Книга Духовные Ласточки. 2020 (6). Сборник статей - читать онлайн бесплатно, автор Денис Игоревич Глазистов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Духовные Ласточки. 2020 (6). Сборник статей
Духовные Ласточки. 2020 (6). Сборник статей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Духовные Ласточки. 2020 (6). Сборник статей

Туранский приход: с. Туран, деревня Уюк, поселки и фактории по р. Уюк и его пришеек Сафьянова при общей численности православного населения общей плотности 1331 душ и прочих 190 душ.

Белоцарский приход: Белоцарск, все поселки и фактории по обеим сторонам Енисея, от Белоцарска до Баянкола включительно, и поселки по обеим сторонам Малого Енисея, от Белоцарска до Федоровки, при общей численности православного населения общей плотностью 161 душа и прочих вероисповеданий 2 души.

Бояровский приход: с. Бояровка и все поселки по малому Енисею, от Федоровки включительно до верховья, с общей численностью православного населения общей плотностью 488 душ и прочих вероисповеданий общей плотностью 726 душ.

Шагонарский приход: Шагонар и все поселки и фактории по Енисею, от п. Черкашенского включительно и до устья Хемчика, а также поселки, фактории по рекам Чакулю, Шагонару и их притокам с общей численностью православного населения общей плотностью 315 душ и прочих вероисповеданий общей плотностью 7 душ.

Никольский приход: с. Никольское и все поселки фактории и прииски по рекам Элегесту, Мичегею, Тургеню, с общей численностью православного населения общей плотностью 736 душ и православного вероисповедания 113 душ.

Тоджинский приход: все поселки, фактории и прииски в районе Тоджинского прихода по реке Верхний Енисей и его притокам выше устья Уюка с общей численностью православного населения общей плотностью 165 душ и прочих вероисповеданий общей плотностью 21 душа.

Чаданский приход: все поселки, фактории, прииски по реке Хемчик и его притокам, с общей численностью православного населения общей плотностью 210 душ и прочих вероисповеданий общей плотностью 179 душ.10

В п. Бояровском Урянхайского края начата постройка храма в честь Святого равноапостольного великого князя Владимира; фундамент для храма пока еще не заложен, а строится сруб. Весной 1916 г. была произведена закладка фундамента. Поручили произвести закладку храма священникам Александру Турскому в сослужение со священником Туранской церкви.

С 1915 по 1916 г. ведется закладка и строительство православных храмов. Правда, ни одному из этих храмов не дано было быть достроенным.

В городе Кызыле был заложен не самый первый храм в Туве, но именно город Белоцарск должен был стать центром проникновения России в Урянхайский край. В архиве осталось описание первого, самого высокого и красивого здания в Туве. Сохранились чертежи центральной лестницы из мрамора.

С 1916 г. был назначен настоятелем храма города Кызыла и благочинным Урянхайского края протоиерей Александр Турский, 1886 года рождения. После окончания семинарии в 1915 году был направлен в Урянхайский край.

Эти события не мешали созданию новых буддийских монастырей. Наоборот, российские чиновники проявляли поддержку буддийской церкви. В 1916 г. по инициативе нойона Хертек Ананды был построен Сукпак хурэ в Бай-Тайгинском хошуне. На должность настоятеля монастыря был приглашен лама Дуктен из Верхнечаданского хурээ. Всего, по данным русских властей, к концу 1916 г. в Урянхайском крае имелось около 10 тыс. буддийских лам. Особо следует отметить, что в начале XX в. буддизм в У синско-Урянхайском крае становится традиционной религией тувинцев, но не оказал какого-либо влияния на выходцев из России, православных и представителей других конфессий.

Таким образом, в начале XX в. в Урянхайском крае шло развитие буддизма и православия. Государство поддерживало церковь как важный компонент общественно-политической жизни, однако власти не приветствовали развитие миссионерской деятельности, опасаясь появления новых противоречий. Избегала русская власть и вмешательства в дела буддийского духовенства в Урянхайском крае.

Из архива, воспоминаний видно, что не существовало межрелигиозной розни. Правда, немногие тувинцы шли креститься, а некоторые, покрестившись, ходили и к шаманам, и к ламе. Эта проблема существует и по сей день, тувинцы по своей природе политеисты. Они ходят к шаманам, ходят в буддийское хурээ, приходят в православный храм, ставят свечи, берут святую воду, освящают яйца на Пасху, поминают умерших на кладбище в Радоницу.

29 мая 1913 года Председателем комитета по достройке храма в Туране был назначен священник Владимир Юневич, направленный Енисейской Духовной консисторией.

Храм Святителя Иннокентия Иркутского служил туранцам до 1961 года – ровно пятьдесят лет, потом был разрушен, часть икон туранского храма находится в Свято-Троицком храме города Кызыла, храмовая икона сохранилась в Туране.

В феврале 1918 г. революция докатилась до Тувы, большевики организовали отряд Красной гвардии. В марте начал работать съезд совета рабочих и крестьян. На этом съезде Белоцарск был переименован в Урянхайск. В это время храм был разграблен и разорен. Осталось письмо в архиве прот. Александра Турского к ту райскому священнику Владимиру Юневичу об этом печальном событии. В начале июля 1918 г. на смену советской власти пришли белогвардейцы – колчаковцы. Ровно через год, 18 июля 1919 г., в город вступили отряды партизан А. Кравченко и П. Щетинкина. Через месяц произошло сражение, получившее название Бело царский бой и закончившееся победой красных. Город был почти весь сожжен. Сгорел храм.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в городе Белоцарске бесспорно должен был сыграть свою историческую роль, но не успел.

В 1919 г. в Туве начались межнациональные конфликты, местное население вырезало целые русские семьи. Матушка Наталья Турская была вынуждена бежать с тремя маленькими детьми лесом, через горы перебираться в с. Ермаковское. Лишь через полгода она встретилась с мужем.

В 1922—24 г. протоиерей Александр Турский был настоятелем церкви с. Ермаковское. В 1924 г. он становится сторонником обновленческой церкви. В 1934 г. – епископом Минусинским и Хакасским. В марте 1935 г. из Москвы пришел указ от Виталия, обновленческого иерарха «О назначении Турского Епископом Красноярским». Недолгой была его служба в Красноярске. 4 октября 1937 г. он был арестован органами НКВД, обвинили его за работу на японскую разведку. 26 ноября 1937 г. он был расстрелян.

До 1951 г. официально зарегистрированного православного храма в городе Кызыле не было. Атрошенко Н. И., Гладышев С. Ф., Соколов П. В. и монахиня Прасковья (Мокшина) неоднократно подавали ходатайство о строительстве православного храма в исполнительный комитет Кызылского городского Совета депутатов трудящихся, писали руководству республики Тува, ездили в Москву и в Новосибирск.

Благодаря их стараниям, было принято решение №280 от 16 сентября 1946 года «О выделении земельного участка под строительство церкви в г. Кызыле», подписанное лично Иосифом Сталиным. Освящал место под строительство храма архимандрит Игнатий из Новосибирска. После войны солдаты помогали строить храм. Для совершения богослужений и треб приезжал священник из Турана.

25 ноября 1951 г. состоялось освящение Свято-Троицкого храма города Кызыла.

1.3. Образование Кызыльской епархии и епархиального миссионерского отдела

«Республика Тува расположена на юге Восточной Сибири в верховьях реки Енисей. Протяженность территории с севера на юг составляет 420 км, с запада на восток – 630 км. Около 80% территории занимают горы и только 20% – равнинные участки. На юге республика граничит с Монголией, на востоке – с Республикой Бурятия, на севере – с Иркутской областью, Красноярским краем и Республикой Хакасия, на западе – с Республикой Алтай. Температура зимой: —30—40° C; летом +25—35° C. Численность населения – 310,7 тыс. (на начало 2013 года), подавляющее большинство – тувинцы, русских – около 15% (по другим сведениям, менее 10%).»8

Действенным импульсом к развитию Православия в республике стало учреждение самостоятельной Кызыльской и Тывинской епархии, решение об образовании которой принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 6 октября 2011 года. Правящим архиереем является епископ Феофан (Ким).

На всю епархию (по состоянию на июнь 2020 года) всего 10 храма, и одна часовня; пять штатных священников и три диакона.

Миссионерский отдел Кызыльской епархии был образован указом епископа Кызыльского Феофана в 2012 году. Руководителем отдела был назначен диакон Андрей Калинин (он же, впослествии – иеромонах Ефрем). 9 августа 2014 года руководителем отдела был назначен Антоний Дулевич. Постоянные сотрудники начали появляться с 2016 года. На данное время в состав штатных сотрудников отдела входят шесть человек, пятеро из которых – миссионеры, переехавшие в Туву для участия в благовестническом служении. К работе отдела на постоянной основе привлекаются тувинскоязычные прихожане кызыльских храмов. Материальная база отдела формируется за счет собранных с помощью сети интернет пожертвований.

На данный время в сфере деятельности миссионерского отдела Кызыльской епархии существуют следующие виды служений: уличная и квартирная миссия, миссионерские концерты, издательская и переводческая деятельность, антисектансткое направление, поездки в поселки Тувы, открытие миссионерских станов.

Выводы. В ходе рассмотрения процесса проникновения в республику Тува Православия в историко-религиозном контексте. Мы увидели, что до создания Кызыльской епархии и епархиального миссионерского отдела, миссия в данном регионе была мало успешна, в связи с геополитическим положением и историческими событиями и человеческого фактора.

2. Направления деятельности миссионерского отдела Кызыльской епархии

2.1. Уличная миссия

Проповедь на улицах столицы и других городов республики осуществляет с марта по ноябрь, так как, в зимнее время года данная форма проповеди неудобоприемлема. Сотрудники миссионерского отдела вместе с приезжающими на миссию в Туву благовестниками и прихожанами отправляются на оживлённые улицы города, парки и рынки, чтобы поговорить с прохожими о Христе. Миссионеры ходят преимущественно по двое, так как ходить в одиночку тяжеловато морально, а втроём – это уже толпа, при которой слушателю сложнее раскрыться. Когда уличная миссия совершается вдвоём, то один из пары проповедует, а второй молится и держит в руках раздаточный материал. Опыт тувинских миссионеров говорит о том, что в руках уличному проповеднику желательно держать Крест с распятием, так как через визуальное знакомство слушателю легче понять то, о чём рассказывает благовестник. Практикующие в Туве миссионеры много раз подчеркивали, какое сильное воздействие имеет лицезрение Креста Христова на тех, к кому обращена проповедь.

Иногда в многолюдном месте города ставится столик с бесплатной духовной литературой на тувинском и русском языках. И один миссионер стоит за столиком, а второй ходит с проповедью в радиусе 500 метров. Этот способ можно назвать эффективным, так как многим горожане сами подходят к столику с литературой и начинают задавать вопросы миссионеру. Когда есть возможность, рядом со столиком ставится баннер с иконой Спасителя и тувинскоязычной надписью о том, что Вечный Бог зовёт Вас к Себе.

Диалог с прохожими у тувинских миссионеров чаще всего начинается с приветствия и вопроса «Бурганга бузурер Силер бе?» (верите ли Вы в Бога?). И, в зависимости от ответа выстраивается дальнейшая беседа. Большинство тувинцев отвечают, что они верят в Бога, но, когда миссионер уточняет, в какого Б (б) ога верует слушатель, то чаще всего оказывается, что в Будду. С русскими прохожими диалог выстраивается иначе, с вопроса «Вы крещёный?». Некоторые миссионеры с опытом нашли для себя иную форму обращения к людям, заключающуюся в том, что подходя к тем, кто сидит на лавочке в парке (или торгует на рынке) они начинают диалог с вопроса «Ну как там у вас дела?», будто бы давно знакомы с теми, к кому обращаются. Надо сказать, что многие слушатели при таком подходе легко вступают в диалог и без напряжения переходят к обсуждению темы веры.

Если говорить об эффективности уличной проповеди, то стоит отметить, что здесь не может быть чёткого алгоритма высчитывания плодов, так как обращение людей к Богу является сугубой прерогативой Господа. И миссия среди некрещённых горожан – это сеяние, которое со временем может принести плоды в зависимости от расположения человеческого сердца и воли Божией. Но, всё-таки, случаи обращения после знакомства с миссионерами на улице есть. Например, крестившаяся в 2017 году тувинка Ольга Салчак в интервью для «Вестника Кызыльской епархии» рассказала, что началом её прихода к Богу стала встреча с миссионером в центре Кызыла: «Как я пришла к Богу? У нас в Кызыле на „Арбате“ я увидела высокого мужчину в черном одеянии и женщину с ним. Они раздавали листовки, что-то объясняли. Я подошла, мы познакомились. Мужчина поздоровался со мной, спросил, как меня зовут, потом сказал: „Я очень рад, что мы познакомились, Вы очень добрая женщина“. Мне это так понравилось, что я – добрая женщина! (смеётся). Он дал мне листовку и пригласил в церковь на встречи тувинской группы. Я подумала, что надо как-нибудь туда сходить, но, потом всё никак не получалось…»9 Также интересна история нынешнего православного тувинскоязычного катехизатора, доцента кафедры русского языка и

литературы Тувинского государственного университета Галины Базыр, также крестившейся в 2017 году, а до этого посещавшей собрания баптистов. В интервью архиепископу Феофану она поведала, с чего начался её путь в Православие: «Как-то раз на улице ко мне подошли дети и стали рассказывать про Иисуса Христа, я просто стояла и слушала. Будь это взрослый человек, я бы сказала: „Я сама христианка, я Господа знаю и уже много лет с Ним“, тем самым прекратив общение. Дети стали рассказывать про Православную Церковь, затем предложили мне брошюру, где говорилось о Таинстве Причастия, и я дала им слово, что обязательно ее прочитаю. Свое обещание я выполнила. Я прочитала, мне стало интересно, и я пришла в православный храм».10

В среднем, в год в уличной миссии бывает задействовано 15 человек (миссионеры и прихожане). Совершается уличная проповедь несколько раз в неделю.

2.2. Антисектанская деятельность

Тува занимает первое место в России по соотношению протестантов на душу населения. В большинстве населенных пунктов существуют протестантские собрания. Несмотря на все попытки мссионеров наладить контакт с руководителями сектантских организации, те закрыты к диалогу. В Кызыле миссионеры обошли все протестантские организации. В некоторых из них миссионеров грубо выставили за дверь, когда те предложили представителям протестантизма с помощью Библии обсудить вопрос учения о Церкви. Но, несмотря на это, через личное знакомство с протестантами, удалось способствовать их переходу в православие. Около 12 представителей

протестантизма приняли православие. Несколько раз удавалось проводить встречи с протестантской молодежью на их «территории». Но после того, как молодые люди начинали проявлять интерес к проповеди православных миссионеров, руководители организаций в грубой форме воспрещали православным проповедникам иметь общение с представителями своей организации.

2.3. Миссия в районах республики

Важнейшее направление работы миссионерского отдела – проповедь в кожуунах (районах республики). Подавляющая часть жителей посёлков – некрещенные тувинцы, среди которых многие исповедуют буддизм, поэтому, устроение церковной жизни в таких местах имеет ряд соответствующих трудностей. Одна из задач миссионерского отдела – создание церковных общин и приходов там, где их никогда не было. Происходит это следующим образом. Миссионеры приезжают в посёлок, в котором никогда не было проповеди и обходят его, знакомясь с местными жителями.

Если среди местных находятся крещённые (а для многих тувинский посёлков это большая редкость), то миссионеры предлагают им собираться вместе с периодичностью раз в неделю для общей молитвы и бесед о вере и духовной жизни. Если в ответ есть заинтересованность в этом, то выбирается место встречи, которым может быть дом культуры, библиотека, или дом одного из жителей. К примеру, в п. Сукпак, куда миссионеры стали ездить в 2014 году, встречи проходили в детском саду, в п. Черби – в Лесхозе, в п. Хову-Аксы – в парке, в п. Балгазын – в доме культуры, а в г. Ак-Довураке – в компьютерном зале. На подобные встречи собирается в среднем от трёх до десяти человек.

Встречи проходят в следующем формате: миссионерами прочитывается или акафист или чинопоследования Часов с Обедницей мирянским чином. После чего проходит беседа об основах православной веры или разбирается Евангельский отрывок. В завершении беседы местными жителями задаются интересующие вопросы по разным темам. Со временем в таком собрании появляются и те, кто выражает желаение принять святое Крещение. Если местные жители продолжают собираться на подобные встречи с миссионерами, то со временем встаёт о регистрации православного прихода для получения земельного участка под строительство храма. Но и здесь, в разных посёлках не совсем идентичная ситуация: где-то выделяется участок, и местные жители начинают долгосрочное строительство храма, где-то выкупают или снимают помещение для проведения богослужений.

Важное событие – совершение первой Литургии в посёлке. После неё приезд закреплённого архиереем за посёлком священника и совершение Литургии становится регулярным, поэтому, миссионеры уже гораздо реже посещают данный приход. Таким образом были созданы три прихода с полноценными освященными храмами: приход Смоленской иконы Божией Матери п. Сукпак11 и приход святых апостолов Петра и Павла п. Черби12 и приход свв. Царственных Страстотерпцев п. Хову-Аксы.13 В других районах (г. Ак-Довурак, п. Балгазын), где таким же образом велась работа по устроению приходской жизни, также сформировались полноценным церковные общины, участвующие в Литургической жизни, но там богослужение совершается во временно устроенных для этого помещениях. В посёлки, где пока нет возможности организовать регулярные богослужения, миссионеры стараются приезжать еженедельно.

2.4. Миссионерские концерты

Ещё один способ привлечения внимания жителей посёлков к Православию – это проведение миссионерских благотворительных концертов в местных сельских клубах. Впервые данная практика была опробована в 2018 году и с того времени было проведено 28 концертов.14 Программа концерта состоит из духовных песнопений на русском и тувинском языках и проповедей между номерами, произносящихся священником или миссионером. По окончании концерта бесплатно раздаётся одежда и просветительская литература. На подобные мероприятия приходит от 20 до 60 поселян, заранее оповещенных о концерте через афиши и объявления в соцсетях. Для привлечения наибольшего количества людей в концерте принимает участие тувинский певец Аюхан Кол, принявший Православие в 2016 году. Кроме исполнения авторских песен он со сцены рассказывает о Христе и вере, что является важным фактором в преоделении ложного среди тувинцев стереотипа о том, что Православие – это якобы «вера русских». Заинтересовавшиеся жители оставляют свои контакты миссионерам для дальнейшей связи. Надо сказать, что такая форма проповеди как миссионерские концерты, гораздо удобнее, чем обход посёлка с уличной миссией и проповедью по домам. Так как жители посёлков бывают заняты делами и не готовы к беседе с приехавшим миссионером. А когда люди приходят на концерт (и, тем более, если ждут раздачи вещей), то готовы полтора часа слушать проповедь приехавших из Кызыла гостей. В 2020 миссионеры встретили на трассе одно тувинца, который сел к ним в машину и рассказал, что он верит во Христа и знает молитву «Отче наш» наизусть. Тогда миссионеры спросили у него откуда он это знает, на что тот ответил, что несколько лет назад в Чадане был концерт, на котором «служители» общались с ним и рассказали ему о вере. Такие встречи говорят о том, что подобная форма проповеди не остаётся бесследной в сердцах тувинцев.

2.5. Работа в миссионерских станах

Кроме однодневных поездок и миссионерских концертов важнейшим направлением работы в районах является работа в миссионерских станах. В долгосрочные командировки отправляются сотрудники отдела и миссионеры, прибывшие в Туву на несколько месяцев. В некоторых городах и посёлках благовествующим приходится снимать жильё, иногда есть возможность остаться пожить у местных христиан.15 Были случаи, когда миссионеры оставались ночевать в общественных местах. Студент 2 курс бакалавриата МДА Александр Сергеев пишет в своём миссионерском отчёте о двухнедельном пребывании миссионеров в г. Чадане в январе 2017 года: «Первые две ночи миссионеры провели в актовом зале Детской школы искусств г. Чадана. Далее, им, милостью Божией, удалось познакомиться с директором Чаданского Техникума Даниилом Чалбык Ооловичем и войти с ним в сотрудничество. Директор техникума предоставил им на 5 дней две комнаты для проживания в студенческом общежитии техникума».16 Жизнь в миссионерском стане насыщена молитвой: миссионеры стараются по возможности прочитывать мирянским чином почти весь богослужебный круг и привлекать к молитве крещённых жителей того места, где они проживают. В стане одновременно могут жить до четырёх человек. Бывало, что в группе миссионеров, проживающих в стане, были и мужчины и женщины. В 2019 году в Ак-Довураке трое сестёр и трое братьев проживали в соответственно в двух разных квартирах, предоставленных прихожанами.17 Работа в стане включает в себя уличную и квартирную миссию, оглашение некрещённых, библейские занятия с крещёнными.

Привоз святынь

Еще одна форма проповеди в районах – привоз туда святыни. Например, в 2013 и 2019 году в 14 поселков республики привозилась частица мощей святой блаженной Матроны московской. Это событие вызвало большой интерес, в том числе со стороны тувинцев, считающих себя буддистами. К привозу святыни в поселках организовывались встречи с местными жителями, на которые приходило не мало людей. Для миссионеров это был замечательный повод обратиться к ним с проповедью о Христе. Такие мероприятия принесли свой плод. Некоторые жители далеких от Кызыла поселков приняли святое крещение, а невоцерковленые крещеные стали вести духовную жизнь.

2.6. «Община православных тувинцев»

Поскольку среди жителей Тувы укоренился ложный стереотип о том, что Православие – это «веру русских» и это вызывает определенные проблемы в принятии тувинцами Крещения, в 2014 году было принято решение о создании общины, объединяющей православных тувинцев. Эта идея послужила большим толчком в разрушении стереотипа. С января 2015 года стали еженедельно Воскресные встречи с православными тувинцами стали проводиться еженедельно при кафедральном соборе Кызыла с января 2015 года. 18 февраля того же года состоялось Крещение 14 тувинцев18, а в ночь на 19 февраля, когда в Туве празднуется новый год по лунному календарю (Шагаа), была совершена ночная Божественная Литургия с молитвословиями на тувинском языке. С тех пор в Воскресенский кафедральный собор стал местом, объединяющим православных тувинцев и кызылчане, зашедшие в храм во время Литургии могли с удивлением для себя обнаружить, что среди молящихся немало тувинцев. Для самих тувинцев создание тувинской группы стало важным объединящим фактором. Кроме воскресных встреч, для укрепления общины миссионеры организовывали совместные выезды на природу19 и паломнические поездки по храмам Тувы20. (а также за пределы епархии)21 Для более дружественной атмосферы в общине устраиваются праздники, тувинские прихожане ходят друг к другу в гости. Также миссионеры стараются посещать на дому тех, кто по разным отпадает от Церкви.

Божественная Литургия на Тувинском языке

С 2017 года по благословению епископа Кызыльского Феофана в домовом храме епархиального управления с периодичностью раз в месяц стала служиться Божественная Литургия на тувинском языке. С 2019 года Литургия на тувинском языке стала совершаться еженедельно, по субботам.22 На богослужении всем раздаются тексты службы для общего пения.

Особое внимание в деятельности миссионерского отдела Кызыльской епархии уделяется подготовке тувинцев к Таинству святого Крещения. С желающими принять Православие проводятся от пяти до восьми огласительных бесед, в зависимости от восприимчивости человека. Беседы проводят миссионеры и тувинскоязычные катехизаторы. Определяющим фактором в допуске к Таинству является не прослушивание огласительных бесед, а стремление посещать богослужение. Оглашаемому предлагается начинать посещать воскресные Литургии, приходя сначала на небольшое количество времени, а затем, прибавляя, смотря по силам. Таким образом огашемый не только плавно привыкает к церквоной жизни, но вливается в общину, что имеет очень большое значение для того, чтобы приняв Крещение не отпасть от Церкви из-за встретившихся искушений. На само Крещение приглашаются и давно воцерковлённые тувинцы и только готовящиеся к Таинству. Это делается для того, чтобы крестившийся ощутил, что он не просто крестился, но и вошёл в свою новую семью – семью Церкви. В среднем, на подготвку тувинца к Крещению уходит 1,5 – 2 месяца.