– А я знаю, где он висит!
– Кто висит?
– Старик этот, ботаники! Борис Платоныч!
– Ты что?! – захохотала Светлана. – Как он тебе висит? Он же тебе не бельё!
– А пойдём!.. И сама увидишь!
– Пойдём!
И вот они вылетают в коридор. Топают и хохочут, чуть не шлёпаются на бегу от смеха. И вдруг грозный голос:
– Девочки! Вы где находитесь?!
Хорошо, что они успели нырнуть за поворот. А то бы… Ведь ещё идут уроки. Может, у кого даже контрольная – какая-нибудь там геометрия… Ольга и Светлана тихо-тихо притаились в углу. Это же надо, что наделали! А если б…
Но грозный голос не погнался их искать. Тишина в школе. Окна по-летнему распахнуты. Слышно, как где-то в соседнем доме укачивают ребёнка: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю. Придёт серенький волчок, схватит Катю за бочок…» Вот какая здесь, оказывается, тишина!..
– Ну, туда пойдём или домой? – спрашивает Ольга шёпотом.
– Конечно, туда! Мы же больше шуметь не будем.
Тихо они поднялись на третий этаж. Идут по коридору, головы задраны кверху. Высоко на стене висят здесь портреты. Это – учёные… И вдруг их старик! Подпись внизу: «Д.И. Менделеев».
Конечно, они обе знали, что это совсем другой человек. Однако похож ужасно!
– Ну, висит? – шёпотом крикнула Ольга.
– Висит!..
И тут на них смех напал – прямо жуткий! А шуметь нельзя: здесь за каждой дверью старшеклассники! Они ладонями рот зажали и со всех ног – на цыпочках! – в уборную. Закрылись, теперь хохочи сколько хочешь. Но весь смех сразу пропал.
Всё же они посмеялись немного через силу. Чтобы в коридоре опять не захотелось…
Прошло несколько дней – обычных, школьных: урок, переменка и потом снова урок. Переменки коротенькие и мелькают быстро. А уроки огромные, длинные. Ползут, ползут и никак не кончатся! Хоть Наталья Викторовна и делает посредине зарядку-одноминутку, а всё равно долго.
Так они и жили себе – без особых происшествий. В тот сад попасть им всё не удавалось: то одна опоздает, то другая. А кроме утра, туда больше никогда не проникнешь. На переменах, если их выводят во двор, в закутке перед секретной штакетиной непременно кто-нибудь крутится – какой-нибудь мальчишка!.. А после уроков в сад ходят и натуралисты, и учителя. Про это проведала Светлана. Между прочим, сам старик ботаники, так называла Ольга старого учителя, туда почти не ходил…
Вдруг они узнали одну тайную новость!
Они шли всем классом снизу вверх из буфета. Шли по стеночке, растянувшись почти на весь этаж – на две лестницы. И тут Ольга увидела старика ботаники. Перед ним стоял взрослый мальчишка со сбитым на сторону пионерским галстуком и со сбитым на ту же сторону чубом. Мальчишка был лишь чуть пониже старика ботаники. Лицо у него раскраснелось, как от футбола. Он размахивал руками и громко кричал:
– Я сказал тебе, что делать этого не стану! И в двадцатый раз повторять не собираюсь!
– Но ведь мы же условились… – тихо и будто растерянно проговорил старик ботаники.
– Когда тебя к стенке припрут, ещё не о том условишься. Неужели это так трудно понять?.. Ты, дед, какой-то чудаковатый…
Вот и всё, больше Ольга ничего заметить не успела. Они прошли мимо. А оглядываться ей почему-то вдруг показалось неловко. И прислушиваться, что там дальше происходило у неё за спиной, тоже было бы как подслушивать. Однако ничего там, кажется, больше не произошло. Потому что буквально через секунду их обогнал этот мальчишка. Делая огромные шаги, он скакал по ступенькам и никому не уступал дорогу.
– Видала? – быстро шепнула Светлана. – Вон он!
Значит, она тоже заметила… Подруга!
Весь следующий урок Ольга думала о старике ботаники и о том мальчишке злом. Они, конечно, были дед и внук. Ольга догадалась об этом по их разговору. И честно говоря, ей было жаль старика. Думала о нём, а внутри ныла какая-то ссадина.
Наталья Викторовна даже сделала Ольге замечание:
– Яковлева, читай дальше…
Ольга растерянно моргала, готовая зареветь.
– Вот видишь как: не следишь!.. Садись и работай вместе с классом.
А через несколько минут подошла к ней и тихо спросила:
– Ты как себя чувствуешь? Голова, живот – ничего не болит?
После уроков Ольга попросила Светлану:
– Пойдём посмотрим на него.
– Зачем?
– Да просто… Потом тебе скажу.
Они долго стояли за углом и смотрели на дверь кабинета ботаники. Светлана уже сто раз проныла, что они с мамой сегодня должны идти узнавать про фигурное катание, и мама велела прямо с уроков домой… Ольга потеряла терпение её слушать:
– Ну, хочешь, так иди! Как будто её тут на цепи привязали!
После этого Светлана сразу замолчала, обиженно поджала губы, но всё же осталась.
Наконец загремел звонок. Почти сразу двери кабинета распахнулись весело. Стали выходить пятиклассники. А ещё минутки через две показался старый учитель… Ольге заранее было жаль его. Бедный старик ботаники!.. Но то, что она увидела… Она даже сказала:
– Уй ты…
– Ну чего-чего? – быстро зашептала Светлана.
Однако Ольга не знала, как тут ответить, и молчала. Светлана хмыкнула нетерпеливо и обиженно. Тогда Ольга наконец сказала:
– Видала, какой он?
– Ну какой?
Ольга опять промолчала.
– Ну, не злой совсем. Не помнит про то…
Он и правда шёл по коридору осторожными и спокойными шагами старого человека. И ни одной капли не было у него в лице сердитости или даже печали. А только одна доброта и спокойствие.
Но Светлана не хотела этого понять. И её зло разбирало, что пропало столько времени, что на фигурное катание она, может быть, из-за этого теперь не запишется! Она прямо чуть не крикнула:
– Ну уж ты, Ольга! Ну и подумаешь, какое дело!
– Нет, – покачала головой Ольга, – это не подумаешь!
– Уж сколько времени с тех пор прошло! Три урока… Будет он помнить!.. Да идём же ты скорей! – крикнула Светлана и побежала к лестнице.
«Вот тебе и поругались», – подумала Ольга…
Далеко внизу грохотали Светланины шаги.
* * *Ольга доканчивала третьего поросёнка из сказки, стараясь экономить пластилин. Хотела, чтобы ещё на домик хватило. А может, и на волка… Тут с улицы послышалось:
– Оль-га! О-о-льга!..
Она вышла на балкон. Глянула вниз – там стояла, задрав голову, Светлана. Ольга подивилась про себя: какая же Светлана маленькая!
– Иди вниз! – крикнула Светлана. – Я тебе скажу…
– Чего?
– Одну вещь…
И вот они стоят рядом, будто и не ссорились. Будто и не прошло с тех пор три дня молчания. Только сердце бьётся громче и как-то неловко начинать разговор… Ольга смотрит на свою подругу – они, оказывается, одного роста. Значит, совсем Светлана не маленькая, а просто так сверху показалось.
– Пойдём на лавочку, – говорит Ольга.
Есть во дворе лавочка такая, в беседке. Рядом песок, копаться малышне. А малышня ведь никакой почти речи не понимает, только «дай», «на», «мама», «папа» – вот и всё. При них можно спокойно разговаривать.
– Я узнала… – говорит Светлана, она всегда всё на свете узнаёт, – я узнала: у нас вожатые будут.
– Зачем вожатые?
– Ну просто… У всех со второго класса бывают вожатые! – Светлана вдруг вплотную приблизилась к Ольге и начала шептать ей тёплыми губами прямо в самое ухо: – А у нас-то знаешь кто будет?.. Из шестого «В» – и, видя, что Ольга не поняла: – Ну, где этот учится, Огоньков!
– Какой Огоньков?
– Ну, внук!..
– Старика ботаники?!
– Да.
Назавтра и правда Наталья Викторовна после пятого урока вдруг сказала, что сейчас придут вожатые. Тут она выглянула в коридор, сказала туда негромко (но всё-таки было слышно):
– Входите, ребята!
И к ним один за другим стали входить шестиклассники. Наверное, человек десять. Они все стояли длинной шеренгой у доски. Стояли не по росту – кто выше, кто ниже. Кто улыбался и поглядывал на сидящих второклассников, кто стоял с опущенной головой. Но всем им было как-то не по себе.
Один только Огоньков, высокий светловолосый мальчишка с чуть съехавшим на сторону галстуком, спокойно оглядывал класс, доску дежурств, выставку рисунков и всё другое, что висело по стенам. Потом мелькнул взглядом по лицам ребят, сидящих за партами.
Последней в класс вошла старшая пионервожатая Ира. Некоторое время она молча стояла в стороне, словно бы рассматривая вместе со второклассниками пришедших вожатых. Потом спросила:
– Ну как, понравились? – И сама ответила: – А кто его знает! С первого взгляда не определишь. Верно, ребята?
– Верно!.. – пропело несколько нестройных голосов, и Светланин тоже.
А Ольга промолчала. Зачем отвечать, когда ответа от тебя никакого не ждут.
– А я это к чему говорю? – продолжала Ира, словно специально для Ольги. – Я это не просто так! Давайте-ка мы попросим их – каждого! – о себе рассказать: кто они такие, что умеют. А мы себе – тоже каждый – выберем вожатого.
– А как? – тихо спросил Анохин с задней парты.
– Как? – переспросила Ира. – А вот так: нравится тебе человек, смело иди к нему. Не нравится – не ходи! Понял?.. Вот и вся премудрость.
И стали шестиклассники говорить. Например: – Меня зовут Растворова Таня. Я учусь на «четыре» и «пять». Я люблю читать. У меня много интересных книг…
К ней пошли три главных отличника: Хоменко, Глотов и Есюнина.
Другая девочка говорила так:
– Меня зовут Ира Садовничья. Отметки у меня, в основном, «четыре» и «три». Я люблю в походы ходить… Ну что ещё? Могу научить с компасом обращаться, костёр разводить и кашу на костре варить! – Она улыбнулась. – А если мальчики у меня будут, могу их в баскетбол обыграть.
– Пойдём к ней, пойдём к ней! – зашептала Светлана. На классный час она подсела к Ольге. – Ну пойдём же!
Ольга в ответ только покачала головой.
Наконец дошла очередь до Огонькова. Он только и сказал:
– Зовут Гена. Умею в футбол играть…
– А учишься как? – спросила Ира. – Ты говори, говори!
– Это неважно! Уж по второму классу как-нибудь соображу!
У себя за спиной Ольга услышала шёпот. Там сидели Истрин и Сметанин.
– Пойдём?
– Ну его!
– А что?
– Дерётся!
Ольга сама на себя удивилась, как она встала из-за парты:
– Я пойду!
Светлана снизу вверх глянула на Ольгу, будто у неё усы выросли! Но тоже быстро встала:
– И я тогда. И я!
– Надо же! – от души удивилась Ира. – Может, ещё кто-нибудь к Огонькову хочет?
Но класс молчал.
* * *Когда знакомство кончилось, вожатые взяли своих подшефных октябрят и пошли с ними – кто в пустой класс, кто в пионерскую, кто на улицу, во двор. Надо было потолковать по-деловому, наметить общие планы, как выразилась Ира.
Ольга и Светлана тоже пошли вслед за Огоньковым, пошли по знакомой уже дороге – в кабинет естествознания.
Огоньков легко прыгал впереди через две ступеньки. А Ольга со Светланой пыхтели за ним что было сил. Да ещё портфели колотились по ногам. Светлана сердилась и два раза показала в спину Огонькову язык. Ольга хотела поругать её шёпотом, но вдруг споткнулась, портфель шлёпнулся со всего маху о лестницу…
– Чего, рубль нашла? – услышала она насмешливый голос Огонькова.
«Какой противный! – подумала Ольга. Она подняла голову, всё ещё стоя на четвереньках, и увидела над собой концы обтрёпанных огоньковских штанов и старые его ботинки. Левый начал уже каши просить. – Неужели он правда такой противный?» Ольга встала на ноги и решила, что нет, не такой. Просто строит из себя. Как все мальчишки.
В кабинет естествознания Огоньков вошёл уверенно, будто к себе в комнату, небрежно сказал:
– Заруливайте, не стесняйтесь…
Ольгу опять удивил этот тихий нешкольный запах влажной земли и зелени.
– Во, дед, – громко сказал Огоньков, – октябрят на меня нагрузили! Тоже буду теперь воспитателем.
Ольга увидела старика ботаники. Он был в чёрном сатиновом халате, с маленькой пластмассовой лейкой в руке – видно, собирался поливать свои необыкновенные цветы.
Старик ботаники посмотрел на Ольгу и Светлану, улыбнулся удивлённо:
– Да мы, кажется, знакомы, верно?.. Ну, здравствуйте, здравствуйте!
– Откуда они знакомы?! – громко засмеялся Огоньков. – Это же малышня, дед!.. – И продолжал весёлым дурацким голосом: – Вы в кабинет вошли, тихо станьте в сторонке. Носами не сопите, ногами не громыхайте и ушами не хлопайте. Я вас живо-два перевоспитаю!.. А ну, здоровайтесь со старшими!
Было видно, что он это говорил не серьёзно, а просто так, для смеху.
– Здравствуйте, – сказала Ольга. И так получилось, будто они без Огонькова не поздоровались бы.
– Сам ты малышня! – вдруг выпалила Светлана.
– Сам перевоспитывайся!..
– Ах ты, луковица несчастная! – удивился Огоньков.
– Геня! – старик ботаники резко поставил лейку на стол. Из неё в разные стороны выпрыгнули брызги.
– Сам ты луковица! – закричала Светлана. – Знала я, что не надо к нему идти. Вожатый нашёлся! Растрёпа!
– Чего?
– Того! Сначала ботинки почисть, воротничок постирай, штаны зашей… тогда и иди к октябрятам.
– Да я тебя сейчас!..
Распихивая стулья, Огоньков двинулся на Светлану. Зацепил курткой за стол – отлетела пуговица.
– Дурак, дурак, оборвашка! – И дверь за Светланой громко хлопнула.
– Геня! – на дороге Огонькова стоял старик ботаники.
– Да пусти ты!
– Куда? Что ты хочешь сделать?..
Ольга ни жива ни мертва пошла к двери. Она видела сейчас только дверь. И хотела только одного – поскорее уйти.
– А ну на место! – закричал Огоньков. – Куклы самовольные!
Ольга сразу остановилась и тут же заплакала. Слёзы брызнули из неё, словно вода из той переполненной лейки.
Она совершенно не знала, что ей делать!.. Нет, она не испугалась. Но так обидно было! Хорошо бы, как Светлана: дать этому Огонькову как следует, перекричать его!..
Но не каждый умеет так ловко кричать. И главное, не каждому это по вкусу. Да и старика ботаники жалко. Вернее, жалко с ним не подружиться. Да и Огонькова – она же сама напросилась к нему в октябрята. А назвался груздем – полезай в кузов. Так часто мама ей говорила, когда у них получался какой-нибудь спор…
– Ты, девочка, не уходи, – мягко сказал старик. – Это всё нечаянно вышло. Ну, Геня, верно?
