banner banner banner
Скандальная теология
Скандальная теология
Оценить:
 Рейтинг: 0

Скандальная теология


05.04.2009

ПОМИНКИ

– Можно ли «поминать» в пост скоромным?

– 3, 9, 40 дни Церковью установлены для сугубого молитвенного поминания об усопшем. Поминать можно каждый день, читая псалтирь или в утренних и пр. молитвах. Но эти дни приблизительно и условно установлены по причине никакой–то метафизической, а из буквального сравнения жизни после смерти с жизнью после зачатия в утробе:

Дни По смерти:

3 день – видаизменяется

9 – Все растечется здание, храниму сердцу единому

40 – И то сердце тогда погибает

Во утробе по зачатии

3 день – Живописуется сердце

9 – Составляется плоть

40 – Совершен вид воображается

(цитата параллели по А. Лосеву, ссылающегося на «Пролог»)

Если люди пришли помолиться или потрудились во время похорон их должно отблагодарить либо деньгами либо трапезой, восполнить потраченные силы. Ханжество и фарисейство здесь не уместны: в постные дни благодарить непостящихся постным по меньше мере выглядит именно так. А если под словом ПОСТ подразумевать изначальное полное неядение так и вовсе абсурдно отблагодарить – ничем, пустышкой. Поэтому стол должен быть рассчитан на все особенности присутствующих во все дни, даже если некоторым потребуется для апперетиву или сугреву малая доза спиртного, если вы действительно хотите выразить свою признательность молящимся и трудящимся. Нагружать обычный обед каким–то иным смыслом к христианству не имеет никакого отношения, но к магии и прочей скуке. Из той же серии и т.н. «первые встречи», когда выносят покойного из дому, то первому встречному суют заготовленное загодя угощение. Тоже и со стаканом с водой (водкой) и кусочком хлеба, кутиёй, посыпанием песком (т.н. «предание земле»), «письмо» в руку, особенно в некоторых местах запрет заносить этот песок в дом и пр., народное творчество.

Спрашиваю, зачем воду с хлебом ставите? Одни не знают, другие ответствуют, мол, душа прилетит покушает. Так что ж так скудно–то вы её кормите?! Уж тогда тортика да чайку. Убрать.

Кутья чего у вас ради? Вообще никто не знает что сказать, знают лишь, что нужно благословить. Каша с фруктами – это быстрая еда для отбывающих на кладбище, провожающих, где ею пополнялись силы для обратной дороги. Туже символику какую предлагают некоторые церковные издания, мол, покойник, подобно зерну (риса?) зарывается в землю и прорастает на Небо, изюм как образ Крови Христовой, т.е. Воскресения и мёд–сахар – сладость жизни вечной надуман. Так можно и суп и компот объяснить «символичски»: покойник, как ингредиент супа положен в горнило кипятка и со всеми вместе являет изменившись нечто новое и цельное, Царство Небесное. А компот или кисель это образ сладчайшего источника жизни… Ну не глупость ли?! Убрать.

Про песок уж и не знаю зачем говорить, видимо того песка–земли мало который вокруг гроба будет лежать. Убрать.

«Письмом» суеверы называют разрешительную молитву, чтомую от иерея. Её вовсе можно в гроб–то не класть, прочёл священник, благословил усопшего и всё. Но «ведь покойный покажет это письмо на том свете, чтобы в Рай пустили»… Убрать.

О том, что случается сверх этого на местах порассуждайте сами и… УБРАТЬ!

06.04.2009

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Радостная, Прекрасная, Обнадёживающая, Благая Весточка умирающему, погрязшему в безволии человеку, вавилонской блуднице воистину весть, что Девство, Чистота, Красота, Святость–Праведность ещё возможны, ещё могут быть. Но как?! Я же не знал мужества, не был крепок, всё порушил, всё испортил, ничего не сохранил. Как я рожу, явлю Бога, если до этого рожал бесов?! Уже и органа такого нет, сгинул. Безплоден, смерден, противен себе и всем, необратимые процессы и заболевания изъели и душу и плоть, о чём ещё говорить?! Не для меня твоё Евангелие, Габриэль, неси своё послание обратно. Впрочем, если «Джа хочет, то Джа хлопочет» (Арефьева), если Бог обещает меня изменить, то да будет мне по слову твоему, вот я, бери и лепи. Который уж год всё одно и тоже, но всё только хуже. Не берёт, не лепит, одни обещания, всё болит безутешно и всё сильнее, только гибель царит. Но всё бубню год за годом, не ожидая уже результатов, просто по–традиции, по–инерции, по–работе и как–то ещё: «да будет! да будет! да будет мне по слову Твоему». Хотя более чем уверен, что не будет, никогда. Так и сдохну озлобленным, плюющимся, рычащим, раненым зверем и труп мой даже собаки и стервятники побрезгуют жрать из–за зловонья.

Для кого же тогда СООБЩЕНЬЕ МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ?! Для здоровых да праведных, для уже спасшихся, для добрых да преподобных?! Но зачем сулить сытому корочку хлеба?! Зачем здоровым лекарства?! Или они не вполне сыты и здоровы? Наверно так и есть – у неимеющего отнимется и отдастся имеющему. У нищего отберётся последнее. Что же у меня отнимать? Уж даже эйфории не осталось, улетучилась. Чего же я здесь ловлю?! Чего же мы все здесь ловим?! Ведь нет реально здоровых–то, есть только МНИМЫЕ. Впору писать комедию «Мнимый здоровяк», что, собственно и значит Эйфория. Значит, отнимать надо у всех, а отдавать некому. Поэтому, народ, куда–бы ты ни пошёл, где–бы ни застрял, рано или поздно из блуждающего по страстям мира сего убелишься как снег и увидишь, что с нами Бог, со всеми нами, со всем человечеством, всегда был и всегда вёл, по Ему только ведомым путям. Это и будет наш Первенец, Эммануил, само это видение. А пока всё будет бурлить и взрываться, кипеть и преобразовываться, болеть и умирать. Этого требует ядерный синтез для рождения новых элементов и нового человечества.

Даже смерть нашей надежды суть неотъемлемый ингредиент этого Гудмэна, Богочеловека, Хороших Людей.

07.04.2009

Вход Господень во Иерусалим (6 не–деля поста)

Все Его встречали как вождя и владыку земного, истомлённые под игом толерантных римлян, хотелось управлять ими, а не быть равными, тем более в подчинении. Я бы тоже не отказался быть другом крутого князька–царька, что бы протежировал, да помогал в земном благоустройстве, ибо ничем не лучше всех встречавших Христа и ничем не лучше Его апостолов, деливших места у Его трона. И в среду всё на той же волне делили меж собой кому идти предавать Его «не я ли, Господи?», думали это почётная какая миссия, начало восстания, некая провокация, претендент для вооружённого ответа на арест Христа. Именно поэтому Пётр отрезал ухо Малху, и поэтому Иуда, поняв, что всё обломилось, вернул деньги, ибо не для этих копеек было всё делано, но ради всей казны имперской. Что, однако, в последствии иудеи и получили – казна, банки ныне в их ведомстве, империя мира сего под их незримым владычеством, стали они ловцами людей, как им и обещано было. А что же обещано нам? Так ничего более чем торжество из торжеств, жизнь вечная. Ну и довлеет нам.

12.04.2009

ВОИСТИНУ ВОСКРЕС

Христос, вообще–то, воскресе, дорогие друзия! Угас и Возгорелся вновь! Зороастрийцы! Прометейцы! Огнепоклонники! С тех пор, как существует планета наша, Нетварный Свет являл себя Человеку и животворил, воодушевлял, зажигал на Жизнь. Призывая Его и принимая, мы находим в экзистенции Благость. Без Него – угасанье, тошнота, увяданье, депрессия. С Ним – радость, осмысленность, красота, исполненье. Его вожделели и получали Давид и Соломон, Сократ и Плотин, Заратустра и Симеон Неотеолог. Раз в год Он Воскрешает маломальски объединённое на краткий срок человечество в виде некоторых христианских разногласых конфессий. Но не оставляет Он круглосуточно тех, кто примирён в сердце своём с раздробленным, кажется необратимо, мировым сообществом. Все мы теряем смысл в течении какого–то отрезка времени, иногда надежда бездыханна надолго, иногда, может быть, навсегда. Но Спаситель наш рядом: невозможно соломе не вспыхнуть от близости пламени. Невозможно остаться мёртвым при обнаружении Жизни. Нужно только узреть свою мёртвость, а дальше Огнь придёт и вдохновит. Хотя скоро снова умрёшь, но так Он и будет наполнять, пока когда–нибудь не перестанешь опустошаться.

19.04.2009

С Антипасхой!

Предлагаю ввести орден (или медаль?) «Фома Неверующий» (если его ещё нет) за аргументированные доказательства в сферах научного и, особенно, религиозного знания. Так же в сфере Культуры и Искусства за убедительные и трогательные образы в пользу Этики, Морали, Добра, Святости. На ордене лик святого апостола Фомы с сокращённой цитатой: «если не увижу не поверю» (Иоан.20:25), либо лик Христа с цитатой: «ты поверил, потому что увидел» (Иоан.20:29), либо как–то совмещены оба лика и обе цитаты – две стороны медали. Так же орден может быть вручён за успешную борьбу с суевериями, предрассудками и прочей сектантской нечестью. Да будет так.

Антипасха это не просто дополнительное время для неуспевших, но именно праздник тех, кто ищет достаточные основания для веры, жизни, ищет достойный смысл своего существования, кроме избыточного смысла существования как такового самого по себе; тех, кто ищет и находит смысла сверхбытийного.

26.04.2009

РАДОНИЦА

Как нам выразить свою любовь к ушедшим за грань? Им или нам это больше нужно? Были бы склепы, в которые можно зайти, обложили бы останки их золотом, но они в земле и уже сгнили. Остаётся лишь поправить оградку, насадить клумбу да помолиться (спеть пасхальный тропарь с панихидой) и бежать любовь свою проявлять к ещё живущим: к очень близким – поцелуями и добрыми речами, к не очень – делами да подарками, т.н. милостынями. Вот и вся радость, вот и вся радоница. Иной раз присниться кто из ушедших и радостно по–настоящему, как свиделся, поговорил, дела какие общие сделал, словно и не умирал.

28.04.2009

ДОГМА

Путь к Богу (обожению) только один – самосовершенствование в преодолении своих немощей и невежества.

06.05.2009

С днём по–бедЫ!

Упокой, Господи, души всех убиенных и умерших от ран в годы этой войны. Не помяни грехов их, ибо как русиянин, так и германец защищали свои дома – первые от иноземцев, вторые от коммунистической ереси. Ты один ведаешь сердца их, а то, что нам говорят любые историки это всего лишь мнение. Со святыми упокой тех, кто с чистой совестью вышел из этого мира и прости тех, кто не был так чист. День по–бедЫ, как поёт ДРкин, это не день верховодства кого–то над кем–то, это первый день после всеобщего бедствия, как «день единый от суббот», поэтому и скорбеть должно обо всех. И радоваться должно за всех, ибо прекратилась поножовщина. До абсолютного Дня По–бедЫ, конечно ещё далеко, но будем жить надеждой. С локальным праздником, дорогие господа–товарищи.

09.05.2009

Неделя 5–я по Пасхе, о самаряныне (попса и рокса)

Ев. От Иоанна глава 4.

Традиционно считается, что встреча Христа с самарянкой и весь разговор это иллюстрация диалога между истинной верой и язычеством. Что ж, Христос не брезгует попросить воды, т.е. некоего утоления своих жажд, исканий, даже у народоверки. Почему? Народная вера, как и народные артисты бывают разные – как низкого качества, так и среднего и высокого полёта. И то и другое и третье может быть популярно (попсово) в народе, но может быть и не приемлемо. Но любовь или нелюбовь народа, как большинства, не подразумевает автоматически абсолютной красоты и истинности. Народная любовь и вера чрезмерно опосредованная предметами, поэтому слишком много суеверий – молиться там или сям, воду чем–то почерпнуть и т.д. Но и суеверие суетно от отношения верующего к нему, поэтому Христу, Царю в голове, не стыдно пользоваться помощью и средствами самарянки, ибо всё создано для правильного применения. Например: кто–то пользуется иголкой что бы навести порчу, т.н. (хотя она и не наводится), но Ум требует использовать её по назначению – зашивать дырки. И всё такое прочее. Было у самарянки 5 мужей и тот, кого ныне имеет не муж ей: не о мужиках речь, но о жизненных приоритетах, о том, что завладевает нами целиком – идея фикс, кредо. За всю нашу жизнь много мы меняем таковых, казалось бы, навсегда: вот собираем марки, вот увлечены пластинками, фильмами, женщинами, машинами–байками, хавкой, но ничто не даёт окончательного успокоения, не мужья они нам и не жёны (даже пушки заряжёны), не делают нас целостными. Так и вера самарянки не отвечает на глубинный запрос её чувств – иметь неразрывную связь с Творцом–Отцом по Духу и Истине. А для этого нужно восстать против собственной мелочности, отринуть попсу, популярные мировоззрения массового сознания, принять на себя рок неприятия большинства, пережить всё это и переродиться.

17.05.2009

ПРИХОД К БОГУ

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные,