banner banner banner
Как правильно воспитывать ребёнка?
Как правильно воспитывать ребёнка?
Оценить:
 Рейтинг: 0

Как правильно воспитывать ребёнка?


Таким образом, родители очень многое предопределяют в индивидуальном становлении ребенка. А потому, учитывая все основные правила построения гармоничных внутрисемейных отношений, главным образом родители в рамках семьи способны сформировать физически и духовно здоровую личность, с определившимися жизненными целями и устоявшимися позициями.

Глава 3. Психологическая атмосфера семьи

Давайте осветим одну из наиболее значимых тем воспитания, интересующую огромное количество родителей – характер взаимоотношений в семье (стили и типы).

Почему мы говорим об особой важности этой проблемы? Дело в том, что ошибки, совершаемые в воспитании, зачастую касаются именно неграмотно выстроенных взаимоотношений внутри семьи, когда неверные представления об её устройстве, имеющие в своей основе совершенно различные причины, могут повлечь за собой не совсем желаемые последствия для ребенка и его жизни в дальнейшем.

Ведь абсолютно все, что было заложено в семье, предопределяет последующие отношения ребенка с другими людьми, с окружающим социумом. Как нужно воспитывать детей: снисходительно или в строгости, наказывать или не наказывать, авторитетно или по-товарищески, необходимы ли запреты и если да, то в какой мере? Насколько нужно оберегать, опекать ребенка и какую степень свободы ему предоставлять?

Это наиболее часто задаваемые вопросы, которые волнуют большинство родителей. И разобраться в них не так уж легко, ведь существует несколько, условно говоря, различных типов взаимоотношений в семьях, и в каждом конкретном случае формируется свой внутренний уклад, порядки, законы и правила. И, как результат, создается особая атмосфера, в которой ребенок растет и развивается.

Только лишь спустя время мы можем судить о том, насколько верна либо неверна была стратегия воспитания родителей, да и то это все очень субъективно. А потому найти оптимальный подход к воспитанию, учесть возрастные особенности малыша, его потребности, стать для ребенка другом и вместе с тем человеком, к мнению которого он будет прислушиваться, является желанием большинства родителей. Но реализовать его на практике удается далеко не всем.

Попытаемся в ходе изучения проблем внутрисемейных отношений дать ответ на эти и другие вопросы. Сразу стоит отметить, что, как это не покажется странным, все они не являются главными. Но что же тогда первостепенно в процессе воспитания? Какие основные понятия об этой важнейшей деятельности родителей мы должны иметь?

А давайте на минутку задумаемся: что остается у каждого из нас в памяти от детства, какие ассоциации при этих воспоминаниях у нас возникают, какие образы сразу же всплывают в нашем сознании? Определенные события, случаи, происходящие с нами в детскую пору – все это, разумеется, имеет место быть.

Хотя основное, что у нас сохраняется – это непосредственно сама атмосфера родного дома, семейного очага, которая нас когда-то окружала, связанная со всеми теми незначительными событиями, которые происходили ежедневно. Она может быть либо спокойная, уютная и радостная либо наполненная тревогами и опасениями.

И хотя у каждого было свое неповторимое детство, но одно совершенно точно – в наших силах сделать его счастливым для своих детей, способствовать их полноценному развитию, создать крепкую семью, связь поколений в которой будет сохраняться на долгие годы.

Семейная атмосфера – это то, что впитывает в себя ребенок с детских лет. Она невероятно значима для его развития. Замечено, что те дети, которые выросли в семьях с атмосферой, где царит любовь и забота и отсутствуют напряженные отношения, стрессы и скандалы, имеют более высокие показатели интеллекта.

Таким образом, дети из благополучных семей лучше учатся в школе, чем дети из неполных семей либо семей, где конфликты являются неотъемлемой частью взаимоотношений. Так, стало быть, семейная атмосфера, которой наполнен дом, наше отношение к ребенку, чувства и эмоции, которую мы ему передаем, отношение родителей между собой – вот что, несомненно, влияет на малыша, формируя его мироощущение.

Потому, несмотря на выбор модели воспитания, в каждой конкретной семье, так или иначе, создается свой особенный мир, определенные взаимоотношения и микроклимат. Оттого трудно найти в этом смысле похожие семьи. И в этой связи можно говорить, что именно атмосфера семьи как комплекс всевозможных факторов создает те или иные условия для жизни и развития малыша.

Воспитание в широком смысле слова

Используя различные средства воспитания, семья внедряет в сознание ребенка нравственные нормы и стандарты поведения. Именно для достижения этой цели родители поощряют либо наказывают детей, стараются быть примером для подражания. И далеко не секрет, и мы уже говорили об этом, что именно личный пример родителей во многих случаях воздействует на детей куда больше, нежели любые слова и поучения.

В случае же, если слова родителей расходятся с делами, подобные воспитательные разговоры теряют всякий смысл и часто, наоборот, отталкивают ребенка. Это вполне объяснимо: как малыш может доверять взрослым, которые на практике не сопоставляют слова и действия?

Но порою и фразы, которыми случайно перебрасываются родители, не имея своей целью что-либо формировать у детей, оставляют у них те не менее большой след. Потому нужно понимать, что воспитание в широком смысле слова – это не одни лишь наши попытки воздействия на ребенка с помощью поощрения либо наказания, воспитательных бесед и т.д. В это понятие входит много большее.

И это большее включает все наши повседневные способы взаимоотношения с ребенком, между родителями в семье, родителей с окружающими, которое при этом наблюдает малыш (сознают или не осознают это взрослые, но именно, казалось бы, непринужденное взаимодействие внутри семьи очень сказывается на детях).

Большое влияние оказывает метод общения непосредственно с ребенком: тон голоса, спокойный или повышенный, какие слова мы используем при разговоре, эмоциональное состояние в целом, которое мы ему передаем, какие собственной манерой поведения и личным примером прививаем привычки, закладываем нормы и правила.

Интонация голоса родителей

Например, как влияет на ребенка интонация голоса. Нужно понимать, что тон голоса – одно из средств воздействия на детей, потому следует грамотно и умело его использовать в процессе воспитания. Когда родители говорят четко и уверенно, ребенок всегда слушается. Допустимо говорить громче или тише, в зависимости от ситуации меняя ту или иную интонацию.

А вот регулярные разговоры на повышенных тонах, когда крик становится нормой общения, никак не способствуют укреплению семейных отношений. Так, когда родители часто повышают голос на ребенка, то тем самым ввергают его в состояние эмоционального спада, подавленности. Особенно часто это происходит, если он не понимает, в чем его вина.

Ведь, судя по тому, как вы разговариваете с ребенком, у него будет формироваться мнение о вашем отношении к нему. Следовательно, постоянно повышенный тон голоса будет, во-первых, формировать неблагоприятную и напряженную атмосферу в доме, во-вторых, как и всякое недовольство детьми, выражающееся слишком часто, будет способствовать отдалению ребенка и возникновению внутри семьи конфликтных ситуаций со всеми сопутствующими негативными последствиями.

Чувство подавленности порождает неуверенность в себе и замкнутость, провоцирует погружение в себя, поведение малыша станет скрытным, поскольку он не сможет видеть в вашем лице поддержку и друга, ведь такой способ взаимоотношений как крик, явно не располагает к откровенным, душевным беседам.

Частые разговоры с ребенком на повышенных тонах могут также провоцировать неприязненную реакцию с его стороны в отношении родителей, в некоторых случаях дети перенимают подобный способ общения в семье и используют его в более взрослом возрасте.

Наблюдая со стороны скандалы и ссоры между родителями, дети вырастают с неверными представлениями о семье и о способах взаимоотношения в ней или даже с определенными нарушениями в психике. Истеричность же родителей вызывает нервозность, суетливость у детей, а также в некоторых случаях и развитие нервных заболеваний. Таким образом, родителям очень важно спокойно объяснять ребенку, чего они от него хотят, проявлять терпение и вместе с тем разумную требовательность, контролировать интонацию голоса.

Кроме того, те слова, которые употребляют родители в повседневном общении, перенимает ребенок. Поэтому не стоит удивляться, если малыш с ранних лет начнет грубить, когда в семье он часто слышит грубость, обманывать, когда растет в атмосфере лицемерия и лжи. И даже взгляды ребенка на те или иные вещи поначалу формируют родители.

Таким образом, взрослые жестами, эмоциями, мимикой, воздействуют на малыша, тем самым и создают микроклимат в семье и эмоционально передавая ему свое состояние: радости, тревоги, спокойствия и т.д.

Организация семейной жизни

Итак, помимо всех вышеперечисленных компонентов, составляющих домашнюю атмосферу, давайте выясним: какими же основными правилами должны руководствоваться родители при создании гармоничного микроклимата семьи, столь значимого для полноценного развития ребенка.

Прежде всего, стоит отметить: очень важным условием является разумная организация жизни семьи, например, общие перспективы и традиции взаимопомощи, совместные интересы, застолья в семейном кругу. Все это позволяет создать добрые взаимоотношения между родителями и их чадами.

Помимо совместного семейного досуга, залогом грамотного воспитания выступает нравственная связь и душевное единение родителей с ребенком. Этому будет очень способствовать атмосфера эмоциональной открытости. Как было сказано, очень важно создать непринужденные условия для диалога с ребенком, выслушивать его, когда малыш хочет с вами чем-то поделиться.

Ведь невысказанность, по мнению психологов, порождает серьезные внутренние проблемы у любого человека, тем более ребенка. У детей возникает эмоциональная подавленность и внутренняя депрессия. Давайте советы, тем самым участвуйте в жизни детей и вместе с тем проявлять чуткость и деликатность в таком общении.

Так, если у вашего ребенка произошла неприятность, и он не хочет вам об этом рассказывать, не следует на него давить, пытаясь разузнать, что произошло. Подождите, пока малыш успокоится и сам решит вам все рассказать. Ведь излишнее давление никогда не дает положительных результатов.

Особенно это касается тех случаев, когда ребенку нужно оказать ту или иную психологическую помощь, поддержку со стороны родителей, а он вместо этого ощущает «нападение» с их стороны. Тогда малыш закроется в себе, будет скрывать, утаивать от родителей все возникшие проблемы, и те уже не смогут быть в курсе событий его жизни.

Конечно, существуют ситуации, когда взрослым необходимо принимать решительные меры, например, если они замечают серьезные отклонения в поведении ребенка, его определенную в чем-то неадекватность, немотивированную агрессию. В таком случае очень важно выяснить ее причины и по возможности их устранить. Например, если они кроются в неблагоприятном влиянии на ребенка определенного круга лиц, то немедленно оградить его от нежелательного общения.

Но именно гибкая позиция родителей, умение поддерживать ребенка во всех сложных ситуациях и излишне не давить на него, позволяет детям находиться в положительном эмоциональном состоянии, быть открытыми, бодрыми и жизнерадостными.

Принимать ребенка таким, какой он есть, и любить его без всяких условностей, также является необходимым залогом успешного воспитания. У малыша обязательно должна быть уверенность, что вы его любите не за что-то (сделанные уроки, вымытую посуду, убранную комнату), а просто потому, что он есть. Любовь без условностей не означает потакание ребенку во всех капризах и слепое исполнение любой прихоти.

Ведь воспитание на том и основано, чтобы формировать и развивать в детях лучшие качества, как нами было сказано ранее. Потому родители должны разделять ребенка и его поступки. И именно поступки следует оценивать и при необходимости критиковать, но не самого ребенка.

Уверенность в безусловной любви родителей позволяет малышу расти счастливым и жить без опасений быть непринятым, допусти он ошибку. У него появляется ощущение надежности и стабильности, доверие, что укрепляет отношения в семье и придает внутреннюю уверенность самому ребенку.

Также для правильного и гармоничного формирования личности малыша в системе его воспитания должны присутствовать и те или иные ограничения; следует закладывать полезные привычки, отучать от дурных. Обязательно нужно предъявлять требования к малышу в зависимости от его возраста.

И вместе с тем не ставите перед ребенком невыполнимых задач. В принципиальных вопросах важно иметь твердую позицию, не поддаваться капризам детей, иначе можно вырастить взбалмошную, избалованную, эгоистичную личность. Строгость в отношении детей должна быть разумной, а не состоять из одних лишь запретов, но нужно знать, что вседозволенность также не принесет положительных результатов.

Всегда объясняйте ребенку мотивацию своих требований, тактично и с пониманием отвечайте на его вопросы. Обговаривайте с ним, почему то или иное действие совершать не следует.

Иногда случается, что вопросы ребенка, которые касаются непонятых им требований со стороны родителей или же неясности, почему определенным образом поступать не следует, вызывают у взрослых негодование и раздражение.

Однако стоит вспомнить, что взрослые когда-то тоже были детьми и не знали многих вещей. К тому же зачастую лучше понимать, в чем состоит суть правила и на чем оно основано, нежели принимать его как должное. И если малыш задает вопросы, это лишь свидетельствует об его интересе к конкретной проблеме, поступку или действию, а также о способности осмысления его.

Когда же родители «отмахиваются» от вопросов ребенка, или хуже того, раздражаются, то способствуют тому, что дети становятся необщительными и замкнутыми, будут бояться лишний раз что-либо спрашивать, поскольку вызовут негодование взрослых, постепенно начнут отдаляться от родителей.

Между тем, давая ответы на вопросы ребенка, вы тем самым создаете условия для конструктивного диалога в семье. Ребенок же учится формулировать сами вопросы и будет видеть в вас поддержку. Более того, только лишь дав детям понять, каковы будут последствия поступков и действий, которые совершать не следует, вы во многом сможете быть уверены, что ребенок не будет так поступать без вас.

Будьте открытым для такого совместного диалога, дискуссий, решения ситуации. Всегда пытайтесь увидеть ту или иную проблему глазами ребенка, что послужит основой взаимопонимания, ведь детям неимоверно важно чувствовать, что их слышат и «разговаривают с ними на одном языке».

Родителям также важно иметь общие позиции по воспитанию ребенка. И если по тем или иным вопросам существуют разногласия – нужно прийти к совместному решению, найти компромисс, поскольку ребенок, нередко схватив сказанное мамой или папой, может маневрировать между родителями, добиваясь определенных сиюминутных выгод (как правило, в сторону плохой учебы, лени, непослушания и т.д.)