Существует предание, что когда в Катании начались массовые преследования христиан, девушка вместе с несколькими единоверцами бежала на остров Мальта, где скрывалась в пещерах недалеко от Рабата. Агата учила местных детей основам христианской веры, и, как водится, помогала сирым и убогим. Однако затем, устыдившись собственного малодушия, она вернулась на Сицилию с твердым намерением принять мученическую смерть и своим примером увлечь в лоно церкви новых христиан.
Франсиско де Сурбаран. Св. Агата. 1630–1633. Музей Фабра, Монпелье
Для начала Агату приказали отправить в публичный дом (как мы помним, казнить девственницу по римским законам было нельзя, но этот запрет легко и не без удовольствия научились обходить). Целый месяц девушку насиловали и избивали, а она лишь смиренно читала молитву:
«Господи Иисусе Христе! Ты знаешь сердце мое и расположение души моей, любовь и веру в Тебя! Будь мне вождем и помощником против врага, которого я о Тебе, Боге моем, попрала уже и умертвила. И ныне, Владыко, молю Тебя, не попусти всескверному и всезлобному человеку, слуге демонов, осквернить тело мое, в котором я доныне прожила чисто и честно; поспеши и ускори победить диавола и слугу его Кинтиана, чтобы он не сказал: – „где ее Бог?“ Прими как жертву и приношение слезы мои в воню благоухания, ибо Ты один Бог, и Тебе подобает слава во веки. Аминь».
Квентианус по-прежнему был готов жениться на ней с единственным условием отказа от Христа, но, разумеется, Агата осталась непреклонна в вере и преданности Господу. После пребывания в публичном доме девушку перевели в тюрьму, где местные палачи начали измышлять для нее самые ужасные пытки. Ее растягивали на дыбе, рвали тело железными крючьями и жгли факелами и, наконец, додумались до того, чтобы отрезать соски (по другой версии, святой отрезали всю грудь целиком или же вырвали соски с помощью клещей). Именно эта пытка и сделала Агату такой популярной. Наконец, ее решили сжечь на костре, но случилось непредвиденное: казнь не состоялась из-за стихийного бедствия – землетрясения.
Пьетро делла Франческо. Св. Агата
https://en.wikipedia.org/wiki/Agatha_of_Sicily#/media/File: Piero,_sant'agata.jpg
Поскольку наказание пришлось отложить, Агату снова отправили в тюрьму, и там произошло чудо: мученице явился святой Петр в сопровождении ангела и тотчас исцелил все ее раны. Целомудренная дева хотела было отказаться от исцеления, поскольку апостол был хоть и святым, но мужчиной, а она не желала обнажаться даже перед ним, но присутствие ангела убедило ее в том, что «посетители» посланы самим Иисусом. Петр сделался невидим, и раны Агаты затянулись как бы сами собой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
1-е послание к Коринфянам. Гл. 1. Ст. 8.
2
Франсиско де Сурбаран (крещен 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура – 27 августа 1664, Мадрид) – испанский художник, представитель севильской школы живописи.
3
Франц Зераф Тоне (4 февраля 1851, Вевер – 22 июня 1906, Дюссельдорф) – немецкий художник-жанрист и портретист.
4
Джованни Баттиста Тьеполо (5 марта 1696, Венеция – 27 марта 1770, Мадрид) – итальянский живописец и гравер, виртуоз офорта, художник-декоратор, фрескист, представитель венецианской школы.
5
Ворагинский И. Золотая легенда. Т. 1. М.: Издательство Францисканцев, 2017. С. 444.
6
Сано ди Пьетро, Ансано ди Пьетро (1405, Сиена – 1481, там же) – итальянский художник, сиенская школа. Занимался станковой живописью, книжной миниатюрой, фреской и росписями деревянных обложек расходных книг для казначейства. В 1428 году он был принят в Арте дель Питтори – сиенскую гильдию художников – одновременно с Джованни ди Паоло и Сассеттой.
7
Гверчино (Гуэрчино – «косоглазый»; наст. имя Джованни Франческо Барбьери) (крещен 8 февраля 1591, Ченто, Феррара – 22 декабря 1666, Болонья) – итальянский живописец болонской школы.
8
Минологий Василия II, или Менологий Василия II (Ватиканский минологий, Vat. gr. 1613) – древнейший сохранившийся иллюстрированный византийский манускрипт в жанре житийной литературы (агиографический сборник). Посвятительное стихотворение в рукописи свидетельствует, что он был составлен в 979–989 годы для императора Василия II Болгаробойцы, по которому он и получил свое имя.
9
Дирк (Теодор) ван Бабюрен (ок. 1595, Вейк-бей-Дюрстеде – 21 февраля 1624, Утрехт) – голландский живописец эпохи барокко. Основатель и один из крупнейших представителей утрехтской школы караваджизма.
10
Хендрик Тербрюгген (1588, Девентер или Гаага – 1 ноября 1629, Утрехт) – нидерландский живописец. Караваджист.
11
Жорж Дюмениль де Латур, также Ла Тур или Ла-Тур (14 марта 1593 – 30 января 1652) – лотарингский живописец, крупнейший караваджист XVII века, мастер светотени. В XVIII–XIX веках его имя было предано забвению.
12
Василий Андреевич Тропинин (19 [30] марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния – 3 [16] мая 1857, Москва) – русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
13
Группировка немецких и австрийских художников-романтиков XIX века, пытавшихся возродить манеру мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса. Известны полотнами на христианские, исторические или аллегорические сюжеты, стилизованными под итальянское искусство XV века.
14
Генрих Мария фон Гесс (1798–1863) – немецкий художник, участник сообщества назарейцев; расписал большое количество соборов.
15
Антонио Ридольфи (1824–1900) – итальянский художник, известный картинами на священные и исторические темы.
16
Роберт Лентц (род. 1946, Колорадо, США) – американский францисканский монах и иконописец. Он известен своей иконографией, в которой воплощает современные социальные вопросы.
17
Ворагинский И. Золотая легенда. Т. 2. – М., Издательство Францисканцев, 2017. С. 505.
18
Орацио Джентилески (9 июля 1563, Пиза – 7 февраля 1639, Лондон) – итальянский художник эпохи раннего барокко. Отец художницы Артемизии Джентилески.
19
Орацио Риминальди (5 сентября 1593 – 19 декабря 1630) – итальянский живописец, писавший в основном исторические сюжеты в стиле караваджизма.
20
Доменикино (итал. Domenichino, настоящее имя Доменико Дзампьери (итал. Domenico Zampieri); 21 октября 1581, Болонья – 15 апреля 1641, Неаполь) – итальянский художник болонской школы, наставник Пуссена и Лоррена, предшественник классицизма.
21
Стефано Мадерно (ок. 1570, Палестрина, Лацио – 17 сентября 1636, Рим) – скульптор итальянского барокко ломбардской школы. Брат архитектора римского барокко Карло Мадерна (Мадерно).
22
Жан Фуке (Тур, ок. 1420–1481) – французский живописец, первый мастер французского Возрождения, портретист и миниатюрист, глава Турской школы.
23
Якопо Дзукки – флорентийский художник-маньерист, был учеником и помощником Джорджо Вазари. В 1567 году он переехал в Рим, где оформлял «Зал пятисот» и студию Франческо I в Палаццо Веккьо во Флоренции. В 1572 году поселился в Риме, писал фрески во дворце и вилле кардинала Фердинанда Медичи.
24
Эрколе де Роберти (ок. 1450–1496) – один из крупных художников феррарской школы, наряду с Козимо Тура и Франческо Косса.
25
Рафаэль Санти (26 или 28 марта, или 6 апреля 1483, Урбино – 6 апреля 1520, Рим) – итальянский живописец, рисовальщик и архитектор умбрийской, флорентийской, а затем римской школы. Один из лучших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения, или «римского классицизма» начала XVI века.
26
Ворагинский И. Золотая легенда. Т. 1. – М., Издательство Францисканцев, 2017. С. 585.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги