banner banner banner
Курс великой страны – обзор и перспективы новой демографической политики Китая
Курс великой страны – обзор и перспективы новой демографической политики Китая
Оценить:
 Рейтинг: 0

Курс великой страны – обзор и перспективы новой демографической политики Китая


ГЛАВА II. Дискуссия относительно политики народонаселения в первые тридцать лет после основания нового Китая

В 1949 г. была основана Китайская Народная Республика, и с тех пор китайский народ встал на ноги, начав новое долгое шествие к великому возрождению и омоложению китайской нации. Омоложение нации состоит из трех основных элементов: людей, денег и материалов. Чтобы выполнить сложнейшую задачу нового долгого марша, необходимо правильно установить взаимоотношения между этими «тремя элементами» и правильно ими распорядиться. Люди – и, следовательно, население в целом – несомненно, являются главной опорой. Направление и путь изменения и развития населения всегда волновали все слои общества, а с момента основания Нового Китая этот в опрос привлек особое внимание ученых.

Раздел I. Возрождение школы социологической умеренности

После основания Китайской Народной Республики ряд социологов примерно в 1957 году опубликовали статьи, основанные на демографических проблемах, возникших в контексте социально-экономического развития. В это время социологическая демографическая умеренность была не такой, как разработанная в 1920-х и 1930-х годах.

В теории народонаселения и политических идеях есть унаследованные аспекты, однако, есть и некоторые различия, что включает в себя критику мальтузианской теории народонаселения. Основные идеи кратко изложены ниже.

1. Некоторые сдвиги в понимании мальтузианской теории народонаселения.

В 1920-х и 1930-х годах многие социологи-демографы одобряли и продвигали теории и идеи мальтузианской теории народонаселения. Однако примерно в 1957 г. они опубликовали ряд статей с обзором ошибок мальтузианской теории народонаселения, под влиянием которых стали продвигать реакционные теории народонаселения. Чэнь Чанхэн сказал: «Я сделал ряд заявлений о населении Китая с 1918 по 1945 год, некоторые из которых, оглядываясь назад, были, безусловно, ошибочными и даже реакционными»[39 - Чэнь Чанхэн, «Разговоры о проблеме народонаселения Китая в переходный период», газета «Вэньхуэй Бао», 4 мая 1957 г.]. Чэнь Да утверждал: «В то время, из-за отсутствия классовой перспективы, не было ясности в плане пропаганды и в плане целевых групп, которые должны были обслуживаться»[40 - Чэнь Да, «Контроль рождаемости, поздние браки и проблема народонаселения в новом Китае», журнал «Новое строительство», май 1957 г.]. У Цзинчао, с другой стороны, сосредоточился на принципиальной ошибке, заключающейся в том, что первопричиной бедности в Китае является многочисленное население, признавая, что это произошло из-за «неспособности изучить проблему с историко-материалистической точки зрения» и «неспособности изучить проблему населения в определенном социально-экономическом контексте, неспособности понять, что проблема населения тесно связана с определенной экономикой»[41 - У Цзинчао, «Новая теория проблем народонаселения Китая», журнал «Новое строительство», апрель 1957 г.]. Следствием ошибочных выводов было сокрытие неблагоприятных концепций, творимых реакционным правящим классом, заблуждение масс относительно основных противоречий времени и смещение фокуса с объекта революционной борьбы.

В результате знакомства с марксизмом-ленинизмом некоторые из них также критически отнеслись к мальтузианской теории народонаселения. Чэн Чан утверждал, что между приверженностью ограничению численности населения и мальтузианством существует множество фундаментальных различий и что эти два принципа нельзя отождествлять. Если быть реалистами, то их понимание и критика все еще предварительны и неполны.

2. Разработка теории «умеренной плотности населения».

Социологи-экономисты по вопросам демографии, с одной стороны, пересмотрели ошибки, допущенные под влиянием мальтузианской теории народонаселения, но, с другой стороны, не отказались от идеи контроля численности населения. Одним из наиболее важных и ценных моментов является рассмотрение новых демографических проблем, возникших после основания Нового Китая. Пересмотрев доктрину социологической умеренности 1920х и 1930-х годов, они предложили и объяснили теорию «умеренной плотности населения». У Цзинчао и другие переосмыслили новые демографические проблемы, возникшие после основания Нового Китая, и в своей книге «Демографические проблемы Китая» он утверждал: «Раньше я думал, что возможность сократить население Китая до 250 или 150 миллионов с помощью контроля рождаемости – это иллюзия. Я считал, что население Китая должно быть более умеренным с точки зрения плотности, чем есть сейчас, потому что население будет продолжать расти». Другие социологи-демографы, такие как Фэй Сяотун в работе «Что делать при изучении вопросов демографии», предположили, что «в каждом обществе, в каждый период, умеренная численность населения может быть рассчитана в соответствии с различными условиями. Рост населения сверх этой медианы замедлит общественное развитие»[42 - Фэй Сяотун, «Что делать при изучении вопросов демографии», журнал «Новое строительство», апрель 1957 г.]. Профессор Сунь Бэньвэнь с факультета географии Нанкинского университета, занимающийся социологическими исследованиями, предлагает, что наиболее подходящая численность населения для Китая составляет 800 миллионов человек. Он изучил рост населения Китая после основания Нового Китая. Если прогнозировать естественный прирост в 20% по переписи 1953 г., то население будет увеличиваться на 12 миллионов в год и общая численность населения достигнет 252 миллионов через 72 года. Это эквивалентно сумме населения всего мира на тот момент. Население Китая не могло продолжать расти бесконечно. Рассмотрев взаимосвязь между населением и средствами существования, ростом населения и занятостью, он отметил, что «если сельскохозяйственные технологии будут продолжать совершенствоваться, а производительность сельскохозяйственного труда будет расти, то, несомненно, производство зерна будет продолжать расти. Но следует отметить, что существует предел роста производства продовольствия, поскольку существует предел площади пахотных земель. Таким образом, если население продолжит расти, достигнув в общей сложности 900 миллионов и 1 миллиарда, распределение продовольственных запасов не будет столь оптимистичным». Что касается занятости, то «если бы при нынешних темпах роста общая численность населения страны увеличивалась на 12 миллионов человек в год, то, помимо сельскохозяйственного сектора, необходимо было бы еще трудоустроить не менее 4-5 миллионов человек. Видно, что при таких темпах роста населения в будущем возникнут проблемы с трудоустройством работников». Он собрал эти исследования воедино, проанализировал их и пришел к выводу, согласно которому принципиально важным вопросом является удержание общей численности населения страны в пределах наиболее приемлемой цифры, чтобы оно не только не испытывало проблем с продовольствием и другими средствами существования и занятости, но и могло постепенно повышать свой уровень жизни и культуры. Он утверждал, что, согласно вышеприведенному анализу, возможно, к концу третьей пятилетки население страны достигнет 770 миллионов человек, то есть на момент 1967 г. 800 миллионов населения – это наиболее подходящая численность для нашей страны[43 - Сунь Бэньвэнь, «800 миллионов человек – наиболее подходящее население для Китая», газета «Вэньхуэй Бао», 11 мая 1957 г.]. Несмотря на тот факт, что доказательства еще очень зыбки и неполны, академическая и эмпирическая ценность работы г-на Суня бесспорна, поскольку он обращает наше внимание на оптимальный размер населения и ставит этот вопрос перед будущими поколениями.

3. Анализ причин и проблем чрезмерного роста населения Китая.

Социологическая школа умеренности согласна с тем, что население страны росло слишком быстро с момента основания Нового Китая. Каковы же причины? Чэнь Да сравнил рождаемость, смертность и темпы роста населения до и после основания Нового Китая и предположил, что существует пять причин быстрого роста населения Китая. Во-первых, реакционное правление империализма, феодализма и бюрократического капитализма было свергнуто и был установлен народно-демократический режим, при котором народ стал хозяином в своем доме, то есть в государстве. Во-вторых, было быстро восстановлено и развито промышленное и сельскохозяйственное производство, увеличилась занятость, значительно улучшилось материальное положение людей. В-третьих, постепенно восстанавливалась и развивалась медицина и здравоохранение, снизилась смертность населения. В-четвертых, образование, наука и культура быстро популяризировались и развивались, что дало замечательные результаты. В-пятых, значительно увеличилось число браков и рождений в результате повышения уровня жизни и увеличения средств к существованию людей. Хотя данные результаты не являются всеобъемлющими и справедливыми, они в основном отражают большие изменения в воспроизводстве населения, вызванные политическими, экономическими и социальными изменениями в новом Китае, и изменение типа воспроизводства населения от высокой рождаемости, высокой смертности и низкого роста к высокой рождаемости, низкой смертности и высокому росту, что привело к новым демографическим проблемам. Школа социологической умеренности проанализировала это на разных уровнях, указывая на то, что рост населения не может быть снижен без решения этих проблем.

Скорость индустриализации и модернизации сельского хозяйства в нашей стране должна быть значительно замедлена, а наш переходный период должен быть значительно продлен за счет быстрого роста населения[44 - Чэнь Чанхэн, «Разговоры о проблеме народонаселения Китая в переходный период», газета «Вэньхуэй Бао», 4 мая 1957 г.]. Стоит отметить, что школа социологической умеренности ставила и анализировала проблему народонаселения не только с социологической, но и с экономической точки зрения. По словам У Цзинчао, «чрезмерно высокая рождаемость является препятствием для быстрого увеличения накопления»[45 - У Цзинчао, «Новая теория проблем народонаселения Китая», журнал «Новое строительство», апрель 1957 г.]. Рост накопления является препятствием для увеличения инвестиций, повышения технической оснащенности работников и роста производительности труда. В конечном итоге это препятствует развитию общественного хозяйства, приводя к дисбалансу между соотношением живого и физического труда.

4. Предложения в рамках контроля рождаемости.

Согласно теории умеренной плотности населения, основным методом достижения данной цели является соответствующий контроль населения. Были проанализированы различные методы контроля численности населения, такие как развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, рациональное размещение рабочей силы, стимулирование миграции, но это не является фундаментальным решением проблемы народонаселения. Для того чтобы кардинально решить проблему роста населения, необходимо осуществлять контроль над рождаемостью. По мнению У Цзинчао, чтобы решить проблему дисбаланса между соотношением живого и материального труда, необходимо обеспечить существование двух частей национальной экономики, которые производят продукцию на разных технологических уровнях: одна – на высокотехнологичной основе, другая – на более отсталой[46 - У Цзинчао, «Новая теория проблем народонаселения Китая», журнал «Новое строительство», апрель 1957 г.]. Данный фактор должен быть учтен при распределении инвестиций, но наиболее эффективными будут только немедленные меры по снижению рождаемости. Сравнивая историю снижения рождаемости в Китае и за рубежом, он утверждал, что вполне возможно снизить рождаемость в Китае с 37%о до 17%о на 1000 человек и что естественный темп прироста населения с 20% на 1000 человек до примерно 5% на 1000 человек может быть достигнут путем сознательных усилий. Основным способом является контроль рождаемости[47 - У Цзинчао, «Новая теория проблем народонаселения Китая», журнал «Новое строительство», апрель 1957 г.]. Контроль рождаемости – это не отрицательная, а положительная мера, которая приносит огромную пользу для жизни семьи, для строительства нации, для здоровья и процветания всего народа[48 - Чэнь Да, «Контроль рождаемости, поздние браки и проблема народонаселения в новом Китае», журнал «Новое строительство», май 1957 г.]. Что касается конкретных методов контроля рождаемости, сторонники теории умеренной плотности населения единодушно выступали за поздние браки, в то время как большинство не соглашалось со стерилизацией и абортами.

Выше перечислены соответствующие демографические теории, взгляды и утверждения, выдвинутые и объясненные возрожденной в 1957 г. школой социологической умеренности. Они представляли собой критику мальтузианской теории народонаселения, но в их трудах все еще сохранились следы мальтузианского взгляда на народонаселение, который неразрывно связан с взглядами 1920-х и 1930-х годов. Тем не менее, доктрина Ма Иньчу подвергалась определенной критике, и необходимо было различать ее и ее отличия. Однако в ходе антиправой борьбы почти все сторонники были заклеймены как правые и названы китайскими мальтузианцами, осуждены и раскритикованы.

Раздел II. Критика новой демографической теории Ма Иньчу

Влияние школы умеренного народонаселения было не столь сильным, а в антиправой борьбе все ее представители были причислены к буржуазным правым, поэтому их влияние стало еще меньше. В то же время новая теория народонаселения Ма Иньчу, которую оценил товарищ Мао Цзэдун и дважды критиковал, стала одним из самых важных событий, оказавших глубокое влияние на демографическую политику. Она вызвала бурную реакцию в то время. В настоящее время также находятся люди, которые отвергают новую теорию народонаселения Ма Иньчу, обвиняя ее в ошибочности. Именно по этой причине необходимо вновь обсудить этот вопрос и вернуть историю в русло правильной перспективы.

I. Ма Иньчу и «новая теория народонаселения»

Ма Иньчу (1882-1982 гг.) Родился в уезде Шэнсянь Шаосинской управы провинции Чжэцзян. После окончания Бэйянского университета в Тяньцзине в 1906 гг. он был направлен на учебу в США, где получил степень бакалавра экономики в Йельском университете, степень магистра экономики и степень доктора философии в Колумбийском университете. Он вернулся в Китай в 1916 году, чтобы преподавать в Пекинском университете, и был избран его первым проректором по учебной работе. С 1929 по 1936 гг. был профессором Нанкинского центрального университета, Шанхайского университета Цзяотун и Сучжоуского университета, а с 1938 по 1940 год – деканом и профессором Чунцинской школы бизнеса. Благодаря усилиям Чжоу Эньлая и Коммунистической партии Китая, а также демократов и друзей в США, он вновь обрел свободу после победы в войне в 1945 г. В 1949 году по договоренности с Шанхайской подпольной партией он отправился в Бэйпин (Пекин) через Гонконг и Далянь, принял участие в первом заседании Народной политической консультативной конференции Китая и был избран членом Постоянного Комитета Всекитайского совета народных представителей. Он занимал должности заместителя председателя правительственного комитета по финансовой политике и экономике, заместителя председателя Восточно-Китайской военной комиссии, ректора Чжэцзянского университета, ректора Пекинского университета, члена Постоянного комитета первого, второго и пятого Всекитайских собраний народных представителей, почетного президента Пекинского университета, почетного президента Китайского демографического общества и советника Китайской федерации экономических организаций. Ма Иньчу, переживший годы крушения феодальной династии, демократической революции, сопротивления иностранному вторжению, взлетов и падений социалистической революции и социалистического строительства, искал истину спасения страны и народа среди различных испытаний, исследовал путь к национальному богатству и процветанию. Однако в ходе недавних дебатов о демографической политике Китая некоторые люди заявили, что новая демографическая теория Ма Иньчу ошибочна, и даже подвергли сомнению его профессионализм и очернили его характер. Однако это вопрос общественного мнения – кто лучше, а кто хуже. Ма Иньчу имел прочную идеологическую основу и академическую уверенность, предлагая и отстаивая новую теорию народонаселения.

В начале 1920-х гг. Ма Иньчу занимался демографическими исследованиями, и его первая демографическая статья «Математика расчета численности населения» была опубликована в журнале «Новая молодежь» в выпуске № 4 в 1920 г. В течение следующих тридцати лет он почти не публиковал работ, сосредоточившись на финансовых и экономических исследованиях. После основания Нового Китая он был рад видеть, что проекты строительства процветают, но всякий раз, возвращаясь в свой родной город для исследований, он понимал, что детей становится все больше и больше, а сладостей, которые он приносил домой, не хватает, чтобы поделиться с детьми, поэтому он стал беспокоиться и тревожиться, что население растет слишком быстро и замедлит экономическое строительство. В 1954 и 1955 гг. он трижды ездил в провинцию Чжэцзян для проведения исследований, и, по его собственным словам, в старые времена он побывал в 10 из 11 уездов провинции Чжэцзян, чтобы подробно изучить проблему народонаселения, особенно ситуацию с сельским населением и ростом продовольствия. В 1955 г. он записал материалы своих исследований в виде речи. Ма Иньчу хотел изложить свои выводы на 2-й сессии ВСНП в 1955 г. До официального представления документа было проведено предварительное обсуждение. Некоторые утверждали, что он делает то же самое, что и Мальтус, а другие говорили, что, хотя и есть различия с мальтузовской теорией народонаселения, идеологическая система та же самая и основные взгляды, представленные в докладе, аналогичны. Его доклад расходился с официальными установками, вызывал противоречивые отклики при обсуждении на уровне провинции, и Ма Иньчу стал считать выступление преждевременным. В феврале 1957 года на 11-й (расширенной) сессии Высшего государственного совета Мао Цзэдун выступил с речью о «правильном решении внутренних противоречий

народа», в которой заявил, что «хорошо, что у нас многочисленное население, но, конечно, есть и трудности». Ма Иньчу решил, что время пришло, поэтому он зачитал на собрании свою подготовленную речь, которая была высоко оценена Мао Цзэдуном и другими руководителями партии и государства. Товарищ Мао Цзэдун сказал: «Здесь я хотел бы затронуть проблемы народонаселения в Китае. Наше население быстро растет, примерно на 12-15 миллионов в год, и это тоже важная проблема. Для решения этой проблемы представляется возможным изучить методы планового деторождения. В нашей стране так много людей, чего нет ни в одной другой стране мира. Нам нужно пропагандировать контроль рождаемости и плановое родительство. Я думаю, что человечество хуже всего умеет управлять собой. Фабрики производят ткани, столы, стулья и скамейки, железо и сталь в плановом порядке, в то время как у самого человека нет плана производства, что есть анархия, дезорганизация и отсутствие дисциплины». Позже, на встрече 1 марта 1957 г., товарищ Мао Цзэдун вновь подчеркнул, что человек должен контролировать себя, иногда – прилагать усилия, иногда делать паузу, иногда – снижать усилия. Траектория должна быть волнообразной. Принципиально важно практиковать плановое деторождение. В правительстве должен быть специальный орган власти, уполномоченный контролировать плановое деторождение и вырабатывать определенные подходы. Принципиально важно следовать десятилетнему плану, в рамках которого три года отводится на проверку концепции планового деторождения, три года – на всестороннюю пропаганду концепции планового деторождения, четыре года – на повсеместное внедрение. Десятилетний план не следует продвигать в районах проживания национальных меньшинств, не следует продвигать в местах с низким уровнем населения. В местах, характеризующихся большим количеством населения, следует осуществлять экспериментальные проекты и постепенно продвигать их, чтобы постепенно достичь всеобщего планирования семьи. Хочет ли этого народ? Крестьяне требуют контроля над рождаемостью, семьи с большим количеством людей требуют контроля над рождаемостью, в городских и сельских районах есть подобный спрос, поэтому совершенно неуместно говорить, что нет потребности в контроле. Он также отметил, что Ма Иньчу был прав, когда говорил о необходимости реализовать плановые роды[49 - «История народонаселения и планирования семьи в Китае», под редакцией Национальной комиссии по народонаселению и планированию семьи, Китайское демографическое издательство, 2007, стр. 25.]. Здесь товарищ Мао Цзэдун прямо предложил, чтобы население придерживалось концепции планового рождения детей, и похвалил Ма Иньчу за его предложение, что ободрило ученого. В интервью с репортером из «Вэньхуэй Бао» в апреле Ма Иньчу радостно заявил: «Теперь мы можем открыто говорить о проблеме народонаселения, что показывает, что наша страна быстро прогрессирует и что проблема действительно серьезная»[50 - Ма Иньчу, «Новая теория народонаселения», Пекинское издательство, 1979, с. 67.]. Он внес необходимые поправки и дополнения в первоначальный проект и представил его в письменном заявлении Первому Всекитайскому собранию народных представителей в июне. 25 и 27 апреля он дважды выступал в Пекине с публичной лекцией «Народонаселение Китая и его связь с развитием производительных сил», а 3 июля официально изложил на 4-й сессии ВСНП «новую теорию народонаселения». Его доклад под этим названием 5 июля 1957 г. был опубликован в официальном издании «Жэньминь жибао» и вызвал бурные дебаты.

II. «Новая теория народонаселения»

Вместе с предыдущими статьями, выступлениями и ответами Ма Иньчу журналистам, «Новая теория народонаселения» четко излагает его основные взгляды на проблему народонаселения, практично анализирует проблемы народонаселения в Китае и выдвигает конкретные предложения, подходящие для национальных условий. В 1979 г. автор опубликовал в Пекинском издательстве сборник своих трудов под названием «Новая теория народонаселения», в котором собраны основные теории, взгляды и идеи Ма Иньчу по вопросам народонаселения. Вкратце в нем данная теория содержит одну предпосылку, пять основных вопросов и три предложения. Предпосылка подразумевает собой оценку роста населения в то время. Это была отправная точка новой теории народонаселения Ма Иньчу. В 1953 г. была проведена первая национальная перепись населения, и общая численность населения достигла 60 194 000 человек, а естественный прирост составил 20%о. Ма Иньчу считал, что «это статичная запись» и что темпы роста населения в 20% были основаны на переписи 29 крупных и средних городов, всей территории автономного района Нинся и 10 уездов в каждой из остальных провинций, при этом рождаемость составляла 37%, а смертность – 17%. Он утверждал, что данные переписи были правильными на тот момент, но не хватало «динамического учета населения» и что в интерпретации следующих четырех лет (1953-1957 гг.) с 20% есть несоответствие. Он назвал семь причин для этого.

Во-первых, увеличилось количество браков. До основания Нового Китая молодые люди после окончания университета оставались без работы, но теперь, после окончания университета, государство давало им работу, и их финансовое положение улучшалось, вследствие чего они могли создать семью. Количество браков также увеличилось, и государство заботилось о супружеских парах, назначая их на работу в городе, что в принципе увеличивало шансы на рождение детей.

Во-вторых, правительство обеспечило социальную помощь беременным женщинам и их детям. До основания Нового Китая матерям предоставлялся 56-дневный отпуск до и после родов, чего раньше не было. С развитием здравоохранения акушерки в сельской местности были заменены штатными акушерками, уровень младенческой смертности снизился и были созданы детские учреждения, чтобы заменить многодетные семьи, выполняющие часть работы по воспитанию детей. Дети смогли посещать школу за государственный счет.

В-третьих, увеличилось количество пожилых людей, о которых теперь заботятся. Раньше люди редко доживали 70 лет, но сейчас многие уже перешагнули эту возрастную черту. Правительство заботится о вдовах и сиротах и обеспечивает их пенсиями.

В-четвертых, снизилась смертность населения. В прошлом войны происходили почти каждый год, люди были вынуждены покидать свои дома и умирали в огромных количествах в результате боевых действий, засух и наводнений. Сейчас в стране царит беспрецедентная стабильность, гражданская война завершена, бандитизм ликвидирован, убийства сократились, и людей стало больше.

В-пятых, произошли фундаментальные изменения в социальных обычаях. С изменением социальной системы большинство монахов и монахинь вернулись в институт брака, следовательно, в будущем число монахов и монахинь не будет большим. Проблема проституции, которую не могли решить в капиталистических странах, была полностью решена. Женщины, предлагающие услуги в секторе проституции, не могут иметь детей.

В-шестых, традиционная концепция рождаемости продолжала оставаться влиятельной. После создания сельскохозяйственных кооперативов жизнь людей улучшилась. У пожилых людей сохранились остатки старого мышления, они желали большего счастья и долголетия, например, процветания пятого поколения, детей и внуков, сыновней почтительности третьего поколения. Как только они могли себе это позволить, они занимались тем, что женили своих сыновей и создавали семьи.

В-седьмых, государство заботилось о многодетных семьях. Помимо стимулов для многодетных семей, существовали также финансовые субсидии для них.

Все эти факторы увеличили рождаемость и уменьшили смертность. Таким образом, Ма Иньчу считает, что прирост населения за последние четыре года, скорее всего, будет выше 20%о

. В действительности естественный прирост населения составлял 24.8% в 1954 г., 20.3% в 1955 г., 20.5% в 1956 г. и 23.2% в 1957 г

. Естественный прирост населения был выше 20% в каждом году. Это показывает, что Ма Иньчу прекрасно понимал реальную ситуацию с изменением численности населения в то время, и его оценки были верными.

В своей теории он выделил пять основных проблем. Другими словами, существовало пять противоречий и проблем между быстрым ростом населения и экономическим и социальным развитием. [51 - Ма Иньчу, «Новая теория народонаселения», Пекинское издательство, 1979, с. 2-3.]

Во-первых, существует противоречие и проблема между быстрым ростом населения и ускоренным накоплением капитала. В 1914 г., когда он учился на доктора экономики в Колумбийском университете в США, его дипломная работа на тему «Финансы Нью-Йорка» была опубликована университетом в качестве учебника для студентов первого курса экономического факультета университета. Будь то преподавание или политика, многие научные взгляды Ма Иньчу были связаны с финансами и экономикой, и его анализ вопросов народонаселения не был исключением. В «Новой теории народонаселения» говорится, что самое большое противоречие в Китае заключается в том, что население растет слишком быстро, в то время как накопление капитала происходит слишком медленно. В новом Китае народ стал хозяином в собственном доме, то есть государстве, и часть национального дохода используется для улучшения материальной и культурной жизни, а другая часть – для накопления с целью расширения воспроизводства, и необходимо поддерживать правильное соотношение между потреблением и накоплением. Чтобы улучшить жизнь людей, нужно расширить производство и воспроизводство; чтобы расширить производство и воспроизводство, нужно увеличить накопление[53 - Ма Иньчу, «Новая теория народонаселения», Пекинское издательство, 1979, с. 3-4.]. Из-за большого населения потребление велико, а накопление, наоборот, снижается. Ма Иньчу стремился изучить, как контролировать население, чтобы доля потребления уменьшилась и в то же время можно было бы накопить капитал в ускоренном режиме.

Во-вторых, существует противоречие и проблема между чрезмерным ростом населения и увеличением производительности труда. «Новая теория народонаселения» утверждает, что «самый быстрый способ накопления капитала – это повышение производительности труда» и что для повышения производительности труда в промышленности необходимо усилить техническое оснащение каждого рабочего и в то же время контролировать население, потому что если оставить рост населения на произвол судьбы, то трудно будет быстро накопить капитал[54 - Ма Иньчу, «Новая теория народонаселения», Пекинское издательство, 1979, с. 12-13.]. Что касается сельского хозяйства, то Китай имеет небольшое количество земли и большое количество людей. При населении в 640 миллионов человек, на каждого человека приходится в среднем менее трех му земли – данный показатель снизился с 2.8 му в 1953 г. до 2.7 му в 1955 г.[55 - Ма Иньчу, «Новая теория народонаселения», Пекинское издательство, 1979, с. 18.]Повышение производительности сельскохозяйственного труда зависит от контроля над ростом населения.

В-третьих, существует противоречие между быстрым ростом населения и поставками промышленного сырья. Ма Иньчу отметил: «Мы хотим накапливать средства, лучше всего развивать легкую промышленность, потому что характеристики легкой промышленности таковы, что она требует меньше инвестиций, легка в основании, приносит больше прибыли в кратчайшие сроки, что позволяет эффективно накапливать средства, используемые для более быстрого развития тяжелой промышленности». Однако большая часть сырья, необходимого для развития легкой промышленности, поступает из сельского хозяйства, и, если население будет разрастаться бесконечно, производство продуктов питания должно быть увеличено, а площадь товарных культур должна быть сокращена, что прямо влияет на легкую промышленность и косвенно влияет на тяжелую промышленность. Таким образом, увеличение населения означает уменьшение накопления, что означает задержку индустриализации, и поэтому население нельзя оставлять без контроля»[56 - Ма Иньчу, «Новая теория народонаселения», Пекинское издательство, 1979, с. 13-14.].

В-четвертых, существует противоречие между быстрым ростом населения и улучшением условий жизни людей. В апреле 1957 г. Ма Иньчу в интервью репортеру газеты «Вэньхуэй Бао» сказал: «В наше время с едой дела обстоят плохо, со свининой дела обстоят плохо, талоны на ткани используются со скидкой, а угля не хватает, и все это связано с проблемой большого населения»[57 - Ма Иньчу, «Новая теория народонаселения», Пекинское издательство, 1979, с. 68.]. «Новая теория народонаселения» аргументировала взаимосвязь между производством и потреблением, указывая, что для улучшения благосостояния людей необходимо увеличить накопление и расширить воспроизводство, а увеличение накопления и расширение воспроизводства сдерживается большим населением и высоким потреблением. Поэтому для повышения уровня жизни людей необходимо контролировать рост населения, одновременно развивая производство.

В-пятых, существует противоречие между быстрым ростом населения и научно-техническим прогрессом. «Новая теория народонаселения» объясняет, что развитие материального производства является основой для развития науки и техники и что производство является основной движущей силой для научных исследований. Несмотря на то, что условия для научной работы в Китае значительно улучшились, они не могут полностью удовлетворить потребности в исследованиях из-за ограничений существующего уровня промышленности и финансовых ресурсов страны. Единственный способ добиться этого – ускорить накопление средств и, с одной стороны, попытаться контролировать население, чтобы рост его численности не сдерживал прогресс научных исследований[58 - Ма Иньчу, «Новая теория народонаселения», Пекинское издательство, 1979, с. 17.].

Ма Иньчу выдвигает три рекомендации или предложения. Исходя из вышеизложенного содержания, Ма Иньчу считает, что для решения проблемы народонаселения в Китае необходимы три конкретные меры.

Во-первых, при проведении переписи населения в 1958-1963 гг. необходимо провести еще одну перепись населения, чтобы понять реальную ситуацию роста населения в середине пяти- или десятилетнего периода и провести тщательный статистический анализ динамики населения, на основе которого определялась бы демографическая политика. Данные о росте населения должны быть включены во второй и третий пятилетние планы, чтобы постепенно повысить точность планов.

Во-вторых, следует вести активную пропаганду по искоренению традиционной феодальной концепции «если человек бесплоден, у него нет потомков» и «если в его семье пять поколений, он будет процветать». Это было бы более правильным. Если после внесения поправок в закон о браке сила контроля населения окажется недостаточно сильной, ее следует дополнить более жесткой и эффективной административной силой, выступая за вознаграждение за рождение двух детей, налог за рождение трех детей и тяжелый налог за рождение четырех детей, причем деньги, собранные в виде налога, должны быть использованы для выплаты премий, чтобы не оказывать влияние на государственную казну.

В-третьих, что касается конкретных методов контроля рождаемости, то он выступал за контрацепцию и против абортов.

Стоит отметить, что Ма Иньчу посвятил целый раздел своей «Новой теории народонаселении» утверждению, что мальтузианская доктрина теории народонаселения реакционна и что неправильно, когда население растет в геометрической прогрессии, а продовольствие – в арифметической. Его намерение – с помощью теории защищать капиталистическую систему и ее правительство. Отдельный раздел посвящен различиям между позицией «Новой теории народонаселения» и позицией Мальтуса. Он указывает, что Мальтус исходил из идеи скрыть ошибки буржуазного правительства, в то время как «Новая теория народонаселения» исходит из идеи повышения производительности труда и, следовательно, материального и культурного уровня жизни людей, что сильно отличается от позиции Мальтуса. Он привел примеры из реальной жизни, чтобы показать, что многочисленное население не способствует механизации и автоматизации и что на современном этапе невозможно развивать отрасли крупной промышленности и акцент приходится на большое количество малых и средних производств, потому что они могут поглотить больше рабочей силы[59 - Ма Иньчу, «Новая теория народонаселения», Пекинское издательство, 1979, с. 6-8.]. На мой взгляд, причина, по которой господин Ма Иньчу посвятил два раздела своей «Новой теории народонаселения» критике мальтузианской теории народонаселения, показывает, что его новая теория народонаселения в корне отличается от мальтузианской теории народонаселения. С одной стороны, это показывает его осведомленность и отношение к мальтузианской теории, а с другой стороны, это также связано с тем, что он был обеспокоен этим и хотел провести четкую грань между своим творением и мальтузианской теорией, чтобы не дать другим возможности приравнивать его к Мальтусу. Тем не менее, судьбы невозможно было избежать – критика «Новой теории народонаселения» обрушилась на него шквалом.

III. Критика новой демографической теории Ма Иньчу

После публикации «Новой теории народонаселения» в 1957 г. Ма Иньчу некоторое время был взволнован и говорил всем, что страна прогрессирует до такой степени быстро, что вопрос народонаселения теперь можно обсуждать открыто и что он готов к дальнейшим исследованиям. Но пока Ма Иньчу готовился к реализации своих исследовательских амбиций, началась антиправая борьба, начавшаяся с краха социологической школы. По мере того, как антиправая борьба продолжала расширяться, прилив потрясений, наконец, настиг Ма Иньчу. 4 мая 1958 г. на праздновании 60-летия Пекинского университета Чэнь Бода, в то время заместитель члена Политбюро ЦК КПК и теоретик, отвечавший за идеологию, произнес речь, в которой дал понять, что Ма Иньчу придется пересмотреть свою «Новую теорию народонаселения». В то же время в своем докладе о работе Второй сессии XVIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая он подверг критике идею о том, что рост сельского хозяйства не поспевает за ростом населения и что люди в первую очередь являются лишь потребителями, но не производителями. В Пекинском университете, где Ма Иньчу был ректором, его «Новая теория народонаселения» также подверглась критике. Национальная пресса публиковала критические статьи, в основном критикуя «Новую теорию народонаселения», а также теорию «всеобъемлющего баланса» Ма Иньчу. Основные обвинения, выдвинутые против Ма Иньчу в то время, включали аспекты, изложенные ниже.

Во-первых, утверждалось, что Ма Иньчу является открытым сторонником мальтузианской теории народонаселения, отрицая исторический материалистический принцип, согласно которому большое население – это хорошо. Во-вторых, он в корне неверно фальсифицирует теорию Маркса о законе относительного перенаселения при капитализме и переносит ее на социалистический Китай. Законом народонаселения при социализме является быстрый и непрерывный рост населения, и проблемы перенаселения не существует. В-третьих, его теория качества населения была направлена на массы, в ней отсутствовали классовые характеристики, и она была даже ненавистна трудовому народу. Именно потому, что Ма Иньчу так называл качество населения, он заявил, что рабочие, крестьяне и другие трудящиеся имеют низкий уровень образования, культуры и знаний. Поначалу Ма Иньчу серьезно относился к этой критике, пытаясь найти в ней какие-то недостатки теории, чтобы исправить их. Но он не изменил своих фундаментальных взглядов, и критика не помешала его работе по руководству Пекинским университетом. После первой волны критики, когда отмечалась десятая годовщина основания Китайской Народной Республики, критика Ма Иньчу вступила во вторую фазу. В это время я только что поступил в Пекинский университет и стал свидетелем критики старого ректора. В то время Кан Шэн, заместитель члена Политбюро ЦК КПК и заместитель министра Центрального отдела пропаганды, который был известен как «внутрипартийный теоретик», Ма Иньчу в своей речи на конференции в Пекинском университете в 1958 г. в честь 37-й годовщины основания Коммунистической партии Китая, назвав его «Ма» Мальтуса, а не «Ма» Маркса. Позже я узнал, что Кан Шэн лично написал некоторым лидерам теоретических кругов письмо, в котором раскритиковал Ма Иньчу так же, как он критиковал Ачесона. Фактически, сад Яньюань, что располагается на территории Пекинского университета, был заполнен дацзыбао – стены внутри и снаружи павильонов и даже столы для занятий были увешаны дацзыбао, обвиняющими Ма Иньчу. То и дело проводились собрания критиков, но Ма Иньчу обычно критиковали за спиной. На одном очном собрании критиков, на котором присутствовало более ста человек, один из профессоров произнес речь, не имеющую академического смысла, заявив, что Ма Иньчу ел курицу – да, он пил только бульон, но не ел мясо и отрицал, что ел курицу. Он использовал сфабрикованные истории, чтобы унизить ученого, перемежая их время от времени эксплементами на диалекте. Разумеется, такая критика была далека от академической и превратилась в инструмент для достижения каких-то политических целей. В этот момент у Ма Иньчу было два пути: принять критику, выступить с самокритикой, и тогда все закончилось бы спокойно. Несколько друзей Ма Иньчу советовали ему этот путь, особенно товарищ Чжоу Эньлай, который советовал ему выступить с самокритикой и подробно заявить о своей неправоте в трудных обстоятельствах, которые он не мог игнорировать. Другой путь заключался в том, чтобы придерживаться своей точки зрения, отказываясь от пересмотра теории, последствия чего были непредсказуемы. Ма Иньчу прекрасно понимал, что критика не могла сыграть ему на руку. Его не очень заботили личные интересы и будущее, но больше всего его беспокоили разговоры и советы Чжоу Эньлая. Чжоу Эньлай был не только лидером, но проводником и другом, который спас его от нескольких опасностей на пути к революции. Но Ма Иньчу был Ма Иньчу – человеком своих убеждений, человеком честным и правдивым. Он решительно выбрал последний путь. В своей статье «Дополнительное заявление – Несколько слов и сердечная благодарность тем, кто любит и защищает меня», опубликованной в журнале «Новое строительство», № 11, 1959 г., он ясно выразил свою решимость и смешанные чувства. Он сказал: «Я хотел бы выразить свою благодарность и извиниться перед другим хорошим другом. Когда я страдал в Чунцине, он пришел мне на помощь; когда я отправился на север из Гонконга, чтобы принять участие в политической жизни страны в 1949 году, это также было ответом на его телеграмму. Я не могу выразить ему свою благодарность за все это. Я храню память о его помощи и по сей день. Но в этот раз, когда столкнувшись с академической проблемой, я не смог принять его искренний совет, что сделало меня несчастным, потому что я был совершенно уверен в своей теории и я не мог отказаться от своих суждений. Я не могу не сохранить свое академическое достоинство. Я надеюсь, что мой друг останется без всяких предубеждений и не будет рассматривать мой отказ от самокритики как непослушание»[60 - Ма Иньчу, «Новая теория народонаселения», Пекинское издательство, 1979, с. 56.]. Обратной дороги не было. Как только слова Ма Иньчу были опубликованы, его команда не могла не последовать им, и он последовал установленному направлению и пути. В 1960 г. в первом номере журнала «Новое строительство» была опубликована его статья «Повторяя мою просьбу», в которой он снова принял вызов газеты «Гуанмин жибао» вернуться на поле боя, и поместил слова своего «дополнительного заявления» 1959 г. в тот же контекст. Он повторил отрывок из своего «дополнительного заявления» 1959 года: «Этот вызов весьма обоснован, и я с уважением приму его. Хотя мне почти восемьдесят лет, я знаю, что я в меньшинстве, и, несмотря ни на что, я выйду один и буду бороться до самой смерти. Я не сдамся критикам, которые используют силу, чтобы подчинить, но не вразумить»[61 - Ма Иньчу, «Новая теория народонаселения», Пекинское издательство, 1979, с. 57.]. На самом деле, было много людей, которые соглашались с новой теорией народонаселения Ма Иньчу, но в конкретных исторических условиях того времени было невозможно публиковать статьи в поддержку «новой теории народонаселения». Ма Иньчу в то время было 78 лет и наступил третий раз, когда он выступал с «шоу одного человека». Первый раз случился в юности, когда отец просил его стать бухгалтером, но он настоял на обучении и в одиночку отправился на север в Бэйянский университет. Позже он поступил в Йельский университет и Колумбийский университет в США, где исполнял «шоу одного человека», получив докторскую степень по экономике и философии. Во второй раз, когда он читал лекции по экономике Чан Кайши, он рассорился с ним, потому что выступил против бюрократического капитала. Затем Ма Иньчу присоединился к потоку борьбы против гражданской войны и голода и был брошен гоминьдановцами в концентрационный лагерь Сифэн. Характер этого «шоу одного человека» отличался от двух предыдущих, но одно оставалось неизменным – Ма Иньчу всегда думал о народе. В интервью журналисту газеты «Вэньхуэй Бао» в 1957 г. он сказал: «Посмотрите, как раньше жил наш народ. В прошлом многие люди жили на отрубях и овощах по полгода, а во время голода не могли употреблять в пищу даже отруби и овощи и были вынуждены питаться корнями и корой деревьев. Они умирали повсюду, и нищета царила на территории всей страны»[62 - Ма Иньчу, «Новая теория народонаселения», Пекинское издательство, 1979, с. 66.]. После основания Нового Китая производительные силы развивались и жизнь людей улучшалась, но процесс улучшения был сильно ограничен. Одной из важных причин было то, что население размножалось слишком быстро. Именно с точки зрения народа, с точки зрения развития производительных сил и улучшения материальной и культурной жизни народа Ма Иньчу написал и опубликовал свою «Новую теорию народонаселения» и любой ценой отстаивал достоинства своей теории. Думая о народе, он чувствовал, что он не одинок в своем «шоу одного человека». Противостоя более чем 200 критическим статьям, он продолжал исполнять свое «шоу одного человека» все увереннее и увереннее, и даже потенциальное смещение с должности его не пугало.

В двух волнах критики новой теории народонаселения Ма Иньчу высказывались различные предположения об отношении Мао Цзэдуна как высшего руководителя партии и государства. Автор также пытался выяснить истину, редактируя «Полное собрание сочинений Ма Иньчу», и обратился ко многим соответствующим материалам, В итоге прямых доказательств не было найдено. Некоторые считают, что Мао Цзэдун был расположен к Ма Иньчу и поддерживал его, о чем свидетельствует похвала, которую Ма Иньчу получил на Высшем государственном совете 1957 г.; некоторые считают, что он был против Ма Иньчу на том основании, что длительная критика и увольнение Ма Иньчу не могли быть неизвестны Мао Цзэдуну и не могли быть проигнорированы; многие говорят, что ситуация не совсем очевидна, что была и поддержка, и оппозиция. Автор считает, что не важно, были ли у товарища Мао Цзэдуна мнения, указания или инструкции по поводу

Ма Иньчу. Причина в том, что конец карьеры Ма Иньчу и его теории был неизбежным результатом политических, экономических и социальных изменений и развития в середине и конце 1950-х гг. в контексте определенных исторических условий. Важным вопросом является реалистичное понимание мышления товарища Мао Цзэдуна о народонаселении, а также то, как разумно и обоснованно интегрировать его мышление о народонаселении в систему мышления Мао Цзэдуна. В этом отношении автор не пришел к окончательному мнению, но все же готов выразить некоторые мысли, чтобы обратиться за советом ко всем слоям общества.