Огоньков молча дёрнул плечом. При этом он глядел в окно, Ольга вынула платок, тихо посморкалась. Потом она подняла с полу пуговицу, положила её на стол перед Огоньковым.
– Давайте о растениях позаботимся, – сказал старик, – они ведь не виноваты, что мы ссоримся, верно?
– Как тебя хоть зовут-то? – спросил Огоньков и положил пуговицу в карман.
– Ольга.
– А меня Гена, а деда моего – Борис Платоныч.
Так и началось их очень долгое знакомство…
* * *Домой Ольга пришла в половине четвёртого. Хорошо, что в квартире пусто!..
Суп был ещё тёплый. Мама недавно ушла на фабрику – во вторую смену. А картошку с котлетой Ольга поставила на газ, но ждать ей было невтерпёж. Картошка разогревалась, и Ольга ела её, стоя прямо над плитой.
В обычном обеде сначала бывает горячо, а потом остывает. А здесь сначала холодное было, а последние кусочки Ольга глотала, как раскалённые камешки. Потом наконец додумалась: газ-то можно выключить, раз горячо!.. Да уж поздно – почти всё съедено.
Ольга быстро жевала свою котлету с картошкой, а сама думала про Бориса Платоныча и Генку Огонькова.
…Старик разводил в банках разные соли – минеральные удобрения, а Генка и Ольга поливали цветы… растения. Какое Борис Платоныч скажет, такое они и поливают. Потому что каждому растению нужна своя еда. Не станешь же картошку сеном кормить, а лошадь, например, зайцами… Это старик ботаники привёл такой весёлый пример!
– Ты не смейся, не смейся, – строго сказал ей тогда Генка. – Они его знаешь как слушаются!
– Кто?
– Все растения. Они к его дню рождения как салют зацветают!.. Я тебе честно говорю.
Старик ботаники улыбнулся и покачал головой:
– Нет, они не слушаются. Они просто понимают, что я им говорю.
– Как же так вы им говорите?
– А вот видишь, у меня переводчики: лейка, вода, удобрения, ножницы, тяпочка… – Он помолчал раздумчиво и потом добавил: – А вообще, девочка, они и слова наши понимают… Это удивительно, но факт!..
И ещё Ольге неприятное запомнилось. Когда они выходили… когда они уже вышли из школы, какой-то парень в жёлтой рубахе и джинсах крикнул:
– Эй, Огонёк, поди сюда!
Генка посмотрел на него:
– Перебьёшься!.. А будешь один, я с тобой потолкую, понял?
– Ничего, мы завтра… – пропел парень, стоящий рядом с жёлтой рубахой. Всего их было четверо.
– Это Семаков, да? – спросил старик ботаники. – Из седьмого «В»?.. Других я что-то не знаю…
– Бить меня собрались! – зло усмехнулся Огоньков.
– Геня, Геня! Ну зачем тебе это?! Несерьёзно, недостойно!
– Ладно, дед! Занимайся ты своими кактусами! Ольга посмотрела на Бориса Платоныча. Опять у него было растерянное лицо, как тогда, на лестнице…
Генка сердито плюнул и быстро-быстро пошёл вперёд. Ольге как-то стало неловко идти одной со стариком ботаники. Борис Платоныч, догадавшись об этом, сказал:
– Ну, до свидания, Оля. Спасибо тебе за помощь хорошую.
И сразу повернул направо в улицу…
* * *Наутро в школе появилась «Молния». Хотя она всегда бывает про старшеклассников, Ольга всё-таки остановилась посмотреть. Нарисован был мальчишка со зверской физиономией. Он стрелял из рогатки. А напротив стекло, уже разбитое. И подпись в стихах:
Вот каков Огоньков!
Сердце у Ольги неприятно забилось. Она хотела поскорее уйти от стенгазеты, как будто боялась, что кто-нибудь увидит её здесь и станет смеяться. Обернулась – и правда, как назло, Светлана стояла рядом!
– Хорошо, что мы от него ушли, да? А то бы сейчас краснели. Придурошный какой-то! – Светлана жевала домашний пирожок. Ей-то было всё равно…
– Я от него не уходила! – сказала Ольга.
– Ты что?! – Светлана махнула своим пирожком, из него даже рис посыпался. – Ты что, Олька, дурочка?
– Не Олька, а Ольга!.. И раз я обещала быть его октябрёнком, то буду. А бросать вожатых – так тоже нечестно!
Ольга минуту назад ничего такого говорить не собиралась. И ссориться не собиралась. Но сейчас вдруг всё получилось само. А Светлана опять махнула своим пирожком. На этот раз из него выпал кусок варёного яйца.
– Подумаешь! – сощурила она злые зелёные глаза. – Подумаешь, раскричалась тут, расфуфырилась!..
– Не раскричалась, а правильно!
– А я-то ей хотела одну вещь сказать. Теперь уж фигушки! Хоть сто раз проси!
– А мне и не надо!
– А я и не скажу, ни за что! Понятно? Ольга отвернулась.
* * *С той поры дела у неё пошли вдруг нескладно… Нет, училась она по-прежнему: то «три», то «четыре», а то и «пять»… Но во всей другой школьной жизни её начали потихонечку оттирать, проходить мимо, словно бы не замечая.
Каждый, кто пускал по весенним ручьям лодки наперегонки, поймёт, как это случается. Вот плывёт твоя лодочка по самой середине весёлой весенней реки. И очень даже неплохо плывёт! Ещё, кажется, немного – и выскочит на первое место. Но вдруг отплеснёт её шальною волной куда-то вбок, к берегу. Другие лодки вперёд и вперёд бегут. А твоя ползёт, как черепаха. И ни за что уж теперь ей не догнать других!..
Хоть, может, и неправильно девочку сравнивать с весенней той лодкой, но ведь у Ольги всё так и получилось, очень похоже. Весь второй класс «В» придумывал со своими вожатыми разные интересные штуки: то пойдут куда-нибудь, то соревнование между группами, то выставка фантиков…
Их октябрятский отряд даже один раз похвалили по школьному радио. За активную жизнь. Но Ольгато знала, что это совсем не её хвалили, а других…
Обидно было. А что поделаешь? К другому вожатому идти? Стыдно. Сама же разорялась про честность. А Генки Огонькова нету и нету, хоть тресни! Наверно, уж и забыл Ольгу тысячу раз!
Вот такое невезение. У класса идёт себе октябрятская работа. Все что-то делают, друг с другом разговаривают про это, смеются, спорят, а Ольга всё в стороне. Ей и говорить вроде не о чем. Обидно! Не так уж много времени прошло с тех пор. Но Ольга очень хорошо заметила, что оказалась она в какой-то тихой заводи, в каком-то болоте…
В каждом классе есть такое болото, где собираются несколько девчонок. Вечно они жуют яблоко или бутерброд, вечно перешёптываются о разной глупой ерунде. И ничего им не интересно, и про всё они скажут: «Да ну его!» или: «Подумаешь!» Ольга на самом деле совсем не такая. Но теперь она вдруг оказалась среди них…
И со Светланой – как поссорились в тот раз, так больше и не мирились. Правда, пришла однажды на чтении к ней записка. Там Светланиными круглыми буковками было написано: «Ольга! Я в последний раз говорю. Можно с нами быть у Насти Карповой. Только от него ты должна уйти. С. Карасёва». Ольга прочитала записку три раза. «От него» – это от Генки, значит. А с кем это «с нами»? Тоже понятно – с Таней Лазаревой. Светлана теперь с Таней Лазаревой ходит, Ольга это уже заметила… Ну и очень хорошо!..
Она нарочно, чтоб Светлана видела, порвала записку и отвечать не стала ни слова. На том и кончилась их маленькая дружба. Но Ольга всё-таки плакала из-за этого один раз.
– Ты чего? – Мама спросила.
– Коленку ударила…
Мама так внимательно посмотрела на неё:
– Вот ты, доча, и скрывать от меня начала… Но выспрашивать ничего не стала.
* * *Наконец Ольгу такое зло взяло, что она решилась сама пойти к Огонькову. А что? Она ведь, в конце концов, знала, где он учится, – в шестом «В»!
На большой переменке она вместо буфета отпросилась у Натальи Викторовны и пошла на третий этаж. Шла и злила себя для храбрости: «Старший товарищ, называется! Не старший товарищ, а старший предатель!.. А Ира, пионервожатая, тоже хороша! Нечего уж сказать! Хоть бы один разик поинтересовалась, как её пионеры работают. Хоть бы приструнила этого Огонькова…»
– Я тебе точно говорю! У Семакова вот такущий фингал под глазом.
– Огонёк?
– А кто же ещё!.. Ну ему тоже сегодня сделают… Будь спок!
– Когда?
– После шестого. Только смотри – ни звука!
– Железно!
Два мальчишки, дежурные, разговаривали, стоя у дверей третьего этажа. Тут они заметили Ольгу:
– Ты чего здесь ошиваешься?
– Пройти надо.
– Ну так и топай быстрей! А не подслушивай, чего не следует!..
Ольга бегом помчалась к шестому «В». Уж не помнила, что сердилась на Огонькова. Только б найти его скорее!..
Генка одиноко стоял у окна, засунув руки в карманы.
– Огоньков! Эй, Огоньков! – громким шёпотом позвала Ольга.
– О! – удивился Генка. Лицо его сразу сделалось насмешливым. – Явилась не запылилась! Чего тебе?
Опять Ольгу злость взяла.
– Эх, ты! А ещё вожатый называешься! Другие вон…
И потом, поняв, что говорит ерунду:
– Тебя бить хотят! После шестого урока.
– Ктой-то тебе сказал? – Он ещё насмешливо спрашивал, но глаза уже загорелись зло и озорно.
«Правда что Огоньков!» – подумала Ольга.
– Ну так откуда взяла?
– Слыхала. Мальчишки дежурные разговаривали… А ты от них убеги!.. И пускай ждут, как дураки!
Огоньков щекой дёрнул:
– Ладно, разберусь!.. В общем, спасибо за предупреждение, – и пошёл в класс.
– Хочешь, я учительнице нашей скажу? Огоньков остановился сразу. Посмотрел на неё презрительно:
– Ты что, больная?! Не суйся ты не в свои дела, понятно?
Потом вроде смягчился. Вроде стыдно ему стало:
– Зайду к тебе завтра.
* * *Оставшихся два урока Ольга просидела как на иголках. И всё как-то ныло, ныло внутри. Словно это её собирались избить, а не Огонькова… Эх, если б её! Она бы преспокойно сказала всё учительнице или бы сумела убежать! Но этот Огоньков не хотел ни убегать, ни жаловаться!.. Ну что ей делать, что?!
А кругом никто ничего не замечал – класс жил по-своему. Могла бы Наталья Викторовна заметить. Да у неё голова болела, она прямо посреди уроков два раза пила таблетки. И говорила совсем тихим, медленным голосом. И от этого в классе было как-то слишком тихо. И время тянулось медленно. Прямо невозможно было досидеть до звонка.
Наконец пришла воспитательница Зоя Васильевна. Начали строиться шумно, толкаться. Пошли обедать. Класс превратился в группу продлённого дня.
Обед был вкусный – всё Ольгино любимое. К тому же она ведь сегодня ещё и не завтракала – большую переменку истратила на Огонькова.
И теперь Ольга ела, обо всём позабыв, поглядывая в большое школьное окно.
Погода ещё стояла хорошая, солнышко светило. Но ветер уже дул по-осеннему. Листья летели мимо окон столовой целыми тучами.
Так ела Ольга, отдыхая от своей большой заботы… Но едва только компот допила и поставила стакан, опять вспомнила – опять заныло где-то внутри, будто зуб заболел. У неё хоть всего один раз в жизни зуб болел, но этот раз она запомнила очень хорошо.