У тупого часто возникают тупость, беспокойство, неуверенность.
У верного часто возникает щедрость, желание видеть благородных людей, желание слушать Дхарму, честность, радость, доверие.
У умного часто возникают желание что-то послушать, желание добрых друзей, внимательность, сознательность, ощущение необходимости, разумно направляемая мотивация.
У теоретического часто возникают болтовня, общительность, скука, неспособность завершить свои начинания, неадекватные действия и блуждание мыслей.
Типы проявляются нежестко, кроме того, много смешанных типов. Поэтому нужен специалист, который определит на месте.
Жадному нужно вести жесткий образ жизни с большим количеством трудностей. Медитировать на цветные касины, начиная с синей, с нечистым цветом.
Злобному – жить в относительном комфорте и в спокойных местах, общаться с красивыми и доброжелательными людьми. Медитировать на цветные касины, начиная с синей, с чистым цветом.
Тупой должен жить в открытом месте и медитировать на большие объекты, остальные рекомендации – как для злобного. Медитировать на большие касины.
Верный должен жить как злобный. Медитировать на воспоминания о Будде, Дхарме, Сангхе и так далее.
Умный может жить как угодно.
Теоретический должен жить в месте, где мало объектов отвлекают, например в пещере. Объект должен быть маленьким. Остальное как у жадного.
***
40 объектов:
10 касин: земля, вода, огонь, воздух, синяя, желтая, красная, белая, свет, ограниченное пространство,
10 видов нечистоты: десять стадий гниения трупа,
10 воспоминаний: Будда, Дхарма, Сангха, шила, дана, боги, тело, дыхание, Нирвана,
4 брахмавихары: доброта, сострадание, сорадость, упеккха
4 нематериальных состояния – пространство, сознание, ничто, отсутствие восприятия и невосприятия,
Одно восприятие – омерзительность еды,
Одно определение – определение четырех элементов.
Приводят только к доступу: 8 воспоминаний кроме тела и дыхания, омерзительность еды и определение четырех элементов. Остальные приводят и к поглощению.
Из них все четыре джханы – десять касин и дыхание.
До первой джханы – десять видов нечистоты и внимание к телу.
До третьей джханы – первые три брахмавихары.
На четвертой джхане – четвертая брахмавихара и четыре нематериальных состояния.
Джханы реализуются либо через преодоление факторов, например мышления или радости; либо преодоление объекта, например бесконечное пространство реализуется через предоление первых девяти касин. Далее сознание реализуется через преодоление пространства и так далее.
Расширяются по мере медитации только 10 касин, так как в расширении остальных объектов нет смысла.
22 имеют предметов внутренние копии этих объектов – 10 касин, 10 видов нечистоты, дыхание, тело. Остальные имеют предметом сами эти объекты. Предмет может быть мобильным.
Только камалока: 12 объектов – 10 видов нечистоты, внимание к телу и восприятие омерзительности еды.
В рупалоке нет 12 объектов камалоки, а в мире Брахмы и дыхания.
В арупалоке есть только четыре нематериальные состояния.
У людей есть все 40 объектов.
По восприятию (нужно воспринимать органами чувств на ранней стадии):
Глазами: 19 объектов – девять касин кроме воздуха, 10 видов нечистоты. Частично глазами воспринимается тело, касина воздуха.
Осязанием: дыхание, частично касина воздуха.
Слухом: частично тело и все остальные объекты.
Упеккха и четыре нематериальных состояния не воспринимаются начинающим.
Десять касин вызывают прямое знание, три первые брахмавихары – четвертую, девять касин кроме пространства – нематериальные состояния. Все объекты являются причинами счастья, прозрения и хороших рождений.
По психологическим типам:
Для жадного подходят десять видов нечистоты и внимательность к телу.
Для злобного – четыре брахмавихары и четыре цветные касины.
Для тупого – на дыхание.
Для верного – первые шесть воспоминаний.
Для умного – воспоминание о смерти, Нирване, определение четырех элементов и отвратительности еды.
Для теоретика – на дыхание.
Остальные шесть касин и нематериальные состояния – для любого типа. Если тупого садить на касину, то надо бесконечную, а теоретика – ограниченную.
На самом деле любая практика способствует устранению всех трех ядов. Для конкретной личности могут приниматься другие комбинации, эти рекомендации в данном случае примерные.
До начала практик следует посвятить себя Будде и учителю, так как иначе монах не сможет вынести затворничества. Без этого он быстро вернется к неправильному поведению или станет мирянином.
Мотивация должна быть искренней, то есть практики предпринимаются с целью избавления от жадности, ненависти и заблуждения, с целью отречения от семейной жизни, уединения от общества, отказа от рождения и судьбы. Это шесть установок, которые ведут к освобождению, в связи с чем они должны быть искренними.
Далее если учитель не может читать мысли, он может задать ему вопросы, из которых выясняется психологический тип. Далее он выбирает ему объект согласно типа и объясняет объект. Может потребоваться несколько объяснений, а также объяснения разной длины.