Книга История управленческой мысли - читать онлайн бесплатно, автор Альберт Константинович Семенов. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История управленческой мысли
История управленческой мысли
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История управленческой мысли

9. Каковы различия основных управленческих идей в трактатах мыслителей Древней Греции?

10. Какое внимание уделялось в древние времена борьбе с мздоимством и злоупотреблениями служебным положением?

11. В чем состояло отличие демократии в Спарте и Афинах?

12. Какие прогрессивные идеи в области госуправления были реализованы в Аттике во времена Солона?

13. Каково влияние конфуцианства на управленческую мысль и практику Древнего Китая?

14. Каковы основные идеи управления хозяйством эпохи феодализма в странах Западной Европы?

15. Каковы основные идеи управления хозяйством в странах феодального Востока?

16. Каковы основные идеи управления хозяйством в полицейских государствах?

17. Каковы основные идеи управления Р. Оуэна?

18. Каковы основные положения учения об управлении Л. фон Штейна?

19. Каков вклад классиков политической экономии в развитие управленческой мысли?

Глава 3

Генезис и развитие науки об управлении

3.1. Предпосылки возникновения управления как науки

Управленческая практика и управленческая мысль, как было показано ранее, развиваются с древних времен. Тем не менее до ХХ в. в данной области отсутствовало систематизированное, научно обоснованное учение, опирающееся на предыдущие исследования.

Концепция научного управления выделилась в самостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже XIX – ХХ вв. Моментом оформления управления как науки принято считать начало столетия, когда Фредерик Тейлор в США, Анри Файоль во Франции и Вальтер Ратенау в Германии опубликовали свои первые работы по научной организации труда.

Так, американский инженер Ф. Тейлор в 1895 г. опубликовал книгу “Сделочная система”, в 1903 г. – “Цеховой менеджмент”, в 1911 г. – “Принципы научного менеджмента”. Книги вызвали всеобщий интерес, в них управление было впервые признано наукой, самостоятельной областью исследования. Это были первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления. Они явились ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Организации-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений, менеджеров и исполнителей.

Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, явилась промышленная революция в Англии. Однако идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке.

Соединенные Штаты Америки стали родиной современного управления. Этому способствовало бурное развитие в начале XX в. их промышленного производства. В этот период США были практически единственной страной, где человек, преодолев трудности, связанные с его происхождением, национальностью, мог проявить инициативу и личную компетентность. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку, создав тем самым огромный рынок рабочей силы, состоящий из трудолюбивых людей. Соединенных Штаты почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образования для всех желающих, что способствовало росту числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе, в управлении. В Америке также впервые родилась идея того, что управление само по себе может внести существенный вклад в развитие деятельности организации.

Таким образом, появление управления как науки обусловило, прежде всего, развитие экономики, рыночных отношений, а именно:

• отделение капитала-функции от капитала-собственности, т. е. управления от собственности, и рассредоточение собственности между акционерами, в результате чего появились новые функции управления акционерным капиталом;

• создание крупных иерархических структур (трестов, синдикатов, картелей). Дело в том, что в те годы практически не существовало государственного регулирования в бизнесе. Невмешательство позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных корпораций, требующих формализованных способов управления, на которых работали сотни людей, выполнялся большой объем работ по производству, коммерции, а также управлению, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников. Именно в корпорации менеджмент окончательно отделился от самоуправления собственника;

• усиление конкуренции и неустойчивости рыночной экономики, которые обусловливали необходимость профессионального подхода к управлению;

• создание эффективных систем заинтересованности людей в результатах своей трудовой деятельности;

• возросшая необходимость планирования деятельности организаций и их подразделений, отдельных территорий и целых государств;

• необходимость осуществления точного учета и контроля в организациях всех сфер деятельности;

• понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организаций;

• попытки предпринимателей воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции;

• поиск эффективных способов достижения наибольшей выработки у рабочих заводов и фабрк;

• рост числа организаций – хозяйствующих субъектов, требовавших тех или иных регулирующих воздействий, возрастание объема и усложнение рыночных связей.

Известную роль сыграло и желание группы творческих, любознательных людей создать эффективные способы выполнения работ.

