного колокольного звона. Представляет собой набор свободно подвешенных на перекладине металлических трубок или брусков, имеющих различную высоту звука. Играют на инструменте с помощью колотушки, обтянутой кожей. Диапазон: около полутора октав.
Колокóльчики – ударный инструмент, получивший свое название благодаря нежному, звенящему «серебристому» звучанию. Представляет собой ряд настроенных на разную высоту металлических пластинок, расположенных наподобие фортепианных клавиш; звук извлекается ударом деревянных молоточков. Современной разновидностью конструкции этого инструмента являются клавишные колокольчики, напоминающие маленькое игрушечное пианино. Диапазон: до первой октавы – до третьей октавы.
Колоратýра (ит. coloratura – украшение) – способ варьирования вокальной мелодии в виде украшений виртуозными пассажами. Широкое распространение колоратуры получили в итальянских операх с XVII – до середины XIX в.
Колоратýрное сопрáно – высокий женский голос, отличающийся особым мастерством исполнения колоратур (см. Колоратура). Обладает необычайной подвижностью и звонкостью тембра. Верхние границы диапазона колоратурного сопрано достигают фа третьей октавы.
Консерватóрия (лат. conservare – сохранять) – высшее музыкальное учебное заведение. В XVI в. в Италии такое название имели дома для сирот; с XVII в. в этих приютах детей обучали музыке. Консерватории в современном смысле появились в начале XIX в. в ряде стран Европы. Первая русская консерватория была открыта в Петербурге в 1862 году.
Консонáнс (лат. consonans – согласно звучащий) – благозвучное сочетание двух или нескольких звуков. К консонансам относятся интервалы: чистая прима, малая, большая терции, чистая кварта, чистая квинта, малая, большая секста, мажорное, минорное трезвучие, обращения мажорного, минорного трезвучий.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги