banner banner banner
Путь Беларуси: реальность и мечты
Путь Беларуси: реальность и мечты
Оценить:
 Рейтинг: 0

Путь Беларуси: реальность и мечты


О сложностях перевода и проблемах союзной интеграции

Противостояние между Россией и Беларусью выходит на новый уровень. Говорить об этом можно на основании двух произошедших одновременно политических событий: как утверждают некоторые имевшего место быть скандала между Путиным и Лукашенко на саммите в Китае и не менее скандальной замены Посла России в Республике Беларусь.

Бойтесь желаний, они могут исполниться

Все началось с роста «экономического давления» на Беларусь со стороны России, цель которого – принуждение Беларуси к выполнению собственных интеграционных обязательств в рамках Союзного договора. Главным экономическим ударом стал так называемый «налоговый маневр», который лишает Беларусь льготной цены на российскую нефть.

Действия российских партнеров вызвали вполне ожидаемую реакцию. Со стороны Беларуси были выдвинуты требования предоставить дешевую нефть (компенсировать налоговый маневр), а также высказаны угрозы остановки нефтепровода на «внеплановый ремонт». После вполне конкретных замечаний и возражений посла России, к общему перечню добавилось требование о его отзыве.

Как говорит пословица – бойтесь желаний, они могут исполниться. Желания А. Лукашенко нашли свое воплощение самым неожиданным образом. Как он и хотел, прокачка по нефтепроводу остановлена, нефти в республике много (более 1 млн. тонн!), ремонту нефтепровода быть, и наконец, ненавистный посол отозван.

Как видим, просто устроенная и четко работающая в штатном режиме, белорусская политическая система резко теряет эффективность при повышении степени сложности политической среды. В этих состояниях абсолютно все происходящие процессы идентифицируются неверно и, соответственно, плохими оказываются любые принимаемые решения.

Полной неожиданностью для белорусской стороны оказалось то, что привычные «рычаги давления» на соседа в ответственный момент перестали работать по прямому назначению. Кроме того, любая попытка их использования стала оборачиваться проблемой для самой Беларуси.

Нефтяная западня

Угроза «понарошку» остановить нефтепровод мистическим образом привела к его реальной остановке. Изначально, угрозу остановить нефтепровод белорусская сторона аргументировала «высокой коррозийной изношенностью» на некоторых участках. Как будто в подкрепление слов Президента, трубопроводная система Беларуси была заполнена колоссальным количеством нефти со стократным превышением содержания хлорводорода. Коварство хлорводорода заключается в его свойстве превращаться в соляную кислоту и ускорять коррозионные реакции.

А. Лукашенко говорил о нескольких проблемных участках. Теперь нефть с хлорводородом разъедает нефтепровод на всем его протяжении.

Однако, проблема с нефтепроводом для Беларуси намного сложнее, чем может показаться. Европе такая нефть не нужна. Технических возможностей оперативно очистить нефтепровод и избавиться от такого количества «грязной» нефти (переработать, убрать на хранение, разбавить «чистой» нефтью, использовать на собственные нужды, утилизировать, отправить реверсом обратно в Россию) у Беларуси нет. Белорусские НПЗ работают только с «чистой» нефтью. В общем, нефти в стране теперь много.

Не смотря на официальное заявление о поступлении в трубопроводную систему Беларуси «чистой» нефти из России, для возобновления транзита в штатном режиме понадобятся месяцы. Предстоящие суды по вопросу материальных компенсаций белорусской стороне будут идти долго и нудно. В конце концов исковые суммы либо не признаются ответчиком, либо ответчик предложит вычесть их из общего долга Беларуси перед Россией.

А в это время российские танкеры благополучно доставляют «чистую» нефтью марки urals в европейские порты в обход Беларуси.

Провал белорусской дипломатии

Скандальная замена посла России в Республике Беларусь почему-то преподносится в некоторых белорусских СМИ, как триумф белорусской дипломатии, величайшая победа Лукашенко и начало «перезагрузки» двусторонних отношений.

Однако, сложно назвать «дипломатической победой» неумение выстроить диалог с человеком из реальной российской политики, имеющим прямой контакт со своим президентом.

В итоге, важнейший канал политической коммуникации с президентом России собственноручно разрушен. Человек из первого эшелона политической власти, наделенный высокой степенью доверия, заменен техническим чиновником из третьего состава.

Скорость с которой был направлен новый посол говорит о том, что российская сторона была готова к такому повороту событий и кандидатура на смену Бабичу была подобрана заранее.

Политический статус нового посла невысок, его опции весьма ограничены. Это никакой не «дружбан» Путина и не «хороший полицейский», присланный на смену «плохому» («хорошим» был Бабич). Новый посол скорее психотерапевт, основная задача которого соответствовать ожиданиям Президента Беларуси и его окружения. Теперь посол будет говорить слова любви, крепко жать руки и широко улыбаться на камеру. У него всегда будет хорошее настроение и теплые глаза.

В контексте происходящего, с учетом публичного скандала между президентами России и Беларуси на саммите в Китае, говорить о «перезагрузке» двусторонних отношений в высшей степени удивительно. Скорее можно предположить, что интеграционный конфликт между государствами выходит на новый уровень.

Осажденная крепость

В украинских СМИ Беларусь весьма удачно сравнили с осажденной крепостью. Осажденным отравляют источники водоснабжения, перекрывают пути доставки еды, лишают возможности коммуникации с внешним миром.

Беларусь сегодня в роли осажденного, которому последовательно перекрывают каналы жизнеобеспечения. Для предотвращения возможного вмешательства извне, общие границы Союзного государства берутся под личную защиту осаждающей стороны, как того требует Договор о коллективной безопасности. Самое неприятное, что процесс только начался и у осаждающих многократное преимущество во времени и ресурсах.

Когда умирает глава католической церкви, кардиналов закрывают в помещении, держат на хлебе и воде, и не выпускают пока они не выберут из своего состава нового главу. Беларусью находится в похожей ситуации, с той лишь разницей, что глава государства вполне себе жив-здоров и совсем не согласен, чтоб его заменили.

А время очередных президентских выборов все ближе. Избирательная система в республике работает как часы. Но даже самая чистая любовь к родине может охладеть без материальной подпитки. Кредит за машину сам себя не погасит, а свадьба дочери сама себя не оплатит. Ответственные люди на местах, те, что обеспечивают нужное количество бюллетеней в урнах, правильно считают голоса и вписывают нужные цифры в протоколы ждут от родины, пусть небольшие, но вполне конкретные живые деньги.

В общем, ситуация не из легких. Отступать некуда. Впереди объятья брата, сзади вражеский Запад, где президентские полномочия ограничены двумя сроками и власть меняется через демократические институты.

*****

По публикации в аналитическом веб-проекте Belarus Security Blog:https://bsblog.info/o-slozhnostyax-perevoda-i-problemax-soyuznoj-integracii/

16.05.2019

Будущее Беларуси: моделируем взгляд из Москвы

Сегодня модно и актуально представлять Россию, как отдельную самобытную цивилизацию. Каждой отдельной цивилизации положено жить по своим законам и бороться за свои интересы с конкурентами. Во всяком случае, так писал С. Хантингтон в своем «Столкновении цивилизаций». В России такую позицию разделяют, потому что она просто и легко объясняет реальность.

Главным врагом России всегда был Запад. Именно он развалил СССР, а теперь желает гибели России. Об этом россиянам рассказывают учителя в школе, попы в церквях и дикторы в телевизоре.

В последнее время противоборство между русской и западной цивилизацией обострилось. В качестве мер защиты, Россия приняла курс на самоизоляцию в рамках «исторических» границ своей цивилизации. А вот тут начинается самое интересное. «Исторические» границы русской цивилизации на западе включают Украину и Беларусь.

Цивилизационная принадлежность Украины и Беларуси не вызывает разногласий ни у западных, ни у российских академических авторитетов. Загвоздка в том, что в результате «величайшей геополитической катастрофы 20-го века», оба указанных «русских» региона обрели статус независимых государств. Данный статус дал им формальное право самостоятельно решать свою судьбу. Пользуясь случаем, Украина взяла курс на смену цивилизационной идентичности и двинулась на запад. Беларусь вполне устроила независимость на иждивении у «старшего брата». Очевидно, что ни Украина, ни Беларусь не разделяют идею передачи суверенитета «наднациональным органам» в Москве.

Россия считает себя выразителем общих интересов русской цивилизации. С этой позиции ее действия абсолютно логичны и объяснимы. Москва не собирается поступаться исторической территорией и намерена отстаивать свои интересы любыми доступными методами, включая применение ядерного вооружения. Возможная гибель человечества не является сдерживающим фактором. Как сказал Владимир Путин – России не нужен мир, в котором не будет России.

В общем, самоизоляция в исторических границах, включая Украину и Беларусь – это защитная мера, которую Россия намерена осуществить. Методы реализации данного курса будут подбираться сообразно ситуации.

Беларусь с начала распада СССР заявила о верности общим началам и намерении строить с Россией единое государство. Намерения были закреплены на бумаге, в частности, в Союзном договоре. Благодаря этому, больше двадцати лет Беларусь получала от России беспрецедентные экономические льготы и преференции, военную и политическую поддержку.

