Книга Бытие как возникновение новизны посредством создания идей - читать онлайн бесплатно, автор Иван Андреянович Филатов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Бытие как возникновение новизны посредством создания идей
Бытие как возникновение новизны посредством создания идей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Бытие как возникновение новизны посредством создания идей

Приведем простой пример сущности воды в различных идеях. Сущностью (метафизическим свойством) воды в идее гидроэлектростанции является ее текучесть и достаточно высокая плотность, благодаря которым происходит эффективное воздействие воды на лопатки колеса турбины. (Заметим здесь, кстати: в идее гидроэлектростанции предметом изобретения является не вода, не турбина, не генератор тока – все это исходные сущие, – а разность уровней воды до плотины и за ней. И этот предмет изобретения был известен, по крайней мере, со времен создания водяных мельниц). В идее гомеостаза сущностью воды будет опять же текучесть и свойство растворять в своей среде вещества и минеральные соли, чем достигается равновесное состояние среды, положим, в живой клетке и вне ее. В идее пожаротушения – текучесть воды и достаточно высокое значение скрытой теплоты ее парообразования, за счет которой осуществляется эффективный отбор тепла от горящего предмета. В идее круговорота воды в природе – способность к фазовым превращениям (вода, пар, лед). В идее центрифугирования – плотность воды отличная от плотности находящихся в соседстве с ней веществ и т. д. и т. п.

И в заключение еще раз обратим внимание на сущность сущего и ее роль не только в создании идеи, но и в бытийственном процессе создания новизны. Как нам теперь известно, сущность сущего может быть определена только в контексте той идеи, в которой это сущее было или искомым сущим, или сущим исходным. В первом случае сущностью (то есть метафизическим свойством) сущего, – а именно, подручного средства – является то его свойство, с помощью которого осуществляется производство Продукции для соци-ума. Во втором же случае метафизическим свойством (сущностью) исходного сущего является то его свойство, посредством которого оно соединяется – в замкнутую цепочку – с остальными исходными сущими, образуя тем самым комплекс сущих этой идеи. И здесь нам становится более понятным и более обоснованным, почему мы назвали сущность любого сущего метафизическим его свойством. Да только потому, что посредством этого свойства сущие соединяются («зацепляются») в смысловой комплекс, поименованный нами идеей. А идея является главным действующим лицом спектакля, разыгрываемого самим бытием. Не будь этого персонажа, не состоялось бы ни само бытие, ни соци-ум, ни продуктивно мыслящий человек, как видообразования – последние два – самой животворящей Природы. Так что сущность сущего это не какой-то особый смысл, заложенный в этом сущем – это всего лишь свойство этого сущего. Но такое свойство, без которого не состоялось бы ни само сущее, ни та идея, составным элементом которой оно является.

1.3. Новизна как непременное следствие возникновения идеи

Итак, исходя из того, что сущность искомого сущего может появиться только в результате раскрытия смысла идеи и формирования идеального вида этого сущего, к нам приходит понимание того, что логическое мышление в принципе не может создать какой-либо новизны. И оно не может этого сделать по одной простой причине: на стадии логического мышления в процессе рефлексии-1 происходит манипулирование в нашем сознании уже известными нам сущими, а из оперирования известным не известное не может возникнуть. Логическое мышление может только компоновать, переставлять, взаимосочетать известные нам объекты. Что-либо неизвестное ему оно не только не может создать, но не может даже опознать его и увидеть, если оно ему вдруг будет явлено.

Новизна же может появиться только в иррациональном процессе возникновения идеи. И только раскрывая смысл последней в процессе ре-флексии-11 мы можем, во-первых, обнаружить, что для полной комплектации идеи нам не хватает еще одного сущего, того сущего, которым замыкается кольцевая структура идеи, а во-вторых, сформировать в своем уме идеальную форму (и сущность) этого сущего. Вот оно-то, искомое сущее, и является новым, поскольку не похоже на что-либо нам ранее известное. И его новизна формируется комплексом тех исходных сущих, которыми, в основном, мы манипулировали в процессе рефлексии-1. Оно в обязательном порядке должно соответствовать метафизическим свойствам исходных сущих, и ни в коем случае не противоречить им, поскольку оно возводится, если можно так выразиться, на «пьедестале» последних.

Ввиду кардинальной важности формирования вида и сущности нового искомого сущего, нам необходимо еще раз и более отчетливо подчеркнуть следующее:

– логика на стадии рефлексии-1 в принципе не может ни создать, ни открыть чего-либо нового, поскольку она не может переступить ту границу, где возникает идея (хотя не надо отрицать того, что переступание этой границы не может произойти без предварительного осмысления нашей проблемы в процессе рефлексии-1: и чем интенсивнее это осмысление, тем больше вероятность возникновения идеи и явления ее в наше сознание);

– только идея, будучи явленной в сознание и раскрытой в процессе рефлексии-11, может обнаружить, какого же сущего не хватает для полной её комплектации: именно его, это искомое сущее, мы и должны создать внове;

– первой и главной особенностью искомого сущего является то, что оно должно быть замыкающим звеном («замком») в цепи ранее выбранных нами (для предварительной комплектации идеи) исходных сущих;

– другой его особенностью является то, что оно должно быть связано с исходными сущими метафизическими связями, то есть связями через метафизические свойства сущих;

– более того, изготовленному по его идеальному образцу подручному средству предназначена функция участия в процессе производства новой Продукции для соци-ума;

– и последнее, физические и метафизические свойства подручного средства не должны входить в противоречие со свойствами исходных сущих (в их материальных воплощениях).

Как видим, там, где есть подручное средство и у этого средства имеется сущность, – то есть метафизическое свойство, с помощью которого может производиться новый род деятельности по производству нового вида Продукции, – значит там, формированию и изготовлению этого средства в обязательном порядке предшествовало создание идеи в виде комплекса взаимосвязанных сущих, объединенных одним смыслом. Подручное средство – это следствие возникновения смысла идеи. Но причиной создания смысла идеи является зарождение и созревание в соци-уме Необходимости в этом смысле, в этом подручном средстве и в той Продукции, которая может быть произведена с помощью последнего. Но об этом речь у нас будет идти, когда мы будем рассматривать процесс События-1, то есть процесс, происходящий в недрах самого соци-ума и без какого-либо намеренного участия продуктивно мыслящего человека, а тем более без участия человека просто существующего.

Итак, мы обрисовали общую картину возникновения идеи, раскрытия ее смысла, формирования вида и сущность искомого сущего и той роли, которую в этом процессе играет как логическое, так и иррациональное мышление в виде, прежде всего, инсайтов, озарений и интуиций. И мы видим, что идея – это смысловая конструкция, состоящая из комплекса взаимосвязанных сущих, соединенных между собой – посредством «зацепления» метафизическими свойствами – в кольцевую (замкнутую) структуру. Причем, одним из этих сущих является внове образуемое нами сущее, отсутствие которого мы обнаруживаем в процессе раскрытия смысла идеи на этапе рефлексии-11. Именно создание этого нового искомого сущего является смыслом создания самой идеи. Более того, это новое сущее замыкает (служит «замком») цепочку исходных сущих в кольцевую структуру. Но сама идея, будучи – по своей структуре – замкнутой системой, в то же время является системой открытой с двух сторон. Так, как с одной стороны, необходимость ее создания обусловлена потребностью соци-ума в новизне определенного вида. (А идея создает механизм удовлетворения этой потребности). С другой же стороны, идея выдает ту новизну (подручное средство), с помощью которой изготавливается Продукция, ранее затребованная соци-умом. Иначе говоря, если возникновение идеи есть создание механизма разрешения возникшей проблемной ситуации, то подручное средство является тем инструментом, с помощью которого – уже на материальном уровне – осуществляется изготовление необходимой соци-уму Продукции.

1.4. Примеры идей из разных областей знания

И, чтобы не быть голословными, приведем сначала один (уже упомянутый нами) достаточно простой пример технического изобретения, а именно, изобретения кусочка мела, которым преподаватель пишет на доске с целью изображения текста доступного видению и пониманию аудитории его учеников. Итак, в общих чертах идея кусочка мела состоит из следующего комплекса связанных между собой сущих: это человек, письменность, доска и кусочек мела. Каждое из этих сущих обладает множеством свойств. Но для образования идеи кусочка мела существенны метафизические свойства, которые, как мы уже указали ранее, являются сущностью этих объектов. Так, человек обладает набором следующих метафизических свойств: способностью видеть текст, понимать знаки письменности и писать. Письменность обладает метафизическим свойством «изображать» вполне определенные смыслы и быть изображенной на доске в виде иконических знаков. Доска обладает метафизическим свойством сохранять на своей плоскости знаки письменности. И наконец, кусочек мела обладает метафизическим свойством мелкодисперсно крошиться и тем самым, прилипая к доске, оставлять на ней след в виде текста, видимого и понимаемого человеком.

Как видим, все эти сущие связаны между собой нерасторжимыми узами посредством своих метафизических свойств. Человек соединен с письменностью своим свойством понимать ее знаки. Письменность соединена с доской своим свойством быть изображенной на доске. Доска соединена с кусочком мела своим свойством сохранять на своей плоскости след, начертанный мелом, а мел соединен с доской своим свойством мелкодисперсно крошиться и прилипать к доске. Человек же соединен и с кусочком мела, и с доской, и с письменностью, соответственно, своими метафизическими свойствами: уметь писать мелом, видеть текст на доске и понимать знаки письменности, изображенные на ней. Отсутствие любого из этих сущих, любого метафизического свойства у одного из них, любой взаимосвязи между ними разрушает кольцевую структуру всего комплекса. Это, во-первых. А во-вторых, внове формируемым сущим – другими словами: предметом изобретения – является кусочек мела, изготавливаемый по образцу искомого сущего из каких-то исходных материалов, имеющихся в наличии на данное время. Причем, все свойства какого-либо сущего – и метафизические и обычные (физические) – не должны находиться в противоречии с остальными свойствами других сущих. Так, цвет кусочка мела должен контрастировать с цветом поверхности доски, язык письменности должен быть понятен аудитории учеников, человек должен обладать зрением, размер букв текста – позволять видеть его издалека и т. д.

Рассмотрим еще одну идею – идею бессознательного, а конкретнее, идею психоанализа. Конечно, бессознательное стало предметом не изобретения, а открытия, поскольку оно присуще человеческой психике испокон веков, а скорее всего оно – основа, на которой возникло само сознание. И как часть нашей психики оно есть феномен, заложенный в нее самой Природой. Итак, идея психоанализа: каковы же сущие этой идеи? Вне сомнения, это сам соци-ум, в котором мы живем, это мы и наша психика, наше сознание, психические акты, осознаваемые и неосознаваемые (бессознательные) и это психотерапевт-аналитик. Последний, являясь Подручным Средством (у соци-ума) и носителем сущностного (метафизического) свойства расшифровывать символику бессознательных актов, выполняет функцию перевода неосознаваемых актов нашей психики на уровень их осознания и тем самым избавления от нежелательных для нас комплексов. Как видим, осуществляя новый род деятельности в соци-уме, психоаналитик производит новую Продукцию в виде избавления человека от нежелательных комплексов, тем самым оздоровляя сам соци-ум. Заметим: ранее такой функции не было в нашей жизнедеятельности, она стала возможной только с открытием бессознательного.

Далее возьмем еще одну идею, идею справедливости, объектами которой являются полярно расположенные сущие: народ и власть предержащие, богатые и бедные, больные и здоровые, элементы преступные и социально адекватные, добрые и злые и т. д., между которыми находятся институты (подручные средства), призванные к тому, чтобы исполнять функцию (то есть производить Продукцию) уравновешивания и смягчения взаимоотношений между перечисленными выше группами населения. И такими институтами являются право и мораль, государство и власти, культура и искусство, система воспитания и образования, благотворительность и социальная защита и т. д. Как видим, и в этой идее есть и подручное средство и та функция, которую оно выполняет, и та Продукция, которая производится с помощью подручного средства. Но здесь надо заметить следующее: сам вид этого подручного средства – как и любого другого – имеет тенденцию с течением времени изменяться. Так, в древние времена функцию осуществления справедливости исполняли мифологические существа, в том числе Богини Дике и Немезида; в церковных конфессиях – это Бог; в тоталитарных режимах – само государство. Точно так же подручным средством в Античности, вместо кусочка мела был стиль, которым писали тексты на вощаных дощечках, а в будущем таковым будет – и отчасти уже есть – клавиатура компьютера и сенсорное прикосновение к экрану монитора.

А вот об идее соци-ума мы поговорим отдельно и более подробно. Поскольку понятием соци-ума в дальнейшем мы будем достаточно интенсивно пользоваться.

1.5. Идея соци-ума

Зададимся вопросом: как Природой была осуществлена идея общественной жизни, идея соци-ума? Ведь соци-ум – это живое изобретение самой Природы, как изобретением ее является любое живое видообразование. И не соци-ум сделал человекоподобное существо существом разумным, а наоборот: разум человека, а вернее, его интеллект превратил сообщество приматоподобных (или человекоподобных) в соци-ум. То есть: наделение – скорее всего, самой Природой – приматоподобного существа метафизическим (сущностным) свойством создавать новизну в виде идей сделало из сообщества человекоподобных существ соци-ум. И это существо стало Подручным Средством самого соци-ума, поскольку, используя его, соци-ум обеспечил себе возможность получать новизну, а значит, существовать и развиваться. Не будь его, был бы не соци-ум, а прайд, стая, стадо, колония и т. д., всё развитие которых заключалось бы в увеличении или уменьшении популяции.

