Елена Ермакова
Женский инфобизнес вне возраста, страха и стресса
Введение. Кто я и зачем вообще Вам эта книга
Привет, на связи Елена Ермакова. Знакомые и друзья зовут меня просто – Эрнестовна (и это – моё настоящее отечество). В начале книги принято писать, кто я вообще и зачем вам эта книга.
Я столько раз меняла профессии в своей жизни, что описывать все не хватит и целой книги. Я – человек-сканер, мне интересно абсолютно всё. Вот, к примеру, совсем недавно я стала писательницей, и 1 августа 2022 года выпустила свою первую книгу «Эмоциональный копирайтинг» всего за 5 дней. С моей помощью уже написано более 500.000 текстов. Мне понравилось писать книги, приносящие пользу, быстро, здесь и сейчас. И я написала ещё четыре книги:
«Женский бизнес «Вконтакте» без миллиона в кармане»
«Как легко продавать себя дорого и в кайф»
«Предназначение. Цель. Жизнь»
«33 подсказки для вдохновения автора».
И вот пишу для вас уже свою 6-ю книгу. Я даже рискнула и осуществила свою мечту с 2017 года, придумала и напечатала метафорические карты «33 подсказки для вдохновения автора».
Вот что я написала о себе на своей авторской странице «ЛитРес»:
«Елена Ермакова. Писательница. Коуч по текстам. Организатор писательских марафонов. Мастер креативного маркетинга, копирайтер, smm-специалист с опытом 9 лет. Я – пинатель прокрастинаторов, заряжатель мозгаторов, вдохновитель скучаторов и освещатель непониматоров. Писательница текстов и книг по имени «строчунья». Строчу тексты я очень быстро, бывает и очЕпятки оставляю, но больше о них не переживаю. Раньше я играла на фортепиано, а сейчас мои пальцы играют на клавиатуре, ведь музыка текста такая удивительная и очень красивая. Я могу сыграть для вас любую мелодию текстом, просто попросите».
В мире быстрый информации и скоростей мы хотим меньше тратить время на чтение лишней информации, я и сама люблю делать всё быстро, поэтому в моих книгах нет воды: всё чётко и только по делу.
В 2023 году (а это мой год Кролика) мне исполнилось 48 лет, и, сколько я себя помню, я всегда занималась продажами и бизнесом. Продавала игрушки и деревяшки ребятам, когда родители отвозили меня в деревню на лето. Деньгами были подорожники (наверное, многие вспомнят эти весёлые игры). Продавала польскую косметику в школе подругам и зарабатывала свои первые настоящие деньги.
В семнадцать лет у меня уже работали первые ларьки и был опыт общения с товарищами, которые контролировали весь бизнес в Питере. Я стала миллионером, но кризис 2014 года разорил меня полностью, и именно тогда я приняла окончательное решение уйти из оффлайн-бизнеса в онлайн. Больше никаких аренд, закупок товаров, расходников и найма сотрудников. Я решила свести свои финансовые риски к минимуму и ушла в соцсеть «Вконтакте», ведь здесь не надо платить аренду.
За прошедшие 7 лет я потратила ещё один миллион рублей на своё обучение. Я нанимала дорогих и не очень специалистов, училась и получала новые профессии. Мне было очень страшно. Я помню свой первый курс по таргетированной рекламе во «Вконтакте» в 2016 году. Проревела почти весь курс, ничего не понимая. Мне было очень сложно разобраться в незнакомых словах и действиях. Я ведь далеко не программист, и переучиваться, когда тебе за 40, не так просто, как в 20. А большая часть такого образования направлена на молодой возраст. Многие курсы так и остались нетронутыми, потому что оказались слишком трудными, скучными и шаблонными. А уж про обратную связь от кураторов курсов я просто промолчу.
Есть много книг, написанных про инфобизнес, и я прочитала почти все, но они либо устарели, либо написаны непонятным нам языком. Но нет ни одной книги, посвящённой именно женскому инфобизнесу, и я решила исправить этот пробел и написать свою, упаковав весь мой личный опыт и опыт своих клиентов.
И да простят меня мужчины, но продажами в мире сейчас управляем мы, женщины, даже если они его возглавляют. Ведь основная часть успешных сотрудников – представительницы прекрасного пола. При слове «бизнес» мы словно попадаем в мужской мир, и страх потеряться – первое, что приходит на ум. Наш мир считается мужским миром, а женщине, как правило, отводится роль второго плана. Но я вам заявляю, что шансы на успех в бизнесе у мужчин и женщин не то, чтобы равнозначны. У нас, женщин, их гораздо больше. И когда вы дочитаете эту книгу до самого конца, вы поймёте – почему.
Мне не хочется тратить ваше время на чтение перечислений своих компетенций, об этом вы можете прочитать на моей странице во «Вконтакте». А сейчас давайте лучше поговорим о вас. Эта настольная азбука женского инфобизнеса поможет вам не просто начать стартовать без вложений. Она станет вашим верным помощником на целый год, а, быть может, и на несколько лет.
Я уверена, что вы будете перечитывать её снова и снова, открывая для себя знакомые главы уже совсем по-другому. Больше не придётся бегать по чатам в поисках нужных ответов, сохранять в закладках советы и собирать по крупицам информацию в океане постов.
Совсем недавно я прочитала одно мнение про инфобизнес, где автор высказывания достаточно твёрдо сказал, что не каждый по возрасту может им заниматься, а особенно – люди пенсионного возраста.
Да, возможно, запуск большой инфошколы им не по зубам. Я придерживаюсь своего мнения и считаю, что каждая из вас (и не важно, в каком статусе, возрасте и весе вы живёте прямо сейчас) может запустить свой инфобизнес. Да, скорее всего, не на миллионы в месяц! Но, если моя книга поможет продать вам свои таланты и, например, добавить в свой бюджет одну, две или три пенсии, разве это плохо?
Моя мама проработала двадцать лет на Кировском заводе в Ленинграде (ушла на пенсию в 45 за вредность), а потом ещё десять лет техником-электриком лифтового оборудования. И я полагаю, что она достойна большей пенсии и привилегий. У кого, как не у людей в возрасте, есть огромный жизненный опыт по разным вопросам, которым они могут поделиться с миром?
Но самое главное: человек будет чувствовать себя нужным, востребованным и не одиноким. Ведь не секрет, что очень часто мы остаёмся на большую часть своей жизни в одиночестве, будучи уже в возрасте 60+. Дети выросли и живут своей жизнью, возможно, даже в другом городе или стране.
Одна книга – одно решение. В этой книге я буду часто повторять и выделять очень важные вещи, но не удивляйтесь, я не сошла с ума, мне хочется по-разному донести до вас смысл и посыл этого, если хотите, пособия.
Глава первая. Что такое современный инфобизнес
Я помню время, когда читала и изучала Андрея Парабеллума. Его книги я бережно храню и перечитываю до сих пор. Но с каждым годом поле инфобизнеса растёт и меняется, идя в ногу с трендами и со временем.
Ковид и карантин 2020 года загнал нас всех по своим квартирам, и именно этот год я считаю переломным в трансформации инфобизнеса в России, а также своей личной трансформации. Нам всем стало ясно, что можно легко вести прямые эфиры прямо с кухни, без красивого пиджака и макияжа от стилиста. Больше не надо снимать фотостудии, чтобы делать вылизанные фотографии с ретушью, записывать свои курсы в дорогих местах, нанимать видеооператоров и монтажёров.
Не знаю, как вы, а я точно выдохнула, что можно легко быть самой собой, а не пытаться стать идеальной картинкой после обработки и ретуши.
Мы с вами живём примерно в одинаковых условия: где-то любимым котом потрёпаны обои, которые давно пора поменять. То денег не хватает, то желания нет затевать новый ремонт.
Мы не живём в царских хоромах, и нет смысла это скрывать за фасадом красивых студий, ведь рано или поздно нам придётся показать истину, как пришлось сделать это в тот самый период самоизоляции.
Больше не надо снимать офисы. Можно смело продавать свои курсы прямо из дома, а это – огромная экономия денег и времени. У меня была аренда, и не одна. 3 часа ежедневно на дорогу, собраться, одеться, макияж, вернуться домой.
