Действовать на основе веры также приходится тем, кто начинает свой бизнес. Любое новое дело это всегда риск, связанный с непредсказуемостью результата. Если результат предсказуем, то это уже не бизнес, а нечто другое (гос. заказ, ремесло). Только начинание, результат которого непредсказуем, приносит существенные дивиденды на вложенные усилия и только через веру и готовность к риску можно создать что-либо новое.
Современные формы веры также называют убеждениями или идеологиями. Также как классическая вера, идеологии не могут быть научно доказуемы или опровергнуты. Нельзя, например, корректно с точки зрения науки доказать, что коммунизм лучше капитализма, либо наоборот – что капитализм эффективнее коммунизма. Принятая идеология (фактически современная форма веры) во многом определяет дальнейшее развитие целых народов и государств. А идеология, принятая в Новом Этносе, во многом определяет жизнь его участников.
В описании этносов часто можно встретить выражение в стиле "представители данного народа верят в …". Вера во что-либо является важным элементом любого этноса. Она во многом определяет путь развития этноса. Также как вера начинающего предпринимателя во многом определяет жизнь или гибель будущей корпорации. Выбранная этносом вера похожа на выбранную путником дорогу. Одну из бесконечного множества. И этнос, двигаясь в выбранном направлении, может получить существенные дивиденды, подобно путешественникам, которые открывают новые земли полные сокровищ.
Убеждения человека во многом зависят от его генетики и этнической принадлежности. Существуют даже попытки найти "ген религиозности". То, что генетика сильно влияет на темперамент, очевидно для большинства. А убеждения человека, в свою очередь, очень сильно зависят от его темперамента. Не может, например, изначально агрессивный человек быть сторонником спокойного конструктивного общения. Или человек, который любит много и эмоционально общаться вряд ли будет убеждён в эффективности сдержанных формальных коммуникаций в рамках информационной системы. В книге "психология народов и масс" подмечено, что народы изначально имеют предрасположенность к свойственным им убеждениям и созданию учреждений, соответствующих особенностям этноса. В связи с этим, у данной книги нет задачи доказать что-либо или убедить читателя. Иначе количество страниц выросло бы на порядок. Книга создана в первую очередь как фильтр. Если человек согласен с изложенными в книге утверждениями, то с большой вероятностью он имеет тот же менталитет что и другие участники Нового Этноса. А общие менталитет и убеждения – основные факторы, на основе которых можно создать устойчивые и эффективные сообщества.
Зачастую то, во что верит этнос, для представителей данного этноса является чем-то очевидным и понятным. Если многие вещи, описанные в данной книге для вас, являются очевидными – то это хороший знак, показывающий, что ваша вера максимально близка к вере и менталитету Нового Этноса.
Во что же верит Новый Этнос? Вот, для примера, несколько утверждений, которые могут составлять основу веры этноса:
Быть частью небольшого этноса лучше, чем большого;
Государство – инструмент насилия;
Религии устарели и уже не актуальны;
Семантический веб – самый эффективный способ коммуникаций;
Системный подход лучше индивидуального;
Главное в человеке – ум.
Отрицание чего-либо, что сложно однозначно опровергнуть также является формой веры. На языке биржевых трейдеров, такую веру можно назвать "медвежьей" (вера в падение ценности актива). Например, вера в то, что у России нет будущего. Или вера в бесперспективность какой-либо технологии.
Вера является одной из вертикалей власти. Возможность корректировать написанные постулаты веры или трактовать написанное – создаёт централизацию власти. Корректировка и трактовка веры, по силе влияния – аналогичны законодательной власти. Потому что вера, подобно закону, во многом определяет жизнь этноса. Поэтому с одной стороны вера должна быть жёстко прописана (как код биткоина или конституция страны) с другой стороны – не должно существовать трактователей написанного. Любые книги, составляющие основу этноса, должны восприниматься как есть. И обсуждаться только в кругу равных людей, но никак не в атмосфере конференции, где один "гуру" высказывает широкой публике своё видение в отношении прочитанного. Максимум что допустимо – это когда более начитанный объясняет смысл книг менее сведущему соплеменнику. Если возникает желание существенной корректировки веры – то это зачастую означает создание уже другого субэтноса, со своей верой.
Для построения эффективного Нового Этноса полезно изучать опыт и устройство классических религий. Религии помогали человеку не вести себя как животное, подавляли высокопримативный тип поведения и способствовали самоорганизации людей что повышало эффективность социальных групп. Всё это будет полезно перенести в Новый Этнос, но без использования классических религии. Помимо этого, у этноса появляются новые задачи – помочь людям, входящим в Новый Этнос не превращаться в эмоциональную толпу, управляемую примитивными желаниями и эмоциями. Не быть стадом, которое идет за харизматичными лидерами и принимает как модель поведения те установки, которые вдалбливаются через СМИ (в том числе популярные и модные интернет блоги).
Может показаться, что невозможно создать устойчивую и эффективную культуру без религии. Но это вполне реальная задача, уже реализованная и работающая на протяжении многих веков в Китае. Конфуцианство – хороший показательный пример нерелигиозной формы культуры. Конфуцианство, это не религия, а этико-философское учение. И задача данного учения максимально прикладная. Возникло конфуцианство в период кризиса в Китае и имело вполне конкретную цель – усилить государственную систему. На протяжении всей истории Конфуцианство изменялось под требования времени. И современная форма во многом отличается от изначальной версии Конфуция. Аналогичный подход к культуре стоит применять и в Новом Этносе. Мораль и верования должны создаваться для повышения эффективности системы этноса и решать понятные практические задачи. При добавлении любого элемента морали или традиции нужно, в первую очередь, задавать вопрос – как этот элемент повысит общую эффективность этноса?
К убеждениям следует подходить с точки зрения практической пользы (принцип приземлённости). Если точка зрения выгодна и может принести пользу – то используем её. Конечно же, стоит проверять все точки зрения и не хватать на вооружения все подряд. Принимать по принципу "потому что выгодно" следует те элементы культуры, судить о которых однозначно очень сложно. Например, привязка к государственным (правительственным) системам. Стоит ли отделяться от гос. систем? С точки зрения выгоды для этноса – стоит. И всю мораль, и убеждения целесообразно подстраивать под эту выгоду. Вопрос должен стоят не "как правильно" а "как выгодно и целесообразно". Это повышает выживаемость зарождающегося и пока ещё слабого этноса в агрессивной среде внешнего мира.
Когда правители принимали решения о выборе религии для своей страны, думаете они искали истинную веру? Думать так – это предел наивности. Истинность веры их интересовала в последнюю очередь. Главный критерий выбора – это как вера повлияет на общество. Разрешён ли в ней алкоголь, как она влияет на рождаемость, лояльность к власти и т. д. Аналогично и каждый член этноса построенного на принципе самоуправления должен рассматривать набор этнических убеждений с точки зрения их пользы. Как они повлияют на будущие поколения? Стоит ли прививать детям патриотизм, который привяжет их к одной стране и в момент развала страны их род будет похоронен под обломками империи? Стоит ли прививать религию, которая шаблонизирует их мышление и притупит интерес к наукам, да и вообще снизит уровень критического восприятия мира?
В вопросах религии и веры есть ещё один смежный элемент – суеверия. Почти во всех культурах присутствуют различные формы суеверий. Наиболее распространёнными в современном мире являются астрология, феншуй, эзотерика, целительство. Данные виды суеверий не оказывают такого сильного влияния как религии, но всё же снижают адекватность и критичность мышления.
В Новом Этносе стоит вычищать из культуры любые формы суеверий даже в мелких проявлениях. Никаких кулонов со знаками зодиака, никаких сборников по трактованию снов и прочего мусора не должно быть в этносе. Если этнос желает отличаться повышенной приземлённость и критичностью мышления ему важно более жёстко подходить к суевериям, нежели в других культурах.
Суеверия разжижают мозги и могут являться первой ступенью к религиозности. Подобно лёгким наркотикам, являющимся первым шагом на пути к более тяжёлым препаратам. Поэтому стоит ограждать этнос, особенно детей, от любых форм современных суеверий. И рассматривать их лишь как отсталые увлечения для аборигенов, которые неприемлемы для представителя Нового Этноса.
Несмотря на критическое мышление и отрицание религий, не следует поощрять вольнодумство в отношении принятых в этносе убеждений. Бессмысленно обсуждать недоказуемые варианты суждений, один из которых принят в сообществе за веру. Если вера – это вариант выбранного направления развития, то вольнодумство тормозит такое развитие за счёт постоянного колебания вектора развития. Оно порождает лишь бесконечные споры и болтологию, не приводящую к практическим результатам. Отрицание вольнодумства не означает запрет критики. Конструктивная, доказуемая критика, не противоречащая убеждениям этноса, необходима для развития и её не стоит исключать. Такая критика позволяет избегать ошибок и корректировать выбранное направление развития (но не менять его кардинально).
Снижение роли государства
С усилением глобализации всё больше снижается влияние государственных систем. И у этого явления есть ряд причин.
Развитие интернета сделало большую часть информации общедоступной практически из любой точки мира. В результате существенно снизилось идеологическое влияние гос. систем. Сейчас на порядок меньше фанатичных патриотов, готовых жертвовать своей жизнью ради поддержания существования "своего" государства. И в распоряжении правительства всё меньше лояльного пушечного мяса, которое оно может использовать для защиты территорий и контроля населения. Человек готов геройствовать и бросаться на амбразуру только при наличии промытых мозгов и штыка, упирающегося в спину. А сейчас государства уже не могут также эффективно, как и раньше, промывать мозги и принуждать своих граждан к нужным правительству действиям.
Открытость информации также существенно подорвала доверие к государственным системам. Когда человек может легко получить информацию об уровне коррупции в стране и сравнить уровень жизни в разных странах – то ему очень сложно оставаться лояльным своему государству и доверять ему. Также на протяжении последних нескольких веков накопилось достаточно большое количество исторических фактов о том, как государства грабили и обманывали свой народ. Если раньше это всё можно было стереть из исторических записей (информационной среды), то теперь сложно скрыть факты того, как государства периодически грабят своих граждан (обнуляют банковские счета, изымают накопленное золото, отправляют работать за бесплатно в гулаг).
Многие государства не способны поддерживать даже нормальный уровень рождаемости. Стабильная демография осталась преимущественно в слабых государствах с высоким уровнем национального самоуправления и преимущественно тейповой структурой общества – это страны Африки, Чечня и т. д. Государство сделало женщину свободной, и одновременно существенно ограничило возможности мужчин влиять на окружающую среду. Что привело к ситуации, когда женщина вместо выполнения функции поддержания демографической стабильности начинает заниматься саморазвитием, карьерой или просто развлекаться. Гос. системы в будущем потеряют свою существенную роль не только из-за системного кризиса, но и из-за существенного сокращения числа их рабов (лояльных жителей). Стабильная численность населения останется преимущественно в этнических диаспороподобных системах.
Раньше людям сложно было координировать свои действия и контролировать соблюдение общественных правил, поэтому была высокая потребность в государственных структурах. Появление новых информационных технологий, таких как блокчейн, способствуют снижению потребности в административной функции государственных систем. Многие организационные функции, которые сейчас выполняют государства, со временем, более эффективно будут выполнять информационные системы без централизованного управления, либо принадлежащие частным международным корпорациям.
В конечном итоге, функция государственных структур сузится до поддержания порядка на контролируемой территории. А все остальные функции – экономика, образование, медицина, различные социальные функции будут осуществляться более эффективно внегосударственными структурами, находящимися на надгосударственном международном уровне. И одной из таких структур должен стать Новый Этнос.
Этнос вне государства
Жизнь этноса вне государства является одной из пяти главных особенностей Нового Этноса (вне государств, атеизм, сеть сообществ, семантический веб, специализация)
Термин "вне государств" в данном случае не подразумевает полное отрицание государств и жизнь вне государственных систем. Новый Этнос признает, и не нарушает законы государств, в которых он находится, а также пользуется теми сервисами, которые эти государства предоставляют.
Вне государств – означает отсутствие фанатичного патриотизма и привязки этноса к одному государству, а также создание большого количества внегосударственных социально-экономических институтов в различных сферах жизни (образование, здравоохранение, общественная собственность, коллективное потребление и т. д.). С которыми достаточно плохо справляются многие государства, либо настолько сильно регулируют данные сферы, что они становятся очень дорогими (медицина в США, например).