(Почувствуем разницу между обществом и стадом. Человек построил города, создал технику, которой он пользуется и которую он использует, создал искусство, письменность, книгопечатание, освоил земельные угодья и приручил животных. А что создало стадо, кроме того, что оно способно размножаться и мигрировать в поисках средств пропитания? И все это случилось – именно случилось! – только потому, что от Природы человекоподобное существо было наделено способностью создавать новизну в виде идей, и этой же Природой оно было «сделано» Подручным Средством соци-ума. Но человек смог стать Подручным Средством (в идее самого соци-ума) только потому, что был наделен способностью создавать новизну).

Далее по тексту словосочетание подручное средство будем одинаково выделять курсивом:

– как для случая идеи соци-ума, когда имеется в виду продуктивно мыслящий человек (Подручное Средство) способный генерировать новые идеи по запросу самого соци-ума,

– так и для случая любой идеи, создаваемой самим человеком, то есть когда это словосочетание будет относиться к тому материальному сущему (подручному средству), которое изготавливается по идеальному образцу искомого сущего и находится во владении человека, его создавшего (конечно же, по «наводке» смысла сотворенной им идеи).

А потому, в связи с введением нового написания, – а именно, Подручное Средство с заглавной буквы – и во избежание каких-либо недоразумений, сразу дадим следующее пояснение в обоснование законности данного написания. Человек производит подручные средства, с помощью которых он изготавливает Продукцию того или иного вида. Но в то же время он сам является Подручным Средством у соци-ума (в самой идее соци-ума), с помощью которого (Средства) этот соци-ум производит такую Продукцию как сама новизна в виде, во-первых, Необходимости в новизне (Событие-1), а во-вторых, в виде подручных средств (Событие-11) и самой Продукции, изготавливаемой с помощью этих средств (Событие-111). Именно поэтому мы разделили написание «подручного средства», с одной стороны, с заглавными буквами, а с другой стороны – строчными.

Что же касается дефисного написания слова «социум», а именно, соци-ум, то обоснование этого будет нами дано ниже в этом же разделе в пункте в). И как мы поймем, у нас есть полное право «подозревать» соци-ум в том, что он является живым и мыслящим существом, тем творческим существом, которое создает Новизну в виде Необходимости в самой новизне того или иного вида. В этом и заключается его весьма своеобразная и вполне оригинальная креативность.

а). Возникновение соци-ума

В общих чертах формирование бытийственной сущности соци-ума, по нашему представлению, могло бы выглядеть следующим образом. До возникновения соци-ума была Природа сама по себе, было человекоподобное существо, еще не способное – как и любое природное живое существо – генерировать новые идеи, и были многообразные обстоятельства, которые воздействовали на все живое на Земле, в том числе и на это человекоподобное существо, бывшее одним из видов приматоподобных. И вот, на одном из этапов развития человекоподобных существ, и при стечении каких-то неизвестных нам обстоятельств окружающей действительности, самой Природой в него, в мозг этого существа была внедрена – уже на генетическом уровне – иррациональная способность генерировать идеи. И тем способом, которым проявляется генерация идей стали: инсайт, озарение, интуиция вдохновение, наитие и т. д.

А для того чтобы поддерживать эту внове обретенную способность на «плаву», необходимо было – параллельно и одновременно – развитие способности логически мыслить. Потому что эта способность необходима как на этапе подготовки к созданию идеи (рефлексия-1), так и на том этапе, когда рожденная в нашем бессознательном и явленная в сознание идея – в виде «сгустка» смысла – требует развертывания ее в мысль (рефлексия-11, отсюда вполне оправдано дефисное написание: ре-флексия-11). То есть: развертывания в комплекс взаимосвязанных сущих, обладающий определенным смыслом, посредством которого можно вычленить и сформировать то искомое сущее, при помощи которого (уже в опредмеченной его форме, то есть в виде подручного средства) уже можно производить Продукцию, затребованную соци-умом (и ему необходимую).

(Вот здесь, в качесте небольшого отступления, следовало бы обратить внимание на одну едва заметную тайну: как из «идейного» смысла (идеи) нам становится понятным, в каком виде должно быть то искомое сущее, используя которое мы можем производить нужную соци-уму Продукцию? Скорее всего, если идти в обратном порядке, характер этой Продукции определяется видом того подручного средства, которое изготавливается по образцу искомого сущего и с помощью которого (подручного средства) эта Продукция производится. В то время как вид самого подручного средства определяется видом и назначением тех исходных сущих, которые – вместе с искомым сущим – входят в эту же идею и служат как бы пьедесталом для возведения искомого сущего, а вместе с ним и подручного средства. Как видим, отсутствие наглядности процесса возникновения новизны и сама запутанность взаимоотношений между вышеуказанными объектами-сущими отнюдь не способствовали ни пониманию того, что такое идея, ни того, как из нее возникает новизна и в каком виде).