С того времени как управление начали рассматривать как особый, весьма специфичный вид деятельности, представления о его месте и роли, о сущности и содержании управленческой деятельности, технике и технологии ее осуществления неоднократно и существенно менялись. Представления об управлении развивались и менялись, подчас кардинально, по мере того, как развивались общество, общественные и производственные отношения, совершенствовались техника и технологии производства, усложнялся бизнес, появлялись принципиально новые средства связи и коммуникаций, информационные технологии. Таким образом, менялась практика управления, менялись и учения об управлении.

Вместе с тем наука об управлении не просто пассивно следовала за управленческой практикой. Нередко выдвинутые и сформулированные теоретиками и практиками идеи об управлении, управленческие мысли становились своего рода рубежами, с которых начинались и успешно осуществлялись крупнейшие экономические и управленческие преобразования.

Управление как наука развивалось, как правило, эволюционным путем. Успехи в теории управления зависели во многом от развития других, связанных с управлением, наук, в частности экономики, математики, кибернетики, психологии и социологии. Эти науки помогали ученым находить новые подходы к управлению. По мере того как развивались эти области знаний, теоретики и практики в области управления узнавали все больше о факторах, влияющих на деятельность организаций.

Следует заметить, что в развитии науки об управлении было несколько подходов, которые иногда совпадали, а иногда значительно отличались друг от друга. Объектами управления являются люди и техника, поэтому успехи в управлении во многом зависели от успехов в других областях. По мере развития общества, техники специалисты по управлению узнавали все больше о факторах, влияющих на деятельность организаций, управление.

Более того, мир становился ареной быстрых перемен, обусловленных научно-техническим прогрессом, и правительства многих стран все более решительно определяли свое отношение к бизнесу. Эти факторы повлияли на то, что исследователи в области управления начали осознавать и существование внешних сил, оказывающих воздействие на деятельность организации. В связи с этим разрабатывались и реализовались новые подходы к управлению.

3.2. Научные подходы и школы в управлении

Можно выделить четыре основных подхода, которые внесли значительный вклад в развитие управленческой науки.

Прежде всего, подход с позиций выделения разных школ в управлении. Он включает пять разных школ, которые рассматривают управление с различных позиций: научного управления, административного управления, человеческих отношений, науки о поведении, а также науки управления, или количественного метода.

Школа научного управления (1885–1925 гг.). Становление и развитие этой школы, получившей широкую известность во всем мире под названием “научная организация труда”, совпали с началом XX в. (табл. 3.1). У истоков школы стоял американский инженер-исследователь Фредерик Тейлор (1856–1915 гг.), решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Учение его стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента.

Ф. Тейлор ратовал за превращение научного управления в отрасль индустриального труда по типу инженерного. Его система заключалась в последовательном проведении принципа разделения труда на труд исполнительский и труд распорядительский. В производственной системе каждый работник должен выполнять свои функции, при этом следует стремиться достичь соответствия типов работников видам работ.

Ф. Тейлор пытался совместить интересы капитала и труда, реализовать “философию сотрудничества” на капиталистических предприятиях. Он рассматривал научный менеджмент как средство сближения интересов всех работников благодаря росту их благосостояния и налаживанию тесного сотрудничества с хозяевами и администрацией для достижения целей организации. Он полагал, что, если система научного менеджмента будет воспринята в полном объеме, это позволит решить все споры и разногласия между сторонами.

Видными представителями школы научного управления были американские инженеры Л. и Ф. Гилберт (1868–1924 гг.). Они анализировали методы выполнения работ, трудовые приемы и движения с целью внедрения в практику выявляли наилучшие способы выполнения работы, исключающие непроизводительные и излишние движения, осуществляли разработку приемов рационализации труда, заложили основы метода нормирования труда по микроэлементам.

Американский инженер Г. Гантт (1861–1919 гг.) в своих исследованиях уделял особое внимание вопросам стимулирования труда, производственного планирования, лидерства. Им была разработана методика сдельно-премиальной системы оплаты труда, составлены карты-схемы для удобства планирования (так называемые гант-схемы), провозглашена доктрина служения как основа общественной значимости и социальной ответственности бизнеса.


Таблица 3.1

Научные подходы и школы в менеджменте







Ганттом был предложен график, по которому каждый рабочий мог проследить за результатами своего труда и размером заработка за час, день, неделю. График Гантта является предшественником сетевого графика. Для обучения рабочих новым приемам разрабатывались специальные схемы выполнения операций.