То есть, интеграция Беларуси в общее с Россией государственное образование – есть по мнению Кремля объективная логика политического процесса, который был запущен в начале 90-х годов законно избранным президентом. И никакой альтернативы для Беларуси не предусмотрено. Сорвать интеграционный процесс может только некое форс-мажорное обстоятельство, которое не просматривается на базе имеющейся в открытом доступе информационной фактуры.

Хотелось бы сразу развеять искусственно созданный миф о возможности «европейского пути» для Беларуси. В реальности никакого «европейского пути» для Беларуси на сегодня не существует. И причиной тому не только политика. Дело в отсутствии культурологических предпосылок для смены цивилизационной ориентации современных белорусов. Более того, необходимо признать, что Беларусь сегодня на порядок дальше от Европы, чем она была в 90-х годах прошлого века. При распаде СССР крах системы был налицо, устоявшиеся формы отношений переставали работать. Люди не знали, что делать дальше и были готовы пойти за любым, кто смог бы внятно показать направление. Таким «счастливчиком» оказался наш Александр Григорьевич, который поднял власть из «грязи» и повел белорусский народ путем интеграции с «братской» Россией. С этого момента социальная эволюция белорусов пошла своим альтернативным путем. Советский социализм получил продолжение, постепенно адаптировался к буржуазному окружению и даже научился извлекать экономическую выгоду. Люди убедились, что для обеспеченной жизни не обязательно вступать в «Европу» и менять «устоявшиеся традиции».

Если Моисей водил евреев 40 лет по пустыне, чтобы вытравить из них рабскую психологию, то заслуга Лукашенко как раз в обратном. Он почти 30 лет «маринует» белорусов, чтобы психология раба никуда не делась, чтоб белорусы оставались такими, какими были в Советском Союзе. И надо отдать должное, Александр Григорьевич отлично справился со своей задачей. Как европейская нация белорусы не состоялись.

Теперь стоит сказать несколько слов о человеческой фактуре, которая имеется на выходе спустя четверть века белорусской независимости. В первую очередь необходимо отметить высокую степень национального единства и почти полное отсутствие социальных и ценностных противоречий между «надстройкой» – правящим классом чиновников и «базисом» – подконтрольным населением. Первое является органическим продолжением второго. Обе субстанции нацелены на стабильность и сохранение статуса-кво существующей системы. Недовольство, если таковое возникает, как правило, связано с неудовлетворенностью личным материальным достатком. Лояльное большинство считает, что «все хорошо, только денег бы побольше». Радикальное меньшинство утверждает, что «все плохо, потому, что мало денег».

Характерным «знаком качества» современного белоруса является безответственность. Безответственность выражается в нежелании/неумении держать собственное слово, отвечать за свои действия, выполнять взятые на себя обязательства. Белорусский заказчик, как правило, не торопится платить исполнителю за выполненную работу, а исполнитель старается не выполнять работу получив деньги. Невыполнение обязательств при получении денег является своего рода верхом удачливости и успеха.

Законодателем моды на такое поведение является первое лицо белорусского государства. Каждый год вся Беларусь наблюдает как оно очередной раз «разводит» россиян на новую порцию льгот и кредитов в обмен на «поцелуи». При этом, все понимают во имя чего предоставляются эти льготы, однако надеются, что «халява» снова прокатит, а кредиты потом как-нибудь простятся (с России не убудет, ведь простили же Зимбабве).

Однако, период ухаживаний подошел к концу. Вопрос реальной интеграции стал насущным вопросом российской политики. Ускорить интеграционный процесс вынуждают «объективные внешнеполитические и экономические обстоятельства». Об этом напрямую сказал М. Бабич в своем «скандальном» интервью агентству «РИА Новости».

Но вместо того, чтобы триумфально завершить историческую миссию, белорусский руководитель продемонстрировал намерение совершить политическое «кидалово» в отношении своих многолетних партнеров и кормильцев. Громкие заявления, демонстрация танков и прочий шум воспринимались в России с пониманием (с поправкой на возраст, прошлые заслуги, уровень образования и социальное происхождение белорусского правителя).

Однако, реверансы в сторону Соединенных Штатов и НАТО привели к окончательной утрате доверия к Лукашенко в Кремле.

В Москве получают распространение два умозаключения:

Во-первых, политическое существование Республики Беларусь в статусе независимого государства больше невозможно.

Во-вторых, действующий руководитель Беларуси не может олицетворять завершающий этап союзного строительства.