В итоге Ф. И. Галль54 и К. Фохт55 становятся наиболее значительными фигурами, которые рассуждают о мозге человека.
Научный подход заключается в том, что мышление человека заключено в архекортексе, палеокортексе (древние отделы, которые отвечают за чувства, гормональные отделы) и неокортексе (новой коре, которая отвечает за интеллект и рассудочную деятельность). И главной проблемой человека становится конфликт первой части мозга, которая гормонально-инстинктивная, и второй, которая имеет рассудочную деятельность, но присуща только человеку. Гения характеризуют поля неокортекса очень сильно развитые и большие. И это уже третий элемент мышления, который вступает в действие при жизни.
Хорошо известно, что мозг эволюционировал отдельно от тела (сейчас средняя масса мозга примерно 1320 г.). И поэтому существует в организме гематоэнцефалический барьер, который защищает мозг от иммунной системы, которая, как установили учёные, если только доберётся до мозга, то уничтожит его, поэтому через глиальные клетки, а не на прямую (некий промежуточный субстрат) минеральные вещества поступают к мозгу. Это достоверно известный факт. (С. Савельев «Эволюция головного мозга человека», 2014).
Огромное количество травм, которые получали люди во время Первой и Второй Мировых войн свидетельствует о том, что мышление меняется, если конкретная часть мозга задета и травмирована.
Мозг действительно является органом локализации мышления. Он потребляет во время интенсивной работы до 30 процентов кислорода и 1/3 всей пищи, выпитого и съеденного, также большие интеллектуальные перегрузки не поддерживаются мозгом, потому что ведут к нервному истощению. С точки зрения психологии три базовых инстинкта человека – это еда, размножение и доминантность. Отсюда следует, что головной мозг нацелен на реализацию инстинктов больше, нежели на интеллектуальную деятельность.
Гениальность является врождённой характеристикой мозга. Она зависит от совпадения полей и подполей мозга, их размеров, иногда достигает сорокократных величин. Поэтому определить гениальность можно только после смерти или с изобретением томографа с разрешением в 1 воксель. Никакими тестами гениальность определить невозможно. Особенно у детей, потому что мозг созревает гетерохронно (неравномерно) и только после пубертата (половозрения), примерно в 17—18 лет можно говорить о сформированном мозге.
Гениальность качественно отличает поведение человека, и поэтому иногда можно просто увидеть гения, догадаться, что он гений, послушав, что он говорит или прочитав его мысли, но, как правило, современники не понимают гения, так как его идеи опережают время.
Ещё одной характеристикой гениальности в отдельных случаях является психическое нездоровье. Не у всех гениев, но оно наблюдается. Сейчас существует гипотеза, что эта особенность связана с эпифизом и его работой в мозге, что в нём накапливается с рождения вещество, которое не выводится, которое у гения остаётся, а у других людей уменьшается. Гений как бы застывает в возрасте с точки зрения изучения работы эпифиза. Роль эпифиза заключена в торможении сексуального поведения. (С. Савельев, «Эволюция мозга человека»). И поэтому гипосексуальность, как психическое заболевание часто сопутствует гениальности, хотя иногда бывает всё наоборот и наблюдается гиперсексуальность, как это было у Ж. Ж. Руссо или Маркиза де Сада.
Представляется важным сказать также о такой характеристике гения, как большой мозг. В 2/3 случае исследованных мозгов гениев, их мозг выше среднего по планете (средний 1320 г.), это обусловлено тем, что гению помимо своей гениальности, надо адаптироваться к социальным условиям жизни, для этого нужен большой субстрат, чтобы можно было имитировать социальное поведение и не быть исключённым из общества. Известно, что у юриста А. Кони и писателя А. Франса были одни из самых небольших мозгов среди гениев, и их поведение иногда было асоциально, а самый большой мозг был у И. С. Тургенева и Д. Г. Байрона.
Существует также ряд заблуждений относительно того, что гениальность генетически детерминирована. Этого нет, потому что функция генов не в том, чтобы реализовывать какой-то ген гениальности в редких комбинациях тимина, цитозина, гуанина и хитина (четырёх главных азотистых оснований цепочки участка ДНК), а в том, чтобы дублировать белки и РНК, и репликации. И, как известно, проект «геном человека» стал результатом исследования одного человека, и комплексные различия в генах разных людей пока неизвестны.
Также важна мысль о том, что не существует клеток гениальности. К. Фохт ещё в начале XX века доказал, что подобных клеток не существует, а он пытался найти их в мозге В. И. Ленина (С. Савельев, «Изменчивость и гениальность», 2015).
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы относительно нейроморфологической природы гениальности:
1.Гениальность как и само мышление долгое время на протяжении истории познания, не связывалась с мозгом.
2.В XIX – XX веках гениальность определили как своеобразие работы мозга, его полей и подполей.
3.Гениальность – крайне редкий феномен.
Таким образом, мы можем сказать, что гениальность обусловлена этими четырьмя описанными факторами.
Обратимся к феноменологии Э. Гуссерля. Этот метод вникания в суть вещей, желания понять природу всего и себя через феномен можно перенести (экстраполировать) на поведение гения, как интуитивную форму восприятия.
Или возьмём для примера структурализм Клода Леви-Стросса и вообще понятие о языковой структуре, и мы увидим, насколько значительным для философии является язык.
Язык является знаком, означаемым, концептом, он может даже не нести строгого смысла, но являться именно несущей конструкцией мышления. Поэтому для проблем мышления гения актуально такое сравнение.
Если рассматривать социальную обстановку, то больше всего здесь сделал биолог С. Савельев, который создал концепцию церебрального сортинга по мозгу в истории, который в жестокой форме с его точки зрения начался ещё 30 миллионов лет назад. В социальной онтологии общество является первичной структурой любого жизненного пространства, без общества нет человека, и поэтому действительно важно, в какой среде оказывается гений и насколько она благоприятствует его творческому раскрытию.
Ключевым является вопрос о сознании.
Гениальность, как форма представления власти, есть феномен, который требует ещё дальнейшей разработки и во многом зависит от разрешения вопроса об алгоритмах и принципах мышления.
На данном этапе нет окончательных выводов, но в области изучения сознания работают Д. Сёрль, американский философ М. Каку, который рассматривает мышления с точки зрения физики и другие учёные, каждый что-то конкретное хочет выяснить, например, российский учёный К. Анохин, который пытается определить принципы работы памяти вместе с сознанием.
Существуют различные подходы к пониманию мышления гения. Во-первых, это понимание мышления гения как биологически детерминированного особенностями строения мозга; во-вторых, понимание мышления гения как парадоксального философского мышления; в-третьих, понимание мышления гения как непонятного феномена, не имеющего точного объяснения. Такое определение можно встретить у Куно Фишера в работах о выдающихся философах.56
Характерными чертами мышления гения являются стремление к познанию, «озарения» или открытия, которые характеризуют гения, способность открывать и создавать новое, то, что вносит существенный многосторонний вклад в развитие общества.
Гениальный человек, общественно признанный, достигший больших успехов в той или иной области деятельности, отличается такой особенностью – он очень быстро понимает и осознаёт, в чём специфика его эпохи и эпох будущих, он опережает время своими открытиями.
Гениальность проявляет себя как интеллектуальное «откровение», как незаурядные способности гения к работе в различных сферах, когда в максимально короткие сроки достигаются максимально высокие результаты.
Гениальность является особым типом мышления, главной характеристика которого заключается в парадоксальности и неординарности.
«Гений, как считал Юнг, отличается от индивида, регулируемого правилами разума как волшебник от умелого строителя – он творит неведомыми средствами там, где строитель употребляет обычные орудия. За образец он взял творчество Вильяма Шекспира, который, по мнению Юнга, следовал природе, а не установленным правилам искусства» – пишет Жирмунский В., ссылаясь на Эдуарда Юнга.57
Как отмечалось выше, продукт гениальности – открытие. Оно делается через гениальное мышление. Но что такое мышление гения? На этот вопрос не может ответить ни одна естественная и гуманитарная наука, либо отвечает гипотетически и неточно, потому что не выяснена и не определена окончательно и полностью природа сознания, а мышление – это главный аккумулятор сознания человека. Можно лишь фиксировать следствия мышления и некий образ этого мышления. Но и это даёт нам уже много.
«Вследствие того, что оригинальность обусловливается обилием жизненной энергии, её считают выше посредственности, олицетворяющей как бы ренту с ничтожной жизненной энергии. Потому-то обыденность и предается презрению, и все стремятся быть оригинальными; а если это не удаётся, то по крайней мере казаться оригинальными» – пишет Макс Нордау в своей работе о жизненной энергии гения. (MaxNordau, Paradoxe, 1885). Деятельность гения, таким образом, связана со стремлением к эксклюзивности. Но гений не всегда стремится к исключительности, для него важен прежде всего процесс творчества. Потому бывают гении, которые чисто психологически сосредоточены на себе, но не своей статусности.
Гениальный человек не только быстро и качественно создаёт новое знание, но и так же, творчески, действует в историческом процессе. Речь идет о том, что гений делает такие открытия, которые будут нужны, или актуальны, или поняты только через много лет. Возможно, эти открытия будут поняты такими же, как он, гениальными современниками. Для примера можно сказать о работе Освальда Шпенглера «Закат Европы», этот человек был, безусловно, гениален. Его гениальность заключается в видении ситуации далёкого будущего, но закат Европы, о котором он говорил, не воспринимался всерьёз современниками. Или в работах русского гениального философа Константина Леонтьева можно было найти предвосхищение распада Российской империи и прихода социализма. Но в своё время он не был понятен.
Гений – это особенный человек ещё и потому, что выполняет, как бы в удовольствие, интеллектуальную работу, которая для большинства людей трудна и требует затраты огромной энергии. Для него является наслаждением писать, чертить, обдумывать, рассказывать, осмысливать, то есть всячески проявлять себя в любимом для него деле. Такую деятельность можно назвать врождённой творческой активностью.
Гениальный человек является своеобразным заложником своего организма: несмотря на то, что он много работает, его организм, как у любого человека, имеет ограниченные ресурсы, и в итоге возникает, как говорили физиологи прошлого, нервное истощение, а говоря на современном языке – сильнейшее переутомление.
«Если бы какие-нибудь механические или физиологические причины, не связанные с общим ходом социально-политического и духовного развития Италии, ещё в детстве убили Рафаэля, Микель-Анджело и Леонардо-да-Винчи, то итальянское искусство было бы менее совершенно, но общее направление его развития в эпоху Возрождения осталось бы то же» – пишет Плеханов Г. В. Это высказывание Плеханова Г. В. говорит о том, что от роли личности в истории, от наличия гения, зависит коренным образом то, насколько будет лучше или хуже мир.58
Гений не меняет общую тенденцию развития, но влияет на её особенности и форму. То есть, гениальность вносит невероятное разнообразие и прогресс в мир.
Особенностью образа гения может быть его поведенческая замкнутость. Но надо понять ее причину: гениальный человек творит в обществе, которое устроено не гениями, которое живёт и развивается по правилам и порядкам людей простых, обычных. Возможно, есть взаимосвязь эффективности мышления гения и его аутистического характера. Чаще всего, гении – это люди, которые любят уединение и занятия творчеством, наукой или философией, их не интересуют многие общественные мероприятия и события, главный интерес для них – это их любимое дело и мышление. Так, известно, что физик Ньютон И. был человеком замкнутым и не хотел публиковать своих работ по физике, пока его не попросили об этом друзья. Или, например, Ван Гог сторонился людей, сейчас же его творения оценивают как гениальные.
Гениальное мышление, как содержание процесса творчества, первично по отношению к способам выражения мысли. Гений – это сначала мыслитель, а потом – фиксирующий свои мысли человек. Чайковский говорил о том, что он забывает новые мелодии, если не записывает их, Шопенгауэр говорил, что излишнее чтение и запись своих мыслей парализуют его мышление, а Хомяков вообще не любил записывать свои мысли, любил просто размышлять и вслух обсуждать идеи.
Ещё одной особенностью мышления гения является оригинальность. «Гений неповторим, он не пересказывает и не копирует мысли и идеи других, он самобытен ивсё дело в том, насколько мощна та доминанта, которая владеет поведением, насколько она преобладает над отрицательней тенденцией к покою, к самоудовлетворению, к подушке» – пишет Ухтомский А. У гения доминанта ярче выражена.59 Поэтому могут быть и аутизм, и протест против господствующих форм мышления, противоречие со средой.
Существует взаимосвязь власти и гениальности, потому что власть как онтическое явление всегда сопряжена с влиянием идей, быстротой, правильностью принятия решений.
«Личность выражается не в самосозерцании, а в творчестве, то есть в действиях, направленных из „я“ наружу, а не внутрь самого „я“; к таким действиям относится и построение самой личности» – пишет Вейдле.60 Личность гения направлена на то, чтобы получить признание, чтобы показать то, что он открыл, но чаще бывает так, что творения гения и его открытия не признают, потому что они опережают своё время. Так было с идеями Джордано Бруно, когда его осудила церковь, так было с предвосхищением идеи лазера профессором Филипповым М. М., который не был услышан в предреволюционное время.
Таким образом, мы можем говорить о том, что особенность мышления гения заключена во врождённой способности быстро мыслить, опережать своё время. Оно тесно связана с понятием «власть», потому что реализует главные атрибуты власти – скорость принятия решения и право создавать новые идеи и признавать их истинность, управлять собой и другими (в случае гения «управлять» историей через влияние своих гениальных идей и произведений).
Философия гениальности должна, на наш взгляд, пониматься как философия гениального мышления, что напрямую отсылает нас к онтологическим основаниям феномена гениальности, потому что мышление – это способ постижения реальности.
Глава 2. Гениальность как форма власти
2. 1. Власть и гениальность в политике
Существует мнение, что некоторые люди становятся гениальными политиками. Что социальные условия или кризис эпохи, переломные периоды истории создают необычных полководцев, которые изменяют социально-политические строи и географическую карту мира.
Но существенной особенностью является понимание того, что на самом деле даже не эти перечисленные факторы играют решающую роль в развитии гения. Ключевым является то, что гениальность – это врождённая черта человека. Гениями не становятся, а рождаются. Склад личности определяет форму поведения. Даже в религиях святой – это избранный Богом человек, а не достигший своими усилиями святости индивид.
Потому важно сказать, что гениальный политик – это гениальный политик от рождения для любой эпохи, в которой живёт этот человек. Другое дело, что ему могут не дать реализоваться, само время может быть спокойным, не требующим перемен, реформ, потрясения. Большинство гениев остаются не признанными, точно также политические гении остаются гениями для себя, внутри.
Можно привести пример Н.Г.Чернышевского. Очевидно, что это политический гений, но Н.Г.Чернышевский не получает власти, попадает в тюрьму. Гениальность же его можно увидеть в образе революционера, который он создаёт в романе «Что делать?» и в других его работах.
Или, например, Антонио Грамши, который был выдающимся теоретиком марксизма, но при этом не реализовал свою политическую гениальность, закончив свои дни в тюремном заключении в молодом возрасте. Примеров много.
Гений-политик имеет главной особенностью своего мышления желание справедливости. Обычные люди, номенклатурные политики действуют исходя из идеи обогащения или достижения как можно более высокого социального статуса. Гений-политик действует из идеи. Он идеалист. Его цель не гедонистическая. Он желает справедливости и улучшения судьбы человечества, его страны или отдельных народов.
Интересным представляется ответить на вопрос: в чём причина политической гениальности? Естественные науки очень вульгарно объясняют причину политической власти, нивелируя понятие гений. Считают в лице отдельных представителей (С. Савельев), что цель политика – доминантность, то есть зоопсихологическая цель быть самым лучшим в мире и самым главным субъектом истории. Это объяснение нам не подходит и оно не имеет доказательной силы.
С философской точки зрения, очевидно, что гений-политик – это человек, который имеет определённую степень вовлечения в духовный, религиозный, мистический или просто философский контекст. Дело в том, что гений-политик мотивирован мировоззренческими аргументациями, судьба мира – это вопрос сакрального характера, и потому даже если И. Сталин становится у власти в СССР, то он развивает идею строительства «нового общества», что само по себе уже является чертой идеализма.
Доказательная база сакрального характера политики заключается в наличии тайных обществ (о них наиболее ярко пишет историк А. Фурсов, ученик А. Зиновьева, создавшего термин «сверхобщество»). Розенкрейцеры, тамплиеры, мальтийцы, масоны, семейства Вайненбергов, Ротшильдов, Рокфеллеров и прочие кланы – это пример действия «духовного» элемента в политике, и уже не тайна, что сверхобщества регулируют в той или иной мере официальную публичную власть.
Характерный пример – избранный в 2017 году президент США Дональд Трамп, который не получил одобрения от определённых структур в США и против которого в связи с этим велась информационная борьба через каналы CNN, BBC и другие СМИ.
Таким образом, гений-политик – это от рождения уже гений. Примечательно то, что не реализованный политический гений всё равно виден в его произведениях или в его поступках в той мере, в которой он наивно полагает, что может иметь какую-то власть и влияние. Философия такого гения – в желании справедливости, а власть является лишь средством осуществления проекта мирового прогресса. Власть никогда не является самоцелью или инструментом мести, помощи, чего угодно, она есть лишь инструмент для развития мира.
Существуют и злые гении, но как правило оказывается, что они злые по результату, а исходят из предпосылок добра, развития и гармонии в подавляющем большинстве случаев.
Интересным представляется вопрос о взаимосвязи власти и гениальности в политике. Власть – это форма обладания, владения.
Назовём исследования, где рассматривается данный феномен. О власти говорит Ф. Ницше в своих работах, в которых «воля к власти» – это одна из четырёх основных тем его философии, наряду с такими, как «переоценка ценностей», «Сверхчеловек» и «вечное возвращение». Но эти темы имеют также непосредственное отношение к власти. Рассмотрим более подробно учение Ф. Ницше.
Для Ф. Ницше «воля к власти» ассоциируется с желанием каждого человека преодолеть свою данность. Власть – это власть над самим собой. Преодоление себя может быть только через желание обладать. И это позиция – «по ту сторону добра и зла», любые методы философской рефлексии хороши, если речь идет о воле к власти. Интересно заметить, что выражение «по ту сторону добра и зла» впервые встречается на страницах Бхагават Гиты (с хинди «Песнь Господу»), в которой бог Кришна говорит Арджуне, что служить ему можно только встав «по ту сторону добра и зла». Вероятно, Ф. Ницше был знаком с этим текстом.
Воля к власти реализуется любыми способами. Ф. Ницше не прописывает конкретных форм поведения. Но это поведение уже Сверхчеловека, поэтому власть – это форма сознательной деятельности.
Одна из тем философии Ф. Ницше – «вечное возвращение». Под ним можно понимать понятие, близкое философии буддизма, джайнизма, индуизма, даосизма и зороастризма (не даром Заратустра, иранский Зароастр, действующее лицо произведений Ф. Ницше). Оно характеризует повторение.
Данные размышления о философии Ф. Ницше актуальны для темы гениальности. Сверхчеловек не является гением: Ф. Ницше не говорит, что Сверхчеловек – это гений. Но мы можем использовать его идеи для исследования феномена гениальности.
Следовательно, можно условно назвать гениальность проявлением бессознательных (подсознательных) сил человека. Гений – это некая внутренняя сила, исходящая из личности. Истоком этой силы является бессознательная врождённая способность к мышлению.
Скажем о втором факторе – концентрации на интеллектуальном труде. Здесь важно указать на то, что интеллектуальный труд для гения не является целью, это само собой разумеющееся состояние человека. Гений не осознаёт эксклюзивности интеллектуального пространства, то есть для него особое состояние его мышления в порядке вещей, но для большинства – это не привычный тип жизни. Для него – это вообще пространство, единственное, что есть, и не имеет смысла выделять это.
Но существует онтологическая форма самообоснования гением своего положения в мире. С одной стороны – это обоснование величия мира, величия гения самого для себя, дискурс внутри бытия, понимание себя и мира как онтологии жизни, в которой главное – бытие, природа, перемены, проекты, новое, великое, метафизика и прочее, что для обывателя не является жизненно необходимым. С другой стороны, гений встречается с непониманием, с противостоянием среды его труду. И тогда он обосновывает своё место в мире, всё же, как иного человека, того, кто чужд среде и, в этом смысле, не социален. Крайне важна мысль А. Пятигорского в работе «Символ и сознание», в которой он говорит о том, что философ в лучшем случае оставался один в результате своей жизни, что стало считаться трагедией только в XX веке.61
Эта мысль А. Пятигорского важна именно в вопросе о гении. Он тоже остаётся один, как философ, и потому обоснование им себя как гения является крайне важным.
Заканчивая размышление о философии Ф. Ницше, надо сказать, что Ф. Ницше говорит о личности. И любой разговор о «Сверх» («uber» на немецком языке) – это разговор о личности. В истории роль личности может рассматриваться только в контексте гения. Любые идеи постмодернистов о нивелировании роли личности («смерть автора» М. Фуко и Р. Барта, «грамматология» Ж. Дерриды, «ризома» Ж. Делёза и др.) – это разговоры об ином взгляде на мир, но не доказательство того, что личность не играет никакой роли в истории. Для Ф. Ницше Сверхчеловек реализуется в другом сознании и поэтому создаёт некое резюме философской диалектической мысли многих веков о том, что требуется «новый человек», о чем будет сказано в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, экзистенциалистов.
Для более полного понимания феномена гения в истории и политике, нужно рассмотреть онтологические предпосылки деятельности конкретного политического гения, на примере выдающегося деятеля проследить некоторые важные стороны философии гения.
Но сначала попытаемся определить взаимосвязь власти и гениальности в политике. Взаимосвязь власти и гениальности определяется через конкретные философские ситуации. Это не точное название формы взаимосвязи, а философская ситуация. В такой ситуации власть и гениальность являются образом (die Geshtalt) ситуативной феноменологии личности и пространства.
Если проанализировать, к примеру, мотивацию одного из древнейших полководцев в истории – А. Македонского, то мы увидим, что она состоит в том, чтобы обладать всем миром, потому что он считает, что этого достоин. То есть это персоналистская предпосылка, когда гений очень высоко себя ценит, когда смыслом своей жизни он делает проявление своего достоинства быть самым лучшим.
Очевидным становится понимание того, что гений ставит самую высокую планку для самого себя. Рассмотрим эту онтологическую предпосылку развития гениальности более подробно.
Гений – это человек, который первый во всём. Для гения может быть только высший уровень или никакого. Это отражает принцип перфекционизма, который характерен для гениев.
Когда происходит редукция гениальности к элитарности мышления и образа жизни (связанного с образом мышления), происходит философское отождествление гением себя с жизнью. Получается, что гений становится носителем второй жизни, дополнительной к той жизни, которая имеется уже, которая есть пространство фактов, наблюдения и оценок.