Гантт явился провозвестником грядущей “демократии на производстве” и гуманизации науки управления, считая, что “из всех проблем менеджмента наиболее важной является проблема человеческого фактора” как основного двигателя повышения эффективности производства.

Ярким продолжателем идей научной организации труда был Г. Форд (1863–1947 гг.) – американский промышленник, изобретатель, менеджер. Он первым в мире добился сочетания высокопроизводительного масштабного и вертикально интегрированного производства с высоким уровнем зарплаты рабочих и низкими ценами на продукцию. В 1913 г. Форд внедрил на своем предприятии конвейерный метод сборки автомобилей, поднявший производительность труда в 1,5 раза.

Г. Форд стал символом организационного и технического прогресса, прагматичным создателем общества массового потребления, сформулировал ряд принципов ведения бизнеса. Его книга “Мои достижения” является своеобразной энциклопедией бизнеса.

Чисто утилитарный подход к менеджменту получил название “фордизм”.

К представителям школы научного управления относятся также Г. Эмерсон, А. Гастев, П. Керженцев, И. Бурдянский и др.

Для данной школы характерны следующие черты:

• определение задач, которые должна решать администрация;

• превращение управления в отрасль индустриального труда;

• замена субъективизма и авторитарных методов на научные правила;

• разделение и специализация труда, ориентация работника на выполнение функций более узкой специализации;

• стимулирование работников;

• жесткая регламентация деятельности;

• планирование работ;

• целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться самостоятельной областью научных исследований. Родилась наука, выявляющая методы и подходы, которые могли быть использованы практиками для достижения целей организации.

Классическая, или административная, школа управления (1920–1950 гг.). Наибольший вклад в ее развитие внесли французский ученый А. Файоль и немецкий социолог М. Вебер. Представители этой школы пытались определить общие характеристики и закономерности организаций.

Их целью было создание универсальных принципов управления организацией. Это можно признать первым самостоятельным результатом науки администрирования. Данные принципы затрагивали два основных аспекта:

– разработку рациональной системы управления организацией. Определив основные функции бизнеса, эти теоретики были уверены, что могут определить лучший способ диференциации организации на подразделения. Такими функциями они считали финансы, производство и маркетинг;

– построение структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться ему одному.

Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоял в том, что он считал управление универсальным процессом, состоящим из взаимосвязанных функций.

Большой вклад в развитие школы внес немецкий социолог М. Вебер (1864–1920 гг.), разработавший теорию бюрократического построения организации и системы управления ею. Он искал ответ на вопрос, как сделать, чтобы организация работала как машина. Ответ Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации, прав и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в его концепции. Правила и процедуры определяли все виды деятельности, карьеру работников, решения руководства. Предполагалась иерархическая система распределения власти, четкое разделение труда и специализация работника. М. Вебер считал, что если все будет четко расписано и выстроено, а желания людей исключены, то организация будет высокоэффективной. Жизнь показала ошибочность такого представления.

К представителям этой школы могут быть отнесены также О. Шелдон, Л. Урвик, Д. Муни, А. Богданов, Н. Витке, О. ский, П. Керженцев.

Школа человеческих отношений в управлении (1930–1950 гг.). Самыми крупными ее авторитетами являются М. Фоллетт (Англия), Э. Мэйо и А. Маслоу (США). Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, в том числе более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им широких возможностей общения на работе.

Согласно современной доктрине менеджмента, в системе управления имеют значение три существенных фактора: люди, финансы и техника, – и первое место занимает фактор “люди”. Среди господствующих целей менеджмента преобладает человеческий фактор. Именно такая система управления является наиболее оптимальной.

Менеджмент – психологически насыщенная система управления, главные функции которой непосредственно связаны с психологией. Для эффективного осуществления этих функций менеджеру нужно овладеть психологическими компонентами менеджерского мастерства: уметь взаимодействовать с людьми, выступать перед аудиторией, убеждать и т. д.

В суровых условиях рыночной конкуренции только умение общаться с людьми обеспечивает успех в бизнесе. Известные японские, европейские и американские менеджеры добиваются завидных успехов в производстве товаров именно благодаря бережному отношению к персоналу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Управленческие революции – это качественные преобразования управления в процессе исторического развития общественно-экономических формаций, переход его из одних состояний в другие.

2

Технологический уклад – это совокупность сопряженных производств, имеющих единые технический и технологический уровни и развивающихся синхронно на определенном этапе исторического развития.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги