p_i_r_a_n_y_a
Взлёт продаж на минималках
Вместо предисловия
Всем привет, я Наталия. В сети – p_i_r_a_n_y_a. У меня 11 лет параллельно с основной работой на заводе был свой бизнес "на земле", а сейчас я свободный фрилансер и счастлива, как никогда. Знаю по себе, как трудно быть владельцем бизнеса (зато как интересно!), а торчать нестандартным винтиком в чужом проекте, когда ты вообще-то болтик, и мыслишь не шаблонно, порой не то что трудно – невыносимо.
Работала я, к слову, на целлюлозно-бумажном комбинате (пусть и в чистом тёплом кабинете, а не в цеху, но сути это не меняет), и всегда спокойно отвечала всем, кто отправлял нас, творческих, работать на завод, что я вообще-то уже там, а таксую рисую/фотографирую/пишу – для души. Спасибо, мол, конечно, за заботу, но делать РАБотой ещё и хобби совсем не хочется.
Искала я себя, мне кажется, просто везде за это время: принтшопы, фотостоки, крипта, реклама, арбитраж, подкасты, книги… Ни о чём ни секунды не жалею! Как говорила моя бабушка: "Я умею делать всё. А что не умею, то просто ещё не пробовала". Знаете, очень помогает. В общем, всех смелых, умных, креативных – приветствую!
Все знают, что в игре под названием "бизнес" часто побеждает не умнейший, а крупнейший. Если у тебя есть деньги, можно залить в рекламу на порядок больше, чем конкуренты, и название твоей фирмы выучит каждая собака. А что сделать, чтоб каждая собака выучила название твоего бизнеса, если ты маленький, и денег у тебя нет? Сделай, чтоб о тебе говорили. Чтоб твоя реклама была интересной и узнаваемой, рекламные слоганы врезались в мозг, ну и вообще – выделяйся, будь самым ярким, самым вкусным, самым лучшим. Выделяйся. Пусть идут по "сарафану".
Но. Не забывайте главное: мы в бизнес пришли не тратить, а зарабатывать. Прежде, чем запускать пиар-акцию, будь она за миллион или условно бесплатна, трижды подумайте, принесёт ли вам эта известность денег – сейчас или хотя бы в перспективе. И не принесёт ли проблем. А то, не приведи господь, наклонишься за лёгкими деньгами от вирусного маркетинга, а поднимешь тяжёлую статью. Уголовную.
В общем, помните: не подумав обо всех возможных последствиях, можно так прекрасно хайпануть, что выучат тебя не только потенциальные клиенты и всевозможные конкуренты, а и разные проверяющие органы, которые вполне способны не только ваш бизнес, а и вас самих закрыть. Так что действия наши должны быть законными, уместными, и ни в коем случае не оскорбить при этом ничьих чувств. Потому что, к примеру, всем известная "голая вечеринка" в качестве пиара сработала отлично: о ней узнали даже те, кто и знать не хотел, вот только пиар получился чёрный, и нет, в данном контексте трудно вырулить на штамп "чёрный пиар – тоже пиар", потому что не только организаторы, но и участники теряют в результате такого пиара репутацию и деньги. Нам такой пиар не нужен.
Написать эту книгу меня подвигло видео на полузапрещённой в РФ сети, где один очень известный и очень дорогой маркетолог в качестве подарка даёт всем желающим бесплатные советы довольно сомнительного (на мой необъективный взгляд, конечно) качества. Ну и самые частые рекомендации от него, это либо использовать в пиар-акции обнажённых девушек, или транслировать обещание больших денег, но под какое-нибудь невыполнимое условие.
Я не знаю, захочет ли кто-то в ближайшее время делать пиар на наготе, а обещать большие деньги при полном их отсутствии, как по мне, попахивает мошенничеством и инфоцыганством. В общем, тоже такое себе. На мой взгляд. Возможно, за деньги предложения бы были более интересные, но кто ж проверит.
Поскольку дарёному коню в зубы не смотрят, а комментарии со ссылками там чистятся ютубом (сейчас площадка не разрешает ссылки в комментариях, и каждую надо подтверждать отдельно, а после дела ребята, похоже, отжали галочку на модерацию ссылок, и всё пропало), то я не знаю, насколько остались удовлетворены предприниматели ответами дорогого эксперта. Зато некоторыми моими комментариями остались очень довольны, что радует. Я даже уже видела в соцсетях пиар-акции, проведённые по моим бесценным бесплатным советам в том треде. Ну муррр ведь!
А творческий зуд, родившийся после просмотра этого видео (на самом деле классного и очень полезного) надо же куда-то утилизировать. На чужую мельницу воду лить контрпродуктивно, поэтому о том, что бы делала на месте вопрошающих я, отвечу в этой книге.
Сразу скажу, что это только моё видение и только мой опыт, ну так я и миллионы за свои советы не прошу. Но напоминаю, что я работаю в России, и соответственно, советы мои относятся к этому региону. И если вам что-то из этой книги действительно поможет, буду рада лайкам, звёздочкам, покупкам других книг или просто донатам. Про отзывы не забывайте тоже – нам, авторам, так грустно, когда под книжками молчание.
Как сделать, чтоб о тебе говорили?
К сожалению, реальность такова, что именно сейчас именно в России использовать нестандартные методы пиара стало очень сложно, потому что предпринимателям по закону оставили для свободного самовыражения только:
●
собственные сайты,
●
вывески у входа в помещение,
●
каталоги,
●
адресные интернет-рассылки (то есть если они не для всех, а только для конкретных клиентов, точечные).
Весь остальной креатив – это реклама, которую надо маркировать установленным законодательством способом, чтоб на штрафы не налететь.
Я в последнее время что-то часто стала чувствовать себя, как в террариуме: ни на секунду расслабиться нельзя, потому что вечно надо и от захвата удава увернуться, и укус гадюки не пропустить. Вот и кувыркаемся, как можем. Люди – новая нефть, ничего не поделаешь, надо учиться выживать в той реальности, которая есть.
Протаптыватель тропинок
Настоящие большие бизнесмены со мной скорей всего не согласятся, но если вы читаете эту книгу, то вы к ним, вероятно, не относитесь. Так вот, я считаю, что в малом бизнесе владелец должен быть протаптывателем тропинок и многое знать и уметь сам, прежде, чем кому-то делегировать. Это нужно хотя бы для того, чтоб понимать, сколько времени и сил уходит на какое-то действие.
Хотите нанять копирайтера – сядьте с таймером за компьютер и напишите пост для соцсетей на заданную тему о своём бизнесе. Это не великая наука, никаких специальных знаний для этого не требуется. Да и бизнес ведь ваш, его никто лучше вас не знает, так что время, которое вы затратите на определённое количество знаков – это минимум. Человеку со стороны потребуется ещё несколько часов на поиск информации, и ещё какое-то время – на согласование результата с вами. Это тоже придётся включить во время работы, имейте в виду.
Можете так же попробовать записать видосик на личный телефон и посмотреть на результат: можно ли его выкладывать сразу в сеть, или таки нужна какая-то обработка? Чистка звука, какой-никакой монтаж?
Сделайте несколько фото. Посмотрите чужим взглядом. Достаточно ли хороши они, чтоб так сразу их выложить в сеть, или хочется сделать более красивыми, атмосферными, продающими? Ну, попробуйте. Хоть с готовыми какими-то фильтрами, хоть в специальных программах. Можете даже воспользоваться нейронками для создания рекламных картинок. Удивитесь, когда поймёте, что хороший результат может получиться далеко не с первой попытки, и это – тоже время, которое входит в работу и тоже должно оплачиваться. Или это – суперпрофессионализм (который включает в себя долгое время проб и ошибок, поисков, обучения), и он тоже стоит своих денег.
И так – со всем. На начальном этапе вам придётся пройти путь в ботинках исполнителя. Так у вас уйдут первые иллюзии на предмет: "Да что там делать – всех делов на пять минут, больше тыщи за эту работу не дам". Или наоборот: "Это сложно, надо заплатить два миллиона сразу, и ещё потом каждый месяц абонентскую плату платить за сопровождение по стопятьсот рублей, а иначе всё напрочь сломается".
Конечно, можно находить на эти работы каких-то начинашек, которым для начала нужны любые заказы за портфолио, но и тут бесконечной экономии не выйдет: или новичок вырастет в хорошего специалиста и будет брать за свои услуги вполне рыночные цены, выдавая предсказуемый результат и вовремя, или вам придётся всё время искать на биржах демпингующих начинашек, пытаясь добиться от них за свою условную тыщу результат приемлемого уровня. Сколько вы будете тратить на это времени и сил, считайте сами. В каких-то вопросах это может быть вполне оправдано, в каких-то – нет. Тут уж решать вам. Но, насколько я вижу, часто проблемы возникают как раз тогда, когда ни заказчик, ни исполнитель-начинашка не представляют реального объёма работы и обижаются друг на друга в результате: один – за срывы сроков или качество, второй – за завышенные ожидания при низкой оплате.
При этом если вы сами в состоянии написать пост/наложить фильтры на картинку/сделать презентацию/создать сайт на конструкторе за ночь, исполнителю придётся очень потрудиться, чтоб объяснить, почему он за эту же работу он хочет пару охреллионов, и не меньше. Пусть доказывает, с пруфами.
Создайте сайт
Я бы очень советовала всем завести-таки себе хотя бы на коленке собранный простенький сайтик, где были бы указаны все ваши товары и услуги, реквизиты и номера телефонов. Если вы не в Москве, а бизнес локальный, укажите город! Если бизнес не локальный, то не надо. Москвичам тоже не надо: они думают, что за МКАДом жизни нет, их научить указывать город невозможно, поэтому тут даже и стараться не будем.
Вы скажете: зачем мне сайт, это долго, дорого и трудно, мы вон и в нельзяграме хорошо продвигаемся.
А я скажу: чтоб был. Сегодня ваша любимая соцсеть есть, завтра – нет, но у людей должно быть место, где можно вас всегда найти. А у вас должна быть одна главная площадка, где собирать народ. На сайте вы поставите метрику, чтоб всяко-разно измерять свою аудиторию, и потом уже точнее настраивать рекламу. Имея сайт, вы сможете сами настраивать цели в метрике, чтоб понимать, как двигается аудитория по воронке: сразу ли уходит с сайта, или смотрит несколько страниц, какой процент от зашедших на сайт, жмут на кнопку "Купить", и сколько из них реально покупает. Дадут ли вам такую информацию соцсети или даже маркетплейсы? Дай бог, конечно, но очень сомневаюсь.
Плюс, если вы ведёте аудиторию по воронке продаж на чужой площадке, будь то соцеть или маркетплейс, то вся информация о поведенческих алгоритмах ваших потенциальных клиентов видна и владельцам этой площадки. Где гарантия, что они сами или кто-то, кто имеет доступ к этой информации, не воспользуется этим в своих целях, открыв аналогичный бизнес и настроив рекламу на вашу горячую аудиторию? На тех, кто у вас ПОКУПАЕТ?
Вы за свои деньги на этой площадке прогреете аудиторию с нуля, а кто-то будет иметь возможность сразу целиться в горячую. И что-то мне подсказывает, что это слишком большой соблазн, чтоб им не воспользоваться.
А ещё, если вы продаёте что-то дорогое, вы можете поставить на сайт пиксель и определять номера телефонов тех, кто заходил на ваш сайт. Это платно, но, в принципе, можно обойтись и без него. Потому что тут может возникнуть естественное торможение двигателем, если вы начнёте тратить деньги и на рекламу, и на определение пикселем телефонных номеров всех случайных людей, зашедших к вам на сайт просто посмотреть. Я сама столкнулась с этим на первых порах и поймала себя на том, что раздражаюсь от того, что "ходют тут всякие". Хотя должна была бы радоваться так-то. Органика же. На самом деле проблема решается очень просто, о чём я весьма подробно рассказываю в своём "Гайде по взлёту". Там чисто техническая информация, и не всем её надо знать.
Но зато, если вы давно работаете, и у вас есть клиентская база из номеров телефонов и прочей информации о клиентах, можно совершенно бесплатно создать свой сегмент аудитории по этой базе и пустить рекламу конкретно по ней. Раз уж люди пришли на ваш сайт за какой-то нуждой, пусть их таргет догоняет теперь. Ибо нефиг.
Вообще я считаю, что вся активность должна быть на основном сайте. Как раз потому, что только там вы – сами с усами. Соцсети любят менять правила, показывать вам, кто из вас двоих тут главный (намекаю: это не вы), и вечно лезть в ваш контент, чтоб нервировать вас снижением показов или теневыми банами то за намёк на женскую грудь, то за то, что ваши заголовки похожи на кликбейт, то за то, что вы своим контентом хотите своей аудитории что-то продать (с ума сойти какая наглость!), то за то, что вы вообще хотите перевести народ в другое место (в интернет-магазин, например, чтоб таки не только соцсеть на вас зарабатывала, но и вы что-то зарабатывали тоже).
И вообще, как только алгоритмы (или модераторы) поймут, что вы тут не безвозмездно народ развлекаете, вам будут резать показы, чтоб вы потратились на внутреннюю рекламу. Честная органика? Нет, не слышали.
Вот как пример баннер при попытке ухода из одной очень популярной соцсети:
То есть тут уже не просто предупреждение, а вовсе перейти никуда нельзя. На самом деле ссылка была вполне обычная, не фишинговая, не реферальная, и вела на весьма солидный и довольно популярный фрилансерский сайт. Просто не на главную страницу, а на один из его разделов. А где гарантия, что эта соцсеть (и любая другая) выпустит своих пользователей на ваш сайт? Сказала бы я в рифму, про нигде, да лучше промолчу.
Таким образом, вместо того, чтоб спокойно рассказывать о своих продуктах то, что вы считаете нужным, вы будете биться головой о стены от отчаяния, потому что: то ваши посты никто не видит, даже подписчики (потому что ВК, например, применяет теневые баны к постам со ссылками, а когда люди научились это обходить, то теневые баны стали применяться к любым постам с призывами посмотреть, узнать, купить, ознакомиться, даже если ссылку вы потом скинете в комментарий под постом); то кто-то из ваших подписчиков и пост всё-же увидел, но по ссылке никуда уйти не сможет, потому что никто его никуда не отпускал. Упс!
А ещё разные соцсети будут хотеть от постов уникальности, и вместо продаж вы будете заняты развлечением публики и удовлетворением чувства собственной важности каких-то неизвестных вам админов, а набранная этими стараниями аудитория при этом, возможно, вообще никогда в ваших покупателей и не перерастёт.
Ну, посчитайте теперь затраты времени и денег: или вы занимаетесь этими танцами сами, не занимаясь именно бизнесом, или вы нанимаете людей, которые кучу этих ваших соцсетей ведут. За деньги, кстати, тоже. За ваши. И дешевле ли выйдет такой штат сотрудников, пусть даже если удалённых, чем просто бюджет на рекламу? Честно – не думаю.
А вы конверсию от этих танцев считали? Может, проще сверстать на каком-нибудь максимально простом и дешёвом (а лучше – так совсем бесплатном) конструкторе сайт, все деньги пустить в рекламу, а время – в продажи? Да, там тоже покупать будет не каждый первый, не каждый десятый, и, может быть, не каждый сотый даже. Но греть вы их будете на одном сайте, не перекидывая из одной соцсети в другую, как учат многие гуру (Сначала сторисы и рилзы, тик-ток и шортсы, потом полноценное видео, потом длинный пост…
Да к тому времени, как вы меня по всей своей воронке продаж проведёте, уже явно ляпнете что-то такое, что я у вас покупать откажусь по морально-этическим причинам, а не потому, что у вас продукт плохой. Просто все мы – разные, и попробуй угадай, кого на чём там триггернёт).
Кстати, про бесплатный сайт. Видела тут недавно прекрасное. Сидит человек, зарабатывающий рекламой, и говорит: "Никогда. Никогда! НИКОГДА! Не покупайте сайт за тридцать тысяч рублей. Потому что продаёт не реклама, а сайт. Сам я, конечно, давно уже сайтами не занимаюсь – скучно. Бросил это дело на цифре два миллиона за сайт. Но порекомендовать, к кому можно обратиться – смогу".
Очень жаль, что этот прекрасный человек не показал мне свои сайты за два миллиона, которые сами продают. И не рассказал, как они это делают, и сколько времени начинающий бизнесмен будет эти расходы отбивать (мы же бизнесом занимаемся, тут любой расход должен в итоге окупиться и в прибыль нас вывести). Так вот, ребят, если вы эти два миллиона потратите на рекламу своего продукта на бесплатном сайте или на сайте за условных тридцать тысяч, я не знаю, что вам надо будет делать, чтоб в плюс не выйти. А, нет. Знаю: не отвечать на письма и звонки.
