Книга Курс великой страны – обзор и перспективы новой демографической политики Китая - читать онлайн бесплатно, автор Сюэюань Тянь. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Курс великой страны – обзор и перспективы новой демографической политики Китая
Курс великой страны – обзор и перспективы новой демографической политики Китая
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Курс великой страны – обзор и перспективы новой демографической политики Китая

3. Эволюция демографической культуры.

С точки зрения демографической культуры, изменения были обширными и глубокими. Как уже упоминалось, изменение возрастной структуры затронуло традиционную культуру уважения, почитания, любви и заботы о пожилых людях. За исключением отсталых сельских районов и отдаленных горных районов, где социально-экономическое развитие отстает, в городских и развитых районах «воспитание детей для обеспечения старости», в основном, сошло с исторической арены, а число одиноких пожилых людей значительно возросло. Опросы показали, что не только детям не нравится жить с родителями, но и пожилые родители не хотят жить со своими детьми. Сочетание этих двух факторов привело к продолжающейся тенденции к уменьшению структуры семьи. Формирование семейной культуры, основанной на новых отношениях между поколениями, идет уверенными темпами. По мере изменения гендерной структуры культура, в рамках которой муж превосходит жену, утратила основу своего существования и отмирает, хотя некоторые следы ее существования можно обнаружить в таких вопросах, как воспитание детей и распределение ресурсов на их образование. Серьезным является лишь влияние репродуктивных гендерных предпочтений, которое нельзя недооценивать, особенно в случаях утопления новорожденных девочек и отказа от них, что свидетельствует о сложности и долгосрочности изменения традиционной гендерной культуры. Несомненно, идеологическое воспитание необходимо, и следует внедрять широкий спектр форм просвещения по вопросам гендерного равенства. В то же время необходимо энергично продвигать гендерное равенство в политике и на практике, включая образование и реформы для полного равенства в экономике, политике, культуре, образовании и занятости, чтобы изменить направление равенства между мужчинами и женщинами, обеспечить ресурсы для равного обращения, равных возможностей и равной оплаты за равный труд.

Как уже говорилось, изменилась основа мобильной культуры населения, мировоззрение ориентировано на рынок. Рыночная экономика является товарной экономикой, продвинутым этапом в её развитии. Развитие товарной и рыночной экономики требует либерализации мобильности населения и рабочей силы, а беспрецедентный рост мобильности населения и рабочей силы после начала реализации политики реформ и открытости является неизбежным и закономерным развитием. В настоящее время подавляющее большинство из 244 млн. мигрантов составляют мигранты из сельской местности в города. Рост численности мигрантов представляет собой специфическое изменение направления, потока и качества потоков населения, формируя специфическую культуру мигрантов, которая играет огромную роль в содействии урбанизации населения и социально-экономическому развитию. В течение определенного периода времени каждый год возвращение трудовых мигрантов в родные города во время Праздника весны становится достаточно весомой проблемой. Многие рабочие-мигранты вынуждены оставить семью и «сражаться» в городах в одиночку, в результате чего в сельских районах образовались группы, которые состоят в основном из женщин, детей и пожилых людей. Такие группы людей также называют «группа 386199», «38» означает «женщины», «61» – «дети», «99» – «пожилые люди». Со временем это превратилось в обычный образ жизни, а также в культуру мобильности, которая подразумевается под ним.

ГЛАВА II. Дискуссия относительно политики народонаселения в первые тридцать лет после основания нового Китая

В 1949 г. была основана Китайская Народная Республика, и с тех пор китайский народ встал на ноги, начав новое долгое шествие к великому возрождению и омоложению китайской нации. Омоложение нации состоит из трех основных элементов: людей, денег и материалов. Чтобы выполнить сложнейшую задачу нового долгого марша, необходимо правильно установить взаимоотношения между этими «тремя элементами» и правильно ими распорядиться. Люди – и, следовательно, население в целом – несомненно, являются главной опорой. Направление и путь изменения и развития населения всегда волновали все слои общества, а с момента основания Нового Китая этот в опрос привлек особое внимание ученых.


Раздел I. Возрождение школы социологической умеренности

После основания Китайской Народной Республики ряд социологов примерно в 1957 году опубликовали статьи, основанные на демографических проблемах, возникших в контексте социально-экономического развития. В это время социологическая демографическая умеренность была не такой, как разработанная в 1920-х и 1930-х годах.

В теории народонаселения и политических идеях есть унаследованные аспекты, однако, есть и некоторые различия, что включает в себя критику мальтузианской теории народонаселения. Основные идеи кратко изложены ниже.

1. Некоторые сдвиги в понимании мальтузианской теории народонаселения.

В 1920-х и 1930-х годах многие социологи-демографы одобряли и продвигали теории и идеи мальтузианской теории народонаселения. Однако примерно в 1957 г. они опубликовали ряд статей с обзором ошибок мальтузианской теории народонаселения, под влиянием которых стали продвигать реакционные теории народонаселения. Чэнь Чанхэн сказал: «Я сделал ряд заявлений о населении Китая с 1918 по 1945 год, некоторые из которых, оглядываясь назад, были, безусловно, ошибочными и даже реакционными»39. Чэнь Да утверждал: «В то время, из-за отсутствия классовой перспективы, не было ясности в плане пропаганды и в плане целевых групп, которые должны были обслуживаться»40. У Цзинчао, с другой стороны, сосредоточился на принципиальной ошибке, заключающейся в том, что первопричиной бедности в Китае является многочисленное население, признавая, что это произошло из-за «неспособности изучить проблему с историко-материалистической точки зрения» и «неспособности изучить проблему населения в определенном социально-экономическом контексте, неспособности понять, что проблема населения тесно связана с определенной экономикой»41. Следствием ошибочных выводов было сокрытие неблагоприятных концепций, творимых реакционным правящим классом, заблуждение масс относительно основных противоречий времени и смещение фокуса с объекта революционной борьбы.

В результате знакомства с марксизмом-ленинизмом некоторые из них также критически отнеслись к мальтузианской теории народонаселения. Чэн Чан утверждал, что между приверженностью ограничению численности населения и мальтузианством существует множество фундаментальных различий и что эти два принципа нельзя отождествлять. Если быть реалистами, то их понимание и критика все еще предварительны и неполны.

2. Разработка теории «умеренной плотности населения».

Социологи-экономисты по вопросам демографии, с одной стороны, пересмотрели ошибки, допущенные под влиянием мальтузианской теории народонаселения, но, с другой стороны, не отказались от идеи контроля численности населения. Одним из наиболее важных и ценных моментов является рассмотрение новых демографических проблем, возникших после основания Нового Китая. Пересмотрев доктрину социологической умеренности 1920х и 1930-х годов, они предложили и объяснили теорию «умеренной плотности населения». У Цзинчао и другие переосмыслили новые демографические проблемы, возникшие после основания Нового Китая, и в своей книге «Демографические проблемы Китая» он утверждал: «Раньше я думал, что возможность сократить население Китая до 250 или 150 миллионов с помощью контроля рождаемости – это иллюзия. Я считал, что население Китая должно быть более умеренным с точки зрения плотности, чем есть сейчас, потому что население будет продолжать расти». Другие социологи-демографы, такие как Фэй Сяотун в работе «Что делать при изучении вопросов демографии», предположили, что «в каждом обществе, в каждый период, умеренная численность населения может быть рассчитана в соответствии с различными условиями. Рост населения сверх этой медианы замедлит общественное развитие»42. Профессор Сунь Бэньвэнь с факультета географии Нанкинского университета, занимающийся социологическими исследованиями, предлагает, что наиболее подходящая численность населения для Китая составляет 800 миллионов человек. Он изучил рост населения Китая после основания Нового Китая. Если прогнозировать естественный прирост в 20% по переписи 1953 г., то население будет увеличиваться на 12 миллионов в год и общая численность населения достигнет 252 миллионов через 72 года. Это эквивалентно сумме населения всего мира на тот момент. Население Китая не могло продолжать расти бесконечно. Рассмотрев взаимосвязь между населением и средствами существования, ростом населения и занятостью, он отметил, что «если сельскохозяйственные технологии будут продолжать совершенствоваться, а производительность сельскохозяйственного труда будет расти, то, несомненно, производство зерна будет продолжать расти. Но следует отметить, что существует предел роста производства продовольствия, поскольку существует предел площади пахотных земель. Таким образом, если население продолжит расти, достигнув в общей сложности 900 миллионов и 1 миллиарда, распределение продовольственных запасов не будет столь оптимистичным». Что касается занятости, то «если бы при нынешних темпах роста общая численность населения страны увеличивалась на 12 миллионов человек в год, то, помимо сельскохозяйственного сектора, необходимо было бы еще трудоустроить не менее 4-5 миллионов человек. Видно, что при таких темпах роста населения в будущем возникнут проблемы с трудоустройством работников». Он собрал эти исследования воедино, проанализировал их и пришел к выводу, согласно которому принципиально важным вопросом является удержание общей численности населения страны в пределах наиболее приемлемой цифры, чтобы оно не только не испытывало проблем с продовольствием и другими средствами существования и занятости, но и могло постепенно повышать свой уровень жизни и культуры. Он утверждал, что, согласно вышеприведенному анализу, возможно, к концу третьей пятилетки население страны достигнет 770 миллионов человек, то есть на момент 1967 г. 800 миллионов населения – это наиболее подходящая численность для нашей страны43. Несмотря на тот факт, что доказательства еще очень зыбки и неполны, академическая и эмпирическая ценность работы г-на Суня бесспорна, поскольку он обращает наше внимание на оптимальный размер населения и ставит этот вопрос перед будущими поколениями.

3. Анализ причин и проблем чрезмерного роста населения Китая.

Социологическая школа умеренности согласна с тем, что население страны росло слишком быстро с момента основания Нового Китая. Каковы же причины? Чэнь Да сравнил рождаемость, смертность и темпы роста населения до и после основания Нового Китая и предположил, что существует пять причин быстрого роста населения Китая. Во-первых, реакционное правление империализма, феодализма и бюрократического капитализма было свергнуто и был установлен народно-демократический режим, при котором народ стал хозяином в своем доме, то есть в государстве. Во-вторых, было быстро восстановлено и развито промышленное и сельскохозяйственное производство, увеличилась занятость, значительно улучшилось материальное положение людей. В-третьих, постепенно восстанавливалась и развивалась медицина и здравоохранение, снизилась смертность населения. В-четвертых, образование, наука и культура быстро популяризировались и развивались, что дало замечательные результаты. В-пятых, значительно увеличилось число браков и рождений в результате повышения уровня жизни и увеличения средств к существованию людей. Хотя данные результаты не являются всеобъемлющими и справедливыми, они в основном отражают большие изменения в воспроизводстве населения, вызванные политическими, экономическими и социальными изменениями в новом Китае, и изменение типа воспроизводства населения от высокой рождаемости, высокой смертности и низкого роста к высокой рождаемости, низкой смертности и высокому росту, что привело к новым демографическим проблемам. Школа социологической умеренности проанализировала это на разных уровнях, указывая на то, что рост населения не может быть снижен без решения этих проблем.

Скорость индустриализации и модернизации сельского хозяйства в нашей стране должна быть значительно замедлена, а наш переходный период должен быть значительно продлен за счет быстрого роста населения44. Стоит отметить, что школа социологической умеренности ставила и анализировала проблему народонаселения не только с социологической, но и с экономической точки зрения. По словам У Цзинчао, «чрезмерно высокая рождаемость является препятствием для быстрого увеличения накопления»45. Рост накопления является препятствием для увеличения инвестиций, повышения технической оснащенности работников и роста производительности труда. В конечном итоге это препятствует развитию общественного хозяйства, приводя к дисбалансу между соотношением живого и физического труда.

4. Предложения в рамках контроля рождаемости.

Согласно теории умеренной плотности населения, основным методом достижения данной цели является соответствующий контроль населения. Были проанализированы различные методы контроля численности населения, такие как развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, рациональное размещение рабочей силы, стимулирование миграции, но это не является фундаментальным решением проблемы народонаселения. Для того чтобы кардинально решить проблему роста населения, необходимо осуществлять контроль над рождаемостью. По мнению У Цзинчао, чтобы решить проблему дисбаланса между соотношением живого и материального труда, необходимо обеспечить существование двух частей национальной экономики, которые производят продукцию на разных технологических уровнях: одна – на высокотехнологичной основе, другая – на более отсталой46. Данный фактор должен быть учтен при распределении инвестиций, но наиболее эффективными будут только немедленные меры по снижению рождаемости. Сравнивая историю снижения рождаемости в Китае и за рубежом, он утверждал, что вполне возможно снизить рождаемость в Китае с 37%о до 17%о на 1000 человек и что естественный темп прироста населения с 20% на 1000 человек до примерно 5% на 1000 человек может быть достигнут путем сознательных усилий. Основным способом является контроль рождаемости47. Контроль рождаемости – это не отрицательная, а положительная мера, которая приносит огромную пользу для жизни семьи, для строительства нации, для здоровья и процветания всего народа48. Что касается конкретных методов контроля рождаемости, сторонники теории умеренной плотности населения единодушно выступали за поздние браки, в то время как большинство не соглашалось со стерилизацией и абортами.

Выше перечислены соответствующие демографические теории, взгляды и утверждения, выдвинутые и объясненные возрожденной в 1957 г. школой социологической умеренности. Они представляли собой критику мальтузианской теории народонаселения, но в их трудах все еще сохранились следы мальтузианского взгляда на народонаселение, который неразрывно связан с взглядами 1920-х и 1930-х годов. Тем не менее, доктрина Ма Иньчу подвергалась определенной критике, и необходимо было различать ее и ее отличия. Однако в ходе антиправой борьбы почти все сторонники были заклеймены как правые и названы китайскими мальтузианцами, осуждены и раскритикованы.


Раздел II. Критика новой демографической теории Ма Иньчу

Влияние школы умеренного народонаселения было не столь сильным, а в антиправой борьбе все ее представители были причислены к буржуазным правым, поэтому их влияние стало еще меньше. В то же время новая теория народонаселения Ма Иньчу, которую оценил товарищ Мао Цзэдун и дважды критиковал, стала одним из самых важных событий, оказавших глубокое влияние на демографическую политику. Она вызвала бурную реакцию в то время. В настоящее время также находятся люди, которые отвергают новую теорию народонаселения Ма Иньчу, обвиняя ее в ошибочности. Именно по этой причине необходимо вновь обсудить этот вопрос и вернуть историю в русло правильной перспективы.

I. Ма Иньчу и «новая теория народонаселения»

Ма Иньчу (1882-1982 гг.) Родился в уезде Шэнсянь Шаосинской управы провинции Чжэцзян. После окончания Бэйянского университета в Тяньцзине в 1906 гг. он был направлен на учебу в США, где получил степень бакалавра экономики в Йельском университете, степень магистра экономики и степень доктора философии в Колумбийском университете. Он вернулся в Китай в 1916 году, чтобы преподавать в Пекинском университете, и был избран его первым проректором по учебной работе. С 1929 по 1936 гг. был профессором Нанкинского центрального университета, Шанхайского университета Цзяотун и Сучжоуского университета, а с 1938 по 1940 год – деканом и профессором Чунцинской школы бизнеса. Благодаря усилиям Чжоу Эньлая и Коммунистической партии Китая, а также демократов и друзей в США, он вновь обрел свободу после победы в войне в 1945 г. В 1949 году по договоренности с Шанхайской подпольной партией он отправился в Бэйпин (Пекин) через Гонконг и Далянь, принял участие в первом заседании Народной политической консультативной конференции Китая и был избран членом Постоянного Комитета Всекитайского совета народных представителей. Он занимал должности заместителя председателя правительственного комитета по финансовой политике и экономике, заместителя председателя Восточно-Китайской военной комиссии, ректора Чжэцзянского университета, ректора Пекинского университета, члена Постоянного комитета первого, второго и пятого Всекитайских собраний народных представителей, почетного президента Пекинского университета, почетного президента Китайского демографического общества и советника Китайской федерации экономических организаций. Ма Иньчу, переживший годы крушения феодальной династии, демократической революции, сопротивления иностранному вторжению, взлетов и падений социалистической революции и социалистического строительства, искал истину спасения страны и народа среди различных испытаний, исследовал путь к национальному богатству и процветанию. Однако в ходе недавних дебатов о демографической политике Китая некоторые люди заявили, что новая демографическая теория Ма Иньчу ошибочна, и даже подвергли сомнению его профессионализм и очернили его характер. Однако это вопрос общественного мнения – кто лучше, а кто хуже. Ма Иньчу имел прочную идеологическую основу и академическую уверенность, предлагая и отстаивая новую теорию народонаселения.

В начале 1920-х гг. Ма Иньчу занимался демографическими исследованиями, и его первая демографическая статья «Математика расчета численности населения» была опубликована в журнале «Новая молодежь» в выпуске № 4 в 1920 г. В течение следующих тридцати лет он почти не публиковал работ, сосредоточившись на финансовых и экономических исследованиях. После основания Нового Китая он был рад видеть, что проекты строительства процветают, но всякий раз, возвращаясь в свой родной город для исследований, он понимал, что детей становится все больше и больше, а сладостей, которые он приносил домой, не хватает, чтобы поделиться с детьми, поэтому он стал беспокоиться и тревожиться, что население растет слишком быстро и замедлит экономическое строительство. В 1954 и 1955 гг. он трижды ездил в провинцию Чжэцзян для проведения исследований, и, по его собственным словам, в старые времена он побывал в 10 из 11 уездов провинции Чжэцзян, чтобы подробно изучить проблему народонаселения, особенно ситуацию с сельским населением и ростом продовольствия. В 1955 г. он записал материалы своих исследований в виде речи. Ма Иньчу хотел изложить свои выводы на 2-й сессии ВСНП в 1955 г. До официального представления документа было проведено предварительное обсуждение. Некоторые утверждали, что он делает то же самое, что и Мальтус, а другие говорили, что, хотя и есть различия с мальтузовской теорией народонаселения, идеологическая система та же самая и основные взгляды, представленные в докладе, аналогичны. Его доклад расходился с официальными установками, вызывал противоречивые отклики при обсуждении на уровне провинции, и Ма Иньчу стал считать выступление преждевременным. В феврале 1957 года на 11-й (расширенной) сессии Высшего государственного совета Мао Цзэдун выступил с речью о «правильном решении внутренних противоречий

народа», в которой заявил, что «хорошо, что у нас многочисленное население, но, конечно, есть и трудности». Ма Иньчу решил, что время пришло, поэтому он зачитал на собрании свою подготовленную речь, которая была высоко оценена Мао Цзэдуном и другими руководителями партии и государства. Товарищ Мао Цзэдун сказал: «Здесь я хотел бы затронуть проблемы народонаселения в Китае. Наше население быстро растет, примерно на 12-15 миллионов в год, и это тоже важная проблема. Для решения этой проблемы представляется возможным изучить методы планового деторождения. В нашей стране так много людей, чего нет ни в одной другой стране мира. Нам нужно пропагандировать контроль рождаемости и плановое родительство. Я думаю, что человечество хуже всего умеет управлять собой. Фабрики производят ткани, столы, стулья и скамейки, железо и сталь в плановом порядке, в то время как у самого человека нет плана производства, что есть анархия, дезорганизация и отсутствие дисциплины». Позже, на встрече 1 марта 1957 г., товарищ Мао Цзэдун вновь подчеркнул, что человек должен контролировать себя, иногда – прилагать усилия, иногда делать паузу, иногда – снижать усилия. Траектория должна быть волнообразной. Принципиально важно практиковать плановое деторождение. В правительстве должен быть специальный орган власти, уполномоченный контролировать плановое деторождение и вырабатывать определенные подходы. Принципиально важно следовать десятилетнему плану, в рамках которого три года отводится на проверку концепции планового деторождения, три года – на всестороннюю пропаганду концепции планового деторождения, четыре года – на повсеместное внедрение. Десятилетний план не следует продвигать в районах проживания национальных меньшинств, не следует продвигать в местах с низким уровнем населения. В местах, характеризующихся большим количеством населения, следует осуществлять экспериментальные проекты и постепенно продвигать их, чтобы постепенно достичь всеобщего планирования семьи. Хочет ли этого народ? Крестьяне требуют контроля над рождаемостью, семьи с большим количеством людей требуют контроля над рождаемостью, в городских и сельских районах есть подобный спрос, поэтому совершенно неуместно говорить, что нет потребности в контроле. Он также отметил, что Ма Иньчу был прав, когда говорил о необходимости реализовать плановые роды49. Здесь товарищ Мао Цзэдун прямо предложил, чтобы население придерживалось концепции планового рождения детей, и похвалил Ма Иньчу за его предложение, что ободрило ученого. В интервью с репортером из «Вэньхуэй Бао» в апреле Ма Иньчу радостно заявил: «Теперь мы можем открыто говорить о проблеме народонаселения, что показывает, что наша страна быстро прогрессирует и что проблема действительно серьезная»50. Он внес необходимые поправки и дополнения в первоначальный проект и представил его в письменном заявлении Первому Всекитайскому собранию народных представителей в июне. 25 и 27 апреля он дважды выступал в Пекине с публичной лекцией «Народонаселение Китая и его связь с развитием производительных сил», а 3 июля официально изложил на 4-й сессии ВСНП «новую теорию народонаселения». Его доклад под этим названием 5 июля 1957 г. был опубликован в официальном издании «Жэньминь жибао» и вызвал бурные дебаты.

II. «Новая теория народонаселения»

Вместе с предыдущими статьями, выступлениями и ответами Ма Иньчу журналистам, «Новая теория народонаселения» четко излагает его основные взгляды на проблему народонаселения, практично анализирует проблемы народонаселения в Китае и выдвигает конкретные предложения, подходящие для национальных условий. В 1979 г. автор опубликовал в Пекинском издательстве сборник своих трудов под названием «Новая теория народонаселения», в котором собраны основные теории, взгляды и идеи Ма Иньчу по вопросам народонаселения. Вкратце в нем данная теория содержит одну предпосылку, пять основных вопросов и три предложения. Предпосылка подразумевает собой оценку роста населения в то время. Это была отправная точка новой теории народонаселения Ма Иньчу. В 1953 г. была проведена первая национальная перепись населения, и общая численность населения достигла 60 194 000 человек, а естественный прирост составил 20%о. Ма Иньчу считал, что «это статичная запись» и что темпы роста населения в 20% были основаны на переписи 29 крупных и средних городов, всей территории автономного района Нинся и 10 уездов в каждой из остальных провинций, при этом рождаемость составляла 37%, а смертность – 17%. Он утверждал, что данные переписи были правильными на тот момент, но не хватало «динамического учета населения» и что в интерпретации следующих четырех лет (1953-1957 гг.) с 20% есть несоответствие. Он назвал семь причин для этого.