Я родилась в Ленинграде, который стал Санкт-Петербургом. У нас тут лето очень короткое, а основную часть своей жизни мы живём в дождях, сером небе и мокром снеге. Пока дойдёшь до метро, уже и продавать ничего не хочется: ноги промокли, тушь потекла, ветер выдул всю спину. В метро жарко, душно, в час пик негде сесть и приходится стоять. Все эти факторы отнимают очень много энергии, особенно, если тебе уже немного за 40. Женские коллективы, в которых ты не работала, а выживала среди сплетен и зависти. Самодуры-начальники, ежедневно выдумывающие новые поручения, лишняя нагрузка.
Я – человек с креативным чувством юмора. Помню, как в 2020 году придумала название своему инфобизнесу: «Бизнес в труселях». Встала с кровати, заварила кофе и села работать. Помните эти смешные видео, где у человека верх в пиджаке, а низ в трусах? Вот такой была я в 2020-м, да и, что греха таить, до сих пор бывает! Эфиры провожу в таком виде ранним утром. Ведь никто не видит, что надето у меня внизу. Я даже хештег себе придумала: #лохматый_писатель.
Не знаю, как вы, а я стала больше доверять таким же, как сама, простым спикерам из дома: без макияжа, идеальной причёски и обстановки. Тем более, что печальный опыт красивых картинок мне уже известен.
Я покупала много красивых обёрток, а по факту курсы проводились чуть ли не из комнаты с плохим качеством трансляции и звука. Блестящий фантик ничего не даёт, кроме того, что вы на него поведётесь и купите услугу, обучение или курсы. Уверена, что и вы хоть раз сталкивались с такой ситуацией.
Сейчас всё стало прозрачно и понятно, можно сразу увидеть – живой и настоящий спикер, или так, дешёвая оболочка. Не знаю, как вы, а я бегу от красивых картинок, и точно уже никогда у них ничего не куплю. За красивым фасадом, как правило, всегда скрывается какой-то подвох.
Ведь я и сама всё время учусь и покупаю себе новое образование или тренинги, хожу на разные движухи и наблюдаю. Мир инфобизнеса так стремительно меняется, что надо всё время держать руку на пульсе.
Вам и мне больше не надо играть кого-то, как на сцене. Достаточно быть самой собой.
Но ещё нет ни одной книги, посвящённой именно женскому инфобизнесу, поэтому я решила исправить этот пробел и написать свою.
Девиз моей жизни такой: «Вас достаточно!». К нему мы ещё не раз будем возвращаться в этой книге.
Вы сами учились, у вас есть личный жизненный и практический опыт в разных вопросах просто потому, что вы прошли через него самостоятельно и можете поделиться результатами, включая неудачные шаги и попытки. Возможно, вы, как и я, поменяли профессию, а, может быть, и не один раз. Нашли спустя долгие годы дело всей своей жизни, и не можете не поделиться этим с миром.
Вам ведь тоже надоело читать эти сказки про то, как легко после месячного курса за 100.000 рублей вы будете зарабатывать миллион и жить на Бали? Смешно, но эти сказки до сих пор работают. Их просто немного изменили. Но об этом я напишу в другой главе.
Современный женский инфобизнес – это именно то, что вам сейчас нужно. Раньше женщины делились своим опытом просто так, за чашкой чая, в компании. Но сейчас на этом можно и нужно зарабатывать: не выходя из дома, не увольняясь с хорошей работы, или сидя дома с детьми, не имея бюджета на рекламу, без найма специалистов по продвижению или продажам.
Вам не нужны сверхзнания или дипломы по маркетингу. Просто нужно быть самой собой, дать себе время, чтобы привлечь аудиторию и начать зарабатывать.
Всё уже есть внутри вас!
Глава вторая. Моё начало в инфобизнесе
Я начала свой путь в инфобизнесе в 2017 году. Сейчас кажется, словно это было в другой жизни и не со мной. Свои первые курсы я прошла по макияжу. Я была активным визажистом, сотрудничала со знаменитым брендом профессиональной косметики и решила, что мне нужна моя собственная школа визажа.
Насмотревшись на успешных коллег, я смело решила, что у меня тоже получится. В те годы я активно развивала и запрещённую социальную сеть, и «Вконтакте», продолжала обучаться smm и таргетированной рекламе.
Решение принято – и вот я уже веду курсы: индивидуальные, групповые. Субаренда в офисе косметического бренда, с которым я работала, – и вперёд!
Я чётко определила свою целевую аудиторию и начала её собирать. В общем, дело пошло. Но этого мне было мало, и я придумала ещё один проект: творческая фотомастерская для девушек и женщин плюссайз. Начала организовывать и продвигать фотосессии.
Плана не было. Я просто загорелась идеей продавать курсы и много зарабатывать, ну а иначе зачем всё это? Мозгов тоже не было. Точнее, они были не такие расчётливые и умные, как в 2023.
Было потеряно очень много средств на рекламу, вложены большие суммы в расходники, потрачено на аренду и прочее. Я нанимала маркетологов и других специалистов по продвижению, но продажи шли ни шатко, ни валко.
И наступил тот самый день, когда клиенты закончились. Подруги и подруги подруг отучились, все сфотографировались – и наступила тишина. Заявки, конечно, поступали, но очень мало. А количество продаж никак не покрывало сумму расходов на продвижение. Жить на эти деньги вообще было невозможно. Именно в 2017 я приняла решение оставить эти проекты просто как хобби и начать продавать курсы по продвижению в соцсетях, а также себя как наставника.
Забегая вперёд, скажу, что далее было принято решение полностью завершить карьеру визажиста, закрыть школу макияжа и передать права на фотосессии своему уже бывшему партнёру по проекту.
Моя личная консультация в 2017 году стоила всего 350 рублей. Сейчас её цена 10.000 рублей. Личное наставничество, соответственно, – было 2.500 рублей в месяц, сейчас – 50.000 рублей. Я твёрдо решила, что мой опыт креативного маркетолога с большим практическим стажем имеет право на то, чтобы я могла не просто делиться им открыто, но и продавать.
Но были большие, нет, не большие, а огромные барьеры в моей собственной голове и убеждения, которые мешали стартовать с большой скоростью. Догадались – какие?
Да, это именно они – пресловутые синдром самозванца и перфекционизм. Именно в 2017 и 2018 годах я, словно Шумахер, гналась за спикерами, на которых смотрела каждое утро. Успешные, популярные, продающие на большие чеки. И хотела точно так же!
Я не думала о том, что у них уже работает команда и есть бюджеты. Мне хотелось соответствовать красивой, вылизанной картинке и шикарному дизайну. И я тратила все свои потом и кровью заработанные деньги на нужную упаковку, искренне думая, что, когда аудитория увидит всё это, меня сразу купят со всеми потрохами!
В те далёкие годы я, естественно, понятия не имела о воронках и прогревах. О том, что не красивая картинка приводит продажи, а сама личность того, кто продаёт. Я злилась, меняла дизайнеров, продолжала тестировать разные варианты визуального оформления своих соцсетей, отдавая все деньги, которые зарабатывала, в бесконечную яму слива бюджета.
Я выступала везде как маркетолог бесплатно, наивно полагая, что, увидев меня один раз, люди сразу захотят меня купить. Я ложилась спать с мыслями: «Почему меня не покупают?». Я вставала с мыслями: «Почему меня не покупают?». Я жила в мыслях об этом 365 дней в году, я вообще, кажется, больше ни о чём не думала. Обиды и гнев от отсутствия больших продаж накрывали меня всё сильнее и сильнее. Я начала ненавидеть всех и всё кругом.
В конце 2018 года я впервые ощутила на себе выгорание и депрессию, но я справилась, впрочем, как всегда.
Новый 2019 год я встретила с твёрдым решением: мне нужен партнёр. И Вселенная явно его услышала, познакомив меня с продюсером по запуску курсов. Она продавала курсы обучения по бьюти-услугам, и ей нужен был такой человек как я, который дополнит её курсы знаниями по продвижению для бьюти-мастеров. Я подходила идеально: сама из этой индустрии, к тому же ещё маркетолог и сммщик.
Я всегда верила людям, и, конечно, никакой договор о сотрудничестве мы не подписывали, всё на словах и доверии. Я написала программу курса, было потрачено несколько месяцев на организацию, запись в студии, а потом всё закончилось. Я практически была просто наёмным менеджером в её компании. Достаточно банальная, как оказалось, история в мире инфобизнеса. Она инвестировала большие суммы в запись красивых курсов, но отказалась вкладывать деньги в рекламу. Вся эта история закончилась громко, с взаимными претензиями, и мы расстались. Точнее, я ушла ни с чем. Ушла, но не сломалась.
Именно весной 2019 года я приняла решение не работать с партнёрами, вести все свои дела самостоятельно, а если с кем-то сотрудничать, то только под договор, в котором будет прописано абсолютно всё от А до Я.
Моя личная консультация стоит уже 1000 рублей, а наставничество – 5.000 рублей в месяц. Именно в 2019 году я получила премию «Лучший бьюти-маркетолог года», ведь на тот момент чётко решила выбрать нишу бьюти-мастеров и обучать продвигаться только их.
Продолжала вкладывать деньги в своё обучение. Дела шли хорошо, но не так, как мне этого хотелось на самом деле. Я уже имела много личных клиентов по продвижению, но с продажей курсов дела пока обстояли не очень. Вела курсы по макияжу и содержала небольшую личную школу по этому направлению, и по-прежнему была организатором фотосессий.
4 января 2020 года я написала пост, вот одна цитата из него: написать книгу и открыть свою онлайн школу. Это были мои два самых главных желания на тот год.
31 января 2020 года мы впервые узнали про ковид – и жизнь изменилась у всех нас, и у меня в том числе.
В начале 2020 года я твёрдо решила прекратить свою деятельность как преподавателя по макияжу, перестать оказывать услуги как визажист и полностью отдала ведение фотосессии в руки партнёра.
Интернет-маркетинг полностью поглотил меня, и я хотела заниматься только продвижением и продажами. Я писала письма с предложениями себя крупным компаниям в своём городе снова и снова, а потом ещё раз и ещё.
1 апреля 2020 года наступил карантин. Но мои действия привели к тому, что я подписала 6-месячный договор с самым крупным хлебозаводом Санкт-Петербурга как интернет-маркетолог. Но самое главное – в нашу жизнь ворвался тот самый онлайн, простой и человеческий. Мы все сидели дома с лохматыми головами, а не в красивых студиях с идеальными макияжами и в нарядах. Страх показывать себя вот такой, обычной, как все вокруг, просто ушёл восвояси из моей головы. Спикеры вели свои курсы прямо с кухни, а рядом прыгали дети и кричали коты.
Ни один психотерапевт не помог мне справиться со своими личным перфекционистом так, как это сделал карантин. Именно в 2020 году я поняла, что не так важно, как ты выглядишь. Важно, что ты даёшь этому миру. И мой мозг словно освободился от многолетнего рабства постоянного желания быть идеальной.
Самые знаменитые спикеры спокойно сидели в пижамах, с облупленным шеллаком и вещали с дивана. Я наконец-то расслабилась и перестала думать о том, как я выгляжу, и есть ли морщины возле моих глаз. Нет бровей – и фиг с ними! Зато есть мозг и харизма.
Мышление сломалось и перестроилась, ведь именно 2023 год стал годом моей личной трансформации. Советская отличница и желание всем нравиться в кои-то веки заткнулись и ушли из моей жизни навсегда. А на их место пришла энергия, и её стало так много, что я начала генерировать идеи с утра и до позднего вечера.
Глава третья. Как выбрать свою цель и нишу
Вы не сможете продавать долго то, что не вдохновляет вас самих. Вы должны любить то, чем занимаетесь. Ответьте себе всего на один вопрос: вы будет продолжать заниматься своим делом каждое утро, даже если вам никто за это не заплатит?
Вставать и радоваться новому дню и думать о том, что сегодня надо сделать, чтобы порадовать себя и окружающий мир. Всё уже есть внутри вас, вы просто об этом забыли. Давайте вспомним вместе и вернёмся к самым истокам.
Невозможно чего-то достигать, если это вас не вдохновляет. Можно ставить цели, брать чужие ниши, но, если они не будут вас радовать, а только напрягать, заставлять делать через силу, уверена на 90 %, что вы бросите это дело.
Вам не нужно обращаться к специалистам, чтобы найти свою цель. Всё уже давным-давно живёт у вас внутри, вы просто забыли об этом спустя прожитые годы. И в этой главе я поделюсь свами методом, на основе которого я работаю на своих личных консультациях.
Вы были заняты последние годы важными делами: заканчивали школу, потом другие учебные заведения, искали работу, выходили замуж, заводили и растили детей, переживали разводы или смерть близких, снова влюблялись и выходили замуж, вас увольняли с работы или вы уходили сами, вы пытались строить бизнес, покупали дачи, заводили себе собак или кошек.
Это были очень важные дела и цели, и вы просто за чередой дней и прожитых лет забыли про себя. Вам надо вспомнить, что вы любили делать в возрасте с 7 до 13 лет.
Недавно у меня на личной консультации была взрослая и уже состоявшаяся предпринимательница. Ей 43 года, у неё есть свой бизнес, он успешный и приносит ощутимый доход. Она учитель, работает с маленькими детьми. Частный детский сад. Недавно она пережила развод, у неё взрослые дети, которые уже живут отдельно. Есть абсолютно всё, что необходимо для жизни: квартира, дача, любимые животные, бизнес, хороший доход. Казалось бы – живи да радуйся.
Но в последнее время она чувствует, как ей тяжело работать так, как раньше, нет энергии, нет запала. Она признавалась, что не один раз были мысли всё бросить и продать. Взвесив все «за» и «против», она немного отошла от дел и передала управление.
Мы начали обсуждать, а что ей нравилось делать, когда она была девочкой лет 8-ми. И она сразу вспомнила, что в этом возрасте она любила сидеть под своим пианино, и там было место, где жили её любимые куклы, а она их учила. Она играла с ними в школу. И именно профессию учителя она выбрала позже.
Воспоминания нахлынули на неё таким потоком, что она призналась: у неё бегут огромные мурашки и даже начали шевелиться волосы на голове от осознания происходящего. Я как коуч стала её личным триггером и начала вытаскивать ту самую девчонку из чертогов собственного разума.
Совсем недавно она написала свою первую книгу, и уже думает о том, чтобы написать следующую.
Берите лист бумаги, а лучше простую тетрадку, ручку и пишите всё, что сможете вспомнить сегодня, завтра и даже через неделю. Что вы любили делать там, в возрасте с 7 до 13 лет. Вспышки памяти будут приходить, словно фейерверк, в вашу голову. Записывайте всё, но, главное, вспоминайте, как вас это радовало. Ваш мир, ваши игры, ваши желания. Нам всем просто нужно вернуться к своим истокам.
Записали? Молодцы! Оглянитесь на прошлые годы, ваши настоящие цели уже не раз так или иначе приходили к вам. Вы выбирали свои профессии или меняли их, сквозь профессии проносили эти цели всю свою сознательную жизнь.
Пришла пора вернуть их обратно, но уже по-взрослому. Если прямо сейчас вы не знаете, какую выбрать цель и нишу, купите и прочитайте мою книгу «Предназначение. Цель. Счастье». Там вы найдёте ответы на все свои вопросы.
Глава четвёртая. Тренды или зов души?
В мире современного женского инфобизнеса тоже есть своя мода и тренды, она меняется из года в год, но основы остаются вечными, как сама жизнь. Мы все живём со схожими проблемами и запросами, они просто разного формата и объёма.
Никогда из трендов не выйдут такие ниши:
– как повысить свою самооценку;
– психология;
– трансформация личности;
– как заработать, не выходя из дома;
– как увеличить свой доход;
– как стать счастливой;
– как выйти замуж и жить счастливо;
– воспитание детей;
– развитие детей;
– как готовить вкусно дома;
– как похудеть;
– как испечь вкусный торт, если ты не кондитер;
– как перестать тревожиться;
– как научиться продавать легко и просто;
– как открыть свой инфобизнес;
– как написать свою первую книгу;
– саморазвитие;
– как получить новую профессию, не выходя из дома;
– как научиться писать тексты, которые хотят читать;
– здоровье и фитнес;
– как научить петь;
– как научиться танцевать;
– как научиться варить кофе (да, и такое есть!).
А ещё есть трансформационные игры, метафорические карты, нумерология, астрология, таро, эзотерика, дизайн человека, изучение архетипов личности и многие другие новые направления, которые пришли к нам за последние годы.
Я уверена, что среди этого небольшого, на мой взгляд, списка есть несколько ниш, которые вызывают внутри вас личный отклик и желание это изучить. Или вы уже стали одним из экспертов в этом и просто пока не владеете инструментами для увеличения своих продаж. Быть может, вам мешает страх продавать себя. Возможно, вас убедили, что для больших продаж нужно обращаться в рекламное агентство или нанимать опытного и дорогого маркетолога.