banner banner banner
Скандальная теология
Скандальная теология
Оценить:
 Рейтинг: 0

Скандальная теология


4) Вести себя нужно всегда одинаково – благочестиво. А в рамках храмового богослужения Церковью выделяются эти дни некоторыми особенностями. Не будем углубляться, но, например, в великий четверг, в воспоминание Тайной Вечери (которая была в среду) патриархи омывают ноги епископам. В пятницу читаются все т.н. страстные евангелия (отрывки, описывающие упоминаемые мной выше события) где люди стоят со свечами и после стараются донести сию свечу горящей до своего жилья и накоптить крестик её пламенем у себя на потолке. Такой благочестивый, хотя и не имеющий какого–то общего смысла обычай. И т.д.

5) Про послабление в воздержании сказано достаточно ёмко, тоже касается и других светских увеселений – каждый регламентирует свой досуг сам. Дни рождений, поминки и прочее не исключение. Мы лишь должны помнить каким должно быть воздержание в идеале и стремиться к реализации этого.

6) В предыдущем ответе всё сказано. Можно лишь добавить, для равновесия, что некоторые правила запрещают верным (т.е. хранящим ум от развращения) трапезничать с неверными (т.е. с исповедующим иные религиозные взгляды) дабы не иметь ничего общего с предателем и распинателем Истины. Это одна из сильнейших строгостей о которой нужно помнить. Но всё же должно подражать Христу, Который трапезничал со Своими оппонентами ради их просвещения и спасения. Т.е. настоящий христианин (бывают ещё поддельные) ходит на юбилеи не для того чтобы поесть и попить, но чтобы свидетельствовать об Истине – быть безстрастным, но радостным и любящим. Например, один из близко известных мне людей, участвуя в застольях сам никогда и нигде не пьёт спиртного, но не отказывается чокнуться стопками во время тоста, хотя в стопках у него сок или минералка и никто не оскорбляется же или не показывают вида, а может даже не подозревают. И ещё: почему только мы должны уважать чужие верования? Если вас приглашают куда, то пусть постараются уважить – приготовить то, что вы готовы и можете вкусить. Ведь если мы их позовём в гости, зная, что они любят мясо, но приготовим им лишь брюсельскую капусту или у вас язва, а я буду потчевать вас жареным, то это как будет выглядеть? Как басня «Лиса и журавль». Чем, собственно чаще и грешат маловерцы, посему гостеприимые люди пусть ещё будут разумными и действительно любящими, а не на словах. Если же вы попали на пиршество не уважающих ваши взгляды людей то либо уйдите, либо терпите и ешьте всё что дают без тени скорби и активно участвуйте в общении, уклоняясь разве что от похабщины, сплетен, кощунств и т.п. если они имеют место быть, помня кого вы представляете с тех пор как сознательно надели крестик и от чьего имени живёте. Т.е. опять же никаких сверхновых требований относительно настроя духа пост не выдвигает.

7) Если терминологически, то постное блюдо – это пустая тарелка. А то, что, увы, у нас принято считать постным блюдом, столом, трапезой и т.д. – это диетическое. С этих позиций диетическое, часто поедаемое в нашей семье блюдо не особо оригинальное – макароны и т.п. вермишель. Но без растительного масла они не очень удобоваримы. А в общем мы не кулинары и едим то, что быстро или что есть – капуста, морковь, картошка и т.д. С солью и приправами пролетает нормально.

Если много думать о рецептах в пост, то это уже не пост. А всё тоже банальное чревоугодие. К сожалению, под видом Православного поста, как и вообще под видом христианства, выдаётся противное его Духу. Поэтому мы и считаем допустимыми подобные вопросы и даже издавать книги рецептов на пост. Лучше назвать такую литературу для гурманов иначе, например: «Рецептурник православного гортанобесника и чревоугодника» или «Пища без холестерина» и пр. Можно более мягко: «Послабления во время поста» потому что все эти рецепты и мне в том числе нужны при слабости духа постится как надо. Поэтому отвечать на этот вопрос так как он это подразумевает нелепо, потому что это больше будет похоже на исповедь – открыть свои немощи, ибо гурманство во время поста и есть немощь греховная, питаемая страстью чревоугодия. Исповедоваться же у нас принято духовнику, а никак не на страницах газет.

8) Крики и беготню по квартире стараемся предотвращать в любые дни после 9–10 часов вечера, объясняя, что людям вокруг, соседям, надо отдыхать после трудового дня. Таких ограничений и объяснений должно хватать.

