banner banner banner
0.53 шага к идеальному магазину обоев
0.53 шага к идеальному магазину обоев
Оценить:
 Рейтинг: 0

0.53 шага к идеальному магазину обоев


Но я точно знаю, что сейчас РОСОБОИ к этой теме возвращаются и, вероятнее всего, будет начата работа.

Итак, резюмирую. Конкурентная угроза со стороны краски альтернативных настенных покрытий для обоев есть. Но она пока еще слабая и, по-моему, предпосылок к усилению не особо много. Как минимум потому, что людям очень сложно перестраивать свои привычные порядки. Если всегда на стенах были обои, то вдруг взять и выбрать краску – решение непростое.

И, думаю, что на самом деле обойный рынок тем стабильнее, чем больше шатает экономическую и социальные сферы жизни. Звучит резко, но как уж есть. Людям просто не до размышлений, не до выбора дизайнера «когда вокруг непонятно что и когда закончится». Поэтому большинство будет делать так, как привыкли. Тем более ассортимент обоев позволяет сделать круто.

Плюс, кстати, всё больше производителей уделяет внимание производству качественного контента для своей продукции. Есть хорошие фото, видео и, почти у всех, возможность посмотреть коллекцию в 3D-интерьере. Это значительно упрощает работу магазинам и выбор конечным покупателям.

Чтобы картина конкуренции стала еще понятнее, посмотрите наше видео на канале «Настенный бизнес», про сравнение разных материалов. Там всё честно. Да, ему уже скоро 5 лет, но в целом актуальности информация не потеряла.

https://youtu.be/2AVboGnRUjM

Шаг 6. Основные игроки

В этой главе пойдет речь о «сильных мира обойного». Такие крупные рыбы есть как на федеральном уровне, так и в регионах. Их точно стоит знать, понимать стратегию развития, брать пример в каких-то моментах.

Что я имею сказать на тему конкуренции в розничном обойном бизнесе: сильные будут становиться только сильнее. Бизнесы будут становиться всё более системными, учет прозрачнее, процессы точнее и эффективнее.

Вообще в целом сейчас прослеживается тенденция выхода на розничный рынок производителей и дистрибьюторов. Они открывают и развивают свои магазины и сети, напрямую касаясь розничных покупателей и не тратя деньги и ресурсы на промежуточное оптовое звено.

Сейчас самое время открывать «умные» магазины, потому что производители могут и хотят инвестировать «в полки». Такого удачного времени, пожалуй, на рынке еще не было, сами фабрики всячески стимулируют розничных игроков. И важно то, что чем более грамотное управление будет в магазине, чем системнее и структурированнее будут процессы, чем прозрачнее будет отчетность, тем выше шансы получить эту поддержку.

Если раньше производитель напечатал обои, дилеры распихали коллекции по полкам и дальше никого, кроме руководителя магазина не интересовала особо судьба товара, то теперь ситуация изменилась. Фабрики хотят видеть конечные продажи, анализировать весь жизненный цикл своей продукции. Им уже неинтересно продавать «в пустоту», им надо продать тем, у кого рулоны уйдут с полок, а не будут занимать стеллажи и склады.

Мы очень хорошо видим эту тенденцию на рост прозрачности отчетности в связке «магазин-производитель» по спросу на наш IT-продукт для обойщиков: Систему управления продажами. Система работает на основании данных учетной программы, обрабатывает полученные данные и представляет в виде удобных и понятных отчетов, дашбордов, графиков. Если раньше мы с трудом доносили ценность этого продукта до ритейлеров, то теперь у нас очередь на интеграцию.

Конкуренция станет менее значимой, если хорошо отстроиться в плане коммуникации, сформулировать собственные уникальные торговые предложения. Мы, например, делаем ставку на то, что клиентский опыт в покупке обоев недостаточен. Как минимум потому, что люди редко покупают этот товар. Поэтому ориентированы на грамотную работу хорошо обученных продавцов, развернутые презентации, консультации и, самое важное, хороший клиентский сервис.

Мы ставим перед собой большую задачу – помочь покупателям сделать классный интерьер, в котором будет приятно находиться. То есть это более глобальная история, чем просто продажа рулонов. Из этой точки строится коммуникация, создаются бизнес-процессы и запускаются всякие вау-штуки для клиентов.

Я вижу, что у всех лидеров рынка есть довольно четкая стратегия развития. Поэтому новым игрокам однозначно стоит заходить с пониманием, как отстроиться и как построить системный бизнес. Тогда успех если не гарантирован, то очень вероятен.

Итак, на кого из розничных игроков стоит обратить внимание?

• Наверное, самая яркая сеть специализированных обойных магазинов – это «Обойкин». Их по праву можно назвать лидерами. Всегда красивые и просторные магазины с великолепным оформлением и прекрасной демонстрацией обоев на витринах. Сайт: oboykin.ru.

• Сеть обойных магазинов «Премьера». Не такие заметные, но занимают немаленькую долю в ЦФО. Сайт: premiera-oboi.ru.

• Сеть магазинов «Декорация». Все точки расположены в Сибирском Федеральном округе, на них также стоит обратить внимание. Сайт: oboideco.ru.

• Сеть фирменных магазинов «Victoria Stenova». Здесь необходимо уточнить, что в сети около 40 магазинов на текущий момент, но владельцы разные. Для простоты понимания назовем это франшизой с обойной особенностью. Почему так – вам станет понятно далее. Сайт: stenova.ru.

• Самым крупным неспециализированным обойным розничным игроком является «Леруа Мерлен». Про них необходимо знать одно: цена там всегда будет ниже, процентов на 5, поэтому единственным решением будет не торговать коллекциями, которые есть у них в ассортименте, либо свести пересечения к минимуму.

Безусловно, есть много достойных обойных магазинов в различных городах, но вышеупомянутые будут вам ориентиром для развития, либо сигналом о том, что открытие обойного магазина в городе их присутствия надо обдумать особенно тщательно.

Тема конкуренции тесно переплетается с обсуждением перспектив рынка. Сейчас самое время перейти к разговору о них.

Шаг 7. Перспективы

Итак, уже то, что рынок не консолидирован, говорит о том, что на нем можно зарабатывать. Наличие монополиста сильно бы осложнило дело, поскольку один игрок может выступать регулятором и никого на этот рынок не пускать. Демпинговать, например. В обоях, по крайней мере в обозримом будущем, образование такой громадины не намечается.

То есть возможность заработать на продаже обоев вполне себе реальная. И, более того, порог входа в этот бизнес снижается. За счет реальной возможности привлечения партнерских ресурсов. Во-первых, можно получить инвестиции от производителей. Уже говорил об этом в предыдущей части книги. И, во-вторых, можно получить консультации от опытных игроков. У нас, например, работает целый «Центр развития розничных магазинов», в рамках которого спецы, занимающиеся открытием и продвижением наших собственных магазинов, делятся опытом с партнерами.

Если говорить о чуть более отдаленных перспективах развития обойного ритейла, то мне представляется рынок по типу маркетплейса, но в офлайне. Владельцы розничных магазинов будут продавать свои полки производителям, управлять этими полками и получать комиссию с продаж. Вот так в упрощенном виде это может выглядеть. Но для функционирования такой структуры нужна полная прозрачность в продажах и понимание движения каждого артикула.

Про работу с онлайн-маркетплейсами, кстати, мы тоже поговорим. В главе про маркетинг.

В целом перспективы для новых участников на рынке обоев сегодня очень неплохие. Да, есть крупные игроки, да есть «Leroy Merlin». Но вместе взятые они занимают по разным оценкам около 40 % рынка. То есть 60 % принадлежит несистемной рознице. А эти ребята либо будут работать над процессами и становиться системными, либо будут вынуждены уйти с рынка рано или поздно, просто потому, что не вывезут конкуренцию со стороны системного ритейла, поддерживаемого производителями.

Я это всё к тому говорю, что рынок не консолидирован, не сконцентрирован в руках одного или малого количества игроков. А такого рынка бояться не стоит точно, на нем у новичков, особенно заходящих с пониманием процессов, есть высокие шансы на успех. Вот если бы, например, у «Leroy Merlin» было 50 % рынка, монополия, тогда да, ситуация была бы кардинально другой.

Надеюсь, что какое-то понимание рынка после прочтения этой главы у вас сложилось. Но важно знать особенности не только федерального порядка, но и понимать, что происходит на рынке локальном. Об этом поговорим дальше.

Локальный рынок

Шаг 8. Посети все магазины своего города

Итак, от федерального уровня переходим к местному, локальному рынку. Прежде всего: что понимать под локальным рынком? Это может быть город, округ, городской район или даже некая агломерация населенных пунктов.

Тут важно смотреть на особенности конкретной территории. Если говорить о городах-милионниках, то есть смысл ограничиться округом или районом, поскольку маловероятно, что за обоями люди поедут слишком уж далеко, это просто неудобно. А если, например, вы собираетесь открываться в небольшом городе в районе более крупного населенного пункта, то, вероятно, стоить изучить ситуацию не только в выбранной точке, но и вокруг. Приведу пример. В районе Иванова есть несколько небольших городков. И вот в каких-то обойные магазины точно открывать не стоит, потому что население чуть ли не каждый день ездит в областной центр. Вероятнее всего, за обоями им тоже захочется «выбраться в люди». Но есть и городки тоже близкие к Иванову, но там хороший обойный магазин будет весьма кстати. Внимательно посмотрите на поведенческие особенности и, если можно так выразиться, покупательские традиции.

