Книга Древнейшая история Пензенского края: мифы и реальность. Взгляд на историю с точки зрения новейших исследований ДНК-генеалогии - читать онлайн бесплатно, автор Александр Васильевич Козлов. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Древнейшая история Пензенского края: мифы и реальность. Взгляд на историю с точки зрения новейших исследований ДНК-генеалогии
Древнейшая история Пензенского края: мифы и реальность. Взгляд на историю с точки зрения новейших исследований ДНК-генеалогии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Древнейшая история Пензенского края: мифы и реальность. Взгляд на историю с точки зрения новейших исследований ДНК-генеалогии

Вот как сам Анатолий Клёсов определяет суть основополагающих понятий ДНК-генеалогии, и в частности ее прикладной науки – молекулярной истории: «Суть понятия молекулярной истории в том, что становится возможным следить за передвижениями древних народов не с помощью лопаты и кисточки археолога, не обмеряя черепа, не хитроумно расплетая созвучия и значения слов в живых и мертвых языках, не изучая древние фолианты в библиотеках и монастырях, а прослеживая за метками в Y-хромосомах наших ДНК. Они, эти метки, не могут «ассимилироваться», или «поглотиться», другими языками, культурами или народами, как это происходит тысячелетиями с языками, культурами, народами в рамках понятий истории, лингвистики, этнографии, антропологии. Иначе говоря, методология новой исторической науки, «молекулярной истории», или ДНК-генеалогии, основывается на изучении молекул нуклеиновых кислот, а именно ДНК, дезоксирибонуклеиновой кислоты, в человеческих организмах, как живых, так и в древних костных останках. То, что еще несколько лет назад казалось каким-то развлечением, оказалось, дает истории, антропологии, археологии, лингвистике возможность проверить концепцию, рассмотреть данные под принципиально другим углом, связать воедино, казалось бы, разрозненные части общей картины наших знаний об окружающем мире».

Разумеется, не следует понимать буквально эти слова Анатолия Алексеевича Клесова так, что отныне не нужно читать фолианты, изучать языки и проводить археологических раскопок. Напротив, это все приобретает еще большую значимость и ценность, поскольку усиливает выводы традиционных подходов в совокупности с выводами ДНК-генеалогии при условии взаимного их согласования. Или, напротив, заставляет пересматривать, казалось бы, устоявшиеся выводы, если они входят в явное противоречие с данными ДНК-генеалогии. Поэтому лично я очень внимательно слежу за всеми современными открытиями наших (и не наших в том числе) археологов. А в последнее время еще и за открытиями специалистов в области тестирования и изучения древних ДНК. Но читатель вправе сам определять свои приоритеты в методике изучения истории. Не нравится ДНК-генеалогия – не изучай. Воспользуйся традиционными методами и практиками. Но знай, что теперь уже практически любые серьезные исторические исследования не обходятся без анализа имеющихся мировых баз исследованных гаплогрупп, как современных жителей человечества, так и всевозможных останков, выявленных в ходе археологических раскопок (так называемые – палео-ДНК).

При этом только не надо путать ДНК-генеалогию с попгенетикой! Чем популяционная генетика отличается от ДНК-генеалогии? Да практически всем. Адресуемыми вопросами, целями и задачами, методологией, расчетным аппаратом, характером выводов, определениями популяций. Но, главное, это вообще другая область науки. Популяционная генетика – описательная, по сути, а ДНК-генеалогия – аналитическая. Попгенетика описывает структуру популяций, ДНК-генеалогия описывает историю популяций. Название о многом говорит. Не случайно биологическая химия – это химия, а химическая физика – это физика. Физическая химия – это химия. Биофизика, то есть биологическая физика – это физика. Второе слово в таких составных названиях дисциплин показывает, к какой области науки дисциплина относится. Популяционная генетика – это генетика. А ДНК-генеалогия к генетике, по сути дела, никакого отношения не имеет, это – генеалогия, то есть история.

Так вот еще раз о популяционной генетике. Популяционная генетика – это часть генетики, о чем говорит ее название, но со своими особенностями. Главная задача популяционной генетики – это выявление связи между генотипом и фенотипом, то, к чему ДНК-генеалогия не имеет отношения. Популяционная генетика иногда тоже рассматривает гаплогруппы и гаплотипы Y-хромосомы, как и ДНК-генеалогия, но на этом сходство заканчивается. Аппарат популяционной генетики, применяемый для интерпретации получаемых данных, например, «метод главных компонент», характеризуется со стороны ДНК-генеалогии как совершенно примитивный и ведущий к заблуждениям, и не используется в ДНК-генеалогии. Он не отвечает задачам ДНК-генеалогии.

В целом же генетика человека – это наука, изучающая наследственность и изменчивость признаков, определяющих врожденные особенности человека, и передаваемых, как правило, через гены. Но ДНК только на 2 % состоит из генов, а в Y-хромосоме генов вообще ничтожная доля. ДНК-генеалогия в настоящее время изучает в основном Y-хромосому, и не изучает наследственность и изменчивость упомянутых признаков, передаваемых через гены. Но дело даже не столько в этом. Направления и области науки определяются не объектами исследования, а методологией исследования. Именно методология исследования отличает, например, химию от физики, хотя объекты часто одинаковы. Методология генетики совершенно другая, чем методология ДНК-генеалогии. У них разные задачи исследований. ДНК-генеалогия, по сути, историческая наука, она оперирует хронологией, датировками древних событий, и для этого ДНК-генеалогия использует свой расчетный аппарат, которого нет в методологии генетики. ДНК-генеалогия использует и применяет методы физико-химической кинетики в отношении к ДНК, переводит картину мутаций в хронологические, исторические показатели, как указывалось выше. Это вообще не входит в методологию генетики, у нее другой экспериментальный и аппаратурный базис.

Итак, повторяем и закрепляем изученные истины: экспериментальные данные ДНК-генеалогии – это картина мутаций в нерекомбинантных (то есть не комбинирующихся с другими в ходе передачи наследственной информации потомкам) участках мужской половой хромосомы (на самом деле – и в митохондриальной ДНК, но пока в малой степени, так как информативность мтДНК в ДНК-генеалогии в настоящее время несравненно меньше, чем информативность Y-хромосомы). Речь здесь идет об информативности для исторических исследований, которую определяет картина мутаций как в Y-хромосомах отдельных людей, так и их групп, племен, родов, популяций. Естественно, в данном контексте термин «популяций» относится к мужской половине рассматриваемой популяции. В ДНК-генеалогии популяция – это мужская часть населения, на которую распространяются выводы, полученные при рассмотрении определенной выборки. Популяция может или ограничиваться выборкой, или чаще быть шире выборки, но при этом подразумевается или доказывается, что выявленные закономерности выборки распространяются на рассматриваемую популяцию. Например, если в пределах популяции сделаны несколько независимых выборок, и результаты в пределах погрешности расчетов совпали, то они могут распространяться на всю популяцию, пока не найдено обратного.

Методология новой науки ДНК-генеалогии – перевод динамической картины мутаций в хронологические показатели, во времена жизни общих предков популяций, а на самом деле – общих предков древних родов и племен. То есть фактически по мутациям в ДНК производится расчет времен, когда в древности жили эти роды и племена, и как эти времена меняются от территории к территории, что может указывать на направления древних миграций. Используя эти замечательные возможности новой науки, мы и проследили миграционные потоки нужных и близких нам гаплогрупп (R1a и N1), и связали их с историей родного нам края и земель.

А теперь мы более подробно поговорим непосредственно о нашем родном крае, только теперь уже в нашем веке. И поможет нам в этом замечательный ученый, краевед, подвижник Павел Корнилович Шиндин. Его книга «Отчий край Николаевский район» – настоявший шедевр, подарок для жителей нашего города и области. История соседнего Николаевского, но в том числе и Кузнецкого края предстает в ней, что называется, в «полной красе». Мне остается только коротко и популярно изложить самое интересное.

От хазар до булгар, от булгар до поволжских татар

В VII веке Нижнее и Среднее Поволжье захватили хазары и закрепились здесь почти на три столетия. Основная масса их вела кочевой образ жизни, занималась скотоводством. Но хазарская знать, используя свою армию, не переставала грабить покорённые народы. Орды кочевников, опустошая Среднее Поволжье, вынуждали коренное население – мордву, чувашей, буртасов, славян уходить в леса Верхнего Поволжья. Хазарская знать заставляла эти народы, а также и своих кочевников-скотоводов платить дань скотом, кожами, мясом, хлебом, пушниной, мёдом, а многое просто отбирали. С этим паразитическим государственным образованием (Хазарским каганатом) народы Восточной Европы вели неразрывную и тяжёлую борьбу. В 965 году Хазарский каганат был разгромлен дружиной киевского князя Святослава, спасшего от грабежей и насилия вятичей, марийцев, буртасов, мордву, славян и другие народы Поволжья. Самое интересное, что следов пребывания хазар на территории нашего края до сих пор не обнаружено. И это как минимум странно?!

А вот из исторических источников следует, что во второй половине VII века в степях Приазовья под ударами соседнего Хазарского каганата распалась знаменитая и весьма близкая для нас Великая Булгария. Судьба племён этого народа сложилась по-разному. Часть ушла на Балканы, образовав там Дунайскую Болгарию, часть осталась на прежнем месте, ещё одна группа ушла в Среднее Поволжье, образовав здесь своё государство. Волжские болгары стали называться булгарами, смешавшись с местными племенами, образовали целый ряд княжеств, перешли на оседлый образ жизни.

С середины XI века Волжско-Камская Булгария стала быстро развиваться. Полагают, что граница Булгарского государства на юге доходила до реки Самары, на западе до реки Суры. Это одно из самых ранних государств средневековой Европы. Наиболее богатое фактами описание Волжской Булгарии имеется в записях секретаря Багдадского посольства в 922–923 годах. В 922 году он даёт описание русских поселений возле столицы Волжско-Камской Булгарии, причём им немало названо поселений со смешанным русско-булгарско-мордовским населением.

Как свидетельствует история Татарии в документах и материалах, Ибн-Фадлан, подданный халифа Мухтадир-Билляха, отправился в Булгарию по просьбе царя научить булгар религиозным обрядам и обратить их в ислам (булгары были язычниками). Он оставил такие заметки: «…масла нет никакого, кроме рыбьего жира, который употребляют везде, где другие употребляют оливковое или кунжутное». В путешествии Ибн-Фадлана по Волге читаем: «Главная пища их (булгар) просо и лошадиное мясо, несмотря на то что в их стране много пшеницы и ячменя». Другой хазарский эмиссар Ибн-Руст свидетельствует: «Одежда их похожа на мусульманскую… главное их богатство составляет куний мех. Любят опрятность в одежде, даже мужчины носят золотые браслеты». Можно считать, что это самые ранние описания быта, нравов булгар.

По соседству с Волжско-Камской Булгарией в заволжских степях в это время хозяевами были половцы, кочевники-скотоводы. О чём свидетельствуют места погребения – курганы, на вершинах которых стояли каменные бабы. Они найдены в Куйбышевской, Саратовской областях, в частности в Хвалынском уезде, куда до 1925 года входила Барановская волость. В селе Русские Зимницы Сухотерешанского сельсовета обнаружены древние погребения в колодах.

Имя булгар как народа ныне исчезло, но остались развалины их городов, есть и деревни, носящие названия бывших булгарских городов, остались следы булгарского языка в русском и татарском языках. Татары казанские и симбирские называли себя булгарлык, или просто булгары. В наши дни в Татарии формируется общественное мнение в пользу переименования названия народности татары на волжские булгары. Но некоторые все-таки считают, что предки нынешних татар осели в нашем крае в период Господства Казанского ханства.

Поволжские татары – коренные жители Поволжья. Их формирование проходило в основном в пределах Среднего Поволжья и Нижнего Прикаспия. Здесь образовалось этническое ядро татар, здесь проживали предки, здесь они консолидировались в народность, здесь сформировались в нацию. Исторические корни этого процесса уходят в глубокое прошлое, связанное с историей Волжской Булгарии и Казанского ханства.

В Х веке благодаря своему устному географическому положению столица Булгарии город Булгар (его развалины сохранились до сих пор, а ныне там разрастается современный музейный комплекс) стал политическим, экономическим, культурным международным центром. Торговый пригород Булгара – Ага-Базар – привлекал купцов из Киевской Руси и Средней Азии, Ирана, Византии, Китая. Год от года, десятилетие к десятилетию застраивался и хорошел Булгар. В центре города уже возвышались ханский дворец и соборная мечеть. Творили поэты и учёные. История сохранила имена поэта Али, автора поэмы Юсуф и Зулейха, учёного историка Якуба Ибн-Нугенана, философа Аль Булгары. Многочисленные надписи на керамике, ювелирных изделиях указывают на широкое распространение грамотности среди населения. Мирное развитие Булгарского государства, достигшего в XII–XIII веках рассвета, было прервано татаро-монгольским нашествием.