Новый Этнос не надеется на помощь государства, и не ждёт от него перемен к лучшему. По большей части для него не столь важно будущее отдельно взятого государства, так как каждый представитель Нового Этноса может относительно легко сменить страну проживания. Главное вовремя предвидеть стагнацию и последующую деградацию текущего государства. Упрощению процесса смены места проживания могут во многом способствовать элементы устройства Нового Этноса (сеть сообществ) и возникающие в нём традиции (двуязычие, например). При развитой сети сообществ (диаспоре) переезд в другую страну становится существенно проще. Так как на новом месте проживания представитель этноса может легко найти и присоединиться к этническому сообществу, входящему в глобальную сеть сообществ Нового Этноса. Что существенно упрощает социализацию и интеграцию в экономику любой страны. При развитых внутренних институтах Нового Этноса, становится не столь важно – где проживать. Образование, медицина и прочие важные сервисы могут существовать вне государств, поддерживаться сетью сообществ, и быть для представителя этноса относительно одинаковыми в любой точке мира. С проблемой отсутствия подобных социальных институтов сталкиваются, например, желающие эмигрировать из России в Таиланд. Отсутствие привычной системы образования и детских садов становится существенным доводом против долгосрочной эмиграции. При наличии же своей сети этнических образовательных учреждений по всему миру – эта проблема исчезает.
Жизнь этноса вне государств сильно влияет на его менталитет. Такому этносу требуется быть более самоорганизованным, а отдельным его представителям более самостоятельными в большинстве аспектов жизни и самим нести полную ответственность за свою жизнь. Представители этносов, которые являются частью большого имперского государства – наоборот, имеют противоположные качества характера – они более инфантильны и всегда надеются на руководство страны, которое обеспечит их пенсией, заботой о здоровье, оградит от вредных привычек и т. д. Такими этносами являются, например, американцы и русские – которые на бытовом уровне имеют много общего. Они одинаково непосредственны и в своём поведении имеют много детских паттернов. У американцев – это постоянный детский позитив и непосредственность, у русских это широкая душа, а также надежда на авось и мудрого государя. Схожесть бытового поведения русских и американцев естественным образом сформированы крупными, контролирующими все аспекты жизни (как родители) государствами.
Новый Этнос не гордится достижениями страны, в которой живёт. Что более мотивирует к личным достижениям. Вместо мечтаний и гордости за "мы полетели в космос" , "мы военная держава" и т. д. – ежедневный труд для личных достижений и личной гордости. Либо гордости за своё ближайшее окружение (сообщество), которому ты помогал достичь результата. Надо хорошо относиться к людям вас окружающим, а не к государству. Часто патриоты много думают о судьбах России и мало о проблемах близких людей. Представители этноса, который больше ценит своё окружение, а не страну – будут более приятными в коммуникациях и полезными в деловом сотрудничестве.
Государству как любой корпорации выгодно максимально привязать к себе своих "потребителей". Одним из наиболее эффективных методов является создание вокруг своего продукта лояльной аудитории, которая будет ценить этот продукт за нематериальные качества и очень субъективно определять его реальную ценность и пользу. Например, Harley Davidson создав вокруг себя лояльное сообщество потребителей, может успешно продавать свой продукт с далеко не лучшим соотношением цены и качества. Чтобы государства могли действовать аналогичным способом, они создают для этого свои этносы. После чего они могут эффективно нести в массу идеи о том, что это наше государство, наша земля и т. д. Хотя фактически жителям любой страны мало что принадлежит, так же как потребителям мотоциклов Harley Davidson не принадлежит компания производитель.
Крупные государства заинтересованы в создании крупных этносов. Ведь управлять, и манипулировать массой населения с одинаковым менталитетом намного проще, чем пытаться договорится с большим количеством самостоятельных и независимых народов. Поэтому такие крупные государства как Китай, Россия, США – стремятся создать искусственные многочисленные этносы, которые бы включали в себя подавляющую часть населения.
Но в естественных условиях, без государственного принуждения – возникновение крупных этносов невозможно. Везде где нет довлеющего крупного государства, люди разделяются на большое количество относительно небольших этносов (Африка, Кавказ, средневековая Европа). Возможно, это заложено в природе человека – стремление выделится в отдельную группу со своей культурой и бытом. Государства же, препятствуя такой самоидентификации, тем самым фактически занимаются культурно-этническим геноцидом, сокращая разнообразие форм этнических традиций.
Новый Этнос в данном случае является одним из вариантов удовлетворения потребностей определённой части населения выраженной в стремлении выделиться в отдельную этническую группу.
Чтобы этнос мог продуктивно и устойчиво существовать вне государств – ему требуется высокий уровень самоорганизации и эффективная внегосударственная система. Решить эти задачи позволяют два элемента описанные в следующем разделе.
Основные элементы Нового Этноса
Новый Этнос – это не только новая форма культуры. Предлагаемый этнос, в первую очередь – информационно экономическая система, имеющая два основных элемента: сеть сообществ и социальный семантически веб. Культура и традиции являются лишь необходимым элементом, который усиливает систему этноса.
Сеть сообществ
Сеть сообществ является, пожалуй, главным элементом системы, ради которого и создаётся Новый Этнос. Элементом сети является устойчивое городское сообщество (community) из 100-150 человек. По внутреннему устройству оно похоже на community в США или общину, но без "внутреннего коммунизма", при котором идёт полная уравниловка имущества. В сообществе людей в первую очередь объединяет общий менталитет создаваемый Новым Этносом. Что делает такие сообщества на порядок более устойчивыми и эффективными по сравнению с, например, тематическими сообществами.
У каждого сообщества есть свой Gathering Place (место сходки). Это помещение где встречаются участники сообщества, проводятся мероприятия и т. д. Наиболее близким к Gathering Place форматом можно назвать антикафе. Только большинство из них закрылись, потому что бизнес модель такого заведения оказалась нерабочей. В нашем же случае Gathering Place является некоммерческим проектом и финансируется участниками сообщества.
Деятельность сообщества организует администратор, который является, в первую очередь, координатором, но никак не лидером или главой сообщества. Администратор получает зарплату за свою деятельность, и регулярно предоставляет отчёты рядовым участникам, как работодателям.
Сообщества объединяются в небольшие группы из 10-15 сообществ (1000-1500 человек). Такие группы в свою очередь формируют различные формы объединений на городском, государственном и межгосударственном уровне.
Социальный семантический веб
Создать эффективную самоорганизованную социальную систему без грамотного использования информационных технологий практически невозможно. Появление интернета дало возможность вывести самоорганизацию на новый уровень. А из всех существующих в интернете информационных технологий, наиболее подходящей для данной задачи, является Social Semantic Web.
Семантически веб используется как среда для коммуникации и координации деятельности Нового Этноса. Данная среда обладает двумя важными и крайне необходимыми нам качествами – децентрализация и высокая эффективность. В отличие от социальных сетей, данные и интерфейсы такой информационной системы не завязаны на одного человека или компанию.
Если в классических этносах информационной средой является язык и письменность, то у Нового Этноса такой средой является более развитая информационная система – семантический веб. В некоторой степени его можно назвать языком Нового Этноса. Как и любой язык он имеет свой синтаксис и набор понятий (онтологию), которые во многом определяют форму коммуникаций и картину мира этноса.
Важным элементом информационной системы этноса является также криптография. Но используется она не для шифрования данных, а в первую очередь для децентрализованной верификации данных и авторизации пользователей.
Такая информационная система имеет достаточно "высокий порог входа" для рядовых пользователей. Потому что она существенно сложнее для восприятия и использования, чем современные социальные сети и сайты. Поэтому такая система не может возникнуть вне системы этноса и сети сообществ. Для её функционирования необходимы не столько технологии, сколько образовательные традиции, подобные традиции обучения письменности.
Этносы, освоившие письменность, существенно превосходят те народы, у которых письменности нет. А освоение Новым Этносом самых эффективных информационных коммуникационных технологий даст ему преимущества, аналогичные преимуществам этносов первыми освоивших письменность.
Семантический веб, благодаря структурированности данных, позволяет накапливать информацию на протяжении веков. Подобно письменности, но на порядки эффективнее. Например, в такой системе доверие к определённой семье может сохраняться в виде данных, и передаваться из поколения в поколение.
Сеть сообществ
Что такое сообщество в Новом Этносе
Ограничение численности сообщества в 100-150 человек обусловлено числом Данбара. Данное число определяет максимальное количество устойчивых социальных связей, которые может поддерживать индивидуум. Среднее количество друзей у пользователей социальных сетей также составляет порядка 100-150 человек. Сообщество же, в котором количество участников существенно меньше 100 будет малоэффективным ввиду небольшого объёма ресурсов, которым располагает такая группа людей
Деятельность сообщества поддерживается за счёт самофинансирования. Размер ежемесячного взноса составляет порядка 10% от средней зарплаты участников. Более мелкий размер взносов не позволит сообществу содержать помещение, оплачивать работу администратора и покрывать прочие текущие расходы.
Каждый представитель этноса может состоять только в одном сообществе. Вступать сразу в несколько сообществ просто нецелесообразно. Также как снимать сразу две квартиры или покупать абонементы в два спортзала. Большинство сервисов, которые предоставляют сообщества в сети, примерно одинаковые. Кроме того, удерживать в голове 200-300 человек практически невозможно.