banner banner banner
Висуддхимагга (конспект)
Висуддхимагга (конспект)
Оценить:
 Рейтинг: 0

Висуддхимагга (конспект)


Прикладное мышление (витакка) – направление ума на объект. Как будто удар колокола. Как рука, которая схватила.

Поддерживающее мышление (вичара) – ум постоянно занимается объектом. Ум как будто стоит на якоре, как будто звон колокола. Как рука, которая полирует чашу. То есть вичара двигается, но вокруг объекта.

Интерес (piti от pinayati освежает). Относится к самскарам. Имеет пять видов:

Небольшой – поднимает волосы на теле.

Моментальный – как вспышки молнии.

Ливень – проходит по телу как волны снова и снова.

Поднимающий – может поднять тело на воздух.

Всепроникающий – как наводнение в пещере.

Счастье (sukha). Su + khadati: хорошо поедает привязанности. Пити – удоволетворение от получения объекта. Сукха – непосредственное его переживание. Относится к ведане. Когда видит воду в пустыне – это пити, когда реально пьет ее – это сукха.

Объединение.

Действуют совместно, закрепляют на объекте, совместно возникают при возникновении первой джханы. Присутствуют также при доступе, но на джхане сильнее и имеют признаки рупалоки. Мысль тут очень тесно связана с объектом, счастье и интерес охватывают все тело. Объединение полностью контактирует с объектом.

Приносит пользу тремя способами:

В начале как очищение пути (от препятствий). Реализуется на доступе.

В середине как увеличение упеккхи, которая является знаком безмятежности. Это поглощение. Так как ум очищен, на него и смотрят нейтрально.

В конце как удовлетворение. Это обзор. Так как спокойный ум оптимально функционирует и реализует прозрение.

It is called jhana because of lighting (upanijjhana) the object and because of burning up (jhapana) opposition.

Мандала называется kasi?a, потому что символизирует всю землю как таковую.

Если привязанности не очищены, то быстро выпадает из джханы.

Для достижения поглощения знак постепенно расширяется на один, два, три и четыре пальца. Затем расширяет до размеров монастыря, деревни, города, района, царства, океана и до размеров всего мира. Он видит этот знак во всем пространстве, на который он расширен. Достигнув первой джханы, надо в ней укрепляться некоторое время, не двигаясь дальше.

Развивает пять видов мастерства:

Объявление.

Достижение. Быстро входит в джхану.

Продолжение. Может находиться в джхане один щелчок пальца или десять.

Выход. Может выйти с той же скоростью.

Обзор. Следует за объявлением.

Освоив, он понимает, что мышление мешает концентрации и продолжая повторять «земля, земля» реализует вторую джхану.

Вторая джхана развивается с подавлением обоих видов мышления. Дает единство (ekodibhava) и совершенную уверенность (так как мышление связано с сомнением). Она содержит три фактора – интерес, счастье и объединение.

Овладев второй джханой, при выходе из нее он считает, что интерес уменьшает покой. Затем, повторяя «земля, земля» с целью подавления интереса он достигает третьей джханы.

В третьей джхане есть счастье, упеккха и объединение. UPApattito IKKHATI => upekkha. Смотрит на вещи как они возникают. Десять видов упеккхи – у архата, брахмавихара, как фактор просветления, как самскара, как ведана и так далее. В джхане она проявляется как отсутствие интереса к вещам и соответственно счастья. Имеет также внимательность и полную осознанность, как в остальных джханах. Они тут более заметны, так как ум не бегает. На выходе из джханы ощущает блаженство. Далее он считает, что блаженство мешает покою и продолжая повторять «земля, земля», с намерением установить полную упеккху, входит в четвертую джхану.

Четвертая джхана имеет два фактора – упеккху и объединение. Не содержит ни радости, ни страдания.

Также упоминает классификацию по пяти джханам (вторая делится на две, в первой нет прикладного мышления).

Глава 5. Остальные касины

Касина воды.

Кто практиковал в прежних жизнях, может медитировать на озеро, пруд, океан, залив (рассказывает о монахе, который плыл на корабле и медитировал на океан). У кого нет опыта, нужно наполнить чашу прозрачной водой без загрязнений. Нужно поставить физический символ, затем концентрироваться на ментальном концепте элемента воды, повторяя разные слова для воды, типа дождь, жидкий, роса и так далее, но лучше обычное слово «вода». Затем возникают учебный знак и двойник. В учебном знаке могут быть пузырьки и так далее. В двойнике вода выглядит как хрустальный диск зеркала, то есть неподвижной. С опорой на двойник он достигает доступа и всех джхан, как ранее описано.

Касина огня

Если есть опыт прежних жизней, можно на любой огонь. Если нет, жгут дрова и смотрят в середину костра на огонь. Концентрируется на концепт, повторяя разные эпитеты огня либо лучше просто «огонь». Учебный знак походит на реальный огонь, который он видел. Двойник – идеальный огонь, неподвижный как красная тряпка или золотой столб. С опорой на двойник достигается доступ и джханы.

Касина воздуха

На колеблемый ветром бамбук и так далее, либо на прикосновение ветра к коже. Далее, концентрируясь на прикосновениях ветра к коже, повторяют эпитеты ветра, лучше просто «ветер». Учебный знак – как вихрь пара от каши, вынутой из печи. Двойник тихий и не подвижный.

Синяя касина

Если есть заслуги – на любой синий цветок или ткань. Если нет – берут синие цветы и ставят их в корзину, или берут кусок синей ткани. Или делают синюю мандалу подобно касине земли, окружая ее другим цветом. Затем повторяют «синий, синий». В учебном знаке отражаются реальные цветы, двойник – как хрустальный веер в космосе.

Желтая, красная, белая как синяя.

Касина света

Если есть заслуги, медитирует на любой луч света. Если нет, делает сияющий круг и повторяет «сияние, сияние» или «свет, свет». Если не может, возжигает лампу в сосуде, закрывает горло сосуда, делает в нем дыру и ставит дырой к стене. Свет рисует на стене круг, надо на него медитировать, повторяя «свет, свет». Учебный знак – как этот круг на стене или на земле. Двойник – как яркое скопление света.

Касина пространства

Если есть заслуги, то видит пространство в любой дыре. Если нет, то делают дыру в стене хижины, или в куске коже и так далее. Далее смотрят в дыру, повторяя «пространство, пространство». Учебный знак напоминает реальную дыру. Не может его расширить. Двойник выглядит как абстрактный круг. Можно его расширить.

Развитие сверхъестественных сил

Земля – может становиться многими телами, ходить по воде, создавать землю.

Вода – может тонуть в земле, колдовать дождь, шторм, создавать реки и моря, сотрясать камни.

Огонь – может колдовать огонь, дым, искры, сжигать что угодно, видеть объекты божественным глазом и сжигать тело, когда достигает нирваны.

Воздух – может перемещаться со скоростью ветра и колдовать шторм.