Вообще хорошим маркером «пригодности» рынка конкретного населенного пункта для открытия магазина можно считать наличие хороших обойных магазинов. В нашем случае это будет означать наличие рынка сбыта, а не конкуренцию, которой следует избегать.

Если обойных магазинов нет, то стоит выяснить, где тогда люди покупают обои. А они их точно покупают. Тут возможна ситуация вынужденной миграции, о которой чуть выше писал на примере небольшого города. И в случае отсутствия обойных точек стоит оценить вообще местный рынок строительных материалов. Возможно такое, что есть магазины с плиткой, наполкой, светом, а до обоев просто у бизнеса еще руки не дошли. И в таком случае новый магазин укомплектует потребности и всем станет хорошо. Хотя, конечно, может быть и история, что предложения нет по причине отсутствия спроса.

Вот это важно. Мы живем в рыночной экономике. Спрос рождает предложение. Всегда. И если магазинов нет, то это вовсе необязательно значит, что до вас никто не додумался продавать обои. Запускаться там, где нет предложения, не изучив причины его отсутствия, – довольно частая ошибка новичков. Не делайте так. Отсутствие специализированных обойных точек должно натолкнуть на более глубокий анализ ситуации, чем наличие конкурентов.

Итак, возможно придется посетить магазины не только своего города, но и близлежащих. Обычно, конечно, будущий собственник знает ситуацию там, где живет, понимает, где люди покупают те или иные товары. Но я всё равно рекомендую проехаться по магазинам и оценить ситуацию своими глазами, уже с прицелом на открытие нового магазина. То есть проводится некий конкурентный анализ.

На что обратить внимание в действующих магазинах?

• Нужно оценить, как выглядят магазины. Какой интерьер? Что за оборудование? Как дела со светом? Заполнены ли полки?

Как-то я был в относительно крупном торговом центре с большим обойным отделом. И, смотря на состояние этого отдела глазами опытного обойщика, понял, что дела идут там сильно так себе. Да, там стояло классное новое оборудование от одного из крупнейших поставщиков. Но оно было пыльное, товар развешан неаккуратно, половина полок пустовало, выклейки не везде были актуальными выставленным рулонам. О чем это говорит? Скорее всего, с продажами обоев у этого торгового центра всё грустно, руководство вряд ли работает над ситуацией и скорее всего застряли в яме кредиторской задолженности поставщику.

Я это понял, потому что знаю отношение поставщиков к своим полкам (особенно при установке фирменного оборудования, за которое немало заплатил сам поставщик). Если продажи есть, клиент платит вовремя, следит за ассортиментом, то представители дистрибьютора / фабрики / торгового дома стараются помогать и поддерживать точку. Тут, очевидно, магазин денег не приносит, на него внимания не обращают и поэтому состояние торгового зала такое, какое есть.

Человек, который не знает обойный рынок, может подумать, что подобный большой магазин будет сильным конкурентом новой обойной торговой точке. Просто потому, что зал большой, да и ассортимент, кажется, широкий. Но он не будет. Чтобы убедиться в этом, достаточно выполнить рекомендации из следующего пункта.

• Следует оценить актуальность ассортимента. Фабрики не так давно стали наносить на этикетку год производства. Достаточно посмотреть пару-тройку этикеток, чтобы понять, как обстоят дела с обновлением ассортимента в конкретном магазине. Если даты производства нет, значит, рулоны точно старые.

• Не лишним будет посчитать артикулы, чтобы примерно прикинуть плотность ассортимента конкретного магазина. В части про формирование ассортиментной матрицы я подробнее расскажу о том, сколько артикулов нужно иметь в магазине, чтобы ассортимент эффективно оборачивался и почему слишком широкий ассортимент – это плохо для бизнеса.

• Оцените площадь торгового зала. Если в магазине ассортимент разнообразный, то площадь обойного отдела или зоны. Это тоже потом для оценки ключевых показателей потребуется.

• Сделайте фотографии и/или видео. Никто вам этого запретить не может. А если обозначен запрет на съемку (от продавцов или на внутренних объявлениях), то это вызывает дополнительные вопросики к тому, будет ли являться этот образец обойного магазина конкурентом действительно хорошей торговой точке.

• Поговорите с продавцами. Если получится разговорить, то узнаете примерные выручки, что с ассортиментом и т. д. Я как-то продавцам конкурентов сказал, что планирую открыть магазин с наполкой рядом (дело было в ТЦ), они мне рассказали много интересного. А если понимаете, что такое не пройдет, то можно стать просто дотошным покупателем, тогда как минимум про ассортимент точно много всего узнаете и оцените уровень работы консультантов.