Продолжим далее. Возникновение способности иррационального (интуитивно-инсайтного) мышления потребовало развития не только способности логически мыслить, но и способности говорить, для того, чтобы, в первую очередь, сохранять внове рожденные смыслы: излагать, фиксировать их и передавать своим сородичам. И если мы вспомним один из основных тезисов Античности, то язык – в основном, в виде речи – был необходим для того, чтобы «спасать» и сохранять эти смыслы. Как видим, в отсутствии даже одной из этих способностей – иррационального мышления, мышления логического и языка (речи) – теряется сам смысл возникновения разумного существа.

Я не настаиваю на том, что именно таким был порядок возникновения у человека способности креативно мыслить. Но то, что без внедренной в мозг (интеллект) человека способности время от времени генерировать идеи развитие человеческого сообщества было бы крайне замедленным – вот это не вызывает у меня каких-либо сомнений.

б). Когда началось бытие человека совместное с бытием соци-ума?

Итак, какой же основной вывод мы можем из этого сделать? Как мы теперь видим, бытие как процесс возникновения новизны начался с зарождением человеческой способности создавать идеи. И произошло это, скорее всего, около 75 – 40 тысяч лет назад. Тогда-то и началась так называемая «палеолитическая революция», когда в саму жизнь общества началось интенсивное внедрение новизны. До данного «момента» бытийствовала только Природа, создавая все новые и новые виды живой (животной и растительной) материи. Человекоподобное же существо только существовало как одно из ее видообразований (наряду со всеми другими). Более того, оно объединялось в отдельные разрозненные группы для совместного проживания, как объединяются для совместного проживания животные в прайды, стаи, стада, колонии и т. д. Так что до начала бытия и образования соци-ума было Бытие самой Природы. И оно, это бытие распоряжалось тем, какой быть Природе: какие новые виды живых существ, когда и где создавать.

И совсем даже не исключено, что появление на этой Земле человека разумного сопровождалось – в отдельные периоды и в отдельных регионах – исчезновением у него способности продуктивно мыслить и появлением последней через смешение генотипов отдельных людей и передачу ее по наследству в следующих поколениях. (В этом-то как раз и заключается, по всей видимости, та неопределенность в датировке появления человека разумного, которая кочует от одной теории антропогенеза к другой).

в). Зарождение способности создавать идеи как инициация социализации человеческого сообщества

А теперь более пристально вникнем в вопрос о том, как взаимосвязаны возникновение соци-ума с зарождением у человека способности генерировать новизну в виде идей.

Как это ни странно, но мы воспринимаем явление идей в наше сознание как нечто само собой разумеющееся. Может быть потому, что мы к этому уже привыкли и в достаточной степени в этом деле не только понаторели, но и даже преуспели. Но на самом деле в этом явлении идей-Истин сокрыта глубочайшая тайна. И эта тайна заключена в той функциональной роли, которую они призваны исполнять. Ведь для чего-то Природа наделила, и наделила только человека, – а не какое-то другое живое существо – способностью создавать новые идеи.

И если мы примем во внимание то, что только с обретением человеком способности продуктивно мыслить началась социализация человека, то есть создание им человеческого сообщества (соци-ума), то нам ничего другого не остается, как предположить, что именно возникновение идей в его интеллекте «заставило» человека создать человеческое сообщество, и тем самым положить начало тому, что впоследствии, спустя несколько десятков тысячелетий, было названо досократиками бытием. (Но не тем бытием, которое имело в виду сущее в целом, а тем, которое является постоянным притоком новизны в ту открытую систему, которая способна существовать и развиваться только за счет этого притока. Как озеро гибнет без постоянного притока (и протока) воды, так и эта система (соци-ум) может погибнуть без притока новизны).

Именно в этом смысл заглавия нашей статьи: только процесс создания идей сделал возможным бытие как приток новизны в такое целостное образование как соци-ум. Начало человеческого бытия и образование соци-ума – события одновременно произошедшие. И они одновременно закончатся, как только закончится приток новизны в то, что называется соци-умом. А он (приток) может закончиться только с утратой человеком способности генерировать новые идеи. И здесь, конечно же, слово «одновременно» не означает какой-то достаточно короткий промежуток времени. Скорее всего, оно означает взаимосвязанность событий: