Плохо комплексовать, плохо трусить, плохо испытывать чувство вины, плохо проигрывать в споре, плохо не уметь ответить на обиду… Овладение приёмами манипулирования позволит друзьям, близким людям, начальнику, подчиненным больше вас ценить и уважать. Овладеть в совершенстве всеми приемами манипулирования – это значит познать природу человека, а также самого себя. Это важная задача для того, кто хочет добиться успеха в жизни! Дело в том, что природа людей манипулятивна по своей сути.
Обычно, когда говорят о манипулировании, большинство людей отрицают свою причастность к этому явлению. Многим из нас хочется слыть непогрешимым и чистым, избавленным от такого низкого и чёрного порока, как манипулирование людьми. Но увы, это не так – все манипулируют друг другу. Однако кто-то это делать неосознанно, а кто-то – совершенно сознательно.
Учиться манипуляциям нужно, потому что ощущение отсутствия контроля над своей жизнью переживается человеком очень трагично, порой невыносимо. Природа людей такова, что мы все стремимся обладать большей властью. Мы устроены так. Какими бы мы не прикидывались добрыми и милыми, наши социальные инстинкты невозможно подавить или игнорировать. Мы все хотим власти над людьми – хоть во имя добра, хоть во имя зла, но всё равно хотим.
Манипуляции – это результат эволюции, когда каждый человек стремится к обладанию большего количества ресурсов. Например, ни одно животное не использует шантаж, чтобы получить какую-то выгоду от несчастья другого животного, а человек использует. Для того, чтобы удовлетворять свои потребности, человек прибегает к всякого рода манипуляциям.
Некоторые осознают это свойство людей и сознательно используют манипуляции, а другие люди этого не осознают и становятся жертвами. Итак, влиять на людей хотят все. Другое дело, как осуществляется это влияние и какого оно сорта – тонкое или грубое, явное или скрытное – успех зависит и от этого. Необходимо учиться понимать людей. Это, пожалуй, самое важное. Понимание скрытых мотивов людей открывает большие возможности для манипулирования.
Стремление к власти, обеспеченности, красивой жизни, любви – этого у человека не отнять, это смысл и цель жизни большинства людей. Умение манипулировать людьми порою просто необходимо, чтобы этого добиться. Навык этот можно развить так же, как развивается навык хорошо водить машину. Первоначально осторожно, с опаской, а по мере накопления знаний и опыта – более уверенно.
Всех людей, с которыми Вы встречаетесь в жизни, можно условно разделить на три большие группы: 1) Шкурник (психологическая позиция: Я + , ВЫ – ); 2) Партнёр (психологическая позиция: Я + , ВЫ + ); 3) Жертва (психологическая позиция: Я – , ВЫ + ).
Шкурник. Это завистливые, ревнивые, хвастливые и эгоистичные люди. Шкурники не прощают обид. Очень часто они недовольными всем, всеми и собой в том числе. В любой ситуации они стремятся сразу же захватить инициативу, уступать – не их стиль (если только это тактически не целесообразно).
Они не любят внимательно слушать, игнорируют мнение окружающих. Аккуратны, рациональны, в пределах изобретательны. У них высокая самооценка, но чаще всего – завышенная. Как правило, они подвержены авторитаризму. Рефлексией и самоанализом не страдают. Шкурником можно манипулировать, только зная грамотные подходы к нему. Шаг в сторону, неудачная шутка – и Вы подорвались! ☺
Жертвы. У этих людей, наоборот, заниженная самооценка. Им постоянно требуется одобрение и поддержка извне. Они достаточно часто умны и талантливы, но любят заниматься самоедством. В общественной жизни они, как правило, не слишком рвутся наверх. Нередко они стыдливы, часто бескорыстны, иногда мечтательны. Жертва – это подарок для манипулятора. Жертвой сам Бог велел манипулировать. Негрубые ошибки манипулятора жертвы не заметят, даже примут, как должное, сами для себя найдут оправдание поведению манипулятора.
Партнёры. Во-первых, эти люди оценивают окружающих по их личностным (деловым) качествам. Они в меру занимаются самоанализом, у них трезвая и адекватная самооценка. Не зависят от внешней оценки. Независтливы интеллектуально и экономически. Стараются преодолеть в себе неадекватные психические комплексы. Обучаемы, любознательны и инициативны.
Партнёрами нет смысла манипулировать, так как они или играют с Вами по правилам, или не играют вообще. Манипулировать собой не позволяют, внимательны, в меру осторожны. С ними всегда можно договориться, если Вы будете с ними вести себя честно и естественно.