Ко всякой профессии нужно подходить творчески, а не халтурно. Кем бы ни работал кто из моих детей лишь бы это было искреннее служение людям на просвещение и совершенствование, а Богу на радость. Кроме того, Вы так спрашиваете словно я родился священником и точно знаете, что буду им до конца земной жизни. Уверяю Вас, в последнем никто из священников не может быть уверен, жизнь частенько не предсказуема. Могу лишь сказать, что хотел бы сам остаться священником Бога Живого, а где при этом жить и работать пусть Он Сам решает, мне всё равно. Чего детям своим и всем людям желаю.

Ещё по поводу некоторых нездоровых стереотипах бытующих не только у людей внешних Церкви, но даже в умах некоторых казалось бы воцерковлённых, проживание и осмысление которых не могло пройти мимо и мой ум, мол, служение Богу и пребывание в Церкви якобы обязывает прекратить всякие художества, то, что Вы имеете ввиду под творчеством. После чего всё, что не очень похоже на Евхаристический канон Иоанна Хризостома и т.п. считается мелочным, не достойным внимания и развращающим ум. Разумеется, в этом есть некоторая правда. И существует множество всяких правил относительно занятий внешним творчеством для внутреннего пользования, запрещающие, например, играть священнику на гуслях, быть актёром и женатым на актрисе, заниматься живописью, если взялся писать иконы и т.д. Однако, священники, не говоря уж про рядовых прихожан, и играют (и на гуслях и на гитарах и пр.) и пишут художественные книги (живопись в слове) и снимаются в кино и мн.др. Но КАК? Каков основной смысл всех экстраполяций и экспансий? Разве не в проповеди? Другое дело, что эти проповеди, как и те, что мы говорим в храме, не всеми понимаются адекватно и тем более не всеми принимаются, по разным личностным психологическим и мировоззренческим причинам. Но своя аудитория, паства, понимающих есть у любого оратора, пастыря, пусть и не всегда многочисленная. Я бы был против, если бы дети мои занимались творчеством, рассчитанным на щекотание низких страстей ради развлекаловки, но никогда не буду против высокого искусства словесности ли, музицирования, изображения ли. Чем и сам стараюсь заниматься по мере своего скудоумия.

05.02.2010

Страшный Суд

«Тогда праведники скажут Ему в ответ:

Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили?

или жаждущим, и напоили?»

Матф.25:31–46

Вот, всем всё понятно – корми голодных, пои жаждущих (надеюсь не водкой? хотя и это не так однозначно), посещай больных и арестованных, давай ночлег бродягам–паломникам (или кажущиеся странными учения изучай?) и войдёшь в Радость Господина своего как верный раб со всеми овцами, вместо того, чтобы как раб ленивый быть выброшенным со всеми козлами во тьму внешнюю (в ночь из дома).

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:22). Не всякий говорящий, но всё же кто–то из говорящих, т.е. молящихся, ходящих в храм, войдёт. Это те, кто ходил в храм, чтобы научиться и научились там кормить, поить, одевать, принимать, посещать или те, кто уже умел это? Гипотетически допускаю, что кто–то и может научиться этому вне храма, но о себе и о многих своих знакомых дерзну предположить, что нам это не доступно. Вот хоть режьте меня (лучше только мысленно), так оно моему скудоумию представляется. Без храмовой атмосферы, культуры и философии мне (нам) было бы трудно фокусироваться на постоянно теряющихся из вида ориентирах и приоритетах. Даже, несмотря на то, что эти культура и философия наполняет собой культуру и философию кое–где и кое–как и вне храма. Свет Христов просвещает всех и добрых и злых (и церковь и кабак), но мне в церкви этот Свет как–то более виден.

«Вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших» (Матф.25:31–46) – «одному из», т.е. совсем не обязательно часто и каждому? «братьев Моих» – а если сделали не Его брату? На всех, разумеется, братьев Его у нас ни сил, ни времени, ни провизии всяко не хватит. Его братья – это те, что голодают не из–за пьянства, лености и собственного нерадения; те, что болезни принимают без ропота, со смирением и покаянием; те, что в тюрьмах сидят, осознавая вину, даже если сидят за другое, чего не совершали. Вот недавно, типичный пример, сажусь в машину, подходит такой товарищ, как подумалось, бомж, стучится в окно: – на хлеб подайте.

Выхожу:

– Сейчас с собой нет. Приходи днём, после службы приеду, хлеба привезу и ещё каких–нибудь овощей, поделюсь…

– Да на хрена мне хлеб–то?! – так обижено. – Мне денег надо.

– На сигареты и водку? Так что ж на хлеб стреляешь?! За слова свои не отвечаешь?

Вот и всё. Пока машина грелась, пытался его «лечить», и настаивал, чтоб за слова свои ответил и пришёл–таки за хлебом. Так до сих пор его и не встретил. Думаю, вот надо бы найти его, где–то в посёлке в своей квартире живёт. А может и не надо искать? Так вот – брат это Его или как? Но даже если нет, всё равно надо бы накормить, но как? Он ведь врёт, что кушать хочет, ему наркотиков надо (табака и водки, и не говорите мне, что это тоже еда и что Бог за легализацию наркоты во всех её проявлениях).

Братья Его – это, прежде всего, дети и родители, соседи, друзья, знакомые о которых знаешь точно, что не потратятся на грех. Их корми и одевай, не требуя от них возмещения, как и тебя кормили и одевали родители и другие благодетели. Большинству из нас редко могут попасться другие какие нуждающиеся кроме тех, кто живёт бок о бок с нами. А то и вовсе вдруг окажется, что мы в нужде. Но птичек–то пшеном иной раз мы можем покормить? Они–то уж точно Его, хотя может и не братья, а племянники.

Страшный Суд он не когда–то, он постоянно. Преступление само в себе уже содержит наказание. Что такое наказание, как не лишение свободы, привилегий и прочих удобств? А разве есть свобода вне Бога? Разве преступая, переступая черту закона, человек не ставит себя вне Бога? Разве не лишает себя тем самым свободы? И вот, те, что не кормят, не поят, не одевают, не посещают, не привечают – преступают закон и лишают себя этим свободы и радости, ибо не видят, не знают, не узнают Бога, ибо не созвучны Ему. Сыны Царства имеют истинную радость в душе, когда помогают, отдают себя, тратят себя ради совершенствования других и тем сами совершенствуются, даже не думая об этом, как бы автоматически. И если преступление – суть наказание, то добродетель – суть награда. Ведь сами знаете, как радостно бывает когда, например, радуются ваши дети получая от вас подарки или выздоравливают, принимая от вас лекарства. И как погано на душе, когда ссоришься с кем–то из близких или даже подерёшься. Вот это и есть мерило Страшного Суда. Это Закон, заложенный Богом в нашу природу, психику, подобный закономерностям, заложенным Им же в наши материи. В сегодняшней притче снова и снова Господь напоминает нам, что «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Иоан.12:31), ныне, здесь и сейчас и постоянно, пока мы ползаем по земле, Страшный Суд происходит ежесекундно в нас, внутри каждого, происходит накопление или разбазаривание талантов радования. Накопление или очищение от плача и скрежета зубовного. Развитие или регресс. Что тебе нужно, выбирай.

Вот видите, могут сказать нам не желающие молиться с нами в храме, главное для спасения дела добрые. Так, а разве молится, вместе благодарить Бога, не одно из таких дел? Но вот, скажут, в словах притчи упомянуты только пять (накормить, напоить, одеть, посетить, приютить). Так именно это и происходит в храме. И с чего вы взяли, что вы должны это сделать кому–то, возможно и скорее всего это храм должен сделать для вас, как я для того псевдобомжа: Церковь может накормить вас Телом Христовым, напоить Кровью Его, одеть Благодатью (прикрыть и исправить грехи, победить страсти), посетить ваши изболевшиеся и пленённые ум и душу светом высокой культуры и проповеди, приютить изблудившееся сердце на исповеди. И только решение ваше, что вам нужен не хлеб, а деньги на псевдохлеб, т.е. что вы рука дающая, а не принимающая, вы богаты на всякое добро, а не нуждающиеся в помощи не даёт вам осознать глубину вашего удаления во тьму внешнюю от внутреннего Царя. Скорее одумайтесь и научитесь у Церкви творить добро, а не учите Её, Святую, как это делать. Не у меня учитесь, ибо и я Её нерадивый ученик, но в лоне Её, от соборного Её разума, ума Христова.

06.02.2010

Кто хочет?

«если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»

Матф.16:24; Мар.8:34; Лук.9:23

«кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою»

Матф.20:26; Мар.9:35; Мар.10:44

«если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною»

Матф.19:21

«Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди»

Матф.19:17

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»

Матф.5:48

Только для тех, кто ХОЧЕТ быть совершенным, быть чадом Божиим, существует наша Церковь, ни для кого и ни для чего иного. Насильно мил не будешь: и если кто не хочет этого, в Церкви тому делать нечего, никак не заставить хотеть, поэтому и не затащить никого против желания в храм. Хотя может затащить и можно, но если человек не понимает зачем действительно здесь быть и не стремится к той цели, которую предлагает Церковь (см. Христос), то такому человеку здесь будет скучно. Впрочем, с еретической целью скучно может и не быть. Печально, но факт: зная цели и смыслы весьма огорчает, то, что дети наши не способны этого понять и принять и получается разделение. Не имея желания быть совершенным любое иное хождение во храм будет суеверием, ритуаломанией и прочей фигнёй, но никогда не религией. Если кто ходит в Церковь не с целью быть совершенным святым, то, мирянин да будет отлучён, а клирик да будет извержен. Таковых не отпевать, не венчать и детей их не крестить и т.д. и т.п. И почему до сего дня не было такого апостольского или соборного правила? Не было, но да теперь вот есть. Однако, многие даже не слышали об целях этих, а сердце настолько очерствело и стало безчувственно к истинным нуждам–требам души, что сами они никогда не поймут Писания, даже если прочтут. На этот случай и нужны опытные в вере. А вот если уже и узнав, т.е. пройдя курс катехизации, человек остаётся упорен в обрядовериях и при своих еретических суеверных целях, тогда отлучение и извержение обязательно, до тех пор пока не изменится. Интересно знать, сколько останется верных при таком раскладе? Примерно возможно представить: судя по разговором на эту тему с прихожанами и священнослужителями в своём окружении приходим к грустному статистическому выводу – из сотни всех взятых останется от силы два–три. У остальных цели обожения не присутствует. Присутствует только идолопоклонство перед Христом, но цели стяжания святости нет. Но ведь правила гласят о запрете молиться и причащаться с еретиками! Что же делать? Абстрагироваться духом от оных, помня, что же такое СОВЕРШЕНСТВО: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» Матф.5:45. Быть совершенным, быть великим, большим и значит на санскрите – БОГ. Так что наша задача как богов, т.е. сынов и дочерей Божиих, светить всегда и для всех, светить собственным примером, делом, словом, житием, любовию, верою, духом. Иначе даже не сметь именоваться христианином. Любить врага, т.е. забуксовавшего во грехе человека, значит помогать ему освобождаться от страстей. Только такова Ортодоксия. Всё же прочее – левославие, суеверие.

12.03.2010

Женское священство

Не в шутку заявила одна из женщин, помогающих при храме:

– И почему женщин в священники не берут? Я бы вот пошла.

На что мне пришлось ответить примерно так:

– Господь функционально разделил мужчину и женщину: женщина рождает плотью, мужчина рождает духом. Но не всякая женщина может родить плотью, как и не всякий священник может родить Духом Святым – «у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» 1Кор.4:15. Если мужчина решит перехватить у женщин благодать рождать плотью, а женщины рождать Духом, то, думаю, в мире поубавится и человеческого рода и богочеловеческого. Святитель Тихон бил набат, когда говорил, что «Православие погубит бабизм, как католичество погубит папизм». Проблема шире, чем кажется – человечество погубит бабизм, ибо без Православия человечество немыслимо, без истинного Православия человек – дрянь, со звериным, хищническим сердцем.

«Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его…» (Матф.1:2). У Исаака был ещё Исав–Едом, но про него не сказано, что его родил Исаак, т.к. по Духу Исав не наследовал отцу своему, остался рождённым лишь плотью. Хотя при всём при том и сказал Иисус «отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Матф.23:9) и казалось бы упразднил этим функциональное различие полов, но здесь речь о другом: земные отцы, которые действительно ответственны за духовность своих детей рождают не своим духом, но Духом Святым Который от Отца Небесного исходит через них как сынов Его, поэтому они становятся лишь проводниками Отца и всё–таки из уважения к проводникам мы всё же называем их святыми отцами, не нарушая указания не называть, ибо чествуем их как носителей и через них чествуем Родителя. Иисус тоже нам не отец, но мы его всё же называем отцом будущего века (не помню уже откуда цитата).

Нам остаётся лишь со смирением принять данное положение вещей через которое и будет нам благодать либо извратить всё и погибнуть.

пс: 8 марта с целью женщину сделать священницей (во храме, ибо быть священником по–жизни призван каждый) и было изобретено между прочим всем, если не сознательно, то имплицитно.

21.02—19.03.2010

ДНИ ОТКАЗА

День отказа от табакокурения.