2.7. Переводческая и издательская деятельность
Неотъемлимой частью работы с православными тувинцами является переводческая деятельность. На тувинский язык переводятся тексты молитв, богослужений, святоотеческих творений, интервью, статей. Работа по переводам совершается следующим образом. Тувинскоязычные прихожане, имеющие навык и хорошее знание русского и тувинского языка, по руководством миссионера переводят тексты, которые потом раздаются другим тувинцам на проверку. Затем собирается комиссия из 5—7 человек, которая рассматривает последние уточнения и, при надобности, вносит нужные коррективы. Свесткие тувинские переводчики сторонятся участия в работе над переводами текстов духовной литературы. Из изданного за последние годы можно отметить вышедшие в 2016 году брошюры «Ыдыктыг Николай Сербский. Амыр-чыргалдың пирамидазы» (Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств святителем Николаем Сербским),23 и «Православ христианнар чүү чүвеге бүзүрээрил» (Во что верят православные христиане), тиражом 6000 экземпляров. В 2019 году тиражом 13 500 экземпляров вышел в свет миссионерский журнал для бесплатной раздачи «Православные жители Тувы о вере» с материалами на тувинском языке.24 В конце 2019 года была издана брошюра с конспектами огласительных бесед на тувинском языке ««Ыдыктыг Крещение хулээр бертинде».
За семь лет существования миссионерского отдела Кызыльской епархии, участие в ее работе приняло 32 миссионера. В основном это молодые люди, добровольно решившие приехать для участия в миссионерской деятельности в Туве из них 14 – представителе миссионерского движения пророка Даниила, 12 – выпускников Школы Православного Миссионера, 6 – представителей разных регионов интересующихся миссией. Некоторые миссионеры приезжали на длительное время (год, пол года), некоторые на несколько месяцев. Приезжие миссионеры учувствовали во всех вышеуказанных направлениях деятельности отдела. 6 – приехавших миссионеров решили остаться жить в Туве для продолжения трудов на ниве благовестия.
Материальные средства отдела
Сотрудники миссионерского отдела живут за счет пожертвований, поступающих от благотворителей православной миссии в Туве. Благодаря регулярно регулярно выкладываемым в сети интернет отчетам, о жизнедеятельности тувинских благовестников, у мисси в Туве появляется все больше и больше сочувствующих. Пожертвования на миссионерскую деятельность приходят не только из России, но из-за рубежа. Благодаря этому удается собирать средства на зарплату трудящихся, но и на реализацию важных миссионерских проектов.
2.8. Миссионерский семинар практикум
Одним из таких проектов является ежегодный миссионерский семинар практикум для православной молодежи сибирского федерального округа. Данное мероприятие стало одной из визитных карточек Кызыльской епархии. Первый подобный съезд был проведен в 2015 году. Участие в съезде приняли представители из 9 епархий. (руководители молодежных и миссионерских отделах сибирских епархий и православная молодежь) В первом съезде была заложена традиционная программа дальнейших подобных слетов: первые два дня, в Кызыле проходит конференция, теоретические и практические занятия, а следующие 4 дня участники съезда проводят в миссионерской экспедиции в дальнем районе Тувы. Для многих молодых людей ранее не сталкивающихся с практической миссией съезды послужили толчком в желании посвятить себя делу миссионерства. В период с 2015—2019 год миссионерские экспедиции в рамках съезда состоялись в п. Дурген, п. Бояровка, п. Эрзин, п. Бурен-Хем, п. Хайыракан.
2.9. Квартирная миссия
Практика квартирной миссии была подробно рассмотрена в одном из предыдущих выпусков журнала25, здесь же, чтобы не повторяться, обозначим лишь несколько моментов.
Квартирная миссия осуществляется в Кызыльской епархии с 2014 года по благословению правящего архиерея – архиепископа Феофана Корейского. Приведём его слова из видео о квартирной миссии: «Если брать конкретно Корею, то там ни одна квартира не остается без внимания. И более того, различных видов христианских деноминаций конкуренция за каждую квартиру. Если туда переселяются новый человек, в дом к нему сразу же придут проповедники с разных „церквей“, и пригласят обязательно в свою общину. Я думаю, что если бы в нашей стране мы бы использовали такой опыт, то это пошло бы только на пользу. Мы должны идти на встречу, и это нормальная, приемлемая форма. Тот опыт, который мы имеем, показывает, что люди часто с радостью ожидают такого визита»26. Практика проповеди по квартирам осуществляется не только в Туве, но и в других сибирских епархиях: Абаканской и Читинской. Представители данных епархий, побывав на ежегодных летних миссионерских съездах православной молодёжи Сибири в Туве по благословению правящего архиерея используют полученный опыт на местах.
Сам вопрос «зачем проповедывать тем, кто нас не слушает?» имеет ложное основание, будто бы цель миссионерского служения – это приведение людей к Богу. Но, нет. Цель миссионерского служения – личное приближение ко Христу через исполнения Его заповеди. Если более кратко, то цель миссионера – Сам Христос. А обращенные люди – это дело Самого Господа, и миссионер не претендует, чтобы кого-нибудь «обратить», так как только Сам Бог может обратить грешника на путь истины.
Выводы
В ходе исследования были выделены основные направления деятельности миссионерского отдела Кызыльской епархии. Был описан и систематизирован опыт работы епархиального отдела по данным направлениям, который можно применять для организации миссионерской деятельности и в других епархиях. Кроме положительных сторон в вышеуказанных видах служения, были отмечены и проблемы, с которыми можно столкнуться при их исполнении.
Заключение
Подведём итог нашего исследования. В настоящей работе был обобщен и систематизирован опыт миссионерской деятельности в Туве новейшего периода. Был изучен ранее опубликованные исторические источники, статьи, что позволило наиболее детально разработать заявленную тему исследования, реконструировать некоторые исторические события, охарактеризовать государственно-церковные отношения, дать оценку деятельности священнослужителей.
Решены следующие задачи:
– получены общие сведения по истории христианства в Туве со средних веков до ХХ века. Установлено, что христианство в данном регионе не имело широкого распространения.
– изучена информация о первых попытках православной миссии среди тувинцев. На основании данных Летописи Усинской миссии и Отчета священника Иоанна Штыгашева о поездке в Урянхайский край можно утверждать, что без системного подхода православная миссия среди тувинского народа не могла иметь значительного успеха.
– систематизированы имеющиеся сведения о первом православном приходе Тувы в с. Туран и развитии церковной жизни после установления протектората России.
– дано понятие православной миссии в регионе, где преобладает язычество; описаны ее формы направления деятельности.
– рассмотрена прямая проповедь о Христе (в формах квартирной и уличной миссии, когда миссионер подходит к человеку, чтобы заговорить с ним о Боге) как дело, способствующее личному спасению миссионера.
Изложенный в работе материал позволяет составить наиболее полное представление о миссионерской деятельности и начальном развитии православия в Туве, однако, заявленная тема требует более детальной разработки.
Данная работа обосновывает на основании Священного Предания и Писания Церкви то что прямая проповедь о Христе является добродетелью способствующей личному спасению миссионера.
Материалы исследования могут представлять интерес для миссионеров, религиоведов, студентов и преподавателей Духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
Данный труд может способствовать формированию положительного отношения к квартирной и уличной миссии у современных православных миссионеров и иерархов Русской Церкви и принести плоды в миссионерском служении.
Источники
1. Летопись Усинской миссии. / Сибирский архив, 1914, №1
2. Летопись Усинской миссии. / Сибирский архив, 1914, №10.
3. Штыгашев И. М. Поездка Матурского священника в Урянхайский край в 1913 году. – Абакан, 2006.
4. Юневич В. Церковная жизнь в Урянхайском крае // Енисейские епархиальные ведомости, 1915, №17.
5. Юневич В. Церковная жизнь в Урянхайском крае // Енисейские епархиальные ведомости, 1916, №2.
6. Летопись Усинской миссии. / Сибирский архив, 1914, №7—8.
Литература
1. Абаев Н. В., Хертек Л. К., Хомушку О. М. О роли религии в этнокультурной истории народов центральной Азии и некоторых проблемах духовно-культурного возрождения Тувы//Круг знания: Науч.-информ. Сб. – Вып. 2. – Кызыл, 1999.
2. Асочакова В. Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края. XVIII – первой четверти XIX в. (структура, личный состав, политика, идеологические функции) – Диссер… к. и. н. – Красноярск, 1999 г.
3. Вайнштейн С. И. Традиция и религия – в кн: Тувинцы – тоджинцы. И.; 1961, с. – 170 – 194. Хомушку О. М. Конфессиональный ландшафт Республики Тыва: проблемы, противоречия, тенденции // Информ-Плюс». – 2005.
4. Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. III, вып. 2. – Л.: Издание ГРГО, 1930.
5. Дацышен В. Г. Проблемы православной миссионерской деятельности в Туве во второй воловине XIX века. // Макарьевские чтения. Материалы шестой международной конференции. / Редколлегия.: Бабин В. Г. (отв. ред.) – Горно-Алтайск, 2007. С
6. Дацышен В. Г. Христианство в Монголии в XIX – начале XX века. // Россия и Монголия: новый взгляд на историю (дипломатия, экономика, культура). Сборник. – Иркутск: 2015.
7. Дацышен В. Г., Ондар Г. А. Саянский узел: Усинско-Урянхайский край и российско-тувинские отношения в 1911—1921 гг. – Кызыл: Республиканская типография, 2003. – с. 48. Люди Центра Азии II том, 2001.
8. Дементьев В. Становление православия в Туве. – Кызыл: 2011 – 15 с.
9. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского, книга десятая, издание Московской Синодальной Типографии, второе. Москва, Синодальная типография, 1913
10. Дьяконова В. П. Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л.: 1979. с. 56. Хомушку О. М. Религия в истории культуры тувинцев. – /Институт этнологии и антропологии РАН. Координационно-методический центр «Народы культуры», 1998. Сучков Ю. В. Материалы Туранской церкви как исторический источник. //Проблемы истории Тувы. / Отв. ред. Ю. А. Аранчын. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1984.– с. 163—173.
11. Конев А. Ю. Правовые аспекты конфессиональной политики в отношении народов Сибири в конце XVI – начале XVIII в. / Исторические, философские, политические и юридические науки. Культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. №12—3 (38).
12. Мирошникова Т. И. Миссионерская деятельность православной церкви в Енисейской губернии (вторая половина XIX в.) //Гражданская война в Сибири. Сборник докладов и статей научной конференции. Ноябрь 1999 г. /Отв. ред. М. Д. Северьянов. – Красноярск, 1999. Архангельский П. Об отношении духовенства к большевизму //Енисейские епархиальные ведомости. —1919 Г. – №2. —
13. Настольная книга православного миссионера. М.: Синодальный миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2014. – 248 с.
14. Николай Японский,.свт. Дневники: в 5 т. /Сост. К. Накамура. Т. 4. – СПб.: Гиперион, 2004.
15. Паркачев Алексей Леонидович. Курсовая работа. «История православия в Туве во второй половине XIX века —первой половине XX в.»
16. Татаринцева М. П. Архаичные элементы в образе жизни и культуре старообрядцев Тувы //Учен. Зап. / ТИГИ. – Кызыл, 2002. – Вып. XIX.
17. Феофан Затворник, свт., Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого» изд-во «Правило веры», Москва, 2006.
18. Феофан Затворник.,свт. Наставления в духовной жизни,. Издательство «Отчий дом». Москва, 1997.
19. Феофилакт Болгарский., блж. Толкование на деяния и послания святых апостолов в трех томах, Т. II.: толкование на послания апостола Павла, часть первая. М.: Сибирская благозвонница, 2014.
20. Феофилакт Болгарский., блж. Толкование на Святое Евангелие в двух томах. Т. II. Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна.: Сибирская Благозвонница; Москва; 2010.
21. Юневич В. Церковная жизнь в Урянхайском крае //Енисейские епархиальные ведомости. – 1915 г. – №17
Электронные ресурсы
22. Библия. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/biblia/ (дата обращения: 06.06.2020).
23. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. http://bible.optina.ru/new:mf:05:13(дата обращения: 06.06.2020).
24. Блаженный Феофилакт. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-luki/10(дата обращения: 06.06.2020).
25. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс] // URL:
26. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс] // URL:
27. Кызыльская епархия. Православие в центре Азии. [Электронный ресурс] // URL: http://pravtuva.ru/node/2630(дата обращения: 06.06.2020).
28. Миссионерский отдел Кызыльской епархии. [Электронный ресурс] // URL: http://misotdeltuva.cerkov.ru/2018/03/14/prijti-ko-xristu-znachit-nachat-novuyu-zhizn/. (дата обращения: 06.06.2020).
29. Миссионерский отдел. МДА. [Электронный ресурс] // URL: http://old.mpda.ru/missioner/photo/text/4670548.html(дата обращения: 06.06.2020).
30. Определение «О православной миссии в современном мире» [Электронный ресурс] // URL:
31. Православная миссия сегодня. Сборник статей и публикаций.
32. Православная миссия сегодня. Сборник статей. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pravoslavnaja-missija-segodnja-sbornik-statej-i-publikatsij/ (дата обращения: 14.06.2020)
с (дата обращения: 06.06.2020)
33. Святитель Димитрий Ростовский. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-dimitrija-rostovskogo/101
34. святитель Иоанн Златоуст. Беседа 59, Беседы на Евангелие от Матфея. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/59
35. Святитель Иоанн Златоуст. Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/vyborki/6
36. святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/155
37. Святитель Феофан Затворник. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном. [Электронный ресурс] // URL: http://bible.optina.ru/new:1kor:09:20(дата обращения: 06.06.2020).
38. Священник Георгий Максимов. Святоотеческое понимание миссии. [Электронный ресурс] // URL:
39. Священник Даниил Сысоев. Инструкция для ловца человеков. [Электронный ресурс] // URL:
40. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). О миссии из наследия Новомучеников. http://misotdeltuva.cerkov.ru/2018/03/14/aspekty-propovedi-cerkvi/
41. Священномученика Онуфрий (Гагалюк). [Электронный ресурс] // URL: https://dulevich-anton.livejournal.com/123691.html(дата обращения: 06.06.2020).
42. Статья. Даниил Костромин. Три недели в миссионерском стане в Туве. [Электронный ресурс] // URL: https://urinsight.pravoslavie.ru/63550.html(дата обращения: 06.06.2020).
MISSIONARY EXPERIENCE IN THE KYZYL DIOCESE
Dulevich Antony Igorevich
Abstract
This article deals with the missionary activity of the Russian Orthodox Church in the Republic of Tuva in the XX—XXI centuries.
Keywords
missionary, Republic of Tuva, Kyzyl diocese
Принципы миссионерской деятельности апостола Павла
Дулевич Антоний Игоревич
Руководитель миссионерского отдела Кызыльской епархии
antoniyvrn@yandex.ru
УДК 291.71
Аннотация
В настоящей статье рассматривается основополагающие принципы благовестнического служения апостола Павла.
Ключевые слова
миссионерство, апостол Павел, проповедь, евангелизация
Для цитирования: Дулевич А. И. Принципы миссионерской деятельности апостола Павла27 // Духовные ласточки. 2020. Т. 6. С. 48—89.
На сегодняшний день существует множество разных миссионерских наработок, методик, предложений. Создаются разные проекты, подстроенные под запросы современности. Но, зачастую предлагаются идеи, основанные не на опыте святых миссионеров и даже не на практике миссионеров современных. То есть, просто, предлагаются некие теории, реализация которых по замыслу идеологов, должна привести к успеху в миссии.
Глубоко убеждён, что все теории относительно принципов миссионерской деятельности должны иметь своё обоснование, прежде всего, в жизни и учении самых первых миссионеров – святых апостолов. К сожалению, идеи множества предлагаемых сегодня концепций сильно оторваны от описания того, как совершали свою проповедь ученики Христовы.:
Задача моей небольшой работы – анализ принципов проповеди святого апостола Павла и адаптация его опыта к современным реалиям.
Как писал святитель Николай Японский, заповедь «идите и научите» (Мф.28:19) дана Церкви, а значит, каждый православный христианин должен быть её исполнителем. В словах Христа «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святою Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». (Мф.28:19—20) все предельно просто: идите и научите. Во-первых, идите. Не сидите и рассуждайте, придумывайте, как и чем заманить человека в храм. И не ждите, пока они сами придут. Во-вторых, научите, а не завлеките. Да, конечно, есть ученики, который не слушают преподавателя, но это их выбор. Дело же преподавателя – преподавать. Дело миссионера – возглашать то, чему учили апостолы.
Почему для привлечения людей в храм сегодня придумываются разные современные «миссионерские» технологии?
Первая причина, как мне кажется, заключается в недоверии к Богу и незнании силы слова крестного (о слове крестном речь пойдёт во II части). Вторая причина – непонимание того, что настоящая миссионерская деятельность сопряжена с поношениями и страданиями, самопринуждениям сопутствующим делу и тяготам. Многим потенциальным делателем не хочется сталкиваться с такими трудностями, поэтому продумывается разные теории комфортной «миссии», когда она заключается в том, чтобы ограничиться тем, что дать слушателю листовку или книгу, или просто сказать что-то околохристианское.
Само же слово «миссионер» (лат. missio – посылать) дословно означает «апостол». Следовательно, говорить о миссионерстве, как таковом, без созерцания жизни апостолов не корректно. Как пример – святитель Феофан Затворник называл «апостолами» современных ему миссионеров: «Таковых соучастников и соучастниц много было во время проповеднических трудов святых апостолов, а потом их преемников и, наконец, по всей истории Церкви. Являются они и доселе. Наши апостолы на Кавказе и в разных местностях Сибири усердно трудятся, терпя всякую нужду и всякие лишения. Они продолжают дело Господа и святых апостолов»28. Апостолы Христовы шли туда, куда их не ждут, терпели поношения, каждый день имея готовность умереть за Христа. Они посвящали Христу не только всё своё время, но и душу и тело. Сегодня же бывает так, что группа людей раз в месяц молча раздаёт несколько сотен просветительских буклетов, делает фото на память с этой «акции», а потом называет себя «миссионерами»… Но настоящие апостолы жили иначе: «нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1Кор.4:9).
1. Дело миссии
1.1. Задача миссии – покорение народов вере
По словам апостола, всем народам возвещается некая тайна: «По откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере» (Рим.14:25)
Что же это за тайна? Святитель Феофан Затворник находит ответ на этот вопрос в послании к Ефесянам. ссылка Там Апостол Павел говорит о «тайне Христовой», которая не была возвещена прежним поколениям, но была открыта ученикам Христа. Суть же тайны в том, «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Еф.3:6). Апостолу была уготована честь возвещать эту тайну, как он пишет римским христианам, для покорения вере всех народов.
До пришествия Сына Божия на землю только иудеи имели богообщение. Остальные же народы были как бы обрезаны от созерцания откровений истинного Бога. И вот, после Боговоплощения и создания Церкви любой народ получил возможность приблизиться ко Творцу, вне зависимости от своего географического или политического положения, языка и культуры. Надо сказать, что и для самих Апостолов это стало неким открытием. Апостол Петр, после крещения языческого сотника Корнилия получил упреки от христиан из обрезанных. Когда же он пересказал им о том, как Бог открыл ему эту тайну и «выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян.15:18).
Вывод: Из слов Апостола можно выделить два важных момента. Первое – тайна должна быть возвещена всем народам. Второе – тайна должна быть не просто возвещена для информативности, а для того, чтобы народ был покорен, то есть вошел в мистическое Тело Христа, которое есть Церковь (Кол.1:24).
Покорение народов в вере – цель миссионерской деятельности, осуществляемой Вселенской Церковью. Святитель Николай (Касаткин), архиепископ Японский, толкуя призыв Христа научить и крестить все народы (Мф.28:20) говорил: «„Шедше во все языки, проповедите“ – сказано по настоящему времени никому иному на земле, как нашей Православной Церкви, преемнице Церкви Апостольской».29 Поскольку Русская Поместная Церковь является частью Вселенской Церкви, на неё также возложена обязанность благовествования, которое не должно ограничиваться лишь русским народом. Об этом также говорил тот же святитель Николай: «Итак, заботиться о явлении миру Православия, а для того о развитии заграничного миссионерства есть первейший долг наш, Богом наложенный на нас. Не в ущерб внутренним миссиям будет это, а, напротив, в большую им помощь и в вящее развитие их».30
Сегодня много говорится о том, что надо просвещать русский народ. Безусловно, это необходимо, но, ведь есть народы, которые и вовсе не слышали о Христе. Про русский народ такого не скажешь, ведь, в большинстве городов есть храмы, которые напоминают о Христе, по разным статистическим данным, более 75% россиян крещены. Конечно, среди них множество людей не воцерковленных, но, тем не менее, все они слышали про Христа и Его Церковь. Апостольская же миссия заключается в возвещении крестного слова (об этом мы поговорим дальше), которое является новостью в первую очередь тем, кто живет вне христианской культуры.
Такого же мнения о полезности внешней миссии для развития внутренней был довольно известный святой – священномученик Иоанн Восторгов: «Россия призвана быть орудием Христовой Церкви, она исторически и географически была поставлена и предназначена к тому, чтобы быть светом для языков, и расширение ее пределов было часто не только бесполезно, но вредно для нее политически, но необходимо для ее апостольско-просветительного назначения и призвания. Иначе она задохнулась бы в пределах узких своих земных интересов и была бы народом-карликом, а не народом великаном, которому судил Господь великое и мировое дело, великое и мировое призвание».31
1.2. Проповедь сопряжена со страданиями
В Апостольских посланиях немало мест, в которых говорится о том, что дело благовестия неименуемо связано со страданиями проповедников. Из всех Апостолов только Иоанн Богослов умер своей смертью, а остальные были убиты. Чтобы охарактеризовать нелегкий миссионерский путь апостола Павла, (будет достаточно одной цитаты: «Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор.11:23—27).