banner banner banner
Висуддхимагга (конспект)
Висуддхимагга (конспект)
Оценить:
 Рейтинг: 0

Висуддхимагга (конспект)


Жилище – в случае привязанности к конкретному жилью, которое может проявляться в том, что ум думает об имуществе или бизнесе, связанном с жильем.

Семья, в том числе последователи в случае привязанности к ним. Приводится в качестве положительного примера история монаха, который не признался своей матери, что он ее сын, хотя три месяца жил в ее доме.

Группа, с которой вместе изучает сутры или абхидхамму.

Строительство. Нельзя медитировать, когда ты предпринимаешь строительство.

Путешествие. Можно медитировать только после путешествия.

Родственники – в случае монастыря таковыми являются твой учитель, другие ученики того же учителя, твои ученики, в случае если они больны и надо позаботиться о них. Если мать или отец живы, их нужно рассматривать как учителя и оказывать помощь, если они о ней просят.

Болезнь – необходимо лечить, но если в течение нескольких дней не лечится, то продолжать аскезу.

Книги – ответственность за имеющиеся у тебя писания и практики по выучиванию писаний наизусть.

Сверхъестественные силы – не мешают концентрации и ей достигаются, но мешают випассане, то есть собственно освобождению. «Их трудно поддерживать, и тончайшая вещь может разрушить их».

Приближение к доброму другу, который дает объект медитации. Объекты могут быть общими, такими как брахмавихары, и специальными. Поэтому до принятия специального объекта:

Развивает метту начиная с монахов того же монастыря и до всех живых существ.

Развивает воспоминание о смерти.

Развивает воспоминание о нечистоте материальных объектов.

Специальный же объект дается добрым другом в соответствии с психологическим типом. Добрый друг – это Будда, архат, другие арийцы; тот, кто обрел джхану; кто знает три питаки, две питаки, одну питаку; если их нет, то тот, кто знает одно собрание с комментариями и тот, кто следует традиции, а не своему мнению (честен). Предпочтительнее образованный человек, так как он знает путь широко и покажет путь, как слон, который идет через джунгли.

Если его нет в том же монастыре, то надо искать. Найдя учителя, какое-то время ученик ему прислуживает, в первый же день не просит дать ему объект медитации. Когда учитель спрашивает, зачем он пришел, ученик объясняет. Если 10 дней не спрашивает, можно сказать самому.

Учитель выбирает объект в соответствии с типом личности:

Жадный.

Злобный.

Тупой.

Верный.

Умный.

Теоретический.

Иногда выделяют 14 типов, комбинируя эти шесть.

Переходы: при хорошей карме жадный становится верным, злобный умным, а тупой теоретическим. Так как привязанность к удовольствиям при ее правильном использовании становится верой (привязан к хорошим объектам), злоба становится умом (агрессия направлена на анализ объектов, ищет подлинные плохие качества, а не мнимые), тупость становится теоретическими рассуждениями (так как тупой наполнен беспокойными идиотскими мыслями, а теоретик тоже постоянно думает об абстрактных качествах вещей). Таким образом, в целом есть три яда, но при добавлении доброй кармы развиваются три более добрые версии с теми же тремя ядами.

Причины:

Жадный ранее имел успехи и рождался на небе.

Злой ранее имел много мучений и перерождался в аду либо нагой.

Тупой ранее пил много бухла и не хотел учиться, а также перерождался животным.

Приводятся два мнения о том, каким дошам это соответствует (как и в Вимуттимагге). Конкретно тип личности определяется в момент рождения.

Определение типа личности.

По походке:

Жадный ходит внимательно и медленно. Кровать расстилает неспешно, спит спокойно. Просыпается медленно.

Злобный ходит быстро и как будто копает землю ногами. Кровать расстилает быстро, просыпается быстро.

Тупой ходит беспокойно. Кровать расстилает косо, спит лицом вниз, просыпается медленно.

Высшие типы аналогичны в этом низшим типам.

По действию:

Жадный хорошо держит метлу, метет чисто, не разбрасывая песок. Другие действия осуществляет нежно, внимательно, равномерно. Одежду носит нормально.

Злобный держит метлу крепко, метет нечисто и с громким звуком, разбрасывая песок во все стороны. Другие действия осуществляет напряженно и неравномерно. Одежду связывает слишком крепко и неравномерно.

Тупой держит метлу слабо, метет и не чисто, и не нечисто, перемешивая песок. Действия осуществляет неравномерно и нерешительно. Одежду носит распущенно и запутанно.

Во время еды:

Жадный любит сладкую еду, ест неспешно и смакует вкус. Любит качество в еде.

Злобный любит кислую еду. Ест поспешно и ко вкусу безразличен. Злится, когда попалась некачественная еда.

Тупому все равно что есть, еда вываливается изо рта и размазывается по лицу, так как ум его блуждает где попало.

По восприятию:

Когда жадный видит приятный ему объект, он восхищен, не обращает внимания на его недостатки и сожалеет, когда покидает его.

Когда злой видит неприятный ему объект, он избегает смотреть на него, ищет мелкие недостатки и игнорирует явные его достоинства.

Когда тупой видит любой объект, он копирует то, что делают другие. Если другие критикуют, он тоже критикует. Если другие хвалят, он тоже хвалит. На самом деле ему все равно.

По состояниям:

У жадного часто возникают обман, мошенничество, гордыня, неудовольствие и тщеславие.

У злобного часто возникают гнев, вражда, доминирование, зависть.