Существует также одно неотъемлемое правило воспитания: будьте последовательны. Последовательность означает неизменность решений и принципов. Например, то, что вчера было нельзя, а сегодня уже можно, вызывает у ребенка вполне обоснованное непонимание. Ведь ребенок хочет знать границы дозволенности: что допустимо, а что нет. То есть нужно установить зону компетентности ребенка и зону компетентности взрослого.
У детей должны быть запреты, иначе возникнет вседозволенность и ребенок перестанет вас слушаться. Например, запреты для детей до 3-х лет: нельзя падать на землю и кричать. Запреты для подростков: нельзя грубить родителям, нарушать обещания и др. Но нужно понимать, что запретов не должно быть слишком много, иначе чрезмерные рамки будут давить на ребенка, а сплошные «нельзя» сделают его вялым и безынициативным.
Непоследовательность же в ежедневном установлении или отмене тех или иных запретов дети могут использовать опять же в своих интересах, манипулируя родителями и добиваясь своего. И как только родители начинают быть последовательными, научатся выражать неизменные, определенные и вполне конкретные требования, ставить перед ребенком обоснованные задачи, дети сразу же начинают себя лучше вести.
Разумная организация труда и отдыха также входит в функции родителей. Их основной задачей является нахождение равномерного баланса. Следите за успеваемостью детей, развивайте их с помощью дополнительных занятий, кружков, секций.
Очень хорошо заметить, какой вид деятельности наиболее интересен ребенку, и ориентировать его в этом направлении. Таким образом, у ребенка будет появляться определенная цель в жизни и возможность самореализации, что скажется на его внутреннем состоянии, на самооценке, а также оградит от возможного негативного влияния улицы. Но в то же время не следует сверх меры загружать детей всевозможными занятиями, предоставляйте им и время для отдыха, организуйте их досуг.
Дети лучше запоминают новую информацию, когда происходит чередование обучения и отдыха, у ребенка при этом улучшается сон и настроение. К тому же очень важно действовать соразмерно с возрастом ребенка, ведь чрезмерные нагрузки приводят к быстрой утомляемости, снижению защитных сил организма.
Следует также помнить, что повышенные эмоциональные нагрузки, те или иные переживания ребенка, вызванные разного рода стрессовыми ситуациями, также снижают его работоспособность, хотя здесь многое зависит от характера и темперамента детей. Однозначно нельзя совмещать эмоциональное напряжение с умственными усилиями.
К тому же важно понимать, что ребенку необходимо время и для общения с друзьями. Очень хорошо также в качестве досуга планировать семейные походы в кино, театр, в места культурного отдыха. Воздействуйте на детей в этом направлении гибко, но твердо и рационально.
Стили воспитания и последствия
И вот мы подошли, наконец, к обсуждению тех вопросов, о которых говорили в начале главы, методах и стилях воспитания. Давайте рассмотрим, какие, условно говоря, стили взаимоотношений в семьях существуют и что лежит в их основе. А также определим, какой из них влияет на ребенка наилучшим образом и согласуется с вышеизложенными принципами воспитания, а, следовательно, является наиболее перспективным способом взаимодействия внутри семьи.
Наверняка, у многих пап и мам уже имеются собственные взгляды на процесс воспитания детей и определенные устоявшиеся представления правильных взаимоотношений между родителями и детьми, основанные на разных факторах. Например, той модели семьи, которая была у них в детстве, жизненном опыте и других аспектах, повлиявших на формирование определенных воззрений на тему воспитания.
Здесь сколько людей – столько мнений. Одни выступают за то, чтобы предоставлять детям свободу, за товарищеский диалог, другие являются сторонниками более строгого воспитания, либо даже авторитарного, третьи и вообще не придают особого значения всем этим проблемам, пускают их на самотек. Однако процессу воспитания никак нельзя не уделять должного внимания, относиться к нему безучастно и «спустя рукава».
Существуют две не совсем верные, но принципиально различающиеся формы отношения родителей к самому процессу воспитания. Так, одни постоянно сомневаются в том, что правильно воспитывают ребенка, боятся допустить ошибки буквально на каждом шагу.
Однако эта неуверенность родителей чувствуется ребенком, потому такое психологическое состояние не всегда благоприятно сказывается на детях, хотя так или иначе в вопросе построения взаимоотношений внутри семьи нельзя быть полностью убежденным в исключительной правильности всех своих решений.
Есть и такая категория родителей, которые, наоборот, считают, что знают абсолютно все в вопросе воспитания, свои действия в отношении ребенка считают всегда верными, и потому не хотят узнавать что-то новое по данной теме, слышать другие мнения, оценивать их, анализировать. Однако в семейных отношениях очень важно располагать педагогическими и психологическими знаниями: учитывать возрастные особенности детей, знать основы общей психологии ребенка и методов воспитания.
Как показывает практика, нет большой разницы между детьми, воспитанными в строгости и при товарищеском диалоге, если не брать крайние случаи. Но именно эти самые крайности в воспитании, будь то перегибы в сторону авторитарности (диктата) либо же либеральной всетерпимости (попустительство или невмешательство), дают негативные последствия.
Авторитарный стиль вызывает у детей чувство собственной нежелательности в семье, порождает различные комплексы и приводит, в конечном счете, к отчужденности от родителей.
Попустительство же создает у ребенка ощущение, что он родителям безразличен, им нет до него никакого дела, именно потому они им не занимаются. И в том и в другом случае личность ребенка формируется со слабым «Я». Почему и как это происходит? Рассмотрим подробнее.
Итак, мы видим, что существует несколько условных классификаций методов воспитания: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
В основе диктата или, иначе говоря, чрезмерной авторитарности родителей, лежит игнорирование интересов и мнений ребенка, лишение его права голоса по большинству вопросов, постоянный контроль. Диктат в семье может проявляться как одним, так и обоими родителями, он выражается в форме приказов, запретов, принуждения. Основой данного метода воспитания, осознают это родители или нет, является подавление личности ребенка, его инициативы.
Следствие же такого типа взаимоотношений будет зависть от характера ребенка. Либо малыш станет замкнутым, у него возникнет неудовлетворенность собой и неуверенность, повышенная тревожность, мнительность, склонность к страхам (данные черты при диктате формируются у ранимых и эмоционально незрелых детей). Либо же ребенок проявит протест и выразит сопротивление, которое может выразиться в виде лицемерия, вспышек грубости, и даже откровенной ненависти.
Сильная реакция сопротивления возникает у детей, по характеру склонных к лидерству. В дальнейшем неприязнь в семье будет лишь возрастать, и ребенок будет лишь больше отдаляться от родителей.
Разумеется, родители должны предъявлять те или иные требования к собственным детям, исходя из целей и задач воспитания, но нужно понимать, если в их основе лежит подавление личности ребенка, нежелание его слушать и считаться с ним, такая форма взаимоотношений обречена на неудачу.
Ведь даже если сопротивление ребенка оказывается сломленным, вместе с ним ломаются и такие важные качества личности, как чувство собственного достоинства, самостоятельность, вера в себя. Потому отношения в такой семье не могут гарантировать хороших перспектив на будущие.
Опека в семье представляет собой сложившуюся систему взаимоотношений, при которых родители стремятся исполнить все потребности ребенка, ограждая его при этом от каких бы то ни было забот и трудностей, решая их самостоятельно.
Мы выяснили, что в этом случае не может идти речи о полноценном формировании ребенка, поскольку такие дети становятся неприспособленными к жизни в коллективе. Ведь, по сути, родители сами лишают их возможности учиться, строить взаимоотношения вне семьи, а также принимать серьезные решения, брать ответственность за свои поступки на себя, мешая появлению у ребенка самостоятельности.
Следует отметить, что у детей в результате развивается так называемая выученная беспомощность – реакция, когда ребенок относится к любому препятствию как к непреодолимому. Хотя иногда такие дети с возрастом начинают восставать против излишней опеки родителей.
Потому, если сравнивать совершенно разные методики воспитания (диктат, где доминирует приказ, и вместе с тем излишняя требовательность и чрезмерную опеку), то можно сказать, что они по своим результатам в некоторых моментах совпадают. А именно и в том и в другом случае у детей наблюдается отсутствие самостоятельности и инициативы, поскольку они отстранены от решения, казалось бы, общих семейных вопросов и проблем.
Существует такая форма гиперопеки, когда ребенку позволяется абсолютно все. Любое действие малыша оценивается исключительно положительно, ему не делают замечаний, даже когда он явно ведет себя неподобающе, его поступки никогда не критикуются, капризы тотчас удовлетворяются. Этот способ воспитания способствует формированию эгоистичной, избалованной личности. Избалованных детей можно охарактеризовать как несдержанных, плаксивых, излишне требовательных, эгоцентричных, эмоционально незрелых.
В предыдущей главе мы сказали об одной из категорий родителей, которые зачастую избирают данный способ воспитания детей. Давайте теперь рассмотрим и другие категории, которым также свойственна гиперопека.
1. Гиперопека часто присуща не очень общительным матерям, с ограниченным кругом контактов. Именно на детях такие матери компенсируют недостаточную общительность.
2. В большой степени гиперопека также свойственна доминирующим в семьях матерям. Они непроизвольно стремятся создать определенную зависимость у детей. При этой форме гиперопеки у ребенка формируется механизм «обязывания» поступать заранее заданным образом.
3. Как особая разновидность, гиперопека встречается у матерей с истерическими чертами характера, добивающихся успеха и признания любой ценой. Средством реализации этих целей выступает ребенок, любое достижение которого открыто демонстрируется и подчеркивается.
Вокруг него создается «ореол» исключительности и вседозволенности, всячески показывается любовь и забота, проявляемая к ребенку матерью. Однако данное поведение рассчитано лишь на зрителей и истинные интересы ребенка на самом деле не учитываются.
Тактика воспитания, именуемая как невмешательство, характеризуется признанием целесообразности существования детей независимо от родителей или, во всяком случае, малой долей участия взрослых в жизни ребенка. В данном случае родители убеждены, что подобный метод воспитания способствует появлению у детей самостоятельности в принятии решений и ответственности, что они таким образом накапливают необходимый опыт.
Ведь ребенок, совершая ошибки, учится самостоятельно их анализировать и искать варианты исправления. Однако недополучившие родительской заботы и внимания дети будут чувствовать себя одинокими, недоверчивыми к окружающим, часто излишне подозрительными. Они привыкли опираться во всем лишь на себя. И так же, как все перечисленные выше типы воспитания, данная модель далека от идеала.
И лишь сотрудничество как тип взаимоотношений предполагает наличие общих интересов и целей внутри семьи, когда происходит совместное разрешение всевозможных вопросов и возникающих проблем. При этом учитывается мнение каждого из присутствующих, что предопределяет согласие в доме.
Здесь существует контроль в соблюдении ребенком необходимых требований, но все противоречия преодолеваются путем диалога, не происходит ущемления чьих-то прав. Для таких семей свойственна совместная деятельность, царящая атмосфера открытости, отсутствие лицемерия и скрытой агрессии.
Доверие и уважение интересов каждого позволяют ребенку реализовывать себя и раскрывать свой потенциал в разных сферах. Ему присуща инициативность. В этом случае семья становится сплоченным коллективом с особой внутренней организацией и едиными стремлениями. А потому можно говорить о подобном устройстве семьи как о наиболее перспективном.
Давайте приведем еще одну из наиболее известных условно существующих классификаций методов воспитания. Так можно выделить 3 вида методов: попустительский; демократический; авторитарный.
Названия говорят сами за себя. Если сопоставить их с ранее предложенными стилями воспитания, то не трудно определить, что авторитаризм соответствует диктату, когда родители навязывают свое мнение ребенку, подавляют его личность; попустительство – невмешательству, отстраненности от процесса воспитания, когда ребенок предоставлен сам себе. Демократический стиль предполагает согласие, учет интересов ребенка, то есть совпадает с сотрудничеством.
Как мы видим, именно демократический стиль воспитания, или, иначе говоря, сотрудничество, если придерживаться основных правил и не использовать перегибы в сторону гиперопеки или авторитаризма, обычно позволяет создать наилучшие взаимоотношения родителей с ребенком. Он формирует у детей самостоятельность, нормальную самооценку, активность и инициативность.
Отношения, основанные на доверии и уважении, позволяют создавать непринужденное общение в семье, развивает коммуникабельность у ребенка и в дальнейшем способствует взаимопониманию между ним и родителями.
В этом случае взрослые придерживаются последовательной и в то же время гибкой системы воспитания, определенной следующими характеристиками:
– Мотивы своих требований родители всегда объясняют;
– Семейные правила устанавливаются и твердо воплощаются в жизнь, но при этом родители не считают себя непогрешимыми;
– В ребенке ценится как послушание, так и самостоятельность, ответственность;
– Мнение малыша всегда учитываются, но принимается, лишь когда это целесообразно, опять же исходя из его интересов.
Во всяком случае, как бы условно не назывался тот или иной стиль воспитания, залогом гармоничного формирования ребенка является сочетание любви, внимания и заботы к нему со стороны родителей с набором необходимых требований, которые они должны предъявлять и неукоснительно воплощать в жизнь. Вышеперечисленные правила являются условием грамотного подхода к воспитанию.
Самооценка ребёнка – как она формируется