И ничего смешного. Пока я писала эту книгу и ходила по сайтам, я узнала, к своему удивлению, что многие именно так и поступают: сайт есть, формы для связи есть, а никто не отвечает! Зато у чувака, который обещает пиар-акцию за миллион, ищут волшебную таблетку для взрывного роста. Рука-лицо. Ей-богу. Да хоть бы автоматические ответы настроили в вотсапе и телеграме, это ж дел минут на десять! Ладно. Советский сервис не навязчив, чего это я в самом деле. Разбушевалась тут.
Современное рабство и подушка безопасности
И всё же, почему именно сайт и честная реклама в лоб, а не мягкий прогрев через соцсети? Ну, в качестве примера. Есть в сети одна мадам, которая ведёт всех по длинной воронке в свой университет на дорогие курсы по продажам. Маркетинг – это то, что мне всегда интересно, поэтому грелась я довольно быстро и уже начала даже поглядывать по ссылкам, сколько ж у гуринюшки цена за обучение, вдруг мне тоже надо, а я не знаю. И если стоимость приемлемая, то чё бы и не купить. И вот, прогревая дальше будущих миллионеров-предпринимателей, мадам и говорит примерно следующее человеческим голосом: ищите, мол, на удалёнку себе людей из маленьких провинциальных городов. Им много платить не то что не надо, а даже вредно: заплатишь девочке тысяч семьдесят – она и работать перестанет, мол, сломается, ведь больше тридцати никогда в жизни не видела. Так что начинайте ей платить с десятки, за хорошую работу будете платить тридцать, за отличную – сорок, и вот она уже первая баба у себя на деревне, и всем счастье. Не надо портить нам работников, мол.
Я, которая как раз в таком маленьком населённом пункте уже до смерти заколебалась на единственном в городе заводе от подобного отношения своих работодателей, остыла сразу и к мадам гурине, и к продуктам её, и к РАБоте вообще. В принципе. К любой. Даже удалённой.
Потому что горе-предпринимательница озвучила по глупости своей то, что озвучивать на публику ни в коем случае нельзя: хоть вывернись кишками наружу от усердия при работе на кого-то, никто никогда тебе по заслугам не заплатит.
Не потому что не может – нет, потому что никто даже и не собирается! Ну зачем тебе деньги? Деньги нужны только им! А тебе всегда заплатят ровно столько, чтоб ты с голоду не сдох, но на завтра не смог бы отложить и копейки. А то ведь оглянешься так в недельном отпуске с отложенного полтинника-то и поймёшь, что не глупее нанимателей. А кому это надо? Правильно: никому. Вот и сиди со своей тридцаткой, ни в чём себе не отказывай.
Надо ли говорить, что я у этой дамы теперь никогда ничего ни при каких обстоятельствах не куплю? Не то чтоб прям обиделась, просто не хочу своим рублём поддерживать настолько скотское отношение к людям. Какие б она там бизнесы ещё ни открывала, я всегда теперь вижу внутренним взором этих несчастных одиноких мам, которым она платит за честную работу суммы на грани прожиточного минимума, чтоб у неё работницы вдруг "не испортились".
И что б она при этом ни вещала, это мерзкое послевкусие от её позиции теперь уже не изменить. И не думаю, что такая я одна, кому девушка эта вмиг опротивела, и перестала казаться достаточно интересной и компетентной, чтоб у неё учиться: экономить на фонде заработной платы может любой идиот, а ты попробуй вбелую всех оформить, честно по рынку платить и в минус не уйти – вот это был бы фокус, этот опыт было б интересно перенять. Так что лучше б она просто в таргет эти деньги слила, ей-богу, чем так прогрев зафейлить. Остудила потенциальную аудиторию – уже лояльную и тёплую до состояния айсберга на раз. Молодец, ничего не скажешь. А ведь она – не нанятый пиарщик, а владелец. Пиарщику бы за такое голову бы открутили, раз всё равно по назначению не пользуется.
Нет, вообще я знала это правило, давайте буду до конца откровенной. Меня ещё в девяностые в кооперативном техникуме этому учили. Техникум был молодец и быстро сориентировался в рынке: вместо ставшей никому не нужной в те времена специальности "товаровед" люди стали на той же базе учить менеджеров, добавив к товароведению экономику, бухучет, маркетинг и другие очень пригодившиеся мне потом в жизни специальности. Чтоб будущий ларёчник предприниматель если и не умел в своём бизнесе всё сам, то хотя бы обо всём имел представление. Очень мудрые были те сильные женщины, люблю до сих пор.
Так вот, нам говорили буквально следующее: "Вы – будущие предприниматели, и имейте в виду, что лучше всего ВСЕГДА, при любых раскладах работают приезжие, одинокие мамы и прочие проблемные слои населения, потому что им твоя зарплата и эта работа нужна для физического выживания. Нет работы, нет денег – значит, неминуемая смерть от голода и холода, и эта неприятная перспектива заставляет и хвататься за любую работу, и крепче держаться за имеющуюся. Если у человека базовые потребности закрыты, и он может, не умерев с голоду, прожить без зарплаты хотя бы месяца два, то он, скотина такая, будет водить жалом в поисках, где и платят больше, и условия получше. И это точно будете уже не вы. А если человек может прожить без работы хотя бы полгода – пиши пропало. Это ещё римляне в своих победоносных войнах по завоеванию мира проверили: как разрешили своим воинам грабить и мародёрить, так не смогли потом на следующие мероприятия никого собрать – зачем богатым людям, у кого золота на несколько поколений награблено, идти умирать за чужие идеалы".
От себя добавлю, что сегодня, кстати, очень удобными работниками являются ещё и ипотечники. До тех пор, пока не расплатятся. Так что поощряйте своих работников влезать в ипотеки. Мол, берите, не бойтесь, пока не расплатитесь, под сокращение не попадёте, увольнять будем только в крайних случаях, если уж очень сильно умудритесь накосячить. А ипотека – это лет так двадцать-тридцать, если что. Гарантированный РАБ на четверть века. Изумительное изобретение капитализма, просто изумительное! А вы думали, это всё придумано, чтоб помочь нам решить свои жилищные проблемы? Ха-ха три раза.
В общем, как говорили нам те старые мудрые преподавательницы в техникуме – мародёрство тогда запретили вовсе не по этическим причинам, а очень даже по экономическим, и с тех пор правило, что зарплата должна быть чуть выше грани выживания строжайше блюдётся всеми работодателями. И не разбалтывается на широкую публику. (Ещё нам говорили, что законы и бухучёт специально написаны так запутанно очень сложным языком, чтоб трактовать можно было по-разному и стричь с народа больше штрафов, но сделать с этим ничего нельзя, и надо просто принять этот факт, как данность. Ничего с тех пор не изменилось и вряд ли изменится когда-нибудь, а привыкнуть нифига не получается. Ну да ладно, мы тут не об этом.)
Нет, я, конечно, знала, что физическое рабство сменилось экономическим, для меня никогда это не было сюрпризом. Но что уровень выживания должен позволять воспроизводить себе подобных, почему вдруг все забыли? Воин должен иметь возможность содержать семью так, чтоб его жена вырастила в тылу таких же воинов, врач должен иметь возможность дать прекрасное образование своим детям, чтоб вырастить если не врачей, то других работников умственного труда, и т.д., и т.п.
Условные тридцать-пятьдесят тысяч дадут возможность заплатить коммуналку, поесть и как-то более-менее прилично приодеться. А вот купить компьютер, хороший телефон, нормальные курсы, съездить в отпуск – с такой зарплатой уже роскошь. Особенно, если есть дети. Будет ли человек отдаваться работе на вас на все 100%, если ему надо выделить время и силы, чтоб поработать ещё на двух-трёх работах и не сдохнуть при этом? Нет. Даже не надейтесь. Сможете ли вы вырастить лояльность сотрудников к себе обязательными корпоративами, скидками в спортзал и кулером с водой, если явно своим людям не доплачиваете? Нет. Даже не надейтесь. Бросят вас при первой же возможности, и забудут, как звали.
Мой-то работодатель (уже бывший, разумеется) хоть врёт все эти годы, что денег нет, всем очень трудно в эти непростые времена, и надо туже затянуть пояса. Туже. Туже. Ещё туже. Времена, что характерно, сложные у работодателя всегда. Ни одного года удачного не было. Умом, правда, и он не блещет, поэтому тут же громко хвастает, сколько новых заводов построил на сэкономленные на зарплате деньги. Самое смешное, когда оба эти тезиса стоят рядом в одной новости: "Пункт первый: денег нет, но вы держитесь" и "Пункт второй: мы построили ещё один завод за ваш счёт, и теперь вы будете работать ещё и на этот завод без доплат, потому что смотрите пункт первый – денег нет. На вас. Держитесь там, счастья, здоровья, всего доброго вам".