КУЗНЕЧИК
над горизонтом подпрыгнуло солнцеподпрыгнул бинокль в руках наблюдателяна столе подпрыгнула тарелка с черешней такчто со стола попрыгали ягодыподпрыгнули рабочие на строительстве дома – продолжали работать как ни в чем не бывалосамолет в небе подпрыгнул на тысячу метровжелудок подпрыгнул к горлуподпрыгнуло внезапно решение подпрыгнутьподпрыгнул от беспричинной радости машинист электричкиподпрыгнула электричка на мостуи подпрыгнули все пассажирыдалеко в городе на глазах темноволосой женщины подпрыгнулачашка – на кафельном полу плыли белые осколки разлетаясьподпрыгнуло предчувствие: придётподпрыгнул политический деятель – мгновенный фотоснимок для журналаподпрыгнули апельсины в сеткеподпрыгнули булки на прилавкеподпрыгнул пистолет в руке убийцыподпрыгнули статуи в музееизображение любви на экране подпрыгнулос мячом подпрыгнул негр-баскетболиств Нью-Йорке подпрыгнуло здание Метрополитен-операна Кавказе подпрыгнула горатам же подпрыгнул город – и весь разрушился —и множество вещей важных и неважных возможных и невозможных —все подпрыгнули сейчас по одной-единственной причине:в сухой траве подпрыгнул серый кузнечикЛЯГУШКА НА ПОРОГЕ
лягушка на бетонном пороге в солнце какузорная лягушка в солнце каклягушка с влажной золотистой зигзагами спинкой каксолнцем течет золотистый ручейна порогеизумленная радостьузнаю ее на порогеэтот камень окатыш не просто такутренняя лягушка шлеп-шлеп – и все исполнилосьнад остывающими к ночи горамивчера родился предтечановорожденный светил как…я снова начинаю заикатьсякак мне выговорить это «как»поэт – всеобщее посмешищеон непременно хочет сказать (это я)кто-то опрокинул горчицу – шлепвежливые люди предпочитают не замечать (это вы)что лягушка сейчас на пороге какэта лягушка на солнце какблестящая влажная лягушка на пороге как —Преображение Лягушки —конь и всадникЧУДО
чем ты был? диваном ты былили духом?духами ты былили дохой?Дмитрием Самозванцем ты был – торжествующим умирающимили дохлой кошкой?драматической коллизией – колизеемили попросту дыханием?что ты есть? виолончельили вектор?великие душиили венская встреча одна тысяча восемьсот какого-то года?воришка которого вот-вот схватят за рукуили венчик фарфоровый?веские доказательстваили весы?чем ты будешь? чьей-то выдумкой – чернилами на бумагеили звездным часом?черепомили числом?чеканным профилем на медалиили чайником с помятым боком?чайкойили частным случаем?обыкновенной чепухойили Чрезвычайным и Полномочным Послом в Черную дыру?чем бы ты ни был ты будешь – чудомили если ты – ничтовсё – ничтоСУДЬБА
(или общность фамильной кармы)рос на грядке Сутенеев – ярко-красный помидорбыл украшен красной датой Сутенеев-коридорразмахался красной тряпкой Сутенеев-матадори на красный свет поехал Сутенеев-шоферспорить стал – в дежурку брошен Сутенеев-шофербыл быком на землю брошен Сутенеев-матадорсорван был и в ящик брошен Сутенеев-помидорбыл прокурен и заброшен Сутенеев-коридори попал на стол к хирургу Сутенеев-матадорвыложил на стол тридцатку Сутенеев-шоферстол поставили – стал тесен Сутенеев-коридорподан был на стол и съеден Сутенеев-помидорснова будет подметаться Сутенеев-коридорснова вырастет в теплице Сутенеев-помидорснова лезть готов на стену Сутенеев-шоферснова выйдет на арену – Сутенеев-матадорПРОМЕЖУТКИ
всюду сквозят промежутки и дырымежду деревьями и домамимежду людьми и отношениями между нимимежду небом и облакамимежду работой и сном между сегодня и завтрамежду мыслями и ощущениямиих незримые облики можно увидеть —и тогда между ними свои промежутки:дома и деревья,люди и отношения между ниминебо и облакаработа и сонсегодня и завтраощущениямыслиВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ
скучно разбрасывать камнишвыряешь куда ни попадяведь из камней ничего не вырастетвина не выжмешь – камни и камнипрошло времяа ты урока не выполнилбольше полгоры осталосьМожет быть надо разбрасывать камнивсе время целясь в кого-тои стараясь попастьтрех подшиб – время быстрей пошлотри четверти времени —целое поле битвы кругом —лежат стонут корчатсясамого тебя временем убилозато все камни раскидалсобирать камни куда веселейформа размер узор – само по себеуже развлекаетвремя бежит незаметнобудто и не было этого дольнего пути —на каждом шагу поклонпусть гора твоя никому не нужнакамни собрал – время убилвремя – враг человекаБАБОЧКА
порхает чашка на террасевот опрокинулась – и крылышки торчкомя весь цветной: рубашка, чашка, руки —вот опрокинулся – и стеклышки торчкомтерраса мерцает бабочкойпорхает книжкою с картинками —из опрокинутых страницна стол летающие сыплютсялишь успевай их подбиратькто машет полотенцем, кто – платкомкто снял ботинки и планируетлетает мама в сарафанеи машет Цыферов очкамиДриз кружится – глаза закрытыкто умерший, а кто убитыйкто фараон, кто махаону смуглого (как видно – морячка)махает на спине татуировка —большая бабочка с Антильских острововЗАКАТ
глиняные от загара рукиостужают небо и моресолнцем еще пахнет террасаморем пахнет полотенцепогасли камешки – бусывеко моря лиловосохнет щека небаглиняные от загара горыНАХОДКА
человек похожий на кореньраскопал корень – человекакорень в земле увидал человекакоторый похож на коренькорень раскопал человека в землеувидал человека землиземлю увидел в корнекорень земли увидалКОШКА И САРАНЧА
в темноте поймала кошка саранчув темноте играла кошка с саранчойсаранчой играла кошка на светусаранчу пожрала кошка саранчув темноте поймала кошка темнотув темноте играла кошка с темнотойтемнотой хрустела кошка на светув темноте пожрала кошка темнотув темноте поймала кошку саранчасаранча играла с кошкой в темнотесаранча хрустела кошкой на светусаранча пожрала кошку саранчатемнота поймала кошку в темнотетемнота играла с кошкой в темнотетемнота хрустела кошкой на светутемнота пожрала кошку темнотатемнота поймала темноту в темнотетемнота играла с темнотой в темнотетемнота хрустела темнотой на светутемнота пожрала в темноте темнотуСТРЕСС
стресс – это с вами случилосьэто не с вами случилосьчто-то случилось не тос вами – не с вами случилосьс вами случилось не тото! но не с вами случилосьвы понимаете чтос вами бы то не случилосьэто не то что как выэто как вы но не то что —вы! – это вы и не выс вами случилось но вот что:вы – это вовсе не вывы это! вы! понимаете…с кем-то случилось увы —вы это воспринимаетевы – это кто? это вы?как вы себя понимаете?всадником без головы?кстати! лишась головышею уже не сломаетеСОБАКЕВИЧИ И НОЗДРЁВЫ
Теперь же, когда дело обернулось иначе, собакевичи и ноздрёвы тоже норовили использовать выборное совещательное начало…
Н. Эйдельман. О реформе 1861 года 5 дело обернулось иначе теперь жесобакевичи и ноздрёвы тоже норовили иначеноровили использовать в делособакевичи ноздрёваа ноздрёвы собакевичатеперь же дело выборноесобакевичи: «выборное теперь же использовать!»совещательноеноздрёвы: «совещательное – тоже теперь же!» —использовать использовать использоватьиспользовать когда-а норовили! —совещательные собакевичии выборные ноздрёвытеперь же когда начало – делотеперь же когда обернулось иначекогда собакевичи – тоже ноздрёвыа ноздрёвы – не собакевичикогда обернулось «теперь же когда»когда выборное дело – совещательное тожедело: теперь же использовать в дело!когда начало? начало когда?..собакевичи и ноздрёвы – обернулось: Н. ЭйдельманПРОГУЛКИ В МОРЕ
1
Сейчас всеобщая забота сохранить природу, живой мир…
Кирилл Ганешинсейчас сохранить природу – забота: живой мирсейчас всеобщий живой мирсохранить его всеобщая заботасохранить всеобщую природусохранить всеобщую заботуживой мир не сохранить – заботу хотя бы2
Человек со своей активной деятельностью наступает…
Кирилл Ганешинактивная деятельностьактивная деятельность со своей заботойнаступает на живой мир с его природойактивная деятельность сейчас —всеобщая природа человекаприрода человека сохранитьприрода человека наступатьвсеобщая забота: мир наступаеткакой мир наступает?живой мир со своей деятельностьюГосподи! – со своей активной деятельностьюактивная забота наступает на человека3
Что с сивучами стало в Сочи?.. Кто им в море предложит, например, мясной фарш?
Кирилл Ганешинкто сивучам предложит море?живой миркто сивучам предложит в море мясной фарш?активная деятельность человекачто с сивучами стало в Сочи?всеобщая забота сохранитьнам вместо Сочи и моря предложат фарш мясной —природа человеканам сивучей предложат вместо фарша —человек наступаетчто наступает: море? Сочи? или фарш?а как же наши прогулки в море с преданным псом – сивучем?брызги летят и сивуч реветбрызги ревут сивучи летятпрогулки в море ревут и летятв море ревут верные псычайки взлетают с далеких скал (и небо сразу без упоминания)скалы взлетают и брызги летятпрогулочное море поутруОПЕЧАТКА
(калейдоскоп)
…не менее замечательный рубин высокой огранки подарил Петр Первый курфюрсту Бранденбургскому.
Из историине менее замечательную историю Бранденбургского рубина подарил Петр Первый курфюрсту высокой огранкине менее замечательный курфюрст высокой огранки подарил Петра Первого Рубину Бранденбургскому – история!не менее замечательный Петр Бранденбургский подарил высокую огранку этой истории первому рубину и курфюрстуне менее замечательная история: рубин высокой огранки подарил курфюрста Петра Первому Бранденбургскому концертуне менее бранденбургская высокая огранка подарила рубин (его история: петр – камень) замечательному курфюрсту der Ersteтот принял с благодарностью (о! гранки)принял с бранью в адрес бранденбургской охранкине принял по случаю завтрака (о! гренки)принял вызов и объявил войну – благодарностьвысокой огранки спасибо тебе охламон Бранденбургский!Петр Рубин – первый корреспондентИЗ ИСТОРИИ (к сему приложена о! печатка – опечатка)РАНЕНЫЙ ОЛЕНЬ
…судьба сосуда обычно трагична…
Игорь Холин1оленя ранили стрелойесли рассматривать произведение искусства как модель жизниесли рассматривать произведение «если» как модель «если»если рассматривать «рассматривать»если произведение жизни рассматривать каккак рассматривать произведение искусства? как модель? как жизни? как оленя?он спустился к берегу реки и осторожно нюхал водуберег реки нюхал его осторожноберег реки осторожно спустился и нюхалранили воду стрелой —если реку рассматривать как оленяесли «спустился и нюхал» рассматривать как модель —осторожно рассматривать «осторожно»вообще рассматривать что-торанили реку – и жизни как водысудьба подлинного художника обычно трагичнасудьба художника обычнасудьба художника трагичнасудьба художника обычно – судьба подлинногоНо – возмутительно! – почему Кабаков – Кабаков?почему Кабаков может?почему Кабаков может занимать? —не рубли и не франки – точку!точку всю! – точку целиком! – точку без остатка!почему Кабаков под названием «эта точка» может занимать точку под названием «я – Кабаков»?почему какая-то точка может занимать Кабакова?возмутительная точка! —почему Кабаков так ею занят?потому что Кабаков – точкаточка точка точкахудожник сочинил статью —оленя ранили стрелой2 ОТВЕТ – УТЕШЕНИЕ (другу художнику)слово «культура» у нас будет лежать на западе – слевазапад у нас будет лежать на слове «культура» как левзапад у нас будетзапад у нас будет лежать на словекультура у нас будеткультура у нас будет лежатьгде ей местослово у нас будет – «культура»слово у нас будет где?место у нас будет: запад слово культуравместо запада – слово «культура»вместо культуры – место культурыместо у нас будет лежатьгде нас нета Фаворский свет?а фаворский свет – осень на Тарусеоколо Оки где всегда мы тут —где нас нетИМПРОВИЗАЦИЯ
в былые годы существовала импровизация в домах богатыхи фотографии семейных праздников где дети в белом и Малороссияпоэты странствуя в трудах и рубище вдруг приходили и оживлялии сад и комнаты – и жук на лампе – и жардиньерка — импровизацияв былые годы существовали былые годы в домах богатыхкогда фотографы импровизируя красивых барышень у граммофонаи все надежды и сожаления вдруг оживали (импровизация)глаза и брови черней а лица белей казались на глянцевитомвся Малороссия вдруг оживлялась импровизациями в каникулярноестудентов киевских что представляли шарады в лицах и пробуждалии возле церкви где бандуристы рубашки с вышивкой — импровизацияглаза и вишни из храма вышли и сочинители в трудах и рубищедуховных гимнов не распевают оригиналы в широкополыхбылого времени домов богатых и Малороссии в былые годыгуляя с палкой (импровизация) он – отпечаток на желтом фотоу белой церкви – в больших деревьях – в тени на солнце — импровизацияПРО БЕРЕЗКУ
«счастливый ты, у тебя своя березка есть» – сказал седой американец глядя с балконасчастливый я, у меня своя березка естьсчастливая березка, у нее свой американец естьсчастливый американец, у него своей березки нетсчастливый балкон чуть не обломился от такой красоты: березка американец и я«у нас в Нью-Йорке такой красоты нет»у них в Нью-Йорке такой красоты нету них в Нью-Йорке – Нью-Йорк, а такой красоты нету них в Нью-Йорке – красота, а такой красоты нету них в Нью-Йорке нет нас – такой красоты такой красоты…а березка росла в соседнем дворе и рыжие листья падали на соседнюю крышусоседняя крыша падала на соседнюю крышурыжие листья падали в –двор падал в помойкупомойка росла и рослаберезка и крыши, рыжий американец и я росли и падали в помойкусчастливая помойкаблаженный зеленый бак, у него своя березка естьМОЛИТВА СВЯТОГО ФРАНЦИСКА
– Боже мой! – говорил святой Франциск возводя к небу очи– Боже мой! – говорили небу очи возводя святого Франциска– Боже мой! – при свете лампады снова и снова– Боже мой! – говорили очи – лампады святого– Боже мой! – при свете святого Франциска– Боже мой! – говорили люди далеко и близко– Боже мой! – от полноты души плача– Боже мой! – от плача души полнотаиз уст касавшихся святого Франциска исходило:будто из уст святого Франциска исходил золотой крест касавшийся небабудто из уст святого Франциска исходило золотое небо-крестбудто из уст креста исходили святого Франциска — золотое небобудто из уст неба исходил золотой святой Францискбудто из уст неба исходили уста касавшиеся крестабудто из уст святого креста исходил золотой крест — святой Францискиз уст исходил крестиз креста – устаНОСТРАДАМУС
мы пронизаны предчувствием событийкоторые узрят те что придут после наснас узрят те что придут после наспронизанных предчувствием тех что придутчеловеческая кровь потечет на улицы и храмыхрамы и улицы потекут на человеческоекрасные улицы потекут как храмыхрамы станут улицы – кровью потекутжертв будет много – много больше чем убийцно убийца будет считать себя жертвой– жертвы вы – убийцы! – закричит убийца– много… слишком много… всех не сосчитатьмир будет в руинах отелей вокзалов эстакадмир отелей эстакад вокзалов будет ничтоничто будет в руинах – и это будет мирМИРУ МИР! – на руинах вокзалалюди потеряют себя и своих близкихбудут искать своих близких и потеряют себябудут искать себя – далеких близкихпотеряют и не будут искатьи когда Бог скажет: «довольно страданий»страдания скажут; «довольно Творца»«Дух себе подобный! Ты – Творец страданий!»и тогда Бог скажет: «а страдания Творца?»дьявол будет связан и низринут в безднубездна будет связана – в дьявола низринутадьявол будет бездной – и низринут в безднубездна человеческая – бедный сатанаГОЛУБАЯ КРОВЬ
он философствовал в саду: голубой крови не бывает,тысячу человек поставь в очередь, у каждого возьми — все равно краснаятысяча человек голубой крови, а поставь в очередь — красная очередьтысячу поставь в очередь – очередь красной кровитысяча человек – очередь! очередь! – крови-то! крови! — красная все равнокрасная кровь философствовала: голубой крови не бывает,поставь и возьми: красная красная голубая – все равно краснаяв саду (философствовал он) крови не бываетв тазу (философствовал он) отблеск голубойв саду голубой крови философствовал нечеловекТысяча нечеловек: не бывает! не бывает! крови не бывает — каждого возьмивесь голубой философствовал: не бывает голубойочередь философствовала: крови – не бываеткрови – бываетчеловек – не очередьвсё – не равноМИФ
серебристое небо радостно кричало будто режут женщину
в небе кричало ведро
серебристое небо радостно терзали женщины, чтобы выскочило женщина режет серебристое лоно: выскочи выскочи!
ведро выскочило как женщина в серебристую радость неба небо выскочило из ведра серебристой женщиной женщина-небо серебристым горлом радостно кричала радость кричала катилась серебристым ведром в небо небо – радость серебристо кричит, будто женщину режут снова, выскочи! выскочи ведро!
ВЕЧЕРОМ В ДОМЕ
(из цикла «Весна в Переделкино»)самоцветные огни лучатся сквозь ночную хвоюночная хвоя сквозь огни лучитсяночная хвоя самоцветамиогни лучатся сквозьВОРОБЬИНАЯ МОСКВА
зимний день короче воробьиного носадень короче носа?зимний день корочекороче: зимний день воробьиного носатишина – воробьи улетели из Москвытишина? – тишина улетела из Москвыулетела Москва воробьев из Москвыулетела Москва из Москвывороны говорят их выжили из городавороны говорят выжилиа воробьи говорят не выжилии люди говорят что люди говорят их выжили из городанаверно мы – люди надоели им – воробьямнаверно мы – людинаверно надоели… неужто воробьям?недопили недоели – люди людям надоелимечутся люди сами как воробьив поисках пищи мечутся людиили пища мечется в поисках людей?в поисках пищи люди как воробьимежду зданий кажется очередьголодное небосейчас поднимется небо кажетсякажется голодная очередь сейчас поднимется в небо —и унесется чернеющей стаей тудатуда унесется где много пищигде много пищи? куда унесется?туда унесется куда унесетПРОВЕРКА РЕАЛЬНОСТИ
(1972–1999)
О НОВЫХ СТИХАХ
В этом 1998 году на излете века, может быть, от ощущения, что близко новое тысячелетие, каждое мое слово захотело быть не только самим собой, но и символом. К тому же я обнаружил в своих черновиках стихи 1972 года, где в строке каждое слово было напечатано отдельно (в три интервала) и с прописной буквы. За прошлое лето у меня сочинилось некоторое количество подобных стихов, в основном лирики. На странице такой способ написания слов, мне кажется, выглядит убедительно. Слово само по себе так крупно, что промежуточные слова зачастую просто отпадают и получается экономия места и материала, к чему всегда, по-моему, стремится поэзия. Отсюда и звучание свежее.
Кроме того, я давно заметил, что формообразующим элементом ритма у целого ряда поэтов начала века является слово под ударением или группа слов. Чтобы выделить это слово или группу слов и отделить их от следующих, Маяковский располагает стихи ступеньками. Таким образом появляются малые цезуры, которые акцентируют внимание на словах и делают интонацию стиха более выразительной. Притом группы слов имеют одно главное ударение, что приравнивает их к другим словам под ударением. (Их надо и читать как одно слово.) На мой взгляд, в расположении стихов ступеньками наблюдается некоторая механистичность – сдвиги строк как рычаги, здесь проявляется понимание страницы как плакатного листа. Гораздо живее начертание слова как стихотворной строки у более поздних поэтов: у Асеева, у Кирсанова, затем, например – у Холина, у Соковнина. Да у того же начинающего юного Маяковского!
Здесь меня не устраивал сам рисунок стиха – ниточкой. Если изредка, довольно оригинально получается, а если сплошь – некий странный Китай. И притом ритм – это главное: после каждого слова – большая цезура, а я слышу малую.
Вот я решил, что возможно в таких случаях записывать стихи нормальными строфами. Только каждое слово с прописной буквы и – тройной интервал. Сохраняется вид книжной страницы – и как читается стих, так и произносится. При этом возникает некоторый пуантилизм текста, который лично у меня ассоциируется с новой камерной музыкой такого же рода – пуантилистической. Вообще хотелось бы заметить, что мне не раз помогали и окрыляли в моих поисках достижения соседних пластических искусств в пространстве и времени, то есть живописи и музыки. Человеческое Искусство для меня – нечто целое, которое достигается различными средствами. Или комбинируется из разных искусств и литературы: например, Театр, Кино.
СЛОВА (1972–1998)
УТРО НА МОЛОГЕ
Вода и туман Скользитмоторка Солнце Утказахлопала Очки на стулеОскар спит У мостарокочет автобус Тамуже заблестели Церковьрозовая Тени вагоновбегут по траве Солнцес той стороны СтанцияКасса закрыта Дремлютколенки шляпа Дышит —не слышит Подлесок пеньгорелый Вдруг – выстрел!НА ДАЧЕ
Марине Добровольской
Я Кира и Марина —Вот мира половинаДругая половина: березнякоблака лай собакВверх по склону зарослиромашки кашки выросликаждая и все вместево власти счастья и грустиЕще с нами четвертыйГенка живой не мертвыйрядом бубнит где-топризрак прошлого летаИз Москвы ночью таксиПод утро фары гасиПриходил от росы мокрыйДо сих пор еще бродит околоНереальнее в солнце белеебелое лицо актрисыВ темной Натальиной аллееразговаривают тени листьевОттого что любили – былиПотому что любим – будемясно не только людям —парку ромашкам пылиСЛОВА
Ухожу Прощай До свидания НетОбещай Думай Ушел УхожуНет Потуши свет ТеперьСкажу Ты Обними ТакОтдать Отдаю Все ВозьмиБери Еще Отдал ТвойВижу Ты Изнутри СветЛицо белое Волосы летятПолосы Дорога Пейзаж едузвяк-звяк вагон-ресторанНочь Бред Горячо Насквозь —Лицо слепит Космы жгутСпать Сплю Прощай ЕльникНебо Снег Блестит ЛыжникПросто Чисто Спокойно КаникулыСвитер красный Забыть забылВдруг Дыра Дыры ПрорехиПолзут Расползаются Вкривь ВкосьОчнулся Провалы Гулко ГородСтрах страшно Идти идуЛестница – смерть Коридоры – смертьМагазины – смерть Музеи – смертьПрохожие – смерть Орхидеи – смертьЛюбовница – смерть И виновница – смертьСмерть компания Смерть одиночествоСмерть газета Смерть погодаСмерть комната Смерть котлетаСмерть минута Смерть тыСмерть просыпаюсь Смерть радуюсьСмерть целую Смерть люблюУйти уйду Забыть забылНет! Никогда! Ни за что! Всегда!ТЕНИ НА ТЮЛЕ
Солнце Мелькание Лежу УтроКвадрат Светится Тени КадрыПонять не пойму Что? Это?Всадники всадник тачанка каретаСтаруха Красавица Неуловимо меняютсялица пейзажи сцены стеныСтепь море каюта качкаВверх вниз гамак дачкаОна белая Он полосатыйСлышу почти разговор крикиНи звука Прыгают тени садаРуки листают страницы книгиГубы Глаза Радуга ПтицаДумает Плачет Хнычет СмеетсяИгра – привидение тени и светаДрака Погоня Полеты КурбетыЯ заблудился в этой метелиЧто это? Кто это? Жизнь? Неужели?ДОМ
(Ода)
Виктору Пивоварову
Дом новый старый светлый темныйаляповатый светский скромныймногоэтажный и стеклянныйруками слепленный саманныйна сваях рубленный из бревенглухой и гулкий как Бетховенпростуженный огромный ветхийгде лифт ползет в зеленой клеткегде двор в тумане шевелитсягде из колодца – чьи-то лица…дом в прошлом и давно снесенныйдом нарисованный картонныйбарачный блочный крупноблочныйобменный коммунальный склочныйфабричный экспериментальныйкосмический мемориальныйгостеприимный близкий дальнийродной родимый свой чужойДом – памятник архитектуры:фронтоны завитки амурылемуры башенки колонныоканты ранты каннелюрырешетки лоджии балконыкариатиды и пилоныгербы: колосья и короныподвалы чердаки и крышибродяги голуби и крысыпомойки кошки и вороныпорталы купола и шпиличасы зачем-то прилепилидва льва глядят на человекадом – особняк начала века«дом улица фонарь аптека…»Иметь купить продать построитьсдать в эксплуатацию в арендувосстановить отремонтироватьпокрасить и покрыть железомзастраховать приватизироватьзакрыть открыть любить засратьне посещать ломать третироватьразворовать и раскурочитьподжечь взорвать снести спастиПрийти домой остаться домадом убирать бояться домаони – домой а я – из домабродить ночами возле домаскучать по дому злиться домадом обожать томиться домадобраться наконец до домаи навсегда уйти из домаА дома – дом и всё домашнее:быт обстановка обстоятельствадела заботы неприятностипирог варенье туфли радостиобед хозяйство воспитаниесобака кошка все домашние —такие милые домашние!и пробуждение домашнееи настроение домашнееи точка зрения домашняя —мировоззрение домашнеедрузья любимые привычкитарелка чашка муха спичкиДом – календарь событий памятныхдом – колыбель и он же – памятникгнездо нора пещера клеткахрам конура дыра конфеткаприобретение утратаи ринг в дыму где брат – на братапровалы пропасти высотыгде затхлостью пропахли сотыгде страх тоска и одиночествогде все живут не так как хочетсягде смотрят в ящик телевизорагде приезжает смерть без вызовалюбовью полон – сном речамии всю-то ночь бренчит ключами1982, 1998