banner banner banner
Путь Беларуси: реальность и мечты
Путь Беларуси: реальность и мечты
Оценить:
 Рейтинг: 0

Путь Беларуси: реальность и мечты


Возможный военный конфликт между НАТО и Россией с применением современного высокоточного оружия – вариант совершенно не желательный, но от позиции Беларуси мало зависящий. Слабым утешением может быть то, что это будет не война на уничтожение, а разборка между военными, которая мало затронет гражданское население.

Гораздо более серьезным фактором конфликта является ядерная угроза, которая априори возникает там, где хотя бы одна из сторон обладает ядерным арсеналом. Разные варианты ядерной войны подробно описаны учеными и военными специалистами. Все стороны понимают последствия и, хочется верить, сделает все возможное, чтобы ее избежать.

Однако, для Беларуси (а также Украины с Литвой) более реальной является ядерная угроза, не связанная с применением ядерного оружия, но напрямую связанная с конфликтом Россия-НАТО.

Проект «Щит Родины»

По ряду признаков, таких, как – разработка «суверенного интернета» и независимой платежной системы (аналог SWIFT), дедолларизаця экономики, подготовка к изменению конституции, общий тон политической риторики и т.д., можно заключить, что Россия готовится к самоизоляции, как варианту.

Уход в режим самоизоляции вполне может принять форму глухой обороны с кардинальным разрывом отношений с западным миром и полной блокировкой границ и коммуникаций на западном направлении.

В этой связи возникает закономерный вопрос: как закрыть западную границу так, чтобы вторжение с запада стало принципиально невозможным. Между Европой и Россией нет естественных природных барьеров. Возведение комплекса укрепсооружений наподобие китайской стены или линии Маннергейма от Черного до Балтийского моря по территории Украины, Беларуси и Прибалтики не позволят «продавшиеся западу» правительства этих стран. «Линия Сталина» в Минском районе не подойдет по масштабам.

Однако, похоже, что выход из ситуации был заложен военными стратегами СССР, которые запустили программу строительства вдоль западных рубежей страны комплекса атомных электростанций. В режиме мирного времени АЭС – это разрозненные объекты энергетики. Они приносят прибыль, дают электроэнергию. обеспечивают занятость населению, а главное – выпадают из зоны внимания противника, потому, что не считается военными объектами. В случае угрозы вторжения, объекты взрываются и образуют вдоль границы защитную полосу ядерного заражения на пути живой силы противника. Атом становится на стражу границы и защищает ее надежнее любых солдат.

Если взглянуть на карту расположения АЭС, можно увидеть, что они выстроены в две линии. Первая линия идет с юга на север по маршруту «Крым-Запорожье-Южноукраинск-Хмельницкий-Ровно». Еще недавно первую линию замыкала на севере Игналинская АЭС. Но в 2009 г. она была ликвидирована литовским правительством, оставив таким образом не защищенной северную оконечность Балто-Черноморского пространства.

Вторая линия защиты идет вдоль западной границы России по маршруту «Ростов – Воронеж – Курск – Смоленск – Калинин – С.Петербург – Мурманск».

В этом году Беларусь вводит в эксплуатацию Островецкую АЭС. Объект вписывается в общую конфигурацию первой линии, заменяя собой утраченную Игналинку. Объект построен за российские деньги, по российскому проекту и под надзором российских инженеров.

Следует понимать, что проект, назовем его условно – «Щит Родины» (совпадения случайны), не направлен против Беларуси, Украины или Прибалтики. Это вообще не оружие нападения. Это средство самозащиты. Нет сомнений, что в случае необходимости, после первой линии защиты будет задействован внутренний периметр, в который, кстати, входит упомянутый выше Воронеж (Нововоронежская АЭС).

Программа «Щит Родины» удобна тем, что ее активация не дает повода для ядерного ответа со стороны НАТО, а сама Россия остается вне зоны основного поражения. Естественно, что радиационная угроза потребует эвакуации населения, которое будет выселено в экологически чистые районы внутренней России.

Резюме

Не обязательно, что реализуется какой-либо из описанных вариантов экономических, военных или атомных угроз. Но все они так или иначе находятся в пределах реальных возможностей, а значит, могут осуществиться при некоторых условиях.

Задача данного текста заключается как раз в том, чтобы самое худшее для Беларуси никогда не осуществилось.

*****

По публикации в аналитическом веб-проекте Belarus Security Blog: https://bsblog.info/samoizolyaciya-1-go-mira-perspektivy-belarusi/

05.05.2020

В преддверии горячей фазы интеграционного конфликта

Развитие российско-белорусских отношений позволяет говорить о приближении горячей фазы интеграционного конфликта.

Интеграция как неизбежность

Формально, геополитическое положение Беларуси предоставляет ей три возможности для развития: движение на запад, движение на восток и стояние на месте.

Движение на запад, то есть интеграция с Европой так и остается формальной возможностью. Ход в Европу принципиально невозможен по ряду причин:

– во-первых, политическая просроченность руководителя Беларуси. Легитимный срок годности Лукашенко закончился после второй каденции. В Европе любой просроченный товар, в том числе политический, подлежит утилизации. В качестве лидера государства Александру Григорьевичу нет места в европейской Беларуси. Александр Григорьевич очевидно не согласен с подобной перспективой.

– во-вторых, авторитарная политическая система Беларуси абсолютно не совместима с демократической системой Европы. Интеграция с ЕС означала бы демонтаж существующей системы и полную смену правящей элиты через прозрачные выборы и открытые конкурентные конкурсы на руководящие должности. Такая перспектива не прельщает сложившийся правящий класс постсоветской номенклатуры.

– в-третьих, перспектива ухода Беларуси в Европу неприемлема для России. А с позицией России приходится считаться.

Так что, вопрос евроинтеграции на повестке дня не стоит. Это официально подтвердил МИД РБ в марте текущего года.

Конфликт перспектив развития сосредоточен исключительно в плоскости белорусско-российских интеграционных взаимодействий. Россия настаивает на выполнении Минском собственных договоренностей в рамках Союзного договора (единая валюта, армия, граница, внешняя политика). Беларусь требует «продолжения банкета» за счет российских налогоплательщиков, то есть сохранения суверенитета с привилегиями (доступ к российским рынкам на равных с российскими регионами, внутрироссийскую цену на энергоносители, льготные кредиты, военную и политическую защиту).

Все это время Россия являлась спонсором режима Лукашенко. Москва выполняла в полном объеме все взятые на себя формальные и неформальные обязательства. В «предпродажную подготовку» к интеграции вложено немало политических и экономических ресурсов. Выкупить саму себя из долгов не представляется возможным даже теоретически. С позиции России, Беларусь пошла против логики политического процесса, который сама инициировала и поддерживала много лет, получая за это блага. Фактический срыв Беларусью интеграционных процессов расценивается Москвой, как предательство общих интересов и требует ответных мер.

При этом, белорусская сторона не утруждает себя приведением внятных, политически и экономически рациональных аргументов для обоснования своей позиции.

Почему Запад не защитит Беларусь?

По старой доброй традиции, в момент отчаянья, надежды наших людей обращаются к «загранице», которая обязательно должна помочь. И «Запад» действительно иногда помогает, если речь идет о его союзниках.

Для всего «цивилизованного» (США и ЕС) и «нецивилизованного» (Китай) мира, российско-белорусские отношения – это исключительно внутрисемейное дело русских (со «знаком» и без «знака качества»).

Военное вмешательство в конфликт со стороны Запада означает полномасштабную войну с Россией, возможно, на своей территории с перспективой ядерных ударов по городам. Примерно по этой причине Запад не бросился на защиту Украины у которой аннексировали территории. При том, что Украина не связала себя никакими интеграционными и финансовыми обязательствами с Россией и изначально заявила о приверженности западному пути развития.

Кроме того, невмешательство в российско-беллрусские отношения – это не только вопрос военной прагматики. Беларусь – авторитарное государство во главе с диктатором. Помочь Беларуси – значит помочь диктатору сохранить власть. С этой позиции уместнее наблюдать, как один авторитарный режим уничтожит другой, уменьшив, таким образом, общее количество авторитарных режимов на планете Земля.

Силовое вмешательство как единственный из оставшихся методов принуждения к интеграции

При кажущемся богатстве инструментов не силового воздействия на Беларусь, все они оказались столь же малоэффективны, как и методы воздействия Беларуси на Россию.

Предыдущая тактика России – дать возможность местному политическому классу разобраться внутри себя и самостоятельно низложить «неправильного» лидера – не принесла результатов. Слишком бесхребетным и лично зависимым от Лукашенко оказалось его окружение.

Электоральным путем сместить Лукашенко не предоставляется возможным – избирательная (иммунная) система государства отлажена и имеет множество степеней защиты. К выборам допускаются только технические кандидаты, чьи кандидатуры могут быть сняты на любой стадии предвыборной кампании.

В таких условиях, Беларусь просто не оставляет России выбора, кроме как завершить интеграцию братских народов силовым методом.

Аргументация склонных к сентиментальности либеральных экспертов, утверждающих, что поглощение Беларуси «экономически не выгодно» для России, в нашем случае не работает. Россия на войне, а на войне не действует экономическая логика мирного времени. На войне иные выгоды и иная цена потерь. Что такое пять миллионов тонн хлорводородной нефти ради лишения противника источника валютной выручки?

Холодная фаза войны в полном разгаре: по российскому трубопроводу приходит «отравленная» нефть, Беларусь со скандалом выгоняет российского посла, Премьер-министр России отправлен из Минска ни с чем, белорусская сторона выставляет заведомо невыполнимые экономические условия.

Можно предположить, что ради сохранения личной власти, А. Лукашенко действительно готов загнать белорусов в землянки и вытолкать на передовую женщин со стариками в качестве живого щита.

При сохранении дальнейших тенденций в отношениях союзников, не исключено, что следующие выборы президента (если таковые вообще состоятся) будут проводиться в режиме военного положения.

В общем, будущее обещает быть интересным. На долю штатных экспертов выпадает великая творческая работа. Одни будут планировать и предлагать руководству планы мероприятий по поглощению соседа. Другие будут стараться предугадать действия коллег и предлагать начальству контрмеры.

Самое увлекательная роль выпадает на длю стороннего наблюдателя, которому предстоит наслаждаться войной престолов в реале в режиме онлайн.

*****

По публикации в аналитическом веб-проекте Belarus Security Blog: https://bsblog.info/v-preddverii-goryachej-fazy-integracionnogo-konflikta/

03.07.2019