banner banner banner
Особенности участия в государственных и корпоративных закупках
Особенности участия в государственных и корпоративных закупках
Оценить:
 Рейтинг: 0

Особенности участия в государственных и корпоративных закупках


Отклонения по независимым гарантиям как одна из проблем недостаточного урегулирования сферы госзакупок

До 2022 года в 44-ФЗ были установлены какие-никакие требования к содержанию независимых гарантий, 223-ФЗ вообще все относил на усмотрение Положения о закупках заказчика. Некоторые условия содержатся в Гражданском кодексе РФ.

До вступления в силу Постановления Правительства от 09.08.2022 № 1397 заказчики активно (даже очень активно) отклоняли всех неугодных участников за надуманные ошибки в независимых банковских гарантиях. Причин было самое разнообразное множество. Часто они требования одного и того же заказчика противоречили сами себе.

Но вышло Постановление Правительства от 09.08.2022 № 1397, где была утверждена единая форма независимой (банковской) гарантии для процедур, которые проходят для субъектов МСП. Казалось бы все. Заказчиком практически прикрыли лавочку и перекрыли кислород на грубые нарушения по ограничению конкуренции.

Однако, Заказчики стали искать и придумывать еще более странные причины и поводы для отклонения независимых гарантий.

Например, стали появляться такие причины отклонения:

– не предоставлена доверенность на подписанта по независимой гарантии в 44-ФЗ;

– не предоставлен документ, подтверждающий полномочия лица, выдавшего доверенность на подписанта независимой гарантии;

– срок доверенности на подписанта истек в момент рассмотрения заявки.

Самое интересное, что ФАС во всех случаях встали на сторону заказчика, ссылаясь на Гражданский кодекс РФ. А самое обидное, что ФАС уже сформировала некоторую по этим вопросам. Были даже случаи, когда компании вносили в РНП за непредоставление доверенности на подписанта при предоставлении банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта.

Что там наш заказчик еще найдет интересного в Гражданском кодексе РФ? Очевидно, что на лицо проблема недостаточного урегулирования данного вопроса. При необходимости Заказчик может воспользоваться условиями, которые закреплены в Гражданском кодексе РФ, но никак не отражаются в закупочной документации, Положении о закупках, 44-ФЗ, 223-ФЗ и Постановлений Правительства РФ. В то же время Поставщику независимая гарантия выдается банками на основе действующих форм и сложившейся практики. Зачастую банки отказывают в предоставлении своих внутренних документов. Как правило, происходит это уже после оплаты счета и в процессе выпуска гарантии. Таким образом, Поставщик оказывается в невыгодных условиях. Становится очевидно, что его независимая гарантия будет отклонена. Необходим выпуск новой гарантии, в другом банке. Фактически, Поставщик вновь будет покупать «кота в мешке». А что делать Поставщику, если это гарантия на исполнение Контракта. Времени на перевыпуск не остается, а комиссия за выдачу может составлять достаточно существенную сумму.

Так может быть стоит уже законодательно установить единый перечень документов, которые участник закупки обязан предоставить заказчику вместе с независимой гарантией?

Получается, что участник закупки совершенно не защищен и должен быть постоянно готов к тому, что заказчик найдет ошибку в каком-то банковском документе, за который участник закупки никак не отвечает.

Остается надеяться, что законодатель в ближайшее время все же решит данную проблему и будет соблюдать баланс интересов Заказчика и Поставщика.

Депозиты и тарифы площадки

В закупках по 223-ФЗ стоит учитывать, что помимо обеспечения заявок существует такая плата, как депозит (или тариф) ЭТП. Это установленный ЭТП объем денежных средств, который взимается с участника или победителя процедуры закупки.

Чаще всего ЭТП устанавливают плату за участие или победу в процедурах закупки с участием субъектов МСП. Как правило, бесплатными бывают малые закупки (до 100 тыс. руб.). За процедуры с НМЦД больше 100 тыс. руб. приходится платить. Тем не менее ЭТП для процедур с участием субъектов МСП обычно устанавливают следующий порядок оплаты: принять участие в таких процедурах можно бесплатно. Плата взимается только с победителя процедуры закупки в размере, установленном ЭТП, после заключения договора. Чаще всего такой размер не превышает 1% от НМЦД или иную фиксированную сумму.

Закупки без ограничения участия СМП требуют заранее покупки депозита или тарифа на ЭТП в установленном размере. Чаще всего такой размер также зависит от НМЦД. Отмечу, что в таком случае денежные средства должны быть на ЭТП на момент подачи заявки. При подаче заявки они блокируются на счете участника и возвращаются в случае отсутствия победы. При покупке тарифного плана для участия, как правило, денежные средства списываются со счета участника при подаче заявки и не возвращаются. Запомнить все тарифы практически невозможно. Рекомендуется начинающим специалистам по каждой процедуре звонить на ЭТП и уточнять у оператора, в каком размере требуются денежные средства для участия, на какой счет и в какой момент их нужно пополнить и где взять реквизиты для пополнения (если пополнение на ЭТП). Как правило, после нескольких десятков звонков на ЭТП возникает понимание, где какие тарифы, где находятся реквизиты и за сколько дней лучше пополнить лицевой счет.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)