Для лучшего понимания можно проанализировать приведённые три психотипа людей с помощью главных характеристик.
Шкурник:
Типичная позиция в переговорах – доминирующая (подавляющая);
Любимая манера общения – высокомерно, надменно;
Степень общего доверия к людям – недоверчивость, подозрительность;
Степень внушаемости – трудно внушаем;
Личная активность, самостоятельность – высокая;
Рефлексия, самоанализ – почти отсутствует;
Базовая установка на переговоры – «Я умнее других».
Жертва:
Типичная позиция в переговорах – рецессивная (подчинённая);
Любимая манера общения – уступчиво, податливо;
Степень общего доверия к людям – излишняя доверчивость;
Степень внушаемости – легко внушаем;
Личная активность, самостоятельность – низкая;
Рефлексия, самоанализ – излишний;
Базовая установка на переговоры – «Вы лучше знаете».
Партнёр:
Типичная позиция в переговорах – нейтральная (отстранённая);
Любимая манера общения – равноправно;
Степень общего доверия к людям – адекватная ситуации;
Степень внушаемости – через анализ, осмысление;
Личная активность, самостоятельность – высокая или средняя;
Рефлексия, самоанализ – периодический;
Базовая установка на переговоры – «Давайте думать».
Данная классификация несложная, но очень полезная, особенно если Вы взаимодействуете вплотную с разными людьми. Конечно, я вполне допускаю, что внутри каждого человека «живёт» немного Шкурника, немного Жертвы, немного Партнёра. Но сейчас идёт речь о доминанте того или иного типа в психике конкретного человека. Это доминанта, как правило, чётко прослеживается.
Если Вы вступаете в переговоры с каким-то человеком и обнаруживаете, что он относится к Вам изначально негативно, хотя Вы ничего плохого ему не сделали, то задумайтесь – так могут вести себя только Шкурники в силу специфической психической организации данного типа.
Научное мнение: «Одни люди в ответ на добро отвечают добром. Другие проявление добра воспринимают как проявление слабости и будут пытаться сесть тебе на шею. Критерии добра и зла формируются в детстве. Взрослого человека перевоспитать нереально.
Если твой партнер, знакомый, коллега воспитан по типу кухаркиного сына, и тупо стремится получить все, ничего не давая в ответ, а ты пытаешься воздействовать на него собственным гуманизмом и идешь на уступки, то твоя доброта ни к чему не приведет. Он еще больше обнаглеет, уверовав в верность своего пути и правильность собственной тактики». [Воеводин]
Глава №3. Какие потребности порождают манипуляции?
«Работа по осознанию собственных мотивов
очень важна и очень трудна. Она требует не только
большого интеллектуального и жизненного опыта,
но и большого мужества».
[Шапарь]
Манипуляции не возникают на ровном месте, они неизбежно опираются на сложную, часто противоречивую природу человеческих стереотипов. Они также зависят от уровня интеллекта, степени социального развития конкретных людей (участников манипуляций).
Исходной базой для осуществления любых переговорных манипуляции являются потребности человека, а также способы их удовлетворения. Вообще, психологи выделяют пять основных групп потребностей:
Физиологические потребности человека (в еде, сексе, тепле и пр.)
Потребности в защите и безопасности
Потребности в принадлежности (к коллективу, социуму, группе)
Потребности в признании (собственной значимости)
Потребности в самореализации, самовыражении (самоактуализации)
Эти группы потребностей составляют иерархическую структуру, то есть предполагается, что потребности возникают и удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Не всегда так происходит, но общая тенденция такова.
Это пять неотъемлемых потребностей человека. Для полноценного удовлетворения своих потребностей человеку необходимо вступать в разнообразные социальные отношения, контакты, общаться, договариваться с различными людьми, конфликтовать и соперничать.
Любым человеком легко манипулировать в том случае, если он сильно зависит от удовлетворения каких-то своих потребностей, а вы знаете об этом. Согласитесь, любым человеком легко манипулировать в том случае, если манипулятор знает, от чего данные человек психологически зависит, от каких своих потребностей, нужд, сильных интересов?
ВАЖНО:
Человеком легко манипулировать, если Вы знаете, от чего он психологически зависит – от удовлетворения каких потребностей?
Сильную зависимость человека от удовлетворения каких-либо своих потребностей я буду называть это нуждой. Нужда создаёт благоприятную почву для всевозможных манипуляций человеком. Нужда – то есть сильная неудовлетворённость какой-либо потребности человека (в любви, защите, признании и так далее) – делает человека психологически слабым перед умелыми манипуляциями. Нуждающийся человек – это подарок для манипулятора!
Подумайте сами. Прикрываясь лозунгом какой-либо благородной цели (например, любви, защиты), можно одурачить человека и заставить его совершить массу выгодных для искусного манипулятора вещей. Человека не заметит манипуляций против себя, пока уже не будет слишком поздно. Потому что жертва была ослеплёна собственной нужной в чём-либо, а искусный манипулятор просто умело на этом сыграл.
Пример: Иногда в деловых кругах случались такие истории. Представьте, что вы владелец какой-то достаточно крупной коммерческой структуры. И случилось так, что вас ограбили неизвестные вам люди на приличную сумму.
Что делать? Вы обращаетесь за помощью к местным бандитам, чтобы они вас защитили. Вас, конечно, защищают (разумеется, не бесплатно). Однако если бандиты обнаруживают, что ваша нужда в защите очень велика, то из вас, в конечном итоге, «вытянут» намного больше, чем вы потеряли бы в результате грабежа.
Так или иначе, но вам предложат взять весь ваш бизнес под защиту уже на постоянной основе. Этого трудно избежать. Конечно, за удовлетворение потребности в безопасности следует платить, но за нужду – люди платят гораздо больше.
Например, эксплуатируя нужду в любовных отношениях, искусный манипулятор может использовать такие только для сексуального удовлетворения или удовлетворения чувства собственной значимости.
Согласитесь, что такое часто встречается в жизни, когда несчастная брошенная женщина возмущается: «Я его любила, а он думал только о сексе!» Но виноват, в первую очередь, сам человек, который был ослеплён своей потребностью в любви и заботе и перестал (а может быть, никогда не умел) отличать фальшь от реальности.
Следует быть более внимательным, чтобы уметь разглядеть, когда кто-либо пытается манипулировать Вами и каким образом он это делает. Но для этого следует хотя бы на время убрать голос своих потребностей, что взглянуть на сложившуюся ситуацию объективно и беспристрастно. Не менее важно – научиться разбираться в людях.
Пример: Михаил Литвак описывает пример любовной истории, когда молодой, очарованный одной девушкой, собирался жениться на ней. Она казалась ему прекрасным, нежным и чистым белокурым ангелом. Он был влюблён по уши, был без ума от неё.
И дело уже шло к свадьбе. Но однажды он пришёл к ней домой немного раньше запланированного времени. Он вошёл в её подъезд и услышал, как его любимая девушка на лестничной площадке обсуждает с каким-то лицом кавказской национальности интимные подробности только что проведённой с ним ночи.
При этом она звонко хохотала и обсуждала с этим мужчиной своего нового ухажёра, за которого она собирается выйти замуж, то есть молодого человека, который это всё случайно услышал. Разумеется, свадьба после этого не состоялась. А могла бы быть, если бы не досадная случайность.
Поскольку интересов и потребностей у человека много, то поле для манипуляций между людьми большое. Эксплуатируя потребность человека в принадлежности к какой-то социальной группе (статусом), открываются возможности для разнообразных манипуляций. Не даром Наполеон говорил: «Солдат не расстанется со своей жизнью ради вас, но он отдаст её вам за лоскут цветной ленты».
Пример: Я знал одного молодого человека, который мечтал стать очень авторитетным бандитом. Он вырос в небогатой среде, родители работали на заводе и всю жизнь боялись какой-либо инициативы и самостоятельности.
Бандитом он решил стать, потому что считал, что только этим путём можно чего-то в жизни добиться, и был уверен, что все выдающие люди вышли из криминала. В результате, он попал под влияние нескольких бандитов, которых очень сильно уважал.
Они с удовольствием его использовали в своих делах. Под их давлением он осуществлял несложную, но грязную работу, а в результате какого-то инцидента крайним стал именно он, со всеми вытекающими последствиями.
Итак, запомните, пожалуйста:
ВАЖНО:
Тот, кто сильной нуждается в чём-либо, становиться жертвой манипуляций.
Тем, кто способен объективно и беспристрастно взглянуть на ситуацию, трудно манипулировать, зато он сам способен манипулировать другими
Заметьте, я не говорю о том, что человек, освободивший себя от острой нужды в чём-либо, не испытывает потребностей и не удовлетворяет их. Напротив, испытывает и удовлетворяет, и хочет удовлетворять. Разница заключается в том, что нужда заставляет человека психологически мучаться, испытывать дискомфорт, морально страдать. Человек может прятать даже от себя самого такие страдания, но они всё равно существуют в его подсознании.
Если манипулятору удалось узнать или почувствовать, что жертва чем-то озабочена, в чём-то сильно нуждается, то он легко может использовать это в своих корыстных целях.
Пример: Цыганка «раскрутила» одну женщину на крупную сумму, хотя до этого случая женщина никогда не связывалась с цыганками и игнорировала их. Но той цыганке удалось попасть в нужную болевую точку: «У твоего сына порча на смерть, я хорошо это вижу… А ещё у мужа твоего явно есть любовница…» После этого цыганка выманила у женщины крупную сумму денег. Определите сами, какая потребность этой женщина превратилась в нужду и была умело «использована» цыганкой?
Единственный путь избавиться от психологической нужды – это признать её, а затем переосмыслить для себя важность этой потребности. Давайте рассмотрим подробнее потребность в собственной значимости. Название потребности говорит само за себя – это желание чувствовать себя значимым (значительным) человеком.
Можно догадаться уже из определения этой потребности, что здесь будет присутствовать много характерных манипуляций – например, применение грубой лести, восхваления и пустые комплименты, присвоение пустых, но сотрясающих воздух титулов, званий и многое другое.
Даже провоцирование национализма является дешёвой манипуляций. На всём этом умелый манипулятор может получать свои «дивиденды». Удовлетворение потребности в собственной значимости принимает много патологических форм, а также используется многими манипуляторами в общественной жизни, в бизнесе, политике, любовных отношениях и т.д.
Первоочередной задачей для осуществления какой-либо манипуляции с человеком является выявление его ведущего мотива, который будет являться основой для будущей манипуляции. Что такое мотив? Мотив – это внутреннее побуждение человека к деятельности, вызванное удовлетворением определённой потребности.
Ведущий мотив – это такой мотив в человеке, ради которого он готов проявлять активность в конкретной жизненной ситуации и ради которого человек может пойти на уступки. Ведущий мотив можно использовать в качестве основы для дальнейшей манипуляции. Именно на него следует воздействовать, чтобы эффективно влиять на данного человека.
Зная ведущий мотив человека, на него становится легче воздействовать. Я буду называть его для простоты зацепкой. Почему человек покупает конкретную вещь? Почему он предпринимает те или иные действия? Почему голосует за того или иного политика? Почему живёт с тем или иным человеком?
Ответы на подобные вопросы часто кажутся банальными, но это простота ошибочна. Природа человеческой мотивации очень сложна и часто неосознаваемая даже самим индивидом. Но если Вы постараетесь её понять, то сможете обрести настоящую власть над человеком.
ВАЖНО:
Мотивы своих поступков большинство людей не осознаёт!
Если Вы в процессе взаимодействия с человеком Вы не стараетесь найти его зацепку, а тем более игнорируете это, то Ваше взаимодействие вряд ли будет плодотворным. Очевидно, что если Вы нашли и осознаёте мотивы другого человека, то у Вас появляется неплохая возможность управлять им в своих интересах.
Пример: Одна семейная пара, муж и жена, очень хотели приобрести квартиру в конкретном доме. Они обратились в агентство недвижимости, которое продавало эту квартиру. Риэлтор этого агентства осознал, что этих людей можно зацепить именно за эту квартиру. Он искусственно придумывал трудности для осуществления сделки, благодаря которым обосновывал повышение цены на эту квартиру.
Кроме того, их старое жильё было взято агентством в зачёт по цене существенно ниже рыночной. В итоге агентство много выиграло, а семейная пара пережила много стрессов, прежде чем получить вожделенную квартиру.
Пример: «Мы с женой решили поменять квартиру. Нашли объявление в газете о продаже «трёшки», на улице и в доме, который нас устраивает. Во-первых, ближе к моей матери, во-вторых, недалеко от работы, и место удачное – всё рядом. Это был вариант, который нам нужен.
Мы позвонили по телефону, нам назначили просмотр квартиры на определённое время. Мы с женой пришли, и там был агент, который нам её показал. Он сказал, что с хозяином у них заключен договор, что ему он подыскивает другую жилплощадь. Мы были очень рады, сразу согласились на этот вариант, сказав, что в соседнем дворе живёт мама, что нам вообще всё идеально подходит. Внесли задаток и стали ждать, когда агент подберёт вариант хозяину квартиры. Прошло более 3-х месяцев, прежде чем мы получили эту квартиру. В течение этого времени стоимость квартиры поднималась три раза.
Агент постоянно ссылался на какие-то трудности с подбором с квартиры своему клиенту, с оформлением документов и т.д., повышая при этом стоимость нашей будущей квартиры. В итоге, мы купили её на 5 тысяч долларов дороже, чем первоначальная цена. Держали бы язык за зубами, скорее всего, не пришло бы столько переплачивать и столько ждать. Это спектакль «с трудностями» был ради нас.
Смысл из этого примера можно извлечь следующий:
ВАЖНО:
В любых отношениях не давайте другой стороне обнаружить Ваш ведущий мотив, так как это, скорее всего, будет использовано против Вас
Как обнаружить зацепку в поведении другом человеке? Одним из способов поиска зацепки является метод, который называется «расстрел аргументами».
Пример: Вы стоите напротив человека, от которого вам нужно что-то получить. Замечу, что совершенно неважно, что вы хотите получить от человека: подписи, секса, сделки, принятия некого предложения. Теперь в ходе общения старайтесь как бы «прощупывать» собеседника на наличие его актуальных мотивов. Человека можно попробовать немного испугать (негативное будущее), взять «на слабо», обещать какие-то выгоды (позитивные ожидания) и прочее.
Используйте всевозможные способы, чтоб найти главный мотив, движимый человеком, чтоб «зацепить» его. Во время разговора старайтесь использовать множество приёмов и аргументов с одной задачей – найти «зацепку». Разумеется, что чем дольше вы общаетесь с определённым человеком, тем лучше вы его знаете.
Возможно, Вы спросите, морально ли цеплять человека на такие чувства как страх, жалость, чувство вины, стыда и другие негативные чувства? Решать только вам. Но учтите, что против вас, скорее всего, будут всё это использовать и уже используют. Из дальнейшего материала тренинга Вы сможете убедиться в этом.
Вы должны всегда держать в уме, что у всех людей есть слабости. Эта наша ахиллесова пята, та наша часть личности, которая очень уязвима. Эта часть не способна сопротивляться, она будет повиноваться вашей воле, если вы будете ей манипулировать. Бальтазар Грациан писал: «Находи рычаг для каждого человека. Это искусство побуждать действовать людей, будто по их собственной воле. Ты должен знать, как подступиться к каждому. Зная побудительные мотивы человека, ты тем самым получаешь ключ к его душе».
Как же найти в человеке его слабости, его неудовлетворённую потребность (нужду), зацепку? Во-первых, обращайте внимание на язык жестов человека. Еще Зигмунд Фрейд заметил: «Ни один смертный не способен хранить секрет. Если молчат его губы, говорят кончики пальцев; предательство сочится из него сквозь каждую пору».
Повседневные обычные разговоры – вот ключ к вашей власти. Человека всегда выдадут его случайные жесты или мимолётно сказанные слова. Держите глаза и уши востро! Будьте внимательны. Покажите тому, на кого вы собираетесь влиять заинтересованность разговором. Притворитесь, что открыли ему душу, доверьте ему ваш (незначительный) секрет. Секрет этот может быть выдумкой или правдой – это не имеет значения. Важно, чтобы казалось, что ваши слова идут от чистого сердца. Это, как правило, вызывает ответ, не менее искренний, но в этом ответе Вы и обнаружите слабость этого человека.
Во-вторых, помните, что большая часть у человека слабостей возникает в детстве. Может быть, ребенка баловали, давали ему поблажки, а может быть какие-то его эмоциональные потребности оставались неудовлетворенными. Одним из признаков такой слабости является пример, когда ваше поведение подталкивает человека «впадать в детство», мечтать, вздыхать и тосковать о чём-то. Вы наверняка сталкивались с такими случаями.
В-третьих, научитесь манипулировать чувствами людей. К таким чувствам можно отнести страх или любое низменное побуждение: похоть, жадность, тщеславие, ненависть и т.д. Находясь в тисках этих чувств, человек часто не способен совладать с собой, так что вы можете использовать это в своих интересах.
Помните, что в любом человеческом поведении есть мотивы или выгоды. Просто так ничего не происходит. Понять мотивы человека – значит найти ключ к нему. Зная ведущий мотив человека в какой-либо конкретной ситуации, можно успешно и целенаправленно влиять на этого человека.
ВАЖНО:
Понять мотив – значит найти ключ к человеку!
Уважаемый читатель! Мы определились с понятием манипуляция, а также мотив человека, ведущий мотив. Также мы выделили три основных типа людей по отношению к использованию манипуляций. Со следующей главы мы перейдёт уже к рассмотрению конкретных видов манипуляций.
Глава №4. Умалчивание и враньё