Наделен ясным видением и добродетельным поведением.
Ясное видение – включает экстрасенсорные спообности и всезнание.
Добродетельное поведение – воздержание, бдительность, семь факторов и четыре джханы, всего 15 видов. Включает великое сострадание.
То есть Будда всезнающий и всеблагой, но не всемогущий.
Sugata
Потому что хорошо ушел от мира, потому что ушел в красивое (sundara) место (=Нирвана), потому что ушел правильно, и потому что правильно отрекся, и поэтому всегда говорит правильно.
Gamana – это благородный путь.
Lokavidu
Познал мир во всех отношениях. Есть три мира – рупалока, камалока, арупалока. Также в сутрах называются разные цифры миров, в зависимости от классификации: например у глаза зрительный мир. Пересказывает кратко космологию. Количество миров бесконечно, поэтому знание Будды бесконечно.
anuttaro purisadammasarathi
Annutaro – не имеет никого, кого можно было бы с ним сравнить. Превосходит всех в мире в положительных качествах. Однако равен другим Буддам. Не имеет учителя и нет никого подобного ему во всем мире.
Ведет sarathi людей к успокоению, укрощению purisadamma, в связи с чем и называется purisadammasarathi. Purisa – также и животные и духи, так как они также укрощались Буддой. Иногда он укрощает вежливо, иногда грубо.
sattha devamanussana?
Учитель (satthar) богов и людей, также слово связывается с караваном, караванщик. Приводит караван домой через дикие места.
Боги и люди – упомянуты только лучшие и способные развиваться. Может учить и животных. Животные могут через слышание дхармы улучшить свое перерождение и уже во втором или третьем перерождении могут вступить в поток.
Рассказывает истории о проповеди лягушке, которую убили во время проповеди и она переродилась божеством только потому, что услышала голос Будды.
buddho
Пробудился к знанию об освобождении, которое им и раскрыто (buddha).
bhagava
bhagavant – значит, что почитается всеми существами. Это наилучшее слово, означающее максимальное почтение. Единственное слово, которое обозначает что-то, несозданное Маха-майей или богами.
Анализирует словообразование по грамматике Панини. Основные смыслы – оставил желания, успешный, развитый, благословенный.
BHA = bhava, GA = gamana, VA = vanta (отвержение). Прошел через бытие и отверг его.
Итак, повторяет эти слова и размышляет об этих качествах. По мере этого размышления у него возрастает радость, тело и разум успокаиваются, возникают факторы джханы. Но поскольку это рассуждение сложное, джхана происходит только на уровне доступа.
Преимущества – уважение к Будде, развивается вера, внимательность, понимание, приобретается заслуга, уходит страх, может переносить боль, разум устремляется к мирам будд. Боится совершать зло, так как живет как будто в присутствии Будды.
Воспоминание о Дхарме
Svakkhato bhagavata dhammo
Sandi??hiko
Akaliko
Ehipassiko
Opanayiko
Paccatta? veditabbo vi??uhi'ti
Svakkhato
Хорошо провозглашенная: хорошая в начале, в середине и в конце. Как сами тексты, так и их эффект. Не имеется искажений в ее значении. Способна успокоить страдания.
Sandi??hiko
Непосредственно наблюдается, когда получаются результаты на благородном пути. Когда клеши оставляются, Дхарма наблюдается. Также слово sandi??hiko может пониматься как «правильные взгляды». di??ha – то же, что и даршана, то есть взгляды или философия.
Akaliko
Немедленно реализуется. Сразу приходят ее результаты.
Ehipassiko
Приглашает прийти и увидеть (ehi passa imam dhammam).
Потому что она есть и на нее можно посмотреть, как на золото.
Opanayiko
Должна применяться.
Paccatta? veditabbo vi??uhi'ti
Напрямую и самостоятельно познается мудрыми.
Аналогично предыдущей, эта медитация хорошо подавляет клеши, но ведет только к доступу.
Воспоминание о Сангхе
Supa?ipanno bhagavato savakasa?gho
Ujupa?ipanno bhagavato savaka sa?gho
?ayapa?ipanno bhagavato savaka sa?gho
Samicipa?ipanno bhagavato savaka sa?gho