Книга Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я - читать онлайн бесплатно, автор Галина Петровна Шалаева. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я
Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я

Обычно дети, склонные к вандализму, вырастают в семьях, в которых мало семейной гордости или семейного согласия, и у этих детей, как правило, неудовлетворительные дела в школе. Нетрудно понять, почему эти ребята, чувствующие себя отверженными, склонны организовывать собственные группы и совершать действия, идущие вразрез с интересами общества. Однако вспышки вандализма иногда случаются и среди ребят из благополучных, состоятельных семей. В таких случаях мотивы намного сложнее.

Помимо материального разрушения, совершенного вандалами, их действия влияют на психику детей младшего возраста, которые восхищаются дерзкими поступками вандалов.

Школы, знающие об источниках вандализма в своем районе, стараются предотвратить его. Спорт, занятия прикладным искусством и другие виды творческой активности призваны дать всем детям шанс найти удовлетворение в конкретных достижениях и развить высокую степень мастерства.

Великодушие

Умение быть великодушным – это одно из качеств, которое родители поощряют у своих детей. Под великодушием у маленьких детей они понимают готовность делиться, и им приятно, когда малыш может поделиться игрушками с другими детьми. Позже родители бывают удовлетворены, когда их дети-школьники легко отдают что-то свое или тратят часть своих карманных денег на подарок члену семьи или другу.

Однако великодушие шире способности делать подарки или делиться вещами. Это также и комплекс духовных качеств, таких, как доброжелательность, терпимость, доброта, сострадание к другим, умение прощать. Такие качества связаны с глубокими чувствами человека по отношению к другим людям. Они развиваются в ребенке из его опыта отношений с другими, сначала дома, а затем вне его, и являются частью развития его личности.

Когда ребенок начинает чувствовать себя членом семьи, он через свои собственные чувства ощущает потребность понимания и сочувствия со стороны других. Если он кричит от боли или сердит на кого-то, ему нужно сочувствие взрослых. Хотя родители, возможно, не одобряют его поведения, они с пониманием относятся к причинам, толкнувшим его на этот поступок, и показывают, что прощение возможно. Когда ребенок опечален, ему нужна готовность родителей выслушать и помочь справиться с тем, что его беспокоит. Когда он счастлив, семья готова разделить с ним его радость. Становясь внутренне более сильным и зрелым, он обнаруживает, что эта способность соучастия проявляется у человека в двух формах. Он находит, что может быть счастлив счастьем другого человека, а когда оказывает моральную поддержку тому, кто в этом нуждается, то получает в ответ добрые чувства. Может быть, друг обидел его по недомыслию или непониманию, и тогда он выясняет все с ним и прощает. Осознав свои собственные недостатки, способность обижать других под влиянием импульса, который он не может сдержать, он учится терпимости и умению прощать те же недостатки у других. У отцов и матерей есть возможность помочь ребенку усвоить эти уроки душевной щедрости. Если между родителями и детьми поддерживались близкие отношения до школы, мальчик или девочка поделится с ними обидой, расскажет о несправедливом отношении. Ребенок может почувствовать, что товарищ, учитель или группа ребят были несправедливы. Мать или отец должны помочь ребенку понять поведение других по отношению к нему и ответить великодушием вместо желания обидеть в ответ. Конечно, нанесенная обида заслуживает того, чтобы выразить возмущение, но ребенок должен быть готов понять, что ответное зло не оправдывается первым.

В обществе, где деньги и материальные возможности играют такую важную роль, великодушие часто интерпретируется как щедрость в подарках. Во многих семьях этот вид щедрости невозможен для детей. Ребенку больно чувствовать, что его могут судить по размеру его подарка, и знать, что он не может предложить более дорогой. Для того, чтобы быть счастливым, став взрослым, очень важно в детстве узнать, что щедрость означает умение отдавать себя наравне с деньгами. Конечно, приятно преподнести дорогую вещь, но часто небольшой, заботливо выбранный или любовно сделанный собственными руками подарок может доставить не меньше удовольствия.

Люди со щедрой душой всегда пользуются любовью за свое дружелюбие, общительность, сочувствие, понимание и готовность поделиться даже тем малым, что они имеют.

Венерические болезни

Мальчики и девочки, достигшие периода полового созревания, должны знать о болезнях, которые передаются при половых сношениях. Курсы обучения гигиене, книги и брошюры являются источником основных сведений о них. Но факты о венерических болезнях, особенно если их слишком усугублять, могут напугать молодых людей. Эту информацию следует давать беспристрастно, чтобы не испортить ощущения теплоты, любви и счастья, необходимого для здорового отношения к сексу. Страх и отвращение не только не дают эффекта, но и наносят вред и поэтому не должны присутствовать при таком обучении.

Лучше всего, если молодые люди узнают о венерических болезнях от своих родителей. Разговор может начаться, когда подросток, встревоженный прочитанным или услышанным, приходит домой с вопросом. Если информацию ему дают в виде обучения общим основам здоровья, не заостряя внимания на сексуальных вопросах, касающихся его самого, он, вероятно, выслушает все спокойно, без страха, стыда или волнения.

Основные венерические болезни – сифилис и гонорея – передаются почти всегда половым путем. Обе они излечимы, иногда даже за несколько дней, благодаря применению новых лекарств. Необходимо знать, что чем раньше начинается лечение, тем выше шансы на быстрое выздоровление. Вот основные симптомы этих болезней.

Сифилис. Примерно через три-шесть недель после попадания в организм микробов на месте инфекции (преимущественно на гениталиях) появляется твердая на ощупь ссадинка или язвочка, называемая «шанкр». Эта язвочка обычно заживает, и где-то через шесть недель появляется вторичный симптом – сыпь. Поэтому как только появилась язвочка (или даже раньше, если была причина думать о возможном заражении), необходим врачебный осмотр. На этой ранней стадии обычный метод диагностики – обследование под микроскопом соскоба частиц из шанкра. Если ко времени обращения к врачу уже появились вторичные симптомы болезни, тогда наиболее распространенным методом диагностики является тест крови, известный под названием «реакция Вассермана».

Гонорея. Наиболее типичным симптомом, появляющимся примерно через три-шесть дней после заражения, является ощущение жжения во время мочеиспускания. Затем следуют гнойные выделения из половых органов. Мужчины обычно замечают эти признаки раньше женщин. Сейчас известно, что многие типы воспалений половых органов, раньше относившихся к гонорее, имеют другие причины. Поэтому особенно важно тщательное обследование девочки с такими симптомами. Только врач, после обследования выделений под микроскопом, может поставить диагноз.

Вздрагивания у новорожденных

Родители, внимательно наблюдающие за своим новорожденным малышом, могут беспокоиться, когда он неожиданно резко откидывает голову, разбрасывает ноги и руки, растопыривает пальцы. Длится это всего секунду. У некоторых новорожденных наблюдается дрожание, когда они возбуждены, или подергивания во сне.

Обычно новорожденные вздрагивают от громких звуков, неожиданных прикосновений. Однако это может наблюдаться и без внешних причин. В зависимости от интенсивности и продолжительности возбудителей за вздрагиванием следует плач.

Не стоит волноваться – все это нормальные рефлексы новорожденного, которые со временем исчезают.

Визиты в гости

Визиты в гости играют важную роль в жизни каждого ребенка. Они служат хорошей практикой для малыша в умении находиться и вести себя вне дома и без родителей.

Ребенка можно начать водить в гости еще в дошкольном возрасте. Например, в гости к его такому же маленькому товарищу. Он легче привыкает к этому, если в первые посещения мать или отец побудут рядом. Затем, когда ребенок освоится, его можно оставить на час-другой одного. Никогда не следует уходить украдкой, без прощания, иначе ребенок будет бояться следующих визитов. Со временем он сможет оставаться в гостях у родственников или друзей на выходные дни или даже на каникулы.

Возраст, с которого ребенка можно начинать водить в гости, зависит от целого ряда факторов. Менее самостоятельный от природы ребенок хуже привыкает к новым местам и людям. Но если родители достаточно регулярно водят его в гости и это общество ему приятно, то после каждого нового посещения он будет приобретать больше уверенности в себе.

Главная ценность визитов в том, что ребенок обретает уверенность и некоторую самостоятельность. Каждый крошечный младенец нуждается в почти постоянном присутствии матери, однако с возрастом дети должны приобретать независимость, и практика адаптации к пребыванию вне дома является одним из средств достижения этой цели.

В гостях ребенок также узнает, что другие дома отличаются от его собственного и живущие в них люди имеют свои привычки, порядки, обычаи, семейный уклад. Для того, чтобы действительно чувствовать себя комфортно в любой обстановке, дети должны иметь достаточно опыта, чтобы принимать эти различия как должное и легко приноравливаться к ним.

После первых визитов мальчики и девочки приобретают опыт поведения в обществе и редко нуждаются в указаниях о воздержании от бестактных замечаний. Большинство детей склонны вести себя по-взрослому и вежливо вне дома и совершенно лишены скованности и застенчивости. Но есть и сверхробкие дети, которые, попав в чужой дом, могут решить, что их бросили. Даже если такой малыш знает, что мать в конце концов вернется, пребывание в незнакомой обстановке для него равносильно пытке. Поэтому первые визиты в гости должны быть краткими. Кроме того, если ребенку становится не по себе, мать должна сразу же забрать его домой. Конечно, родителям следует быть уверенными, что взрослые, с которыми они оставили своих детей, – добрые, сердечные люди, на которых можно положиться.

Хотя при посещениях других семей дети иногда могут приобрести неудачный опыт, это тоже является этапом взросления. Ведь родители не всегда бывают рядом, чтобы защитить их. В целом, широкий кругозор и чувство уверенности в себе, которые дети приобретают во время визитов, более ценны, чем любая тщательно подвергнутая цензуре обстановка.

Вирус

В повседневном употреблении под термином «вирус» иногда все еще подразумевают непонятную причину неясной болезни. На самом деле вирус – это заразная частица, которую современный ученый может увидеть с помощью электронного микроскопа и во многих случаях опознать как причину определенной болезни.

Некоторыми известными вирусными болезнями являются обыкновенная простуда, грипп, свинка, ветряная оспа, полиомиелит, корь. Например, оспа – это вирусная болезнь, взятая под контроль благодаря применению вакцины. Идет постоянный поиск возможностей подобной иммунизации и против других болезней, вызываемых вирусами.

Витамины

Витамины, даже в незначительном количестве, крайне важны для хорошего здоровья, поэтому родители стараются давать детям правильно приготовленную, богатую витаминами пищу, чтобы обеспечить их всем необходимым для развития организма. Исключение составляют витамины С и D. Ребенка постарше достаточным количеством витамина С снабжают обычные продукты, как, например, цитрусовые, листовые овощи, картофель, томаты. Малышу же в грудном возрасте хорошо давать апельсиновый сок. Если дети не любят апельсиновый сок или потребляют его в недостаточном для суточной нормы количестве, используется концентрат витамина С. Для получения достаточного количества витамина D не следует рассчитывать только на питание и воздействие солнечных лучей. Разумно давать ребенку, пока он растет, различные синтезированные препараты этого витамина. Однако концентраты витаминов должны использоваться только по рекомендации врача, который уделяет особое внимание дозировке. Передозировка витаминов в лучшем случае не приносит пользы, а в худшем – дает отрицательный эффект.

Продукты могут терять большую часть витаминной ценности в результате хранения, рафинирования, обработки. Для того чтобы лучше сохранить витамины, важно помнить следующее.

1. Свежие овощи должны покупаться действительно свежими и долго не храниться.

2. Существует прямая связь между интенсивностью окраски зеленых овощей и содержанием в них витаминов. Наружные зеленые листья салата содержат в 20–30 раз больше витаминов, чем бледные внутренние. В сердцевине намного меньше витаминов.

3. Замороженные продукты, оттаявшие перед приготовлением, и консервированные, хранившиеся в теплом месте, теряют значительное количество витаминной ценности.

4. Окисление вызывает потерю витаминов. Пища, которая измельчается и слишком часто помешивается во время приготовления, подвергается большему воздействию воздуха и, следовательно, окислению.

5. Некоторые фрукты и овощи, например яблоки и картофель, содержат наибольшее количество витаминов непосредственно под кожурой, и их лучше есть или готовить с кожурой.

6. Фрукты и овощи надо варить в как можно меньшем количестве воды и как можно быстрее. Приготовленная в герметичной кастрюле-скороварке пища почти не теряет витаминов.


Некоторые важные витамины


Внутренний голос совести

Внутренний голос совести – один из источников детского беспокойства. Поначалу совесть, или авторитет, дети связывают с родителями, то есть считают, что это находится не в них.

Постепенно ребенок наблюдает за реакцией папы и мамы на свои поступки. Стараясь сохранить их любовь, он реагирует на их чувства и таким образом учится вести себя. Когда он еще совсем маленький, он валит всю вину на собачку, кошку, приятеля или даже игрушку. Но постепенно он впитывает все услышанные «да» и «нет» и составляет кодекс поведения, который в конце концов становится его совестью.

К шести годам у ребенка есть вполне сложившаяся совесть, которая дает о себе знать. Теперь он проводит большую часть дня в школе, где он должен нести ответственность за свои поступки. Частично он к этому готов, но вместе с тем он может не успеть добежать до туалета, способен иногда просто «взять» что-то у другого ребенка, а также солгать, чтобы избежать наказания. Огрехи поведения будут случаться, особенно в стрессовых ситуациях; их не следует считать недостатками в воспитании, а следует рассматривать как возможность, предоставившуюся родителям, чтобы выразить ребенку свою лояльность и помочь ему найти в себе силу, чтобы проявить чувство ответственности. Потому что ребенок не просто хочет быть любимым своими родителями, но он также хочет чувствовать уважение к самому себе, он хочет быть в согласии с собой. Это первый урок, который малыш получает от родителей, именно они составляют ему кодекс поведения.

Если ребенок в разладе со своей совестью, он может пугаться своих собственных мыслей о том, что он плохой, что его никто не любит и т. д.

Медлительность, с которой ребенок укладывается спать (мучительная для усталых родителей), беспокойство ночью, ночные кошмары, плохие сны часто являются признаками детского беспокойства, его боязни оказаться нелюбимым своими родителями и не защищенным ими. Когда он останется один в постели, страшные мысли лезут ему в голову, и он уже не может защититься игрой, как он это делает днем. Поэтому малыш не хочет ложиться спать, опасаясь, что страхи нагрянут на него ночью, когда он уснет.

Быть уверенным в любви родителей, быть защищенным ими, чувствовать, что отвечаешь их ожиданиям, и жить в согласии со своей совестью – все это немалые достижения ребенка.

Водянка яичка

Нередко у новорожденных мальчиков яички в мошонке окружены лишней жидкостью, вызывающей сильное вздутие. Иногда это случается и с младенцами постарше. В подавляющем большинстве случаев это состояние проходит по мере роста малыша и не должно вызывать особого беспокойства. Мальчик постарше, у которого развилась водянка яичка, может нуждаться в лечении, возможно, операции. В любом случае рекомендуется осмотр врачом для того, чтобы поставить точный диагноз: водянка это или грыжа.

Возбудители инфекций

Родители иногда очень обеспокоены чистоплотностью своего малыша, боясь окружающих его микроорганизмов, называемых микробами. Разумно оберегать младенца от контактов с простуженными детьми или взрослыми, но при этом избегая крайностей. С одной стороны, даже у новорожденных есть сопротивляемость микробам, которая возрастает по мере взросления. С другой, хотя разумно не целовать малыша в губы, но запрещать поцелуи в щечку или лоб – значит лишать его одной из величайших потребностей – физического выражения любви и нежности.

Излишнее беспокойство по поводу микробов может также отрицательно отразиться на малыше и позже, когда он начнет исследовать окружающие его предметы. Когда младенец тянет погремушку в рот, он хочет выяснить, каков этот завораживающий предмет на вкус. Конечно, погремушку надо помыть, если она валялась на полу. Но если малыш просто играл с погремушкой у себя в коляске или манеже, микробы на ней, скорей всего, его собственные и поэтому безвредные.

Иногда, даже если сами родители спокойны относительно микробов, ребенок может вдруг забеспокоиться о них. Возможно, школьный товарищ рассказал ему об этих невидимых опасных волшебных штучках. Мать или отец в наиболее доступной форме могут объяснить ребенку, что микробы реально существуют везде и что есть как безобидные, так и «плохие» микробы. Если не относиться к этой теме небрежно, но и не придавать ей слишком большого значения, ребенок, вероятнее всего, скоро забудет свои опасения, так как решающим все же является мнение родителей.

Вознаграждение

Дети получают большее удовлетворение, когда делают что-то ради самого дела, а не за награду. Родителям, желающим, чтобы их дети освоили, например, игру на фортепьяно или вид спорта, легче этого добиться, если дети учатся ценить эти занятия сами по себе, а не связывают их с призами или наградами.

Когда-то многие считали, что мальчики и девочки быстрее усваивают что-то, если их награждают, и поэтому им платили за работу по дому, хорошие школьные оценки, усвоенные гаммы на фортепьяно.

Однако родители обнаружили, что этот механизм сначала срабатывает, а затем застопоривается и даже дает обратный результат. Вначале девочке нравится накрывать на стол и получать какую-то мелочь, но спустя некоторое время работа ей надоедает, и, больше нуждаясь в деньгах, она требует уже большего. В результате девочка будет думать об этой работе как о чем-то, что можно сделать только за плату. В этом случае она ничего не поймет о своей ответственности как члена семьи.

Однако нужно считаться с тем, что мальчики и девочки оценивают достоинства и умения иначе, чем их родители. Детям часто нужен дополнительный побудительный мотив, небольшое искреннее одобрение. Но можно дать это и без вознаграждения, платы или подкупа: например, маленький ребенок, заправив постель, обычно ждет, что его похвалят. Какое-то время наиболее действенным приемом могут быть ежедневные проверки (скажем, отцом), проводимые в веселом настроении. Одобрение родителя – достаточная награда.

Если визит к зубному врачу или парикмахеру испортил настроение ребенку, мать может улучшить его, сказав: «Хорошо, что все закончилось. Давай поедим мороженое, чтобы отпраздновать это».

Точно так же разумна дополнительная похвала ребенка за особые достижения, например за овладение трудным предметом в школе. Настроение, с которым это сделано, очень важно. Если наградой будут подарок или деньги, ребенок запомнит только это. Если же вся семья отпразднует это событие торжественным ужином, пикником или походом в кино, у ребенка отложится в памяти ощущение этого праздника и гордости за свое достижение. И в дальнейшем это ощущение в нем самом и у всех, кто его любит, будет для него достаточным побудительным мотивом.

Волдыри

Небольшое раздражение на коже может привести к образованию волдырей. Если ребенок надевает кроссовки без носков, особенно в жаркий душный день, то к вечеру на пятке или пальце может появиться волдырь.

Чаще всего он проходит сам собой, его не надо трогать, но если он прорвался, промойте ранку водой с мылом.

Если волдырь причиняет боль или неудобство, проткните его иголкой, простерилизованной спиртом или на огне, осторожно выдавите из него жидкость на стерильную салфетку и забинтуйте.

Обратитесь к врачу, если волдырь большой или если начинается нагноение.

Воображаемые страхи

Родители бывают обеспокоены тем, что их ребенок вдруг начинает испытывать страх, услышав, казалось бы, давно знакомый шум: журчание воды в бачке унитаза или жужжание мотора холодильника. Ребенок может вздрогнуть и даже расплакаться. Мама должна успокоить малыша. Ребенок, конечно, успокоится на руках у матери, но, вероятно, потребуется вновь приучить его к прежним звукам, которые теперь стали пугать его.

Гораздо труднее справиться с внутренними страхами, которые подступают незаметно или, наоборот, появляются неожиданно безо всякой видимой причины. Понятно, почему ребенок боится огня: его действие ему известно. Но почему ребенок начинает кричать, когда он слышит рев проезжающей мимо пожарной машины, если он никогда не видел пожара? А почему ребенок боится, что какое-то чудище придет ночью и убьет его? Потому что у каждого ребенка есть еще и воображаемые страхи. Они иногда быстро проходят, иногда задерживаются надолго, обретая причудливые формы. Иногда подобные страхи проявляются в ребенке в скрытой форме; он становится агрессивным, нападает на других, просто потому, что он боится, что его обидят, и как бы предвосхищает нападение. Находясь под гнетом страха, ребенок может замолчать, углубиться в себя, стать пассивным, перестать играть с детьми. В каких-то случаях он может стать чрезмерно послушным, чрезмерно аккуратным, чрезмерно отзывчивым не потому, что он нравственно вырос и достиг совершенства, а потому, что испытывает дискомфорт и страх.

Причиной детских страхов является ограниченный жизненный опыт и детская логика. Страхи возникают у ребенка в результате ощущения им своей беспомощности, абсолютной зависимости от взрослых, что заложено в природе его развития. Причины страхов можно разделить на три группы: 1) боязнь потерять любовь взрослых; 2) ожидание наказания за какой-то промах или за плохое поведение и 3) испуг, связанный с чувством своей вины за что-то. Все это многие дети ощущают уже к шести годам.

При рождении ребенок полностью меняет среду обитания. И поэтому первое его беспокойство связано с физическими неудобствами: ему хочется есть; ему холодно, и он нуждается в тепле. Может быть, не совсем справедливо называть потребность страхом, но именно потребность ребенка рождает первое неудобство, потом тревогу, боль и, наконец, ужас. К счастью, это последнее состояние совсем не обязательно, но если ребенок не получает пищи, когда он голоден, или получает такую пищу, которая не дает насыщения, у малыша достаточно оснований «испугаться», потому что его начинает мучить голод. Для младенца любовь значит еда, поэтому он полностью зависит от любви своей матери. Поскольку у новорожденного еда и любовь – это одно и то же, то и отсутствие мамы предполагает голод и тревогу. Мама ассоциируется с сытостью и комфортом, вот почему ее отсутствие так огорчает ребенка.

Если соблюдать режим кормления, ребенок уже в полгода, видя, что мама готовится кормить его, начинает улыбаться. Это создает у него ощущение доброты окружающего мира. Несвоевременное получение ребенком еды может впоследствии вылиться в ощущение лживости окружающего мира, он может почувствовать себя покинутым и ненужным. И эти неприятные ощущения могут проявиться сильнее или слабее в зависимости от длительности такого состояния дискомфорта. Если ребенку лишь изредка приходится ждать кормления и волноваться, это не значит, что у него разовьется неприятное ощущение. Если взрослые реагируют на зов ребенка немедленно и с должным вниманием, беспокойство малыша никогда не станет причиной его тревог в будущем.

Воображение

Образная игра является важной частью жизни почти любого ребенка. Примерно в возрасте двух лет почти все дети включают в игру воображаемые предметы, пытаются взять руками продукты и игрушки, нарисованные на картинках в книжках. Позже они представляют себя поездами, пароходами, машинами или животными. Многие дети – и те, у кого есть младшие братишки и сестренки, и те, у кого их нет, – любят играть в младенца, делая вид, что они не могут ходить и пьют из соски.