Первое столкновение булгар с татаро-монголами произошло осенью 1223 года в районе Самарской Луки. Монголы были наголову разбиты. Однако в 1236 году монгольские завоеватели, руководимые ханом Батыем и полководцем Субедеем, превосходящими силами вновь обрушились на Булгарию. Прорвали оборонительные линии булгар на границе леса и степи. Булгарские города, укреплённые валами, дубовыми стенами, один за другим разрушались завоевателями. В дымящихся развалинах лежали города Булгар, Керенск, Сувар и др. В 1237 году монголо-татарами был разрушен и разгромлен булгарский город, остатки которого находятся недалеко от рабочего посёлка Канадей. К сожалению, название этого города установить так и не удалось.

Сильно пострадали от нашествия и сёла Волжской Булгарии. На их месте лежали пепелища, коренное население (мордва и булгары) в большинстве было истреблено, часть ушла к Северу и Западу. К весне 1237 года завоевание Волжской Булгарии было закончено. Длительное время между ханами Золотой Орды шла междоусобная война. На основе изучения исторических трудов, архивных материалов, топонимики можно привести один из примеров такой жестокой вражды между двумя ханами Тимуром и Тохтамышем. Большое кровопролитное сражение произошло между ними на границе нынешних Куйбышевской и Ульяновской областей. В их армиях насчитывалось по нескольку десятков тысяч человек, а кроме того, огромные обозы, много скота, верблюдов.

В поисках пищи и фуража большие конные отряды совершали грабительские набеги на соседние территории, не исключая наш район. В далёком Средневековье русские летописцы писали: «По московском взятии… приде некоторый царь, именем Темир Аксак, восточные страны от Синия арды Самаркисиские земли и велику брань сотвори и много мятеж воздвиже арде и на Руси своим приходом… И приде ратью на царя Тохтамыша». Приведённая летописцем запись 1392–1395 годов не говорит о том, «куда приде Тимур Аксак», где было кочевище царя Тохтамыша и где «быть им бой». Но этот пробел восполняется летописными текстами народов Востока рубежа XIVXV веков. Русские летописи и так называемая «Книга побед» времён Тимура определяют район указанной битвы. Это речка Кондурча. В междуречье реки Кондурчи, большого Черемшана и Волги, кроме русских, жили и живут чуваши, татары. В их языке сохранились диалекты и слова татарских народов. В этом районе есть сёла и реки, тюркские названия которых содержат в себе память о месте битвы. Скажем, название реки Камбулак – «кровавый родник».

В армии Тимура были ополченцы из коренного населения – булгар междуречья Черемшана и Кондурчи. Булгары не забыли 1382 год, когда по их земле с грабежами и насилием военным походом на Москву прошла армия Тохтамыша. Поэтому с ненавистью, с верой в освобождение от ига поднялись предки нынешних поволжских татар против золотоордынского хана. Войска правого фланга Тимура и ополченцы – булгары бесстрашно бились с врагом. Двигаясь по следам Тохтамыша, Тимур вышел к Волге где-то западнее нынешнего города Тольятти. Здесь армия Тимура стала лагерем на отдых… Последовавшее за тем Мамаево побоище, двукратный (1391 и 1395 годы) разгром Тохтамыша и его изгнание Тамерланом из Золотой орды были убедительным свидетельством ослабления власти золотоордынских ханов.

В 1480 году было окончательно сброшено иго монгольских феодалов. На развалинах Золотой Орды возникли Казанское, Астраханское ханства и Ногайская Орда. Территория нашего края осталась в составе Казанского ханства. Его границы простирались от реки Суры на западе до реки Белой на востоке, от реки Ветлуги на севере до реки Сызранки на юге. Вся территория нынешней Ульяновской области, в том числе и Николаевского района, Кузнецкого района входила в состав этого ханства.

История языков эрзя и мокша, происхождение названий рек края

В Среднем Поволжье и Приуралье в средние века происходили сложные исторические процессы. Территория нынешней Ульяновской области (бывшей Симбирской губернии), находясь на стыке лесов и степей, издавна была местом жизни и тесных контактов различных по происхождению племён: следы обитания оставили здесь финно-угорские, тюркские, славянские народы. В бассейнах речек Канадейки, Арзялейки, Ешалки и других рек исстари жили мордовские племена. В XIII веке они были покорены татаро-монголами, а позднее, в XIV–XVI веках, вошли в состав Казанского ханства. Таким образом, мордва Среднего Поволжья дважды попадала под власть татар и дважды поднималась с оружием в руках против татарского насилия. Об этом сохранились записи, составленные европейским писателем Герберштейном, побывавшим в районе Верхней и Средней Суры. Эти записки вышли в свет в 1549 году. И вот о чём в них, в частности, говорилось: «К востоку и югу от реки Суры лежат огромные леса, в которых обитают мордва, народ, говорящий особым языком, они живут разбросанными селениями, обрабатывают поля, питаются мясом диких животных и мёдом, народ суровый, храбро отбивающий от себя татарских хищников, почти все пешие, вооружены длинными луками и превосходные стрелки». Среди народностей, расселившихся на территории между Самарой и Пензой, доминирующее положение занимала именно мордва, которая ещё 4–3 тыс. до нашей эры входила в финно-угорскую языковую группу. Эта группа родственных языков, составляющих вместе с самодистскими языками уральскую группу языков, имела пять подгрупп. Одну из них представляли два мордовских языка: мокша и эрзя. В то очень отдалённое время мордва имела более-менее общую речь, но по мере естественного роста родовых и племенных коллективов и развития производственных сил происходило постепенное расселение их на обширной территории от Урала до Прибалтики. В результате отдельные племена расселились на значительном расстоянии друг от друга. В новых условиях у них постепенно вырабатывались на общей основе разные языки и культура. О былой общности мордвы с другими финно-угорскими народами по языку свидетельствует целый ряд общих слоёв и понятий, сложившихся в очень отдалённое время: времён года, некоторых явлений природы, названий животных и многих растений.

В XVI–XVII веках мордва активно обживала бассейны рек Канадейки, Арзялейки и других рек. Поэтому Николаевский район имеет ранние мордовские памятники материальной культуры, о чём говорят и названия рек чисто мордовского происхождения. В них есть мордовское слово «лей», которое даётся в разной транскрипции: лей, лай. А первая часть названия рек содержит, по-видимому, составленные мордовские дохристианские имена (Арзя-речка – Арзялейка, Еша – Ешалка, Кума – Кумалка) или же слово, означающее характер, нрав реки (Тарлейка – тарла-целина), Шеварлейка-шевар – песок.

Тюркскоязычные народности также жили на этой территории задолго до татаро-монгольских завоевателей и после них. И не случайно все гидронимы и топонимы края тюрского и мордовского происхождения, например, название речки Бекшанки происходит от собственного тюркского имени Бекшан (Бикшан), речки Апкашилки – от личного тюркского имени Апкаш. Название речки Баянгол, впадающей в Канадейку около Мордовского Канадея, состоит из двух компонентов Баян и Гол. Оба этих компонента есть в современной топонимике Монголии, где слово «баян – бай» означает богатый, а «гол» – река, родник. Баянгол – типичное монгольское слово, означающее «богатая долина, долина счастья». Такое же название носит межевая лесная граница между Сосновкой и Дубровкой. Название речки Чирклей восходит к тюркскому слову «зирек» – ольха, «зирекле» – ольховая. Название Рызлей происходит от тюркского «уразу» («орыз») – счастье, «оразлы» – счастливый.

О набегах татаро-монгольских завоевателей и татар Казанского ханства в наших краях наглядно свидетельствуют археологические находки. Так, при распашке земель вокруг могильника неподалёку от села Садовое-Голодяевка Новоспасского района были найдены наконечники стрел, пики и т. д. Следы пребывания татаро-монголов в нашем крае остались и в названиях рек, урочищ, межевых лесных границ и т. д. Их изучение поможет раскрыть экономические и этнические процессы жизни мордвы и других народностей этого края.

Засечные черты Пензенского края и взятие Казани

В 1550 году Иван Грозный двинул свои войска против Казанского ханства. Помощь русским оказывали чуваши и мордва. На соединение с Иваном Грозным по Пензенской области шёл с войском князь Курбский. Он дошёл до «Суры реки великие, на устье Барыша речки», где соединился с основными силами русских войск. Мордва восторженно встречала русские войска и давала им пополнение, проводников, продукты, фураж. В 1552 году русские заняли Казань, а в 1556 году – Астрахань. Вся нагорная часть Казанского ханства была занята ещё во время похода на Казань, а в 1551 году была заложена крепость Свияжск. Освобождённые из-под ига татаро-монгольских захватчиков мордва, чуваши, часть марийцев просили принять их под защиту и в подданство Русского государства. Их просьба была удовлетворена. Крестьян этих народностей на три года освободили от всяких повинностей.

Иван Грозный все инородческие племена Поволжья (кроме русских) взял в свои крепкие руки. И после Ливонской войны правительство Ивана Грозного приняло решительные меры к укреплению своей власти в Среднем Поволжье. Важнейшим шагом в этом направлении было строительство крепостей, обеспечивающих защиту русских поселенцев и торговлю по великому Волжскому пути. В 1586 году в устье реки Самары была построена крепость Самара, на реке Белой – крепость Уфа. В 1589 году образован Царицын. В 1590 году началось строительство Саратова, на левом берегу Волги, на середине пути между Самарой и Царицыном. Велика была ненависть ногайских и крымских мурз, турецкого султана к поволжским городам как опорным пунктам России на Волге. Им не удалось уничтожить Самару и Царицын, а вот Саратов сожгли. Пришлось строить город на правом берегу. Только после освобождения от татаро-монгольских захватчиков началось хозяйственное, политическое и культурное развитие народов Поволжья. А Казань стала административным и политическим центром Русского Государства в Среднем Поволжье. С того времени началась новая полоса в жизни населяющих его народов.

До царствования Петра I вся жизнь России отражалась в документах Казанского двора, хранящихся ныне в Российском государственном архиве древних актов. До реформы Петра I Русское государство было разделено на 15 губерний, 44 провинции и 178 уездов. Пензенская, Саратовская, Симбирская и некоторые другие губернии входили тогда в состав казанского двора, откуда выдавались служилым людям, помещикам, дворянам, а также крестьянам грамоты на поместные земли. После взятия Казани, особенно со строительством оборонительных черт, городов-крепостей, начался приток населения в Среднем Поволжье, где первыми помещиками стали служилые люди. В 1648 году строится Симбирск, а летом 1683 года поступил Указ Москвы о построении города Сызрани. Этот город, построенный симбирским и казанским воеводой боярином Григорием Афанасьевичем Козловским, был одним из первых русских городов-крепостей, которые охраняли Волжский речной (порт) путь, новые земли Поволжья. Одновременно со строительством Сызрани в 1684 году началось сооружение укреплений новой оборонительной линии Сызранской засечной черты для защиты Пензенской и Симбирской губерний от набегов полудиких кочевников (ногайских и крымских татар). Эта оборонительная линия (или сторожевой вал) шла от Усолья к Слободе Печорской по Самарской Луке, проходила далее через город Сызрань по речке Сызранке на городок Канадей, далее по территории Николаевского района до речки Лунёвки, впадающей в реку Суру, и подходила к Пензе. Она захватила северные части Кузнецкого и Хвалынского уездов. Именно в эти годы (1680–1685) на этой черте была построена сторожевая крепость с башней в Канадее. Надвратная башня этой крепости сохранилась до наших дней. С окончанием строительства Сызранской засечной черты усиленно продолжалось заселение и освоение пространства между Сызранью, Пензой и Симбирской укреплённой чертой. Вдоль Сызранской черты в Сызрани, Канадее, Никулине первыми осели на постоянное жительство служилые люди – стрельцы, казаки, пушкари. На речках Сызранке, Канадейки, Бекшанки, Елшанке и т. д. появились десятки новых сёл, слобод, деревень и небольших хуторов, заселённых русскими, мордвой, чувашами, казанскими татарами. С окончанием строительства Сызранской засечной черты «велено было стрельцов, казаков новостроенного Сызрань-города устроить землями». Земли им отводились вместо хлебного и денежного жалованья. Десятнику – 30 четвертей, а рядовому казаку или стрельцу – 20 четвертей в одном поле. Левобережная часть земель в нашем крае отводилась за Симбирским валом служилым людям, дворянам и помещикам, которые перевели сюда своих крепостных крестьян. Большая же часть правобережья была заселена государственными крестьянами мордовской национальности.