banner banner banner
Любовь или либидо: Подняться над пошлостью и устоять в любви, которой якобы нет
Любовь или либидо: Подняться над пошлостью и устоять в любви, которой якобы нет
Оценить:
 Рейтинг: 0

Любовь или либидо: Подняться над пошлостью и устоять в любви, которой якобы нет


– проявляет свою подлинную сущность и узнает себя, на что он способен как человек в критической ситуации (как если кто-то рядом тонет, и больше никого поблизости нет, только ты можешь спасти, одни бросаются в воду, другие проходят мимо);

– формирует себя, совершая поступок – осознанное нравственное действие (становится сильнее духом или потворствует слабости, идя по пути наименьшего сопротивления, «как легче, так и сделаю» – удел трусливых и слабых людей).

Проходя через драму, причем не наблюдаемую со стороны, а личную, с полной вовлеченностью, человек переживает катарсис, его душа очищается от накопленного в течение жизни «эмоционального багажа» – подавленных и неразряженных чувств и желаний, зачастую низменного характера (например, похоти и злобы).

Поэтому романтическая любовь и связанная с ней драма – это хорошо. А «любовь» без драмы – это всегда, в конечном счете, пошлое удовлетворение примитивных потребностей (половых, финансовых, бытовых, жилищных) и соответствие социальному стандарту (создавать ячейки общества, размножаться и растить потомство).

Если любовь односторонняя, не нужно делать трагедию из того, что «с любовью не получилось». Сама формулировка эта в корне неверна. С любовью все получилось, если смог увидеть человека глазами любви и возникло ценностное отношение к нему, и получилось в тот момент, когда ты его таким увидел и сказал: «я вас люблю». Конкретика дальнейших событий имеет значение только в одном смысле: смог ли ты сам быть безупречным в любви, смог ли быть в любви человеком. А ответ другого вторичен.

Смысл прагматических отношений, которые преподносятся массовой культурой и массовой психологией как «любовь», если их участники испытывают «теплые чувства» и «играют по правилам», – это удовлетворение потребностей. И больше ничего эта тепленькая и правильная «любовь» дать не может.

Романтическая любовь, основанная на ценностном отношении, и выражающаяся в страстной и индивидуализированной исключительной приверженности, может дать много чего еще.

1. Возможность преодоления экзистенциального одиночества. Метафорически выражаясь, два одиноких путника встретили друг друга в бескрайней пустоте Вселенной.

2. Возможность получить признание, исходящее самого дорогого человека во Вселенной (если таковой есть). А массовые суррогаты признания (когда нет ценностного отношения):

– выигрыш в психологических играх (читайте книги по транзактному анализу);

– социальное признание за выполнение социальных функций (медальки и грамоты);

– дежурные дифирамбы в соцсетях за соответствие социальному стандарту (что живешь как все).

3. Избавление от ощущения бессмысленности (всего).

4. Прекращение низменных импульсов. Низшая природа (инстинкты, страсти) преображается, по крайней мере, для того, кто этого хочет, появляется реальная возможность такого преображения.

5. Отделение от рода. Это невозможно без ценностного отношения к другому, т.к. человек – существо социальное, ему нужен Другой, и в полном одиночестве без надежды на его преодоление человек существовать не может. Изначально каждый – часть рода, и только если появляется любовь как ценностное отношение, открывается возможность перестать быть частью рода и стать индивидуальностью.

6. Любовь как ценностное отношение меняет людей, в трех смыслах:

– пробуждает в человеке мощный энергопотенциал, который может проявится в творческой деятельности или личностных изменениях;

– человек видят в другом то, чем он может быть (скрытый потенциал личности), и тем самым способствуют его осознанию и проявлению;

– открывает возможность изменить судьбу, в смысле выхода за переделы «предназначенной» жизненной траектории, задаваемой встроенными при социализации жизненными взглядами и установками.

Пробуждение творческого энергопотенциала

Любые любовно-половые отношения укладываются в одну из трех стратегий.

1. Мужик и баба. Вместе тянут социально-заданную жизненную лямку. Плодят и растят потомство, работают и платят налоги, быстро стареют и дохнут от износа.

Мужику нужна доступная баба, которая согласна удовлетворять его скромные мужские потребности «щи потеснее и жена повкуснее». Кстати, любовь к рыбалке – стопроцентный маркер мужика. Ибо для охоты у него кишка тонка: стрелять не умеет, от звука выстрела делает в штаны, да и медведь задницу откусить может. А рыба безобидная. Удочку закинул и сиди, жди, когда клюнет – полная пассивность.

2. Торгаш и шлюха. Мотив таких отношений – выгода: удовольствие (приятно) и деньги (полезно). По сути купля-продажа. Есть даже понятие такое «брачный рынок», так вот, на этом самом рынке и осуществляется купля-продажа человеческого товара.

Торгаш покупает женщин, по сути – шлюх. Иногда говорят, что «мужчина настолько богат, что может позволить себе любую женщину». Речь как раз о торгашах и шлюхах.

3. Гений (герой) и муза. Взаимно вдохновляют друг друга. Воплощают друг для друга идеальный образ прекрасного человека (он должен иметь место в душе).

Третья стратегия – это и есть романтическая любовь. На нее способны люди романического склада души. Когда такой человек любит, в нем появляется огромная творческая энергия.

Возникает мощный энергопотенциал (желание что-то совершить ради этой любви и ради этого человека: замочить дракона, залезть голышом на Эверест и спуститься вниз, держа в зубах букетик эдельвейсов).

Если говорить серьезно, энергопотенциал в реальной жизни может выразиться в следующем:

– прорыв в профессиональной деятельности;

– реализация творческого проекта в любой сфере (искусство, социальная сфера);

– человек становится лучше (внутренние изменения эмоционально-мотивационной сферы, изживание пороков, с которыми он справиться не мог);

– меняет жизненную ситуацию.

Некоторые переживают это как вдохновение. Творческие личности, всякого рода писатели, и в особенности поэты, зачастую ищут, кем бы им увлечься, чтобы пощекотать себе нервы, и выжать хоть что-то из своих исписавшхся мозгов. Некоторые за подобные проделки ловили пулю на дуэлях.

Именно благодаря появившемуся энергопотенциалу люди меняются, когда полюбят, и меняют свою жизнь. Отказываются от пороков, с которыми до этого не могли справиться (например, бросают пить), или меняют характер. Это – показатель энергопотенциала. Если человек не меняется – он не любит.

Количество этой энергии иногда превышает возможности «Эго» с ней совладать. Именно поэтому зарождающаяся любовь может сопровождаться навязчивостью, когда человека «несет», и он не может остановиться, выплескивая на того, кого угораздило стать объектом любви, поток эмоций (часто в виде сообщений или писем).

Чтобы разрядить энергопотенциал, который пробуждается в человеке романтической любовью, можно, например:

– уйти в работу;

– занять себя творчеством;

– поменять жизнь;

– сбросить вес;

– искоренить вредные привычки.

Испытание любви безответностью

Чтобы появились основания назвать любовью комплекс переживаний и мотивов, он должен быть испытан временем и жизнью.

Что может быть испытанием ценностного отношения:

– долгое ожидание без гарантий взаимности;

– в режиме разлуки, когда нет общения и чувства ничем не подкрепляются;

– ситуация конкуренции, когда есть вероятность, что предпочтут другого.

Человек без ценностного отношения к девушке на это не способен. Он пойдет по пути наименьшего сопротивления, откажется от любви и найдет доступную замену.

Роль испытаний состоит в следующем.