Еще одна цитата звучит следующим образом: «День, когда идея господина Шао будет процветать, – это день, когда население в 700 миллионов вырастет до 800 миллионов»65. Это цитата из речи товарища Мао Цзэдуна на заседании Государственного совета 28 января 1958 г. в ответ на выступление господина Шао Лицзы о контрацепции и контроле рождаемости. Товарищ Мао Цзэдун сказал: «Что лучше – иметь больше людей или меньше людей? Некогда я утверждал, что лучше иметь больше людей, и, боюсь, стране еще предстоит некоторое развитие. Вы хотите претворить в жизнь политику контроля рождаемости, но в настоящее время у нас нет достаточного количества рычагов давления и достаточного уровня пропаганды. Крестьяне даже не умеют читать. Вы не можете заставить их контролировать рождаемость, если они не могут контролировать себя. Человечество еще не освоило расширение и воспроизводство рабочей силы, и сотни миллионов людей еще не в силах контролировать свою судьбу. Я думаю, что, когда население страны достигнет показателя в 700-800 миллионов человек, идея господина Шао будет процветать. Однако никто не прислушается, если начать пропагандировать эту идею в настоящее время. Сейчас людей – стало больше, и импульс – стал сильнее. Поймите всю серьезность этого. В то же время не надо так бояться. Я не боюсь, что население страны увеличится ещё на 200 миллионов человек. Любые проблемы надо решать. Впадая в крайности, вы получаете соответствующий ответ. Пока что мы не дошли до крайней точки». Затем он добавил: «Если говорить об этом сейчас, народ не будет слушать. Но я не утверждаю, что не надо заниматься пропагандой, не надо искать инструменты. Мы должны вести пропаганду, мы должны вести как можно больше пропаганды. Я выступаю за контроль над рождаемостью, я выступаю за плановые роды. Здесь стоит перенять японский опыт – японцы могут это контролировать. Сейчас больше людей, больше импульса. Необходимо осознать всю серьезность этого. В то же время, не надо так бояться. Я не боюсь. Если будет на 200 миллионов больше людей, я думаю, проблема будет решена. Если мы пойдем на крайние меры, это приведет к обратному результату. Я думаю, что мы еще не дошли до крайности. Китай – огромная страна, у которой не так много земли. Что если людей будет слишком много, а еды не хватит? Придется есть меньше. С одной стороны, мы говорим о контроле рождаемости, а с другой – об экономии, которая должна стать тенденцией»66.
Эти слова товарища Мао Цзэдуна четко выражают его идеи по осуществлению планирования семьи. Здесь можно выделить несколько смысловых уровней: во-первых, он выступал за контроль рождаемости и планирование семьи. Необходимо осознать серьезность проблемы народонаселения, однако этого не нужно бояться, поскольку стране нужно больше людей сейчас, нужен больший импульс. Во-вторых, сейчас неподходящее время для массового внедрения. Нет подходящих условий: отсутствуют инструменты, необходимые для контрацепции и контроля рождаемости, поэтому невозможно продвигать их в больших масштабах; не налажена пропаганда, люди недостаточно знают о значении и практике контрацепции и контроля рождаемости; нет массовой базы, уровень грамотности крестьян низок, традиции вступления в ранний брак не изменились, у большинства людей нет спроса на контрацепцию и контроль рождаемости и т.д. В-третьих, идея проведения планирования семьи по всей стране. Общая идея заключается в том, чтобы быть прагматичным, использовать ситуацию и адаптироваться к объективным изменениям. Необходимо создать условия, включая рациональную и долгосрочную пропаганду, и ждать, когда повысится сознательность и сознание масс. Здесь заметна материалистическая диалектика. Если население увеличится еще на 200 миллионов, проблема выйдет на первый план и решение будет найдено. Последующая практика в основном соответствовала суждениям товарища Мао Цзэдуна о ситуации и шагах, предусмотренных при осуществлении планирования семьи. Только после окончания «Культурной революции» усилия по контролю за ростом населения активизировались и политика постепенно ужесточалась.
IV. Политическая ценность «Новой теории народонаселения»
С 1955 г., когда «Новая теория народонаселения» была впервые представлена и против нее выступили некоторые члены Чжэцзянской группы Всекитайского собрания народных представителей, Ма Иньчу было суждено выступать в «шоу одного человека», за исключением периода, когда его ценили, что можно считать лишь непродолжительным эпизодом. В 1960-х гг. ситуация сложилась таким образом, что Ма Иньчу не мог продолжать играть руководящую роль, поэтому он подал прошение и получил разрешение уйти в отставку с поста ректора Пекинского университета, а затем был выведен из состава Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, полностью испарившись с академической, политической и общественной арены. Его «Новая теория народонаселения» и другие экономические теории постепенно канули в безвестность. Однако безвестность – это не то же самое, что забвение. «Новая теория народонаселения» – это точное и достоверное изложение демографических проблем после основания нового Китая, предложения по контрмерам в соответствии с национальными условиями и общественным мнением, а также квинтэссенция пятилетнего шквала критики и контркритики в форме «шоу одного человека». Исчезновение Ма Иньчу оставило академическое сообщество с множеством вопросов, на которые не было ответов. Самое главное, что мы можем определить четкую линию для понимания и решения демографических проблем Китая, а также провести необходимые исследования и теоретическую подготовку для последующей разработки и реализации демографической политики. Основные аспекты заключаются в следующем. Первая перепись населения была проведена в 1953 г., когда население страны превысило 600 миллионов человек, и вызвала озабоченность людей из всех слоев общества. В 1954 году господин Шао Лицзи первым предложил распространять знания о контрацепции, руководство по методам контрацепции, наладить снабжение противозачаточными препаратами, произвести ослабление ограничений на методы контроля рождаемости и соответствующее повышение брачного возраста с целью снижения нагрузки на семьи и улучшения здоровья матерей. Он утверждал, что, несмотря на то, что многочисленное население – это хорошо, в сложных обстоятельствах, по-видимому, должны существовать некоторые ограничения67. Социологическая школа контроля населения снова была на подъеме, и надо сказать, что приверженцы придерживались четкой позиции, желая доказать негативное влияние перенаселения на национальное развитие и улучшение семейной жизни, и что только контроль рождаемости является «лекарством»; но, боясь быть заклейменными как «мальтузианские демографы», они всегда уклончиво говорили о природе демографических проблем Китая, избегая слова «перенаселение». Позиция партийно-государственных лидеров и центрального правительства была ясна по нескольким пунктам: во-первых, снятие слишком строгих ограничений прошлого и активное развитие новых методов контрацепции и абортов; во-вторых, поощрение контроля рождаемости, впервые предложенное Дэн Сяопином; в-третьих, плановые роды, впервые предложенные товарищем Мао Цзэдуном в 1957 г. Однако эти речи и документальные указания ведущих товарищей были продиктованы, главным образом, необходимостью уменьшить негативные последствия болезней для женщин-товарищей, избежать чрезмерного бремени для семей, а также обеспечить детям лучшее образование и адекватные возможности трудоустройства. Говоря о трудностях, порождаемых большим населением, не забывали, что «конечно, это хорошо», или, в крайнем случае, «это и хорошо, и плохо»68. Эта ситуация показывает, что, хотя проблема народонаселения в Китае в 1950-е гг. обсуждалась сверху донизу, характер проблемы не был четко выражен или не мог быть выраженным и оттого был не очень ясен. Ма Иньчу, напротив, четко заключил, что населения «слишком много» и оно растет «слишком быстро»: с точки зрения соотношения населения и природных ресурсов, людей было больше, чем нефтяных, земляных и минеральных ресурсов; с точки зрения населения и индустриализации, людей было больше, чем капитала, инвестиций и современных предприятий; с точки зрения населения и занятости, людей было больше, чем рабочих мест; с точки зрения населения и повышения уровня жизни, людей было больше, чем еды, ткани и других жизненно необходимых вещей; с точки зрения населения и общественных услуг, таких как наука, образование и здравоохранение, людей было больше, чем научных исследований, школ, врачей и больничных коек; с точки зрения населения и тенденций развития, население росло слишком быстро, в то время как накопление средств и развитие строительных проектов казалось недостаточно быстрым и т.д. Тон «Новой теории народонаселения» Ма Иньчу и других статей, докладов и интервью с журналистами, опубликованных до и после этого, сводился к тому, что население слишком велико и растет слишком быстро, тормозя накопление средств и продвижение различных проектов. Он утверждал, что население тянет за собой развитие, подразумевая тот факт, что население угнетает производительность. Хотя Ма Иньчу не использовал слова «население угнетает производительность» и «перенаселение», приведенные выше описания и анализ того, как много и как мало тех или иных ресурсов, как быстро и как медленно развиваются те или иные отрасли, уже характеризуют проблему населения Китая как перенаселение. Как известно, демографические проблемы можно разделить на две категории: недонаселение и перенаселение. Первая характеризуется низким уровнем рождаемости, низким или даже отрицательным темпом роста, серьезным старением, недостаточным количеством населения и рабочей силы, тяжелым социальным бременем, которое влияет на многие аспекты экономической и социальной жизни, такие как производство, обмен, распределение, потребление, сбережения, инвестиции, технологический прогресс и социальное обеспечение, и носит характер производительности, угнетающей население. Большинство развитых стран, таких как Европа, Америка и Япония, попадают в эту категорию демографических проблем. Последняя, напротив, характеризуется высокой рождаемостью, высокими темпами роста, молодой возрастной структурой, избытком населения и рабочей силы, высоким давлением на образование и занятость, что влияет на развитие производства, потребления, накопления, инвестиций, технического прогресса и коммунального хозяйства, а также сдерживает экономическое и социальное развитие в другом направлении. В целом, большинство развивающихся стран попадают в эту категорию демографических проблем. В 1950-х гг., вскоре после рождения Нового Китая, Ма Иньчу, обладая острым взглядом, солидным академическим образованием и прагматичным стилем углубленного изучения и исследования, определил проблему населения Китая как перенаселение, что следует считать точным и ценным выводом.
Во-вторых, обращение непосредственно к центральному руководству имело особый эффект и воздействие. Как уже упоминалось, в 1950-е гг. было много людей, выступавших за контроль численности населения и публиковавших статьи или заявления. Однако эти статьи и выступления, в основном, ограничивались общими СМИ и академическими собраниями. Ма Иньчу, будучи депутатом и постоянным членом Всекитайского собрания народных представителей, ездил в различные места для проведения опросов и исследований, проводил семинары, чтобы выслушать мнения рабочих, крестьян, кадровых работников и представителей интеллигенции и получить информацию из первых рук, прежде чем написать отчет и представить его на собрании Всекитайского собрания народных представителей. Газета «Жэньминь Жибао» опубликовала «Новую теорию народонаселения» Ма Иньчу 5 июля 1957 г. в форме письменного заявления. Что еще более достойно упоминания, так это то, что на собрании Государственного совета 1957 г. под председательством товарища Мао Цзэдуна Ма Иньчу свободно говорил о своей новой теории народонаселения, о своих идеях по контролю населения и планированию семьи, которые были высоко оценены товарищем Мао Цзэдуном. Позже было доказано, что руководители центрального правительства, такие как Лю Шаоци, Чжоу Эньлай, Чэнь Юнь и Дэн Сяопин, а также другие выдающиеся деятели из всех слоев общества знали о Ма Иньчу и его новой теории народонаселения, которая не имела аналогов среди других сторонников контроля народонаселения. С другой точки зрения, длительная критика Ма Иньчу и антиправая борьба уничтожили всех других сторонников ограничения численности населения, но Ма Иньчу был единственным, кто продолжал бороться самостоятельно, что также способствовало дальнейшему росту его влияния. Именно во время второй волны критики Ма Иньчу автор познакомился с теориями народонаселения Ма Иньчу и теми критическими статьями. Сотни критических статей заполонили «Гуанмин жибао» и другие газеты и журналы, повсюду были расклеены плакаты с критическими замечаниями, а заседания критиков непрерывно проводились с намерением «выяснить, что происходит». Таким образом, были посеяны семена его дела и сформированы семена неразрывной связи с демографическими исследованиями.
В-третьих, основной подход к решению проблемы народонаселения должен быть комплексным, с учетом как количества, так и качества населения. Новая теория народонаселения Ма Иньчу фокусируется на противоречиях и проблемах перенаселения в рамках социально-экономического развития, что включает в себя как накопление капитала, индустриализацию, технический прогресс, жизнеобеспечение людей, науку и образование, а также необходимость контролировать рост населения. Однако, будучи теоретиком в области экономики и демографии, он не мог не обратить внимание на целостность своей теоретической системы и всесторонность своей политики. Хотя он сосредоточился на количественном контроле населения, он уделял значительное внимание качеству населения. Он рассматривал качество населения в «Новой теории народонаселения», позже опубликовал статью «Почему мы делаем акцент на качестве населения?», а в своей научной работе прямо предложил «повысить уровень образованности» и «улучшить качество населения». Он связал количество и качество населения, показав, что контроль над количеством и улучшение качества населения взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Он сказал: «В бедном Китае, где мало капитала и много населения, нелишним будет организовать народ и использовать его как ресурс, но мы не должны забывать, что у большого населения есть и недостатки. Многочисленное население – это большой ресурс и большое бремя. Моя новая теория народонаселения выступает за сохранение преимуществ и устранение недостатков народа, за сохранение этого ресурса и за устранение этого бремени. Путь к этому – улучшение качества населения и контроль над его количеством». Ма Иньчу объяснил фундаментальное направление решения демографической проблемы в позитивном смысле и уловил суть проблемы. Это не только соответствует проблемам народонаселения в то время, но и в настоящее время кажется абсолютно правильным, поскольку контроль над количеством и улучшение качества – это фундаментальный план решения демографической проблемы Китая.
В-четвертых, он выступал за контроль численности населения и планирование семьи и выдвинул конкретные предложения по контрмерам. Как известно, в конце февраля 1957 г. товарищ Мао Цзэдун председательствовал на одиннадцатом (расширенном) заседании Государственного совета. На этом заседании он заявил, что у человечества нет плана производства людей, что оно неорганизованно и недисциплинированно; затем на заседании 1 марта он заявил, что человек должен контролировать себя, иногда – прилагать усилия, иногда делать паузу, иногда – снижать усилия. Траектория должна быть волнообразной. Принципиально важно практиковать плановое деторождение69. Два месяца спустя, 9 мая 1957 г., газета «Вэньхуэй Бао» опубликовала статью Ма Иньчу «Взаимосвязь между проблемой народонаселения Китая и развитием производительных сил», в которой подчеркивалось, что единственный и самый эффективный способ – это контроль над населением и внедрение планирования семьи. Несмотря на то, что за рубежом плановое деторождение обычно называют «планированием семьи», в Китае планирование семьи означает контроль над ростом населения, что фактически является контролем над рождаемостью. Ма Иньчу связывает «контроль населения» с «планированием семьи», объединяя цели со средствами, что рационально и обоснованно. Что касается средств и методов, то он предложил расширить пропаганду, разрушить феодальные традиции, пропагандировать поздние браки, изменить закон о браке, внедрить контрацепцию и противостоять абортам, а также предложить вознаграждение за меньшее количество рождений и налогообложение за большее. Это не только соответствовало реалиям того времени, но было перспективным решением, и его влияние ощущается и сегодня.
Критика социологический школы, и в частности новой теории народонаселениия Ма Иньчу, была настолько масштабной и продолжительной, что оказала большое влияние на общество, и в течение последующих двадцати лет демографические вопросы практически не поднимались. Будучи студентом, только что поступившим в Пекинский университет, я мог наблюдать критику новой теории народонаселения Ма Иньчу в Пекинском университете и в обществе, и был весьма озадачен этим. Чтобы выяснить это, я пошел в пятый читальный зал (зал периодики) библиотеки Пекинского университета и поискал статьи Ма Иньчу, опубликованные в газетах и журналах, таких как «Новая теория народонаселения» и «Новое строительство», а также критические статьи, опубликованные в «Гуанмин Жибао» и других изданиях. По мере чтения передо мной представали сцены критики великого учителя, и я был глубоко тронут духом господина Ма, который придерживался истины до самой смерти в бою, а также его мужеством учиться у разумных элементов и исправлять некоторые академические взгляды. Чем больше я читал, тем больше чувствовал, что слова господина Ма имели смысл, в то время как большинство критических статей, за исключением нескольких, которые все еще имели некоторый академический подтекст, просто вырывали несколько слов господина Ма из контекста и называли их «подлинным мальтузианством», «очернением социалистической системы» и «служением буржуазии». В статьях зачастую приводились цитаты Маркса, Энгельса, Ленина и товарища Мао Цзэдуна, только чтобы «раскритиковать Ма Иньчу до глубины души».
Подобного рода критика даже для начинающего ученого, как я, который мог видеть некоторую истину, казалась неубедительной, и я неизбежно почувствовал себя возмущенным. Я вспомнил, что в истории зачастую бывало, что «тот, кто смеется последним, смеется лучше всех», и что даже история с негативным исходом однажды может быть повернута вспять! Я и не подозревал, что именно этот первоначальный импульс побудил меня собирать информацию о Ма Иньчу в течение следующих одного или двух десятилетий, и после Третьего пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва я написал и опубликовал статью под названием «Переворот новой теории народонаселения господина Ма Иньчу», которая была опубликована в газете «Гуанмин Жибао» 5 августа 1979 г. В то же время я отредактировал «Новую теорию народонаселения» Ма Иньчу, а также другие статьи, выступления и ответы журналистам по вопросам народонаселения и опубликовал их в трех последовательных изданиях Пекинского издательства. В этот момент то, что копилось в голове в течение двадцати лет, наконец, обрело жизнь. Влияние двух волн критики в адрес новой теории народонаселения Ма Иньчу под определенным политическим давлением было беспрецедентным и серьезным. В частности, в исторических условиях незрелости науки и теории народонаселения было легко разработать некоторые односторонние и догматические теории и впасть в метафизику. Есть несколько очевидных проявлений этого.
1. Проблема народонаселения была сведена к политическому сектору, из-за чего никто не осмеливался задавать вопросы в течение более десяти лет.
Две волны критики новой теории народонаселения Ма Иньчу описывали анализ Ма Иньчу существующей проблемы народонаселения как попытку обнажить «шрамы» социализма и «очернить социалистическую систему», а «новая теория народонаселения» была «острым мечом для нападок на партию и социализм». Почти вся критика контроля за ростом населения возводилась к мальтузианской теории народонаселения, и фамилия Ма Иньчу из-за первого слога приписывалась к Мальтусу, а не к Марксу, и оттого Ма Иньчу был назван китайским Мальтусом. Тот, кто утверждает, что у Китая есть демографические проблемы, такие как нехватка продовольствия, одежды, жилья, рабочих мест, проблемы в области образования, здравоохранения и санитарии, «нападает», «очерняет» и «порочит» социалистическую систему; тот, кто говорит, что население Китая «слишком многочисленно» и его нужно «контролировать», тот пропагандирует мальтузианскую теорию и является последователем китайского Мальтуса. Таким образом, вопрос о населении стал политическим вопросом, который никто не мог поднимать.
Хорошо известно, что демография возникла как отдельная дисциплина в Европе в XVII в. В древних обществах идея умеренного населения встречалась в «идеальном государстве» Платона, а в Китае – в учении Конфуция о многих и учении Хань Фэя о немногих, но ни одно из них нельзя было назвать демографией как отдельной дисциплиной. В XVI и XVII вв. европейцы, такие как Джованни Ботеро (1544-1617), Джон Граунт (1620-1674) и Уильям Петти (1623-1687), смогли разработать собственные демографические концепции, что особенно проявилось в применении Граунтом таблиц дожития, содержащих данные о вероятностях дожития до определённого возраста. Первый статистический анализ смертности и выявление регулярного распределения смертей сделали демографию отдельной от других дисциплиной, и таким образом родилась эта наука, за что его называют «отцом демографии». Однако термин «демография» еще не был в употреблении. В своих трактатах, таких как «Политическая арифметика», Уильям Петти анализировал взаимосвязь между населением и благосостоянием, особенно между населением и земельными ресурсами, учитывал рабочую силу как основную национальную опору, разрабатывал демографические статьи и требования, что постепенно привело к формированию демографии. Развитие капиталистической экономики в XVIII в. поставило множество вопросов о населении, и отношения между населением и благосостоянием, ростом населения и средствами существования продолжали глубоко изучаться. Прогресс в более узком смысле термина демографии был скромным, и новые успехи были достигнуты в более широком смысле термина. Быстрый рост капиталистической экономики после промышленной революции в середине XVIII в. способствовал развитию статистики, а вместе с ней и демографии в целом. Первая перепись населения была проведена в США в 1790 г., за ней последовали переписи в Великобритании, Франции, Норвегии, Бельгии и Германии, а также множество других специальных обследований, что позволило собирать все больше и больше демографических данных и в значительной степени способствовало развитию демографической науки. Французский ученый Ашиль Гийяр (1799-1876) в 1855 году в своей книге «Элементы статистики человека, или сравнительная демография» начал использовать термин «демография» и представил более систематический анализ факторов, лежащих в основе изменения численности населения. Из краткого обзора становления демографии ясно, что, во-первых, демография родилась из потребности в изменении и развитии населения, и что у демографии были свои специфические объекты и методы исследования, которые не могли быть заменены другими дисциплинами.
Во-вторых, демография с момента своего рождения развивалась по двум путям: первый – это демография со статистическим значением, в основном, микро-демография, т.е. изучение воспроизводства населения как такового, и дисциплинарная система в рамках данной методики была доведена до совершенства; второй – эмпирические исследования в пересечении с экономическими, социальными, ресурсными и экологическими исследованиями, что сформировало множество субдисциплин и расширило поле макро-демографических исследований. Будь то микро-демография или макро-демография, несмотря на различные степени экономического развития и социального прогресса, различные демографические проблемы, возникающие в разное время, различные способы мышления и различные отношения и взгляды людей на вопросы народонаселения, демография как наука является относительно стандартизированной дисциплиной, наукой, изучающей законы изменения и развития населения. Демография не является субдисциплиной политологии.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.